Тяжелая степень адаптации. Адаптация к садику - как она проходит. Поступление ребенка в ДОУ требует переделки сформировавшихся стереотипов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Социальная адаптация ребенка

Введение

1. Понятие социальной адаптации

2. Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению

3. Социальная адаптация ребенка к школе

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В современной науке термин «адаптация» выступает многоаспектным, проявляющимся на всех уровнях жизни людей, структурно-функциональным, духовно-практическим образованием и относится к разряду междисциплинарных научных понятий в области философии, биологии, социологии, психологии и педагогики.

В философских и социологических исследованиях (В.Ю. Верещагин, И. Калайков, И.А. Милославова, К.В. Рубчевский, С.П. Татарова, Л.Л. Шпак, Г.И. Царегородцев и др.) адаптация представлена как процесс вхождения личности в социальную среду, освоения ее норм, правил, ценностей, новых социальных ролей и позиций.

Следует отметить, что если психологическая наука изучает преимущественно адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособления личности к социальной среде, то педагогика рассматривает вопросы управления и педагогической поддержки адаптации подрастающего поколения, осуществляет поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации и изучает роль различных институтов социализации в адаптации детей и молодежи. социальный адаптация ребенок школа дошкольный

1 . Понятие социальной адаптации

Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Условия дошкольных учреждений специфичны. Это особая микросоциальная среда, которая не может быть пи противопоставлена, ни идентифицирована с условиями семьи.

Особенностями дошкольных учреждений является, во-первых, длительное совместное пребывание довольно значительного числа сверстников, что увеличивает возможность перекрестного инфицирования (действительно, обычно дети, посещающие дошкольные учреждения, болеют несколько чаще детей, воспитывающихся в семье) и приводит к более быстрому, чем в семейных условиях, утомлению детей.

Во-вторых, определенные педагогические стандарты в подходах к детям несколько сковывают индивидуальность ребенка, что может при неправильном воспитании привести к отрицательным проявлениям в поведении детей. Определенные социальные условия требуют соответствующих этим условиям форм поведения.

Способность людей менять свое поведение в зависимости от изменения социальных условий получила определение социальная адаптация. Термин «адаптация» означает приспособление. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и животном мире. Растения приспосабливаются к росту в определенной почве, в определенном климате. Животные приспосабливаются к той или иной среде обитания -- рыбы живут в воде, птицы -- в воздухе, а человек, кроме приспособления своего организма к климато-географическим условиям (что определяется термином «биологическая адаптация»), должен обладать способностью приспособления к условиям социальным. У человека существует специальная функциональная система адаптационных механизмов, осуществляющая все приспособительные реакции. В рамках этой же системы осуществляется и социальная адаптация.

Итак, свойство приспособления создает условия для наиболее оптимального существования организма. Если человек здоров, у него хорошая эмоциональная реакция, он, как говорится, доволен жизнью, такое состояние определяется как физиологическая адаптация. Но вот возникает необходимость какого-то изменения (человек идет в гору, у него учащенное дыхание и сердцебиение). Заинтересованные системы начинают работать более интенсивно, так как всякая перестройка реакций требует усиления функции напряжения. Это состояние обозначается как напряженная адаптация. Если при этом не превышаются возможности системы адаптационных механизмов, то такое напряжение, перестройка приведут к новому уровню физиологической адаптации, т.е. реакциям, наиболее отвечающим потребностям данной ситуации.

При превышении адаптационных возможностей функциональные системы начинают работать в неблагоприятных режимах - это форма патологической адаптации. Болезнь - типичное проявление патологической адаптации. Так называемая реакция стресса возникает при превышении возможностей системы адаптационных механизмов. В зависимости от того, какая система наиболее заинтересована в реакции стресса, различают болевой стресс, психический или эмоциональный.

Как же формируются у ребенка способности к адаптации?

В какой степени это врожденное качество, а что приобретается в процессе развития? Само рождение ребенка -- яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного к внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма -- кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т.е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Действительно, здоровый новорожденный имеет этот уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внеутробных условиях. Так же как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течение ряда лет постнатального онтогенеза. В рамках этой системы уже после рождения у ребенка формируется и возможность к социальной адаптации, по мере того как ребенок овладевает окружающей его социальной средой. Это происходит одновременно с формированием всей функциональной системы высшей нервной деятельности и тесно связано с возникновением поведенческих реакций, привычных для условий семейной среды.

Итак, когда ребенок впервые поступает в детское учреждение, для него меняются все основные параметры среды - материальная обстановка (интерьер группы), встреча с незнакомыми взрослыми, непривычно большое число сверстников, несовпадение приемов обращения и воспитания дома и в дошкольном учреждении.

2 . Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению

Дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения при адаптации к условиям детского учреждения. Различают легкую адаптацию, при которой ребенок проявляет имеющееся у него состояние напряжения в виде кратковременного отрицательного эмоционального состояния, у него в первое время после поступления в дошкольное учреждение ухудшается сон и аппетит, он неохотно играет с другими детьми. Но все эти явления проходят в течение первого месяца после поступления. При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно, па протяжении первого месяца после поступления он переносит заболевание, которое длится 7--10 дней и завершается без каких-либо осложнений. Самым нежелательным проявлением является тяжелая адаптация, которая характеризуется очень длительным течением (иногда несколько месяцев), может протекать в двух вариантах. Это либо повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями -- отиты, бронхиты, пневмонии и др., либо стойкие нарушения поведения, граничащие с преневротическими состояниями. Например, дети ни за что не расстаются с какой-нибудь вещью или игрушкой, принесенной из дома. Часто стараются спрятаться, уйти куда-нибудь. Сидят в приемной и зовут маму, спят только сидя и т. д. У таких детей бурная отрицательная эмоциональная реакция и негативное отношение ко всей обстановке детского учреждения, наблюдающиеся в первые дни, сменяются очень часто вялым, безразличным состоянием. Проведенные исследования (Тонкова-Ямпольская В., Голубева Л. Г., Мышкис А. И.) показали, что такие дети в более старшем возрасте находятся на учете у психоневролога. При аналогичных стрессовых ситуациях -- переход из яслей в детский сад, поступление в школу -- дети повторно дают неадекватные поведенческие реакции. В случаях тяжелой адаптации детей направляют на консультацию к психоневрологу. Оба варианта тяжелой адаптации отрицательно влияют как на развитие, так и на состояние здоровья детей, поэтому первостепенной задачей является предотвращение тяжелой адаптации при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Тяжесть адаптации зависит от нескольких факторов:

1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка.

2. Возраст ребенка. Труднее всего переносят разлуку с близкими и изменение условий жизни дети в возрасте от 10--11 месяцев жизни до полутора лет. В этом возрасте трудно уберечь ребенка от психического стресса. В более старшем возрасте, после полутора лет, эта временная разлука с матерью постепенно теряет свое стрессовое влияние.

3. Факторы биологического и социального анамнеза. К биологическим факторам относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах, заболевания периода новорожденное и первых трех месяцев жизни. Частые заболевания ребенка до поступления в дошкольное учреждение также оказывают влияние на степень тяжести адаптации. Неблагоприятные влияния социального плана имеют существенное значение. Они возникают уже после рождения ребенка и выражаются в том, что родители не обеспечивают малышу правильный режим, соответствующий возрасту, достаточный дневной сон, не следят за правильной организацией бодрствования и т. д. Это приводит к тому, что у ребенка возникают элементы утомления, задерживается нервно-психическое развитие, не формируются те навыки и личностные качества, которые соответствуют возрасту (например, ребенок второй половины второго года жизни не умеет самостоятельно есть, играть с игрушками, на третьем году не может играть с другими детьми и т. п.).

Такой ребенок гораздо хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него неминуемо возникает состояние эмоционального стресса и как следствие -- либо заболевание, либо проявление тяжелой адаптации.

4. Уровень тренированности адаптационных возможностей в социальном плане. Такая возможность не формируется сама но себе. Это качество требует определенной тренировки, которая усложняется с возрастом, но не должна превышать возрастных возможностей. Формирование этого важного качества (не приходить в состояние стресса при любых необычных социальных ситуациях) должно идти параллельно с общей социализацией ребенка с развитием его психики. Даже если ребенок не поступает в дошкольное учреждение, его надо нее равно ставить (опять-таки в соответствии с возрастными возможностями) в такие условия, когда ему надо менять свои формы поведения. Эго вначале проявляется в мелочах (нельзя кричать на улице, некрасиво в гостях капризничать, надо уметь играть с другими детьми, в чем-то поступаясь своими интересами и т. и.), но именно на таких мелочах формируются те качества, которые мы объединяем термином «социальная зрелость», включая сюда и возможности к социальной адаптации. Легкая адаптация наблюдается у детей с благополучным анамнезом, здоровых, с хорошим физическим и нервно-психическим распитием, имеющих дома оптимальные воспитательные воздействия и поступающих в дошкольное учреждение после полутора лет жизни.

Адаптация по типу средней тяжести наблюдается либо у здоровых детей ил хороших условий развития, но поступающих и дошкольное учреждение и наименее благоприятном возрасте (от 1.0--II до 13--15 месяцев жизни), либо у детей любого возраста, по имевших дефекты воспитания в семье или неблагополучие в биологическом анамнезе.

Тяжелая адаптация (частые повторные заболевания) обычно встречается у детей, поступающих в дошкольное учреждение в возрасте 10--15 месяцев с неблагополучным биологическим анамнезом и некоторыми исходными отклонениями в состоянии здоровья. Тяжелая адаптация (длительное извращение поведенческих реакций, депрессии) наблюдается у детей старше полутора лет при неблагополучии и в биологическом, и социальном анамнезе.

Таким образом, неправильно было бы думать, что ребенка следует охранять от всякого проявления социальной адаптации. Задача заключается не том, чтобы целенаправленно формировать и тренировать адаптационные возможности ребенка, без которых адекватно вести себя в различных социальных ситуациях.

3 . Социальная адаптация ребенка к школе

Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.

Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.

Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для психического развития, потому что в течение этого периода у ребенка формируется произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования.

Как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности. В большей степени это относится к так называемым гиперактивным детям. Им никак не усидеть за партой. Они расторможенные, неумеренны в движениях, иногда вскакивают с места, отвлекаются, говорят громко, даже когда их просят этого не делать. Такие дети не всегда ощущают дистанцию между собой и педагогом. Среди них много драчунов, легко возбуждающихся и даже агрессивных по отношению к одноклассникам. Осуждать и наказывать гиперактивных детей бесполезно, они нуждаются во врачебной помощи. Есть дети с иной проблемой, связанной с нервной системой. Они также не способны высидеть весь урок, уже через четверть часа теряют интерес к занятию, смотрят в окно, отвлекаются. Они не шумят, не выкрикивают с места, не мешают объяснениям учителя. Речь идет о детях, у которых быстро наступает утомление, нервная система которых легко истощается. Внимательный учитель предложит такому ребенку индивидуальный график работы. К сожалению, не все учителя быстро реагируют на подобное поведение школьников. В силу своей занятости, желания сделать на уроке как можно больше, они увеличивают темпы работы и не замечают «отстающих». В этом случае весьма полезно корректное вмешательство родителей, которые лучше знают своего ребенка, его особенности и в частной беседе могут подсказать учителю выход из создавшейся ситуации. Многие первоклассники берут с собой в школу игрушки. Родителям не стоит запрещать им это. Надо лишь объяснить, что играть можно только на перемене. Беря с собой в школу любимую игрушку, ребенок чувствует себя защищенным. Особенно важно чувство защищенности для робких, тревожных и застенчивых детей. Они с трудом включаются в игры, не могут сблизиться с одноклассниками. Это будет позже. А пока пусть будет рядом любимая игрушка. Как уже говорилось, начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях. Описанные выше изменения в организме первоклассника, связанные с началом обучения в школе, некоторые зарубежные ученые называют «адаптационной болезнью», «школьным шоком», «школьным стрессом». Дело в том, что в процессе становления личности существуют особо важные узловые моменты. Они практически неизбежны для каждого ребенка, приурочены к определенным возрастным периодам и получили название возрастных кризисов. Наиболее важные кризисные изменения приходятся на возрастные промежутки от двух до четырех, от семи до девяти и от тринадцати до шестнадцати лет. В эти периоды происходят существенные изменения в организме: быстрая прибавка в росте, изменения в работе сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем. Это приводит к появлению необычных внутренних ощущений: повышенная утомляемость, раздражительность, перепады настроения. При этом даже практически здоровые дети начинают болеть, проявляют излишнюю ранимость. В эти периоды происходят значительные изменения в характере (дети начинают проявлять упрямство, непокорность), неадекватные изменения в самооценке («Дома я хороший. А в школе - плохой», или наоборот). Наступает новый, сложный период в жизни ребенка. Это надо понимать, прежде всего, родителям и не только замечать изменения в поведении ребенка, но и определять, чем они обусловлены, какие действия предпринимать, чтобы избежать конфликтов с ним. Нас, взрослых, пугает непонятность, неопределенность происходящего, но, может быть, наши опасения напрасны. Стоит задуматься над тем, что из эгоизма формируется самоуважение, из упрямства - необходимая в жизни настойчивость, из капризов - гибкость переживания, из потребности в похвале - желание понравиться людям и заслужить их хорошую оценку.

Таким образом, поступление в школу - это серьезный шаг от беззаботного детства к возрасту, заполненному чувством ответственности. Сделать этот шаг помогает период адаптации к школьному обучению.

Заключение

Адаптация - это процесс приспособления организма и психики к новым, непривычным, или постоянно меняющимся условиям. С научной точки зрения адаптация - это активный процесс изменений функций организма и психики применительно к окружающей среде. Если этих изменений недостаточно, и две среды - внутренняя и внешняя - остаются несбалансированными, т.е. адаптация неэффективна, то человек автоматически компенсирует дисбаланс тем или иным способом. В психологической литературе понятие адаптации раскрывается как совокупность особенностей биологического вида, обеспечивающих ему специфический образ жизни в определённых условиях среды. Среди прочих видов адаптации учёные различают социальную адаптацию. Главным педагогическим условием успешной адаптации ребёнка к условиям воспитания в детском саду является единство требований к малышу в семье и детском саду. С этой целью родителей знакомят с условиями жизни детей в группе, а также воспитатель узнаёт об условиях воспитания малыша в семье, его индивидуальных особенностях, привычках. Поступление ребенка в школу, это новый этап в его жизни, еще одна ступенька, на которую ему предстоит подняться, переломный момент, этап постижения новых правил поведения, новых понятий, требований. Поступление ребенка в школу, это новый этап в его жизни, еще одна ступенька, на которую ему предстоит подняться, переломный момент, этап постижения новых правил поведения, новых понятий, требований.

Итак, социальная адаптация ребенка связана, прежде всего, с рождением, когда он попадает в социум и начинает адаптироваться в нем, затем важными периодами социальной адаптации становятся поступление в дошкольное учреждение и школу.

Использованная литература:

1. Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике / Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002.- 470с.

2. Ослон, В.Н. Проблемы сопровождения замещающей профессиональной семьи / В.Н. Ослон // Дефектология. - 2006. - №1. - С. 30 - 35.

3. Платонова, Н.М. Основы социальной педагогики / Н.М. Платонова. - СПб.: Питер, 2007.- 390с.

4. Реан, А.А. К проблеме социальной адаптации личности / А.А. Реан // Вестник СПбГУ.- №20.- С. 74-79.

5. Терновская, М.Ф. Педагогические основы адаптации детей - социальных сирот в системе патронатного воспитания / М.Ф. Терновская. - М.: Владос, 2004.- 520с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Психологические трудности ребенка при поступлении в дошкольное учреждение. Понятие социальной адаптации ученика. Особенности, главные факторы и виды адаптации детей к дошкольному учреждению. Социальная адаптация ребенка к школе в первый год обучения.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2010

    Понятие адаптации и ее основные характеристики. Педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению. Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации успешной адаптации детей к дошкольному учреждению.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2011

    Саморегуляция одаренного ребенка как социально-педагогическая проблема. Сущность понятия "одаренность". Влияние процесса саморегуляции одаренного ребенка на социальную адаптацию. Преимущества одаренных детей в когнитивной сфере, трудности адаптации.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2012

    Психолого-педагогические условия организации адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению. Характеристика понятия "адаптация", и факторы влияющие на неё. Формы работы по организации процесса успешной адаптации ребенка к новым условиям.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2009

    Особенности адаптации детского организма к условиям образовательного учреждения. Характеристика понятия "адаптация" и факторы, влияющие на нее. Особенности поведения детей в период адаптации. Условия успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2015

    Определение понятия "адаптация". Изучение теоретических основ адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению. Характеристика детей третьего года жизни. Анализ направлений совместной деятельности воспитателей и родителей по адаптации детей.

    дипломная работа , добавлен 17.09.2014

    Понятие адаптации и фазы адаптационного процесса. Привязанность ребенка к матери. Факторы, влияющие на характер адаптации к условиям дошкольного учреждения. Подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детсада. Формы общения со взрослыми.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2009

    Характеристика понятия "адаптация" и факторы, влияющие на нее, особенности поведения детей в данный период, формы работы по организации. Психолого-педагогические условия организации успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

    Проблема адаптации ребенка к школе: психологический и физиологический аспекты. Влияние семейных условий на формирование личности ребенка. Праздник как возможность проявления личностных качеств. Влияние праздника на статусное положение ребенка в группе.

    дипломная работа , добавлен 05.05.2011

    Типы внутрисемейных взаимоотношений; их влияние на развитие воспитанников. Особенности приспособления ребенка к учебной нагрузке. Характеристика индивидуальных и групповых форм взаимодействия школы и семьи как факторов успешной адаптации детей к школе.

Фазы адаптационного периода.

Тяжелая степень адаптации. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким - эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2-3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.

Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных - типологических особенностей каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период пройдёт довольно легко и быстро. Другой медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет есть сам, одеваться, то делает это медленно, отстаёт от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени, чтоб привыкнуть к новой обстановке.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода.

1.Возраст.

2. Состояние здоровья.

3. Уровень развития.

4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.

5. Сформированность предметной и игровой деятельности.

6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка :

Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании . При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей) и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал). В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ.

Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, поэтому первый день в группе чрезвычайно важен.

Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит , когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к ДОУ, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 3-4 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в саду приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.

Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомиться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.


- Личное неприятие персонала группы и детского сада. Такое явление не следует рассматривать как обязательное, но оно возможно.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

Наличие у ребенка своеобразных привычек.

Неумение занять себя игрушкой.

Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.

Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

Памятки для воспитателя:

1. Воспитатели знакомятся с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком , узнают следующую информацию:

Какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т.п.

Как называют ребенка дома

Чем больше всего любит заниматься ребенок

Какие особенности поведения радуют, а какие настораживают родителей.

2. Ознакомить родителей с ДОУ, показать группу. Познакомить родителей с режимом дня в детском саду, выяснить, насколько режим дня дома отличается от режима дня в детском садике.

4. Уточнить правила в общении с родителями:

Детский сад – это открытая система , в любое время родители могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным;

Родители могут забирать ребенка в удобное для них время;

И т.д.

5. Необходимо проявлять радость и заботу при приходе ребенка в группу.

6. Необходимо обеспечить стабильность состава воспитателей на период приема и на весь период пребывания детей в ДОУ. В период адаптации и после него категорически запрещается переводы детей в другие группы.

7. На период адаптации по возможности необходим щадящий режим.

8. Приближенность режима детского сада к домашнему режиму.

9. Важно помнить о том, что ребенок должен получать удовольствие от общения с взрослыми и сверстниками.

10. Качество адаптации каждого ребенка с

Практически все родители рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда их подросшие малыши вынуждены знакомиться с детсадом. В этот момент перед взрослыми членами семьи и встаёт множество вопросов, например, как будет проходить адаптация в детском саду, в каком возрасте отдать своё чадо в ДОУ, как ускорить привыкание к изменившимся требованиям и условиям.

Подобные сомнения и тревоги абсолютно естественны, так как на несколько лет дошкольное учреждение станет если не вторым домом для ребёнка, то существенной частью его жизни. К тому же именно от успешности адаптации часто зависит психологическое и физическое здоровье малышей.

Вот почему вопрос, как помочь ребёнку адаптироваться к детсадовскому коллективу, должен озаботить родителей ещё до того момента, как двери ДОУ гостеприимно распахнутся перед новыми воспитанниками. Предлагаем изучить основные проблемы, могущие возникнуть перед мамами и папами, а также основные способы их решения.

Что такое адаптация?

В общем плане под этим процессом понимают приспособление индивида к новой среде и условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику любого человека, в том числе и малышей, которые вынуждены приспосабливаться к саду.

Следует подробнее разобраться в том, что представляет собой адаптация к детскому садику. В первую очередь она требуется от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:

  • отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники;
  • необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;
  • нужно взаимодействовать с другими детьми;
  • уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 - 20 малышами) ;
  • малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.

Итак, жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих норм и «плохих» поступков.

Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:

  • нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;
  • сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;
  • регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;
  • снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;
  • агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
  • понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.

Таким образом, адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются.

Степени адаптации

Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и судят об успешности адаптационного процесса.

Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей преддошкольного возраста.

Лёгкая адаптация

В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 - 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:

  • он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;
  • при обращении глядит в глаза педагогам;
  • способен озвучить просьбу о помощи;
  • первым идёт на контакт с ровесниками;
  • способен занять себя на короткий промежуток времени;
  • с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
  • адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;
  • рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.

Привыкание средней тяжести

Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив.

При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:

  • с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
  • при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
  • общается со сверстниками и воспитателем;
  • придерживается озвученных правил и распорядка;
  • адекватно реагирует на замечания;
  • редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

Тяжёлая адаптация

Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения.

Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:

  • нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
  • слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
  • отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
  • нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
  • агрессивность либо замкнутость;
  • неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг) .

Следует понимать, что абсолютная неприспособленность к садику – явление чрезвычайно редкое, поэтому необходимо обратиться к специалистам (психологу, неврологу, детскому врачу) и сообща выработать план действий. В некоторых случаях медики могут посоветовать повременить с посещением ДОУ.

Что влияет на адаптацию ребёнка?

Итак, период адаптации малышей в детском саду всегда протекает по-разному. Но что же влияет на его успешность? К числу важнейших факторов специалисты относят возрастные характеристики, детское здоровье, степень социализации, уровень познавательного развития и пр.

Возраст ребёнка

Нередко родительницы, стремясь пораньше выйти на рабочее место, отдают малыша в детский сад в два года, а то и раньше. Однако чаще всего подобный шаг не приносит особой пользы, поскольку ребёнок раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками.

Конечно, каждый ребёнок – яркая индивидуальность, однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3 года.

Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.

Почему не следует спешить с отправкой ребёнка в дошкольное учреждение? В возрасте 1 - 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.

Кроме того, нельзя не отметить и большую самостоятельность трёхлеток: они, как правило, обладают горшечным этикетом, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами. Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.

Состояние здоровья

Дети с серьёзными хроническими заболеваниями (астма, диабет и пр.) достаточно часто испытывают сложности с привыканием в силу особенностей организма и повышенной психологической связи с родителями.

То же самое относится и к детям, которые часто и подолгу болеют. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала. Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.

Основные проблемы адаптации болеющих детей в ясельной группе:

  • ещё большее понижение иммунитета;
  • рост восприимчивости к инфекциям;
  • повышение эмоциональной лабильности (периоды плаксивости, истощённости) ;
  • возникновение несвойственной агрессивности, повышенной активности или, напротив, медлительности.

Перед поступлением в дошкольное учреждение дети обязаны пройти медосмотр. Не нужно этого пугаться, наоборот, у родителей появится возможность ещё раз посоветоваться с врачами по поводу того, как пережить адаптацию с минимальными потерями.

Степень психологического развития

Ещё один момент, который может воспрепятствовать успешному привыканию к ДОУ – отклонение от усреднённых показателей познавательного развития. Причём привести к дезадаптации может как задержанное психическое развитие, так и одарённость.

В случае задержки умственного становления применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей. При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников.

Одарённый ребёнок, как это ни удивительно, также попадает в группу риска, поскольку его познавательные способности выше, чем у сверстников, к тому же он может испытывать сложности с социализацией и коммуникацией с одногруппниками.

Уровень социализации

Адаптация ребёнка к детскому саду предполагает рост контактов с ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками.

Те же ребятишки, кто редко взаимодействовал с другими детьми, наоборот, сложно адаптируются к изменившимся условиям. Слабые коммуникативные навыки, неумение разрешать конфликтные ситуации вызывает рост тревоги и приводит к нежеланию посещать садик.

Безусловно, данный фактор во многом зависит от педагогов. Если воспитатель хорошо ладит с ребёнком, адаптация заметно ускорится. Вот почему, если имеется такая возможность, следует записываться в группу к той воспитательнице, отзывы о которой чаще всего позитивные.

Этапы адаптации маленького ребёнка к детскому саду

Адаптация детей – процесс неоднородный, поэтому специалисты выделяют несколько периодов, характеризующихся выраженностью негативных реакций. Конечно, подобное разделение довольно условно, однако помогает понять, насколько успешным будет привыкание.

Первый этап – он же острый. Основная его особенность – максимальная мобилизация детского организма. Ребёнок постоянно возбуждён и напряжён, неудивительно, что родители и педагоги отмечают плаксивость, нервность, капризность и даже истеричность.

Помимо психологических изменений, можно обнаружить и физиологические перемены. В некоторых случаях отмечается увеличение или уменьшение частоты сердечного ритма, показателей кровяного давления. Повышается восприимчивость к инфекциям.

Вторую фазу называют умеренно острой, поскольку выраженность негативных реакций снижается, а ребёнок приспосабливается к изменившимся условиям. Отмечается снижение возбудимости и нервности малыша, улучшение аппетита, сна, нормализация психоэмоциональной сферы.

Однако говорить о полной стабилизации состояния пока не приходится. На протяжении всего этого периода возможно возвращение негативных эмоций, появление нежелательных реакций в виде истерик, плаксивости или нежелания расставаться с родителями.

Третий этап – компенсированный – стабилизирует детское состояние. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, пользование горшком или самостоятельное одевание.

Скоро малыш пойдет в детский сад, и это вызывает оправданную тревогу у взрослых. Изменения в образе жизни приводит к определенному стрессу как у родителей, так и у малыша.

В среднем адаптация в детском саду трехлетнего ребенка составляет 2 – 3 недели. Однако у всех детей она протекает по-разному. Степень выраженности эмоциональных и физических проявлений выявляется такими показателями, как сроки нормализации поведения, характер заболеваний, проявления психоэмоциональных реакций.

Психологи и медики отмечают 3 степени привыкания, или адаптации к детскому саду.

3 степени привыкания, или адаптации к детскому саду

Легкая адаптация в детском саду

При легкой степени адаптации поведение ребенка приходит в норму по всем основным показателям в течение месяца, пребывание в детском саду для него не является трагедией, он спокойно и радостно ежедневно ходит в детский сад.

Снижение аппетита при легкой степени адаптации умеренное, и через неделю повышается до нормального уровня. Также и сон налаживается в течение одной–двух недель.

Снижение иммунитета выражено незначительно, через две–три недели защитные силы организма восстанавливаются.

Средняя адаптация

Адаптация средней тяжести проходит дольше и с большими отклонениями. Аппетит и сон восстанавливаются только к середине второго месяца пребывания в детском саду. Снижается активность малыша, он становится эмоционально подавленным. Может нарушиться стул, появиться потливость, темные круги под глазами. Острые респираторные заболевания возникают чаще и протекают тяжелее. Все эти симптомы проходят обычно к концу второго месяца.

Тяжелая адаптация

Особую тревогу вызывает эта адаптация. Длительное и тяжелое течение болезней, сильное снижение аппетита, физической и эмоциональной активности – это симптомы, обусловленные тем, что защитные силы организма ребенка не справляются и не предохраняют его от многочисленных инфекционных факторов новой окружающей среды. Серьезный стресс и подорванность имунной системы негативно сказывается на физическом и психическом развитии ребенка, на его эмоциональном состоянии. , от игр и общения.

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

  • Одевайте на ребенка максимально удобную одежду, с которой он сможет справиться сам. Не одевайте слишком дорогую одежду, которую жалко испачкать. За целостностью и чистотой одежды вашего ребенка воспитателю следить некогда, а ребенок еще не в состоянии об этом заботиться. И тем более, не ругайте малыша за то, что он все-таки ее испачкал.
  • Месяца за 2 до того, как начать посещать садик, узнайте его . Постепенно нужно приучать ребенка к этому режиму , чтобы потом у него не было дополнительного стресса из-за ранних подъемов или несвоевременного желания покушать.
  • Ко времени поступления в детский сад желательно, чтобы ребенок овладел минимальными навыками самообслуживания: сам умывался, одевался, чистил зубы, расчесывался, кушал и ходил в туалет.
  • Постарайтесь в период привыкания ничего не менять в семейном укладе. Различные нововведения только прибавят стресса ребенку.
  • Готовьте психологически ребенка к тому, что он будет ходить в детский сад. Рассказывайте ему как там весело, какие хорошие воспитатели, можно придумать истории про детский сад, когда будете рядом прогуливаться, покажите его ребенку. И ни в коем случае не пугайте ребенка детским садом.
  • Возьмите себе за правило каждый день после того, как привели ребенка из садика, не хвататься за домашние дела, а посидеть с малышом. Можно поговорить, как прошел его день, или поиграть в какую-нибудь игру. Главное, побыть с ребенком. Ведь за время нахождения в детском саду малыш так соскучился по мамочке!

Поступление в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) - это период великих перемен в жизни малыша. Происходит его переход из знакомой и обычной для него семейной среды в особую микросреду, которая значительно отличается от прежних условий.

Особенностями ДОУ являются,

  • во-первых, длительное совместное пребывание большого количества детей, увеличивающее возможность перекрестного инфицирования и более сильного их утомления;
  • во-вторых, определенные педагогические стандарты в подходах к воспитанникам детских садов, которые могут оказаться непривычными для ребенка и вызвать у него отрицательные эмоциональные и поведенческие реакции.

Привыкание к новым условиям часто влечет за собой развитие так называемого адаптационного синдрома, который оказывает в ряде случаев неблагоприятное влияние на состояние здоровья ребенка.

Рациональная и заблаговременная подготовка к поступлению в дошкольное учреждение сводит к минимуму риск развития тяжелой .

Она включает следующие мероприятия:

1. Обеспечение оптимального состояния здоровья ребенка.

Для этого необходимо перед оформлением в ДОУ провести углубленный осмотр малыша всеми необходимыми для данного возраста специалистами с определением уровня его физического и нервносихического развития, а также лабораторные исследования (анализы крови, мочи, кала на яйца глистов). При выявлении каких-либо отклонений в состоянии здоровья и развитии необходимо выполнить оздоровительные и коррегирующие мероприятия.

2. Предварительная вакцинация в соответствии с возрастом ребенка, позволяющая предупредить заражение ребенка инфекционными заболеваниями.

Однако надо иметь в виду, что формирование иммунитета после проведенной вакцинации также вызывает напряжение адаптационных систем организма. Вследствие этого направлять ребенка в ДОУ можно не раньше, чем через две-три недели после последней прививки.

3. Максимальное приближение домашнего режима и питания к детсадовскому.

Это позволит заблаговременно, в привычной, домашней обстановке создать у ребенка новые стереотипы. Данные мероприятия помогут уменьшить адаптационную нагрузку при поступлении в ДОУ. Изменять режим ребенка надо не менее чем за две недели до начала его посещения, а лучше - значительно раньше.

4. Разъяснительная работа с родителями.

Необходимо объяснить им важность предстоящего изменения в жизни ребенка, ознакомить с педагогическими подходами, используемыми в детском учреждении, дать рекомендации по коррекции неправильного семейного воспитания, если таковые имеются. Следует также объяснять родителям нежелательность оформления в ДОУ ребенка до двух лет, а в некоторых случаях - до трех, так как в этом возрасте у него особенно высока потребность в постоянных контактах с близкими людьми.

Возраст с шести месяцев до полутора лет крайне нежелателен для радикальных изменений в жизни ребенка и его окружении.

Привыкание ребенка к условиям ДОУ, особенно в раннем возрасте, желательно сделать плавным:

  • в течение первой недели оставлять его в группе не более чем на 3-4 часа до обеда или после сна дома;
  • при негативных эмоциональных реакциях дать ребенку отдохнуть от посещений детского учреждения в течение двух-трех дней.

Родители могут поиграть с ним дома в детский сад, сделать так, чтобы ребенок почаще находился в среде старших детей, которые умеют самостоятельно выполнять простые вещи: одеваться, ходить в туалет, есть ложкой, убирать свои вещи.

Персоналу группы желательно ознакомиться с домашними условиями жизни ребенка и в первые дни придерживаться привычных для него стереотипов и подходов. Более легкой адаптации способствует постепенное заполнение групп, позволяющее уделить достаточное внимание каждому ребенку в период привыкания к новым условиям.

Во время адаптационного периода рекомендуется завести на всех воспитанников карты адаптации, в которых отмечаются особенности их состояния и поведения . При осмотре следует особое внимание уделять носоглотке: даже легкое покраснение зева и умеренные выделения из носа служат поводом для перевода на домашний режим до полного выздоровления. Профилактические прививки в этот период не проводятся.

Правильная подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение и мягкое ведение адаптационного периода позволяют малышам достаточно легко, без существенных
издержек для физического и нервно-психического здоровья приспособиться к новым условиям.

Это крайне важно еще и потому, что неблагоприятное течение первой социальной адаптации значительно повышает риск тяжелой адаптации и в дальнейшем, а каждая повторная тяжелая адаптация неблагоприятно сказывается на развитии личности.

Термин «адаптация» означает приспособление. Это универсальное явление, характерное для всего живого.

У человека существует специальная функциональная система, состоящая из коры больших полушарий головного мозга, гипоталамуса, гипофиза и коры надпочечников, вступающих в сложные функциональные взаимоотношения при осуществлении приспособительных реакций, сопровождающихся определенными сдвигами в регуляции обмена веществ. Она же осуществляет и социальную адаптацию, вовлекающую все сложные поведенческие акты человека.

Адаптация создает условия для более эффективного существования организма. Если человек здоров и его физические системы работают в оптимальном режиме, то это указывает на физиологическую адаптацию.

Между тем, если возникает необходимость какого-то изменения, заинтересованные системы начинают работать более интенсивно, так что всякая перестройка реакций требует усиления функции, напряжения. Такое состояние обозначается как напряженная адаптация. При социальной адаптации ее причинами могут быть либо резкое напряжение психической деятельности, либо необходимость менять привычные формы поведенческих реакций. Наибольшее значение при этом имеет функциональная выносливость центральной нервной системы.

Если при напряженной адаптации не превышаются возможности системы адаптационных механизмов, то такое напряжение, перестройка приводят к новому уровню физиологической адаптации, то есть к реакциям, более отвечающим потребностям данной ситуации. При превышении адаптационных возможностей функциональные системы начинают работать в неблагоприятных режимах. Возникает патологическая адаптация . Ее типичное проявление - болезнь.

Рождение ребенка - яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного к внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма - кровообращения, дыхания, пищеварения. Она невозможна без соответствующего врожденного уровня готовности адаптационных механизмов.

Здоровый новорожденный имеет этот уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внеутробных условиях. Система адаптационных механизмов созревает и совершенствуется в течение роста и развития ребенка. Неблагополучная беременность, повреждения при родах, заболевания в первые месяцы жизни снижают его адаптационные возможности.

После рождения у ребенка формируются стереотипы поведения, связанные с особенностями микросреды, в которой он воспитывается. В течение первого полугодия жизни реакции такого типа формируются на режим, способ вскармливания, микроклимат.

С шести до девяти месяцев жизни присоединяются реакции на способы ухода за ребенком, то есть он привыкает к тому, как его кормят, укладывают, как организовано бодрствование. В возрасте девяти-десяти месяцев (при семейных условиях воспитания) формируется еще одна реакция - привязанность к взрослому, удовлетворяющему потребности малыша.

С возрастом у него расширяются возможности сознательно воспринимать впечатления от окружающего мира и активно действовать, но с помощью взрослого, постоянно находящегося с ним. Этот механизм лежит в основе формирования привязанностей, которые имеют колоссальное значение для дальнейшей жизни человека.

Одна из проблем, которая решается в ДОУ, - проблема адаптации детей.

В этот период у ребенка возникает перестройка ранее сформированных динамических стереотипов и помимо иммунной и физиологической ломки происходит преодоление психологических преград. Стресс может вызвать у него защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя.

Поэтому переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности более плавным.

Для этой цели разработаны психолого-педагогические параметры, которые дают возможноcть прогнозировать течение адаптации и предполагают индивидуальный подход к детям в ДОУ и в семье в этот период . Они состоят из трех блоков:

1. Поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей;
2. Уровень нервно-психического развития;
3. Некоторые характерологические черты личности ребенка.

Уже в раннем возрасте (второй-третий годы жизни) наибольшее значение в период адаптации имеет уровень социализации , в частности, наличие или отсутствие общения ребенка со сверстниками. Немаловажную роль играет формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.

Положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает вопрос его организации.

Желательно, чтобы воспитатель заранее познакомился с детьми, поступающими в дошкольное учреждение, и оценивал их по следующим параметрам:

  • настроение;
  • сон, засыпание (их длительность и характер);
  • аппетит;
  • отношение к высаживанию на горшок;
  • навыки опрятности;
  • отрицательные привычки;
  • уверенность в себе;
  • инициативность во взаимоотношениях со взрослыми, с детьми;
  • самостоятельность в игре;
  • социальные связи со взрослыми;
  • контакты с детьми;
  • адекватное отношение к оценке взрослым;
  • был ли опыт разлуки с близкими (санаторий, больница);
  • аффективная привязанность к кому-либо из взрослых.

Поступление ребенка в ДОУ требует переделки сформировавшихся стереотипов.

Для него изменяются все основные условия среды: материальная (интерьер группы), приемы обращения и воспитания, происходит встреча с новыми взрослыми и детьми. В связи с возрастными особенностями высшей нервной деятельности детей (малая подвижность нервных процессов, низкий предел работоспособности нервных клеток) приспособление к пребыванию в детском учреждении представляет значительные трудности, особенно в возрасте с шести месяцев до полутора лет.

Изменения среды приводят к перенапряжению адаптационной системы ребенка, вызывая ухудшение его эмоционального состояния и нарушение поведения (нарушается сон, аппетит, малыш отказывается играть с другими детьми), возникают сдвиги в вегетативной нервной системе (изменяется температура и биоэлектрическая активность кожи, соотношение количества адреналина и норадреналина в моче), снижаются защитные силы организма, что может способствовать возникновению заболеваний в это период.

Комплексное рассмотрение всех проявлений адаптации позволило определить основные этапы привыкания к новым условиям среды, факторы, определяющие степень тяжести адаптационного периода, и наметить пути профилактики дезадаптации:

  • Острый период - более или менее ярко выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой социальной микросреды.

В это время наиболее выражены нарушения поведения, взаимоотношений со взрослыми и детьми, речевой активности, игры, общего физического состояния, в частности, отмечаются колебания массы тела, снижается
устойчивость к инфекциям.

  • Подострый период (собственно адаптация) - ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения.

В это время постепенно уменьшается выраженность сдвигов по системам: быстрее всего нормализуется аппетит (до 15 дней); более продолжительны нарушения сна и эмоцио-
нального состояния; медленнее всего восстанавливаются игра и речевая активность (до 60 дней; выравнивается уровень гормонов в моче, отражающий напряженность адаптационных процессов).

Период компенсации (адаптивность к новым условиям) - все перечисленные показатели нормализуются, то есть достигают исходного уровня.

По особенностям течения первых двух периодов выделяют легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.

Легкая адаптация. Продолжительность нарушений в поведении - до 20 дней. Отмечается незначительное ухудшение аппетита. В течение 10 дней объем съедаемой ребенком пищи увеличивается до возрастной нормы. Восстановление сна происходит в течение 7-10 дней.
Эмоциональное состояние, речевая активность и взаимоотношения с детьми нормализуются через 15-20 дней, иногда раньше. Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушены. Двигательная активность не снижается. Функциональные сдвиги выражены минимально. Они нормализуются до конца первого месяца. Заболеваний у ребенка в период адаптации не
возникает.

Легкая адаптация наблюдается в основном у детей младше восьми-девяти месяцев и старше полутора лет, с благополучным анамнезом и хорошим исходным состоянием здоровья.

Адаптация средней тяжести. Все нарушения в поведении более длительны. Сон и аппетит нормализуются не раньше чем через 20-30 дней.

Период угнетения интереса к окружающему - в среднем 20 дней; речевая активность не восстанавливается в течение 20-40 дней; эмоциональное состояние неустойчиво в течение месяца; наблюдается значительная задержка двигательной активности, ее восстановление происходит после 30-35 дней пребывания в учреждении. Взаимоотношения со взрослыми не нарушены. Все функциональные сдвиги выражены отчетливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию. Оно, как правило, возникает при адаптации средней тяжести в виде острой респираторной инфекции, однократной и текущей без осложнений.

Такое течение адаптации чаще всего регистрируется у детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, или при плохо организованной оздоровительно-воспитательной
работе в ДОУ.

Тяжелая адаптация. Характеризуется значительной длительностью (два-шесть месяцев и больше) и тяжестью проявлений. Может выражаться в двух вариантах, каждый из которых имеет свои ведущие признаки.

При первом варианте тяжелой адаптации ребенок заболевает в течение 10 дней после поступления и затем повторно 4 раза и более за год пребывания в детском коллективе. Некоторые дети практически не бывают здоровыми в течение длительного времени, так как они находятся в острой фазе заболевания либо в состоянии выздоровления. Такое состояние ребенка не может не отразиться на показателях физического и нервно-психического развития.

Этот вариант адаптации встречается, как правило, у детей до полутора лет, имеющих неблагоприятное состояние здоровья до поступления в детское учреждение.

Иногда развивается второй вариант тяжелой адаптации , проявляющийся длительным и выраженным неадекватным поведением ребенка, невротическим состоянием, депрессией. Наблюдается длительное ухудшение аппетита; его восстановление начинается не раньше чем через 3 недели. В отдельных случаях может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при кормлении. Сон также длительно нарушен; засыпание медленное (30-40 минут); сон чуткий, укороченный; засыпание и пробуждение сопровождаются плачем. Снижен интерес к окружающему, ребенок часто избегает контактов с детьми, стремится к уединению или агрессивен.

Эмоциональное состояние длительно нарушено. Нередко малыш плачет в течение всего периода бодрствования, либо состояния пассивности или повышенной раздражительности волнообразно сменяют друг друга. Отношение к взрослым избирательное. Резко снижается двигательная и речевая активность. Ребенок становится капризным, требует повышенного внимания, вскрикивает во сне, легко пугается.

Поведение улучшается медленно, эти периоды неустойчивы. Возможны возвраты к плаксивому и пассивному состоянию. Темп нервно-психического развития замедляется. Ребенок начинает отставать в развитии речи и игры.

Как правило, такая форма тяжелой адаптации отмечается у детей старше полутора лет при сочетании неблагоприятных биологических и социальных факторов (общее неблагополучие семьи, неправильные подходы к воспитанию, отклонения в функциональном состоянии всех систем организма, прежде всего нервной системы).

Установлен ряд факторов, определяющих, насколько успешно малыш справится с предстоящими ему изменениями в привычном образе жизни.

Они связаны с его физическим и психологическим состоянием, тесно переплетены и взаимно обусловлены.

Во-первых, это состояние здоровья и уровень развития.

Здоровый, развитый по возрасту малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов. Он эффективнее справляется с трудностями. На состояние его здоровья влияет течение беременности (токсикозы, болезни матери) и родов у нее, заболевания в периоде новорожденности и в первые месяцы жизни, частота заболеваемости в период перед поступлением в ДОУ. Последующие заболевания неблагоприятносказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие.

Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводят к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода. У него возникает стрессовое состояние и, как следствие, заболевание.

Вторым фактором является возраст, в котором малыш поступает в детский сад.

С ростом и развитием изменяется степень и форма привязанности ребенка к постоянному близкому взрослому. В первом полугодии жизни малыш привыкает к тому, кто его кормит, укладывает спать, ухаживает за ним. Во втором - усиливается потребность в активном познании окружающего мира, и эти возможности расширяются. Ребенок уже может самостоятельно перемещаться в пространстве, свободнее действует руками. Между тем он еще очень сильно зависит от взрослого, который ухаживает за ним. У него возникает сильная эмоциональная привязанность к человеку, постоянно находящемуся рядом, обычно к маме.

В возрасте от девяти-десяти месяцев до полутора лет она выражена более сильно. С течением времени у малыша появляется возможность речевого общения и свободного перемещения в пространстве. Он активно стремится ко всему новому, и зависимость от взрослого постепенно ослабляется. Тем не менее ребенок по-прежнему остро нуждается в чувстве защищенности, опоры, которое дает ему близкий человек. Потребность в безопасности у него так же велика, как в еде, сне, теплой одежде.

Третьим фактором, сугубо психологическим, является степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной деятельности.

Переход к режиму ДОУ труден даже для здоровых малышей. Для уменьшения негативных проявлений организма детей, возникающих в период адаптации их к детскому учреждению, родителям, по возможности, лучше взять на этот период часть отпуска, чтобы в первые дни приводить малыша домой пораньше. Также следует установить доверительные отношения с воспитателями и другими сотрудниками ДОУ.

Литература:

1. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Владос, 2004.
2. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 6-е изд., исп. - М.: Академия, 2006.
3. Яковлева Н. В., Кулганов В. А. Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад // Муниципальный округ УРИЦК. - 2014. - № 23 (228). - 3 сентября; № 24 (229). -
9 сентября; № 25 (230). - 11 сентября; № 26 (231). - 18 сентября.

Материал предоставлен , апрель 2015.