Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного возраста. Формирование музикально-ритмических навыков в процессе музыкальной деятельности детей дошкольного возраста Возрастные особенности дошкольников в музыкально ритмических движениях

1. Музыкально-ритмическое движение играет огромную роль в развитии у детей эмоциональной отзывчивости на музыку. Музыкальная форма развивается во времени и структурируется в соответствии с законами ритма. С помощью движений ребенок может «войти» в звуковой поток, ощутить, прочувствовать и телесно пережить движущие его закономерности: метрическую пульсацию; чередование, сопоставление или контраст фраз, разделов, частей; смысловые интонационно-ритмические акценты; кульминации и спады мелодических «волн» - линий и т.д. Движения помогают ребенку выявить эмоции, связанные с музыкальным образом, воплотить, реализовать заложенные в интонационной драматургии музыкального произведения пространственные, двигательные, тактильные, зрительные ассоциации.

Дети чрезвычайно чувствительны к ритму, в особенности, музыкальному. Воспитатели и педагоги знают, сколько радости доставляют детям музыкально-двигательные упражнения, танцы, хороводы или просто произвольные движения под музыку. Музыка дает детям мощные эмоциональные импульсы, вызывает разнообразные двигательные реакции. Умелое использование педагогом этой непосредственной эмоциональной восприимчивости, чувствительности детей к ритму ведет к созданию нужного на занятии эмоционального фона или эффекта: сосредоточенности, собранности, концентрации внимания, приподнятости настроения или расслабления, снятия напряжения.

2. Для детей дошкольного возраста разработана система занятий по музыкально-ритмическому движению , вобравшая в себя лучшее из отечественного и зарубежного опыта в этой области. В концепции данной системы музыке отводится ведущая роль, а движение рассматривается как выявление эмоций, связанных с музыкальным образом как средство усвоения музыкальных закономерностей. Такая расстановка акцентов совершенно справедлива, она способствует тому, что занятия ритмикой в ДОУ занимают важное место в музыкальном развитии дошкольников.

Программы музыкально-ритмического воспитания в ДОУ предусматривают следующие разделы ритмики: музыкально-ритмические упражнения; танцы, пляски, хороводы; музыкальные игры.

В музыкально-ритмических упражнениях дети осваивают отдельные виды движений: всевозможные повороты, вращения, кружения, наклоны, покачивания, разновидности шага, бега, прыжков, поскоков. В данный раздел ритмики входят также упражнения на разнообразные построения, движения по кругу, квадрату, диагонали, «змейками», цепочками, парами, тройками и т.д.

Перечисленные упражнения относятся к разряду общеразвивающих и связаны с физическим воспитанием ребенка, развитием его ловкости, умения ориентироваться в пространстве. Однако в контексте занятий ритмикой эти упражнения получают новую смысловую окраску. Движения упражнений связываются с яркими музыкальными образами (скачущие галопом лошадки, прыгающие зайчики, крадущиеся кошечки и т.п.), расцвечиваются фантазией детей, будят их творческое воображение.

Дошкольный возраст – это время, когда ребенок познает мир через телесные ощущения, «мыслит» телом. В музыкально-ритмических упражнениях ребенок творчески познает возможности своего тела, соотносит свои действия с действиями других, приобретает навыки общения, учиться ориентироваться не просто в пространстве, но в осваиваемом им мире, мире вещей, живых существ, людей и их взаимоотношений. Звучащая музыка помогает ему в этом, ритмически организуя деятельность, делает познаваемый ребенком мир ярким и эмоционально насыщенным.

Танцы, пляски и хороводы – также весьма привлекательный для детей раздел занятий ритмикой.

Основу программ составляют несложные танцы разных народов. Музыкальная форма, структура народного танца, как правило, ясная, четкая, доступная детскому восприятию. Часто музыкальная форма основывается на противопоставлении контрастных частей (быстро – медленно, тихо – громко и т.д.). Контраст звучания музыки реализуется в танце через контрастную смену характера движений, что легко осознается детьми.

В характерных танцах плясовые элементы соответствуют манере движений различных персонажей (снежинок, кукол, клоунов, пингвинов и т.п.). Сам же характерный танец часто связан с забавным сюжетом, где есть завязка, развитие, кульминация и развязка. Яркие образы и сюжетность характерных танцев помогают детям ориентироваться в музыкальной композиции.

Методика развития музыкально - ритмических движений у дошкольников

Методика развития музыкально - ритмических движений у дошкольников направлена на развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
В процессе ее использования обеспечивается охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, осуществляется приобщение к общечеловеческим ценностям через музыку.
Реализация методики осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста (2 - 7 лет). План реализации методики представляет собой логическую последовательность форм, методов, способов работы с детьми, родителями и воспитателями ДОУ, обеспечивающую их приобщение к движениям под музыку.
Внедрение методики в процесс музыкальной деятельности является на сегодняшний день актуальной, так как во всех известных направлениях изучения психологии ребенка признается необходимость наличия у детей к 6-7 годам уже сложившейся структуры личностных, интеллектуальных, регуляторных особенностей психики характеризующих уровень готовности к школьному обучению и развитию высших психических функций: мышления, сознания, речи.
Движения тела ребенка и восприятие им различных ощущений (зрительных, слуховых, вкусовых, равновесия, кинестетических и др.) на начальных этапах развития являются средством познания окружающего мира на более элементарном уровне, чем интеллектуальное познание.

В воспитании мы должны исходить из потребностей самого ребенка. Ребенку вообще, а малышам особенно для правильного развития организма необходимо много двигаться: ходить, бегать, прыгать, лазать, бросать. Чувство ритма в основе своей имеет моторную, активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями. Движение, сливаясь с музыкой, соединяет двигательные реакции с законами музыкального ритма, моторные центры воспитываются через музыку, объединяется деятельность нервно-мышечных центров, слуха и восприятия, вырабатывается координация движений.

Развитие музыкально - ритмических движений, чувства ритма является составной частью физического и художественного воспитания, способствует гармоническому развитию. Эмоционально-положительное состояние на занятиях способствует развитию психики.

Рассматривая музыку как источник эмоционального, интеллектуального, творческого развития детей, исследователи освещают проблему развития у детей музыкального ритма и практически не затрагивают проблему развития чувства ритма как свойства и качества личности детей.

В связи с этим возникает потребность в создании системы физического и музыкально-ритмического воспитания для дошкольников, которая соответствовала бы всем требованиям в отношении личностного развития ребенка.

Т. С. Бабаджан принадлежат такие идеи музыкального воспитания ребенка в детском саду, как: движение — средство усвоения музыки, выявления эмоций, связанных с музыкальным образом. До сих пор эти идеи не утратили своей актуальности и становятся отправной точкой в современных исследованиях проблем музыкального воспитания и развития дошкольников.

Задачи методики

Задачи по музыкальному воспитанию :

  • учить воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
  • развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти;
  • расширение музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков.
  • Формирование музыкальной культуры.

Задачи по социализации :

  • формирование социально-коммуникативных навыков (общения, взаимопонимания, доброжелательности и т. д.);
  • развитие творческих способностей, чувства прекрасного, умение видеть красоту и образность окружающего мира.
  • воспитание и формирование глубоких эстетических чувств.

Задачи по развитию двигательных качеств и умений :

  • развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
  • развитие физических качеств (гибкости, пластичности, выносливости, ловкости, силы);
  • формирование правильной осанки, красивой походки;
  • развитие умения ориентироваться в пространстве;
  • обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений;
  • формирование речедвигательной координации;
  • воспитание стойкого интереса, потребности к музыкально-ритмическим движениям.

Задачи по развитию творческих способностей :

  • развитие творческого воображения и фантазии;
  • развитие способности к импровизации;
  • формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях;
  • воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку.

Задачи по музыкально-ритмическим движениям специфичны для каждого возраста.

Возраст 3 - 4 года

Дети младшего возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение под музыку доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище), протекания нервных процессов и их зрелости, сформированности сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики и все они носят, как правило, игровой характер. Поэтому, приоритетными задачами развития музыкально-ритмических движений для данного возраста являются:

  • воспитание интереса, потребности в движениях под музыку;
  • развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки;
  • обогащение слушательского и двигательного опыта, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом.

Возраст 4 - 5 лет

В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального возраста, средств музыкальной выразительности. Приоритетными задачами в работе с данной возрастной группой являются:

  • формирование навыка ритмичного движения в соответствии с характером музыки;
  • воспитание самостоятельности в исполнении движений под музыку;
  • побуждение детей к творчеству.

Возраст 5 - 7 лет

В этом возрасте ребенок - дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений - из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность педагогу подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.

Приоритетные задачи:

  • развитие способности выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавать несложный ритмический рисунок.
  • развитие умения импровизировать под незнакомую музыку;
  • формирование адекватной оценки и самооценки.

Методику применяю при планировании и проведении:

Занятий, развлечений и праздников,

Театрализованных представлений,

Утренней зарядки,

Индивидуальной работы с детьми,

Консультаций для воспитателей и родителей по музыкально - ритмическому развитию детей.

Контроль процесса деятельности - отслеживание процесса и динамики образовательной деятельности, и своевременная коррекция ее в случае возможного негативного воздействия на здоровье и развитие ребенка.

Мониторинг - выявление и оценка уровня музыкального и психомоторного развития ребенка в соответствии с возрастом ребенка.

Условия реализации методики

Условиями реализации «Методики развития музыкально - ритмических движений у дошкольников» являются: создание психологического комфорта воспитанников; выбор оптимальной системы непосредственно организованной образовательной деятельности, что связано с двумя уровнями работы с музыкально-ритмическим материалом (первый уровень - освоение ряда музыкально-ритмических композиций в процессе сотрудничества педагога и детей без специального разучивания, второй - индивидуально-ориентированный материал - это танцы, упражнения, игры); согласованность действий всего педагогического коллектива и родителей.

Реализация данной методики возможна лишь при соблюдении ряда дидактических принципов :

  • Принцип психологической комфортности предполагает создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов, а так же чувства удовлетворения, увлеченности деятельностью;
  • Принцип деятельности - дети осваивают новые движения, приобретают новые навыки и умения в процессе активной деятельности, приобретения собственного чувственного опыта, преодоления посильных затруднений в выполнении музыкально-ритмических упражнений;
  • Принцип научности и практической применимости предполагает построение работы в соответствии с закономерностями социализации, психического и физического развития ребенка;
  • Принцип систематичности обусловливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений. Навыков, адекватных особенностям их развития в период дошкольного возраста. Он заключается в непрерывности, планомерности использования средств, во всех возможных формах их проявления;
  • Принцип постепенности определяет необходимость построения деятельности в соответствии с правилами: « от известного к неизвестному», «от простого к сложному». Постепенность

обеспечивается усложнением движений, ступенчатым и волнообразным изменениям нагрузок, чередованием нагрузки и отдыха. Здесь важен индивидуальный подход;

  • Принцип индивидуальности предполагает использование средств, методов и форм, при которых осуществляется индивидуальный подход к детям разного возраста, пола, двигательной подготовки и физического развития;
  • Принцип доступности реализуется через требование соответствия задач, средств и методов технологии возможностям детей, их готовности к выполнению нагрузки, зависящей от уровня развития физической подготовленности и интеллекта;
  • Принцип учета возрастного развития движений предусматривает степень развития основных движений у ребенка (ходьба, бег, прыжки), его двигательных навыков в соответствии с возрастными особенностями воспитанников;
  • Принцип наглядности является одним из главных общеметодических принципов при работе с детьми дошкольного возраста;
  • Принцип сознательности и активности предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе музыкально-ритмической деятельности, развитие сознательности, инициативы и творчества;
  • Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса - организация совместной музыкально-творческой

деятельности педагога с детьми на основе игровых тематических проектах.

Работа с педагогическим коллективом по реализации методики.

Работа с родителями по реализации методики.

Музыкально - ритмические движения — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

В моей работе по развитию музыкально - ритмических движений применяю различные средства и методы развития двигательной сферы дошкольника.

В авторской программе Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей» представлены танцы, игры с движением, разминки для детей от 2 лет и старше. Т. И. Суворова разработала множество композиций к сезонным праздникам, спортивных танцев, а также из творчества народов мира. Богатую фонотеку (классической, современной, народной музыки и песен), созданную автором, я применяю не только в разучивании танцев, но и как музыкальное сопровождение на праздниках, для развития танцевального творчества, умения импровизировать под музыку и как фонограммы для детского оркестра. Малыши с удовольствием исполняют танец «Ширмочки», «Веселые пары», «Танец курочек и петушков», старшим детям полюбились танцы: «Весна - красна», «Бабка - ёжка», «Полонез», «Россия - Родина моя» и многие другие. Танцевальные композиции составлены с учетом возрастных особенностей и умений детей, способствуют развитию навыков танцевальных движений.

Программа А. И. Бурениной «Топ - хлоп, малыши». Данная программа предполагает музыкально-ритмическое развитие детей 2-3 лет.

Цель программы - воспитание интереса к музыкально - ритмическим движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Программа интересна наличием разнообразных музыкально-ритмических композиций, которые объединены в циклы по принципу усложнения заданий и разнообразия движения. Все игровые упражнения систематизированы в строгой последовательности и адаптированы именно для раннего возраста. Репертуар, лежащий в основе - это пляски, песни с движением или игры с движением советских авторов Е. Тиличеевой, Т. Бабаджан, Е. Макшанцевой и других.

В целом, программа «Топ, хлоп, малыши» представляет собой переработанную, адаптированную к раннему возрасту программу на основе программы Н. А. Ветлугиной.

Программа по ритмической пластике А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» направлена на целостное развитие личности детей 3 - 7 лет.

Автор разработал содержание психолого - педагогической работы с детьми на основе музыкально - ритмической деятельности, рекомендации к организации педагогического процесса, планированию работы и проведению мониторинга.

Программа «Этот удивительный ритм»

И. Каплунова , И. Новоскольцева

Данная книга поможет музыкальным руководителям развить в ребёнке чувство ритма. Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие, как неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года. Предлагаемая методика условно разделена на четыре ступени, каждая из которых соответствует возрастной группе. Занятия по развитию чувства ритма должны носить непринуждённый игровой характер, без каких-либо замечаний детям и только с положительной оценкой.

В результате применения методики развития музыкально - ритмических движений у детей улучшился музыкальный слух, память, чувство ритма, координация движений, умение ориентироваться в пространстве.
Дети активнее стали участвовать в выполнении творческих заданий, проявляя фантазию и используя знакомые элементы танца.
Методика позволила сформировать навыки выполнения разнообразных видов движений в соответствии с возрастными возможностями.
Наблюдаю положительную динамику развития у детей ритмичности, выразительности, координации движений, способности к импровизации: высокие показатели увеличились на 26%, выше среднего - 27%, средние уменьшились на 27%, низкие - на 28%.

Наталья Квитка

Проект по художественно – эстетическому развитию «Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста в музыкально- ритмических движениях ».

Актуальность. Современное ДОО - это уникальное образовательное учреждение нового типа, совершенно непохожее на детский сад еще десятилетней давности. В условиях модернизации образования, вариативности программ и типов дошкольных учреждений все острее обозначается необходимость решения проблемы целостного развития ребенка . Необходимым условием гармоничного развития ребенка является полноценное музыкально -эстетическое воспитание, развитие основ восприятия музыки . Об этом свидетельствует обязательность художественно-эстетического воспитания и развития детей , прописанное в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) .

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка , формируется личность человека.

Музыкальное воспитание для детей дошкольного возраста имеет важное значение, как для интеллектуального развития , так и для физического. Для развития музыкальных способностей необходимо не только пение или слушание музыки , но и музыкально- ритмические движения .

Музыкально- ритмические движения служат делу познания ребёнком окружающей действительности и, в то же время, - являются средством выражения музыкальных образов , характера музыкальных произведений . Выдающийся музыкальный педагог А . Д. Артоболевская, в книге "Первая встреча с музыкой " утверждает, что музыкальные способности детей проявляются и развиваются , прежде всего, через движение с музыкой .

Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и формируется внутренний духовный мир ребенка.

Говоря о развитии музыкальных способностей в музыкально- ритмической деятельности имеют в виду, прежде всего способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях . Поэтому перед педагогом стоит задача учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать с ними свои движения .

Видя красоту движения в играх , плясках, хороводах, стремясь выполнить движение как можно красивее , изящнее, согласовать его с музыкой , ребенок развивается эстетически , приучается видеть и создавать прекрасное.

Значение музыкально- ритмических движений в жизни ребенка заключается в том, что они :

1. обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности ;

2. развивают познавательные способности;

Таким образом, тема музыкально- ритмического развития детей в музыкально- ритмических движениях является актуальной в дошкольном педагогическом процессе.

Цель исследования : отобрать методические рекомендации для развития чувства музыкального ритма в музыкально- ритмических движениях у детей младшего дошкольного возраста .

Объект исследования : содержание и организация образовательной деятельности на уровне дошкольного образования .

Предмет исследования : чувство музыкального ритма и его развитие у детей младшего дошкольного возраста в музыкально- ритмических движениях .

Гипотеза исследования : если использовать .

Учитывая объект, предмет и цель исследования, мы сосредоточили внимание на решении следующих задач :

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.

2. Разработать диагностику исследования ;

3. Разработать методику .

4. Провести педагогический эксперимент в три этапа.

Методы исследования :

Теоретические :

1. Анализ научно-методической, педагогической литературы.

Эмпирические :

1. Наблюдение.

2. Беседа.

3. Педагогический эксперимент в три этапа.

База исследования : МДОУ детский сад комбинированного вида №2 «Звездочка» Люберецкий муниципальный район Московской области.

Проект рассчитан на 3 месяца.

Проект предполагает проведение одного занятия в неделю кружковой работы, как часть традиционной музыкально- ритмической деятельности , индивидуальную работу, а также работу в свободное от занятий время и работу во вторую половину дня.

Продолжительность занятия –15-20 минут

1 этап – подготовительный (1неделя)

Анализ научно-методической, педагогической литературы.

Научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт многих дошкольных учреждений , а также исторический опыт свидетельствуют о том , что музыкальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности . Основоположником современной теории ритмического воспитания явился швейцарский музыкант , педагог, пианист и дирижер Жак Эмиль Далькроз (1865-1950, который считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить.

В нашей стране система ритмического воспитания разработана Н. Г. Александровой, Е. В. Кононовой. Специальные исследования проведены Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман, Б. М. Тепловым.

Б. М. Теплов в работе «Психология музыкальных способностей » дал определение понятию «чувство ритма » . Музыкально- ритмическое чувство - восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке . Это способность активно переживать музыку , чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Ритм - одно из выразительных средств музыки , с помощью которого передается содержание.

Чувство ритма развивается , прежде всего, в музыкально - ритмических движениях , соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки . Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности . Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении , совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки .

Музыкально- ритмическое воспитание (ритмика ) - это специальный предмет, который имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение , прививать им навык осознанного отношения к музыке , помогает выявить их музыкальные творческие способности. Занимаясь ритмикой , дети активно участвуют в передаче характера музыки , ее темпа, динамики, ритма , формы. Развитие чувства ритма – это основная задача ритмики .

Работа с родителями

Одними усилиями воспитателя на занятиях без поддержки родителей трудно добиться желаемого результата.

Цель работы с родителями : приобщение семьи к формированию положительных эмоций и чувств ребёнка , поддержание заинтересованности, инициативности родителей к жизни детского сада.

Музыкальное воспитание и развитие ребёнка в семье зависит от условий,

которые определяются врождёнными музыкальными задатками , образом жизни семьи её традициями, отношением к музыке , общей культурой. Изучить эти условия помогает анкетирование родителей в начале проектной деятельности

Анкетирование родителей «Мой ребёнок и музыка » :

Вопросы Результаты

1. Какое место в жизни вашего ребёнка занимает музыка ?

2. Любит ли он её слушать? Какую музыку предпочитает ?

3. Какое самое любимое произведение вашего ребёнка? А ваше?

4. Любит ли он под эту музыку двигаться , танцевать? 5. Понимает ли он содержание музыки ?

6. Передаёт ли в движении характер музыки , её ритм ?

7. Насколько эмоционально ребёнок

реагирует на музыку ?

8. В чём это выражается?

10. Каково ваше участие в музыкальном развитии ребёнка :

Есть ли дома фонотека детской

музыки ? Посещаете ли вы детские спектакли? Смотрите ли вы по телевизору музыкальные программы вместе с ребёнком?

Обсуждаете ли вы их?

Вывод : большинство родителей не интересуются музыкальным воспитанием детей , не знают их любимых музыкальных произведений , не видят их музыкальных способностей .

Решение проблемы : правильно организовать работу по музыкальному

воспитанию в семье, проводить беседы, консультации о музыке , совместные праздники и досуги, привлекать родителей к активному участию в жизни ДОУ и группы в частности. По результатам анкетирования выбираются формы сотрудничества.

Составляется план работы с родителями, успешное выполнение которого зависит от активности и инициативы со стороны родителей, целенаправленности и дифференцированного подхода к сотрудничеству с семьёй со стороны ДОУ.

Формы работы с родителями :

Индивидуальные беседы; Досуги и развлечения ;

Оформление наглядного материала, дидактических игр;

Родительские собрания и консультации;

Дни открытых дверей;

Домашние задания;

Ведение блога на сайте МДОУ.

2 этап - исследовательский этап (2,5 месяца)

В экспериментальном исследовании приняли участие 16 воспитанников младшей группы МДОУ №2 д/с «Звездочка» . Исследовательская работа проходила в три этапа : констатирующий, формирующий и контрольный.

Цель опытно-экспериментальной работы : выявление начального уровня развития чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста и разработка и апробация методики развития чувства музыкального ритма у детей данного возраста посредством музыкально – ритмических движений .

Выявление уровня (констатирующий эксперимент)

Цель : Определение начального уровня развития чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста .

Задачи :

1. Разработать диагностические задачи;

2. Провести диагностику уровня развития музыкально- ритмического чувства ;

3. Составить критерии оценки уровня развития чувства ритма ;

4. Обработать полученный результат.

Чтобы выявить уровень развития чувства музыкального ритма мы использовали методику диагностики О. П. Радыновой и провели два диагностических задания : первое – на исполнение ритмического рисунка с помощью хлопков, и второе – танец под музыку .

Диагностика чувства ритма

1 задание. Воспроизведение в хлопках ритмического «Ах вы сени» (аудиозапись) .

Педагог предлагает детям прослушать мелодию русской народной песни «Ах вы сени» , затем прохлопывает ритмическую последовательность . После этого педагог предлагает детям самим прохлопать ритм мелодии .

(в баллах) :

3 балла - точное выполнение ритмического рисунка .

2 балла - допускает небольшие неточности.

1 балл - ритмический рисунок не соответствует мелодии.

2 задание. Соответствие движений характеру музыки , соответствие ритма движений ритму музыки .

Звучат фрагменты из трех произведений.

1) Т. Ломова «Мелодия» ,

2) М. Журбин «Марш» ,

3) А. Гречанинов «Моя лошадка» .

Ребенку предлагается задание - потанцевать под музыку . Дети должны передать в движениях характер музыки , ритм .

Критерии и оценки выполнения задания (в баллах) :

3 балла - выразительные движения , смена движений в соответствии с характером музыки и ритмом .

2 балла - есть желание двигаться под музыку , но движения не всегда соответствуют характеру музыки .

1 балл – ребенок начинает делать движения под музыку , но они не передают характер и ритм музыки .

В соответствии с критериями нами было выделено три уровня развития чувства ритма : высокий, средний и ниже среднего.

Высокий - 6 баллов

Средний - 4-5 баллов

Ниже среднего – 3-1 балл

Анализ результатов констатирующей диагностики представлен в таблице 1.

Таблица 1.

1 Варвара Б. 2 2 4

2 Даниил Б. 1 2 3

3 Варвара В. 2 2 4

4 Анастасия Е. 2 2 4

5 Семен К. 2 2 4

6 Григорий К. 1 2 3

7 Иван К. 2 2 4

8 Ульяна П. 1 2 3

9 Роман С. 1 2 3

10 Наталья С. 2 2 4

11 София С. 2 2 4

12 Эвелина С. 2 2 4

13 Артем С. 1 2 3

14 Таисия Т. 1 1 2

15 Анна Т. 1 2 3

16 Денис Л. 2 2 4

По итогам выполненных заданий, учитывая общий балл, мы распределили и получили следующие результаты, представленные в таблице 2.

Таблица 2.

№ Имя, фамилия ребенка Общий балл Уровни

1 Варвара Б. 4 С

2 Даниил Б. 3 НС

3 Варвара В. 4 С

4 Анастасия Е. 4 С

5 Семен К. 4 С

6 Григорий К. 3 НС

7 Иван К. 4 С

8 Ульяна П. 3 НС

9 Роман С. 4 С

10 Наталья С. 4 С

11 София С. 3 НС

12 Эвелина С. 4 С

13 Артем С. 3 НС

14 Таисия Т. 2 НС

15 Анна Т. 3 НС

16 Денис Л. 4 С

Результаты диагностики в процентном соотношении представлены на диаграмме Рисунок 1.

Как видно из таблицы 2 и рисунка 1, 9 детей (56%) находятся на среднем уровне, 7 детей (44%) детей нет .

Анализируя отдельно каждый показатель, можно констатировать, что наибольшее затруднение у детей вызвало первое задание. Ритмический рисунок , хотя и с небольшими неточностями, исполнили 9 детей (56%, а у остальных 44% ритмический рисунок не соответствовал ритму заданной мелодии .

С удовольствием и желанием потанцевали под музыку 15 детей , но у них не было смены движений в зависимости от характера музыкального произведения , его ритма . Один ребенок не смог воспроизвести в хлопках ритмический рисунок мелодии и выполнить движения , соответствующие характеру музыки .

Развитие чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста в музыкально – ритмических движениях (формирующий эксперимент)

Исходя из результатов констатирующего эксперимента, мы наметили дальнейшую работу по развитию чувства музыкального ритма .

Для дальнейшей исследовательской деятельности мы разделили данную группу детей на две подгруппы , по 8 человек в каждой (экспериментальную и контрольную) .

В начале формирующего эксперимента нами была сформулирована и поставлена цель дальнейшей работы.

Целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы является развитие чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста в музыкально – ритмических движениях .

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

1. Разработать задания для развития чувства музыкального ритма .

2. Провести экспериментальное исследование.

Важную роль в развитии чувства ритма , прежде всего, выполняют музыкально – ритмические упражнения , а так же музыкальные игры . В них дети отражают и передают в движении ритмический рисунок звучащей музыки . Так же в музыкальных играх развивается быстрота двигательной реакции, способность к быстрой смене движений в соответствии с характером музыки .

В своей работе мы использовали следующие задания на развитие чувства музыкального ритма :

«Ноги и ножки» муз. В. Агафонникова

Использовалась аудиозапись «Ноги и ножки» муз. В. Агафонникова.

Методика проведения : Педагог предлагает детям погулять, но обращает внимание, что прошёл дождик, и на земле образовались лужи. Чтобы не промочить ноги, нужно перешагивать через лужи. Дети вместе с педагогом шагают «большими ногами» . Затем педагог сообщает, что впереди тропинка и по ней надо бежать. Дети бегут «маленькими ножками» . После чего движения выполняются под музыку в сопровождении пения педагога. (Текст песни : «Большие ноги шли по дороге : топ-топ-топ топ-топ-топ. Маленькие ножки бежали по дорожке : топ-топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ-топ».) Когда дети освоят движения под пение , упражнение проводится только под инструментальную музыку .

«Ножки весело стучат» муз. Г. Ф. Вихаревой.

«Ножки весело стучат» музыка Г . Ф. Вихаревой.

Методика проведения : педагог дает детям прослушать новую песню, которая называется «Ножки весело стучат» , вместе с детьми определяет, что песня веселая. Затем предлагает детям потанцевать. Педагог показывает движения в соответствии с текстом песни, а дети повторяют. Обращает внимание детей на ритмичность музыки , говоря, что выполнять движения нужно дружно , всем вместе. В первом куплете («Как у наших у ребят ножки весело стучат» ) - они топают одной ногой; во втором («А устали ножки, хлопают в ладошки » ) – хлопают в ладоши; в третьем («А потом в присядочку пляшут дети рядышком» ) – выполняют «пружинку» ; а в четвертом («А как пустятся бежать – никому их не догнать» ) – бегут «стайкой» по кругу. В припевах дети кружатся «топотушкой» . В конце танца педагог хвалит всех детей .

«Матрёшки» под ред. Л. Е. Казанцевой.

Использовалась аудиозапись песни «Матрёшки» под ред. Л. Е. Казанцевой, кукла – неваляшка.

Методика проведения : Педагог говорит детям, что к нам в гости пришла кукла – неваляшка. Дети смотрят, как она качается. Затем педагог просит детей покачаться также , как куколка. Дети выполняют движения , поочерёдно отрывая ноги от пола (передают метрическую пульсацию) . После этого педагог предлагает детям потанцевать под музыку . Дети танцуют по показу педагога, ритмично выполняя движения , в соответствии с текстом песни : «Мы матрешки, вот какие крошки, и у нас, и у нас чистые ладошки »– показывают ладошки ; «Мы матрешки, вот какие крошки, И у нас, и у нас новые сапожки» - выставляют ногу на пятку; «Мы матрешки, вот какие крошки, Поплясать, поплясать мы хотим немножко» - выполняют «пружинку» ; «Ох устали мы плясать, теперь будем отдыхать» - качают головой. В начале каждого куплета дети покачиваются с ножки на ножку, изображая матрёшек.

«Розовые щёчки» муз. Г. Ф. Вихаревой

Использовалась аудиозапись песни «Розовые щёчки» муз. Г. Ф. Вихаревой.

Методика проведения : педагог предлагает детям прослушать песню «Розовые щечки» и определить характер музыки . Мелодия очень веселая. Затем педагог приглашает детей потанцевать . Дети ритмично выполняют движения в соответствии с текстом песни по показу педагога. В первом куплете (текст песни : «Малыши, малыши - розовые щечки. А у нас, а у нас - звонкие ладошки ») - дети ритмично хлопают в ладоши , во втором (текст : «Малыши, малыши - розовые щечки. А у нас кулачки - словно молоточки» ) – ритмично ударяют кулачком по кулачку, в третьем (текст : «Малыши, малыши - розовые щечки. А у нас, а у нас - весело в садочке!» ) – выполняют «пружинку» , а в четвертом куплете (текст : «Малыши, малыши - розовые щечки. А у нас, а у нас - ротик на замочке!» ) – указательный палец ритмично прикладывают к губам.

Музыкальная игра «Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера.

Использовалась аудиозапись мелодии «Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера.

Методика проведения : Педагог проводит беседу о том, что делают дети на прогулке, когда светит солнышко (гуляют, играют) . Что они будут делать, если вдруг пойдёт дождик (будут прятаться под зонтик или под крышу) . Затем, дети слушают музыку «Солнышко и дождик» . После этого, педагог приглашает детей погулять . Музыка звучит спокойно , напевно. Педагог поёт : смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнату, а дети спокойно ходят в разном направлении, передавая шагами метрическую пульсацию. Далее педагог поет : мы похлопаем в ладошки , очень рады солнышку. Дети вместе с воспитателем хлопают в ладоши, передавая ритм мелодии . Под звуки металлофона педагог раскрывает зонтик, подпевая «дождь идет» , и все дети прячутся под зонтик. А педагог спрашивает : «Никого дождь не замочил, все успели спрятаться?» В последствие, эту игру можно использовать на прогулке.

Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента (контрольный эксперимент)

С целью определения эффективности разработанной методики по развитию чувства музыкального ритма в музыкально – ритмических движениях был проведен контрольный эксперимент, который проводился с экспериментальной и контрольной группами.

Задачи контрольного эксперимента :

1. Выявить динамику развития чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста .

2. Определить эффективность разработанной методики развития чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста в музыкально – ритмических движениях .

На данном этапе использовался тот же диагностический материал и критерии оценки, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Результаты контрольной диагностики в экспериментальной и контрольной группах приведены в таблице 4 и таблице 5.

№ Имя, фамилия ребенка Задание 1 Задание 2 Общий балл

1 Варвара Б. 3 2 5

2 Даниил Б. 2 2 4

3 Варвара В. 3 3 6

4 Анастасия Е. 3 2 5

5 Семен К. 3 3 6

6 Григорий К. 2 2 4

7 Иван К. 3 2 5

8 Ульяна П. 2 2 4

№ Имя, фамилия ребенка Задание 1 Задание 2 Общий балл

1 Роман С. 1 2 3

2 Наталья С. 2 2 4

3 София С. 2 2 4

4 Эвелина С. 2 2 4

5 Артем С. 1 2 3

6 Таисия Т. 1 1 2

7 Анна Т. 1 2 3

8 Денис Л. 2 2 4

Индивидуальная динамика результативности контрольной диагностики в контрольной и экспериментальной группах представлена на диаграмме рисунок 2 и на диаграмме рисунок 3.

Рисунок 2. Индивидуальная динамика результатов контрольной диагностики детей экспериментальной группы.

Рисунок 3. Индивидуальная динамика результатов контрольной диагностики у детей контрольной группы .

Как видно из гистограмм в экспериментальной группе произошли изменения. Особенно улучшились результаты у двоих детей . По итогам диагностики их общий результат увеличился на два балла. У остальных детей результат улучшился на один бал.

Анализируя индивидуальные изменения в контрольной группе, можно заключить, что изменений в результатах на контрольном этапе эксперимента у детей данной группы не произошло.

Общую картину распределения детей контрольной и экспериментальной групп по уровням развития чувства музыкального ритма можно увидеть в таблице 6 и таблице 7.

Таблица 6.

Результаты контрольной диагностики в экспериментальной группе.

1 Варвара Б. 5 С

2 Даниил Б. 4 С

3 Варвара В. 6 В

4 Анастасия Е. 5 С

5 Семен К. 6 В

6 Григорий К. 4 С

7 Иван К. 5 С

8 Ульяна П. 4 С

Таблица 7.

Результаты контрольной диагностики в контрольной группе.

№ Фамилия, имя ребенка Кол-во баллов Уровень

1 Роман С. 3 НС

2 Наталья С. 4 С

3 София С. 4 С

4 Эвелина С. 4 С

5 Артем С. 3 НС

6 Таисия Т. 2 НС

7 Анна Т. 3 НС

8 Денис Л. 4 С

В экспериментальной группе двое детей переместились на высокий уровень, трое улучшили свои результаты до среднего уровня. И трое детей остались по-прежнему на среднем уровне, но у них произошли изменения в результатах отдельных показателей.

В контрольной группе у детей не произошли изменения уровня развития чувства музыкального ритма .

Распределение детей по уровням развития чувства музыкального ритма по итогам контрольной диагностики в экспериментальной группе можно увидеть на диаграмме рисунок 4.

Рисунок 4. Распределение детей экспериментальной группы по уровням развития чувства музыкального ритма

Из вышесказанного можно сделать вывод об эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента.

3 этап - заключительный этап.

Подведение итогов реализации проекта

В процессе опытно – исследовательской работы мы наблюдали за детьми, проводили беседу о характере прослушанной музыки и провели педагогический эксперимент в три этапа.

На констатирующем этапе эксперимента мы выявили уровень развития чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста . Для диагностики использовались два диагностических задания. Первое задание на воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии русской народной песни «Ах вы сени» , и второе – соответствие движений характеру музыки , соответствие ритма движений ритму музыки .

В итоге мы выявили, что 56% детей находятся на среднем уровне, 44% детей на уровне ниже среднего. С высоким уровнем детей нет .

В ходе формирующего эксперимента мы разработали и провели целенаправленную работу по развитию чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста в процессе музыкально – ритмических движений . На этом этапе осуществлялась проверка гипотезы «Если использовать музыкально- ритмические движения в музыкальных играх , то это будет способствовать развитию чувства музыкального ритма ».

Цель контрольного эксперимента - выявить динамику развития чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп. Результаты диагностики свидетельствовали об эффективности разработанной и проведенной на формирующем этапе методике.

Таким образом, сопоставив данные констатирующего и контрольного эксперимента, мы выяснили, что использование музыкально- ритмических движений в музыкальных играх способствуют развитию чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного возраста .

В итоге цель, поставленная в начале исследовательской работы «отобрать методические рекомендации для развития чувства музыкального ритма в музыкально- ритмических движениях у детей младшего дошкольного возраста » достигнута. Доказана гипотеза исследования : если использовать музыкально- ритмические движения в музыкальных играх , то это будет способствовать развитию чувства музыкального ритма . Поставленные задачи решены.



Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие Безбородова Людмила Александровна

4. Музыкально-ритмические движения

Движение под музыку развивает у младших школьников чувство ритма, способность улавливать настроение музыки, воспринимать и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности: темп, его ускорение и замедление, динамику – усиление и ослабление звучности; характер мелодии; строение произведения.

Идея использования музыкально-ритмического движения как средства развития музыкальности детей принадлежит швейцарскому ученому, основоположнику ритмики Э. Ж. Далькрозу (1865–1950). По его мнению, ритм музыки и пластика объединяются в движении с моторной, мышечной активностью человека. Ввиду данной особенности на занятиях по ритмике Далькроз стремился к тому, чтобы прежде всего создавать у своих воспитанников непреодолимое желание выражать себя. В качестве необходимых условий музыкально-ритмического воспитания считалось развитие эмоциональных способностей и творческого воображения детей. В дальнейшем идеи Далькроза были развиты его последователями Н. Г. Александровой, М. А. Румер, Н. А. Ветлугиной, Н. А. Метловым, Е. В. Коноровой, Е. Н. Соковниной, Г. С. Франио, И. В. Лифиц, М. Б. Пустовойтовой и др.

Основная цель ритмики – формирование у детей восприятия музыкальных образов в их развитии и способности выражать их в соответствующей музыке. Музыкально-ритмическая деятельность детей делится условно на две группы: восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств в движении. В этом виде музыкальной деятельности углубляется и дифференцируется восприятие музыки (выделяются средства музыкальной выразительности), ее образов и на этой основе формируются навыки выразительного движения.

Задачи ритмики:

– образовательные: формировать навыки владения ходьбой, бегом и другими видами движения как средствами выражения музыкальных образов; навыки ритмичного движения в соответствии со структурой, темпом, динамикой и регистровыми особенностями музыкального произведения; отмечать в движении метр, метрическую пульсацию, акценты, ритмический рисунок;

– воспитательные: воспитывать у детей культуру движений, культуру чувств, чувство ответственности в коллективно выполняемых упражнениях, играх, танцах;

– развивающие: развивать у детей эмоциональную отзывчивость, художественно-творческие способности (индивидуальное выражение музыкального образа, придумывание и комбинирование танцевальных движений); свободу движений посредством снятия мышечного торможения, чувство пространства.

Виды музыкально-ритмических движений. Источниками движения считают физические упражнения, танец, сюжетно-образные инсценировки. Физические упражнения в ритмике – ходьба, бег, подпрыгивания, поскоки, общеразвивающие упражнения (без предметов и с ними); строевые (построения, перестроения, передвижения). Назначение упражнений – развитие гимнастических, танцевальных движений, отработка их ритмичности и пластичности. Музыкально-ритмические упражнения можно разделить на подготовительные и самостоятельные. Само слово «упражнение» звучит для ребенка прозаично, поэтому с учетом поэтического восприятия мира детьми упражнения, как правило, имеют образные названия: «шагают кузнечики», «после дождя», «спать хочется» и т. д.

Музыкальные игры направлены на выражение эмоционального содержания музыки. В основе их лежит программная музыка, которая подсказывает ход действия сюжетной игры, музыкальную характеристику персонажей. Различают сюжетные игры, осуществляемые в образных движениях, и несюжетные, которые разыгрываются по определенным правилам в зависимости от характера музыкального произведения. Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку и игры под пение – хоровод. Хороводы проходят под народные песни, текст песен подсказывает последовательность движений. Игра с пением – начальная форма музыкальной игры, где текст определяет характер образа движения. Более сложным видом считается игра под инструментальную музыку.

Следующий вид музыкально-ритмического движения – детские пляски и танцы. Они основаны на элементах народных и классических танцевальных движений. Этот вид музыкально-ритмического движения можно подразделить на пляски и танцы с зафиксированными движениями, свободные и импровизационные, а также комбинированные, то есть имеющие и зафиксированные движения, и свободную импровизацию. В этом случае используется авторская композиция движений, и те, которые придумывают сами дети.

Таким образом, все виды музыкально-ритмического движения выполняют общую задачу – добиться слитности характера движения и музыки, но у каждого вида есть свои функции.

Требование к музыкальному репертуару для всех видов музыкально-ритмического движения предполагает его художественность, динамичность, стройность и ясность выражения художественного образа. Особое значение имеет народная музыка, в частности русская народная песня.

Приемы обучения ритмике: наглядно-слуховой метод, который предполагает художественное исполнение педагогом музыки; словесный – образный рассказ о новой игре, танце, и метод упражнения – многократного повторения и закрепления движений, а также поэтапное разучивание репертуара танцев. В первой группе действий по восприятию музыки детьми происходит выделение ярких выразительных средств в музыке, акцентов, метрической пульсации, темповые изменения. Все это передается хлопками, шлепками, притопами, щелчками, отстукиванием ритма. Во второй группе действий происходит освоение двигательных навыков в процессе музыкальных игр, хороводов и танцев.

В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Основным правилом обучения детей музыкально-ритмическому движению является внимательное отношение к музыке, что, соответственно, не допускает разговоров во время ее звучания, а также шумного исполнения движений. Самым простым заданием на первых порах для детей должно быть требование начинать и заканчивать движение вместе с музыкой. Если произведение начинается со вступления, следует научить детей слушать его, а движения начинать только после его завершения. Следующей ступенькой могут стать задания на смену вида движения в зависимости от характера звучания музыки.

Методика обучения ритмике содержит три этапа:

1. Знакомство детей с новым упражнением, пляской или игрой. Создается целостное впечатление о музыке и движениях. Это начало разучивания в общих чертах. При этом педагог прослушивает вместе с детьми музыку, раскрывает ее характер, образы и показывает музыкально-ритмические движения, стремится пробудить в детях желание разучить его. Затем он поясняет содержание музыкально-ритмического движения, элементы его, показывает каждый элемент в отдельности и вместе с детьми выполняет новое движение. В момент разучивания последовательности элементов всей композиции педагог тактично оценивает действия детей, чтобы сохранить их положительное отношение к делу.

2. Углубление разучивания. На этом этапе происходит уточнение, создание целостного музыкального образа, настроения музыки.

3. Закрепление представлений о музыке и движении, поощрение детей на самостоятельное выполнение разученных движений. Творчество детей, придумывание новой композиции хоровода из разученных элементов танца.

В работе над игрой, танцем или пляской педагогу целесообразно неоднократно исполнить музыку, остановить внимание детей на моментах, недостаточно ярко переданных в движениях; недопустимо уточнение ритмичности движения в отрыве от музыки, а также громкий счет педагога в момент исполнения упражнения. При необходимости возможно использовать показ удачных движений одним или двумя успевающими учениками, так как в педагогической практике замечено, что школьники быстрее понимают движение, когда его выполняет сверстник.

Занятия ритмикой требуют площади для свободного движения детей. Отсутствие в некоторых школах специального помещения объясняет причину, по которой порой движениям на уроке отводится незначительное место. Но, понимая значимость движения, способного помочь ребенку «войти в образ», почувствовать музыку «всем телом», глубже проникнуться ее настроением, можно рекомендовать выполнять задания сидя или стоя около парт, но ни в коем случае не лишать ребенка возможности самовыражения посредством движения. Например, под веселую музыку можно предложить детям «танцевать» в воздухе кистями рук, притопывать ногами (сидя), под спокойную музыку делать плавные движения руками, под «таинственную» музыку изображать любопытство или испуг. Те произведения, которые связаны с движением, дети лучше запоминают и больше любят.

В качестве программных произведений Ю. Б. Алиев предлагает следующие упражнения, игры, пляски, танцы и инсценировки:

Упражнения:

1. В. Шаинский «Вместе весело шагать» (маршировка).

2. М. Глинка «Детская полька» (подскоки, кружение).

3. Д. Кабалевский «Рондо-марш» (ходьба под музыку разного характера) и т. д.

Игры:

1. Игра в куклы: П. Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла».

2. Игра в солдатики: П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», В. Ребиков «Игра в солдатики».

3. Игра «Медведь и дети»: русская народная песня «Как пошли наши подружки», И. Стравинский «Медведь».

4. Игра «Дирижеры»: (дирижирование на 3/4, 2/4, 4/4), из них – на 2/4 – П. Чайковский «Камаринская» из «Детского альбома», Ф. Шуберт «Лендлеры». На 3/4 – Н. Римский-Корсаков «Песня Индийского гостя» из оперы «Садко». На 4/4 – М. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

Пляски и танцы:

1. Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я».

2. П. Чайковский «Полька» из «Детского альбома».

3. И. Шатров «На сопках Манчжурии».

4. П. Чайковский – «Вальс» из балета «Спящая красавица».

Инсценировки:

1. А. Александров – «Без музыки скучно».

2. М. Красев – «Летний вальс».

3. Г. Свиридов «Колдун».

4. Э. Соколова «Баба-Яга».

5. П. Перковский «Ссора».

6. П. Чайковский – «Подснежник» из цикла «Времена го да».

Рекомендуемые игровые движения и элементы плясок в начальной школе (подробнее можно прочитать в книге: Осеннева М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – С. 251–252).

1. Исходное положение: основное положение стоя – стоять не сутулясь, без излишнего напряжения в коленях и плечах, голова слегка поднята, пятки вместе, носки немного раздвинуты.

2. Виды шага. Бодрый шаг – обыкновенный бытовой шаг, но несколько более устремленный, благодаря чему тяжесть тела сразу переносится с пятки на переднюю часть ступни. Характер этого шага соответствует радостному, бодрому маршу. Высокий шаг – шаг с высоким подниманием ноги и сгибанием колена. Корпус прямой, голова поднята, энергичное движение руками. Соответствует энергичному характеру маршевой музыки. Тихая и «осторожная» ходьба – корпус наклонен слегка вперед, ноги мягко ступают на всю ступню. Движение рук сдержанное. Характер шага соответствует тихому звучанию музыки. Хороводный шаг – голова чуть приподнята, плечи немного отведены. В хороводах исполняется детьми, взявшимися за руки. При этом возможна смена положения рук, то есть рука, которая была впереди, идет назад, а та, что сзади – вперед. Таким образом, дети идут хороводным шагом, повернувшись в круг то лицом, то спиной. Шаг на носках исполняется, выпрямившись, как бы вытянувшись вверх. Мягкий пружинящий шаг соответствует спокойной танцевальной музыке. Нога, опускаясь на пол, мягко сгибается в колене и сразу пружинно выпрямляется и встает на носок (полупальцы).

3. Виды бега: легкий бег – бег непринужденного, беззаботного характера. В беге ноги активно отталкиваются от пола и мягко, бесшумно приземляются. Стремительный бег – энергичный бег (большими прыжками) с сильным взмахом рук. Корпус слегка наклоняется вперед.

4. Подскоки: легкие подскоки исполняются без лишнего напряжения. Нога слегка выносится вперед с согнутым коленом, руки свободно двигаются – одна вперед, другая назад. Сильные подскоки – движения рук и ног более энергичные. В отличие от легких подскоков сильные подскоки соответствуют более яркой в динамическом отношении музыке.

5. Прыжки: пружинное подпрыгивание исполняется при сильном отталкивании ступнями от пола. При приземлении колени слегка сгибаются. Сначала пола касаются пальцы, и лишь затем вся ступня, тяжесть тела на пятки не переходит. Положение корпуса – прямое, движение вверх – подчеркнуто вертикальное.

6. Элементы танцев: боковой галоп – правая нога делает шаг вправо, левая – продвигается к ней, пяткой как бы выталкивая ее снова вправо, для следующего шага. Движение полетное, без высокого подпрыгивания. Корпус в сторону движения не поворачивается. Шаг польки – на затакте делается легкий подскок на левой ноге. Одновременно правая нога выносится слегка вперед. На «раз-и-два» делается три небольших шажка – бега на носках, правой-левой-правой ногой, на «и» снова легкий подскок на правой ноге, левая выносится вперед и т. д. Выставление ноги вперед на пятку и на носок – ставя ногу на пятку, следует согнуть ногу в подъеме так, чтобы носок смотрел вверх; ставя ногу на носок, подъем надо выпрямить. Прыжки с «выбрасыванием» ног вперед – нога выносится вперед с прямым коленом и слегка вытянутым носком, почти касаясь им пола. Корпус чуть откинут назад.

7. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте – на «раз» – шаг левой ногой, ставя ее рядом с правой, на «два» – притоп правой ногой впереди левой (не перенося на нее тяжесть тела), затем на «раз» следующего такта – шаг на месте правой ногой, на «два» – притоп левой впереди правой и т. д. Дробный шаг исполняется с продвижением вперед и при кружении на месте. Выполняется ритмично, на всей ступне, при согнутых коленях и прямом положении корпуса. Тройной шаг – на «раз-и» делаются два коротких шага, на «два» – один долгий (равный четверти). Основной характер движения – плавный. Переменный шаг – на «раз» делается удлиненный шаг правой ногой, на «и» – небольшой шаг левой, на «два-и» – небольшой шаг правой ногой с носка. Затем движения повторяются с левой ноги. Полуприсядка – на «раз-и» делается пружинное полуприседание и выпрямление колен, на «два» – выставление правой ноги вперед на пятку, носок поднят вверх. На следующем такте выставляется вперед другая нога. «Ковырялочка» – на «раз-и» делается небольшой подскок на левой ноге, одновременно правая нога отводится в сторону, ставится на носок, колено повернуто внутрь. На «два-и» – подскок на левой ноге, правая ставится на пятку, колено повернуто наружу. На следующий такт делается перетоп обеими ногами поочередно – правой, левой, правой. Затем движения повторяются.

8. Положения рук в русской пляске: руки на поясе, кисти сжаты в кулаки, локти направлены в стороны, руки отведены в стороны и кисть открыта, руки убраны за спину, руки скрещены перед грудью. В хороводе можно использовать следующие движения: по кругу (по одному и парами), «лучами» (к центру круга и от центра), «змейкой», «ручейками», «стенкой на стенку» (два ряда детей, стоящих друг против друга, поочередно продвигаются вперед – назад либо одновременно – «расчесочкой»).

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Гимнастика и массаж для самых маленьких. Пособие для родителей и воспитателей автора Голубева Лидия Георгиевна

Музыкальные ритмические занятия Очень полезны для ребенка музыкальные ритмические упражнения, которые обязательно должны включаться в повседневную жизнь. Ритм способствует развитию координации движений, помогает быстрее освоить различные упражнения, устраняет

Из книги Дисциплина без стресса. Учителям и родителям. Как без наказаний и поощрений развивать в детях ответственность и желание учиться автора Маршалл Марвин

Движения Невербальный язык тела информативен не менее самих вопросов и интонации. Вместе с нами говорят жесты, мимика, движения, осанка. Если учитель спрашивает: «Какой это уровень?» – с нахмуренными бровями, скрещенными на груди руками, напряженным телом и суровым

Из книги Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие автора Безбородова Людмила Александровна

Глава 2 Из истории российской музыкально-образовательной практики Самобытный склад русской национальной культуры обусловил первичную форму музыкального искусства России – пение. В русской музыкальной культуре хоровое пение главенствовало, поэтому профессиональная

Из книги Качая колыбель, или Профессия «родитель» автора Шереметева Галина Борисовна

Из книги Аутята. Родителям об аутизме автора Коган Виктор

Из книги Детские праздники дома. Сказочные сценарии и викторины автора Коган Марина Соломоновна

Движения и жесты Мы уже говорили о неловкости и неуклюжести аутичных детей. Стоит им начать что-то делать, как они выглядят маленькими медвежатами. Мелкая моторика рук, так необходимая для рисования и самообслуживания, очень несовершенна. Походка неловкая. «Ходит на

Из книги Хоровой класс. Отношение к обучению автора Стулов Игорь Харьевич

Ритмические упражнения «Теремок» Оборудование: магнитофон, кассета, домик-теремок, игрушки, маски-костюмы.Ход занятияХодьба на носках, пятках, спокойная ходьба по кругу с пятки на носок и так далее под русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде».Воспитатель. Сегодня

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Принцип постепенности усложнения музыкально-технических задач На каждом этапе работы с хором последовательно решаются задачи формирования вокально-хоровых навыков. В соответствии с ними постепенно усложняется и репертуар. На начальном этапе работы с женским хором

Из книги История профессионального музыкального образования в России (XIX – XX века) автора

Умные движения Вопрос: почему дети, которых родители много и часто носят, вырастают умнее? Ответ: их мозг растет лучше. Дети учатся очень многому, находясь на руках у занятых родителей. Дети, которых носят, меньше плачут. Что же они делают в это время? Они учатся. Дети,

Из книги Основы музыкальной психологии автора Федорович Елена Наримановна

Первые движения Понаблюдайте за своим крошечным свертком, свернувшимся в люльке. Такой безмятежный, такой спокойный. Трудно поверить, что это тот же самый ребенок, который вертелся и выкидывал коленца у вас в животе. Вот он проснулся – переверните его и посмотрите на него

Из книги автора

Движения в два месяца Расслабление рук и кистей. Стиснутые кулачки и прижатые к туловищу ручки, наблюдавшиеся на первом месяце, на втором несколько расслабляются, словно рефлексы, удерживавшие мышцы ребенка в сильном напряжении, оказываются пересиленными развивающимся

Из книги автора

Движения в три месяца Положите ребенка на животик на стол или на пол, подложив что-то мягкое. Опуститесь рядом с ним. Поймайте его взгляд и начинайте говорить. Ребенок может поднять голову на сорок пять градусов или больше и вести беседу лицом к лицу. Вместо того чтобы

Из книги автора

Движения месяца Ребенок начинает переворачиваться. Когда ваш ребенок начнет переворачиваться, больше зависит от темперамента ребенка, чем от двигательного развития. Очень активные дети, которые обожают выгибать спину дугой, склонны к тому, чтобы начать

Из книги автора

ГЛАВА 3. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ХХ ВЕКА 3.1. Крупнейшие российские фортепианные школы ХХ векаВ российской фортепианной педагогике ХХ в. выделяются ветви, основанные родоначальником ленинградской фортепианной школы Л.В.

Из книги автора

2.4. Музыкально-ритмическое чувство «Библия музыканта начинается словами: “в начале был ритм”» – в такой образной форме великий музыкант-педагог Г. Г. Нейгауз выразил роль ритма в музыкальном искусстве и музыкальной деятельности . Музыка – искусство временное, и

Из книги автора

8.3. Развитие эмоциональности в музыкально-исполнительской деятельности Роль эмоций в музыкальной деятельности огромна: они пронизывают ее содержание и непосредственный процесс исполнения. Эмоции придают привлекательность занятиям музыкой, вызывают возникновение