Современные проблемы науки и образования. Поддержка детской инициативы в различных видах деятельности Воспитание в семье

Презентация: Развитие познавательной инициативы детей раннего возраста в изобразительной деятельности

Развитие детской инициативы одна из актуальных тем на сегодняшний день, а поскольку у детей очень развит интерес познать что-то новое мы решили посмотреть как можно развивать инициативу у детей в раннего возраста в изобразительной деятельности.

Одно из условий развёртывания детьми самостоятельной деятельности - оснащение групп нужным оборудованием и пособиями, удобное их расположение

В уголке творчества мы собрали различные средства художественной деятельности и материалы, в том числе и нетрадиционные:

*широко представлены изобразительные и пластические материалы знакомые детям;

*бумага разного цвета, формата, фактуры;

*аппликативный материал (клей, ножницы, линейки и т. д.);

*трафареты, силуэты;

* дидактический материал, образцы, схемы и т. д.

Первоначальные ростки творчества появляются у детей на занятиях, если для этого созданы необходимые условия. Очень важно доверять ребенку те задания, которые ему по силам и которые он в своем раннем возрасте выполняет охотно.

С помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности, поэтому целесообразно организовывать работу с детьми с применением нетрадиционных способов.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. А главное то, что нетрадиционная техника играет важную роль в общем психологическом развитии ребенка.

Для того чтобы завлечь ребенка обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, желание помочь. Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам изобразительной деятельности и, дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Малыши воспринимают занятия изодеятельностью как новый, необычный и интересный опыт.

Маленького ребёнка поначалу мало интересует результат, ему интересен сам процесс. Тем не менее, даже такой карапуз уже способен по-своему оценить прекрасное и готов создавать собственное произведение искусства.

Так для детей раннего возраста подходит пальцевая живопись.

Терапевтический эффект пальцевой живописи наблюдается не только в момент создания, но и в последующем, являясь мощной позитивной доминантой. Как заверяют психологи, у ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти, зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.

Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи: рисование, пальчиком возможно на песке, манке, пальчиковыми красками одни из первых наших работ были «Цветы на окне», «Листопад».

Рисование ладошкой вызываем не менее яркие эмоции у детей, так с помощью волшебных ладоней были созданы следующие работы «Аквариум», «Золотой петушок», «До свидания лето»

С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, как проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов.

Раскрывать изобразительные возможности тех или иных материалов, их многообразие и варианты комбинирования следует постепенно, но так, чтобы у ребенка по возможности возникало ощущение встречи с чудом. Это повышает интерес ребят к процессу изобразительной деятельности и его результатам. Одна из таких работ «Природные явления»

Рисования штампами, нравится всем без исключения детям и даже взрослым.

Рисуя этим способом, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать

Рисование штампами способствует развитию у детей:

Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

Внимания и усидчивости;

Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Ватными палочками «Любимая игрушка»

Яблоками «Компот»

Фигурными штампами «Бусы для мамы»

Поролоновыми штампами «Цветок желаний»

Аппликация из песка из цветного песка Работать с песком одно удовольствие, а готовые картины получаются просто шикарными. Детям любого возраста нравится возиться с песком: сыпать его, выбирать цвета, разравнивать, а главное стряхивать. развивать чувство цвета, творчество, фантазию, мелкую моторику пальцев рук, «Елочка красавица», «Фрукты»

Накладная аппликация способствует развитию творчества, созданию образа из готовых деталей, развивает эстетическое восприятие, творческие способности, аккуратность «Платье для матрешки», «Божьи коровки» аппликация с элементами конструирования

Мозаика успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы «Весна», «на лужайке»

Обрывная аппликация Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной,»«Утята на прогулке», «Кораблик для Зайчика»

Формируя у детей умение, самостоятельно работать, творить, думать, фантазировать мы способствуем тому, что жизнь ребёнка становится более интересной, содержательной, насыщенной. Очень хочется, чтобы наши дети смотрели и видели мир глазами творца и созидателя.

Смирнова Евгения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №18 "Звездочка"
Населённый пункт: г. Воркута, Республика Коми
Наименование материала: Эссе
Тема: «Развитие инициативы и творческого потенциала у детей дошкольного возраста на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в изобразительной деятельности посредством использования нетрадиционных техник рисования»
Дата публикации: 19.03.2019
Раздел: дошкольное образование

«Развитие инициативы и творческого потенциала у детей дошкольного возраста на основе

сотрудничества со взрослыми и сверстниками в изобразительной деятельности посредством

использования нетрадиционных техник рисования»

Смирнова Евгения Александровна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №18» г. Воркуты

Та страна, которая будет учить своих детей искусству,

превзойдет все остальные

Дошкольный возраст – яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в

этом возрасте ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением

открывающего для себя такой незнакомый, но удивительный окружающий мир. Именно в этот

начинается

социализации,

устанавливается

природы, предметным миром, а значит, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим

ценностям. В связи с введением в действие Федерального государственного образовательного

стандарта

дошкольного

образования

возникла

необходимость

обновления

повышения

качества

дошкольного

образования,

направленного

выявление

развития

способностей, творческого и познавательного потенциала детей.

Согласно

Федеральному

государственному

образовательному

стандарту

дошкольного

образования

приоритетных

является

развитие

способностей

творческого

потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.

В связи с этим ключевая роль педагога – создание условий для формирования гармоничной,

духовно богатой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками

культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению.

Формирование

культуры

личности

происходит

процессе

художественно-

эстетической деятельности. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в

изобразительной деятельности дошкольников. Из всех ее видов рисование является едва ли не

самым интересным видом деятельности для дошкольников.

Современные

психолого-педагогические

исследования

убедительно

доказывают,

рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить

своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность

закрепить

процессе

рисования

совершенствуется

наблюдательность,

эстетическое

восприятие,

эстетические

художественный

творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного

процесса на РАЗВИТИЕ ребенка, учет его личностных особенностей, индивидуальной логики его

развития.

особенностью

развитию

творческого

потенциала

дошкольников

Развитие у ребенка позиции активного участника в творческой деятельности;

Ориентир на возрастные и индивидуальные особенности, т.е. на конкретную ситуацию

развития ребенка;

Учёт детских интересов и предпочтений;

развитие инициативы и самостоятельности, т.е. личностных качеств ребенка, что позволит

достичь целевых ориентиров, обозначенных во ФГОС ДО.

Наиболее полно эту задачу можно осуществить в процессе продуктивной деятельности.

Важно лишь побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто

могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. Таким стимулом по праву

может являться рисование с использованием нестандартных техник. Нетрадиционные техники

это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы,

выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном

рисунке, дошкольники учатся мыслить, самостоятельно решать, какую технику использовать,

получился

выразительным.

нетрадиционные

техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции,

дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и

способами

изображения

предметов

окружающего

получает

возможность

выбора, и чем

разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать.

Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не

просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию

творческого воображения.

В своей работе в соответствии с возрастными особенностями я активно использую самые

разнообразные нетрадиционные техники рисования:

Младший дошкольный возраст:

Рисование руками, ладошками, пальцами, ребром ладони, кулаком

Оттиск печатями из картофеля, моркови, пенопласта

Рисование ватными палочками

Средний дошкольный возраст:

Тычок жесткой полусухой кистью

Печать поролоном, пробками

Восковые мелки и акварель

Свеча и акварель

Печатки листьев

Рисунки ватными палочками, мятой бумагой

Монотипия предметная

Старший дошкольный возраст:

Кляксография

Монотипия пейзажная

Рисование солью, песком, манкой, мыльными пузырями, мятой бумагой

Ниткография

Тиснение

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности

образов в детских работах. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость,

они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим,

изображая

кружащиеся

листочки,

опускающиеся

снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и

перспектива самостоятельного выбора. Они готовы многократно повторить то или иное действие.

И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы

демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

В данном взаимодействии, мною были продуманы этапы и направления работы с детьми:

накопления

обогащения.

Накопление

сенсорного,

эмоционального,

интеллектуального опыта является основой для творчества.

2. Этап подражания и имитации. Происходит освоение эталонов творческой деятельности,

ее способов, технологий и средств. Главное на этом этапе – активизация имеющегося опыта

ребёнка в эстетическом образовательном пространстве.

3. Этап преобразований. Применение освоенных эталонов и их трансформация в новых

условиях в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями дошкольников.

альтернатив.

Направлен

индивидуализацию

творческой

деятельности,

самостоятельное выражение художественных образов.

Обучение

нетрадиционных

рисования

происходит

следующих

направлениях:

от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному

рисованию;

от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более

использования

готового

оборудования,

материала

применению

необходимо самим изготовить;

от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

применения

использованию

смешанных

изображения;

индивидуальной

коллективному

изображению

предметов,

нетрадиционной техники рисования.

Развитие

художественно-творческих

способностей

рассматривается

образовательной

«Художественно-эстетическое

развитие»

осуществляется

основных формах:

Непосредственно образовательная деятельность;

Самостоятельная деятельность детей;

И, конечно, совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником.

В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как: беседы,

путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки

рисунков, конкурсы, развлечения.

Побудить ребенка к деятельности возможно с помощью таких методов и приемов, как:

игра, которая является основным видом деятельности детей;

сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и

приглашает ребёнка отправиться в путешествие;

откажутся

почувствовать себя значимым;

музыкальное сопровождение, художественное слово.

желательно

эмоционально

объяснять

действий

показывать

изображения.

привлекают

нетрадиционные

материалы,

разнообразнее

художественные

материалы,

интереснее

работать.

рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов,

главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с

передавать

пропорции,

сравнивать

величину

сопоставлять

натурой, с работами сверстников. В процессе рисования дети учатся рассуждать и делать выводы.

Происходит обогащение их словарного запаса. В связи с этим, особое внимание следует обратить

на такое понятие, как «восприятие». Ребенок по-своему воспринимает художественные образы,

обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.

Одна из главных задач в этом направлении - развитие эмоциональной отзывчивости. Через

сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-

эстетической культуры личности дошкольника.

Совместная

художественно-творческая

деятельность

воспитанниками

основана

системно-деятельностном

способствует

развитию

индивидуальных

способностей

становится

активным

деятельности,

становится

субъектом

деятельности,

соответствует

требованиям ФГОС ДО.

Развитию

творческого

воображения

повышение

интереса

изобразительной

деятельности будет способствовать использование современных развивающих технологий:

личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);

коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

проектная деятельность. Так, нами был реализован проект «Овощи и фрукты - полезные

продукты»,

(фруктов)

наблюдали,

придумывали способы его использования, все это фиксируя в дневнике и изобраая его

разыми способами и техниками.

Организуя

педагогический

обращаем

внимание

художественно-эстетической деятельности с разнообразными играми. Поэтому предусмотрено

создание изображений предметов для игр: «Красивые салфетки в кукольный уголок», «Угощение

для игрушек», «Подарки игрушкам», «Поделки для кукол» и др.

значение

эмоциональное

благополучие

процессе

формирование у ребенка уверенности в своих возможностях уважительное отношение взрослых к

результатам детской художественной деятельности. Поэтому при организации образовательной

деятельности я уделяю внимание такой форме работы, как выставки детских и совместных работ

по темам: «Дары осени», «Осенние краски», «Мастерская Деда Мороза», «Пасхальное чудо». В

результате у детей формируется уверенность в своих возможностях; дети активно используют

средства выразительности для образности рисунка; воплощают в художественной форме свои

представления,

переживания;

совершенствуют

изобразительные

экспериментируют с разными художественными материалами; развивают творческую фантазию.

Работы детей служат украшением группы, приемной. В группе постоянно действует выставка,

готовятся подарки к праздникам, что оказывает положительное влияние на интерес к творчеству.

Часто к нам в гости приходят любимые герои - Смешарики, Фиксики и др., которым нужна

помощь (они чего-то не знают, допускают неточности и т.п.), тем самым появляется мотив

деятельности, который помогает ее организовать.

Формированию

положительной

самооценки

стимулирование

интереса

дальнейшей

деятельности способствует ситуация успеха. В своей работе я поощряю не только творческую

деятельность детей и самостоятельность, но и любые усилия, направленные на приобретение

новых знаний.

Одним из приемов совместного творчества детей и взрослого считаю прием сотворчества,

когда все участники в равной степени вносят свой вклад в изготовлении продукта, так называемая,

коллективная

воспитатель

подготавливает

создания

композиции, а дети дополняют ее соответствующими деталями. Так, нами были изготовлены

коллективные

композиции,

посвященные

празднованию

Международного

женского

защитника Отечества и др. Каждый ребенок выбрал, то, что он хочет сделать, каким материалом,

какой техникой.

Одной из важнейших составляющих работы в данном направлении - обеспечение условий

для развития творческих способностей - создание развивающей предметно-пространственной

насыщенной

разнообразными

предметами

игровыми

материалами,

способствующая

художественно-эстетическому

развитию

дошкольников.

поддержания

интереса

продуктивной деятельности и с целью развития художественно-творческих способностей в группе

оформлен

детского

творчества,

варианты

раскрасок,

заготовки

нанесенным рисунков или его частью), детские журналы с творческими заданиями; размещены на

видном месте листы разной формы и цвета для рисования, заготовки с нанесенными фигурами,

художественный материал для индивидуальной и коллективной работы.

подобраны

репродукции

художников,

музыкальные

произведения

использования синтеза искусств и интеграции разных видов деятельности.

Для рассматривания и

обыгрывания представлены предметы народных промыслов, интересные фотографии, элементы

росписей (альбомы, листы), иллюстрации.

обогащения

образных

представлений,

развития

эстетического

восприятия

воображения в группе мною разработаны:

упражнения

способствующие

обогащению

сенсорного

развитию

исследовательских действий, аналитических умений, освоению сенсорных эталонов;

Настольно-печатные игры для развития умений различать, сравнивать узоры, элементы,

Игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей:

«Недорисованные картинки», «Превратим предметы в героев сказок», «На что похоже»;

Упражнения и игры, способствующие обогащению сенсорного опыта;

Презентации и виртуальные экскурсии.

Привлечь детское внимание и зажечь искру творческой активности, формировать умение

самостоятельно

создавать,

применять,

использовать

различный

нетрадиционный

материал

нетрадиционные техники в художественном творчестве призвана «ИЗО-лаборатория», организация

которой в доступной форме позволяет детям проводить эксперименты по смешиванию цветов,

опыты с фактурными отпечатками, рисованием соком овощей (свёкла, морковь) и ягод (смородина,

Работа в исследовательской лаборатории включает в себя такие формы работы как:

1. Изучение цветового круга.

2. Нахождение новых цветов и оттенков путем перемешивания красок друг с другом и с

водой. Рисунок 1. Работа с палитрой

3. Изучение «холодных» и «теплых» цветов. Опыт «Огонь и лед» (Как один цвет можно

сделать и холодным и теплым, путем добавления желтой или синей краски). Рисунок 2. Рисование

дома в теплых тонах

Рисунок 3. Рисование с использованием холодных тонов

Исследование

художественных

материалов

(пастель,

акварель,

карандаш разной мягкости и т. д.).

5. Рисование манной кашей, предварительно окрашенной пищевыми красителями.

Рисунок 5. Рисование манной кашей

Смешивание

жидкостями

(изучения

скорости

смешивания

7. Работа лаборатории на прогулке. Знакомство с начальными знаниями воздушной и

предметной перспективы (В дали лес синее, а предметы меньше).

9. Исследование силы нажатия карандаша, для передачи какого либо материала (мягкое

нажатие: облака, дым, шерсть, волосы. Сильное нажатие: камень, здания).

10. Исследование натуральных пищевых красителей.

11. Роспись различных предметов. Исследуем легкость нанесения. Рисунок 7. Роспись

пасхальных яиц

12. Окрашивание манной крупы и муки с помощью цветных мелков.

13. Роспись заготовок из соленого теста. Рисунок 9. Фигурки из соленого теста

Включение родителей в процесс развития творческих способностей детей реализовывался в

следующих формах: мною разработаны памятки и буклеты, в форме творческих мастерских

проведены мастер-классы, оформлена серия наглядной информации - «Рисуем пальчиками», «Не

бойтесь экспериментировать», «Нетрадиционные техники рисования в совместной со взрослым

деятельности».

Большинство

родителей

использовать

предлагаемый

материал

совместной

деятельности

главными

помощниками

активными

участники мероприятий, таких как совместные праздники, акции, выставки творческих работ.

появилась

создания

«Портфолио

художника».

Родители

огромным

удовольствием и гордостью участвовали в оформлении портфолио своих детей, а дети не только

выполняли творческие работы, но и вносили предложения, по их размещению в альбоме.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что

направлении

эффективен

развития

творческого

потенциала

дошкольников в процессе изобразительной деятельности и использования нетрадиционных техник

рисования,

подтверждается

итоговой

диагностикой.

положительная

динамика отмечается по всем критериям:

Повысился

сформированности

художественно-образных

представлений,

эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; технических

умений и навыков;

развития

познавательных

процессов

(воображение,

мышление,

восприятие);

Уровень художественных умений и навыков;

Развитие

личностных

характеристик

воспитанников

(проявление

инициативы,

самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения,

согласовывать ее с другими и т.д.);

Творческие способности.

несомненно

является

школьном

обучении.

воспитанники

Победители и лауреаты творческих конкурсов различных уровней, в которых

проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для

воплощения. Их шедевры живут, дышат, а главное, каждый рисунок по праву можно назвать

маленьким

произведением

искусства.

уверенность

чувствуют

настоящими художниками. Творческий процесс - это настоящее чудо! Я люблю наблюдать, как

раскрывают

уникальные

способности

радостью,

доставляет

рисование. Наша задача как педагогов, помочь им и поддержать творческую инициативу, а главное,

желание фантазировать и творить.

Не каждый ребенок приходит в это мир, чтобы стать художником. Но верно и то, что

определенным

потенциалом

художественного

развития

обладает

вступающий

человек, и этот потенциал надо раскрыть. В этих условиях наиболее одаренные скорее найдут свой

путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов.

закончить

выступление

знаменитыми

красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей - к красивой жизни и от

красивой жизни – к абсолютной Красоте». Спасибо за внимание!

Ушаков Д.Н.

Нынешние ориентиры модернизации системы российского образования – доступность, качество и эффективность – предъявляют повышенные требования к дошкольному образованию.

Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ культурно целесообразного поведения, здорового образа жизни. Поэтому разработка стратегии развития дошкольных образовательных услуг в ДОУ – является актуальной и важной задачей на данный момент времени.

В условиях реализации Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования задача по воспитанию личности инициативной, самостоятельной, творческой, является одной из приоритетной.

Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества (Александр Владимирович Запорожец, Александр Григорьевич Ковалев, Алексей Николаевич Леонтьев, Анна Александровна Люблинская). По данным ученых изобразительная деятельность в дошкольном возрасте является наиболее эффективной для развития инициативы и самостоятельности детей. Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самого ребенка, выражает его интересы, склонности, а самое главное, способствует проявлению его способностей. Самостоятельная художественно-творческая деятельность способствует развитию самостоятельности, инициативы, активности, творческих проявлений, интереса к собственной художественной деятельности.

Основными видами изобразительной деятельности дошкольников являются рисование, аппликация, конструирование, лепка и ручной труд. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним. Использование различных видов изобразительной деятельности дает ребенку широкую возможность в проявлении своих творческих задатков, в формировании личности инициативной, самостоятельной, индивидуальной.

Так в рисовании, работая по тематическому блоку «Пейзаж», рассматривание пейзажей с детьми начинаем уже с младшего дошкольного возраста. У детей возникает желание рисовать и они воплощают свои эмоции от увиденного и пережитого в свои первые пейзажи, так появляются пейзажные этюды: « Почки и листочки», «Дождик, дождик:кап-кап-кап!», «Ветер», «Вьюга-завируха», «Ненастье» и др. Дети уже в младшем дошкольном возрасте проявляют самостоятельность в выборе разного материала и проявляют инициативу в изображении элементов пейзажной живописи. Потребность в самостоятельности возникает у малыша очень рано, важно не пропустить этот момент, помочь ребёнку проявить свою индивидуальность, предоставить ему выбор и помочь раскрыть то, что заложено в каждом малыше природой. У детей старшего дошкольного возраста индивидуальность в изображении пейзажа проявляется более ярко. Каждый ребенок по своему видит изменения в природе, ощущает красоту и неповторимость природы в разное время года и отражает это в своей работе. Так дети старшего дошкольного возраста изображают природу в переходных сезонных состояниях: начало осени, золотая осень, поздняя осень. Проявляется индивидуальность и в выразительных средствах живописи-колорите, композиции, рисунке. Один ребенок изображает зиму белоснежную, а у другого зима в фиолетовых оттенках. Индивидуальность проявляется и в построении композиции.Для поддержки детской инициативы и самостоятельности используем прием незавершенных композиций, экспериментирование с цветом, где дети самостоятельно смешивают краски и находят нужный оттенок, выбирают фон и материал для передачи образа. Детская самостоятельность и инициатива поддерживается через коллективные композиции, где дети выбирают партнера, работают в паре, подгруппе.

В детских работах можно увидеть, какой дует ветер, как летят и кружатся осенние листья, несет их легкий прохладный ветерок или пронзительный злой северный ветер. Своим работам дети самостоятельно придумывают названия «Ласковое утро», «Грозный вихрь», «Северное сияние» и др. Результатом проведенной работы по ознакомлению дошкольников с пейзажной живописью стала выставка детских работ «Красивые уголки нашего города». В своих работах дети проявили индивидуальный почерк, самостоятельность при выборе сюжета, материалов и средств, способность к интерпретации художественных образов. Не случаен и выбор сюжета, каждый ребенок изображает свой любимый уголок города, а значит, у него зарождаются любовь и чувство патриотизма к своему родному краю.Каждый вид изобразительной деятельности наряду с общим эстетическим воздействием оказывает специфическое влияние на ребенка. Как показывает опыт работы педагогов нашего детского сада применение в аппликации нетрадиционных техник способствует не только развитию художественного воображения и эстетического вкуса, творческого мышления, пространственного восприятия, но и развитию детской инициативы и самостоятельности. Мы используем разные виды аппликации, которые различаются по форме (объемные, плоские), цвету (одноцветные, двуцветные) и тематике (предметная, декоративная, сюжетная). Для их создания мы используем цветную бумагу, пластилин, ткань, солому. Дети с удовольствием используют в сочетании с аппликацией технику оригами. В качестве необычных материалов для аппликации используем клейкие модули: клейкие листочки и клейкие ленты, бумажную мозайку. Дети с помощью цветочков, стрелочек, звездочек оформляют как объемные, так и плоские аппликации, тематические открытки, настенные панно. Работа с необычным материалом позволяет дошкольникам проявлять фантазию, креативность, творческий подход, учит мыслить нестандартно.

Лепка вызывает интерес практически у детей всех возрастов. Педагоги нашего ДОУ используют различный материал: пластилин, тесто, гипс, глину и различные техники работы с данными материалами.Нетрадиционная техника работы с пластилином «Пластилинография» активно используется в практике работы нашего ДОУ. («Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Темы близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства. Дети с удовольствием самостоятельно придумывают новые, интересные темы для картин. Первые успехи обязательно вызовут у детей желание создавать композиции в собственном, самостоятельном творчестве, проявлять инициативу, индивидуальность, так как эта техника является необычной, привлекающей к себе внимание и интерес. В своей работе используем такие виды пластилинографии как обратная пластилинография, пластилиновая мозайка, модульная пластилинография. Детям предоставляется большой выбор разнообразного пластилина. В пластилинографии используем те же приемы, что и в лепке: придавливание, примазывание, сглаживание, сплющивание. Цвета легко смешиваются между собой и получаются дополнительные оттенки, что помогает ребенку развить цветоощущение. Родители, посетив выставку объемных картин в детском саду активно откликнулись и посетили мастер-классы, где вместе с детьми создавали пластилиновые шедевры. Многие из родителей создали свои уголки творчества в домашних условиях, что привело к проявлению самостоятельности в творчестве детей. Системность и поэтапность в работе с пластилином при создании объемных картин позволяет детям проявить оригинальность, самостоятельно довести дело до завершенного конца.

Предлагаем вашему вниманию мастер-класс на тему «Пластилинография»

Данный мастер – класс может быть полезен родителям, воспитателям и учителям в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель: развитие самостоятельности, инициативы, индивидуальности посредством пластилинографии.
Материал для работы: пластилин; цветной картон; маркеры; стержни от шариковой ручки; стека; фоторамки.

Выберите себе незавершенные композиции, по желанию вы можете нанести свой рисунок: предмет, цветок, гриб, бабочку и пластилин. В данном случае мы предоставляем большой выбор пластилина. Сейчас я расскажу о нескольких видах пластилинографии, а вы сами выберите себе тот вид, который вам больше всего понравился.

1. Обратная пластилинографии – изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности или витражная.

Данный вид пластилинографии используется на стекле, изображение получается с другой стороны, поэтому называется обратная пластилинография. Т.к. на стекле детям дошкольного возраста работать нельзя, можно использовать пластик или оргстекло.

При обратной пластилинографии поверхность для работы нужно предварительно тщательно вымыть с мылом или моющим средством для стекла. Перенесите рисунок на поверхность при помощи маркера или витражного контура, а затем заполните элементы рисунка пластилином. Для этого нужно подобрать по размерам кусочек пластилина и хорошо размять его в руках, а затем размазать по стеклу. Размазывать можно пальцами или стеком, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно. По контуру полученную работу можно оклеить полосками, чтобы получилась аккуратная рамка, или вставить в готовую рамку.

2. Модульная пластилинографии – изображение лепной картины с использованием различных элементов -валиков, шариков, косичек, дисков.

Данная техника более сложная, так как необходимо владение всеми приемами лепки. Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона и заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав краям нужную форму при помощи стеки.

3. Мозаичная пластилинографии – изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.

Такая техника наиболее простая, так как элементы все одинаковые – пластилиновые шарики. Необходимо лишь красиво сочетать цвета и аккуратно заполнить пространство, не выходя за контур. Вы можете приступить к работе и выбрать любую технику пластилинографии.

Пока наши коллеги работают, я расскажу о других видах пластилинографии.

Существует еще несколько видов пластилинографии.

3. Прямая пластилинографии – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.

В данной технике работы работают в основном все дети, начиная с раннего возраста. Для раннего возраста можно подготовить контурный рисунок более простой, без мелких деталей, а в старшем возрасте дети могут нанести самостоятельно более сложные композиции, с мелкими деталями. Рисунок заполняется более мягким пластилином, например восковым. Он хорошо размазывается и прекрасно смешивается. Такую технику нужно выполнять выполнять на листе плотного картона, но в таком случае необходимо предварительно оклеить поверхность скотчем. Размазывать пластилин по картону лучше всего руками, так как материал под давлением ложится ровным слоем на поверхность, таким образом достигается эффект мазка масляными красками.

4. Контурная пластилинографии –изображение предмета при помощи жгутиков.

Данная техника больше походит для старшего возраста, так как требует усидчивости и кропотливой работы. Контурный рисунок заполняется жгутиками, которые предварительно раскатываются самим ребенком или заранее готовятся воспитателем. Для этого необходимо поместить пластилин в шприц, а шприц поместить в горячую воду, чтобы пластилин подтаял. Через 2-3 минуты можно выдавливать пластилин, так можно подготовить совершенно одинаковые жгутики, которыми впоследствии заполняется пространство.

5. Многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины с последовательным нанесением нескольких слоев . Преимущества данной техники в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет. Такая техника подходит для изображения неба, гор, лес и других пейзажных сюжетов, когда один слой сверху закрывается другим. Некоторые детали пластилиновой картины могут иметь сложный контур. В таком случае нужно наложить пластилиновую лепешку и удалить излишек пластилина при помощи стеки.

Если в картине представлены элементы, которые трудно вылепить, то их повторяют тонким слоем пластилина на бумаге, вырезают ножницами и прилепляют на основу с помощью тонких пластилиновых валиков, таким образом добиваясь 3-Д эффекта.

6. Фактурная пластилинография-изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности с более выпуклым изображением (барельеф, горельеф, контррельеф)


Подписи к слайдам:

Пластилинография Воспитатель: Скиба О.А.

Что такое « Пластилинография »? Пластилинография - это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.

Что такое пластилин? Пластилин (итал. plastilina, от др.-греч. πλαστός - лепной) - материал для лепки. Изготавливается из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, сала и красителей. Служит для выполнения различных фигур и изображений.

Материалы, используемые в пластилинографии Пластилин (разных цветов). Пластиковые дощечки для выполнения работ. Стеки. Картон (однотонный и цветной),желательно плотный. Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик. Бросовый материал - для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры, фантики от конфет, семечки, зернышки, пуговицы, пластиковые ёмкости и т.д.

Шариковый пластилин Плавающий пластилин Масса для лепки

совершенствовать зрительное восприятие. способствовать познавательно-творческому и сенсомоторному развитию: развивать восприятие формы, фактуры, цвета, веса, пластичности материала; развивать мелкую моторику кисти руки, синхронизацию действий обеих рук; развивать фантазию, воображение, пространственное мышление; формировать эмоционально-волевую сферу детей, развивать навыки самоконтроля за выполняемыми действиями. способствовать социализации детей: развития у них трудовых навыков планирования работы по реализации замысла, умения предвидеть результат и достигать его, при необходимости - вносить коррективы в первоначальный замысел. Задачи:

Прямая пластилинография-изображение картины на горизонтальной поверхности Обратная -изображение с другой стороны(витражная)

Контурная пластилинография-изображение картины по контуру, с помощью жгутиков Многослойная- нанесение пластилина несколькими слоями

Модульная пластилинография-нанесение множества готовых элементов Мозаичная –нанесение одинаковых элементов(шариков)

Фактурная –более выпуклое изображение (рельеф, барельеф)

* Можно закрашивать шаблон пластилином; * процарапывать зубочисткой рисунок на слое пластилина; * лепить объёмную картину – барельеф; * делать пластилиновую картину. Иногда для лепки удобно использовать готовые прочные формы – баночки, бутылочки, пластмассовые яйца, коробочки. Они служат прочной и удобной основой. А также позволяют избежать лишней работы. Лепка по форме Рисование пластилином

Когда образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название).Этим способом начинают лепить уже в 2-3 года(пирамидка. бусы. Заборчик, колодец) Объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Называют пластическим или лепка из целого куска, когда ребёнок моделирует форму – основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, сминает, прищипывает там, где нужно: сверху, по бокам, снизу. Конструктивный способ Скульптурный способ Комбинированный способ Техника лепки – разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.

Раскатывание Скатывание Оттягивание Сплющивание Вдавливание Загибание Оформление работы

«Азбука лепки» - приём скатывания формы шара: играем с пластилином в «Волшебный колобок» Слегка вытянуть с обеих сторон и раскатать овоид или эллипс- воздушный шарик, дыня. Оттянуть с одной стороны- груша, матрёшка. Сплющить между ладонями в диск-колесо, лепёшка. Раскатать в конус - мороженое, пирамида. Сплющить с одной стороны в полусферу- пряники, жуки. Сделать углубление пальцами или карандашом - шляпка гриба, чашка, ваза.

«Азбука лепки» - приём раскатывания формы цилиндра: играем с «колбаской» Совместно с детьми, выполняем движения ладонями рук вперед - назад (до получения детали нужной формы и размера) с одновременным проговариванием следующего текста: «Едет, едет паровоз – две трубы и 100 колес: « Чух, чух, чух, чух, чух! » (особенно актуально на начальном этапе освоения основных формообразующих движений).

1 этап Зрительно-тактильное обследование предмета- определение особенностей его строения: частей и деталей, из которых он состоит.

Зарисовка изображения, определение количества пластилина 2 этап

3 этап Непосредственное создание пластилинографи-ческого изображения, используя приёмы «Азбуки лепки» и производные от них приемы техники пластилинографии.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Чтобы была завершённость занятия, обязательно подводится краткий итог Самостоятельная оценка работы с помощью: карточек – символов; схемы; смайликов и др. Создание сюжетной композиции, выставка и общая оценка работ педагогом Оценка работы соседом; героем из сюрпризного момента

Спасибо за внимание!

Список источников « Пластилиновая страна Лепилка » Селивон В.А. Минск: «Поппури», 2010. «Программа 4 вида» под ред. Плаксиной Л.И. http: //www.Lenagold.ru http: //strandetstva.ru «Пластилинография: анималистическая живопись» Давыдова Г.Н., изд-во: Скрипторий 2003.Год выпуска 2008. http: //detskiysad.ru


Развитие инициативы у детей раннего возраста в изобразительной деятельности.

Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования, который вступил в силу 1 января 2014 г, одним из принципов ДО является принцип поддержки детской инициативы в различных видах деятельности, а так же условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают поддержку индивидуальности и инициативы детей через: --создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; -создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; -не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, изобразительной, исследовательской, познавательной) . Слайд №2

Развитие детской инициативы одна из актуальных тем на сегодняшний день. Несмотря на то, что дети у нас раннего возраста, маленькие, многое у них ещё не получается и они очень любят рисовать, с интересом и большим желанием часто в свободной деятельности просят предоставить им такую возможность. Слайд №3

Мы стараемся поощрять эту инициативу, помогаем организовать рабочее место : навести краски и использовать гуашь. 1 Одно из условий развёртывания детьми самостоятельной деятельности - оснащение группы нужным оборудованием. Все средства и материалы для изодеятельности находятся в легко доступном месте. Слайд №4 Мелкая моторика руки детей ещё не совсем развита, тренируем конечно, поэтому красками проще и легче создать что-то знакомое, близкое. Особенно когда мы используем -традиционные способы рисования. Слайд №5; -нетрадиционные способы рисования: пальчиками, ладошками, тычками, штампами, ватными палочками и др. Слайд №6;

В свободной деятельности закрепляем ранее полученные знания и умения во время НОД. Для детей важен не только конечный результат, но и сам процесс рисования, им интересно как растворяется в воде гуашь, как набирается краска на кисть, как кисточка оставляет свой след на бумаге и т.д. 1111 Первоначальные ростки творчества появляются у детей на НОД (непрерывно-образовательной деятельности ) , если для этого созданы необходимые условия. Очень важно доверять ребенку те задания, которые ему по силам и которые он в своем раннем возрасте выполняет охотно.

Развитие детской инициативы и самостоятельности особенно эффективно происходит при решении задач образовательной области «художественно – эстетическое развитие» . В своей работе мы используем парциальную авторскую программу И. А. Лыковой «Цветные ладошки» , целью которой является формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности посредством использования нетрадиционных техник рисования. Слайд №7; Задачи программы «Цветные ладошки» создают условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами, а так же воспитание художественного вкуса и чувства гармонии. А также используем традиционные способы изображения Комаровой Т.С.

С помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности, поэтому целесообразно организовывать работу с детьми с применением нетрадиционных способов.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения , творчества, самостоятельности, инициативы , проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. А главное то, что нетрадиционная техника играет важную роль в общем психологическом развитии ребенка .

Для того чтобы завлечь ребенка обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, желание помочь. Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность .

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам изобразительной деятельности и , дать понятие о разных техниках изображения . Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение , дает полную свободу для самовыражения.

Малыши воспринимают изодеятельность, как новый , необычный и интересный опыт.

Маленького ребёнка поначалу мало интересует результат, ему интересен сам процесс. Тем не менее, даже такой карапуз уже способен по-своему оценить прекрасное и готов создавать собственное произведение искусства.

С детьми младшего возраста мы начинали свою работу с рисования пальчиками и ладошками . Слайд № 8. Это очень увлекательное занятие. Дети с удовольствием начинают пальчиками исследовать новый для себя материал – гуашь, создают красочные работы. Начинает развиваться воображение детей .

Так для детей раннего возраста подходит пальцевая живопись.

Терапевтический эффект пальцевой живописи наблюдается не только в момент создания, но и в последующем, являясь мощной позитивной доминантой. Как заверяют психологи, у ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли , воображения. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти, зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей). Одни из первых наших работ рисование пальчиками были «Цветочки летом» , «Разноцветная осень» , «Снег идёт».

Рисование ладошкой вызывает не менее яркие эмоции у детей, так с помощью волшебных ладоней были созданы следующие работы «Слоник летом» , «Птичка плавает». Слайд № 9. Обычные «отпечатанные » ладошки, путём дорисовки каких-то мелких деталей, превращаются в животных, птиц и другое. Познакомили с самой простой техникой: рисование ватными палочками , печать штампами из картофеля. Таким образом, создаются целые картины. Нетрадиционные техники предоставляют возможность достаточно простыми способами получить красивый, необычный результат, огромная возможность для детей думать , пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, даёт больше шансов для самовыражения, и развивают мелкую моторику, воображение, память, это способы создания нового, оригинального .

Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.

Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи: рисование пальчиком возможно на песке, манке, одни из первых наших работ рисование пальчиком на манке «Солнце улыбается» Слайд№ 10.

С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, как проступающий рисунок.

Раскрывать изобразительные возможности тех или иных материалов, их многообразие и варианты комбинирования следует постепенно, но так, чтобы у ребенка по возможности возникало ощущение встречи с чудом. Это повышает интерес ребят к процессу изобразительной деятельности и его результатам . Одна из таких работ «Дождь» Слайд № 10.

Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов.

В свободной деятельности дети чаще всего используют смешанную технику рисования. Слайд № 11.

Рисование ватными палочками Слайд № 12.

Формируя у детей умение , самостоятельно работать, творить, думать, фантазировать мы способствуем тому, что жизнь ребёнка становится более интересной, содержательной, насыщенной. Очень хочется, чтобы наши дети смотрели и видели мир глазами творца и созидателя.

Нетрадиционный способ рисования: печать штампами картофеля , моркови детям очень любопытно и интересно создавать новую картину Слайд № 13.

Таким образом, поддержка детской инициативы в изобразительной деятельности способствует формированию социально – нормативной возрастной характеристики в разных видах деятельности, который во и ФГОС ДО представлен как целевой ориентир. Слайд № 14.

А правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детских инициатив. Слайд № 15.


Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Инициатива - (от. франц. initiative, от лат. initium - начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Что это значит - инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные ситуации.

В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.

Выделяют четыре сферы инициативы:

  • коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи) ;
  • творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление) ;
  • инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи) ;
  • познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения) .

Какие же направления и способы поддержки детской инициативы можно порекомендовать педагогам?

  • уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
  • выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием) ;
  • поощрение (в процессе деятельности: активности, творческого) , похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого) ;
  • обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;
  • положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата) ;
  • проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;
  • косвенная (недирективная) помощь (подсказать желаемое действие, направить и т. д.) ;
  • личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.) ;
  • отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.) ;
  • предложение альтернативы (другого способа, варианта действия) ;
  • создание и своевременное изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.) ;
  • обеспечение (выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой; сменности игрового материала, художественных произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи) , музыкальных и спортивных атрибутов).
  • отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
  • не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
  • формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;
  • поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
  • устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;
  • проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и поторапливания детей;
  • обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
  • поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.
  • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
  • поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу) ;
  • привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты.

Организуя свою образовательную работу в этом направлении я придерживаюсь следующих принципов:

  • Вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.
  • Деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.
  • Креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

Чтобы дети верили в свои силы, развивались и экспериментировали, педагоги должны поощрять инициативу, поэтому в своей практике я применяю различные приемы и методы: продуктивные виды деятельности, совместная исследовательская деятельность взрослого и детей, опыты и экспериментирования, интегрированные познавательные занятия, наблюдение и труд в уголке природы, ритуал планирования самостоятельной деятельности, совместная деятельность взрослого и детей, организация проектной деятельности, самостоятельная деятельность детей, групповой сбор; а также, такие приемы, как алгоритмы, моделирование ситуаций, индивидуально-личностное общение с ребенком.

Активно использую:

1. Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация)

В процессе продуктивной деятельности у детей формируются такие качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, умение проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе изобразительных материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. которые являются основными компонентами творческой деятельности. Помогаю ребенку «оформить» его работу в конечный продукт, например, сделать рамку для рисунков, выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д. Для развития детской самостоятельной изобразительной деятельности мною собрана тематическая подборка схем для рисования и лепки, конструирования из различных видов строительного материала, схемы мозаик и головоломок.

2. Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель создает для детей разнообразную предметно – пространственную развивающую среду в группе, которая должна обеспечивать каждому ребенку познавательную активность, должна соответствовать разнообразным интересам детей и иметь развивающий характер. Также детям предоставляется возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками.

3) Групповой сбор

Эта часть ежедневного распорядка, которая проводится в определенное время, в специально оборудованном месте, где дети самостоятельно планируют и осуществляют выбор деятельности на основе собственных интересов и потребностей в различных центрах.

4) Трудовая деятельность

В своей практике я создаю такие условия для трудовой деятельности, где старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда.

5) Метод «проектов»

В своей работе со старшими дошкольниками я использую технологию проектной деятельности, которая, по-моему, также актуальна для развития инициативы и самостоятельности у детей, формирования умения делать выбор. Здесь важно быть партнером, помощником детей. “Метод проектов” способствует пониманию детьми необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на чужие идеи, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения.

6) Ритуал планирования самостоятельной деятельности

Во время этого ритуала дети садятся и зарисовывают символами, а некоторые уже пишут, чем бы они хотели заниматься во второй половине дня. Затем, дети свои планы вывешивают на доску и проговаривают, чем они будут заниматься.

7) Проблемное обучение

При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, где у него происходит формирование подвижности и вариативности мышления, активизация мыслительной деятельности.

Во время проведения таких форм работы с детьми необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие, самостоятельно включались в игровые ситуации и инициировали их, творчески развивая игровой сюжет, используя знания, полученные из разных источников. Надо тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не давать готовые инструкции, а оказывать недирективную помощь в самостоятельной игре детей, стимулировать их активность в разных видах деятельности.

ФГОС ДО отмечает, что воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Поэтому я тесно организую свою работу с родителями воспитанников: строится она на основе сотрудничества. Организуемая работа с семьей позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно) , нацеливает родителей на необходимость поддержания в ребенке самостоятельности, инициативности, любознательности. Родители вместе с детьми с увлечением изготавливают книжки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии, участвуют в проектной и продуктивной деятельности. Презентуя продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.) взрослые поддерживают чувство гордости ребенка за свой труд и удовлетворение его своими результатами.

Детская инициатива выражается тогда, когда ребенок становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

В результате правильно построенной работе с детьми, можно заметить, что дети становятся более самостоятельными и инициативными, у них повышается уровень самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становится более объективной, дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные средства, могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы. Дети умеют ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Исходя из выше сказанного, можно признать, что самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

В заключении хотелось бы всем напомнить, что «если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином» .

Библиографический список:

  1. Алиева Т., Урадовских Г. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9.
  2. Большой Энциклопедический словарь. 2000г.
  3. Бабаева Т.И. «Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе» СПб.
  4. Кожевникова Л.М. Карта детских инициатив / Л.М. Кожевникова – М.: Академия, 2009
  5. Короткова Н.А. Пути гибкого проектирования образовательного процесса / Н.А. Короткова – М.: Академия, 2008.
  6. Нищева Н.А. Воспитываем дошкольников самостоятельными / Н.А. Нищева // Сборник статей СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  7. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ - М.: Центр педагогического образования, 2008г.
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»