Гендерное воспитание детей дошкольного возраста. О гендерном подходе Что такое гендерный подход

Процесс оценки любого мероприятия с точки зрения его воздействия на женщин и мужчин, в том числе законодательства, стратегий и программ во всех сферах и на всех уровнях. При гендерном подходе интересы и опыт женщин, равно как и мужчин, становятся неотъемлемым критерием при планировании, осуществлении, мониторинге и оценке деятельности и программ во всех политических, экономических и общественных областях с тем, чтобы и женщины и мужчины могли получать равную выгоду, а неравенство никогда не укоренялось бы.

Гендерный подход (гендерное измерение)

объективный родовой признак политической культуры, свойственной активной представительной демократии, суть которого - учет интересов обоих социально-половых групп общества. Суть нового подхода состоит в том, что нужны специальные меры, чтобы достичь гендерного равенства. "Настоящая стратегия основывается на том, чтобы интересы и опыт женщин, равно как и мужчин, стали неотъемлемым критерием при разработке общей концепции, при осуществлении, мониторинге и оценке общих направлений деятельности и программ во всех политических, экономических и общественных сферах с тем, чтобы и женщины и мужчины могли получать равную выгоду, а неравенство не укоренялось бы навсегда" - сказано в Докладе Экономического и Социального Совета (1997 года). Его реализация обеспечивает равенство между мужчинами и женщинами - гражданами общества. Осознание того, что явления, происходящие в обществе, по-разному влияют на мужское и женское население, вызывая неодинаковые их реакции - и есть гендерный подход. От военной политики до развития космической и косметической промышленности - все касается и мужчин и женщин: речь идет о разном возможном воздействии на две социально-половые группы общества тех или иных решений в стране. Пекинская платформа действий четко зафиксировала понятие интеграция гендерного измерения (ИГИ) как цель практической политики, как необходимость разработки специальных стратегий. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин (Пекин, 1995 г.) конституировала и кодифицировала ИГИ как гендерный подход, политику и процесс, которые должны проникнуть во все сферы общества, а не свестись к так называемому "женскому сектору". Гендерное равенство - основная цель интеграции гендерного измерения. Таким образом, в мире предприняты серьезные попытки теоретического обобщения мирового опыта по применению интеграции гендерного измерения (ИГИ).

Гендерный подход

англ. gender - род, пол] - исследование психологических характеристик половой дифференциации, выяснение роли социального пола в отличие от биологического понимания пола как совокупности морфологических и физиологических особенностей. Термин "гендер" вошел в употребление под влиянием "женских" исследований для того, чтобы подчеркнуть социальную обусловленность системы половых ролей, социальных функций, понимания того, что есть "мужское" и "женское", причин некоторых психологических особенностей женщин и мужчин (Воронина О.А. и др.). Применение Г. п. в разных науках помогло переосмыслить принимаемое как биологически детерминированное положение вещей. Например, в дифференциальной психологии значимыми являются различия между мужчинами и женщинами в визуально-пространственных способностях - использование Г. п. позволяет раскрыть асимметрию полоролевой социализации, которая предписывает девочкам игры, ограничивающие изучение визуально-пространственных характеристик предметного мира. Г. п. также показывает, что зачастую психологическая норма базируется на "мужской" модели поведения, черт характера, когнитивных особенностей и возрастного развития как доминирующей, иерархически более высокой и социально ценной. Относительность данной модели и ее социальная обусловленность была продемонстрирована исследованиями этнографов, изучавших общества с различным распределением ролей между мужчинами и женщинами (М. Mead, 1949). Л.В. Попова

Гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. Основой гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения.

Такая ситуация складывается в том случае, когда авто- ры/исследователи осознанно иди неосознанно стоят на биодетерми- нистских позициях, т. е. считают, что биология человека совершенно четко определяет мужские и женские социальные роля, психологические характеристики, сферы занятий и прочее, а слово гендер используют как «более современное». Содержательно ситуация не меняется даже тогда, когда пол как биологический факт и гендер как социальная конструкция авторами все же различаются, но наличие двух противоположных «гендеров» (мужского и женского) принимается как отражение двух биологически разных полов.

Типичным же примером социополового, а не гендерного подхода являются традиционный вопрос социологов, адресованный только женщинам: «Хотели бы вы сидеть дома, если бы имели такую материальную возможность?», или пресловутые опросы на тему «Может ли женщина быть политиком?» Такого рода социологам просто невдомек, что результаты их исследований уже предрешены самой методологией. Псевдогендерными исследованиями являются также и популярные исследования по социологии труда, в которых описание «мужских и женских» профессий или рабочих мест не сопровождается анализом причин и смысла этой дифференциации, (А.И. Егоров, 1998; И.С. Клецина, 1998; Берн Шон, 2001).

В настоящее время гендерный подход реализуется в контексте теории социального конструирования, основанной на двух базовых концепциях:

  • гендер конструируется (строится) посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации;
  • гендер конструируется и самими индивидами - на уровне их сознания (гендерной идентификации), принятием заданных обществом норм и ролей и подстраиванием под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.).

Эта теория активно использует понятия гендерной идентичности, гендерной идеологии, гендерной дифференциации и гендерной роли. Гендерная идентичность означает, что человек принимает определения мужественности и женственности, существующие в рамках своей культуры. Гендерная идеология - это система идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание, в том числе с точки зрения «естественных» различий или сверхъестественных убеждений. Гендерная дифференциация определяется как процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации. Гендерная роль понимается как выполнение определенных социальных предписаний, т. е. соответствующее полу поведение в виде речи, манер, одежды, жестов и прочего. Гендер как стратификационная категория, как отмечает Ю.И. Жуков, рассматривается в совокупности других стратификационных категорий (класс, раса, национальность, возраст). Гендерная стратификация - это процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации.

Гендерный подход в любой сфере предполагает, что различия в поведении и воспитании мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими, биологическими, анатомическими особенностями, сколько социально-культурными факторами. Такой конструктивистский подход предполагает изживание негативных гендерных стереотипов; раз они не врожденны, а сконструированы обществом, значит, их можно изменить, меняя сознание общества. Таким образом, практически каждая научная дисциплина может учитывать гендерный подход (И.С. Клецина, 1998). Основная идея гендерного подхода в образовании - в учете специфики воздействия на развитие мальчиков и девочек всех факторов учебно- воспитательного процесса содержание, методы обучения, организация школьной жизни, педагогическое общение, набор предметов и др. (Ю.В. Штылева, 2001).

С этой целью в образовательную практику вводится понятие «гендерное измерение в образовании». Под гендерным измерением в образовании мы подразумеваем оценку последствий и результатов воздействия воспитательных усилий педагогов на положение и развитие мальчиков и девочек, осознание ими своей идентичности, выбор идеалов и жизненных целей, статус детей в школьном коллективе, группе сверстников, вне зависимости от биологического пола (Ю.В. Штылева, 2001).

  • 1. В последнее десятилетие именно гендерное измерение становится все более важным в оценке основных детерминант процессов общественного и личностного развития.
  • 2. В педагогической теории до сих пор отсутствует направление, изучающее становление гендерной идентичности, несмотря на его безусловное значение для гармоничного и полноцепного развития личности, общества.
  • 3. Рождение новых педагогических терминов связано с тем, что иные, на первый взгляд, близкие по значению термины «половое воспитание», «полоролевое воспитание», «полоролевая социализация» и их вариации не только не отражают сути предмета, но затрудняют его понимание, поскольку в российской культуре имеются многочисленные и неадекватные коннотации слова «пол».

Не вдаваясь в детали образовательной проблематики, заметим,

что итогом полоролевого подхода явилась малообоснованная логика раздельного обучения. Как известно, сторонники раздельного по полу обучения выдвигают такие аргументы: возможность избежать неравномерности наступления возрастных кризисов у мальчиков и девочек, более высокая успеваемость по отдельным предметам, снижение агрессии, более успешная самореализация девочек в карьере и семье (параметры оценивания успешности не уточнены), более спокойное и уверенное в себе поведение мальчиков. Тем не менее, надо учесть, что раздельное обучение закрепляет на уровне сознания биологическую разницу между полами как основу разделения деятельности, акцентирует неравенство возможностей в обучении (когда, к примеру, программа по математике дается девочкам не полностью), ориентирует детей на выполнение сугубо традиционных социальных ролей и, наконец, противоречит общемировой тенденции к совместному обучению (Г.А. Наследова, Е.М. Тихомирова, 2000; М. Рабжаева, 2002; Л.В. Штылева, 2002).

Таблица 3. Характеристики гендерного и полоролеврго подходов в образовании (М.Л. Сабунаева, Ю.Е. Гусева, 2003)_

Гендерный подход

Полоролевой подход

Поощрение видов деятельности, соответствующих интересам личности

Поощрение видов деятельности, соответствующих полу

Выбор видов поведения исходя из конкретной ситуации

Выбор видов поведения исходя из половой принадлежности

Обоснование нецелесообразности раздельного по полу обучения

Обоснование целесообразности раздельного по полу обучения

Тенденция к размыванию культурно сформированных гендерных схем

Наличие жестких культурально сформированных гендерных схем

Возможность отступлений от традиционных патриархальных моделей устройства общества

Осуждение отступлений от традиционных патриархальных моделей устройства общества

Гендерный подход, - как отмечает И.С.Клецина, - это методология анализа гендерных характеристик личности и психологических аспектов межполовых отношений. Он ориентирован на анализ последствий половой дифференциации и иерархичности (мужское доминирование и женское подчинение) в складывающихся отношениях между мужчинами и женщинами и в процессе их индивидуального жизненного пути.

Гендерный подход предлагает способ познания действительности, при котором противопоставление и «очевидная» неравноценность мужских и женских черт личности, образа мыслей, особенностей поведения закрепляют связь между биологическим полом и достижениями в социальной жизни.

Выше в табл. 3 на примере образовательной деятельности приведены сравнительные характеристики гендерного и полоролевого подходов.

Сравнительные показатели двух подходов позволяют заключить, что гендерная методология дает возможность отойти от точки зрения о предопределенности мужских и женских характеристик, ролей, статусов и жесткой фиксированности полоролевых моделей поведения, она показывает личностные пути развития и самореализации, не ограниченные традиционными гендерными стереотипами (И.С. Клецина, 2003).

Контрольные вопросы

  • 1. Содержательные характеристики понятия «гендер».
  • 2. В чем отличие полоролевого и гендерного подходов?
  • 3. Что понимается под гендерным измерением в образовании?
  • 1. Клецина И.С. Психология гендерных отношений. - СПб, 2009.
  • 2. Чекалина Л.Л. Гендерная психология. - М., 2006. - С. 148-190.
  • 3. Степанова Л.Г. Введение в гендерную психологию. - М., 2012. -

Помнишь, Постум, у наместника сестрица, /

худощавая, но с полными ногами,/

ты еще спал с ней./ Недавно стала жрица./

Жрица, Постум, и общается с богами.

И.Бродский

Завершая главу, мы обязаны (и хотим) обратиться к теме, где еще многое не ясно, а новый термин, употребляемый для ее обозначения, интерпретируется по-разному. Однако реальная жизнь вынуждает представителей науки вводить ее в образовательное пространство (правда, пока еще только высшей школы), не дожидаясь, когда это будет соответствовать закономерностям развития знания как такового. Образно говоря, пока наука созреет для того, чтобы отвечать ожиданиям со стороны культуры. Речь идет об отличиях в мироощущении мужчин и женщин.

В своем нынешнем значении термин «гендер» вошел в научный обиход недавно. Всего лишь в 1968 году Р. Столлер использовал его для противопоставления традиционному «sex» в понимании того, что есть мужчина и женщина как феномены той или иной культуры. Быстро подхваченный феминистским движением, он используется по преимуществу обществоведением со всем спектром присущих тому неестественных (по выражению А. Зиновьева) дисциплин. Переход его в русло наук естественных с присущими им требованиями к эмпирическому обоснованию выводов зависит в первую голову от педагогики, а вернее, от педагогической психологии. Это наше обозримое будущее, и к нему нужно быть готовым.

На сегодняшний день мысль и инициатива сторонников «гендерного подхода» развиваются по трем основным направлениям: во-первых, исследование самосознания представителя пола; во-вторых, изменение соотношения полоролевых факторов в социальном пространстве ; в-третьих, особенности внутренних смыслов поведения мужчин и женщин вне зависимости от когнитивно выбранных позиций.

Считается, что авторство западной цивилизации в использовании понятия «гендер» обусловлено и подготовлено всем ходом ее исторического развития от восточной модели (где свободен один) через римские порядки (где свободны некоторые) к германской модели (где свободны все), следуя мысли Г. Гегеля. По словам Н. Блохиной, «в мире, где все свободны, индивидам с разным набором мужских и женских качеств общество не навязывает выбора формы социального поведения, полагаясь на природное предназначение мужчины и женщины в воспроизведении потомства в физическом и нравственном отношении». Здесь рефлексия, которую считают основой социальной адаптации (независимости нравственного выбора), направленная на половую идентичность самосознания, обусловливает примат этического конструкта .

Параллельно с ним феминистское движение развивает и воплощает в жизнь политический конструкт . Борьба с дискриминацией по признаку пола, которую развернули женщины всего мира, на наших глазах оборачивается ущемлением прав мужчин, но это не останавливает самых радикальных намерений, воплощаемых хотя бы на словах. Особенно в нашем отечестве, где людям привычно обретать счастье именно в борьбе. Для иллюстрации мы приводим текст объяснения термина «гендер» из «Словаря гендерных терминов» под редакцией А.А. Денисовой. Текст сокращен, а некоторые ключевые слова мы выделили шрифтом.


«Помимо биологических отличий между людьми существует разделение их социальных ролей, форм деятельности, различий в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений в типично мужском и типично женском: то, что в одном обществе считается мужским занятием, в другом может определяться как женское. Таким образом возникло понятие "гендер", означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает выполнять гендерные роли .

Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель, определяющая положение мужчины и женщины в обществе, что кладется в основу асимметрии гендерной системы из-за того, что приписываемое и предписываемое женщинам оценивается как второсортное. Таким образом, можно сказать, что гендерная система – это социально сконструированная система неравенства по полу . В процессе воспитания в сознание детей внедряют гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, каким должен быть "настоящий мужчина" и, соответственно, "настоящая женщина". Гендерные стереотипы поддерживают гендерные различия на основе системы господства и властвования .

Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах: а) разделения гендерных ролей; б) подстраивания гендерного поведения индивида под заданные обществом нормы. Соответственно формируются гендерная идентичность, гендерная идеология, гендерная дифференциация и гендерная роль. В целом это составляет гендерный стереотип.

Гендер как культурный символ закреплен в художественных образах, где мужское отождествляется с богом, творчеством, светом, силой, активностью, рациональностью и т.п., а женское с природой, тьмой, пустотой, подчинением, слабостью, хаосом, пассивностью и т.п. В целом это отражает гендерную иерархию в его социальном конструкте.

Гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчиной и женщиной, а то культурное значение, которое общество придает этим различиям. Основой гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования , утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения».

Нетрудно заметить, что о гендерной специфике психической средовой адаптации не идет и речи. Тем более – о манере страдать и специфике реагировать на общечеловеческие, не связанные с принадлежностью к полу обстоятельства. Другими словами, личностный конструкт для обществоведов, работающих с понятием «гендер», как бы не существует. Так что педагогическая психология стоит на пороге понятийного пространства, осваивать которое ей предстоит, полагаясь, главным образом, на собственные силы.

Наши смежники и партнеры по работе с человеком «гендером» не интересуются. В психиатрии модуль F-6 Международной классификаций психических и поведенческих расстройств «Личностные расстройства» учитывает только расстройства половой идентификации, когда человек обнаруживает устойчивое желание быть принятым в качестве представителя другого пола ; сексуального предпочтения с разного рода извращениями естественных влечений ; сексуального развития с сомнениями относительно своей половой принадлежности . В остальном принадлежность к полу лишь оттеняет клиническую картину. Например, нервная анорексия у мальчиков не встречается, истеричность присуща женщинам, а ранний детский аутизм у мальчиков наблюдается в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Наука права ограничивается защитой материнства и половой неприкосновенности женщин, не вникая в споры суфражисток с домостроевцами. Прошли времена, когда закон приравнивал женщину в гражданском праве к расточителям, в избирательном – к малолетним, а в семейном – к рабам. Современный уклад жизни освободил ее от зависимости. Более того, в самом главном – воспитании детей – она вполне может полагаться только на себя. По данным Ф. Фукуямы, в Швеции 68 % детей воспитываются вне брака, а в Англии – 32 %. Так что вопросами социального пола интересуется разве что криминология, да и то в весьма ограниченном диапазоне.

В отличие от них педагогика, став личностно ориентированной, не в состоянии больше работать с «гражданами неопределенного пола». Даже в нашем отечестве, где, казалось бы, учащихся все еще считают не только равноправными, но и равнозначными членами первичного коллектива. Не отрицая, естественно, половых различий и сексуальных предпочтений, но и не придавая им особого значения, так как их влиянием на успехи в учебе можно смело пренебречь. И действительно, если ориентироваться на успеваемость и дисциплину, в гендерном подходе нет никакой необходимости. Дети ведут себя одинаково, если их деятельность правильно организовать. Однако если задачу учителя видеть еще и в воспитании человека, а уже потом «моряков, купцов, юристов и солдат», когда, продолжая мысль Н. И. Пирогова, школа должна не «согласовывать воспитание с направлением общества, не готовить к перемене направления общества, а приготовлять воспитанием к неравной жизненной борьбе », на первый план выходит гармоничное развитие личности, где без личностного конструкта гендерной аутоидентификации не обойдешься. Другими словами, формируя у детей соответствующий Я-образ, нужно разделить ценности и смыслы не по признаку «хорошо бы иметь то, что есть у представителей иного пола» и бороться за обладание, а в соответствии с тем, чему готов служить и жертвовать, работая над собой, а не над окружающими.

При таком профессиональном целеполагании учитель не вправе игнорировать тот факт, что мальчики и девочки конструируют личность по-разному, а соответственно, источники и побуждающие начала их страхов, тревог и фрустраций, как и способы психологической защиты от них, будут существенно отличаться.

Девочки гораздо комфортнее, чем мальчики, чувствствуют себя в системе, которая, как известно, уделяет основное внимание ролям-функциям. Это особенно заметно в школе, где учителя (учительницы) опираются в своей воспитательной работе исключительно на учениц, а те охотно берутся за командные должности и неплохо с ними справляются. Причем даже те, кто учится с трудом и не может похвалиться родителями, в своих защитный реакциях обычно не заходят дальше компенсаторно-уступчивого варианта (неискреннего, но приветствуемого взрослыми, которые за услужливостью не замечают скрытого ей психического напряжения). Любой педагог отлично знает, что девочек с плохими намерениями ничуть не меньше, чем мальчиков, но у тех они так и рвутся наружу, а у первых прикрыты хорошими манерами. И в зрелые годы женщины лучше приживаются и увереннее чувствуют себя в системно организованном укладе жизни. Там они, даже если не выдвигаются на ведущие роли, надежно отстаивают порядок (как они его понимают). Образно говоря, женщин, которые «замужем за работой», гораздо больше, чем мужчин, готовых принести в жертву системе свои личные интересы. Этому можно найти много объяснений за пределами психологии (неудачи в личной жизни, недоверие к мужчинам, эгоцентризм и т.д. и т.п.), но если искать объяснения не частного случая, а более общей тенденции, на первый план выступает стремление женщин избегать любых ситуаций, где нужно демонстрировать то, что располагается в структуре личности за оболочкой ролей-функций. Групповая психология социальной стихии, где люди взаимодействуют ролями-принципами или хотя бы статусами, им не интересна и отпугивает их. Так что еще в школе, если система отталкивает девочек, фрустрационное напряжение неизбежно. Особенно это заметно в интернатах, где воспитатели не контролируют ситуацию в коллективе воспитанников. Там доминирует среда (мальчишеская форма стихийного общения), и к ней нужно приноравливаться вопреки собственному гендерному конструкту личности. При этом вражда и недоверие к обществу пускают глубокие корни вглубь характера. Среда – не место для развития девочек. Она «гнет ломает и калечит личность» (по К. Марксу), к чему женская психология антропологически не приспособлена. Недаром, как свидельствует жизненный опыт, из мальчиков-хулиганов часто вырастают неплохие начальники, тогда как женщины-руководители получаются, как правило, из хороших девочек.

В не столь экстремальных обстоятельствах, когда позиции, занимаемые в системе, просто не устраивают, защитные реакции реализуются в семье. Нетрудно заметить, что чем надежнее место женщины в системе и чем меньше ей угрожает среда (в цивилизованном обществе), тем слабее семейные привязанности. Анализируя семейную ситуацию в разных странах, культурах и цивилизациях на пороге ХХ1 века, Ф. Фукуяма убедительно подтвердил эту закономерность. Общественность же, в частности, озабочена тем, что мужчины Европы вынуждены жениться на эмигрантках, так их соотечественницы предпочитают безбрачный образ жизни.

Если же гарантии системы ненадежны, а среда агрессивна, семья выступает в качестве убежища. В отроческом возрасте (раньше эта тема еще не актуальна) она выполняет эту роль и для мальчиков. Но по мере того, как нарастает потребность в социальном отчуждении, которая погонит подростков путем эмансипации в направлении общества, отношение к семье начинает отличаться в гендерном отношении. Мальчики, а затем юноши и мужчины, стараются организовать свою среду обитания на семейный лад (стиль руководства, дружеские привязанности, отношения с соседями), тогда как женщины, напротив, переносят в семью то, что не удалось в системе и среде. Они хотят быть в ней и начальниками, и лидерами, перенося в дом состязательность, которая там совершенно неуместна.

Мальчики тоже тянутся к системе, но с оглядкой на среду. И хотя взрослые (особенно матери-одиночки, отвергающие мужские ценности и интересы с порога и категорически) видят в этом нередко просто испорченность натуры, мужчинами движет гораздо более серьезная потребность. Суровая реальность естественных закономерностей общения, присущих социальной стихии, вынуждает заранее готовиться к необязательным, но вероятным испытаниям. В тюрьме, казарме, а то и просто в общежитии, где полагается обнародовать роли-принципы, можно в одночасье лишиться не только достоинства, но и самой жизни. Так что на всякий случай нужно быть готовым «сменить постель на нары» и знать свои настоящие возможности. Особенно на старте жизни, когда тебя не защищает круг общения, которым взрослый человек отгораживается от социальной среды. Мальчики это ясно чувствуют и стараются подготовиться заранее. Им нужна тренировка, своеобразный полигон, где принципы и статусы можно испытывать на прочность как бы понарошку, больше в игровой, чем житейской ситуации. Естественно, что женщины (матери и учительницы) этого не чувствуют своей натурой и зачастую не знают в порядке профессиональной подготовки. Мальчикам остается статус «выставляемого за дверь» на полном серьезе. В чем-то мальчики и ждут такой войны. Во всяком случае, в воспитательную ситуацию нужно заранее закладывать известную конфронтацию, без которой не обойтись. Она нужна, а значит, и целесообразна.

Когда система в своей основе имеет идеалы, опирается на принципы и идеологически понятна детям, она сама вовлекает в процесс воспитания глубинные структуры личности. Тогда познать себя можно и не погружаясь в социальную стихию. Коллектив все берет на себя. Как у А.С. Макаренко. Если же система ориентирована лишь на внешнее послушание, мальчики воспринимают ее не как защиту, а как обузу. Особенно это заметно в интернатах, где за приличным, но неискренним послушанием скрывается самая отвратительная дедовщина. В обыденной жизни те, кто сильнее характером, ведут себя как «дезорганизаторы», а те, кто послабее, уходят от системы в семью. Но, в отличие от девочек, которые, уйдя в семью, чувствуют, что заняты делом и иной судьбы могут и не ждать (гендерный конструкт современной культуры), мальчиков не оставляет ощущение, что они там временно и в осаде. За порогом дома остается среда, которая не только угрожает в будущем, но и сегодня выход на улицу может означать сигнал к нападению (что нередко и бывает). Это является причиной самых разнообразных защитных реакций. В частности, переход из детского непосредственно в супружеский статус им может казаться более или менее конструктивным выходом из тягостной ситуации. Иногда реальным, но чаще всего иллюзорным.

Ко времени, когда наступает пора предъявить обществу Я-образ, ориентированный в гендерном отношении, человеку предстоит разобраться в себе по нескольким направлениям.

Во-первых, ясно представлять, куда нацелено его либидо. От природы люди не делятся на мужчин и женщин достаточно строго. Много таких, чьи влечения чисто физиологического свойства противоречат вторичным половым признакам. В детстве, пока либидо дремлет, это не имеет особого значения, но воспитанные полоролевые навыки в подростковом возрасте могут напороться на иные чувства. Кризис идентичности на долгие годы, а порой и на всю оставшуюся жизнь, становится причиной защитных реакций, подробно описанных психоанализом. Для педагогической психологии в этой проблематике еще не много материала.

Во-вторых, противоречия могут складываться на уровне ролевых конструктов в рамках культуры, этики, религии, права, политики. Воспитание человека не всегда соответствует социальной реальности, и он далеко не в каждом случае бывает готов на пороге самостоятельной жизни к открывающимся перспективам. Например, женщина, нацеленная на демонстрацию успешности за счет силы и славы, оказавшись в семье, где состязаться с мужчинами не принято, оказывается не готова управлять ситуацией иными способами (толерантностью, тактом, уступчивостью). Или мужчина, воспитанный в духе сострадания и взаимопонимания, оказывается в среде, где мягкость принимают за слабость. Попадая в разряд «людей второго сорта», однобоко воспитанные юноши и девушки испытывают вполне понятные трудности психической адаптации как к окружающим, так и к самому (самой) себе в плане личностной идентификации.

В-третьих, структура личности должна быть сбалансирована на определенный гендерный склад. Иначе человек, живущий без особых конфликтов и вполне конструктивно, испытывает внутреннее напряжение, истоки которого непонятны ни ему, ни окружающим. Возникает некий отрицательный эмоциональный фон, который окрашивает самые обычные житейские отношения «раздражительностью без причины». Об этом тоже не следует забывать.

Мы не можем, да и не готовы рассматривать все варианты отклоняющегося развития личности через призму гендерной специфики. Думается, не только мы. Вся психология пока что не располагает для этого достаточно надежной эмпирической базой. Так что мы видели свою задачу лишь в том, чтобы привлечь внимание к гендеру как таковому. А коль скоро по ходу изложения будет нужда конкретизировать случаи по полоролевому признаку, использовать его подходы для уточнения материала.

Литература

1. Демоз Л. Психоистория. Ростов-на-Дону, 2000.

2. Неру Д. Всемирная история: В 3-х т. М.,1970, Т.1.

3. Кречмер Э. Медицинская психология. М., 1995.

4. Фрейд А. Лекции по детскому психоанализу. М.,2002.

5. Леонгард К. Акцентуированные личности. М., 1981.

6. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 2005.

7. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. М., 2000.

8. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.

9. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М., 1951.Т.2.

10.Клейберг Ю. Социальная психология девиантного поведения. М., 2004.

11.Герцен А.И. Избранные философские произведения: В 2-х т.М.,1948. Т.2.

12.Ли Д.А. Преступность как социальное явление. М.,1997.

13.Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Побег из дома и бродяжничество. Свердловск. 1986.

14.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

15.Долгова А.И. Проблемы профилактики криминогенных групп несовершеннолетних.//Вопр. борьбы с преступностью. М.,1980, №2.

16.Мертон Р.К. Социальная структура и аномия. // СОЦИС, 1992, №2.

17.Чалидзе В. Уголовная Россия. М., 1988.

18.Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996

19.Блохина Н.А. Понятие гендера: становление, основные концепции и представления. М.,2001.

20.Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб. 2005.


) - объективный родовой признак политической культуры, свойственной активной представительной демократии, суть которого - учет интересов обоих социально-половых групп общества. Суть нового подхода состоит в том, что нужны специальные меры, чтобы достичь гендерного равенства. "Настоящая стратегия основывается на том, чтобы интересы и опыт женщин, равно как и мужчин, стали неотъемлемым критерием при разработке общей концепции, при осуществлении, мониторинге и оценке общих направлений деятельности и программ во всех политических, экономических и общественных сферах с тем, чтобы и женщины и мужчины могли получать равную выгоду, а неравенство не укоренялось бы навсегда" - сказано в Докладе Экономического и Социального Совета (1997 года). Его реализация обеспечивает равенство между мужчинами и женщинами - гражданами общества. Осознание того, что явления, происходящие в обществе, по-разному влияют на мужское и женское население, вызывая неодинаковые их реакции - и есть гендерный подход. От военной политики до развития космической и косметической промышленности - все касается и мужчин и женщин: речь идет о разном возможном воздействии на две социально-половые группы общества тех или иных решений в стране. Пекинская платформа действий четко зафиксировала понятие интеграция гендерного измерения (ИГИ) как цель практической политики, как необходимость разработки специальных стратегий. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин (Пекин, 1995 г.) конституировала и кодифицировала ИГИ как гендерный подход, политику и процесс, которые должны проникнуть во все сферы общества, а не свестись к так называемому "женскому сектору". Гендерное равенство - основная цель интеграции гендерного измерения. Таким образом, в мире предприняты серьезные попытки теоретического обобщения мирового опыта по применению интеграции гендерного измерения (ИГИ).

Gender approach (англ.)

Литература:

Доклад субрегиональной конференции старших правительственных экспертов по теме "Реализация Платформы действий, принятой на Пекинской IV Всемирной конференции по положению женщин 1995 года в Центральной и Восточной Европе". Бухарест, 12-14 сентября 1996 г.

Доклад Экономического и Социального Совета (1997 г.). ООН, 1997.

Женщины в 2000 г.: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке. Доклад специального комитета полного состава 23-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 5-9 июня 2000 года, Нью-Йорк, США. 2000.

Комплексный подход к проблеме равенства между женщинами и мужчинами: Концептуальные рамки, методология и ознакомление с "позитивным опытом": Заключительный доклад о деятельности Группы специалистов по вопросу о комплексном подходе к проблеме равенства женщин и мужчин (EG-S-MS) / (Пер. с англ.). Страсбург, май 1998 г. 129 с.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Организация Объединенных Наций. Published by the UN Department of Public Information DPI/993-10663-January 1991-2M.

Четвертая Всемирная конференция по положению женщин. Платформа действий. Пекин, 4-15 сентября 1995 г. ООН, 1995.

Gender-based Analysis Backgrounder. Women"s Bureau. Strategic Policy Branch. March 1997. Prepared by Marika Morris, HRDC, 1997.

© Н. А. Шведова


Тезаурус терминологии гендерных исследований. - М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты . А. А. Денисова . 2003 .

Смотреть что такое "Гендерный подход" в других словарях:

    Гендерный подход - [англ. gender род, пол] исследование психологических характеристик половой дифференциации, выяснение роли социального пола в отличие от биологического понимания пола как совокупности морфологических и физиологических особенностей. Термин гендер… … Психологический лексикон

    Использование гендерной методологии для изучения исторического процесса. Гендерная методология предполагает экспертизу социально исторических явлений с учетом фактора пола и изучение опосредованной отношениями полов социальной действительности,… …

    См. Психология гендерных отношений … Термины гендерных исследований

    Невербальное общение: гендерный подход - Психоаналитик Р. Столлер, введший в науч. словарь психологов термин «гендер», с его помощью зафиксировал факт, что природные (половые) особенности организма (индивидно конституциональные тело, телесность, анатомофизиол. характеристики и функции;… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Это условный термин, характеризующий интеграцию гендерного подхода в социально политическую сферу общества, направленную главным образом на достижение, сохранение, усиление и реализацию власти. Широкое толкование понятия гендерный фактор в… … Термины гендерных исследований

    Означает существенные отличия в поведении избирателей мужского и женского пола при определении партийной поддержки, в оценках действий президентов, в отношении к актуальным и острым проблемам государственной политики и путям их решения. Термин… … Термины гендерных исследований

    Это процесс оценки различного воздействия, оказываемого на женщин и мужчин, существующими или предлагаемыми программами, законодательством, государственным политическим курсом во всех сферах жизни общества и государства. Гендерный анализ также… … Термины гендерных исследований

    Гендерный подход … Термины гендерных исследований

    Гендерный подход в истории … Термины гендерных исследований

    Политическая культура, интегрирующая гендерный подход в систему отношений и одновременно в процесс производства и воспроизводства составляющих элементов политической культуры в ряде сменяющих друг друга поколений. Исходя из того, что политическая … Термины гендерных исследований

Книги

  • Здоровье и доверие. Гендерный подход к репродуктивной медицине , Под редакций Елены Здравомысловой и Анны Темкиной. Дефицит институционального доверия является устойчивой характеристикой российского общества. Особый смысл недоверие к учреждениям и профессионалам приобретает, когда мы говорим о…

Гендерный подход в обучении и воспитании (Слайд№1)

Слайд № 2

В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, нейропсихологов, педагогов, врачей. В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении. Специальные исследования направлены на выявление природы этих различий, которые, по мнению тех или иных авторов, являются отражением либо универсально- биологических, либо биосоциальных закономерностей.

Слайд № 3

В российской педагогической науке на стыке XX - XXI столетий появилось новое направление – гендерология, наука, занимающаяся рассмотрением социального взаимодействия между представителями мужского и женского полов, основанных на межполовой социальной предрасположенности.

Понятие «гендер» было заимствовано отечественными исследователями у зарубежных коллег в 1980 году. Современная наука различает термины «пол» и «гендер» (gender). Первое использовалось для обозначения анатомо – физиологических особенностей людей. При помощи этих особенностей все человеческие существа делятся на мужчин и женщин. Но кроме биологических отличий между полами существуют также разделение их социальных ролей, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Для обозначения социального взаимодействия мужчин и женщин и было заимствовано английское слово «гендер»

Слайд № 4

Гендерные роли – один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин.

В настоящее время нет единой теории гендерных ролей. Характеристики гендерных ролей рассматриваются с точки зрения социологических, биосоциальных и психологических теорий. Но уже имеющиеся исследования позволяют сделать вывод о том, что на формирование и развитие данных гендерных ролей у человека влияют общество и культура. Но термин «гендерные роли» следует отличать от понятия «гендерные стереотипы».

Слайд № 5

Гендерные стереотипы – сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины.

Слайд № 6

Выделяют бинарные оппозиции, которые стереотипно предписываются мужчине и женщине:

  1. Логичность - интуитивность, абстрактность - конкретность. Прежде всего, мужественность соотносится с логичностью, а женственность - с интуитивностью. «Мужское мышление отличается склонностью к обобщениям, абстрактностью... мужчина более рационален» «Мужское и женское самосознание имеет каждое свои отличительные черты: мужчина логичен, полон инициативы; женщина инстинктивна, склонна к самоотданию, мудра нелогической и неличной мудростью простоты и чистоты». В тоже время, женщин интересуют конкретные вещи, они конкретны в своей мыслительной деятельности. Простор женскому интеллекту обычно открывают прикладные и близкие к практике науки.
  2. Инструментальностъ - экспрессивность, сознательность - бессознательность. Бытует стереотипное мнение, что женская чувственность, эмпатичность, эмоциональная экспрессивность отличают ее от мужчины с его инструментальной размеренностью, ориентированной на цель и компетентность. Благодаря этим качествам считается, что все женщины более гибки, отзывчивы. Мужчины же более тверды и властны.
  3. Власть - подчинение. Женскими считались также преданность, жертвенность, терпение, покорность. Мужчину рассматривали как имеющего противоположные качества и потому мужское и женское начала осмысливались в категориях власть - подчинение .
  4. Порядок - хаос. Философский взгляд на гендерную дифференциацию формы и материи выражается в противопоставлении порядка и хаоса. «Поскольку мужское начало есть начало оформления, внесения смысла, логоса, строя, лада, поскольку мужественный дух оформляет, дисциплинирует, организует, постольку оно есть начало порядка» Беспорядок и хаос рассматриваются как проявления женского начала: «Дух женственно-пассивный погружает в бесформенный, недисциплинированный, неорганизованный хаос». Вместе с тем, современные исследователи женской и мужской психологии не считают, что мужское начало - проявление порядка, а женское - хаоса; каждый пол отличается своим своеобразным типом деятельности. Мужчины склонны сначала зафиксировать любую проблему, а лишь затем рассматривать ее, женщины же анализируют взаимоотношения по ходу дела. И если мужчинам свойственно фокусироваться на одной проблеме, то женщины фокусируются на цели, но держат в уме и широкую картину поля действия.
  5. Независимость, индивидуальность - близость, коллективность. Важный гендерный стереотип состоит в том, что женщинам свойственно следить в первую очередь не за объектами и решением каких-то задач, а за благополучием людей, составляющих их круг общения. Женщины на первое место ставят отношения между людьми, в то время как мужчины во всех обществах более независимы, доминантны, властны, авторитарны и решительны. Женщины же более осторожны, склонны к подчинению, отзывчивы и демократичны.
  6. Сила - слабость. Также стереотипно считается, что мужчин и женщин отличают проявления силыих личности. Мужской принцип есть по преимуществу антропологический и личный. Женский же принцип есть по преимуществу космический и коллективный»
  7. Импульсивность, активность - статичность, пассивность. Современные исследователи противопоставляют активность, склонность к риску, деспотичность, импульсивность мужчин и покорность, пассивность, зависимость, слабость женщин.
  8. Непостоянство, неверность, радикализм - постоянство, верность, консерватизм. Также в культуре бытует стереотипное убеждение, что женщин отличает консервативность, верность всему состоявшемуся, мужчин же - радикализм, непостоянство.

Итак, философы, антропологи, психологи обосновывают различие полов, различие мужчины и женщины. Но, можем ли мы сказать, что не встречаем логичных женщин и чувственных мужчин; активных, властных, доминантных, агрессивных женщин и пассивных, подчиняющихся мужчин? У каждой личности наблюдается «смесь» биолого-психологических признаков своего и противоположного пола.

Слайд № 7

Современная психология выделяет по четыре полоролевых типа, свойственных мужчинам и женщинам: мужественный, женственный, андрогинный и недифференцированный. На основе деления современной психологией мужчин и женщин на четыре полоролевых типа появилось такое понятие, как гендерный подход.

Слайд № 8

Гендерный подход – объективный родовой признак политической культуры, свойственной активной представительной демократии, суть которого – учет интересов обоих социально – половых групп общества. Суть данного подхода состоит в том, чтобы найти специальные меры для достижения гендерного равенства. Явления, которые происходят в обществе, по-разному влияют на женское и мужское население, вызывая разные их реакции. Осознание этого и есть гендерный подход.

Слайд № 9

Гендерный подход интенсивно внедряется в образование. Это происходит по двум направлениям: одно из них – высшие учебные заведения, а второе – общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, учреждения начального и среднего профессионального образования.

Слайд № 10

Данная тенденция возникла благодаря определенным факторам: социально – культурным, политическим, организационно – финансовым и личностным.

Слайд № 11

Социально – культурные факторы связаны с изменениями в жизни общества, ролей и поведения в семье, изменениями самого дискурса в обществе о типично женском и типично мужском.

Слайд № 12

К политическим факторам относят активизацию независимых женских организаций, проникновение феминистических теорий.

Слайд № 13

Под организационно – финансовыми факторами подразумевается появление финансовых источников для гендерных исследований, поддержки гендерного просвещения преподавателей.

Слайд № 14

Личностный фактор – это появление сторонников гендерного подхода в образовании среди педагогов – ученых, разработка ими программ и учебных пособий.

Слайд № 15

ВЫВОД: Данная теория доказывает то, что, организуя педагогическое взаимодействие без учета половых особенностей воспитанников, преподаватели обрекают своих воспитанников на одностороннее развитие, так как отсутствуют знания о психофизиологических возможностях ребенка. Гендерное воспитание и образование вопреки представлению о том, что оно может ущемить правовые ценности равноправия личности и привести к дискриминации ее в зависимости от пола, напротив, в своей основе направлено на формирование идеи о том, что пол не является основанием для дискриминации и способствует наилучшей реализации личностных склонностей и способностей как в связи с половой принадлежностью, так и вне ее.

Сайд № 16

Целью гендерного подхода в образовании является деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов научения, отличных по качеству, способам организации учебного процесса и темпам от традиционных.

Слайд № 17

Смешанное образование, зародившееся в западных учебных заведениях в середине 1950-х годов, приблизительно в это же время было внедрено в образование нашей страны. В основе новых методик и технологий лежат современные повышенные требования к интеллекту подрастающего поколения и, следовательно, необходимость стимуляции его развития. Однако, несмотря на определенные успехи совместного обучения и воспитания детей, в процессе его реализации выявилось множество трудностей.

Сайд № 18

Во-первых, большинство методик и технологий совместного обучения рассчитаны на некую среднюю личность – дети, ребенок, ученик. Пол ребенка школа учитывает только на уроках труда и физической культуры (и то не всегда), вся остальная жизнь протекает в бесполом режиме: ни быт, ни познание, ни труд, ни досуг, ни общественная деятельность не строятся с учетом пола.

Негативные тенденции межполовых отношений:

Отсутствие гармоничных межполовых взаимоотношений в классах совместного обучения наблюдается всеми нами во всех школах. Эта тенденция сохраняется и в более старшем возрасте, являясь отчасти причиной дисгармоничных семейных отношений, искажений ролевого взаимодействия мужчин и женщин.

Сайд № 19

Деформация социального опыта мальчиков:

Кроме того, преимущественно женский состав педагогических коллективов лишает мальчиков делового взаимодействия с мужчинами, деформирует их социальный опыт. В школе мальчики приобретают и закрепляют опыт подчинения взрослой женщине, что приводит к формированию специфических типов мужского поведения: феминизированного, излишне послушного и робкого или, напротив, активно протестующего «хулигана», что выражается и во взаимодействиях с девочками.

Организованная женщинами-учительницами общая жизнедеятельность мальчиков в школе резко ограничивает их двигательную активность. В современной системе образования преобладает тенденция удержания в течение длительного времени всех учащихся в сидячем, скованном положении, которое в десятки раз превышает их физиологические потребности. Последнее особенно тяжело переносится мальчиками.

Особенности девочек при совместном обучении:

Особенности девочек в совместном классе оказываются также неучтенными. В среднем и особенно в старшем школьном возрасте девочки часто становятся невидимыми членами класса, опасаясь показывать свои знания.

До 5–6 класса девочки, как правило, доминируют физически, интеллектуально, социально. Они более покладисты, успешны, исполнительны, ориентированы на общение, что позволяет им занимать ведущие социальные роли. Мальчики же с первых классов обычно отстают от девочек и в учебе и в дисциплине, а к 5–6 классам стереотипно становятся нарушителями школьных правил, так называемой головной болью школы.

Период оформления половозрастной идентичности, совпадающий с периодом средней школы (5–8 класс), характеризуется изменением прежде всего межличностных отношений. Ведущей деятельностью становится общение. При этом у девочек, в связи с опережающим физическим и речевым развитием, определяется тенденция к превосходству над мальчиками в их социальных позициях. У мальчиков в этот же период проявляется тенденция к избеганию общения с противоположным полом, сочетающаяся с короткими, преимущественно агрессивно окрашенными контактами. Обособление девочек носит явно дискриминационный по отношению к мальчикам характер, но при этом девочки продолжают активно стремиться к общению с мальчиками, но это общение строится на авторитарных началах. Это обстоятельство – одна из причин снижения мотивации учения во втором школьном возрасте, следствием чего является феномен отчуждения от школы, часто наблюдаемый в средних классах, особенно у мальчиков.

Изменение социальных ролей в старшей школе:

К возрасту 9–10 классов (15–16 лет) социальные роли и поведение мальчиков и девочек резко меняется. Девочки из «законопослушных» часто превращаются в проблемных субъектов школы, средне- и плохоуспевающих, иногда агрессивных, проявляющих тенденцию к мужскому типу поведения, а юноши либо делают резкий скачок в учебной деятельности и начинают учиться углубленно и осознанно, либо вообще уходят из школы.

Гендерные предпочтения учителей:

Важно отметить, что учителя, сами являясь продуктом гендерной социализации, отдают неосознанное предпочтение либо мальчикам, либо девочкам. Гендерные специфические отношения проявляются как в повседневном общении с учащимися, так и в импровизированных педагогических действиях и приемах.

Сайд № 20

Феминизация мальчиков:

В младших классах специфические познавательные потребности мальчиков нередко игнорируются педагогами- женщинами, поскольку стратегия образования в этом возрасте рассчитана преимущественно на девочек.

С началом занятий физикой, биологией, химией, алгеброй, геометрией положение меняется. Мальчикам задаются более сложные вопросы, требующие работы мышления, а не только памяти, анализируются их ответы, учителя вступают с ними в учебный диалог.

Депривация потребностей девочек:

Как показали нейропсихологические исследования, мальчики мыслят и принимают решения быстрее, им надоедает слушать повторное объяснение материала, которое зачастую бывает необходимым для девочек. Поэтому девочки в средних и старших классах оказываются в ситуации некоторой депривированности, у них ограничено время на понимание и выполнение заданий, они меньше участвуют в обсуждении совместной работы, которые им особенно необходимы для успешной учебы.

Противоречие между содержанием и формами обучения:

В целом, в системе образования существует парадоксальное явление: образование в нашей стране – мужское по своему содержанию, так как учебные планы, учебные предметы имеют определенную технократическую, естественнонаучную тенденцию и построены с расчетом включения подготовленного ученика в технологические процессы. Вследствие этого являются предпочтительными и мужские стили познания, а также маскулинные качества личности. Но формы организации обучения, способы передачи знаний выстроены таким образом, что являются преимущественно женскими по своим психофизиологическим параметрам, особенно в начальной школе.

В связи с этим, с наибольшими трудностями в начальной школе сталкиваются мальчики, так как их психофизиологические особенности часто мешают им быть «примерными» учениками. В средней школе картина меняется, так как на первый план выходят другие подходы в обучении, преимущественно мужские, и на втором плане оказываются девочки. При этом социальный опыт и мальчиков и девочек в школах оказывается обедненным в силу того, что и те и другие лишены делового сотрудничества с мужчинами.

Слайд № 21

Необходимо отметить, что большая роль в гендерном образовании, отводится учителю, перед которым ставится непростая задача преодоления формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола. С этой целью в школе должны быть созданы все возможные условия для повышения информированности учителя по вопросам гендерного обучения и сохранения здоровья учащихся в образовательном процессе, по результатам школьных мониторингов для внесения своевременных коррективов в работу.

Слайд № 22

В заключении хочется сформулировать ряд основополагающих принципов для создания гендерной модели образовательно-воспитательной системы:

    Демократичность. При гендерном подходе в обучении мальчики и девочки имеют равные права на получение знаний и участие в общественной жизни школы; они не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнерских отношений.

    Природосообразность. Признание личностного равноправия мальчиков и девочек не означает отрицания биологических и физиологических особенностей и различий в их жизнедеятельности. Признание этих различий требует различных форм, методов и средств обучения для наиболее полной реализации способностей учащихся как представителей своего пола в учебной и во внеучебной деятельности.

    Соответствие требованиям времени. При гендерном подходе к обучению особенно актуальным является единство действий учителя и родителей ребенка. Данное положение требует взаимодействия с семьями учащихся для согласования целей, задач воспитания и обучения на основе единства действий, требований и уважения ребенка как представителя своего пола, как личности, соблюдения его прав как человека.

Список используемой литературы:

  1. Тамара Юрищева, Светлана Чубарова, Галина Козловская, Валентина Еремеева «Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей»;
  2. Л.В. Штылева «Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании»
  3. Арутюнян М.Ю. Гендерные отношения в семье // Материалы Первой российской школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай-96". М., 1997.
  4. Попова Л.В. Некоторые тенденции в ценностных ориентациях девочек и мальчиков младшего подросткового возраста // Женщина в российском обществе. 1996. №4.
  5. Гендерный подход в профессиональной подготовке педагога С.А Завражин., М.В.Назарова Владимирский государственный педагогический университет
  6. Материалы Интернета.