Рабочая программа по мнемотехнике в подготовительной группе. «Мнемотехника» и «изучение иностранного языка» несовместимые понятия?! Давайте разберемся. Методы мнемотехники для запоминания текстов

Пояснительная записка

Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста (с 4 до 6 лет) по программе обучения интеллектуального развития детей на основе интеллектуального тренинга памяти.

Актуальность вопросов подготовки детей к обучению в школе, интеллектуального и логического развития ребёнка касается и проблемы обучения ребёнка и развитию памяти.

Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, не успев прочитать его до конца, забыли бы его начало. Информация от органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.

Память многолика. Существует определённый запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти, как в арсенале, всю жизнь: собственное имя, образ папы и мамы, родной язык, черты и особенности того места, где человек родился и т.д.. Всё это долговременная память. Но существует и кратковременная память…

Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память. Кроме того, в зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить: память на слова (словесная или вербальная), память на образы (образная), память на движения (двигательная), память на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная), память на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки, на числа, фамилии, лица и т.д.

Цель – помочь разобраться в нюансах и особенностях запоминания и забывания, научиться развивать свою память и память своих детей. Не только подготовить, но и развить общие способности детей без умственных и психофизических перегрузок, т.е. адаптировать детей к учебному процессу, а также к рациональным приёмам рациотехники (логического мышления), мнемотехники (искусственные приёмы для запоминания) и эйдотехники (образное мышление).

Огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно – это печальная реальность, в которой оказались наши дети. Отсюда ранние неврозы, логоневрозы, различные психические отклонения.

Исследования показывают, что дети, занимающиеся в группах интеллектуального развития по данной методике, опережают своих сверстников по уровню развития общих способностей, памяти, мышления, воображения. Они готовы к учебной деятельности, у них выработан навык грамотной обработки информации. Использование игровых моментов позволяет усвоить сложный материал без умственного и нервного напряжения.

Нормативно-правовые документы

    Федеральный закон РФ от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

    Письмо Министрества образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 061844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе»;

    Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18.06.2003 № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», - Устав МБДОУ № 208 .

Актуальность программы

Память можно определить как способность сохранения, организации и воспроизведения прошлого опыта, информации. В зависимости от вида стимулов различают память зрительную, слуховую и др.

У младших дошкольников преобладает непроизвольная память, основанная на эмоциях и интересе, когда легко запоминается всё яркое, новое, интересное. В старшем дошкольном возрасте познавательные процессы приобретают произвольность. Чтобы процесс запоминания проходил быстрее и легче, память ребёнка надо тренировать. Надо научить его различным приёмам, помогающим лучше запоминать.

В работе с детьми используется особая техника запоминания – м н е м о т е х н и к а. Мнемотехника – «искусство запоминания» - система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. Технология позволяет подобрать индивидуальный «ключ» запоминания и обработки информации каждому ребёнку, происходит оптимизация основных психических процессов, интеллектуальная подготовка к школе. На занятиях детей учат рациональным приёмам обработки информации, т.е. овладением приёмами рациотехники (логического мышления), мнемотехники (искусственным приёмам запоминания информации) и эйдотехники (образного мышления). Применяемые в работе элементы мнемотехники делают процесс обучения более интересным и нетрадиционным. У детей улучшается память, потому что эта система облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Направленность программы.

Программа носит социально-педагогическую направленность: она направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности воспитанников к обучению в школе, создание условий для развития коммуникативной, социально-успешной личности, расширение социальной практики.

Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы, мотивации личности к познанию и творчеству является на современном этапе одной из главных задач социально-педагогического направления.

В основе занятий разнообразные упражнения и игры, способствующие развитию: внимания, памяти, терпения, слухового и зрительного аппарата, умение анализировать.

Новизна программы.

Занятия носят интегрированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей, в том числе в коммуникативной и познавательной деятельностях. В ходе занятий широко задействован сенсорный опыт детей.

Основные методы мнемотехники:

    Метод крокирования: кроки – схемы предметов, животных, людей, явлений. Когда дети рисуют кроки, то легко восстанавливают мысленно всё, что зарисовали. При решении разнообразных умственных задач используются заместители реальных предметов и явлений, т.е. знаки и символы.

    Эйдейтизм (образное запоминание): его развитие происходит в играх. Например: «Дети, крепко зажмурьте глаза и представьте, что вы превратились в кошек. Какая у кого в воображении кошка появилась? Где у вас ушки? Сколько у вас лапок? Поймайте себя за хвостик!, т.е. происходит оживление образа. Таким образом, при восстановлении в памяти какого-либо образа мысль успевает пройти несколько ступеней развития:

-обозначение (кошка);

-расцвечивание (вспомнили какую-то конкретную кошку, её цвет);

-оживление (уже увидели, чем она занимается);

-обогащение деталями (где кошка находится);

-вхождение в образ (теперь кошка – это ты, что ты чувствуешь?);

-управление образом (уселась кошка на окошко и стала лапой уши мыть).

3. Метод Цицерона (мест или комнаты): он основан на зрительных ассоциациях. Нужно ясно представить себе предмет, который следует запомнить, и объединить его образ с образом места, которое легко вспоминается. Этот метод базируется на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест.

4. Метод трансформации: его можно объяснить на примерах. Вспомним любой «пластилиновый» мультфильм: как ворона превращается на глазах в корову, страуса, а избушка – в старичка. Детям предлагается представить и почувствовать, как происходит превращение одного образа в другой: взять в руки пластилин и лепить из него слова в своём воображении, например, из колбаски вылепить мостик, из мостика – баранку и т.д. 5. Метод ассоциативных цепочек (мультиков, чепухи): ассоциация связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое, - то, что поражает воображение. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. В качестве пособий по мнемотехнике используются коллажи и мнемотаблицы.

Коллаж - плотный картон или фланелеграф, на которых рисуются или наклеиваются различные картинки, цифры, буквы, а кажущийся беспорядок составляет суть коллажа. Таким образом идёт отработка сюжетного метода запоминании.

Мнемотаблица – схема, структура, в которую можно вложить различную информацию. Она позволяет решать дидактические общеобразовательные задачи, развивать память, логику, образное мышление, уметь связно мыслить, перекодировать информацию, анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать.

При применении в работе элементов мнемотехники у детей расширяется словарный запас, развивается смекалка, тренируется внимание, а самое главное – улучшается память.

Цели и задачи программы.

Цель программы: активизация и рационализация процессов памяти: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной; мышления, внимания, воображения, используя различные способы запоминания без физического, эмоционального и психического напряжения, позволяющее сократить время обучения. Развитие творческого, нетрадиционного видения мира.

Задачи:

    Развитие памяти (тренинг по разным приёмам запоминания).

    Умение анализировать, вычленять часть, объединять в пары, группы целое; умение систематизировать.

    Развитие логики.

    Развитие образного мышления.

5.Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию.

    Решение дидактических общеобразовательных задач.

    Развитие смекалки.

    Тренировка внимания.

    Развить навык правильно воспроизвести графически.

    Совершенствование восприятия: зрения, слуха, тактильных ощущений.

    Развитие фотографической памяти.

    Расширение словарного запаса, образного восприятия; умение говорить, рассказывать.

    Воспитание у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам.

ВИДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ:

1. Группировка информации (рациотехника), например, при заучивании номеров телефонов мы разбиваем их на группы чисел;

2. Ассоциативные цепочки, когда устанавливается сходство между запоминаемым предметом и давно знакомым, например, сравнение Аппенинского полуострова с сапогом;

3. Метод ключевых слов помогает запомнить цепочку информации (текст). При этом ключевые слова должны отражать смысл отрывка и быть логически связаны между собой. Таким образом, формируется некий костяк текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти цепочку ключевых слов.

4. Перекодирование информации (что означает тот или иной символ);

    5. Крокировка (зарисовка текста символами);

    6. Использование различных приемов для запоминания.

    7. Использование мнемотаблиц - как основу, а также, картины иллюстрации, игрушки для составления пересказа различной формы.

    8. Разучивание и декламация стихов.

    9. Конкурсы стихов.

    10. Подвижные игры.

    11. Логоритмика, дыхательная гимнастика.

    12.Пластические этюды.

    13. Творческая деятельность: рисование, лепка.

    14. Дидактические игры.

    15. Диалог с игрушкой.

    16. Драматизация, что способствует устранению психологического барьера у детей, повышение самооценки, значимости.

    СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ:

    1. Приветствие. При выборе тематики занятия, учитывается уровень развития детей, их мотивация, интересы, соотнесенность образовательной познавательной деятельности. Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 25 - 30 минут. При проведении занятий педагогом используются здоровье сберегающие технологии, такие как:

    2. Дыхательная гимнастика.

    3. Гимнастика для глаз, кистей рук, и мышц тела.

    4.Положительные эмоции (ободрение, похвала).

    5. Подвижные игры.

    6. Физкультминутки.

    Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь следующих результатов:

    -у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

    Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; - появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

    - словарный запас выходит на более высокий уровень;

    - дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией .

Возраст детей, участвующих в реализации программы – 4-6 лет. Сроки реализации программы –3 года.

Формы и режим занятий.

Занятия проводятся с подгруппой детей до 15 человек в возрасте 4-7 лет по 2 занятия в неделю, (49 занятий с 1 октября по 31 апреля) продолжительностью 20 мин (для детей 4-5 лет), 25 мин (для детей 5-6 лет), 30 мин (для детей 6-7 лет). Занятия организуются во второй половине дня в специально оборудованном помещении .

Ожидаемые результаты освоения программы.

  1. У ребенка хорошо развиты разные виды памяти.

    Увеличение объема зрительной памяти;3. Увеличение объема слуховой памяти.

4. Развитие фотографической (мгновенной) памяти 5. Ребенок хорошо ориентируется в окружающем мире.

    Ему доступно осознание ряда наглядно выраженных связей: временных, пространственных, функциональных, причинно-следственных.

    Ребенок дифференцированно и целенаправленно наблюдает, используя сенсорные эталоны для оценки свойств и качеств предметов, их группировки и классификации.

    Умеет сравнивать объекты, выделять главные и второстепенные признаки, рассуждая и обосновывая свою точку зрения.

    У ребенка сформированы коммуникативные качества.

Результативность реализации программы и способы ее определения.

Основным методом подведения результатов работы по программе является метод наблюдения, анализ результатов продуктивной деятельности детей. Родители и педагоги в ходе реализации программы могут отследить динамику развития каждого ребенка на основе индивидуальных листов выполнения графических заданий. Ежегодно по окончании учебного года проводится открытое занятие для педагогов учреждения и родителей.

Мнемотехника – запоминание на основе визуального мышления. Существуют разные способы применения этой техники. С помощью методов мнемоники запоминаются такие объемы информации, которые кажутся на первый взгляд не запоминаемыми.

Мнемоническое запоминание осуществляется в четыре этапа. Сначала происходит кодировка, соединение двух образов, запоминание последовательности, отправка в длительную память.

Мнемотехника (мнемоника): что это и как освоить

Метод быстрого запоминания называется мнемотехникой. Сочетание различных приемов позволяет запоминать обширные объемы информации. Приобрести такие способности мечтают многие ученики, инженеры, ученые и простые люди, в личных целях.

В последнее время по телевизору показывают удивительных людей, которые за одну минуту запоминают 100 вытащенных наугад карт или сотню мелких деталей. Такие способности выглядят для простых зрителей настоящим волшебством.

Секрет заключается в том, что эти люди владеют мнемоникой. Они не скрывают того, что закончили курсы мнемотехники и утверждают, что эти тренинги способны развить супер-память у любого желающего.

Важное достоинство техники для развития памяти заключается в том, что ее приемами способен овладеть любой желающий. Сверхспособности или специфические знания для этого не нужны. Тренировка поможет взрослым, подросткам и детям. В любом возрасте легко натренировать память, стоит только захотеть.

Обучение мнемотехнике начинают в любом возрасте. Насколько успешно будут усвоены приемы запоминания, зависит лишь от потраченного вами времени и приложенного старания.

Важнее всего понять закономерности запоминания, узнать базовые принципы и применять мнемотехнику практически. Следует постоянно совершенствовать свое умение, не останавливаться на достигнутом.

Мнемотехнику можно изучить самостоятельно, по источникам в интернете, бесплатно. В этой статье мы расскажем об общих возможностях использования мнемотехники и раскроем ее некоторые секреты.

Мнемоника

Говоря двумя словами, мнемоника – искусство запоминания. Мнемотехника – это приемы и методы запоминания.

Некоторые эффективные методы известны вам с детства. Метод Акростих помогает ученику запомнить раз и навсегда цвета радуги. Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Первая буква каждого слова этого детского стишка совпадает с буквой цвета радуги. И все знают, что радуга имеет семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

С помощью этой методики наши предки заучивали буквы алфавита. Сейчас этот стих не используют, потому что и буквы уже называют по-другому.

Мнемофразы помогают помнить правила синтаксиса: надеваю одежду, одеваю Надежду. Уж замуж невтерпеж.

Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. Эти детские стишки помогут нам понять, как работает мнемотехника.

Для того, чтобы хорошо запоминать мастера мнемоники советуют пользоваться системой образов или ассоциаций . Так фамилию Эйнштейна связывают с физикой. Имя Иван похоже по звучанию на диван. Число одиннадцать внешне похоже на барабанные палочки и китайские палочки для еды. Любовь ассоциируется с сердцем.

Метод сочинения истории помогает запомнить не связанные друг с другом слова. К примеру:

  • Ананас;
  • Барабан;
  • Крокодил;
  • Вентилятор;
  • Кирпич.

Придумаем смешной рассказ про то как ананас играл на барабане, крокодилу это не понравилось, он побежал к барабану, но вентилятор сдул его с пути, и крокодил ударился об кирпич.

Причем, чем более бредовая история, тем скорее она запомнится.

Очень близкая к этой методике – Цепочка . Она предполагает образы выставить в уме в цепочку. Ананас держит барабан, крокодил кусает барабан, на его хвосте висит вентилятор, и кирпич лежит на подножье вентилятора.

Представив в уме такую веселую картинку вы быстрее запомните пять слов. Таким же способом можно запоминать и 10, 20, 100 незнакомых слов.

Самым продвинутым способом запоминания считается метод Локаций . Чтобы им воспользоваться, следует вспомнить в уме привычную обстановку вашей квартиры и обозначить для себя все места каким-то числом. Входная дверь будет номером 1, коврик с парой обуви – 2, кассета с чистой обувью – 3, вешалка с пальто – 4, полка для шляп – 5.

Если теперь на дверь прицепить ананас, на коврик положить барабан, в кассету засунуть крокодила, на вешалку повесить вентилятор и на полку между шляпами спрятать кирпич, мы тоже запомним эти слова, которые слышали недавно впервые.

Также можно вспомнить маршрут, по которому вы ходите каждый день на работу.

Упражнения мнемотехники для начинающих

Совет начинающей аудитории: сохранять спокойствие. Для изучения новой информации следует оставаться спокойным. Это необходимо для того, чтобы лишние эмоции, тревожное состояние не смешивалось с ассоциациями, которые вы выстраиваете в голове, для кодирования. К тому же будет сложно понять для себя, какой метод подходит вам больше.

Новичку полезно понять принципы мнемоники и выбрать подходящие приемы. Замечено, что запоминать разрозненные предметы, несвязанные цифры труднее. Легче запоминать связь между объектами. Хорошо связать уже известную информацию с новой.

Проще запоминаются логические, образные, эмоциональные, яркие ассоциации, а не сами объекты. По этим связям информацию легче найти в памяти и воспроизвести.

Если нет таких связей, их надо создать. В этом и есть суть заучивания в мнемонике.

Мнемотехника работает следующим образом:

  • берутся абстрактные данные;
  • между ними создаются связи – происходит кодирование;
  • запоминание, повторение в удобной форме;
  • декодирование, расшифровка;
  • воспроизведение нужных данных, которые надо было запомнить.

В такой последовательности происходит работа с данными. Новичкам не следует пугаться этого, вроде сложного процесса. Если практически начать применять советы мастеров, окажется, что это не так сложно, как кажется.

Мнемотехника позволяет новичкам использовать те образы и ассоциации, которые им ближе, удержать их в памяти легче.

Как запоминать списки

Описываемые техники помогают запоминать списки. Нам иногда приходится брать с собой длинный список продуктов в магазин, который неудобно держать в руке и запоминать трудно.

Список нужных вещей в дорогу, план выступления тоже выглядят как список. Анекдоты и истории, фокусы тоже люди любят запоминать. В виде списков можно запоминать полезную информацию.

Удобнее все это запомнить, пользуясь мнемоникой.

Эта техника позволяет запоминать списки ненадолго.

Первый десяток слов запомним по тому, на что они похожи по внешнему виду:

  1. Столб, фонарь;
  2. Лебедь;
  3. Попа, ухо;
  4. Стул перевернутый, флаг;
  5. Крючок;
  6. Вишня;
  7. Кочерга, клюшка;
  8. Женщина, гитара;
  9. Воздушный шарик;
  10. Гольф.

Второй десяток – по звучанию:

  1. Орден, Бог Один;
  2. Тварь;
  3. Трио;
  4. Черт;
  5. Пятка;
  6. Шест;
  7. Семечки;
  8. Дева;
  9. Деспот.

Нам надо запомнить список:

  1. Шуба;
  2. Свекла;
  3. Селедка;
  4. Картошка;
  5. Велосипед;
  6. Колбаса;
  7. Конфеты;
  8. Газировка;
  9. Варенье;
  10. Молоко.

Чтобы запомнить эти слова представим шубу, болтающуюся на фонаре, свеклу в клюве у лебедя, селедку, шлепающую попу, картошку, сидящую на стуле, велосипед, с крючком в шине. И для каждого слова надо придумать свою бредовую историю, связывающую его с цифрами от 1-10.

Чем история веселее, неожиданнее, тем скорее она запомнится. Мозг отмечает для себя все необычное, неординарное.

Следующий десяток списка свяжите с цифрами от 11 до 20.

Список:

  1. Телефон;
  2. Карета;
  3. Телевизор;
  4. Кровать;
  5. Осьминог;
  6. Рубашка;
  7. Варежки;
  8. Мышеловка;
  9. Пирог;

Представим орден с изображением телефона, карету в которой едет ужасная тварь. Телевизор, на экране которого танцует трио. Кровать, где спит Черт. Осьминог хватает пятку. Рубашка болтается на шесте. Варежки полны семечек. В мышеловку попались осы. Дева испекла пирог. Деспот кормит всех бочками меда.

Теперь попробуем воспроизвести список и увидим, что у нас это получится, даже в разброс.

Мнемотехника для развития памяти взрослым: лучшие упражнения

Приемы запоминания можно придумывать разные. Если количество букв в слове считать цифрой, то можно запомнить сложное длинное число. К примеру, корень из двух: 1,4142135623. Смешной стишок в этом поможет.

«Я Дуся, я дура, но я вот нашла корень из два».

Способы мнемотехники под названием Рифмизация помогают запомнить скучные законы по физике. «Тело, впернутое в воду, выпирает на свободу с силой выпертой воды телом, впернутым туды», так звучит закон Архимеда.

Для заучивания иностранных слов подходят приемы созвучия. Слово Swing – раскачиваться, похоже на русское свин. Представляя себе раскачивающегося на качели поросенка, запомним надолго английское слово.

Длинные английские слова можно дробить на короткие для более легкого запоминания.

Методы мнемотехники для запоминания текстов

Цицерон, отправляясь на очередное публичное выступление, всегда шел по одной и той же дороге. Дорога была ему знакома, начиная от кустика до камушка. Ключевые слова, с которых начинались блоки, на которые делил тексты Цицерон, он произносил в уме в тех местах, которые помнил по маршруту.

Для запоминания текстов, выучите маршрут, по которому идете каждый день на работу или в школу. Ключевые слова следует связать с точками дороги, которую вы помните наизусть. Текст хорошо разделить на абзацы или главы, небольшие части. Тогда вы сможете удивить своих друзей и преподавателей, рассказывая текст без ошибок.

Лучшие книги по мнемотехнике

В этой книге собраны примеры упражнений, разных способов, для развития быстрого запоминания. Артур запомнил число Пи до 22529 знаков.

Цены на Думчев Артур Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти

Книга повествует о периоде времени, которое автор потратил на изучение собственных способностей к запоминанию. Целый год он раскрывал внутренние потенциалы, скрытые механизмы, защитные нюансы и тренировался.

Цены на Джошуа Фоер Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания

Цены на Тони Бьюзен Суперпамять

Любой человек при желании может помнить обширные объемы информации, в цифрах, событиях, списках, в виде текстов. Если вы не верите, советуем попробовать поработать со своей памятью по методу О’Брайена. Упражнения дадут уникальный результат через несколько недель.

Цены на Доминик О’Брайен Как развить Суперпамять

Денис Букин «Развитие памяти по методикам спецслужб»

Произведение выпущено для тех, кто плохо запоминает информацию. Улучшить возможности ума, стать смелее в коллективе, результативнее в карьере, семье, максимально улучшить потенциал мышления учит Денис Букин.

Путь к большому успеху открывает талант хорошо помнить и обрабатывать объемную информацию быстрее других. Эти таланты можно развивать, считает автор, предлагая необычные способы и интересные упражнения.

Цены на Кристин Лоберг, Майк Байстер Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное

У десяти процентов престарелых людей, перешагнувших семидесятилетие замечена болезнь Альцгеймера. Нил Барнард рекомендует полезную еду и упражнения, отодвигающие расстройство мышления, проявления слабоумия и утрату воспоминаний.

Цены на Нил Барнард Питание для мозга. Эффективная пошаговая методика для усиления эффективности работы мозга и укрепления памяти

Познакомившись с этим произведением, вы узнаете о работе головного мозга, о том, как сохранить ясность мышления до последних дней жизни. Решать интересные головоломки, необычные задачки и синтезировать новые связи нейронов в коре головного мозга, предлагает Анхельс Наварро.

Цены на Анхельс Наварро Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти

Достигнуть настоящих рекордов в различных сферах жизни, вы сможете, когда прочитаете это простое руководство. Раскроются потенциальные способности запоминания, возможности обрабатывать большой объем текста, цифр и чисел.

Цены на Гарри Лорейн, Джерри Лукас Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти

Человеческий мозг использует только 10% своих способностей, остальная часть потенциала мозга остается незадействованной. Человек, у которого хорошая память и который может запоминать огромное количество бессвязной информации, не использует никаких секретов по раскрытию остальных 90% способностей мозга.

Практическое применение мнемотехник

Достаточно тренировать свою память ежедневно по 15-20 минут. Использовать проверенные мнемотехники для запоминания.

Современный мир компьютерных технологий и информации требует огромного количества запоминания точной информации. Это могут быть пароли электронной почты, цифровой код программы или файла. В этом случае просто необходимо точно запоминать и воспроизводить числовую и буквенную информацию.

Также требуется запоминание стихов и текстов по школьной литературной программе. Стихи являются хорошей тренировкой для памяти, увеличивают словарный запас рифмованных слов, развивают творческие способности.

Имея натренированную память, можно выучить не один иностранный язык за короткое время.

Приемы мнемотехники позволят вам увеличить объем новых иностранных слов в двое. Изучив английский язык, можно с легкостью использовать его, как матрицу для запоминания слов немецкого или другого языка.

Немного информации о самом механизме памяти

Память человека имеет достаточно изученные границы. Психологи выяснили, что память делится на оперативную, долговременную и кратковременную. С сенсорных рецепторов восприятия (зрения, слуха) в кратковременную память поступает отпечаток реального мира. С помощью целенаправленного внимания информация запечатлевается, распознается и сравнивается в оперативной памяти. В оперативной памяти, как и в кратковременной удерживается ограниченное число элементов, семь плюс-минус два элемента на 30 секунд.

Затем информация кодируется в когнитивные структуры(смысл) или подвергается перекодированию и отправляется в долговременную память, где хранится всю жизнь.

Чем лучше и эффективнее кодирование информации, тем дольше она помнится и тем быстрее извлекается из этого хранилища. Содержимое кратковременной памяти постоянно меняется, новые элементы вытесняют старые. Временное стирание уже обработанной информации в ходе мышления является защитной функцией мозга от постоянно поступающих сенсорных стимулов из внешнего мира.

Если бы не происходило стирание старых следов информации, то мозг был бы сильно перегружен. И по этой причине объем памяти никогда не меняется. Иногда происходит накладывание одной информации на другую, и информация смешивается, например, при бесперерывном просматривании разных текстов. При этом могут возникать ошибки запоминания. Отсутствие пользования той или иной заученной информации ведет к её абсолютному стиранию. Часто мысленное её повторение наоборот ведет к постоянному стимулированию соответствующих нейронных связей в мозге.

Существуют различные приемы мнемотехники, позволяющие эффективно использовать все возможности памяти.

Школьные методики запоминания учебного материала основывались на многократном повторении. Такое механическое заучивание требовало много времени при низких результатах. А неполное понимании материала вело к тому, что он быстро разрушался и стирался в памяти. Поэтому одно из правил прочного запоминания – это осмысление запоминаемой информации.

Быстрому усвоению новой информации способствует уже знакомая информация, которая имеет какое-либо отношение к ней. Например, если человек изучает медицину или психологию, то новые сведения о болезнях или психических расстройствах лягут в тот же самый контекст поблизости. Информация ассимилируется в те же самые ячейки памяти, что и прежде освоенные знания.

Такое быстрое освоение новой информации обусловлено тем, что в нашем сознании уже имеются готовые обобщения – понятия, нужный набор ассоциаций, на которые нанизываются другие.

Необходимо четко систематизировать свои занятия по тренировке памяти. Если вы изучаете иностранный язык, повторные занятия не должны идти с большим разрывом во времени. Если вы один раз занимаетесь два дня подряд, а потом отдыхаете пять дней, то новая информация будет забываться и стираться из памяти быстрее чем будет нарабатываться новая. Тем самым уровень развития памяти будет оставаться низким. Поэтому заниматься нужно каждый день по 15-20 минут.

Для лучшего понимания информации старайтесь организовать её в логичную структуру по типу дерева. Более общее знание (слово, понятие) можно использовать, как ствол дерева, а далее от него по принципу веток приращивать более конкретные. Если вы учите слова, старайтесь объединить их в одно семантическое поле. Или по степени абстрактности (например, дата основания Вологды 1147 год – Вологда, основание, дата, 11 47).

Естественный язык нашего сознания

Любой символьный язык (язык математики, язык родной речи) является искусственно созданной системой коммуникации. Ребенок, который не умеет читать и писать до какого-то времени, запоминает все с помощью картинок – образов. Поэтому самым естественным для человеческого сознания является образ. Это тот самый непосредственный код для запоминания.

Наше сознание воспринимает всю информацию в образной форме. Образ предметов, цифр, слов появляется в нашем сознании намного быстрее чем включаются понятийные структуры и мышление. Удержанный образ в памяти на какой-либо стимул, без наблюдения самого реального объекта называется представлением .

Таким образом, мнемотехники для запоминания направленны на:

  • максимальное развитие образного мышления;
  • создание устойчивых опорных ассоциаций;
  • увеличение времени концентрации сознания(внимания).

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок по основам мнемотехник по индивидуальной программе

Тренировка внимания

Упражнение 1.
Сведите ладони рук вместе, оставив между ними расстояние в 1 сантиметр. Через некоторое время между ладонями появиться ощущение тепла. Старайтесь сконцентрироваться на этом ощущении, остановив течение мыслей. В этот момент ни о чем не думайте.

Упражнение 2.
Упражнение на внимание с помощью дыхания. Устройтесь поудобнее в кресле. Дыхание должно быть ровным и спокойным. Затем старайтесь следить за ритмом своего дыхания. Медленно наблюдайте момент вдоха, выдоха.

Упражнение 3.
Другой метод помогает в тренировке внимания. Необходимо сконцентрироваться на всем образе своего тела. Мысленно пройдитесь по телу: как лежат и расслаблены руки, какие ощущения в ногах. Постарайтесь ощутить тепло своего тела с ног до головы.

Манипуляция с образами. Основные приемы мнемотехник

Основные приемы мнемотехники основаны на визуализации запоминаемой информации. При чтении, чтобы запомнить весь текст, старайтесь каждое слово перевести в картинку в своем воображении. С помощью мыслительных действий попробуйте рассмотреть полученный образ со всех сторон. Например, представьте себе книгу. Мысленно переверните её другой стороной. Рассмотрите какого она цвета, по толщине.

Зрительные образы можно соединять между собой. Связь между ними запоминается мозгом, и при необходимости вспомнить всю цепочку образов, достаточно вспомнить один из ключевых. В этом случае мозг выдаст на стимул весь запомнившийся в образах материал.

Прием наложения образов

Существует методика создания матрицы наложением образов. Создается связка, которая позволяется вспомнить слабые связи между стимулом и запоминаемой информацией. Такой мнемонический прием используется для изучения иностранных слов. В этом случае накладываются образы разных модальностей – визуальный и акустический.

Прием увеличения и уменьшения образов

Необходимо взять более сложный образ и поместить туда более простой. Сложный образ при необходимости можно уменьшить. Например, представить себе градусник, рассмотреть его детально: деления, цифры, ртутный столбик. Увеличиваем ртутный столбит и на него можно повесить ведро. Затем все мелкие детали свернуть обратно до нормальных размеров.

Прием трансформации образов

Воображаемые предметы можно также трансформировать. Утолщать, удлинять. Добавлять разные детали. Это необходимо для того, чтобы можно было использовать их повторно.

Создание искусственных ассоциаций

Соедините несколько разных образов в одну картинку, которую можно запомнить, как один элемент. Одновременно можно соединить от 3 до 5 образов вместе.

Естественные ассоциации

Естественные ассоциации создаются мозгом в повседневной жизни. Все объекты, которые мы видим в своем окружении уже создают между собой определенную связь. Обстановка хорошо изученной комнаты, или известный путь от дома на работу через парк может стать опорной ассоциацией к запоминанию нужной информации, нанизывая её на предметы обстановки. Чтобы воспроизвести данную информацию, необходимо вспомнить знакомую местность или комнату.

Символизация

Символизация – это метод для запоминания абстрактных слов, которые сложно представить визуально. Используйте известные символы:

  • символ мира — голубь;
  • символ смерти — череп;
  • и так далее.

Для создания символов можно прибегнуть к свободным ассоциациям. Далее можно использовать обобщенный образ (символ) для нанизывания более мелких и конкретных ассоциаций, увеличивая семантическое поле.

Запоминание числовой информации

Для этого заранее подготавливается готовая матрица образов. На которые будут соответствовать цифрам. К примеру:

  • 1 – карта;
  • 2 – стакан;
  • 3 – птица.

Но эффективнее использовать для обозначения цифр их графический образ и схожесть с другими предметами. Допустим:

  • 0 – можно обозначить как часы, глобус, которые имеют круглый контур напоминающий данную цифру.
  • 1 – свеча, карандаш, гвоздь;
  • 2 – лебедь, шахматный конь;
  • и так далее.

Эйдетика

От слова «эйдос» — образ. В основе этой методики запоминания лежит не только образное восприятие мира, как в детстве, но и присоединения психического материала. У ребенка больше развито любопытство и чувство удивление всему новому. Поэтому особо новая и интересная информация больше всего стимулирует нейронные связи.

События, которые сопровождаются чувством радости запоминаются наиболее ярко. Поэтому стремитесь, чтобы ваши ассоциации были как можно интереснее.

Целесообразно на основе запоминаемого материала (например цифр) придумать необычную историю, которая объединить все искусственные ассоциации вместе.

При запоминании иностранных слов попробуйте представить, какие ощущения у вас вызывает это слово. Звучание этого слово. Ребенок всю окружающую информацию запоминает эмоциями, внутренними ощущениями, а не логикой. Получения положительных эмоций от образов отражается и на химическом уровне высвобождением гормона удовольствия(эндорфина).Происходит закрепление материала в структуре мозга.

Свое воображение можно дополнить рисунком, нарисовав то, о чем говориться в стихотворении.

Сложные и длинные слова и цифры необходимо аналитически расчленять. Двухзначные цифры можно складывать, получая новое число – код для хранения в памяти числа. Например, чтобы запомнить иностранное слово spring можно его расчленить на sp – ring получается в слове «весна» имеется ещё и слово «кольцо». Для запоминания числа 315 можно получить новое число 3+1+5 = 9, таким образом необходимо уже запомнить не три числа, а одно.

В целом, использование мнемотехник первое время для вас будет некоторой дополнительной мыслительной работой, но это именно то, что нужно — в итоге вы будете формировать те мыслительные образы, которые сможете успешно запоминать. Со временем и с улучшением навыков, применение мнемотехник будет даваться просто, а результат будет более гарантированным. Как мы отмечали выше, залог успеха в регулярных тренировках. Тренируйтесь для достижения успеха.

При помощи простых приемов можно запомнить максимальное количество информации. На помощь для студентов, преподавателей и школьников придет мнемотехника.

При помощи упражнений и специальных методов можно за ночь выучить теорию по экзамену. Читайте, что такое мнемотехника для начинающих.

Это не волшебство и не наука. Мнемотехника – это сбор разных методов и приемов, помогающих усваивать и воспроизводить большое количество информации.

Такие способности пригодятся не только для учебы, но и профессиональным солдатам, шпионам.

Важно! По системе мнемотехники человек может запомнить точную последовательность из 100 карт.

Маленькие хитрости помогут повысить успеваемость школьников, студентов, стать менее забывчивым и рассеянным человеком.

У методики есть большие преимущества. После регулярного выполнения упражнений человек наделяется новыми качествами, повышается активность мозга.

Есть несколько причин приступить к выполнению упражнений прямо сейчас:

  • Использовать приемы можно любому человеку в разном возрасте: от 3 лет до 100.
  • Техника простая, разобраться в приемах легко.
  • Чем больше времени вы тратите на упражнения, тем быстрее развивается ваша мозговая активность.
  • Использовать приемы можно на практике.

Старайтесь выделить время для выполнения упражнений хотя бы 3 раза в неделю. Для ускорения процесса запоминания лучше занятия проводить ежедневно.

Время проведения зависит от возраста ученика: для детей дошкольного возраста достаточно 20-30 минут.

Способы запоминания для детей дошкольников

Маленькие дети, которые еще не ходят в школу, но уже активно разговаривают и хотят развиваться, запоминают все в игровой форме.

Выучить стихотворение для Деда Мороза можно за 5 минут, если сконцентрировать все внимание ребенка на занятии.

В педагогической практике необходимо к каждому ребенку найти индивидуальный подход.

Поэтому лучше заниматься с детьми по отдельности: старший сын – вечером, младший ребенок – днем.

С основными детскими приемами запоминания можно ознакомиться в таблице:

Способ Описание
Рифмы Именно поэтому маленькие дети с таким удовольствием любят учить стихи. Старайтесь с малышом разучивать разнообразные четверостишья, чтобы поднимать уровень его интеллекта
Поговорки Смешные скороговорки и народные изречения не только помогут развивать память, но и откроют новый смысл для ребенка, будут способствовать развитию дикции
Укрупнение Не обязательно запоминать мобильный телефон бабушки, произнося «двести тридцать пять тысяч восемьсот шестьдесят один».

Гораздо проще поставить везде маленькие дефисы и запомнить по частям: 23-58-61

Акронимы Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Эта фраза помогает детям запомнить цвета радуги по порядку.

У американских педагогов есть целый набор акронимов, которые они используют на занятиях

Визуализация При запоминании сложных предметов, стихотворений или букв, нужно задействовать дополнительно зрительную память. Ребенок усвоит информации на 25% больше
Система связи Эффективный метод, который поможет малышу запомнить список покупок или других предметов.

Каждый элемент должен находится в тесной связи со следующим. Если в магазине нужно купить сыр, масло, хлеб и колбасу, то ребенку стоит объяснить, что можно сделать из этих продуктов бутерброд.

Расскажите, как будете намазывать хлеб маслом, положите ломтик сыра и колбасу сверху. Таким образом, можно придумывать длинные истории для запоминания

Ребятам упражнения понравятся. Такие занятия являются хорошим и полезным детским развлечением.

Но не стоит затягивать уроки дольше, чем на 20-30 минут. Маленькие дошкольники еще не готовы к полноценному обучению.

Упражнения для развития памяти для школьников

Для детей старшего возраста, которые уже примерили на себя портфели, подойдут способы сложнее.

Для работы с ребенком понадобятся дополнительные атрибуты: картинки, фломастеры, карандаши и карточки. Сделать их легко самостоятельно из бумаги и картона.

Попробуйте несколько методов для улучшения памяти школьников:

  • Последовательный ряд. Постройте из пяти карточек цепочку. Оставьте с ребенком, пусть он запомнит цветную последовательность в течение 15 секунд.

    Через это время попросите ученика отвернуться, смешайте карты. Задача ребенка – повторить точную комбинацию.

  • Оценка ситуации. Для метода можно взять обычную детскую книгу с яркими картинками. Откройте страницу, где происходит действия.

    Дайте детям на изучение от 30 секунд. Попросите ученика рассказать подробности иллюстрации, задавайте вопросы, где находились важные и мелкие детали.

  • Фигурные запоминания. На 5-6 листах бумаги нарисуйте различные фигуры, отличий между картинками должно быть не более двух.

    Покажите изображение ребенку: он должен запомнить только одно, на которое вы укажите.

    После изучения попросите ученика закрыть глаза, перемешайте все рисунки. Задача: найти первоначальную иллюстрацию.

Важно! Чередуйте упражнения, рисуйте на новое занятие другие картинки. Каждый раз задание должно усложняться.

Методы и приемы техники для взрослых

Для взрослых уже поздно применять такие упражнения. Для лучшего запоминания можно проводить в домашних условиях простые тренировки.

Особенно такие способы помогают студентам на макроуровне запомнить большой объем информации.

Попробуйте следующие методы:

  • Ассоциации. Создавайте цепочки и непрерывные образы в голове, чтобы усвоить материал.
  • Идите от большего к частному или наоборот. Такой же прием, построенный на ассоциациях, но имеющий главное общее начало.
  • Созвучность. Как ни странно, но слово «фактор» можно запомнить по созвучному «трактор».

Важно! У каждого человека возникают собственные мысли. Метод, который подходит одному, совершенно не поможет другому.

Тренируйтесь, и уже через несколько месяцев результаты вас удивят.

Полезное видео

Мы живѐм в информационный век, поэтому интерес к мнемотехнике возрастает. Ею интересуются политики, которым необходимо часто выступать с длинными речами, артисты театра и кино, профессиональные музыканты, представители самых разных профессий, чья деятельность связана с запоминанием большого объѐма информации. Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания»), - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающий объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. В процессе реализации программы решаются несколько взаимосвязанных проблем: у дошкольников формируются процессы запечатления, сохранения и воспроизведения, того, что видят, слышат (памяти), интеллектуальные возможности, расширяется круг знаний об окружающем, активизируется словарный запас. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Дошкольники учатся самостоятельно кодировать информацию, занося ее в мнемодорожки и мнемотаблицы. Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность и в результате этого сама интеллектуализируется. Развивать память - значит, обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника. Практическая направленность программы:

Программа дополнительного образования «Мнемотехника в развитии дошкольников» направлена на развитие мышления и речи дошкольников с помощью использования мнемотехнических приемов. Программа рассчитана на детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста 3-7 лет. Сроки реализации программы: количество занятий в неделю – 1 (время проведения занятия соответствует нормам СанПин, федеральным государственным требованиям в соответствии с возрастной группой; 2 младшая группа максимум 15 мин, средняя группа – 20 минут, старшая группа – 25 мин, подготовительная к школе группа – 30 минут), количество занятий в год - 32 занятия. Цель программы: развитие памяти, мышления и речи дошкольников при обучении навыкам и приемам работы с мнемотехникой.

Задачи программы:

Развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, речи и др.;

Кодирование и перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы и наоборот;

Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;

Развитие навыков письменной речи. В основу блока «От сказки к сказке» программы (1 и 2 год обучения) легло методическое пособие О.А. Новицкой «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет» и методические рекомендации Т.Б. Полянской «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». Авторским вкладом является дополнение содержания программы пятью темами актуальными для изучения дошкольниками на основе русских народных сказок и 3 включение в занятия практической части по созданию мнемотаблиц, мнемодорожек и коллажей. Также авторским вкладом является разработка блока «Мнемотехник» для 3 и 4 годов обучения. Вклад в разработку этого блока составляет 75%. Так, блок 3 года обучения состоит из 9 тем. Из них 4 темы разработаны автором (кроме тем «Осень – золотое время года. Составление рассказов о времени года» «Зима», «Весна», и «Творческое рассказывание на заданную тему»). Блок 4 года обучения также состоит из 9 тем, 7 из которых являются авторской разработкой («Осень – золотое время года. Составление рассказов о времени года», «Творческое рассказывание на заданную тему»). В рамках разработанных автором тематических занятий дети учат стихи, составляют ребусы, загадки, кодируют пословицы, поговорки и скороговорки используя мнемотехнические приемы, составляют творческие рассказы и мнемотаблицы к ним, обучаются практическим приемам использования мнемотехники, четкой и правильной артикуляции звуков родного языка и разнообразным формам насыщенной самостоятельной, совместной и непосредственной образовательной деятельности. Некоторые занятия проводятся в нетрадиционной форме в виде сезонных праздников. Особенностью программы является использование особых форм работы с дошкольниками:

самостоятельное кодирование литературных произведений;

создание картотек в мнемодорожках и мнемотаблицах стихов, пословиц, скороговорок, загадок;

создание коллажей к буквам, сказкам и временам года;

использование психогимнастик и дидактических развивающих игр и упражнений

; ∙ кодирование слов и составление ребусов. По окончании реализации программы воспитанник должен: Иметь представление:

о способах кодирования информации литературных и авторских произведений;

о необходимости использования мнемотехнических приемов в повседневной жизни, для облегчения запоминания информации. Знать:

10-12 скороговорок и проговаривать их при ускоренном темпе речи;

8-10 пословиц, объясняя их смысл и составляя по ним творческие рассказы;

достаточное количество русских народных сказок;

8-10 стихотворений разных авторов о временах года, социальных явлениях (детском саде, школе и др). Уметь:

самостоятельно кодировать информацию, используя графические аналогии

; ∙ составлять мнемодорожки и мнемотаблицы, объединяя полученные пособия в картотеки;

прочитывать смысл зашифрованной загадки, предлагая правильный ответ;

расшифровывать ребусы без помощи взрослого, самостоятельно составлять ребусы;

пользоваться мнемотехническими приемами в повседневной жизни.

  1. Учебно-тематический план

Темы

Кол-во занятий

1 год реализации программы – 2 младшая группа Блок «От сказки к сказке»

«Аленушка и лиса»

«Петушок и бобовое зернышко»

« У страха глаза велики»

«Маша и медведь»

«Рукавичка»

«У солнышка в гостях»

«Заюшкина избушка»

«Коза-дереза»

«Теремок»

Итог:

2 год реализации программы – средняя группа Блок «От сказки к сказке»

«Лиса и кувшин»

«Мужик и медведь»

«Гуси лебеди»

«По щучьему веленью»

«Заяц хвоста»

«Лисичка сестричка и серый волк»

«Снегурочка»

«Смоляной бычок»

«Пузырь. соломинка и лапоть»

Итог:

3 год реализации программы – старшая группа Блок «Мнемотехник»

Осень – золотое время года. Составление рассказов о времени года

Заучивание стихов. Тема: «Детский сад. Детство»

Отгадывание загадок

Зима

Творческое рассказывание на заданную тему

Весна

По дорогам сказок

Заучивание пословиц и поговорок

Итог:

4 год реализации программы – подготовительная к школе группа Блок «Мнемотехник»

Осень – золотое время года. Заучивание стихов об осени.

«Пословицы и поговорки русского языка»

Творческое рассказывание на тему скороговорок

«Спряталась загадка»

«Ребусы, ребусы»

«Пословицы и поговорки русского языка».

«Скоро в школу – заучивание стихов о школе»

По секретным дорошкам»

Скоро лето

Итог:

Общее количество занятий:

  1. Уровни усвоения программы. Блок «От сказки к сказке» 1 год реализации программы

Младшая группа.

Низкий уровень

Не называет особенности времени года закодированные в таблице. Не называет ни одного признака диких и домашних животных закодированных в таблице, не понимает, что живой образ можно заменить геометрической фигурой. Затрудняется рассказать сказку опираясь на мнемотаблицу. Не узнает потешки и сказки по коллажам. Затрудняется провести аналогию между символом и образом Не выражает свои ощущения словами Не проявляет интереса к беседе воспитателя о русских народных сказках. При произношении воспитателем трехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука беспорядочно хлопает в ладоши (ловит звук), не называет ни одной буквы алфавита. Средний уровень

Узнает и называет 50% особенностей времен года и характерных признаков диких и домашних животных закодированных в таблице. Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете. Узнает, но затрудняется назвать и рассказать сказку или потешку, закодированную в таблице, не все символы в таблице преобразовывает в образ. Затрудняется замещать образы геометрическими фигурами. Затрудняется комментировать все предложенные ощущения. Рассматривает иллюстрации, узнает сказки, не проявляет желания рассказать сказку. При произношении воспитателем трехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук) после 3-4 раза произношения слова. Узнает и называет 3-4 буквы алфавита.

Высокий уровень

Узнает и называет все особенности времен года и все характерные признаки диких и домашних животных закодированные в таблице. Составляет последовательный пересказ сказки, узнает и называет название сказки закодированной в таблице. Преобразовывает символы в таблице в образы (люди изображены геометрическими фигурами, курица – ноги Куринные ит.д.). Умеет замещать образы геометрическими фигурами (медведь – коричневый круг, лиса – оранжевый треугольник и т.д.) Прикасаясь к тактильным дощечкам комментирует «колючая – похожа на ежика, пушистая – как зайчик и т.д.»6 Узнает и рассказывает знакомые потешки и сказки. Внимательно рассматривает иллюстрации, узнает сказки, помогает воспитателю составить рассказ по иллюстрации. При произношении воспитателем трехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук) после первого произношения слова. Узнает и называет 8-10 букв алфавита.

2 год реализации программы. Средняя группа.

Низкий уровень

Не называет особенности времени года закодированные в мнемотаблице. Затрудняется рассказать сказку, опираясь на мнемотаблицу. Не узнает сказку по мнемотаблице и коллажу. Затрудняется провести аналогию между символом и образом, не понимает, что живой образ можно заменить геометрической фигурой. Не проявляет интереса к беседе воспитателя о русских народных сказках. Ошибается при определении количества слогов в словах. Не образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. При произношении воспитателем четырехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука беспорядочно хлопает в ладоши (ловит звук). Узнает и называет 4 – 5 букв алфавита. Категорически отказывается от участия в инсценировки знакомой сказки. Не участвует в коллективном пересказе сказки. Не называет персонажей сказки на графическом рисунке. Не отвечает на поставленные вопросы. Не слушает ответы сверстников. Не определяет направления на листе бумаги.

Средний уровень

Узнает и называет 50% особенностей времени года закодированных в таблице. Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете. Узнает, но затрудняется назвать сказку, закодированную в таблице. Не все символы в таблице преобразовывает в образы, затрудняется замещать образы геометрическими фигурами. Узнает, но затрудняется рассказать сказку. Рассматривает иллюстрации, узнает сказку, не проявляет желания рассказать ее. Правильно определяет количество слогов только в двух слоговых и однослоговых словах, и определяет количество слогов цифрой. Образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом к любому предложенному существительному (одушевленным и неодушевленным) по 1 варианту. При произношении воспитателем четырехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук) после 2 – 3 раза произношения слова. Узнает и называет 10 - 12 букв алфавита. Не проявляет инициативу при выборе роли для инсценировки сказки, но от предложенных ролей не отказывается. Ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - .3 предложения, не соблюдая хронологический порядок событий сказки, или начиная сказку рассказывать сначала. Ошибается в определении 2-х направлений при ориентировке на листе бумаги. При помощи воспитателя называет персонажей сказки на графическом рисунке, после того как подбирает пару из изображенных на листе героев сказок. Ошибается при ответах на вопросы по содержанию произведения. Выкрикивает, перебивает сверстников, но отвечает правильно.

Высокий уровень

Узнает и называет все особенности времени года закодированные в таблице. Составляет последовательный пересказ сказки. Узнает и называет название сказки закодированной в таблице. Преобразовывает символы в таблице в образы. Умеет замещать образы геометрическими фигурами. Узнает и рассказывает знакомую сказку по коллажу. 7 Внимательно рассматривает иллюстрации, узнает сказки, помогает воспитателю составить рассказ по иллюстрации. Правильно определяет количество слогов в трех слоговых словах. Образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом к любому предложенному существительному (одушевленным и неодушевленным) по 2-3 варианта. При произношении воспитателем четырехбуквенных и более слов при интонационном выделении нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук) после первого произношения слова. Узнает и называет 15 –20 букв алфавита. Проявляет инициативу при выборе роли при инсценировке сказки. Ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - 3 предложения, соблюдая хронологический порядок событий сказки, продолжает пересказ сказки с момента, на котором закончил предыдущий ребенок. Безошибочно определяет центр листа, правую и левую стороны, верх и низ листа. Безошибочно называет персонажей сказки на графическом рисунке и подбирает пару из изображенных на листе героев сказок. Правильно отвечает на вопросы по содержанию прочитанного произведения. Не перебивает сверстников во время ответов на вопросы.

Блок «Мнемотехник» 3 год реализации программы.

Старшая группа.

Низкий уровень

Ребенок не называет особенности времени года, закодированные в таблице, затрудняется рассказать сказку, опираясь на мнемотаблицу и провести аналогию между символом и образом. Испытывает затруднения при пересказе произведения даже при помощи наводящих вопросов. Затрудняется работать с мнемотаблицами к загадкам Не способен закодировать информацию без помощи взрослого, не участвует в коллективном пересказе сказки. Узнает и называет до 10 букв алфавита. Не отгадывает ни одного элемента ребуса Составляет простое предложение, распространяя его только при наводящих вопросах. Затрудняется образовывать однокоренные слова. Затрудняется подбирать рифмы к словам.

Средний уровень

Узнает и называет 50% особенностей времени года закодированных в таблице, не все символы в таблице преобразовывает в образы. Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете. Прочитывает загадку, но затрудняется дать ответ Затрудняется пересказать текст литературного произведения после однократного знакомства с мнемотаблицей и текстом произведения, составляет распространенное согласованное предложение по мнемодорожке при помощи взрослого. Составляет мнемотаблицы при незначительной помощи взрослого Узнает и называет 15-20 букв алфавита. Не расшифровывает ребусы без помощи взрослого. Ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - 3 предложения, не соблюдая хронологический порядок событий сказки, или начиная сказку рассказывать сначала. Образовывает недостаточное количество однокоренных слов. Подбирает рифму к любому предложенному слову, но срифмованные слова не имеют смыслового значения.

Высокий уровень

Узнает и называет все особенности времени года закодированные в таблице 8 Составляет последовательный пересказ сказки Прочитывая смысл зашифрованной загадки, предлагает правильный ответ Преобразовывает символы в таблице в образы (люди изображены геометрическими фигурами, волк – зубы и т.д.) Пересказывает текст рассказа после однократного знакомства с мнемотаблицей и текстом произведения, ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - .3 предложения, соблюдая хронологический порядок событий сказки. Продолжает пересказ сказки с момента, на котором закончил предыдущий ребенок. Отгадывает элементы, но не составляет целое слово, при разгадывании ребусов. Самостоятельно составляет мнемотаблицы к коротким рассказам. Узнает и называет 20-30 букв алфавита. Составляет распространенное согласованное предложение по мнемодорожке без помощи взрослого, с удовольствием образовывает достаточное количество однокоренных слов. Подбирает рифму к любому предложенному слову, все срифмованные слова имеют смысл.

Блок «Мнемотехник» 4 год реализации программы.

Подготовительная к школе группа.

Низкий уровень

Дети не узнают и не проговаривают скороговорки по мнемотаблице, не называют пословицы при работе с картотекой, затрудняются работать с мнемотаблицами к загадкам. Не способны закодировать информацию заложенную в загадке в стихотворение без помощи взрослого. Не отгадывает ни одного элемента ребуса, не проявляет интереса к составлению ребусов.

Средний уровень

Проговаривают 3-4 скороговорок при ускоренном темпе речи, называют и понимают смысл 3-4 пословиц. Составляют мнемотаблицы и придумывает загадки при незначительной помощи взрослого, прочитывает загадку по мнемотаблице, но затрудняется дать ответ. Составляют мнемотаблицы к литературным произведения, при незначительной помощи взрослого. Проявляют интерес к составлению ребусов, но самостоятельно не предпринимают попытки составить ребус, отгадывают элементы, но не составляет целое слово.

Высокий уровень

Проговаривают 5-6 скороговорок при ускоренном темпе речи, называют и понимают смысл 5-6 пословиц. Прочитывая смысл зашифрованной загадки, предлагает правильный ответ Самостоятельно составляет мнемотаблицы к загадкам к стихам и другим литературным произведениям и проявляет желание самостоятельно придумывать загадки. Расшифровывает ребусы без помощи взрослого, проявляет попытки самостоятельно составлять ребусы.

Методическая часть программы

Методы и приёмы организации учебного процесса:

Чтение художественных произведений;

Проведение литературных бесед и викторин по знакомым произведениям;

Проведения конкурсов и вечеров чтецов стихов;

Разгадывание и составление ребусов;

Пересказы;

Рассматривание и анализ коллажей, мнемотаблиц, мнемодорожек;

Анализ прочитанных произведений;

Выполнения творческих заданий (создание мнемодорожек, коллажей, мнемотаблиц)

Игры на развитие речи, воображения, логического мышления;

И др

Режим занятий:

Программа «Мнемотехника в развитии дошкольников» рассчитана на 4 учебных года – всего 128 занятия. В неделю – 1 занятие время занятия соответствует возрастной группе согласно нормам СанПина.

Структура занятий:

Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Первая часть занятия отведена на изучение нового материала, знакомство со сказкой, литературным произведением, а вторая часть занятия практическая (составление коллажей, мнемотаблиц, мнемодорожек, выполнение творческих заданий, игры на развитие речи и мышления, подготовка к конкурсам и др.).

Учет работы по программе:

проводится путем ежемесячного ведения табеля посещения детей кружковой деятельности и предоставление отчета в методический кабинет ДОУ о проведенных кружковых занятиях. Также педагог в конце учебного года представляет творческий отчет о результатах реализации программы в виде презентации, игровой годовой диагностики. Разработанная программа может быть использована педагогами ДОУ, родителями для развития связной речи, ознакомления с окружающим, обучению правильному звукопроизношению, активизации словаря, обучению кодировать и перекодировать информацию, развитию памяти, мышления и воображения. Для подготовки детей к школьному обучению программа дополнительного образования «Мнемотехника в развитии дошкольников» ставит перед педагогом цель: выравнивание стартовых возможностей дошкольников в процессе развития устной и письменной речи, совершенствования умения владения пользоваться, моделями, пооперационными схемами, умением самостоятельно составлять мнемотаблицы. Данная программа имеет методическое сопровождение, которое включает: перспективные планы, диагностику и методику диагностики для детей младшего дошкольного возраста.