Сводная карта адаптации детей раннего возраста. Методическая разработка "адаптационный лист". Степень психологического развития

Анализ адаптационного периода

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Итак, адаптацией принято считать процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к условиям.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс для ребенка.

Дети с разным типом нервной деятельности адаптируются к условиям

детского сада по-разному. У одних детей адаптация проходит в легкой степени,

другие дети переносят кризис тяжѐлой адаптации, которая приводит к

длительным и тяжелым заболеваниям. У таких детей преобладают агрессивно-

разрушительные реакции, активное эмоциональное состояние, либо отсутствует

активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях.

Адаптация у нас в группе прошла ровно. Степень адаптации в основном была легкая и средняя, только у 2х детей тяжелая. Детей оставляли в группе постепенно. В начале ребенка оставляли на 2 часа, потом неделю до 12 часов, далее до 2х, до 3х часов вечера. Так постепенно дети привыкали к детскому саду.

У детей с легкой степенью адаптационный период, в среднем, длился около 16 рабочих дней. В течение дня преобладало радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Они активно контактировали со взрослыми детьми, окружающими предметами. За отведенный промежуток времени, заболеваний отмечено не было. Легкая степень составляет-46%

У детей со средней степенью адаптации были отмечены незначительные, кратковременные отклонения в эмоциональном фоне, в основном при расставании с родителями, и добавлением в режим дневного сна. Адаптационный период у детей длился до 30 рабочих дней, были зарегистрированы незначительные заболевания, типа конъюктивита, ОРВИ.

Средняя степень составляет-36%

У двоих детей раннего возраста – тяжелая степень –адаптационный период проходил около 2-х месяцев, в течение которого девочки перенесли несколько раз
ОРВИ. Тяжелая степень составляет -18% В данный момент, все дети успешно адаптированы, в течение дня эмоциональный фон стабильный, поведенческие реакции адекватны ситуациям.

С родителями проводились беседы и консультации на темы «Жизнь в детском саду и дома», «Адаптация детей», «Кризис 3-х лет». Просили родителей принести любимую игрушку ребенка, чтобы ребенку было комфортно адаптироваться к группе, к детям.

А также мы оценивали состояние детей в период адаптации к условиям детского сада с помощью карты наблюдений, заполняли индивидуальные листы адаптации. В первые дни знакомили детей с групповой комнатой, с туалетной комнатой, со спальной, с игровой зоной, с участком. По результатам проведенного консультирования родителей обозначали для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные этих работ позволяли нам грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями, а также воспитательно-образовательный процесс с детьми.

Таким образом, процесс привыкания детей к условиям детского сада прошла успешно. Положительным являлось и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкали к детскому саду безболезненно. Но хочется отметить, что были небольшие сложности с детьми сотрудников, т.к. ребенок видел свою маму на прогулке и в детском саду, поэтому адаптация затягивалась.

Родители приняли решение: ребенка нужно отдать в детский сад. Этому решению предшествовали часы тревог и раздумий, переживаний и сомнений. Как малыш адаптируется к новым условиям? Не будет ли плакать? Не заболеет ли? Какие там люди? Как его встретят? А если?.. А вдруг?..
Все правильно. Думать и тревожиться есть о чем. И, безусловно, малыша нужно готовить к детскому саду заранее. В чем же конкретно должна заключаться подготовка малыша к детскому саду? И что можно сделать, чтобы его адаптация к детскому саду прошла относительно безболезненно?

Живя в семье, малыш привыкает к определенным условиям. Когда он приходит в детский сад, многие условия его жизни резко изменяются: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что он оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня.
Поэтому первый этап подготовки малышей в детский сад мы начинаем со сбора информации о потенциальных воспитанниках (эту информацию можно получить в детской поликлинике, на педиатрических участках). Открыткой или через объявления в детской поликлинике, на молочной кухне приглашаем родителей на заседания «Школы матери». В августе мы составили планы работы совместно с медиками. «Школа матери» работает ежемесячно. Раньше она существовала при детской поликлинике, а в этом учебном году была реорганизована в «Клуб для родителей» при детском саде.
Здесь решаются многие проблемы, связанные с поступлением малыша в детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т.д.
Второй этап подготовки малыша к жизни в детском саду - знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада. Формы этой работы:
- индивидуальные консультации;
- проведение совместных прогулок неорганизованных детей с детьми группы;
- открытые детские праздники («Новый год», «Весна красна», «Масленица» и т.п.);
- знакомство родителей с соответствующей литературой из «Библиотеки детского сада».
Главное на этом этапе - это привыкание малыша к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.
Итак, родители уже хорошо ориентируются во всех условиях жизни детей в группе. Теперь нужно, чтобы у них установились доверительные отношения с сотрудниками детского сада.

Основные принципы нашей работы по адаптации детей следующие:

1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу.
2. Постепенное заполнение групп (прием 2-3 малышей в неделю).
3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2-3 часа, возможность пребывания с мамой).
4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).
5. Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малыша привычек.
6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).

Н.МЕЛЬНИКОВА,
заведующая детским садом № 59, г. Ярославль

АДАПТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

ПРИЛОЖЕНИЕ К АДАПТАЦИОННОМУ ЛИСТУ

Эмоциональное состояние

«+ +» - ребенок с удовольствием идет в группу. Не плачет, преобладают положительные эмоции. Ведет себя адекватно.
«+» - ребенок плачет при расставании с родителями, но быстро успокаивается. На протяжении дня преобладает хорошее настроение.
«+ -» - переменное состояние ребенка. Он то успокаивается, то начинает плакать.
«-» - ребенок постоянно плачет, не может успокоиться.

«+ +» - отличный аппетит. Ребенок ест с удовольствием, самостоятельно.
«+» - хороший аппетит. Ребенок ест самостоятельно.
«+ -» - ест без аппетита, просит, чтобы его покормили.
«-» - отказывается от еды.

«+ +» - быстрое, спокойное засыпание, глубокий сон.
«+» - ребенок засыпает не сразу, сон спокойный, глубокий.
«+ -» - ребенка приходится укачивать, засыпает с соской.
«-» - ребенок не засыпает, плачет. Приходится находиться рядом с ним. Сон поверхностный.

Адаптационный лист заполняется в течение месяца пребывания ребенка в детском саду.
Затем на основании данных адаптационного листа, наблюдений воспитателей и специалистов и заполненной родителями анкеты делается вывод о степени адаптации ребенка (легкая, средняя, тяжелая) и даются рекомендации по индивидуальной работе. Выводы заносятся в «Дневник развития ребенка».
На адаптационном листе пишутся выводы мини-педсовета. Мини-педсоветы по адаптации проводятся один раз в месяц.

Ольга Мельникова
Консультация для воспитателей групп раннего возраста по теме «Адаптационный период в ДОУ и оформление листов адаптации»

Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучное существование в детском саду и семье.

Адаптация -это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Анализ деятельности различных дошкольных учреждений в период адаптации показал , что проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна .

При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов : из знакомой домашней обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Соблюдение режима дня, новые требования, постоянный контакт со сверстниками, совершенно другая обстановка, стиль общения-становятся для малыша источником стрессовых ситуаций.

Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Таким образом, его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекает подчас очень бурно, экзальтированно : малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется его активность и по отношению к предметному миру : игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушается реактивность организма, приводит к частым болезням.

Таким образом, проблема адаптации зависит от возраста ребенка , состояния здоровья, уровня развития. Период привыкания детей к ДОУ-неизменно сложная проблема.

От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и семье.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность , т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс) . Длительность периода адаптации зависит от многих причин : от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка ; от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; от разницы в методах воспитания .

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями : упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, болезнь, страх наказания.

Одна из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новых условиях, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают, в каком помещении он живет и т. д.

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребенка к детскому саду : легкую (1-16 дней, среднюю (16-32, тяжелую (32-64 дня)

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели налаживается сон. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь.

Средняя степень адаптации . Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20-40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней. Настроение не устойчивое в течении месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече) . Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В итоге ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное.

Тяжелая степень адаптации . Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и на долго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким-эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям : избирательное, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2-3 недели. Игра ситуативная, кратковременная.

Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период пройдет довольно легко и быстро. Другой медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет самостоятельно есть и одеваться, то делает это медленно, отстает от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с окружающими. Такому ребенку необходимо больше времени, чтоб привыкнуть к новой обстановке.

Адаптация считается завершенной, если ребенок :

Быстро засыпает и вовремя просыпается;

Хорошо кушает;

Если у него бодрое эмоциональное состояние;

Активное поведение (играет) .

В течение всего периода адаптации поведение ребенка во все режимные моменты фиксируем в адаптационном листе . В таблице заполняются следующие данные :

Ф. И. ребенка и дата рождения;

Аппетит во время завтрака, обеда, полдника;

Сон ребенка;

Активность игры и речи;

Настроение воспитанника ;

Поведение дома.

По окончании адаптационного периода адаптационный лист передается педагогу-психологу, который прилагает его к карточке наблюдения за развитием ребенка. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома .

Когда ребенок привыкнет к детскому саду, у него начнется интересная жизнь. Здесь он получит много нового и полезного. Педагоги утверждают, что дети, выросшие в детском саду, легче устанавливают разнообразные контакты в обществе, чем те, которые воспитывались дома . Они лучше могут согласовывать свои действия с действиями других детей и взрослых, контролировать свои эмоции, а позднее им бывает легче приспособиться к требованиям школы.

Конфликты, переживаемые воспитанниками детского сада , нередко даже идут на пользу, они учатся отстаивать свои интересы и закаляются психологически.

Посещение ребенком детского учреждения всегда начинается с которая порой проходит очень непросто. Поскольку малыш попадает в новые для себя условия, его дня значительно изменяется, все это вызывает определенные трудности и у самого маленького человека, и у его молодых родителей.

Все важные параметры поведения и состояния ребенка в детском саду фиксируются в специальном листе адаптации, образец заполнения которого мы представим вам в нашей статье.

Как заполняется лист адаптации ребенка в детском саду по ФГОС?

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту, листы адаптации ребенка в детском саду заводятся сразу же при поступлении малыша в дошкольное учреждение. В это же время в лист заносятся такие данные, как фамилия, имя и отчество малыша, его возраст, а также вес и рост на момент зачисления. Биометрические параметры дополнительно фиксируются в конце периода адаптации, то есть ориентировочно через месяц.

Сам бланк данного документа, как правило, содержит ячейки для заполнения данных в течение 1 месяца. На протяжении этого времени в него ежедневно вносятся сведения о том, как малыш спит, кушает, общается со сверстниками, в каком настроении он пребывает большую часть дня, в каких играх и занятиях принимает активное участие, и какие заболевания переносит на ранней стадии адаптации к новым условиям.

По прошествии указанного времени воспитатели и педагоги должны сделать выводы, как прошла адаптация ребенка по различным критериям. При выявлении нарушений в листе отражаются рекомендации для родителей, которые помогут им и дошкольнику максимально быстро приспособиться к новым условиям.

Заполнить лист адаптации ребенка для детского сада или наглядно ознакомиться с этим документом, вам поможет образец, представленный в нашей статье.


Поделки детей «Новогодние чудеса своими руками» Вот и пришла к нам зима. Замечательная пора! Белоснежное покрывало окутало землю. Чистота и Красота! Белый снег украсил город, Новый год вот - вот придёт, И под ёлкой очень скоро Каждый свой сюрприз найдёт! В каждом детском саду с приходом...

В нашем детском саду прошла акция "Берегите Елочку". Волонтеры подготовительной группы не обошли ее стороной! Они активно приняли в организационной работе. На своем участке воспитатели и волонтеры организовали флеш-моб под названием "Берегите Елочку" , где пригласили детей старшей группы для...

Форма проведения: встреча в кафе. Участники: родители, воспитатели. Цель: развитие интереса к познанию своего ребёнка, эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения в неформальной обстановке. Предварительная работа: - выпуск буклетов для родителей; - анкетирование родителей по теме собрания. Оформление: Зал оформлен в стиле кафе (на столах - чай, сладости, звучит спокойная...

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №246» Заводского района г. Саратова Конспект НОД во второй младшей группе с применением игровой технологии «День рождения цыплёнка» Воспитатель: Герасименко Е.С. Саратов 2019 Основная образовательная программа « Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №246»...