Развитие ребёнка в 8 месяцев. Кризисный период: что должен уметь ваш ребенок в восемь месяцев. Что малыш умеет

Восьмой месяц в жизни малыша знаменуется активным познанием окружающего мира, всё возрастающим любопытством, а также первыми проявлениями характера. Часто родители ощущают тревогу за собственное чадо, которое с каждым днём удивляет своими новыми навыками и постоянно проделывает различные манипуляции с доступными предметами. Ребёнок в 8 месяцев уже не ограничивается привычным режимом, состоящим не только из сна и кормления.

Показатели роста и веса

В первые полгода родители старательно следят за изменениями веса крохи. Это позволяет вовремя исправить недостатки питания. На 8 месяце жизни прибавки веса и роста не такие ощутимые, как раньше. Это связано с тем, что кроха перестаёт только спать и кушать, теперь он больше времени уделяет изучению окружающего мира и активным движениям.

На протяжении всего месяца малыш прибавляет в весе примерно полкилограмма, рост увеличивается не более чем на 2 см. Средние показатели веса составляют 8 – 9 кг, роста – 68 – 71 см.

Если ребёнок набрал чуть меньше или чуть больше, в этом нет ничего страшного, ведь многое зависит от индивидуальных особенностей.

Это же правило касается и появления первых зубиков. Как правило, к последним дням месяца на верхней и нижней челюстях уже красуется по парочке резцов. Если их нет – ничего страшного. Особенно это актуально для недоношенных деток, для которых характерно несколько запоздалое развитие.

Для развития ребенка в 8 месяцев очень важны физические и психические аспекты взросления.

На первом месте – активность

На данном этапе малыш очень много двигается, изучая пространство дома и все предметы, которые попадаются под руку. Но «хотеть», как известно, не значит «мочь». Несмотря на неуёмное желание познать все и сразу, кроху стоит несколько ограничивать в этом процессе с позиции безопасности. Он не должен «покорять вершины шкафов» или лететь головой вниз с дивана.

Итак, что умеет чадо? И мальчик, и девочка могут делать следующее.

  • Самостоятельно ложатся из сидячего положения, а затем снова садятся.
  • Некоторые малыши делают первые попытки вставать на ножки рядом с мебелью с помощью родительской руки или другой опоры.
  • Дети в 8 месяцев уже машут ручкой «пока-пока» или с удовольствием играют в «ладушки». Однако, если кроха никак не хочет проделывать это, принуждать не стоит.
  • Большая часть малышей в таком возрасте прекрасно ползает, умеет поворачиваться.
  • Именно в этом периоде происходит активное формирование мелкой моторики. Карапуз умеет поднимать небольшие предметы двумя пальчиками, перекладывать игрушки из одной руки в другую или бросать вещи на пол, внимательно следя за процессом.
  • Большинство деток в это время уже учатся самостоятельно употреблять питьё из чашки, откусывать и пережёвывать нетвёрдую пищу.
  • Многие малыши могут указывать пальчиком на интересующий их предмет, умеют снимать носочки с ног.
  • Кроха с большим увлечением изучает игрушки и доступные вещи, перекладывает их с места на место, трясёт или ударяет о различные поверхности.

Особенности психического развития

Развитие ребёнка в 8 мес. не перестаёт удивлять родителей. Малыши стараются активно общаться с взрослыми, используя для этого не только крик. Конечно, они ещё не разговаривают, но многое понимают. Постепенно детское лопотание обогащается новыми звуками, а затем и слогами. Рассмотрим основные умения детей, которые наблюдаются на данном этапе:

  • Речь становится всё более понятной ребёнку, поскольку он уже способен на выполнение простых просьб, к примеру, подать или поднять какой-либо предмет.
  • Карапуз внимательно слушает то, что говорят взрослые.
  • 8-мечячный ребёнок испытывает чувство страха от громких звуков. По этой причине не рекомендуется пользоваться шумной бытовой техникой рядом с малюткой.
  • Многие дети узнают себя на снимках, с удовольствием рассматривает собственное отражение в зеркале.
  • Кроха тянется к сверстникам, внимательно рассматривает их и старается «подружиться».
  • Развитие ребёнка в 8 месяцев знаменуется формированием такой черты характера, как целеустремлённость. Если малышу удаётся осуществить задуманное, он улыбается, если нет – огорчается. Для него важны похвалы и одобрение родителей.
  • В это время кроха понимает, что мамой и папой можно манипулировать. Необходимо учить ребёнка тому, что ему можно трогать или делать, а что нельзя. Это очень важно, поскольку установленные правила уберегут малыша от травм, а также не позволят ему нарушать интересы взрослых. Чадо понимает, что такое запрет, и даже может обидеться, однако, нельзя поддаваться и отменять запрещаемое.
  • Правильное развитие в 8 месяцев для ребенка очень важно. Оно, в частности, обязательно включает значительное улучшение зрения и слуха. Если глазки новорождённого изначально слегка косят, то постепенно этот недостаток исправляется. Формируется цветовое различение. Теперь малыш узнаёт предметы, независимо от того, как они располагаются: в перевёрнутом виде, фронтально либо в профиль. Хорошо различаются звуки, источник которых располагается на расстоянии нескольких метров.
  • Как правило, больше времени 8-ми месячный ребёнок проводит вместе с мамой, поэтому очень сильно привязан к ней, капризничает и начинает паниковать, оказавшись без неё в незнакомой комнате.

Способы проверки навыков крохи

Что может делать малыш? Чтобы узнать это, достаточно пройти простой тест, включающий следующие действия:

  • Когда кроха лежит, необходимо показать ему яркую игрушку, приглашая взять её. Малыш должен самостоятельно принять сидячее положение.
  • Если сидящего малыша в 8 месяцев накрыть кусочком ткани, он должен сам снять её с себя.
  • Когда кроха держит в ручке игрушку, дайте ему ещё одну. Ребёнок должен взять предмет свободной рукой.
  • Попросите чадо показать пару знакомых вещей. Малыш делает это пальчиком или просто переводит взгляд.
  • Если мальчик или девочка видят, как родители катают перед ним мячик или укачивают куколку, то начинают повторять увиденные действия.
  • Малыш должен уметь брать маленькие предметы двумя пальчиками: предложите ему взять небольшую игрушку или карандаш.
  • Кроха активно участвует в простейших играх: прятки, ладушки.
  • Попытайтесь забрать предмет, который держит ребёнок. При этом карапуз проявляет сопротивление, отталкивает руку родителей и притягивает к себе интересную вещь.
  • На фотографиях кроха узнаёт знакомые лица родственников, а также себя.

Какие особенности должны насторожить родителей?

Если чадо проходит не все условия теста, паниковать не стоит. Однако следует обратиться к специалисту при наличии следующих признаков:

  • Малыш не проявляет активности: не пытается ползать, вставать на ножки, не переворачивается и не пробует сесть.
  • Не старается взять игрушку из рук мамы или папы, не может держать её или перекладывать в другую ручку.
  • Не произносит никаких звуков.
  • Не может устоять даже при наличии надёжной опоры.
  • Не проявляет эмоций во время игр, прогулок, различных занятий.

Особенности кормления

Для ребенка 8 месяцев развитие и питание тесно связаны. Главенствующее место в детском меню занимает грудное молоко. Многие мамы заменяют два приёма пищи в день подходящим прикормом. Сразу после пробуждения, а также перед сном необходимо всё-таки кормить малыша грудью. В большинстве случаев он продолжает питаться 5 раз в сутки с интервалом в 4 – 4,5 часа.

В качестве прикорма необходимо использовать овощи и сезонные фрукты. Отлично подходят они для добавления в каши, а также для приготовления многокомпонентных пюре.

Всё будет зависеть только от индивидуальных предпочтений и желаний крохи. Важно знать о высокоаллергенной пище, которая противопоказана малышам. К разрешённым продуктам можно отнести следующие:

  • кукурузная крупа, гречка, рис;
  • из овощей: картофель, огурцы, морковка, капуста, кабачки, брокколи;
  • из фруктов и ягод: абрикосы, крыжовник, груши, зелёные яблоки, бананы, персики, белая черешня.

Ребёнок 8 месяцев не должен употреблять в пищу такие продукты:

  • помидоры;
  • шоколад;
  • ягоды красного цвета;
  • сладости;
  • копчёное и солёное;
  • цитрусовые.

Развитие и питание малыша тесно связаны между собой. Если прикорм вводится в режим кормления с полугода, то к началу 9-го месяца рацион станет уже довольно разнообразным.

Питание недоношенных карапузов будет несколько отличаться, в 6 месяцев их организм ещё не готов к прикорму, вводить его необходимо на месяц позднее. По этой причине малышу на данном этапе не стоит употреблять дополнительную пищу.

Какие игры подходят крохе?

Для нормального развития 8-месячного ребенка необходимо заполнять его досуг подходящими играми

  • Многих детей привлекают вещи, которыми пользуются родители, поэтому можно позволять им возиться с кастрюльками, контейнерами из пластика, ложками.
  • Делая простые движения перед малышом, приглашайте его повторить их. К примеру, хлопайте в ладоши. Затем повторяйте за малышом его движения. Этот простой развивающий приём не только разнообразит общение с ребёнком, но и расширит его физические способности.
  • Устройте с карапузом небольшой домашний концерт. Расставьте перед ним кастрюли и миски, дайте ложку или палочку и покажите, как можно «играть».
  • Совместно с крохой постройте пирамидку из игрушек или кубиков, а затем разрушьте её при помощи броска мячика.
  • Девочке в 8 месяцев можно предложить для игры куколку, показать, как её можно укачивать или «кормить».
  • Ближе к концу месяца кроха научится играть в мячик, перекатывая его с места на место.
  • Сегодня в продаже имеется немало интересных игрушек, помогающих как развивать, так и развлекать кроху.

Несмотря на то, что карапуз в восемь месяцев прекрасно ползает и проявляет активность, стоит почаще брать его на руки, поскольку это способствует нормальному развитию психики малыша. Важно правильно произносить слова, обращаясь к ребёнку, без сюсюканья и искажения слов. Необходимо позаботиться об умственном развитии крохи, чему способствуют разговоры и чтение сказок.

Каждый карапуз – это формирующаяся личность со своими особенностями и чертами характера, не стоит принуждать его делать то, чего ему не хочется.

Ребенку 8 месяцев: что умеет малыш, развивающие игры и упражнения.

Ребенку 8 месяцев: особенности развития ребенка в 8 месяцев, развивающие игры и упражнения.

Ребенку 8 месяцев: что важно знать о развитии малыша и что делать

Возраст 8 месяцев – один из определяющих в развитии ребенка. К концу месяца заканчивается целый период развития младенца (от 6 до 8 месяцев).

Из этой статьи Вы узнаете:

  • особенности социального развития ребенка,
  • особенности познавательно-речевого развития ребенка 8 месяцев,
  • особенности физического развития,
  • развивающие игры и упражнения для ребенка 8 месяцев,
  • что умеет малыш к концу месяца и к концу важного трехмесячного периода его развития.

Особенности социального раз вития ребенка в возрасте 8 месяцев

Одна из ведущих линий развития ребенка в 8 месяцев – социальное развитие, которое переходит в этот месяц на новый виток.

Первая особенность. Деловое общение. Малышу очень хочется узнать, что за предметы его окружают, что с ними можно делать, как их использует мама. Для него недостаточно просто ласки, он требует делового общения с близким взрослым и с интересными предметами. Малыш начинает подражать взрослым – готов взять в руки чашку и ложку, выполнить движения в потешках.

Вторая особенность – новое в общении со взрослыми. Ребенок в 8 месяцев хорошо чувствует отношение людей к себе. Ребенок уже понимает Ваше эмоциональное отношение к жизненной ситуации, в которой он сейчас находится. Если его ругают – он на это эмоционально реагирует. Никогда не ругайте его, оценивая личность целиком («Какой ты вредина!»), лучше скажите: «Я так не разрешаю делать» или «Ты такой замечательный. Я тебя так люблю. Но сейчас ты меня огорчил». Это относится не только к возрасту 8 месяцев, но и ко всем другим возрастам детей.

Нужно учесть, что в возрасте 8 месяцев малыш не может управлять своим поведением, руководствуясь требованиями взрослых или их запретами. Поэтому гораздо результативнее и проще переключить его на другое дело или другой предмет, чем запрещать.

Он начинает наблюдать и за другими детьми, за старшими сестрами и братьями.

К концу этого месяца развития ребенок начнет ориентироваться на оценку его действий, т.е. он повторяет одобряемое действие и прекращает неодобряемое действие. Он радуется поощрениям и сердится или обижается в ответ на порицание. Поэтому нужно быть особенно внимательным к тому, когда и как мы хвалим малыша и когда его порицаем. В возрасте 8 месяцев для ребенка очень важны совместные действия со взрослым, побуждающие малыша к подражанию взрослому – просьбы «дай», «покажи» и другие.

Третья особенность – эмоциональная привязанность к маме или другому близкому взрослому. Малыш очень нуждается в этом нежном возрасте в эмоционально положительных взаимоотношениях с мамой и в позитивном настрое в целом в семье. Ему нужно, чтобы при пробуждении с ним поговорили, назвали его по имени, прочитали потешку или спели песенку, погладили по головке, а может быть и потанцевали. Вместе с малышом утром можно уже здороваться с игрушками: «Здравствуй, зайка! Здравствуй, ляля!» Очень важно, чтобы при ребенке в семье не ругались и не выясняли отношения, малыш это чувствует.

Четвертая особенность. Малыш в этом возрасте более самостоятельный и многое уже может делать сам. В совместных играх с игрушками с ребенком 8 месяцев разумный взрослый не спешит всё сделать за ребенка, а даёт ему возможность попробовать самому. Если всё получается – нужно предоставить ему полную самостоятельность.

Но — очень важно, чтобы в игре был хороший результат и чтобы малыш уже в этом возрасте получил положительные впечатления от сотрудничества с людьми. Поэтому если у малыша не получается, то взрослый ему помогает.

В 8 месяцев Вы можете уже называть ребенку запреты, то есть говорить ему «нельзя» — в случаях опасных для жизни ребенка. Но запретов не должно быть много. Нам, взрослым, нужно позаботиться о том, чтобы малыш чувствовал себя в безопасности и о том, чтобы мы как можно реже что-то ему запрещали.

Игры для сенсорного развития и развития действий с предметами с ребенком 8 месяцев

Главная для малыша деятельность в 8 месяцев – это деятельность с предметами. Он может соединять и разъединять детальки, вкладывать и выкладывать их обратно и делать много других действий. Причем движения ребенка в 8 месяцев становятся более точными и четкими.

Для развития речи очень важно сопровождать все игры с предметами своей речью – комментировать происходящее, развивая понимание речи: «возьми», «покажи, где», «на», «дай», «собери игрушки».

Начиная с восьмого месяца жизни, в 8 месяцев и далее у ребенка в коре головного мозга начинает полностью функционировать отдел, регистрирующий и хранящий воспоминания. Поэтому он уже действует целенаправленно, воспроизводя свой опыт и добиваясь результата: мнет, просовывает и высовывает, вынимает, открывает и закрывает, нанизывает и снимает со стержня, бросает и поднимает, ударяет в барабан или бубен. Малыш любит много раз повторять одно и то же действие, что закономерно, ведь для него главное – это повторение чувственных впечатлений и желаемого результата.

Это нужно знать:

— С целью развития тактильной чувствительности очень полезно предлагать малышу развивающие игрушки разной фактуры (гладкие, шершавые, пушистые, мягкие, твердые, прохладные, теплые).

— В возрасте 8 месяцев уже пора учить малыша пинцетному захвату (большой и указательный пальчик схватывают предмет как пинцетик, пальчики смыкаются почти по всей длине) и щипковому захвату (смыкаются подушечки большого и указательного пальцев). Для этого давайте ребенку захватывать самые разные ленточки и шнурки, яркие нитки. А потом медленно, играя, вытягивайте их из ручек малыша –он будет стараться их ухватить и удержать пальчиками.

— Также малышу можно предлагать предметы разной величины для вкладывания их в коробку или в ведерко – малыш будет брать крупные предметы горстью, а мелкие – кончиками пальчиков, так как горстью их не возьмешь.

— Очень удобно использовать устойчивые бутылки и банки с узким горлышком – малыш вместе с Вами будет пальчиками вкладывать в них мелкие предметы, а затем пересыпать их в коробку. Всей ладошкой мелкий предмет в узкое горлышко не просунуть. Поэтому это хорошее упражнение для пинцетного и щипкового захвата мелких предметов.

Игра 1. «Коробка с игрушками». Разработана Л.Н. Павловой

Вам понадобится картонная коробка (примерный размер стороны — 40 см), ленточка и несколько мелких игрушек размером от 3 до 7 см.

Как сделать коробку для игры с ребенком:

— Сделайте на противоположных сторонах картонной коробки отверстия (например, слева на стенке коробки и справа на стенке коробки). Размер отверстий – 15 Х15 см.

— Все мелкие игрушки привяжите цепочкой на атласную ленту (зверюшки, колокольчик, шарик, кубик и т.д.) Ленту пропустите через отверстия в коробке и свяжите ее концы.

— У Вас получится гирлянда с игрушками, которая помещается в коробку и может выходить из нее (такую деталь в современных развивающих книжках для малышей часто называют «перетягивалка»).

Как играть с коробкой:

— Покажите малышу способ действия с коробкой: потяните за ленточку так, чтобы из коробки появилась игрушка, потом вторая, третья, четвертая, пятая. Дайте малышу поиграть с ними, потрогать, рассмотреть.

— Дайте малышу самому подействовать с коробкой, подтягивать ленту чтобы достать игрушки из коробки. Если не получается – помогите ему (можно использовать способ «рука в руке» — возьмите ручку ребенка в свою руку и действуйте вместе, потом уберите свою руку)

— Развяжите ленту и положите ее в коробку так, чтобы выглядывал только один конец. Потяните за конец (или пусть малыш сам это сделает). Дайте малышу вытащить все игрушки из коробки. Когда все игрушки будут вытянуты из коробки, покажите пустую коробку ребенку и скажите «Нет ничего! Пусто!»

Варианты игр: меняйте игрушки на ленте. Можно взять предметы одной формы, но из разных материалов (шарики вязаный, сшитый, пластмассовый, деревянный, меховой). Или взять одну форму, но разный цвет (колькольчики разных цветов, вязаные зверюшки разных цветов, кубики разных размеров и цветов). Для деталей ленты можно использовать части погремушек, которые Вы раньше давали малышу.

Игра 2. «Колечки»

Вам понадобится 5 колечек пирамидки (можно использовать одноцветную, но если такой нет- то берите разноцветные колечки). Не давайте в ходе игры стержень пирамидки ребенку — держите его в своих руках!

Как играть: наклоните к малышу стержень с кольцами пиримидки (очень важно чтобы стержень был наклонен к ребенку!) Попросите его снять колечки: «Машенька! Сними колечко!». Когда ребенок снимет все колечки, скажите ему: «Нет колечек. Машенька сняла все колечки!». Потом снова наденьте кольца на стержень. Малыши могут с удовольствием повторять одно и то же действие — снимать колечки. Дайте ему это сделать. Наполняйте стержень кольцами — и пусть он снова их снимает. Повторите несколько раз пока малышу интересно. Заканчивать игру с колечками нужно тогда, когда она еще интересна ребенку.

Так же можно играть с разноцветными бочонками или ведерками – вкладышами, мисочками или тарелочками (ставить их стопкой друг на друга и потом расставлять – разбирать обратно)

Игра 3. Пуговицы

Нашейте на наволочку пуговицы разных размеров, формы, цвета, фактуры (пуговицы должны быть пришиты очень прочно, чтобы обеспечить безопасность ребенка). Рассматривайте их с малышом, обязательно дайте малышу возможность погладить пуговицы (почувствовать разные фактуры), обвести их по контуру пальчиком (круглая пуговица или пуговица с уголками разные по тактильным ощущениям). Называйте цвет, размер пуговки (большая, маленькая), фактуру (гладкая, шероховатая). Да, малыш еще не говорит, но он слышит Вас и запоминает слова, выделяет из потока Вашей речи знакомые слова.

Аналогично можно сделать для рассматривания и обследования с ребенком гирлянды, нанизав на ленту разноцветные кубики из разных материалов и разной фактуры (в них надо проделать отверстия для нанизывания) или мелкие игрушки разной формы и размера.

Игра 4. «Вышел зайчик погулять» — Ширма

Сделайте простую ширму (накройте платком спинку стула или кроватки). Приготовьте игрушку – например, зайчика. Малыш сидит в кроватке, а Вы спрячьтесь за ширмой с игрушкой. Начните за ширмой читать стишок:

«Раз-два- три – четыре –пять. Вышел зайка погулять». Если у Вас другая игрушка- замените слова стишка: «Вышел мишка погулять» или «Вышла ляля погулять».

После чтения строчек покажите ребенку игрушку – зайчика над ширмой с ее края.

Малыш начнет ожидать появления игрушки то на одном конце ширмы, то на другом ее конце.

Игра 5. Высыпаем из пакета (вынимаем из ведра, коробки или другого предмета)

В этой игре мы научим ребенка переворачивать емкости и высыпать из них содержимое.

Возьмите чистый пакет из-под молока и положите в него мелкие игрушки. Подготовьте второй аналогичный пакет для малыша. Все используемые игрушки или предметы должны быть безопасными для ребенка. Возьмите пакет и быстро высыпьте из него игрушки: «Бах! Упали!». Пусть малыш тоже перевернет пакет и высыплет все игрушки: «Бух!Бух! Упали!».

Игра 6. Коробочка ощущений

Для ребенка 8 месяцев очень интересное занятие – перебирать лоскутки ткани разной фактуры и цвета, толщины. Положите в коробку лоскутки размером 10Х10 см разных тканей (вельвет, бархат, хлопок, фетр, трикотаж, шелк, шерсть, искусственный мех, искусственная кожа). Добавьте туда и квадратики других материалов – дерева, пластмассы, резины.

Игра 7. Знакомимся с чашкой. Автор – Ю.А. Разенкова

Посадите малыша на колени. Поставьте на стол небольшую чашку. Покажите ее малышу: «Вот какая чашка!» Поднесите чашку ко рту, делая вид, что Вы из нее пьете и говорите: «Пей, пей» (это слово будет потом понимать ребенок, когда услышит его в Вашей речи – поэтому важно сказать слово именно в этой форме). Почмокайте с удовольствием: «Ах, как вкусно!». Предложите чашку ребенку, сказав: «Пей».

Полезный совет: Чашка, из которой пьет малыш, должна быть легкой и небольшой. Наливаем туда совсем чуть-чуть – буквально 2 чайные ложки жидкости. Маленькая порция не испугает малыша, он не поперхнется и не обольется. Желательно, чтобы первая чашка малыша была с двумя ручками (если Вы найдете такую).

Когда Вы кормите малыша ложкой, то в другую ручку давайте ему ложку или корочку хлеба.

Поиграйте с куклой в комление. Положите на игрушечную тарелочку настоящие кусочки хлеба, банана, вареного овоща. Рядом положите ложку. Посадите за стол куклу и «покормите» ее – покажите малышу, как это сделать. Потом дайте ложку малышу и пусть он «покормит лялю».

Игра 8. «Сними шапку»

Натяните на ребенка шапку так, чтобы она налезла немного на глаза. Попросите его стянуть шапку – «Сними шапочку. Вот умница!»

Игра 9. «Туннель для машинки»

Вам понадобится упаковка из-под чипсов (цилиндр) или любой другой «туннель» — цилиндр, сделанный из подручных материалов. Привяжите игрушечную машинку к тесьме, пропустите тесьму через отверстие в дне цилиндра и свяжите концы (получится кольцо).

Потяните за тесьму, и из туннеля «выедет» машинка. Потяните еще – она спрячется. Покажите малышу, как играть с этой игрушкой. Следите за тем, чтобы он тянул тесьму двумя или тремя пальчиками (покажите, как это делается, а при необходимости держите ручку малыша в своей руке). Радуйтесь, когда машинка появляется: «Вот приехала машинка. Би-би!». А когда она исчезает, говорите: «Нет машинки, нет би-би. Уехала».

Речевое развитие ребенка 8 месяцев. Развитие лепета

Что нужно знать родителям о лепете ребенка

Ребенок в 8 месяцев активно лепечет, в его репертуаре появляются новые звуки и слоги. Он понимает свое имя, может найти предмет («Где…?»). В лепете ребенка 8 месяцев повторяются целые цепочки звуков (ба-ба-ба). Постепенно в лепете начинают комбинироваться разные звуки. Чаще всего в лепете встречаются звуки губные (п, пь, б, бь, м, мь), язычно – средненебные (кь, гь), язычно – задненёбные (г, к), гласные а, е.

Наблюдайте за лепетом ребенка. Самое главное, что нужно запомнить и понимать – то, что лепет ребенка должен усложняться и обогащаться. И не сравнивайте своего малыша с другими, главное для Вас – динамика лепета своего ребенка, а не количество звуков на сегодня в сравнении с соседским малышом.

Лепеча, малыш играет со звуками, он повторяет слоги с разной интонацией, он может лепетать и один, и в присутствии мамы. Очень важно, чтобы мама «поддержала» малыша в его лепете, повторяя за ним его слоги. Возможно, малыш повторит слоги и за Вами. Возникнет перекличка.

Это очень важная игра звуков для своевременного и полноценного развития речи. Чаще всего малыш в таких перекличках повторяет те слоги, которые мама выделит голосом, например, протянет гласную или скажет интонационно выразительно. В перекличках нужно находиться лицом к лицу с ребенком и так, чтобы его ничто от Вас не отвлекало. Если Вы ранее никогда не перекликались с малышом, попробуйте начать с простых гласных, повторив за ребенком. Например, потяните: «Ааа» с какой-либо интонацией (вопросительной, восклицательной). Попросите малыша: «Скажи и ты ааа».

Обычно же в этом возрасте уже можно играть с ребенком в переклички слогами. Не добивайтесь от малыша результата – просто играйте, повторяйте слоги сначала за ним. Потом вводите новые звукосочетания сами и говорите их малышу, «отвечая» ему. И потом настанет момент, когда малыш повторит за Вами.

Научные исследования говорят нам о том, что лепет возникает в одно и то же время у здоровых детей всех народов, независимо от национальности, социальных условий проживания семьи. Т.е. лепет – это определенный уровень созревания организма. Лепет есть и у детей с нарушениями слуха, но он далее не развивается у таких деток.

Нужно понимать, что даже если в лепете ребенок в 8 месяцев повторяет слоги типа бабаба или мамама – это еще не слова, это только лепет, так как в этом возрасте еще нет связи между цепочкой слогов и значением слов. Эта связь – звучания слов и их значения – начнет формироваться позже. В 8 месяцев даже если Вы будете стимулировать ребенка повторять звукосочетания, он с удовольствием продемонстрирует свои достижения папе, бабушке или дедушке, назвав их… мамамама! 🙂

К концу месяца у малыша возникнет новый вид лепета – он называется «словесный» или «модулированный» лепет . Это лепет со сложными комбинациями звуков, например: «гласный – согласный – гласный» (аба, ата и другие варианты). А к концу первого года жизни из такого словесного лепета появятся первые такие долгожданные слова ребенка.

Тревожные признаки, связанные с лепетом ребенка 8 месяцев, на которые нужно обратить внимание:

Первое. У глухих деток лепет появляется в те же сроки, что и у обычных детей. Но далее малыш лепечет всё меньше и меньше, не наблюдается усложнения лепета. О чем это говорит? Если это наблюдается у Вашего малыша – нужно показаться врачу. Возможно, тревоги будут напрасными, но лучше перестраховаться, чем недостраховаться. А еще это говорит о том, что для развития лепета очень важно, чтобы ребенок слышал обращенную к нему речь взрослого человека. Иначе лепет затухает.

Второе. Если у ребенка в 8 месяцев нет лепета, а лепет появился только после 10 месяцев – то это свидетельствует о возможном риске в будущем проблем в плане развития речи. Такое явление часто наблюдается у деток с алалией, дислексией, а также у аутистов. Надо наблюдать за малышом и консультироваться со специалистами.

Третье – когда надо обратиться к врачу:

  • Если у ребенка нет в лепете сочетаний согласный – гласный, а ребенку уже 8 месяцев,
  • Если Вам просто нечего повторять за ребенком 8 месяцев в перекличках, так как он говорит только отдельные похожие на гласные звуки,
  • Если нет динамики в развитии лепета ребенка (в норме малыш переходит последовательно от этапа к этапу. Сначала: слоги типа ба. Потом – цепочки слогов, например, бабаба, гагага, дадада, дидиди, титити, татата. Затем — к разнообразным цепочкам лепета – бапуменидя, и в конце концов к лепетным словам – дядя, деда, тетя)
  • Если ребенок начал лепетать и перестал,
  • Если ребенок никогда не повторяет за Вами никаких звуков и звукосочетаний.

Как развивать речь малыша: рассматривание картинок

В 8 месяцев уже можно с малышом рассматривать картинки, и это очень полезно. Можно показывать ребенку не только отдельные картинки, но и картинки в книжках – реалистичные, яркие, без отвлекающих деталей, в понятном ракурсе. Конечно, малыш будет пробовать картинки даже на вкус, мять, сжимать, т.к. он еще не понимает ценности книги. Для него книга или картинка – это обычный предмет, который обязательно надо обследовать со всех сторон. Со временем это пройдет.

Рассматривая книжки и картинки, называйте то, что Вы видите: «Это мячик. Это чашка. Это котик мяу-мяу». Не надо «дрессировать» малыша, уча его как в школе: «Где мячик? Нет, это не мячик. Покажи, где мячик», и не надо от него ничего требовать. Наступит минута, когда он сам Вам «выдаст» всё то, что умеет. А пока пусть смотрит картинки с удовольствием и радостью. Поощряйте все попытки рассмотреть книжки и интерес к ним. Если ребенок ошибается при рассматривании картинок – например, Вы попросили показать лялю (то есть куклу), а он показал мишку, то скажите: «Ты показал мишку. А вот ляля», не повторяя ошибки. Поясню на примере.

Неправильный вариант: «Это не ляля. Ты неправильно показал. Вот ляля. А это был мишка. Покажи, где ляля» — малыш запутается в Ваших репликах, в которых употребляется то одно, то другое слово.

Правильный вариант: «Это мишка. А это ляля» (указательные жесты на картинки) — всё четко, понятно, без излишних слов, причем – это важно – с интонацией одобрения действий ребенка!

Рассматривая картинки и книжки, называйте, как говорят животные: «Это лягушка. Она говорит: ква-ква. Это мышка, она пищит: пи-пи-пи».

Помните, что главное – это Ваша радость от общения с малышом, а не достижение Вами запланированных результатов. Без радости не будет результатов! Мы не можем форсировать события и добиваться от ребенка, чтобы он именно сегодня сказал определенный слог. Придет время – и скажет обязательно. Если же ругать, что он делает неправильно – то только отобьем всякое желание заниматься с картинками и книжками.

Как развивать речь по ходу обычной жизни: комментирование

Очень важно разговаривать с малышом, комментируя свои действия и его действия, но при этом говорить медленно, не спеша, четко: «Дай мне ручку, давай оденемся. Где твоя ручка?». Как нужно комментировать:

— Обязательно делайте паузы, чтобы мог получиться диалог – и чтобы малыш мог ответить Вам жестом, улыбкой или звуками и слогами.

— Ребенку в 8 месяцев нужно еще время чтобы отреагировать на Вашу реплику. Дайте ему время для ответа.

— Вредно как и полное молчание, так и речь как постоянный шум – фон для жизни малыша. Нужно найти золотую середину.

— Привлекая внимание малыша, называйте предметы, людей, действия, свойства и качества. Это основа для дальнейшего развития речи ребенка.

— Знайте, что Вас никогда не заменить никакое так называемое «развивающее видео» или «развивающее аудио» 0+. Слова малыш усваивает только в реальном жизненном общении с близким взрослым, в котором он действует с предметами. Из видео, то есть из речи чужого дяди или тети, сопровождающейся мельканием картинок на экране, слова не усваиваются. Это уже доказано и в отечественных и в зарубежных исследованиях.

Игры с ребенком 8 месяцев для развития речи

Игра 1 «Где?»

Привлеките внимание малыша, назвав его по имени и начав с ним говорить. Можете разыграть, как будто Вы потеряли малыша и вдруг нашли: «Вот наша Анечка! Вот она – наша деточка!».

Поднесите малыша к зеркалу и спросите: «Где мама? Вот мама! А где Анечка? Вот Аня!» (рукой дотрагиваемся сначала до себя, потом до ребенка). Говорите медленно, интонационно выразительно, делайте паузы, тараторить с малышами нельзя.

Потом найдите знакомые предметы в комнате: «Где ляля (кукла)? Где машинка би-би?»

Затем покажите новую игрушку и назовите ее облегченным словом: «Это часики тик-так» (сначала говорим обычное слово, затем звукоподражание). Звукоподражания подбирайте такие, чтобы ребенок мог их произнести в своей лепетной речи.

Игра 2 «Где мой носик?»

Возьмите малыша на ручки и подойдите к зеркалу. Начните говорить стишок и дотрагивайтесь до носа, щек, ушек, ротика, шеи и так далее по тексту: «Носик, носик, где ты, носик? Ротик, ротик! Где ты, ротик? Ушки, ушки, где вы, ушки?» И дальше импровизируем продолжение, перечисляя разные части тела.

Игра 3. «Прыгаем и говорим».

Вам понадобится большой гимнастический мяч. Если мяча нет, то можно прыгать и на диване.

Сядьте на гимнастический мяч, ребенка посадите на колени, обнимите его. Начинайте ритмично подпрыгивать, в ритм произнося разные слоги: «Да-да-да. Та-та-та! Ду-ду-ду, ма-ма-ма. Тпру-тпру-тпру! Му-му-му. Так-так-так. Вот-вот-вот. Гоп-гоп-гоп». Подходят и песенки или потешки с повторяющимися слогами. После каждой фразы делайте паузу, чтобы малыш смог Вам ответить. Играйте с удовольствием – это не школьное упражнение, а веселое общение!

Игра 4. «Поем слоги».

Возьмите любую звучащую игрушку – например, погремушку. Одну возьмите себе, одну дайте малышу. Напевайте любую любимую Вами мелодию народной или детской песенки и ритмично гремите погремушкой. Сначала спойте песню с обычными словами. Спрячьте погремушку за спину: «Ой, где погремушка? Нет погремушки! Где она? Вот она!».

Затем повторите игру с погремушкой, но песню пойте на один и тот же слог. Выберите тот слог, который уже может произнести Ваш малыш (например, пойте мелодию на «мамама» или на «папапа»). Такой песенкой мы стимулируем малыша к произнесению лепетных звуков и их подпеванию. Игра разработана Ю.А. Разенковой

Особенности физического развития ребенка 8 месяцев

Что нужно знать родителям о физическом развитии младенца в 8 месяцев

Обычно ребенок 8 месяцев живет примерно по такому режиму (хотя все детки очень индивидуальны): 2 часа бодрствует, 2 часа спит, ночью спит 10-11 часов, кормление – 5 раз в день. Конечно, это очень приблизительная схема.

Самое важное движение для ребенка в физическом развитии в возрасте 8 месяцев – это ползание. Очень вредно, если ребенок, не ползая, сразу же начинает ходить (это бывает, если малышу не разрешают ползать).

Во время ползания создаются благоприятные условия для развития мышечной массы, развиваются симметричные движения крупных мышечных групп тела, формируются мышцы спины и брюшного пресса.

Если ребенок не ползал, а сразу же начал ходить, то он не готов удерживать тело в вертикальном положении. В результате – ассиметричные нагрузки на суставно – связочный аппарат и предпосылки к нарушению осанки. Создайте все условия, чтобы Ваш малыш в 8 месяцев активно ползал!

И не спешите со стоянием, не торопитесь – идите за своим малышом, присматриваясь именно к его особенностям в развитии.

Самое важное, что нужно уяснить в плане физического развития ребенка в 8 месяцев: Для ребенка наиболее важно и ценно овладеть моторными функциями (то есть движениями с изменением положения тела в пространстве), и лишь затем – статическими (то есть удержание тела в одном положении в пространстве). Поэтому для малыша важнее научиться садиться и вставать, а не научиться долго неподвижно стоять на месте.

Когда ребенок начинает ползать, что такое «правильное» и «неправильное» ползание ребенка, какие упражнения готовят ребенка к ползанию читайте в цикле статей:

  • комплекс развивающих упражнений гимнастики для самых маленьких.
  • для детей с особенностями в развитии и задержкой физического развития.

Более подробно о том, как малыш учится сидеть и какие физические упражнения развивают умение присаживаться и чувство равновесия — в статье

Игры для физического развития ребенка в 8 месяцев

Упражнение 1 «Доползи до погремушки»: стимулируем к ползанию.

Встаньте на расстоянии от ребенка в 1.5-2 метра, покажите погремушку, позвучите ей: «Вот как погремушка звенит: динь – динь- динь –динь. Анечка, послушай. Ползи к ней». Малыш подползает к погремушке и берет ее в руки, играет с ней, рассматривает. Затем взрослый берет погремушку и отходит в другой конец комнаты и снова предлагает ребенку подползти к ней. Игра повторяется 3-4 раза.

В игре можно использовать не погремушку, а любую другую игрушку, которая будет интересная малышу.

Упражнение 2 «Достань игрушку». В этой игре мы побуждаем малыша вставать и стоять, держась за барьер.

Положите на барьер (барьер манежа или детской кроватки) яркую игрушку, привлеките к ней внимание малыша. Ребенок, держать за перекладины кроватки или манежа, встает и берет игрушку.

Упражнение 3: учимся переступать, держась за барьер

Малыш стоит, держась за барьер. Отойдите на небольшое расстояние и покажите игрушку, позовите малыша: «Ванечка, иди, возьми». Малыш, держась за барьер, делает несколько шажков – переступает ножками, передвигаясь к игрушке. Начинайте с минимального расстояния. Когда малыш уже уверенно будет переступать – расстояние увеличивайте. Каждый раз показывайте что-то новое, что привлечет ребенка.

Упражнение 4 «Догони мяч». Развиваем ползание.

Поиграйте с малышом с мячом, предлагая его догнать. Когда малыш догонит мячик (он ползет рядом с ним), предложите малышу самому оттолкнуть мячик и догнать его.

Упражнение 5. «Прятки». Стимулируем ползание.

Покажите малышу игрушку, назовите ее, привлеките внимание к игрушке, а затем спрячьте игрушку под платочком. «Где мишка?» Снимите платочек: «Вот мишка».

Затем уберите игрушку на расстояние примерно 2 метра от малыша и снова накройте платочком: «Где мишка? Анечка, найди мишку». Малыш ползет к игрушке, поднимает платочек и находит ее. Похвалите малыша: «Вот умница! Нашла мишку!».

Упражнение 6. «Догонялки» — развиваем умение ползать.

Имитируйте погоню: «Догоню-догоню-догоню Машеньку. Догоню!», побуждая малыша ползти быстрее. Догнав ребенка, возьмите его на ручки, обнимите, поцелуйте и подбросьте вверх (сделайте то, что так любит Ваш малыш). А потом повторите веселую игру в догонялки.

Что может ребенок 8 месяцев к концу месяца (то есть к девяти месяцам):

  1. после показа действий взрослым проталкивать предмет через отверстие в коробку,
  2. долго сам заниматься с игрушками – вынимать, выкладывать и вкладывать детали, используя пальцевой захват,
  3. снять предмет со стержня или с опоры (снять колечки со стержня, которые наклонен к ребенку и находится в горизонтальной плоскости, снять крупные шары — бусины с ленточки, которая находится в горизонтальной плоскости),
  4. разъединять предмет на части (вытащить грибки из деревянной панели, вытащить деревянный втулки из отверстий в игрушке),
  5. снимать крышки с коробок,
  6. держать в обеих руках по игрушке (Причем если появляется третья игрушка, то ребенок выпускает из рук одну из игрушек и берет в эту ручку новую)
  7. действовать с предметами в зависимости от их свойств и качеств: катать шарики, вынимать мелкие предметы из коробки, заглядывать в дырочку в колечке и так далее,
  8. эмоционально реагировать в соответствии с ситуацией порицания или одобрения, обижаться в случае резкого тона взрослых в речи, адресованной ему,
  9. скучать по любимому взрослому и добиваться его внимания к себе (выбрасывать игрушки, хныкать чтобы привлечь внимание и т.д.),
  10. в случае неудачных попыток что-то сделать переживать или даже плакать,
  11. легко вступать в контакт с близкими взрослыми, проявлять негативные реакции при навязывании общения незнакомым взрослым,
  12. стягивать с головы шапочку,
  13. проявлять самые разные эмоции: радость, грусть, обида, интерес, удовольствие и другие,
  14. на вопрос «где» находить в комнате уже знакомые предметы (даже если они находятся в непривычном месте),
  15. понимать слова «дай», «вставай», «на», «ложись», «иди», «да», «нет», «бах – упал» и другие, которые Вы используете в общении с ребенком,
  16. понимать назначение предметов – ложки, чашки, тарелки и других, которые Вы часто используете с малышом,
  17. подражать взрослому слогами, которые уже есть в его лепете,
  18. выполнять просьбы взрослого – заученные движения: «Ладушки», «До свидания», «Дай ручку», «Ку-ку»
  19. громко и активно лепетать в периоды бодрствования, повторять звуки с разной интонацией, вслед за мамой повторять звукосочетания,
  20. пить из чашки, которую держит в руках взрослый,
  21. есть кусочек (например, хлеба, печенья, банана, вареного овоща), который сам держит в руке,
  22. самостоятельно садиться и ложиться; вставать, держась за барьер; активно ползать; переступать (именно переступать, а не ходить), держась за опору или при поддержке за обе руки; вставать на колени у опоры и удерживаться в таком положении;
  23. бросать предметы с замахом,
  24. различать свое имя и имена близких людей (например, имя сестры или брата),
  25. опускать голову по направлению к звуку, источник которого находится ниже уровня его глаз (например, колокольчик),
  26. искать взглядом спрятанную у него на глазах игрушку,
  27. слушать тихие звуки (например, прислушиваться к тиканью часов), улавливать знакомую мелодию.

Желаю Вам радости общения с Вашими малышами! Наверняка, Вы придумаете свои игры и затеи для развития ребенка. Очень буду рада, если статья Вам помогла.

Буду благодарна за комментарии и отзывы:). До новых встреч на «Родной тропинке!

Когда на свет появляется малыш, он ничего не умеет и находится на полном обеспечении у своих родителей. С каждым месяцем малыш развивается: он начинает реагировать на голоса, изучать окружающий мир, играть с погремушками.


Когда на свет появляется малыш, он ничего не умеет и находится на полном обеспечении у своих родителей. С каждым месяцем малыш развивается: он начинает реагировать на голоса, изучать окружающий мир, играть с погремушками.

Считают, что в течение года ребенок преодолевает три этапа в развитии до достижения годовалого возраста. Первый - в три месяца: малыш держит уверенно голову, распознает голоса родителей. Второй ключевой рубеж он преодолевает в полгода: его можно присаживать, вводится различный прикорм. И наконец, к году дети начинают пытаться ходить самостоятельно, вырастает большая часть зубов.

Такой подход к воспитанию ошибочен : необходимо отслеживать развитие ребенка ежемесячно, чтобы избежать в будущем последствий. Давайте рассмотрим поведение восьмимесячного малыша: сколько и как он должен питаться, особенности физиологического и психологического развития и многое другое. Одни дети более быстро осваиваются в новом мире, другие немного запаздывают, поэтому если Ваш малыш в каких-то моментах не соответствует календарю, это не страшно.

Физиологические особенности развития

К восьмому месяцу у ребенка уже вырастает от четырех до шести зубов : в некоторых случаях происходит отставание развитие ребенка по этому признаку. Наличие кальция в каждом организме индивидуально, поэтому количество зубов может колебаться.

Детский сон в совокупности по-прежнему остается в районе 15 часов : временные промежутки активного состояния становятся дольше, ребенок начинает спать больше ночью. Днем ребенка советуют укладывать 2 раза для двух-трех часового сна, остальное время, порядка 9-11 часов, приходится на ночь.




Показатели веса и роста детей весьма индивидуальны, на восьмом месяце жизни наблюдается снижение набираемой массы . Это связано с повышением активности, затратой энергии. Обращаем внимание, что обязательно хоть небольшое набирание массы тела, но если малыш теряет граммы, следует обратиться к педиатру. Ориентировочно, средний вес составляет 8-8,5 кг . Более подробную информацию можно увидеть в таблице.

Позвоночник и кости ребенка к этому возрасту уже окрепли, и малыш может пытаться вставать на ноги или колени. Взрослой должен помогать малышу, показывая какие действия ему необходимо совершать, чтобы принять желаемое положение.

Психологические аспекты развития ребенка на восьмом месяце жизни

Психология, в отличие от физиологического развития, малышей в основном схожа в возрасте восьми месяцев. Малыши познают мир, они дают ответную реакцию, узнают своих родителей и близких.

Восьмой месяц жизни ребенка может стать испытанием на прочность нервов мамы и папы. Он начинает манипулировать криками и капризами , если родители не найдут «золотую середину» в общении с ребенком, он может вырасти с истеричным характером. Важно последовательно и спокойно объяснять малышу, что можно, а что нельзя. Все опасные вещи лучше убрать от глаз ребенка, чтобы не искушать его. Если же он тянется к запретному предмету, старайтесь говорить ему «Нет» и отводите малыша или убирайте запретную вещь. Вскоре он научится понимать отрицательную реакцию родителей.


В этом возрасте формируются первые страхи : ребенок мгновенно выделяет незнакомого ему человека и может заплакать и испугаться. Со временем, при правильной реакции родителей, этот страх пройдет, и малыш будет дружелюбно реагировать на гостей.

Линия поведения родителей должно быть одинаковой : нельзя, чтобы мать что-то запрещала, а отец, наоборот, разрешал. В восемь месяцев, хотя ребенок еще толком не разговаривает и передвигается с трудом, его характер уже начинает формироваться.

Что умеет ребенок?

С полугода детей начинают присаживать, если они не сделали это ранее самостоятельно. В восемь месяцев малыши, находясь уже устойчиво сидячем положении, могут двигать руками : трясут игрушками, хватают близлежащие предметы. Он пользуется как левой, так и правой рукой в равной степени. Предпочтение движений только одной рукой не дает заключения, что это его окончательный выбор.


Малыши начинают ползать, некоторые уже способны передвигаться по всей квартире. Особо активные дети пытаются вставать на ноги, причем обратный процесс – опуститься на попу – дается им тяжелее. Поэтому зачастую ночью может раздаваться детский крик: встав, малыш не знает, как ему опуститься обратно, в кроватку.

Ребенка можно учить ходить : аккуратно придерживая сначала за две, затем за одну руку. Не следует торопить малыша, шаги он должен делать самостоятельно, необходимо просто создавать опору.

Восьмой месяц ознаменовывается формированием пространственного восприятия: он начинает принимать решения в сложных для себя ситуациях: останавливаться на крае кровати или дивана, замирать, если пролетает муха.

Ребенок начинает произносить различные звуки, невнятные слова . Напевайте малышу простые песенки, состоящие из отдельных слогов, рассказывайте скороговорки. Детским разумом хорошо усваиваются песни на военную тему, они ритмичные, и их легко повторять.

Питание и составление меню



Количество кормлений сокращается до 5-6 раз в сутки с четырёхчасовыми промежутками. Это время оптимально для отучения малыша от грудного вскармливания : следует ограничивать ночные кормления. То же самое и касается детей, питающихся молочной смесью. В 8 месяцев мать должна постепенно уходить от ночных кормлений. Для ускорения и облегчения этого процесса существуют следующие рекомендации :

За два часа до сна покормить ребенка сначала кашей, а затем, после приема вечерней ванны - привычной порцией молока или смеси;
- В течение дня малыш должен получать большую часть суточного объема пищи;
- Замена водой или несладким чаем ночных кормлений.


У восьмимесячного ребенка уже есть зубы, пищеварительная система практически сформирована, поэтому в прикорм вводятся печенье, макаронные изделия, мясо и филе рыбы. Доля молока в рационе не должна превышать 30% от суточного объема потребляемой пищи.

Разнообразить овощные пюре можно с помощью петрушки, укропа, салата. Специи отложите до тех, пока ребенок не подрастет. Порции пюре из фруктов увеличивают до 100 г в день. Старайтесь готовить самостоятельно всю еду для ребенка.

Гигиенические процедуры

Ежедневные гигиенические процедуры включают принятие ванны перед сном, частое мытье рук в течение дня, а также подмывание интимных мест после акта дефекации. В этом возрасте маленькие детки активно изучают окружающую обстановку, трогает не только свои игрушки, но и вещи, принадлежащие родителям. Кроме этого малыши ползают по полу, собирая мелкие частицы пыли. Затем они начинают лезть руками в рот, поэтому их следует мыть с мылом хотя бы раз-два в час.

Кроме личной гигиены ребенка необходимо производить ежедневную влажную уборку, мыть с хозяйственным мылом два раза в день все пластмассовые предметы. Если есть плюшевые и мягкие игрушки, их также следует периодически стирать.

Вечерние ванны можно превратить в праздник для ребенка, включив различные игры. Одной из самых простых является пускание пузырей: если карапуз начинает капризничать в ванной, его внимание можно отвлечь разноцветными шарами.

В возрасте восьми месяцев ребенка приучают к горшку : этот процесс занимает не один день. Родителям следует запастись терпением и каждодневно присаживать ребенка на его туалет. Можно включать струю воды и сопровождать характерными звуками и словами. Так ребенку легче будет выражать свои желания в более позднем возрасте.


Прогулки на улице полезны для малышей любого возраста: ребенок восьми месяцев нуждается в большом объеме кислорода, это время усиленно развиваются клетки мозга. Кроме этого, дети начинают рассматривать окружающие предметы, поэтому гуляя с ребенком, поясняйте ему, где находятся машины, дома, цветы. Гулять следует утром и вечером.

Игры

В этом возрасте дети сами просят поиграть с ними, пока вербально : выбрасывают игрушки из кроватки или манежа, подползая и протягивая к вам ручки.


Ребенку можно предложить следующие развлечения :

Игра в «Ку-ку»;
- применение интерактивных плакатов и игрушек;
- игра с мячом;
- складывание пластмассовой пирамидки сначала совместными усилиями с родителями, затем карапуз начнет играть самостоятельно;
- уделяйте время на развитие мелкой моторики, приобретите малышу игрушки из дерева (например, цепочку из шариков, квадратиков, сердечек);
- игра в кубики с нарисованными фруктами, овощами, предметами и буквами;
- при покупке игрушек выбирайте предметы без мелких частей, которые может оторвать ребенок;
- с ребенком можно поиграть и без дополнительных атрибутов; посадите малыша на колени, трогайте поочередно его и себя за нос, ушки, лобик, обязательно проговаривая все слова;
- находясь в поликлинике, можно сыграть в интересную игру, которая сократит ожидание в очереди; на своих пальцах нарисуйте разные рожицы - разноцветными фломастерами, и, поочередно сгибая каждый, показывайте своему карапузу;
- тренируйте память малыша, показывая ему цифры и буквы и проговаривая их вслух.


Восьмимесячный человек требует большого внимания, несмотря на это, вы можете заниматься своими делами, находясь с ним в комнате. Пусть малыш учится проводить время самостоятельно, но в то же время он должен ощущать одиночество.

Умственные способности, мышление человека в большей части формируются до года после рождения. Поэтому каждый месяц нужно вводить новые развивающие игры, проводить легкий ежедневный массаж пальчиков ручек и ножек малыша, развивая мелкую моторику. В восемь месяц к ребенку можно начинать относиться как к взрослому человеку: разговаривать, показывать и пояснять, как пользоваться различными предметами.

В восемь месяцев ребёнок еще маленький, но его активности в этот период можно позавидовать. Малыш уже многому успел научиться и приобрел самые важные навыки для своего дальнейшего развития в окружающем мире. Но он еще не настолько самостоятелен и требует особого внимания от своих родителей, которые хорошо должны знать, что должен уметь ребенок в 8 месяцев.

Физиология восьмимесячного малыша

Мальчик физически развивается всегда быстрее девочки, а вот девочка — интеллектуально. Так заложено природой, но есть определенные общие показатели для всех детей восьми месяцев.


Дети в восемь месяцев становятся настоящими исследователями, поэтому их интересует все, что они видят перед собой. Родителям рекомендуется быть максимально бдительными и внимательными, находиться всегда рядом с малышом. Пора позаботиться о безопасности ребенка и убрать все предметы, которые представляют опасность для него:

  • острые столовые приборы;
  • розетки, провода, рабочие инструменты;
  • бытовая техника;
  • предметы канцелярии;
  • мелкие детали игрушек и другие предметы.

Особое внимание нужно обратить на мебель, находящуюся в доме, она должна быть устойчивой. Острые углы мебели нужно покрыть мягкими уголками.

Ребенок, родившийся ранее срока, в восемь месяцев только учится сидеть и ползать, но при этом его психическое развитие ничем не отличается от ребенка, рожденного в срок.

Психическое развитие ребенка

Восемь месяцев – это начало первого возрастного кризиса. Время, когда родители понимают, что чадо становится более самостоятельным и кое-что может делать, поэтому между матерью и ребенком появляется некая отдаленность. Дитя, привыкшее к тому, что мать всегда рядом, не может смириться с тем, что она может отойти на пару минут или передать его в руки отцу или другим членам семьи. Для некоторых детей это тяжелая психологическая ситуация, поэтому малыш начинает паниковать, отказывается идти к кому-либо на руки, хочет быть только с мамой. Важно, чтобы в этот период родители не пытались перебороть ребенка, иначе в его психике навсегда будет заложен страх одиночества.

Так как физическая активность вашего малыша значительно увеличилась, то ему необходимо большее количество времени на восстановление сил. Сон в ночное время становится более продолжительным, а в дневное время — стабильнее. Ночью продолжительность сна ребенка может достигать 11 часов, днем ребенок спит меньше, но два раза в день. Суточная сумма часов, в которые ребенок должен спать, не может быть менее 14 часов, это база для нормального развития ребенка. У мамы появляется возможность самой восстановить свои силы и хорошо выспаться, а также успеть сделать все домашние дела. В этот период режим дня становится предсказуемым и стабильным.

Настало время, для того чтобы малыш приобрел полезные и очень важные навыки. В возрасте восьми месяцев ребенок старается все повторять за своими родителями, поэтому родителям нужно проводить время с ребенком эффективно. Можно начать работу над более серьезными навыками:

  • научить хлопать в ладоши;
  • кушать ложечкой;
  • пить из кружки с помощью родителей и самостоятельно пользоваться бутылочкой для питья;
  • научить надевать и снимать шапочку.

В восемь месяцев у ребенка начинает развиваться речь, он очень хорошо понимает речь взрослых. Он понимает и различает интонации, отличает просьбы от простого разговора, поэтому родители могут просить помощи у ребенка в сборе игрушек, приучая его к порядку. Также может указывать на необходимую игрушку по просьбе родителей или показывать на картинках и озвучивать животных, которые ему знакомы.

Реакция малыша на запреты в этот период может сопровождаться так называемыми «капризами», но это ошибочное мнение. У маленького человека начался процесс формирования потребностей, желаний, о которых он еще пока не может сказать родителям, потому что не имеет полноценного навыка речи. Если малыш отреагировал на ответ возмущением, слезами, это значит, что процесс развития проходит должным образом. Родителям важно определить грани и не применять строгих мер, чтобы устранить «капризы». Нужно разобраться, чего хочет ребенок, говорить с ним и спрашивать, он обязательно даст родителям ответ в форме положительных эмоций. Для родителей и ребенка это будет интересной игрой, которая обеспечит нормальные и дружелюбные отношения, основанные на понимании и доверии.

Моторика рук ребенка также начинает свое активное развитие. В основном она зависит от психологических процессов, отвечающих за логическое мышление. Когда ребенок берет одну игрушку, а следом вторую, и они находятся у него в обеих руках — видя перед собой третью игрушку, правильным решением ребенка будет положить одну, освободить руку и взять ею третью игрушку.

Первым особым и важным занятием малыша может стать перебирание мелких предметов, перекладывание их из одной коробочки в другую. Вы можете наблюдать, как ваша кроха может просидеть за этим нелегким, но таким интересным для него занятием более 15 минут, а после истечения некоторого времени вернуться вновь к нему. Это полезное времяпровождение, так как в ходе этого занятия у ребенка развивается моторика рук: для него еще очень сложно ухватывать маленькие предметы пальцами, но он старается, и у него это получается. Так же тренируются усидчивость, целеустремленность и внимание. Когда ребенок занят этим важным делом, маме следует находится рядом и следить, чтобы ребенок не пытался попробовать на вкус эти маленькие предметы.

Развитие речи

Речевое развитие малыша в 8 месяцев основано на повторении элементарных звуков и слов, которые произносят родители. Речевые игры с ребенком должны становиться более частыми и сопровождать общение до того времени, когда он научится правильно произносить все речевые звуки и полностью излагать свои мысли, желания.

Развивающие речь занятия и игры могут длиться целый день, для родителей это будет вовсе не сложно. Это не совсем те занятия, которые имеют свои сроки или определенные рамки, это простое живое общение с ребенком. В ходе этого занятия родителям рекомендуется комментировать все, что они делают, видят сами, и показывать это малышу. Главное — прекратить «сюсюкать» с ребенком.

В ходе общения с малышом в формате «сюсюканья» он слышит слова с искаженными звуками, которые откладываются в его памяти. Родители являются самым главным примером для своих детей, поэтому ребенок будет всегда повторять за ними звуки и слова так, как они их говорят. В год или в два дети могут неправильно произносить такие звуки: [с], [з], [ф], [ч], [ж], [р], [ш], [щ]. Скорее всего, все они будут звучать, как шепелявый [с], а звук [р] будет заменен на нечеткий [л], даже если родители разговаривают, соблюдая все нормы произношения. Так происходит потому, что речевой аппарат у малыша еще не развит, он физически не может его использовать так, чтобы произносить буквы правильно. Но слушая правильное произношение, ребенок быстрее приобретет умение правильного говорения.

Ребёнок 8 месяцев очень любит повторения тех сказок или рассказов родителей, которые ему понравились. Иногда, родителям приходиться по несколько раз перечитывать одни и те же сказки, повторять одни и те же стихотворения или рассказы. Задача родителей — не лениться и читать для своих детей, особенно тогда, когда им этого хочется. Родителям же на помощь придут книги, которые в наше время рассчитаны для детей самого разного возраста. Лучше всего выбирать книги в стихах для малышей, так как именно они привлекают большее внимание малыша за счет их мелодичности и ритмичности. Дети быстро запоминают маленькие стихи, и это очень важно, так как начинается развитие памяти, воображения и фантазии.

Что могут родители

Важно понимать: все то, что умеет ребенок в 8 месяцев, и то, что закладывают родители, — это фундаментальная база на всю жизнь для пока маленького человечка. В восемь месяцев ребенок становится настоящим исследователем этого мира, и родители обязаны ему в этом помогать. Большое количество внимания, терпения и сил нужно для воспитания и развития детей.

Теперь вы знаете, что является нормой для 8-месячного ребенка, и если вы заметили явные отклонения в развитии своего ребенка:

  • не садится;
  • не повторяет за вами звуки;
  • не откликается на свое имя;
  • не берет предложенные родителем игрушки (смотрит, словно ничего не происходит);
  • не удерживает в руках взятые игрушки;
  • не соответствует статистическим параметрам тела;
  • не проявляет эмоции;
  • отказывается принимать пищу или ест совсем мало,

тогда необходимым станет визит к детскому врачу, который поможет родителям обеспечить ребенку нормальное развитие, что в дальнейшем уменьшит риски более глобальных проблем со здоровьем малыша.

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Поведение 8-месячного малыша становится более разнообразным: усложняются игры, повышается двигательная активность, в его речи появляется множество звуков, усиливаются эмоции. Анализируя развитие своего младенца, многие родители задумываются: что должен уметь ребенок в 8 месяцев? Все дети индивидуальны, однако есть общие показатели, в соответствии с которыми развивается большинство здоровых малышей.

Восьмимесячный ребенок уже уверенно сидит, ему удобно играть в таком положении

Физические навыки

Большинство 8-месячных малышей уверенно сидят. Теперь они не опираются на ручки, а совершают ими множество различных действий: берут лежащие рядом игрушки, трясут их, тащат в рот, кидают. При этом грудничок одинаково хорошо использует правую и левую руки. Ребенок замечает изменения в окружающем мире: пытается вернуть в первоначальное положение перевернутый предмет, ищет спрятанную у него на глазах игрушку.

Активность 8-месячного малыша резко возрастает. Многие дети в этом возрасте хорошо ползают, переворачиваются со спины на живот и в стороны, подтягиваются из сидячего положения. У некоторых малышей получается самостоятельно подняться на ножки, удерживаясь, например, за спинку кроватки. Незрелая нервная система младенца не успевает за его физическим развитием, поэтому даже во сне ребенок будет пытаться ползти, садиться, подниматься. Родителям следует набраться терпения, чтобы в этот сложный период помочь малышу нормализовать сон. Потребуется чаще вставать к ребенку ночью, успокаивать его и возвращать в кроватку.

Ребенок в 8 месяцев активно включается в игру со взрослым. Он прячется под платком и находит маму, радуется, когда папа катает машинку, пытается бросать мяч. При этом малыш может быть занят двумя делами одновременно. Если его отвлечь от игры, он через некоторое время вновь вернется к своему занятию.


В этом возрасте малыш уже настороженно относится к незнакомца и пытается спрятаться от пугающих его явлений

Психическое развитие

В этот период происходит большой скачок в эмоциональном развитии младенца. Теперь он способен распознавать настроение окружающих и даже подражать ему. Например, видя, что старшая сестренка плачет, 8-месячная малышка тоже может заплакать. Грудничок способен делить с вами радость, грусть, сопереживать и сочувствовать. Однако плохое настроение малыша можно легко сменить на хорошее, переключив его внимание на новый объект.

В этом возрасте появляются новые страхи. Больше всего младенец боится расставания с мамой: он не отпускает ее от себя ни на минуту, желая, чтобы мама постоянно находилась в поле его зрения. Большинство малышей настораживаются в присутствии незнакомых людей. Не настаивайте на знакомстве, но и не настраивайте ребенка против посторонних. Некоторые дети в 8 месяцев начинают бояться пылесоса, стиральной машинки, соковыжималки. Познакомьте ребенка с каждым видом бытовой техники, доступно объясняя, для чего она предназначена.

Даже во время игры малыш прислушивается к речи находящихся рядом людей. Он понимает знакомые слова, пытается взглядом отыскать предметы, когда их называют. Ребенок в 8 месяцев очень любит, когда с ним разговаривают, читают ему или поют. Он начинает подражать речи взрослого, регулярно добавляя в свой лепет новые слоги. В этот период родители могут услышать первые подобия слов, в которые малыш вкладывает конкретный смысл. Например, проголодавшись, он может говорить «ма-ма-ма», желая, чтобы папа поиграл с ним, звать «па-па-па». В речи 8-месячного ребенка можно услышать все звуки родного языка.


Восьмимесячный малыш уже хорошо умеет ползать, причем как вперед, так и назад

Достижения малыша к 8 месяцам

Сравнивая то, что должен уметь ребенок в 8 месяцев, с навыками вашего малыша, не расстраивайтесь, если он в чем-то отстает. Каждый младенец уникален и развивается по-своему. Если ваш малыш появился на свет раньше срока, оценивая его достижения, ориентируйтесь на дату, в которую он должен был родиться. Нормально развивающийся здоровый ребенок к концу 8 месяцев должен:

  • самостоятельно садиться и ложиться (на спину, на живот);
  • хорошо ползать вперед и назад;
  • ползти, удерживая в одной руке предмет;
  • вставать, придерживаясь за опору;
  • держась ручками за барьер, переступать боком;
  • играя, подражать действиям взрослых;
  • выполнять различные действия с игрушками: катать мяч, нанизывать кольца, качать куклу;
  • поднимать мелкие предметы двумя пальчиками;
  • понимать вопрос «где?», поворачивая голову в сторону названного предмета;
  • узнавать себя на фотографиях и в зеркале;
  • с помощью взрослого играть в «ладушки», «сороку», «прятки»;
  • возвращаться к прерванному занятию;
  • пить из кружки, придерживая ее ручками;
  • танцевать под веселую музыку;
  • по просьбе протягивать ручку, поднимать голову;
  • откусывать и жевать мягкую пищу;
  • не сопротивляться при высаживании на горшок;
  • узнавать маму, папу, другого близкого человека среди взрослых;
  • помнить, во что играл несколько дней назад;
  • сильно бояться расставания с матерью;
  • произносить звуки и слоги, подражая взрослому.


Если вашему малышу 8 месяцев, обязательно читайте ему книжки, особенно стихи — их детки любят за ритмичность и напевность

Как помочь правильному развитию ребенка?

Малышам любого возраста не обойтись без помощи мамы и папы. Чтобы физическое и психическое развитие младенца было правильным, уделяйте крохе много внимания, регулярно занимаясь и общаясь с ним. Если в поведении вашего ребенка что-то кажется вам странным, не стесняйтесь обращаться к детскому врачу.

  1. Ежедневно делайте грудничку массаж и проводите с ним гимнастику. Чтобы научить малыша хорошо держать равновесие на ножках, иногда используйте ходунки. Но помните, что в таком приспособлении ребенок может находиться не более часа в день, а 1 упражнение должно длиться до 15 минут, иначе неокрепший позвоночник будет испытывать большую нагрузку.
  2. Малыш в 8 месяцев копирует многие движения взрослого, поэтому показывайте ему как можно больше действий: надевайте и снимайте обувь, завязывайте шнурки, взмахивайте руками, стройте пирамидку, бейте в барабан, заводите музыкальную шкатулку.
  3. Если грудничок не спешит ползать, простимулируйте этот важный навык. Во время купания поместите ребенка в ванну вниз животиком и начните постепенно заполнять ее водой. Из-за поднимающегося уровня воды малыш поднимется на коленки и локти. Внимательно следите, чтобы ребенок не захлебнулся.
  4. Чтобы развить навык откусывания и жевания, давайте грудничку небольшие кусочки фруктов, овощей, печенья. Это необходимо делать в том случае, если ваш малыш имеет 4 зуба или больше.
  5. Постоянно пополняйте словарный запас ребенка, называя всевозможные предметы и действия. Комментируйте все, что делаете во время игры, уборки, прогулки, купания.
  6. Ребенку в 8 месяцев нужны разнообразные книги. Обеспечьте его детскими изданиями с крупными понятными картинками, по которым он будет учиться новым словам. Для малыша в этом возрасте очень важны стихи. Дети любят ежедневно слушать привычные для них строчки.

Активность подрастающего ребенка увеличивается с каждым днем, а значит, родителям необходимо следить за безопасностью его перемещений. Проверьте все ящики и шкафы, до которых может добраться непоседа: они не должны содержать опасных или ценных вещей. Бьющиеся, острые предметы, лекарства, документы, деньги держите на самых высоких полках. Помните, что малыш может быстро научиться забираться вверх и открывать различные замочки.