«Маленькое зло». Психологи раскрыли причины детской жестокости. Жестокий ребенок: что делать? Что делать ребенок жестокий

Жестокость в современном мире – обычное явление. Вот почему вокруг то и дело вспыхивают мелкие конфликты и крупные войны. Более того, кажется, что жестокость сегодня пропагандируют. Только посмотрите, сколько фильмов, компьютерных игр и даже мультфильмов, в которых отображены драки, убийства. Их персонажи причиняют друг другу боль, и это приносит им удовольствие. Так сами взрослые создают модель поведения, которую копирует младшее поколение, а потом беспокоятся о том, как это явление искоренить.

Детская жесткость не совсем такая, как взрослая. У взрослых она развивается на почве личностных отношений, влияния каких-либо внешних факторов. Иногда ее причины очень серьезные, но частенько достаточно даже пустяка. Детская жестокость нередко вызвана тем, что так «модно», можно показать, что ты «лидер». Многие подростки просто копируют поведение своих сверстников, даже не задумываясь о последствиях. Если ребенок попадает в круг жестоких товарищей, он становится таким же, чтобы не стать лишним в этой компании. Когда ребенок привыкает быть жестоким, обратить этот процесс очень тяжело.

Многие авторы поднимали проблему детской жестокости, поэтому в литературе не тяжело найти примеры этого явления. Как только я ознакомился с темой сочинения, сразу вспомнил произведение В. Железникова «Чучело». Главная героиня Лена – шестиклассница. Девочку нельзя назвать красивой: высокая, худая, с длинным «до ушей» ртом. Лена жила в небольшом городке с дедом. Как-то внучка вернулась домой в слезах и сказала, что хочет навсегда уехать из этого городка. Оказалось, Лена стала объектом жестоких издевательств одноклассников.

Девочка никогда не имела друзей среди одноклассников, а один случай и вовсе усугубил ситуацию. Ленка стала невольной свидетельницей разговора классной руководительницы и одноклассника, а потом стала изгоем в классе. Девочку прозвали Чучелом, за ней гонялись, чтобы побить. Даже те одноклассники, которые жалели девочку, не пытались ее защитить, так как знали, что такая же жестокость обрушиться на них самих.

Этот пример показывает, как дети могут становиться жестокими только лишь из-за того, что так поступают их сверстники.

В этом же произведении есть еще один пример детской жестокости. Ребята решили насобирать денег на экскурсию по Москве. Для этого они подрабатывали там, где была возможность. Один из одноклассников, Валька решил заработать деньги отводя животных на живодерню. Мальчишка не задумывался, насколько жестоко поступает с беззащитными братьями меньшими.

Валька – доказательство того, что ради легкой наживы дети могут пойти на очень жестокие поступки. При этом они даже не задумываются, что причиняют кому-либо боль.

Можно сделать вывод, что детская жестокость – это бесчеловечное поведение детей, часто не имеющее серьезных оснований.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

По дисциплине

Теория социальной работы

Детская жестокость как социальная проблема

Выполнила:

Студентка 3 курса

Специальность:

Мартынова Н.В.

Руководитель:

К. ф. н. доц. Типтюк В.С.

Серпухов 2011 г

Введение

Заключение

Введение

Актуальность данной темы высока, фактически каждый день мы видим какие разборки и убийства происходят в школе. Сразу возникает мысль: «Ведь это только несформировавшиеся до конца личность, а что же будет дальше?»

Предметом данной работы является - жестокость.

Объектом являются жестокие (девиантные) дети. Как проблема социальной работы (криминальные, жестокие действия). Цель настоящей работы - дать по возможности полную характеристику жестокости в подростковом возрасте.

Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

Дать определение понятия «жестокости»

Рассмотреть и дать критический анализ основным теориям и концепциям человеческой агрессии.

Жестокость - человеческое чувство не знающее жалости, сожаления, сочувствия.

Жестокость - физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи.

В современном мире она везде, по крайней мере мы так считаем, но мы бы никогда не подумали, что она может поселиться или так выразиться завестись в детях самых непорочных и святых существах,как нам кажется но к сожалению нет. Я готова вас разочаровать она теперь и в них. Она проявляется со всех сторон как это возможно. Они издеваются над животными, взрослыми, такими же, как они. Всегда баялась этот возраст 8-17 лет самый непредсказуемый и не понятный мне возраст, когда они доказывают себе, но главное окружающим что они сами по себе самостоятельны. Доказывают они это на самой жестокой манере, показывая, что они никого и никогда не бояться. Самое страшное когда они доказывая, задевают, и влияют на отношение родителей - это самое страшное и беспощадное.

Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав. О специфике детского поведения заговорили после романов Диккенса - сначала в плоскости литературы, причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми, несчастными. А используя научный подход психологию детского возраста стали серьезно изучать в основном после работ 3.Фрейда, доказавшего влияние событий, происшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека.

Довольно быстро стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и жестокость им присуща в полной мере. Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской жестокости являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и специалистам (воспитателям, работниками социальной защиты). Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная жестокость - от жалоб, до прямых оскорблений и физических мер («Ты - уродина», «Ну и дурак ты!», «Сейчас как дам больно!»). У многих детей отмечаются случаи физической жестокости - как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое жестокое поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.

1. Понятие, сущность и причины детской жестокости

Проблема жестокости одна из самых значительных проблем в социальной работе. Впервые годы жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и принятия. В этот период, больше, чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения. Проявления жестокости являются одним из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей.

Многое зависит от реакции взрослых: они могут мгновенно выполнять все требования родного чада (особенно тревожные и неуверенные в себе мамы и бабушки), а могут и не обращать на него внимания. Интересно, что обе эти дороги приведут к одному результату - ребенок вырастет чрезвычайно агрессивным.Необходимо учитывать все многообразие подходов к интерпретации термина «жестокость».

Наиболее распространенными являются определения:

3. насильственные, захватнические действия;

4. реакция на стресс, вызванная угрозой;

5. акт, который принимает разные формы, но его цель состоит в нанесении ущерба индивиду или тому, что отождествляется с ним;

6. любой вид поведения, приносящий вред другому, любое действие, имеющее цель нанесения вреда другому;

7. индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на уничтожение другого человека или группы людей;

8. реакция на возбуждение, направленный на достижение различных целей.

Особенности жестоких детей:

1. Жертвами агрессии становятся близкие люди - родные, друзья и пр. Это своего рода феномен "самоотрицания", поскольку такие действия направлены на разрыв кровных связей - жизненной основы существования человека.

2. Далеко не все жестокие дети воспитываются в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятельных и заботливых родителей.

3. Жестокость часто возникает без реального повода.

Жестокое поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации. Дети учатся жесткому поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения жестоких действий, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети жестоки и непослушны.

Для семей, из которых выходят жестокие дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает жестокость его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую жестокость в жизненный стиль личности. Но таких людей в дальнейшем практически не возможно исправить. Хотя в сфере социальной помощи делается все возможное, но об этом в следующей главе подробнее.

На становление жестокого поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к жестокому и агрессивному поведению. Подростки получают сведения об жестокости также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя жестоко и вульгарно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Жестокие дети могут найти друзей среди других таких же, как они сверстников. Кроме общества и семьи существует множество причин детской жестокости об этом в следующем пункте.

1.2 Детская жесткость и ее причины

У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления жестокости: целенаправленная жестокость и враждебная. Первая - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление жестокости как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.

особенности, провоцирующих жестокое поведение детей, обычно выделяют:

Недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

Сниженный уровень саморегуляции;

Неразвитость игровой деятельности;

Сниженную самооценку;

Нарушения в отношениях со сверстниками.

Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев жестокое действия детей дошкольного возраста (особенно совсем маленьких) имеют недеструктивный инструментальный или реактивный характер. Проявления жестокого поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда жестокость используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, - после чего действия прекращаются.

Основными причинами проявлений детской жестокости являются:

Стремление привлечь к себе внимание сверстников;

Стремление получить желанный результат;

Стремление быть главным;

Защита и месть;

Желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Получить самоудовлетворение от жестокого обращения

Главный источник детской жестокости - это Интернет.

Американские педиатры выявили взаимосвязь между пропагандой насилия в СМИ и жестоким поведением среди подростков. Как показало исследование, результаты которого опубликованы в журнале Pediatrics, школьники, увлекающиеся жестокими видеоиграми и откровенно сексуальными телевизионными шоу, в высшей степени склонны к агрессии, пишет The New York Times со ссылкой на Reuters.

Причём наиболее серьёзное влияние на психику ребёнка оказывают жестокие видеоролики, распространённые в Интернете. Естественно предположить, что чем больше различных СМИ, пропагандирующих жестокость, доступны ребёнку, тем более он агрессивен. Тем не менее влияние ТВ-шоу, фильмов, музыки, интернет-мультиков и компьютерных игр оказалось гораздо слабее влияния интернет-роликов, изображающих насилие со стороны реальных людей. Всфере социальной защиты с тревогой ожидают в ближайшие годы настоящего всплеска детской жестокости.

Влияние телевизора на жестокое поведение.

В связи с предложением о том, что современное телевидение играет существенную роль в формировании агрессивного поведения, было проведено небольшое исследование с целью выявления зависимости жестокого поведения от воздействия телевидения.

Из предложенных телевизионных развлечений предпочтение отдает художественным фильмам и немного музыки. Наибольшей популярность среди художественных фильмов пользуется комедия. Считают, что на них телевидение практически не влияет. Но даже у отдыхающего, перед экраном телевизора в течение 4-х часов, зрителя можно вызвать очень сильное раздражение.

Итак, на основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что телевидение, хоть и не существенно, влияет на жестокое поведение нашего телезрителя, а если выразиться точнее может стимулировать его, вызывая сильное раздражение.

Причины жестокости - семья.

Выполнить неприятное задание, тем энергичнее может сопротивляться ребенок. Сопротивление ребенка может со временем войти у него в привычная роль.

Родители не обеспечивают надлежащего воспитания:

1. Не устанавливают правил поведения детей дома.

2. Не следят за местонахождением детей.

3. Не применяют соответствующих воспитательных мер.

4. Не пытаются разрешать возникающие проблемы и кризисные ситуации с помощью компромиссных решений.

Антисоциальное поведение ребенка: Болезни, нищета, безработица, супружеский конфликт, развод, распавшаяся семья, родители полностью поглощены работой, увлечениями и т. д.

2. Меры и профилактика детской жестокости

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми к детям. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего. Социальные службы могут быть государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

К государственной системе социального обслуживания на основании Инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 30 сентября 2002г. № 3 «О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания относятся:

· Государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов Российской Федерации и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

· Муниципальные учреждения, находящиеся в собственности и в ведении органов местного самоуправления.

Проблема повышения эффективности ранней профилактики в данных учреждениях должна решаться в следующих основных направлениях:

· выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;

· современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Социальные службы для детей предоставляют следующие виды услуг: социально-профилактические, диагностические, коррекционные, профориентационные), психолого-педагогические, медико- консультационные, информационные, правовые и культурно-досуговые услуги, а также услуги, связанные с социальной адаптацией и организацией временного проживания детей и подростков.

1. Социально-профилактическая работа , которая реализуется с помощью индивидуальных и групповых форм. К индивидуальным формам социально профилактической работы можно отнести консультирование со социалистами, беседу, запрос информации, встречи, составление карты, сетевого окружения ребенка и т.д. К групповым формам социально-профилактической работы можно отнести лекции, тренинговые упражнения, игровые технологии, дискуссионные формы работы, экскурсии, социально значимую деятельность (акции, мероприятия), коллективно-творческие дела и т.д.

2. Учебные занятия, коллективное творчество (выставки, концерты, конкурсы, фестивали и т.д.), экскурсии, походы и т.д.

3. Организация досуга. Данное направление осуществляется по средствам самореализации в различных направлениях деятельности, таких как прикладное творчество, социально-полезная спортивно-оздоровительная, художественно-творческая.

Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться социально-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у детей, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию.

Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому следует особое внимание, в частности в рамках школы.

Ведущая роль в предупреждении и коррекции жестокости у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и работников социальных служб.

Осуществляется массовая профилактика жестокого и агрессивного поведения путем реализации различных городских программ - "Дети улиц" и другие.

Вся система работы подкрепляется ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 1999 г.

В процессе профилактики были выявлены оптимальные и результативные формы работы с жестокими детьми:

1. Групповая и индивидуальная работа, как с детьми, так и с родителями (беседы, лекции, конференции, акции против наркотиков и алкоголя);

2. Соучастие и творческое представление в социальной жизни (праздники, отдых в загородных лагерях);

3. Консультирование (телефон доверия, ИпДН);

4. Формы реабилитации (медикаментозное лечение, психологическая помощь).

Таким образом, для профилактики жестокого поведения необходимо научить навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

Эффект снятия запретов может увеличить вероятность проявления жестоких действий со стороны наблюдателя. Постоянное наблюдение сцен насилия способствует постепенной утрате эмоциональной восприимчивости к жестокости и к признакам чужой боли. Наблюдатель привыкает к насилию и его последствиям.

Жестокость в детском возрасте связана с положением ребенка в детском коллективе.

Взаимоотношения на первом году обучения во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности детей. На втором, третьем году обучения изменяются отношение к личности учителя, взаимоотношения в коллективе. Личность учителя становится несколько менее значимой, но зато более тесными становятся отношения с одноклассниками.

Постепенно в коллективе класса непосредственные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой поведения каждого из ребят. Ученики все глубже осознают те или иные качества личности.

Личные взаимоотношения уже в младшем школьном возрасте являются основой тесных группировок, так называемых малых групп. Привлекают обычно веселые, живые общительные ребята или спокойные, доброжелательные.

Обучаясь в школе, ребенок может также усваивать опыт агрессивного поведения через общение с учителем. Агрессивность детей зависит от стиля взаимодействия учителя с учащимися. В классах, где учитель работает в авторитарном стиле, уровень детской агрессивности выше. Причиной агрессивного поведения детей может стать и фрустрация самого учителя.

Педагог постоянно имеет дело с детской агрессией. Любое его замечание о допущенной ошибке в домашнем задании или неуместной форме поведения вызывает фрустрацию. К тому же сам педагог фрустрирован «бестолковостью», «необузданностью» учеников, он ощущает страх за реализацию своих замыслов.

Заключение

Повышенная жестокость детей является одной из наиболее острых проблем не только для социальных работников и родителей, но и для общества в целом.

В данной работе я решила все задачи, которые передо мной стояли это:

· Определение понятия «жестокости»

· Рассмотрела и дала критический анализ основным теориям и концепциям детской жесткости.

Профилактика и коррекция с агрессорами, так или и иначе должна контролироваться не только государством, но так же и родителями в первую очередь. Последствия могут быть необратимы, смотря на статистику в наше время мы можем только желать лучшего. Работа над такими детьми и подростками нужна основательная и непоколебимая.

Создание программ, проведение массовых и индивидуальных тренингов среди таких подростков нужна обязательно. Вот что остановит и уменьшит статистику убийств и грабежей малолетних преступников.

В ходе написания контрольной работы была достигнута цель - изучены модели социально-профилактической работы по предупреждению жестокого поведения детей в дошкольном возрасте. Для достижения поставленной цели были решены все основные задачи, в связи с этим можно сделать следующие выводы: детский жестокость

В последние годы научный интерес в работах российских и зарубежных учёных к проблемам детской жестокости существенно возрос. Так как увеличивается число детей, склонных к жестоким действиям в дошкольном возрасте и как следствие, отклоняющееся поведение и нарастающая волна детской преступности в подростковом возрасте.

Список используемой литературы

1. Басова Н.Ф. Социальная работа // М:.2008 - с.217-220

2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.- М.: Педагогика, 1995 - с.25-26

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб.: Питер, 2007

4. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 2006.

5. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- М.: Генезис, 2001 - с.21

6. Волкова Е.В. Скажем «нет!» агрессии!/ Психологическая газета.- 2005.- №5-6.- с.17-21.

7. Даль В.И. /Толковый словарь М:. 2005 - с. 198

8. Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2 - с. 108.

9. Кон И. С. «Какими они себя видят?»// Популярная психология для родителей под ред. Бодалева А. А., М.: Педагогика, 2004 - с.256

10. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 2003

11. Ле Шан Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. -М.:ВЛАДО

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные черты девиантного поведения детей, понятие, история и причины детской преступности. Социальная работа с детьми, имеющими отклонения в поведении. Характеристика, общественная опасность, динамика развития и профилактика детской преступности.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Теоретические подходы к изучению проблемы беспризорности. Правовое регулирование безнадзорности и беспризорности в РФ и РТ. Отношение населения к проблеме детской беспризорности. PR-проект "Детской беспризорности – НЕТ!!!".

    курсовая работа , добавлен 21.05.2007

    Способы борьбы с детской проституцией, являющейся острейшей социальной проблемой, одним из видов социальной патологии, который выделяется по следующим признакам: отдача себя за вознаграждение; полное равнодушие к личности получающего сексуальные услуги.

    доклад , добавлен 17.04.2010

    Анализ понятия "наркомания" в психолого-педагогической литературе. Характеристика факторов и причин распространения наркомании среди подростков. Особенности и методики деятельности социального педагога по профилактике наркомании среди подростков.

    курсовая работа , добавлен 27.12.2010

    Определение детской беспризорности. Предыстория проблемы и причины возникновения беспризорности. Способы решения проблем детской беспризорности. Борьба с беспризорностью и формы работы с беспризорными и безнадзорными детьми в 1920-1930 гг..

    контрольная работа , добавлен 03.12.2008

    Злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами как социальная проблема. Направления социальной работы по профилактике наркомании среди подростков. Рекомендации по совершенствованию профилактической работы с подростками в школе.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Преступность несовершеннолетних как социальная проблема. Социальное партнерство как компонент системы профилактики с несовершеннолетними, состоящими на учете и имеющими судимость. Профилактическая работа с несовершеннолетними на примере Тотемского района.

    дипломная работа , добавлен 12.12.2009

    Социальные проблемы и функции семьи. Семейный социум как приоритетная сфера социальной работы. Особенности и направления социальной работы с семьями разного типа. Технологии, используемые в случаях семейной жестокости. Принципы коррекции взаимоотношений.

    реферат , добавлен 20.11.2012

    Показатели младенческой смертности в России конце ХХ – начале XXI вв. Неверный подсчет статистики рождаемости. Модернизация российского здравоохранения. Причины детской смертности РФ. Различия в смертности подростков от самоубийств по территориям России.

    реферат , добавлен 28.06.2012

    Вымирание поколения, биологические и социальные факторы смертности. Исследование детской и материнской смертности. Причины детских смертей: плохая организация медицинской помощи новорожденным, истощение организма от недоедания. Причины смерти матерей.

Парадокс: с одной стороны, принято считать, что дети — цветы жизни, с другой — иные представители подрастающего поколения в своей жестокости во многом превосходят любого взрослого. В чем же истоки детской агрессии? И можно ли ее как-то усмирить, а еще лучше — предотвратить?

Ученые США утверждают, что за агрессивное поведение отвечает определенный ген, и если человек им обладает, он пойдет по криминальному пути. Но наши психологи уверены: даже если американцы правы, от воспитания и социальной среды зависит очень многое.

— Существуют два вида детской жестокости, — говорит Татьяна Котова, кандидат психологических наук, преподаватель кафедры психологии личности РГГУ, -фрагментарная и устойчивая. Первая проявляется в неожиданных поступках ребенка, которому агрессивное поведение вообще-то не свойственно. Типичный пример фрагментарной жестокости: неожиданная агрессия, которая направлена на близких — на братьев-сестер, на бабушек-дедушек. Или на маму, которая потом удивляется: "Папу совсем не видит, но нежен с ним, а я для него все делаю, а он в ответ — грубость!" А ведь тут все понятно: 6-7 лет — возраст переломный. Ребенок учится наблюдать себя со стороны, уже кого-то из себя строит. Но делает это крайне неловко: увидел где-то тот или иной образец поведения и примерил на себя. Обычно в такой момент мы видим в его глазах интерес: а что будет, если я сделаю то-то и то-то?

С помощью агрессивных выходок дети подчас определяют для себя границы дозволенного

В такой ситуации взрослым достаточно очень твердо и очень жестко сказать: "Так поступать нельзя, это плохо!" И тут же перевести внимание на что-то другое, увлекательное для ребенка. Пусть лепит, вырезает из бумаги и т. п.

Устойчивая жестокость — это сигнал беды. Как правило, она проявляется по отношению к каким-то группам (либо ко всем детям, либо к животным, либо ко всем взрослым) и связана уже не с возрастом, а с личными особенностями ребенка. Обычно особенности эти формируются в силу каких-то неудачных обстоятельств: агрессия со стороны родителей, их недостижимые требования или издевки, или гиперопека. И являются той формой поведения, через которую ребенок реализует свой страх, стресс или преодолевает препятствие. Тогда как обычный ребенок сможет попросить, поменяться, подождать, возмутиться и при этом имеет хотя бы минимальный тормоз на причинение боли другому. К слову, эта градация агрессивного поведения — фрагментарная и устойчивая — справедлива для любого возраста. А вот причины, порождающие подобное поведение, в разном возрасте разные.

Из форумов Интернета
Георгий
Я психотерапевт с 20-летним стажем, но с подростками работать избегаю. Скажу больше — я их боюсь. Они все чрезвычайно агрессивны, кто-то конструктивно, кто-то разрушительно. Это существа, которые должны убить в себе ребенка. Порой эта "убийственная" энергия направляется на ближнего. Спорт — действительно замечательная штуковина, но высокий уровень враждебности у подростка — это проблема его родителей, явная или скрытая болезнь семьи. Как правило, неспособность направить агрессию в социально благоприятное русло встречается у детей, так или иначе отвергаемых родителями. Способы этого отвержения различные. Маме и папе даже не обязательно для этого валяться под забором. Поэтому для решения проблемы в каждом конкретном случае необходимо "лечить" родителей.
Slavtenotto
Дети — наши зеркала, они ведут себя точно так же, как мы. Дети жестоки? Да, но разве вы вчера не закатали скандал мужу с битьем посуды из-за мелочи? Не вы ли, сердобольный папаша, вчера пнули со всей силы котенка, путавшегося под ногами, — и это все на глазах сына. А потом удивляемся: ребенок орет, бросается игрушками, мучает животных...
Mihail
Ребенок должен уметь постоять за себя, а не убегать от проблем, прикрываясь хорошим воспитанием. Для девочки, конечно, драки недопустимы, а вот мальчик должен набивать свои синяки, а иначе он будет слабохарактерным человеком.
Вероника Плеханова
Моего в третьем классе раздражал одноклассник. Мелкий, юркий, быстро бегает — не догонишь. Скажет пакость — и нет его. Мишка мне говорит: "Мама, я его, наверное, побью, если догоню, но я боюсь, потому что я очень сильный и могу его убить". Я говорю: "Ты сразу не бей, сперва предупреди его, не поможет — предупреди учительницу. Если и это не поможет — бей". Миша предупредил Колю. Не подействовало. Он подошел к учительнице: "Надежда Константиновна, я честно предупреждаю, что в следующий раз я его поколочу, причем сильно". Учительница отчитала Колю. Не помогло. Наступил следующий раз. Миша дал ему в нос. Коля в рев, в кровь, к маме, к завучу. Вызывают меня с "садистом". Я спрашиваю Колю: "Он тебя предупреждал?" — "Да". — "Надежда Константиновна, он вас предупреждал?" — "Да". Завуч разводит руками и строго говорит: "Вероника Анатольевна, вы допустили педагогическую ошибку: Ваш ребенок забыл предупредить завуча".

Начальная школа: не такой, как все

Когда в класс одной из питерских школ вошла новенькая — Олеся, крупная девочка с "заячьей губой", — первоклассники начали перешептываться и хихикать. На первой же перемене, когда кто-то крикнул ей в спину: "Урод!" Олеся попыталась ударить обидчика, а потом расплакалась. Детям, казалось, только того и было надо. Отныне девочка стала неприкасаемой. С ней никто не хотел сидеть. Если кто-то вынужден был дотронуться до ее вещей (например, передать тетрадь с контрольной), то потом демонстративно протирал руки дезинфицирующими салфетками. И как только ее не дразнили! Учительница пыталась устыдить ребят, но у нее не слишком-то получалось.

— В первом классе часто оказываются дети, которые психологически еще дошкольники. То есть они просто не готовы осваивать такие глобальные понятия, как личное пространство другого человека, сострадание, дружба, — объясняет Татьяна Котова. — Зато легко поддаются общему настрою, правилам поведения в определенной группе. Если в классе принято дразнить тех, кто чем-то отличается — толстяков, копуш, — дети это подхватывают.

В младших классах полезно обустроить в школьном кабинете зону с развивающими играми — тогда у детей будет занятие на перемене. И, соответственно, меньше поводов для неконструктивных действий.

Что делать, если вы узнали, что ваш ребенок участвует в травле? Не осуждать, не морализировать: "Как ты мог? Это ужасно!" Иначе ребенок просто замкнется в себе и никогда ничего больше не расскажет. А ведь наша задача — не оттолкнуть его от себя, а выяснить, что он при этом испытывал. Как правило, ничего страшного. Это просто интерес: а что будет, если ТАК поковырять человека.

И говорить "Поставь себя на его место!" бессмысленно. Умение посмотреть на себя со стороны надо воспитывать, причем исподволь. Отличный способ — почитать книги соответствующего содержания. Например, в моем детстве, помню, мы читали сказку про индийского мальчика, который стал таким же маленьким, как бабочка, которую он мучил. Подобные произведения есть для каждого возраста.

А если издеваются над вашим ребенком, и учитель бессилен ему помочь, выход один — менять социальную среду, то есть класс. Впрочем, этот совет справедлив и для тех детей, кто оказался вовлеченным в травлю — расти в коллективе, где такое оказалось возможным, не полезно никому.

Если ребенок проявил жестокость, ругать его бессмысленно: надо разбираться в причинах

Средняя школа: разрушители устоев

Семиклассницу Кристину ровесники не любят: зубрилка и ботан, она никогда никому не дает списывать и часто "доводит до сведения" учителей те или иные проделки одноклассников. За один такой донос ей даже устроили темную: при входе в класс накинули на голову чей-то пиджак и отпинали. А уж написать на ее страничку в социальной сети гадость — развлечение для ребят традиционное. В прошлом году мама переводила ее в другую школу, но пришлось вернуться: там травля приняла уж совсем жестокий характер.

— Ситуация ожидаемая, — комментирует Татьяна Котова, — ведь важнейшим авторитетом для подростка становятся уже не родители и учителя, а сверстники. И если в начальной школе смеются над двоечниками, в средней могут травить за хорошую учебу, то есть за соответствие взрослым правилам. И понятие справедливости тут формируется в соответствии с шаблонами массовой культуры, где герои, как правило, слегка асоциальны, но при этом придерживаются какой-то общечеловеческой морали (например, "своих не сдаем!"). На похожих принципах построены гангстерские боевики про благородных разбойников. И если лидером класса подобные образцы приняты, они распространяются на всех.

Желание быть сильным в подростковом возрасте — одно из самых главных. Но дальше все зависит от того, на что сила направлена. Если на то, чтобы защищать идеалы и слабых — это прорыв во взрослость. Если сила ради силы — это лень, деградация и, как следствие, жестокость.

Родителям подростков приходится нелегко: ведь это возраст, когда даже самые послушные дети пытаются проявлять независимость и отвергают правила старших. Так что действовать мамам и папам придется с особой осторожностью.

Постарайтесь объяснить: травля — это признак незрелости одноклассников. И их попытка подлизаться к вожаку — ведь подростки всегда примыкают к сильному. Который, как правило, пытается соответствовать каким-то образцам, шаблонам массовой культуры.

И еще любому подростку требуется ваша убежденность: "Ты — сильный!" Причем как жертве, так и, как ни странно, агрессору. Уверенный в себе человек не станет доказывать свою значительность кулаками.

Старшие классы: в свободном падении

На уроках географа Олега Соломоновича стоит постоянный шум. Дети отказываются слушать этого милейшего чудака. Тем более что к середине урока он обычно начинает смешно злиться и изрыгать обвинения вперемешку со слюнями. Вчера вот вырвал из рук Семенова с первой парты листок с изображением какого-то чудовища: "Чем ты занимаешься? Что это?!" — "Вы, Олег Соломонович!" Дети хохочут, учитель трясущимися руками ищет в кармане нитроглицерин...

— Травля в старших классах — это групповой феномен, — утверждает Татьяна Котова. — Ее причины в бездействии и беспомощности старших. В данном случае — педагогов. Группа ищет, чем заняться вместе. И если ничего другого не предлагается, подростки объединяются в травле. Тут жестокость тонкая, с подколами. И часто направлена на учителей. Вспомним хотя бы шокирующую историю про то, как дети избили пожилую учительницу физкультуры, да еще сняли все это на камеру... С одной стороны, там налицо дикая халатность руководства школы: дети не были заняты ничем вообще. И образовательным процессом в том числе. С другой — нашелся один отвязный подросток, возможно, с определенной патологией, временный лидер. Очень сильно заводило детей и наличие видеокамеры. Что, кстати, выдает, что акция была спланирована.

А чтобы подростку стать жертвой в старших классах, должны произойти какие-то очень индивидуальные события. Достаточно, чтобы будущая жертва напомнила лидеру класса кого-то, кого он не любит. И он начнет его задирать. А дальше всем это понравится — и "процесс пошел".

Осторожно: провокатор!
Есть дети, которые являются провокаторами: они или просто не умеют общаться, или им очень скучно. И они начинают задираться: например, хватают что-то с чужой парты или толкаются, а потом убегают. Тот, кто догоняет, чаще всего потом оказывается виноват: ведь может завязаться драка. Чтобы ребенок не получил незаслуженно репутацию агрессора, научите его не обращать внимание на таких одноклассников или превратить происходящее в шутку.
В средней и старшей школе свой тип провокатора: этакий лидер на час. Это он подзуживает одноклассников: "Давайте бить стекла в школе после дискотеки!" или "Давайте забьем ногами Федю!" Но при малейшей опасности или необходимости отвечать за свои действия он легко предает своих "подельщиков".

Требуется педагогический талант!

— Несмотря на пять курсов университетского образования, я до сих пор не поняла, как найти правильный подход к ожесточенным детям, — жалуется завуч старших классов Юлия Ч. — Ко мне обращаются и учителя, и родители с просьбой помочь, поговорить, разъяснить. А я ощущаю физический страх перед этими детьми!

— Понятно, что трудные дети есть в каждом классе, и каждому учителю приходится сталкиваться с ними, — говорит Надежда Болсуновская, победитель конкурса "Лучшие учителя России", организатор интерактивного сообщества школьных психологов. — В нашей школе конфликты педагог-ученик мы стараемся предотвращать с помощью регулярного мониторинга: выясняем у детей рейтинг предметов, трудность восприятия материала, степень заинтересованности учащихся Анкетирование бывает, в том числе, и анонимным. По результатам можно судить о популярности не только того или иного предмета, но и того или иного педагога. Отсюда — выводы и беседы с учителями.

А для родителей у нас организована специальная "Школа", где примерно раз в неделю мы обсуждаем, в том числе, и проблемы детской жестокости. Плюс действует дистанционный тренинг в Интернете на сайте http://schoolpsyholog.blogspot.com.

Приходит психолог и на родительские собрания. Впрочем, навыкам общения детей должны учить не только родители, но и педагоги. К сожалению, пока это официально никак не регламентировано. И получается: если учитель плохо преподает предмет, низкие баллы на ЕГЭ это продемонстрируют. А если он не способен гасить конфликты, зафиксировать это документально невозможно.

Устами
"Почему дети жестоки?" — этот вопрос социологи задали школьникам г. Усинска. В анкетировании приняли участие 569 подростков. Возраст опрашиваемых — от 13 до 18 лет. Выяснилось, что:
56 % ребят считают: жестокость их ровесников порождают низкий достаток в семье, недостаток контроля и внимания со стороны родителей, употребление алкоголя.
Вследствие этих причин, по мнению ребят, дети самоутверждаются и привлекают к себе внимание через унижение и избиение своих товарищей, завоевывают лидерство, издеваясь над существующими в каждом детском коллективе изгоями.
76 % детей признают существование рэкета со стороны ровесников.
Как защитить себя от издевательств?
45 % — только обратившись за помощью к взрослым; 40 % — с помощью драки или оружия; 4 % — откровенно поговорив с обидчиком; 11 % — считают, что защититься невозможно, кроме как уехать из города.
(по материалам сайта www.zadavay.ru)

Худшее, что педагоги могут сделать, узнав о травле кого-либо из учеников, — это занять одну из следующих пагубных позиций.

  • Дети сами разберутся, взрослым вмешиваться не следует.

Особенно печально, когда ребенок или подросток (подросткам, как правило, это дается крайне тяжело) решается открыться взрослому, рассказать о своей беде, а взрослого по тем или иным причинам такие откровения не интересуют.

Искоренить школьное насилие можно, лишь публично признав факт его существования

  • . Нельзя выносить сор из избы.

В школе должна быть конфликтная комиссия, куда в крайнем случае ребенок может обратиться. Но именно — в крайнем. Есть дети, которые бегают ябедничать по любому пустяку, что тоже не дело. С проблемой притеснения, травли, насилия в школе бороться необходимо. И делать это надо поэтапно.

Согласно опросам, 9 из 10 взрослых людей признаются, что в детстве иногда были жестоки: участвовали в травле одноклассника или даже учителя, мучили животных. И пусть они сегодня вспоминают об этом со стыдом, но ведь было.

Этап 1. Признать, что проблема существует. Для этого кто-то должен проявить инициативу и открыто сказать о существовании травли и насилия. А остальные должны честно признать, что проблема есть и ситуацию надо менять.

Важно, чтобы к педагогам и администрации школы присоединились ученики и их родители. Если согласие не достигнуто, нет никакого смысла начинать работу.

Этап 2. Определить масштаб бедствия. Пути различны. Например, анонимный опрос учеников. Возможные вопросы: были ли у них до сих пор проблемы в школе? Есть ли у них неприятности в настоящее время? Знают ли они кого-нибудь, у кого есть неприятности? Испытывают ли страх за свою безопасность?

Такой же опрос необходимо провести и среди учителей. Затем сравнить результаты двух опросов и сопоставить их с информацией, полученной от родителей (опрос родительской озабоченности).

Этап 3. Оповестить: инициативная группа информирует школьное сообщество о сути происходящего и о направлениях работы для профилактики насилия. Например:

  • создание атмосферы нетерпимости к любому акту насилия в школе;
  • организация наблюдения за холлами, комнатами отдыха, столовыми;
  • разработка этического кодекса школы;
  • создание психологических групп поддержки для пострадавших и групп для работы с обидчиками.

Этап 4. Учителям получить консультацию психолога, что делать, если в классе кого-то травят.

А вообще, проявление агрессии — определенный этап взросления. Ребенок должен осознать и научиться контролировать свои негативные эмоции. Неосознанная детская жестокость со временем проходит бесследно. А вот если ребенок сознательно причиняет другим боль и понимает, что это плохо, — это уже повод переживать и принимать меры.

Учителя нуждаются в защите
Во Франции в начале 2000-х годов был принят закон, по которому за агрессивные выходки школьников старше 13 лет ждет наказание до 6 месяцев тюрьмы. Раньше были только общественные работы.
В Японии премьер-министр призвал учителей не рассчитывать на полицейских, а заниматься спортивными единоборствами и вооружаться деревянными мечами, чтобы противостоять насилию в школах.
В Испании профсоюз учителей призвал правительство принять срочные меры по их защите. В результате опроса, проведенного среди учителей, выяснилось, что 15 % педагогов в Испании подвергаются насилию со стороны учащихся, а 73 % — постоянным оскорблениям.
В России нет никакого юридического аспекта защиты учителя при исполнении.
(по материалам сайта www. echo, msk.ru)

Что делать, если...
...мой ребенок — агрессор
Ничто не берется ниоткуда. Постарайтесь честно ответить себе: приняты ли в вашей семье ссоры в качестве способа разрешения конфликтов? А рукоприкладство? Равнодушие к вашим старикам? Обычно поведение ребенка зеркально отражает манеру общения, принятую в семье.
Родители, воспитывающие мальчиков, часто считают драку нормальным для них способом общения и специально поощряют: "Всегда давай сдачи!" Замените эту установку на мирное решение конфликтов и недопустимость провокаций.
Учите детей, что нельзя срывать злость на других людях, для этого можно выразить ее иначе — порвать бумагу, умыться, нарисовать злую картинку, порвать ее, глубоко подышать, посчитать до 10.
...мой ребенок — жертва
Очень часто жестокость со стороны окружающих провоцирует характер поведения самого пострадавшего. И эти особенности поведения выросли в семье. Запомните: у уверенных в себе родителей уверенные, спокойные дети.
Для ребенка очень важно, как родители оценивают его в присутствии посторонних взрослых. Дети считывают наше к ним отношение и интуитивно принимают его. Так что сформулируйте для себя: за что вы уважаете своего ребенка? И уверенно подчеркивайте его достоинства при общении с окружающими. Да и наедине не забывайте хвалить за все хорошее, что в нем есть.
Объясните детям, как вести себя в случае провокации: не пускаться в слезы, не начинать заводиться, не опускать глаза (уверенная позиция — это то, что меньше всего ждет от нас обидчик).
Один из самых эффективных способов выходить из конфликтных ситуаций — предварительно их проиграть. Пусть ребенок поочередно выступит в роли обидчика и жертвы и заранее поймет, как правильно поступить, если обозвали, дернули за косу, поставили подножку, ткнули в спину и т. д. Практика скорее, чем разговоры и советы, приведет к нужному результату.
Юмор — нестандартный, но эффективный способ реагировать на конфликты. Научите ребенка нескольким дежурным отговоркам, которые можно использовать: "Я на горке не бывал, в обзывалки не играл", "Спасибо за массаж", "Мне нравится мое новое имя" (при обзывании).
Если ребенок жалуется, что его обижают, то целесообразно сходить пообщаться в школу с учителем, а также с родителями обидчика, а затем пообщаться вместе — родители и дети.
Часто бывает, что родители отстраняются от помощи детям в решении конфликтов. Причем даже в тех случаях, когда их об этом просят. Но принцип "Сами разбирайтесь!" не лучший. Ведь у ребенка не большой арсенал собственных способов решения конфликтов, и помощь ему чаще всего необходима.

Почему жестоки дети? Как нужно воспитывать детей, чтобы они не были жестокими и агрессивными? Различают два вида жестокости: разовая и устойчивая, повторяющаяся от ситуации к ситуации. В этой статье мы поговори об устойчивой жестокости детей.

Мы живем в таком поле жестокости,
В
таком его напряжении, что никто
Ни
от чего не застрахован — ни от того,
Чтобы стать убийцей, ни от того,
Чтобы стать жертвой.

Жестокость сегодня

Жестокость стала обыденным делом. Ее проявления не шокируют ни взрослых, ни детей.

Довольно часто жестокое поведение дает существенные результаты: человеку удается с его помощью удовлетворить свои интересы и заставить других подчиняться. Однако эта дорога ведет в тупик. Наблюдая или почувствовав на себе жестокое поведение, окружающие составляют соответствующее мнение о таком человеке и, опасаясь за собственную безопасность, пытаются его всячески избегать. Жестокий в итоге становится одиноким, окруженным страхом, недоверием, непринятым другими.

Жестокий характер ребенка, склонность к насильственным действиям должны насторожить родителей. Конечно, малыши должны уметь себя защищать, однако вряд ли целесообразно, чтобы дети входили в жизнь, заняв бойцовскую позицию.

Кто-то мудро отметил: если бы дети были наделены физической силой взрослых, весь мир погрузился бы в насилие. Ребенок мог бы совершить много бед, сея боль и разрушение, поскольку еще не усвоил общечеловеческих норм поведения и не научился контролировать свои поступки. К счастью, физические возможности детей существенно ограничены.

Изучение детской жестокости

Относительно природы детской жестокости в науке существует много мнений. Многие специалисты пытаются найти в детской жестокости истоки будущей агрессивности, уголовных преступлений, политического экстремизма. Следует признать, что такие рассуждения правильны, но лишь отчасти.

Жестокость ребенка не следует измерять взрослыми мерками. Это особый феномен. Попробуем разобраться в своеобразии этого явления, его последствиях, а особенно в том, является ли неотвратимым перерастание детской жестокости во взрослую?

Науке известно, что жестокость взрослого человека может быть детской по своей природе, поскольку этот индивид в своем нравственном становлении остановился на более низком, примитивном этапе, то есть просто не стал полноценной, зрелой личностью. Однако отношение к нему соответствующее - от общественного осуждения к уголовному наказанию.

Почему дети становятся жестокими?

А как быть с жестоким ребенком? Известно, что развитие личности происходит постепенно, причем для начальных этапов характерно несовершенство или даже отсутствие нравственной позиции. Сознательным человеком ребенок еще должен стать, шаг за шагом, под руководством взрослого. Как правило, он еще находится под влиянием собственных импульсов и эмоций.

Моральные барьеры, которые упорядочивают жизнь взрослого человека, детьми не усвоены. К тому же ребенок не всегда умеет соотносить свои поступки и их последствия. Ведь у многих взрослых «чешутся руки», когда их кто-то раздражает своим поведением, и только значительными волевыми усилиями им удается себя сдерживать. Прожитые годы, приобретенный жизненный опыт, усвоенные нравственные наставления приучили их придерживаться общественных норм.

Ребенок же еще ​​не получил подобного опыта, не усвоил необходимых моральных уроков, у него «руки чешутся» недолго, и расправа над сверстниками, теми, кто помладше и послабее, происходит мгновенно.

Ребенок может поступить жестоко от незнания, от непонимания того, что крик и плач товарища - свидетельство страдания и боли, нанесенных им. Если он не научился понимать и сопереживать, то не способен правильно оценивать и чувствовать чужие страдания. Хотя это не оправдание, поскольку гуманности в отношении к другим нельзя не научиться никогда. Пробудить в детской душе сочувствие - задача взрослых: родителей, учителей, воспитателей.

Исследователи заметили, что жестокими чаще бывают дети тех родителей, которые сами не пытаются сдерживать собственные проявления жестокости. Можно рассматривать этот феномен как проявление наследственности, а можно объяснить тем, что дети просто усваивают соответствующее поведение при помощи наглядных пособий.

Как предотвратить детскую жестокость?

Жестокости можно научиться. Если ребенок воспитывается в такой среде, где жесткие, безжалостные столкновения являются обычным делом, то с легкостью усваивает образцы поведения. Тем более что современная массовая культура, к которой дети очень чувствительны, также преимущественно навязывает стереотипы именно жестокого поведения. Отсюда простая и естественная рекомендация для родителей: заботьтесь о круге интересов своего ребенка, особенно младших школьников, ограничивайте просмотр боевиков, компьютерных игр с элементами жестокости, насилия и агрессии.

Практика показывает, что простое средство влияния в семейном воспитании - наказание. Но если ребенок не понимает его причину, то чувствует лишь озадаченность и раздражение. Наказание считает произволом взрослых. Поэтому выражение «искоренение жестокости» парадоксально. Насилие нельзя лечить насилием. Незнание устраняют разъяснением. Если ребенок поступил жестоко по незнанию, необходимо его развеять, подробно объяснив, в чем дело. Гораздо легче это делать, когда семейная атмосфера наполнена духом сочувствия, сопереживания, толерантности к другим людям и «братьям нашим меньшим».

Следует постоянно, на собственных примерах, учить детей доброте, человечности, гуманности. Большинство детей легко усваивают эту науку, и проблемы с детской жестокостью не возникает.

Но вернемся к наказанию. Многие родители злоупотребляют этим методом воспитательного воздействия: наказывают не только за жестокость, но и за любую провинность. Часто «педагогическое воздействие» сводится к прямому причинению боли ребенку. Это часто позволяет достичь определенного результата: из-за страха перед болью ребенок на время удержится от некрасивых поступков, но в глубине души зарождается терпимость к жестокости и насилию. Ребенок убеждается в мысли: старший - сильнее, он всегда способен утвердиться в своих правах и желаниях, вызвав боль и страдания у тех, кто младше и слабее. Хуже, что такой механизм самоутверждения укоренится в детском сознании.

Многие ученые отмечают, что дети из семей, в которых практикуются физические наказания, гораздо чаще прибегают к жестоким поступкам - их этому научили в семье. Поэтому родителям необходимо помнить: если они бьют ребенка за то, что она избил младшего или ударил девочку, поиздевался над собачкой или котенком, то они не искореняют сорняк жестокости, а наоборот - подпитывают его.

Известны случаи, когда физические наказания входили в «воспитательную систему», превращаясь буквально на экзекуцию, которую нельзя объяснить лишь гневом, раздражительностью родителей. Эффект такого «воспитания» описан многими учеными-психиатрами, которые указывают на его тяжелые непоправимые последствия для психики ребенка, его личностного развития. Рубцы на теле ребенка через некоторое время заживут, но психическая травма может вылиться в тяжелый невроз, который, в свою очередь, повлечет искажения психосексуального развития. Исследователи указывают, что садомазохистские сексуальные установки, как правило, появляются у тех людей, которые в детстве подвергались жестокому избиению. А поскольку удовлетворить такие склонности в нормальном, здоровом браке невозможно, возникает реальная угроза противоправных действий.

Вывод из этого один: жестокость, избиение, издевательства - это не инструменты воспитания, а серьезная угроза нормальному развитию личности. Кто-то из родителей может возразить: «Меня отец бил, а я вырос нормальным человеком». Даже если это действительно так, то произошло это не благодаря, а вопреки такому «воспитательному воздействию». Необходимо помнить: родители - старшие друзья, а не палачи ребенка.

История человечества свидетельствует, что во все времена причинение боли меньшему, слабому считалось низким, гадким, недостойным поступком. И одновременно распространялась практика физических наказаний детей. При этом воспитатели исходили из своеобразной педагогической концепции, согласно которой ребенок - еще не совсем человек. Человеком он еще должен стать. Современная наука и общественность придерживаются иного мнения. Ребенок - полноценный человек, достойный человеческого отношения к себе. Родители собственным примером должны довести до сознания сына или дочери: зрелость и сила - не в способности разрушать, издеваться, унижать физически и морально, а в умении творить, утешать, любить.

Родителям необходимо понять: жестокость - это «болезнь» не ребенка, а той среды, в которой он растет, где формируется его личность. Очень справедливы слова: «Мы не в состоянии улучшить семью, в которой растем, но в наших силах изменить семью, в которой будут расти наши дети». Любой педагогический совет является комментарием к этому высказыванию.

Многие слышали о детской жестокости. Но у одних малышей характер со временем меняется в лучшую сторону, а у других плохие привычки и дурные качества с возрастом усугубляются. От чего это зависит? От правильного воспитания и от того, какой пример будут подавать взрослые чаду.

Гиперопека

Многие родители, которые только обзавелись ребенком, чрезмерно опекают свое чадо. Не удивительно, что у ребенка в жизни не возникает проблем, и он не понимает суровых реалий мира. Так как же в подобных ребятах, которые не видели ничего дурного в этой жизни, может развиться детская жестокость? Дело в том, что подрастая, ребенок, которому не доводилось самостоятельно принимать решения, будет кидаться в крайности. Подобная персона может быть слишком скромной или, наоборот, слишком буйной. Человек, который рос на полном попечении мамы, невольно становится эгоистом. Он никогда ни в чем не нуждался, и поэтому он может делать все, что его душе угодно. Подобная безбашенность начинает проявляться в школьные годы. Ребенок дерется с одноклассниками, так как он понимает, что мама его не будет ругать. Ведь чадо соврет, что не он затеял драку, а его побили.

Основная причина детской жестокости - это незнание мира. Ребенок, которого всегда опекают и жалеют, может натворить множество глупостей. Поэтому разумные матери приучают чадо к самостоятельности с самых юных лет. Тогда у ребенка не будет проблем с самопознанием и он не будет кидаться из крайности в крайность.

Недостаток любви

Что может быть хуже гиперопеки? Недостаток любви. Ребенок, которого не любят родители, постоянно попадает в неприятности. Почему? Таким образом, чадо хочет привлечь внимание взрослых к своей кандидатуре. Ребенок дерется, падает с деревьев, таскает животных за хвосты и уши, а также грубит взрослым. Такое асоциальное поведение вполне нормально для малышей, родители которых занимаются строительством карьеры, а не воспитанием чада. Многие люди думают, что их задача обеспечить ребенка всеми необходимыми материальными благами, а воспитанием и формированием личности должны заниматься воспитатели и учителя. Родители должны понять, что для детей внимание куда важнее модных игрушек. Ребенок, которого любят, никогда не будет задирать одноклассником и пытаться доказать всем свою крутость и авторитет. Так поступают только те дети, которым чего-то не хватает в семье. Поэтому они стараются самоутвердиться за чуждой счет. Родители должны вовремя обратить внимание на наклонности своего чада, иначе характер сформируется, и отрицательные черты характера будет сложно исправить.

Копированная агрессивность

У вас счастливая семья, но почему-то ребенок ведет себя неадекватно. Где нужно искать причину асоциального поведения? Фильмы про насилие сильно влияют на поведение ребенка. Даже если мама и папа малыша относятся друг к другу очень хорошо, но ребенок вместе с родителями часто смотрит боевики и криминальные истории, то в скором времени можно будет ждать того, что малыш будет копировать формы поведения, увиденные на голубом экране. Почему? Детям свойственно подражать любимым героям. И если у ребенка будет любимый персонаж, пусть и добрый, но который решает все вопросы рукоприкладством, то и ребенок будет свои проблемы решать подобным образом. Причем плохим привычкам могу научить не только взрослые фильмы, но и детские мультики. Взять, например, «Тома и Джерри». Эта популярная комедия основана на том, что мышонок целенаправленно издевается над котом и Тому приходится вести себя агрессивно. Причем нигде не говорится, что подобное поведение неправильное. Суть мультика сводится к следующему: если вас вывели из себя, вы можете применять любые карательные меры по отношению к своему обидчику. Подобный подход в корне неправильный. Поэтому нельзя включать фильмы про насилие при ребенке. Неокрепшему уму подобные картины будут вредны. Они навредят психике и утвердят ребенка во мнении, что агрессия и сила должна помогать в любой спорной ситуации.

Ребенок-бандит

Вашего малыша все в округе называют «сорванец»? Почему милый и ласковый ребенок стал грубым и неадекватным подростком? Если родители в какой-то момент пустили воспитание чада на самотек, то не стоит удивляться, что ребенок самостоятельно занялся своим образованием. Но вместо того, чтобы учиться чему-то полезному, малыш мог связаться с дурной компанией.

Если родители незнакомы с друзьями своего чада, а также они совершенно не интересуются, чем их наследник занимается на улице, то ребенок, предоставленный самому себе, может натворить много глупостей. Агрессия будет у него средством обороны от всех, кого он считает посторонним. А посторонними будут все, кроме своей банды. Добрый малыш вскоре станет злым ребенком. Трансформация произойдет быстро, родители даже не успеют опомниться.

Дальше ребенок может часто попадать в полицейские участки и стать малолетним преступником. А все почему? Потому, что родители не уследили за воспитанием ребенка. Нужно всегда принимать участие в жизни своего чада. Чаще интересуйтесь, с кем гуляет ребенок, познакомьтесь с друзьями и каждый день спрашивайте, чем ребенок занимался на улице. Родители обязаны уделять время своему чаду. Это должны быть не только разговоры, но также совместные игры и прогулки. Тогда малыш будет полноценно развиваться, и не будет приобретать дурных наклонностей.

Пристрастие к насилию

Злой ребенок - это ребенок, воспитанием которого родители не занимаются. Взрослые должны понимать, что у любого следствия есть своя причина. Если ребенок ведет себя агрессивно, значит, на него следует обратить пристальное внимание. Жестокость - это то качество, которое не развивается само по себе. Это ошибка в воспитании. Ребенка или принижают дома, или же ему уделяют слишком пристальное внимание и посредством асоциального поведения личность хочет показать свою независимость. Последствия неправильного воспитания могут быть плачевными. Ребенок будет стараться найти себя, и путь, который он выберет, будет не слишком хорошим. Например, подросток, которого не приучили к труду, и которому не выделяют деньги на карманные расходы, может зарабатывать себе на развлечения финансы разбоем и грабежом. Подобное поведение нужно исправлять. Этим должны заниматься профессиональные психологи, так как с определенного возраста подросток будет отрицать авторитет родителей.

Пристрастие к насилию формируется в юном возрасте. Ребенок будет пробовать различные способы самоутверждения и не всегда они будут гуманными. Постоянные драки показывают, что личность старается самоутвердиться за счет силы. Подобный способ решения проблем опасен для общества. Выработав модель поведения, которая работает, ребенок может пользоваться ей в сознательном возрасте. Карманники, насильники и грабители - это люди, у которых нет моральных норм, или они есть, но личности не боятся их преступать.

Бесхарактерное создание

Почему дети мучают животных? Причина в том, что ребенок чувствует авторитет взрослых и считает, что сильные создания всегда доминируют над слабыми. Если родители слишком сильно давят на свое чадо, нет ничего удивительного в том, что малыш будет агрессивно относиться к животным. Чадо будет бояться показать свой характер родителям, но он не будет бояться показать его животным.

Угнетая слабых, ребенок будет чувствовать свое превосходство. Подобные методы поведения нужно строго карать. Но в первую очередь психологи советуют родителям снизить давление на ребенка. Малыш должен чувствовать во взрослых не только силу и авторитет, но и любовь. Нужно внушить своему чаду мысль, что чем больше у человека силы, тем больше у него и ответственности перед окружающими. Подобная мысль благотворно повлияет на ребенка. Он поймет, что издеваться над животными нельзя, так как они слабые и беззащитные. Нужно внушить ребенку мысль, что слабые создания нуждаются в любви и ласке. Подобное утверждение нужно формировать с малолетства. Когда малыш дергает кошку за хвост, нужно ему объяснить, что животному больно, и оно может укусить или поцарапать. И это будет нормальная реакция на издевательство.

Следует также объяснять, что нельзя обрывать листья с деревьев и ломать саженцы. Ребенок должен понимать, что живые существа, даже если они не могут дать сдачи, чувствуют боль.

Учите ребенка решать свои проблемы самостоятельно

Психология детей и родителей разная. Дети понимают, что взрослые люди сильные и умные личности, способные решить все проблемы. Каждый родитель хочет защищать и оберегать свое чадо. Но с определенного возраста следует приучать ребенка к самостоятельности. Малыш должен уметь постоять за себя и при этом решать вопросы не с помощью кулаков, а с помощью логичных доводов. Обижаться или бить в ответ не стоит. Нужно объяснить обидчику, что он неправ, и при этом сделать это самостоятельно, а не бежать за помощью к воспитателю или учителю. Несамостоятельные дети часто просят взрослых решить свои проблемы. Потакать подобному желанию не стоит. Почему? Учитель может влезть в скандал и наказать виновного. Но персона затаит обиду на ябеду, и при первой возможности отомстит. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок вырос слабым, следует научить его правильно решать свои проблемы.

Подростковая жестокость - это не норма жизни. Жестокость и агрессивность - это следствие деструктивного поведения. Подростки стараются найти себя и научиться противостоять этому миру. Без поддержки родителей они могут кидаться из крайности в крайность. Следует дать понять ребенку, что проблему всегда можно решать цивилизованным путем.

Донесите до своего чада мысль, что кулаки не стоит использовать даже в самых крайних случаях. А как же самооборона? Подросток не должен доводить конфликт до драки. Ему нужно разрешить проблему до того, как она примет более серьезный оборот.

Воспитание с помощью сказок

Детская жестокость к животным довольно распространена в любом обществе. Многие дети не видят разницы между игрушками и живыми существами. Если малыш агрессивно играет с мягкими медведями, то он в таком же стиле будет играть с домашним котом. В этом случае следует дать ребенку понять, что проявлять агрессию нельзя не только к домашним питомцам, но и плюшевым игрушкам. Родителям следует рассказать чаду, что игрушкам тоже больно и обидно, когда их бьют. Кто-то может сказать, что врать детям нехорошо. Не стоит воспринимать подобные ситуации как обман. Вы учите ребенка проявлять уважение ко всему, что его окружает. Родители должны корректировать поведение своего чада, если оно переходит границы допустимого. Глупо думать, что малыш видит разницу между животным и своим плюшевым медведем. Для ребенка любое существо, которое имеет небольшой размер - это игрушка.

Как воспитать ребенка любящим и понимающим? Корректировать поведение малыша нужно с помощью сказок. Больше читайте со своим чадом. Но недостаточно читать небылицы перед сном. Родители должны проводить с малышом беседы о том, что он услышал. В любой сказке есть мораль, и ее нужно доносить до сознания малыша. После того как вы прочитали ребенку небылицу, нужно обсудить ее. Если ребенок маленький, вывод должны сделать взрослые. Если ребенок уже большой, то он должен сам объяснить родителям, что он понял из прочитанного ему текста. Только сознательная работа над смыслом произведения поможет малышу лучше осознать, что такое добро, а что такое зло.

Развитие эмпатии

Как должна проходить профилактика детской жестокости? Взрослые должны поработать над эмпатией малыша. Ребенку следует внушить мысль, что сопереживание - это нормальное качество любого человека. Если кому-то больно или плохо, его нужно пожалеть.

Когда ребенок понимает, что такое боль и обида, он не будет целенаправленно стараться причинять зло окружающим. Как проводить воспитательную работу? Больше гуляйте и разговаривайте со своим чадом. Например, увидев, как на улице ребенок упал с самоката, вам нужно подбежать к малышу вместе со своим ребенком и помочь незнакомому мальчику подняться. После этого следует вместе успокоить малыша, пожалеть его и в случае надобности обработать рану. После этого показательного случая расскажите своему чаду, что подобная помощь - это нормальное поведение человека. Заставьте ребенка представить, что подобная ситуация может случиться с ним. Пусть он представит, как он сам падает с самоката, как ему будет больно и обидно. Сопереживание поможет ребенку понять, что чужая боль может быть такой же сильной, как собственная. А понимая и принимая этот факт, малыш не будет толкать детей или же бить их.

Почему дети становятся жестокими? Родители не учат своих малышей сопереживанию. Современные мамы очень обеспокоены счастьем собственного ребенка, и часто не обращают никакого внимания на окружающих детей. А это делать нужно обязательно. Иначе вы никак не объясните своему чужая боль, чуждое счастье, что такое сопереживание и радость за других - это нормальное явление.

Авторитет для ребенка

Детская жестокость возникает в тех семьях, в которых нет авторитета. Ребенок привык копировать поведение со своих кумиров. И для каждого ребенка кумирами должны быть родители. Но если малыши понимают, что их мама и папа не тянут на роль героев, то им приходится находить замену в мультиках или в фильмах.

Родители должны стать примером для подражания и объектами обожания. Дети должны любить и боготворить своих родителей. В этом случае они будут копировать нормальное поведение, и не будут страдать приступами ярости, если, конечно, ими не страдают взрослые. Поэтому подумайте о том, являетесь ли вы примером для подражания. Может ли ребенок гордиться вашими успехами и считать вас героем. Нет? Меняйте ситуацию. Иначе ваш малыш вскоре поймет, что ему нужно искать или же выдумывать себе другого кумира.

Нет физическим наказаниям

Если родители бьют детей, то им не стоит удивляться, что малыши вырастают в агрессивных персон. Рукоприкладство приветствовать нельзя ни при каких обстоятельствах. Даже если ребенок сильно раздражает, нужно усмирять его словами, а не побоями. Родители, которые приветствуют телесные наказания, выращивают агрессивных личностей.

Детская жестокость напрямую зависит от поведения взрослых. Ведь подражание - это естественная стадия развития любого ребенка. Если папа бьет мальчика за проступки, то вырастая, подросток начинает бить своих одноклассников за неугодное ему поведение. Адекватно ли это? Нет. Подобное поведение не должно быть приемлемо в нормальных семьях. Родители должны на своем примере показывать малышу, что все проблемы можно урегулировать мирным способом. Не нужно прибегать к помощи ремня всякий раз, когда заканчиваются аргументы. Нужно искать подходящие слова и пользоваться ими.