Приговорка божья коровка улети на небо. Календарные песни, заклички и приговорки. Народные заклички к солнцу

Детский календарный фольклор - одна из самых поэтических страниц детского творчества, так как он связанс образами природы, природными явлениями. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию ок­ружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского труда природными явлениями, жизненная необ­ходимость их изучения и наблюдения за ними приобретают в календарном фольклоре поэтическую окраску. Тесно связан­ный с воззрениями взрослых, с их календарными песнями и обрядами, детский календарный фольклор, по мнению Г.Науменко, отличается от него по своему жанровому составу У детей это прежде всего игра. По принципу игры ими заимст­вуется и воспринимается большинство календарных песен - их привлекает момент ряженья на масленицу и коляду, одари­вание за исполнение колядок, волочебных, вьюношных песен-пожеланий. Больше всего от детей записано именно колядок, в которых поется об одаривании колядовщиков:

Сею-вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

Поздравительные и величальные песни, исполнявшиеся на пасху молодоженам.

На телят, на жеребят И на маленьких ребят.

Кабы нам колядок -

На недель десяток!

Говорком: Здравствуйте!

С Новым годом!

Со всем родом!

Чтоб здоровы были,

Много лет жили!

В купальских песнях для детей привлекательны сказоч­ность сюжета, таинственность легенд, связанных с праздни­ком Купалы. Например:

Купала, Купала!

Где ты летовала?

Летовала я в лесочке,

Под ракитовым кусточком,

Под лазоревым цветочком,

Под шелковым платочком.

В масленичных песнях им близки короткие 4-6-строчные миниатюрные образцы, сходные с детскими драз­нилками:

Масленица - полизуха!

Полизала детей,

И сама - на плетень.

Полизала сыр и масло,

А сама и погасла.

К наиболее распространенным, активно бытующим жан­рам детского календарного фольклора относятся заклички.

Заклички (от слова «закликать» - звать, просить, приглашать, обращаться) связаны с определенным временем года и обращены к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.). Они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение к солнышку «ее деток», которым холодно и которые просят его выглянуть и обогреть, накормить их:

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко.

Там твои детки

Кушают конфетки.

А тебе не дают,

Всем ребятам раздают.

Заговорно-закликательные функции закличек, по всей вероятности, утрачены еще в прошлых веках, » настоящее время они отражают непосредственное общение четей с при­родой и переплетаются в их творчестве с игровыми элемен­тами. Присуще закличкам прямое обращение с преобладани­ем в напевах интонационного зова, клича, а также настойчи­вого утверждения многократно повторяющихся коротких секундовых, терцовых, а иногда и квартовых мелодических оборотов.

Близко к закличкам примыкает еще один жанр кален­дарного фольклора - приговорки. Приговорки (от слова «приговаривать» в значении припевать, нашептывать) пред­ставляют собой краткие обращения к животным, птицам, на­секомым, растениям. Например, дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.

Приговорка божьей коровке:

Божия коровка!

Полети на небко,

Принеси нам хлебка:

Плюшек, сушек,

Сладких ватрушек.

Приговорки исполняют также, стараясь вытряхнуть попавшую в ухо во время купания воду. При этом скачут на одной ноге, прижимая руку к уху и напевая:

Мышка, мышка,

а горошку!

Вылей воду

На дорожку!

Редкостны приговорки птицам, приговорки, напевае­мые при собирании грибов, ягод. В музыкальном отношении приговорки разнообразны как ни один музыкальный жанр детского фольклора. В них отражен весь комплекс мелодических интонаций, близких разговорной речи. Порой в характере исполнения приговорок слышатся отголоски древнейших заговоров, заклинаний.

Древнейший музыкальный язык календарных песен со­храняет специфические особенности архаического мелодиче­ского склада: лаконизм изложения, узкий звуковой объем (весь детский календарный музыкальный материал звучит в основном в пределах терции и кварты), тесную связь с живы­ми речевыми интонациями. Основу очень древних по своему происхождению колядок, закличек и приговорок составляет многократное повторение секундовых интонаций. Предель­ная ясность, простота музыкального языка календарных пе­сен, естественность их интонаций, тесно связанных с рече­выми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, ус­воению календарных образцов маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь, интонировать го­ворком.

Приговорки - интимное общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено вниманием.
Приговорка, построенная по принципу просьбы-пожелания, самим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде.
Для каждого растения свое определение, свое ласковое слово, свое изображение ожидаемого урожая. Ребенок воочию видит, каково назначение растения, его здоровая, живая красота. В этом - целительная профилактика неразумных, истребительских действий детей в природе.
Обращаясь к птицам во время весеннего и осеннего перелета, ребенок учится прежде всего различать в повседневных буднях это удивительное природное явление, начинает воспринимать его как событие, подстраивает звуки своей речи под птичий щебет и крик.
Приговорки во время игр - это своеобразные просьбы к природе в соучастии, в доброй помощи. Они обращены к ветру, воде, ручью. В них закреплены необходимые для всех играющих правила игры, зачастую предупреждающие несчастный случай. Например, не захлебнуться при нырянии, не набрать в уши воду. Они учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдая их.

Приговорки при играх и купанье:
Солнце обогрело,
Лето повелело:
Трижды окунуться,
Нырком пройти,
Из-под воды вон уйти.

Вылейся, водичка,
Да по рукавичку:
Под пень,
Под колоду,
К лягушкам, к болоту.

Раз, два,
За борта!
Три, четыре,
Подхватили
Да поплыли!

Ветер-ветерцо,
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Что идти было в силу.

Мотылек-витилек,
Принеси нам ветерок:
От ворот в поворот
Гнать кораблик в ручеек.

Вей, вей, ветерок,
Натяни парусок,
Гони стружóк*
С запада на восток.
__________
* Стружок (струг) - речное судно, парусное или на веслах.

Легкое суденышко,
Золотое донышко,
Серебряное весельцо,
Мыщатое деревцо,
Зеленые трали.
Плыви, суденышко, подале!

Дед Сысой,
Тряси бородой
Гони ветрило,
Чтобы лодка плыла.
Мелки ручейки,
Несите стружки
С тихой воды
До великой реки.

Приговорки в огороде:
Матушка-репка,
Уродись крéпка,
Ни густа, ни редка,
До великого хвоста.

Сей, сей горох,
Посевай горох!
Уродись, горох,
И крупен, и бел,
На потеху всем;
И сам тридесят -
Для всех ребят.

Уродитесь, бобы,
Велики и круты,
В поле густы,
На столе вкусны.

Капуста вилáста,
Не будь голенаста,
Не будь голенаста,
Будь пудаста.

Приговорки в лесу:
Земелюшка добра,
Вырасти гриба -
Гриба грибового,
Во бору борового.

Боровик, боровик,
Красная головка,
Дам тебе морковку.

Ау, ау, аукаем,
Мятку зааукиваем.
Полынюшки в закидушки -
На веночки нам не нужны.
А по травке мяточке,
Не ходите пяточкой.
Ау, ау, аукаем.

Ау, ау, аукаем,
Зрелки* зааукиваем.
Неспелушки в закидушки -
Во лукошке нам не нужны.
Ау, ау, аукаем.
________
* Спелые ягоды.

Приговорки бабочкам, жучкам, птицам:
Божья коровка,
Улети вверх ловко.
Принеси нам с неба:
Хлебу замену,
Грибам подмену,
Ягодам рост,
Редьке длинный хвост.

Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки -
На березовой ветке.

Божья коровушка,
Полети на облышко,
Принеси нам с неба,
Чтобы было летом:
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.

Улитка, улитка,
Высунь рожки!
Дадим лепешки,
Свиные ножки,
Каши горшок,
Хлеба ворошок!

Проходя мимо ульев, обращаются к пчелам:
Пчелушки
Серые, малые,
Крылышки алые,
Носики вострые,
Сами пестрые.
В поле идут,
Гудут, гудут.
С поля идут,
Медок несут.

Рой, бунчи*,
В поля иди,
С полей иди,
Медок неси.
____________
* Бунчи - гуди.

Яры пчелки гудут,
В поле идут,
С поля идут,
Медок домой несут.

Рой садится,
В поле садится,
В поле садится
Медом кормиться.

Слушают, как кукует кукушка, загадывают и считают: сколько раз будет слышно «ку-ку», столько лет проживет загадывающий:
Кукушка, кукушка,
Серое брюшко,
Прокукуй мне: ку, ку -
Сколько лет жить на веку.

Кукушечка, кукушечка,
Серая рябушечка,
Покукуй в лесу: ку, ку -
Сколько лет я проживу!

Приветствуют журавлей, возвращающихся в родные края:
Ики, ики, ики, ики -
Крики! Крики! Крики!
Икли, икли, икли -
Это журавли! Это журавли!

Курли, курли, курли,
Летят, летят журавли!
Курлы-си, курлы-си,
По Руси! По Руси!

Ты-латы, ты-латы,
С высоты! С высоты!
То-то-ты, то-то-ты,
Журавли идут в домы!

Если дети выпускают из неволи пойманных птиц, дают им свое напутствие:
Ти-ти-кирь,
Фти-фти.
Ти-ти-кирь,
Фти-фти.
Зуёк, ти-ли-ти,
Гнездо вити.

_______________
ИСТОЧНИКИ:
Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Русские народные детские скороговорки, считалки, заклички, игры, приговорки. М., «Дет. лит.», 1977. Составитель Г.М. Науменко.
Литература и фантазия: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. - М.: Просвещение, 1992.
Радуга-дуга. Русские народные детские песенки без сопровождения. - М.: «Музыка», 1976. Составитель Г.М. Науменко.

Подготовила урок учитель начальных классов МОУ « СОШ № 10 им.В.П.Поляничко» города Магнитогорска Агапова Лариса Александровна

УМК «Перспектива»

Литературное чтение.

Тема: Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.

Цель :. формирование у учащихся представления об устном народном творчестве ;

познакомить с малыми жанрами устного народного творчества : заклички , приговорки, потешки , перевёртыши , пословицы и поговорки;

Задачи : УУД :

Личностные : способствовать самоопределению и формированию положительного отношения к учебному процессу и познавательной деятельности; развивать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Регулятивные : развивать умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно ) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, выполнять учебное задание по алгоритму; осуществлять самооценку деятельности; овладевать навыком смыслового чтения ;

Познавательные : расширять кругозор в жизни ребенка. умение осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, понимать информацию, представленную в разной форме

Коммуникативные : учитывать разные мнения и стремится к сотрудничеству в рамках учебного диалога. развивать умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками , участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; строить небольшие монологические высказывания

Методы обучения : продуктивный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : фронтальная; работа в парах, группах.

Ход урока.

І.Организационный момент.

А) Проверка готовности к уроку.

Здравствуйте, ребята.

Посмотри внимательно все ли готовы к уроку.

Поднимите руку, кто готов к уроку.

Б)Эмоциональный настрой.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись и тихонько сели.

Желаю вам хорошего настроения.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

1.Речевая разминка.

С чего всегда начинаем урок литературного чтения?

(с речевой разминки) Повторяем за учителем хором.

    Захар змея запускает, Зоя с зайкою играет.

    Зоя - зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка.

    Вот весёлая затея - запускать на нитке змея.

    Зонного зайку зовут Зазнайкой.

    Все идут с базара, а Назар - на базар.

    Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.

2.Вступительная беседа. Самоопределение к деятельности.

-Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке? (Весёлый хоровод)

С какими произведениями мы будем знакомиться в этом разделе?(пословицы, поговорки, загадки, игры,потешки, небылицы)

- Чтение скороговорки из книги.

Что сейчас произнесли?(скороговорку)

Для чего нужны скороговорки?(Они помогают научиться чётко произносить все звуки)

Все эти произведения живут в огромной литературной стране.

Как она называется?(Устное народное творчество)

На слайде: Устное народное творчество.

Как вы понимаете слово устное?(передаваемое из уст в уста, т.е. без записи текста. Один человек рассказывал другому: отец-сыну, бабушка-внучке и т.д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в него, потому что рассказывал так, как запомнил, своими словами.)

Что означают слова творчество и народное? (Творчество от слова творить, т.е. создавать; Народное, значит, что создал народ, а не кто-то один)

Как они дошли до наших дней? (Их передавали из поколения в поколение.)

Сформулируйте тему урока.

Обозначим цель. (познакомимся с малыми жанрами народного творчества и научимся их различать)

III. Работа по теме урока.

I. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

- Какие ещё произведения можем отнести к устному народному творчеству?

(Загадки, поговорки, колыбельные песни, считалочки)

Как вы думаете, зачем их создавали?(Чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх)

Корни многих форм устного народного творчества уходят глубоко в историю. Самые древние из них заклички и приговорки. Попробуем исследовать «заклички».

А) Знакомство с закличками.

От какого слова образовано слово закличка? Что значит закликать?(звать, приглашать)

В далекие времена жизнь человека полностью зависела от природных явлений, человек верил во всемогущие силы природы, верил в магию слова и использовал определенные слова для того, чтобы Солнце, Дождь ему помогали в сборе урожая, чтобы в лесу уродились грибы, ягоды, орехи.

Заклички - это небольшие песенки, которые предназначены для распевания группой детей, часто сопровождаются игровыми действиями.

Чтение закличек (учебник с. 94)

Берестечко-береста -верхний слой берёзовой коры.

Лукошко- ручная корзина из прутьев

Летечко-лето

Подберите слова, близкие по смыслу к этому слову.(звать)

С какой просьбой обращаются авторы закличек?

(в закличках обращались к силам природы.)

По своему происхождению связаны с народным календарем и народными праздниками. Заклички содержат обращение к силам природы - солнцу, ветру, радуге.

Почему так важно было обратиться к солнышку, дождику и т.д.?

(Потому что от них зависел урожай)

Вывод: Заклички - это небольшие песенки, в которых обращаются к солнцу, дождю, ветру как к живым существам. Люди просят о помощи силы природы.

Б)Знакомство с приговорками.

От какого слова образовано слово приговорка? (приговаривать, говорить)

Что значит приговаривать?(Развлекать)

Самостоятельное чтение приговорок (учебник с. 95)

Какие слова Вам были непонятны?

Бобы-огородное растение семейства бобовых(фасоль,горох)

Родни́к (исто́чник, ключ, крини́ца) - естественный выход на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник).

Что же такое приговорка?(Приговорка небольшое произведение устного народного творчества, которое сказывали, делая что-либо. В приговорках часто обращались к животным.)

Это громко кричать или тихо просить?

Теперь давайте повернемся 1 вариант ко второму. Первый вариант будет взрослым, а второй маленьким ребенком и прочитаем.

Вывод: Приговорки - общение с природой один на один. Они обращены к домашним делам, к повседневным занятиям. Здесь также используются ласковые слова (матушка - репка), ожидаемый урожай (бобы велики и круты). Есть и приговорки во время игр - просьба к природе помочь. Если заклички содержат обращение к силам природы - солнцу, ветру, радуге, то приговорки - к птицам и животным.

Задание: предложите свой вариант выразительного прочтения заклички и приговоки, чтобы слушатели почувствовали ласковое и доброе обращение с просьбой.

В)Знакомство с потешками.

От какого слова образовано слово потешка? (Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе со взрослым.)

Что значит потешать? (Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения)

Выразительное чтение потешек. (учебник с. 95-96)

Сметлива- Сообразительный, находчивый, предусмотрительный и догадливый.

Скребёт- а) Проводить по какой-л. поверхности чем-л. острым, жестким, издавая при этом царапающий звук. ...

Половички- Маленький коврик:) то об что ноги вытираю

Что хочется делать, когда слышите эти строки?

Только ли играть хочется когда мы слышим потешку?

Поработайте в парах. Прочитайте потешки друг другу.

Проверка чтения пары.

Вывод: потешки - стихи для детей, для того, чтобы их развеселить, распотешить.

Г)Знакомство с перевёртышами.

Среди народных стишков для детей большую группу составляют такие, где главным является заведомая чепуха, нелепость, ерунда.

Самостоятельное чтение перевёртышей на стр.97.

Что такое перевёртыши?(небылицы)

Для чего были придуманы?(Чтобы ребёнка успокоить, отвлечь от капризов, улучшить настроение)

Нелепицы, чепуха, небывальщина - средство воспитания и развития чувства юмора.Эта чепуха подчиняется правилу - перевертышу. Это название придумал К. И. Чуковский. Он же выделил несколько видов народных нелепиц: перевертыши большого и малого, легкого и тяжелого, холодного и горячего, съедобного и несъедобного, перевертыши частей и деталей одежды, явлений природы, ездока и средств передвижения, жилища и его обитателей.

Прочитайте перевёртыши жужжанием.

Вывод: перевёртыши- это небылицы, которые придумывали для того, чтоб развлечь, отвлечь и успокоить ребёнка).

IV. Закрепление изученного. Развитие умений - применение знания.

Мы будем сейчас работать в группах.

Задание.

Я вам раздам карточки, а вы будете определять, к каким жанрам устного народного творчества относятся эти произведения. Посоветуйтесь в группах и подготовьте выразительное чтение произведения.

К каким жанрам устного народного творчества относятся эти произведения?

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

Встань, малыш, ещё разок,

Сделай маленький шажок.

Топ-топ!

Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом.

Топ-топ!

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

Свет-светлячок,

Посвети в кулачок!

Посвети немножко,

Дам тебе горошка,

Кувшин творога

И кусок пирога!

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

Дождик, лей, лей, лей!

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На зеленом лужочке!

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

Ехала деревня

Мимо мужика,

А из-под собаки

Лают ворота.

Выхватил телегу

Он из-под кнута

И давай дубасить

Ею ворота.

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь подгоняет

Мужика кнутом.

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

V.Рефлексия. Оценка работы.

С какими жанрами народного творчества мы познакомились на уроке?

Если Вам все понравилось на уроке, вы со всем справились,то покажите улыбающийся смайлик.

Если вы считаете, что справились с заданиями не полностью, покажите грустный смайлик.

Спасибо за урок.

VI.Домашнее задание . Придумайте или запишите известную вам закличку или потешку.

ЗАКЛИЧКИ

это обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы.


Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Чтобы год от года Давала нам погода: Теплое летечко, Грибы в берестечко, Ягоды в лукошко, Зеленого горошка.


Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи, Выйду на крылечко, Дам огуречка. Дам и хлеба каравай – Сколько хочешь поливай!


Ай, радуга-дуга. Не давай дождя, Давай солнышко, Красно ведрышко - К нам в оконышко!


Буря - Баба Яга, Иди с моря на луга! Там лук, чеснок, Киселя горшок, Каша масляная, Ложка крашеная. Ты поешь, посиди, А на море не ходи!


ПРИГОВОРКА

  • это стихотворные обращения к живым существам.

Жаворонки-жавороночки! Перепелки-перепелочки! Прилетите к нам, принесите нам весну теплую, лето плодородное Весну с дождем, лето с травами. Весну с солнышком, лето с зернышком.


Божья коровка, Лети на небо, Там твои детки Кушают конфетки. Всем по одной, А тебе ни одной. Божья коровка, Ты лети на небо, Принеси нам хлеба Черного и белого, Только не горелого.


Свет-светлячок, Посвети в кулачок. Посвети немножко, Дам тебе горошка, Кувшин творога И кусок пирога.


Ягода клюква, Покажись крупна, Да подснежная, Да валежная. Мы тебя искали, По кочкам скакали.


Улитка, улитка, Высунь рожки! Дадим лепешки, Свиные ножки, Каши горшок, Хлеба ворошок!