Статья о работе отделения профилактики семейного неблагополучия. Программа профилактики семейного неблагополучия "семейная гавань". Профилактическая работа с неблагополучными семьями

Ранняя профилактика
семейного неблагополучия

Содержание
Введение……………………………………………............... 3-4
1. Основные понятия семейного неблагополучия…………………… 4-5
2. Основные причины семейного неблагополучия………………….. 5-
3. Основные задачи деятельности по выявлению и учету семейного неблагополучия……………………………………………………… 8
4. Источники и способы получения информации…………………… 8
5. Субъекты взаимодействия………………………………………...... 8-9
6. Принципы работы по ранней профилактике неблагополучия в семьях……………………………………………………………….....9
7. Типы неблагополучных семей……………………………………. 9-12
8. Основные проблемы неблагополучных семей……………………. 12
9. Рекомендации педагогам по работе с неблагополучными семьями 12-13
10. Приемы коррекционной работы с неблагополучными семьями….. 13
11. Направления и формы работы с неблагополучными семьями…… 13-14

Введение
Основной целью внедрения системной работы с неблагополучными семьями должна стать модель управления на основе непрерывного сопровождения каждого, нуждающегося в помощи государства, ребенка всеми учреждениями государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Под непрерывным сопровождением понимается оказание комплексной поддержки семье и (или) ребенку от 0 до 18 лет при выявлении факторов неблагополучия на различных этапах жизни ребенка и осуществление индивидуальной профилактической работы и мониторинга органами и учреждениями государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, изменения неблагоприятной жизненной ситуации с момента выявления до стабилизации жизненной ситуации в семье и устранения причин, поставивших несовершеннолетних в социально опасное положение (трудную жизненную ситуацию).
В соответствии со статьей 32 Конституции Республики Беларусь брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Эти конституционные нормы получили свое развитие в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье.
Семья – базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социально – психологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.
Семья является естественной средой для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, в связи с чем, признается, что семья обладает самыми широкими возможностями для защиты детей и обеспечения их безопасности. В то же время, семья может способствовать созданию негативных предпосылок в развитии детей.
Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее - Декрет) стал первым нормативным актом, призванным комплексно, с привлечением органов государственной власти, трудовых коллективов и общественных организаций решать проблему социального сиротства. Его принятие стало серьезным шагом в создании системы работы по защите прав и законных интересов детей, повышении ответственности родителей за их воспитание.
Сегодня семья как основой социальный институт затронута системным кризисом. Все больше семей оказываются на грани перехода из категории неблагополучных в категорию семей «группы риска», увеличивается количество неблагополучных семейных союзов.
В соответствии с требованиями Декрета и с целью ранней профилактики семейного неблагополучия в районе активизирована работа по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении, т.е. детей условия жизни которых, создают угрозу для их жизни и здоровья. Межведомственное взаимодействие заинтересованных служб позволяет принимать оперативные меры реагирования по постановке на учет и организации профилактической работы с неблагополучными семьями. Выявление проводится по сообщениям органов внутренних дел о семейных скандалах, медицинских работников, посещающих детей на дому, педагогических работников, а также информации граждан и др.
Проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы с семьей по защите прав и интересов несовершеннолетних. Чем раньше начинается профилактика и социальная поддержка конкретной семье, тем больше шансов у ребенка остаться с родителями. Выявление неблагополучных семей на ранней стадии и проведение профилактической работы семейного неблагополучия, которое и является одной из главных причин, влияющих на состояние правонарушений среди подростков, на безнадзорность детей – главная задача в работе всех заинтересованных лиц. Пьянство, семейные скандалы, уклонение от воспитания своих детей, аморальное поведение, агрессия становятся образом жизни неблагополучных родителей.

1. Основные понятия семейного неблагополучия

Основными понятиями семейного неблагополучия являются:
- выявление и учет семейного неблагополучия – комплекс профессиональных действий органов, учреждений и иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия;
- несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо
в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
- семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
- дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
- семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации - семья, находящаяся
в определенном социальном неблагополучии (ситуация, связанная с экономическими, юридическими, педагогическими, психологическими или медицинскими проблемами, не повлекшая за собой нарушение прав ребенка).
- несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, -несовершеннолетние, у которых умерли оба или единственный родитель, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, болезни родителей, препятствующей выполнению родительских обязанностей, нахождения родителей в местах содержания под стражей, отбывания наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, ограничения свободы, ареста, оставления их родителями в организациях здравоохранения, а также вследствие их подкидывания или при отказе родителей от воспитания детей и в иных случаях признания несовершеннолетнего оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
- безнадзорные - несовершеннолетние, контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
- дети, нуждающиеся в помощи государства, - дети, еще не лишившиеся родительского попечения, находящиеся в обстановке, представляющей действиями или бездействием родителей (иных законных представителей) угрозу их жизни или здоровью либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию.

2. Основные причины семейного неблагополучия

Для современного общества наиважнейшим базисным социальным институтом является семья. Не вызывает сомнения, что духовное богатство и благополучие общества во многом обусловлены уровнем культуры и благополучие семьи, и наоборот, материальное состояние семьи зависит от экономического благополучия общества. В семье формируется тип личности с определенными ценностями и потребностями, от семьи зависит восприимчивость человека к природе, искусству, литературе, активному досугу. Влияние и пример родителей и других родственников предопределяют социализацию и нравственное становление личности ребенка. Духовная связь и преемственность поколений в семье с первых дней жизни способствуют усвоению системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения.
В последние годы все чаще исследователи, изучающие проблемы современной семьи, говорят о том, что происходит падение педагогического потенциала семьи, престиже семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений, повышение риска подверженности детей отклонениям в развитии из-за неблагополучного психологического климата в семье. Можно констатировать, что налицо признаки дезорганизации семьи, кризисности современного этапа её развития, увеличение количества неблагополучных семейных союзов.
В нашем обществе одной из ведущих причин семейного неблагополучия является алкоголизм одного или обоих родителей. Нет точных статистических данных о том, сколько людей страдают от алкогольной зависимости и сколько детей воспитывается в таких семьях, хотя совершенно очевидно, что число этих детей увеличивается с каждым годом.
Как отмечают психологи, взрослые в такой семье, забыв о своих родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в алкогольную субкультуру, что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге члены семьи не уделяют внимания друг другу, в особенности родители детям, родители плохо относятся к детям либо вообще их не замечают. Вся жизнь такой семьи характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения между членами - ригидностью и деспотичностью, им приходиться тщательно скрывать неприятные семейные тайны от окружающих. В правилах семьи значительное место занимают запреты свободно выражать свои потребности и чувства, часто используются эмоциональные репрессии. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.
Отличительной особенностью этого типа семей является то, что формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне) или уже исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагополучному психологическому климату в семейной группе.
В семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей:
- недостаточная забота;
- неправильный уход и питание;
- физическое и сексуальное насилие;
- игнорирование душевного мира и переживаний.
Следствием этого является чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.
Среди явно неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, у которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего, алкоголя. Человек, страдающий от алкоголизма, вовлекает в свое заболевание всех близких людей.
Чаще всего родители из неблагополучных семей провели свое детство в алкогольных семьях или в семьях с другими формами неблагополучия. Жизнь в таких семьях связана с постоянным ожиданием стресса, оскорбления, боли (физической или психологической), которое постепенно превращается в привычку, становится образом жизни. Даже после того, как все заканчивается, человек продолжает жить так, будто это может повториться в любой момент. За время жизни в алкогольной семье ребенок вырабатывает свои принципы выживания:
- «не выражай открыто своих чувств - это могут использовать против тебя»;
- «не верь никому, даже родным»;
- «не открывайся, не подпускай никого слишком близко, не рассказывай о своих слабостях и проблемах…».
С возрастом люди забывают, что это правила, существовавшие только в родительской семье, и распространяют их на весь мир и навсегда. Повзрослев, они находят таких же израненных партнеров и воспроизводят систему отношений своей родительской семьи. Это семьи с «хроническим неблагополучием». Только работа с несколькими поколениями таких семей позволит сказать, что семья «выздоровела» и может стать условно-адаптированной.
Для неблагополучной семьи характерна амбивалентность всех сторон ее жизни. Такая семья неупорядочена, непредсказуема, поэтому дети часто не знают, какие их чувства нормальны, а какие - ненормальны. Это приводит к нечеткости границ личности ребенка, теряются твердость психологической почвы («Я - размытость»), появляется нечеткость границ своего «Я», «Я- Отрицание».
Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, поэтому ребенку бывает трудно распознать правду. Взрослые пытаются отрицать негативный характер событий, происходящих в семье, из-за чего ребенок перестает понимать, что на самом деле совершается вокруг него.
Потребности ребенка в такой семье удовлетворяются от случая к случаю, не в полном объеме, поэтому он испытывает дефицит внимания к себе со стороны взрослых, следствием чего является закономерное желание привлечь внимание к себе любыми доступными способами, включая девиантные и делинквентные формы поведения.
Низкая самооценка. Система воспитания в неблагополучной семье заставляет ребенка поверить в то, что он в какой-то степени виноват в происходящем: был недостаточно хорошим, совершил много ошибок, следовательно, «заслуживает» все то плохое, что с ним происходит. Все это приводит к постепенной утрате самоуважения и переносе вины взрослых на себя.
Своеобразным индикатором психологического климата семьи является эмоциональное состояние и поведение матери. Утрата ею моральных принципов - всегда деструктивный, разрушительный процесс, как для себя самой, так и для других.

3. Основные задачи деятельности по выявлению и учету семейного неблагополучия

Основными задачами деятельности по выявлению и учету семейного неблагополучия являются:
- выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних;
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений или иных антиобщественных действий несовершеннолетних;
- оказание социально – психолого - педагогической и медицинской помощи несовершеннолетним;
- проведение комплексной работы по социальной реабилитации семей, находящихся в социально-опасном положении;
- реабилитация несовершеннолетних, являющихся жертвами насилия.

4. Источники и способы получения информации
Источниками и способами получения информации являются:
- обращения граждан;
- заявления родственников;
- обращения несовершеннолетних;
- информации должностных лиц;
- результаты проведения рейдов;
- результаты рассмотрения материалов на заседании районной комиссии по делам несовершеннолетних.

5. Субъекты взаимодействия

1. Районный отдел внутренних дел, инспекция по делам несовершеннолетних.
2. Сектор охраны прав детства отдела образования, спорта и туризма райисполкома.
3. Социально-педагогический центр.
4. Образовательные учреждения: дошкольные, общеобразовательные.
5. Районная центральная больница: женская консультация, детское отделение.
В случае подтверждения семейного неблагополучия (наличия признаков семейного неблагополучия) информация передается в районную комиссию по делам несовершеннолетних, в сектор охраны прав детства отдела образования, спорта и туризма, в социально-педагогический центр и другим заинтересованным службам, которые организовывают индивидуальную социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, социальный патронат над семьей, профилактическую работу по предупреждению социально опасных ситуаций в семье с целью стабилизации внутрисемейных отношений на ранних стадиях семейного неблагополучия и снижения количества семей и детей, находящихся в социально опасном положении.

6.Принципы работы по ранней профилактике неблагополучия в семьях:

Принципами работы по ранней профилактике неблагополучия в семьях являются:
- подключение к процессу социально-педагогической поддержки ребенка и его семьи всех субъектов системы профилактики (органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, отдел полиции, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, Центр социальной помощи семье и детям);
- тесное взаимодействие с семьей ребенка.

7.Типы неблагополучных семей

Неблагополучные семьи подразделяются на семьи:
- с явной (открытой) формой неблагополучия;
- со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные).
Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия имеют низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, родители ведут аморальный, противоправный образ жизни. Жилищно-бытовые условия такой семьи не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.
Работа специалистов с такими семьями должна осуществляться в тесном контакте с правоохранительными органами, органами здравоохранения, образования, опеки и попечительства, а также социальными службами. Для данного типа семей необходима активная и продолжительная поддержка со стороны специалистов.
К этой же категории семей можно отнести и конфликтные семьи, которым присущи супружеские скандалы, грубость, взаимные угрозы, оскорбления, разрушенное чувство любви, уважения, долга, ответственности, частое нарушение детьми норм поведения.
Семейные конфликты провоцируют у ребенка внутриличностные проблемы: эмоциональную нестабильность, неуверенность в себе, тревожность, замкнутость, отчужденность. Социализация ребенка деформируется, он усваивает сценарий конфликтного поведения для воспроизведения его в будущих семейных отношениях и отношениях с другими людьми.
Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания детей, на первый взгляд, незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, такие семьи оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия).
Отличительной чертой всех неблагополучных семей является жестокое обращение родителей со своими детьми. Если в семьях с открытой формой неблагополучия, жестокость по отношению к ребенку и пренебрежение его основными нуждами хорошо видны окружающим, то в семьях со скрытой формой подобное обращение с ребенком тщательно скрывается длительное время. Однако в том и другом случае последствия такого обращения со стороны родителей для развития ребенка одинаковы - отставание в физическом, интеллектуальном развитии, нарушение эмоционально-волевой сферы и т.д.
Физическое и психическое развитие детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, отличается от развития благополучных сверстников и характеризуется: замедленным темпом психического созревания, низким уровнем интеллектуального развития, бедной эмоциональной сферой и воображением, поздним формированием навыков саморегуляции и правильного поведения. Все это в сочетании с раздражительностью, вспышками гнева, агрессией, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью провоцирует конфликты со сверстниками.
Следовательно, неблагополучная семья оказывает отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, следствием чего являются ранние поведенческие отклонения.
Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка в неблагополучной семье, является созависимость матери. Созависимая жена, поглощенная заботой о пьющем муже, забывает о детях, которые больше, чем муж, нуждаются в ее участии и поддержке. Свое предназначение она видит в том, чтобы в одиночку «тащить семейный воз»: изо всех сил стремится содержать в порядке дом, одеть и накормить детей, но эмоционально остается для них недоступной. Вся ее энергия ушла на решение бытовых проблем, а просто на то, чтобы выслушать ребенка или побыть с ним рядом, у нее не остается ни времени, ни сил. Это ей кажется второстепенным.
Многие поступки созависимых жен мотивированы страхом: они полны тревожных предчувствий, вечного ожидания плохого, потому что действия мужа, больного алкоголизмом, непредсказуемы. Из-за опасений, что с ее близкими может что-то случится, мать усиливает свой контроль за ребенком. Неспособность корректировать свои действия в соответствии с требованиями ситуации вызывает у созависимой женщины развитие ригидности, что не улучшает ее отношения с ребенком, а только ухудшает, усиливая его (ребенка) эмоциональную материнскую депривацию.
Ригидность созависимых женщин может иметь различные формы:
- поведенческая ригидность выступает как негибкость (стереотипность) ежедневных, рутинных действий;
- духовная (моральная) ригидность предполагает, что все оценки лежат в плоскости «хорошо – плохо», а стандарты ожидаемого поведения абсолютны;
- эмоциональная ригидность сказывается в том, что созависимые имеют тенденцию попадать в ловушку одного-единственного чувства (например, вины, гнева, жалости);
- ригидность ролевых функций появляется склонностью судить и осуждать других.
Семейная атмосфера, отягощенная обстоятельством наличия в доме пьющего, усугубляется еще и указанными выше психологическими характеристиками созависимых членов, в первую очередь, жены. Ригидность мыслей, чувств, форм поведения исключает разнообразие оттенков, плавных переходов, существующих между крайностями. В силу этого супружеские отношения также тяготеют к крайностям, во многом зависят от ситуации: супруги легко переходят от любви к ненависти, от подъема настроения к депрессии, от эмоционального отчуждения к интимности.
Подобные взаимоотношения между супругами не могут не сказаться на личности детей, которым трудно уловить и понять смысл резко меняющихся отношений родителей друг к другу и к ним. Все это еще больше усугубляет проблему дисфункции семьи, для решения которой ни один из супругов не предпринимает действенных мер. Кроме того, созависимый супруг со временем по своим психологическим характеристикам становится все больше похожим на больного алкоголизмом (созависимых жен часто называют сухими алкоголиками), является почти его зеркальным отражением.
Известно, что больные алкоголизмом часто используют отрицание как примитивный механизм защиты. В частности, пьющий муж отрицает причинную связь между своим пьянством и теми проблемами, которые возникают в результате этого. Созависимая жена также не видит связи между алкоголем и семейными проблемами. Как пьющий не хочет, чтобы его расценивали как алкоголика, так и жена не желает быть признанной жертвой. Поэтому ни тот, ни другой не хотят признать своих проблем.
Сходство созависимоси и алкоголизма ученые видят также в том, что:
а) каждое из этих состояний представляет собой первичное заболевание;
б) и то, и другое состояние приводит к ухудшению и деградации в соматической, психической, эмоциональной и духовной сферах;
в) без вмешательства в течение каждого из состояний оно может привести к преждевременной смерти;
г) выздоровление от созависимости требует системного сдвига на характерологическом уровне.

8.Основные проблемы неблагополучных семей

Основные проблемы, с которыми сталкивается большинство неблагополучных семей:
низкая материальная обеспеченность;
отсутствие доверительных отношений между членами семьи;
алкоголизм одного или обоих родителей;
эмоционально напряженная атмосфера в семье;
неуспеваемость школьников в учебе;
плохая адаптация ребенка к среде сверстников;
неорганизованный отдых и досуг детей;
неумение найти дополнительный заработок;
незнание своих социальных льгот, неумение вовремя обратиться за помощью, незнание, куда обратиться за помощью;
низкая общая и санитарно-гигиеническая культура.

Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:
Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а
не сотрудничающих друге другом.
Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.
Если у ребенка уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических осмотров. А тот потом сам решит, что сделать.
Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи - только отношения к ребенку.
Всем хорошо известны последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье
детская безнадзорность и беспризорность.
побеги из дома.
половая распущенность.
правонарушения и преступная деятельность.
алкоголизм.
Работу с такими детьми нужно вести дифференцированно. Для удобства этой работы можно выделить три группы семьи:
1. Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.
2. Семьи с низкой педагогической культурой родителей, где допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.
3. Семьи, в которых допускается безнадзорность детей по разным причинам разлад в семье, занятость родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью.

10. Приемы коррекционной работы с неблагополучными семьям

1. УБЕЖДЕНИЕ - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;
2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;
3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:
4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;
5. НРАВСТВЕННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ по формированию нравственных качеств.

№ Направления работы с неблагополучной семьей Формы работа с неблагополучной семьей.
1 Диагностика семейного неблагополучия. наблюдения специалистов;
анкетирование детей и родителей;
тесты;
интервью узких специалистов;
мини-консилиумы;
тренинги;
анализ документов;
анализ продуктов детского творчества;
заявки семьи на оказание помощи;
анализ состояния здоровья детей;
анализ развития, успеваемости.
2 Индивидуальная помощь неблагополучной семье. советы по преодолению сложных жизненных ситуации;
консультации специалистов;
семейная терапия;
индивидуальные беседы;
индивидуальный социальный патронат семей;
психотерапия.
3 Групповая работа с родителями из неблагополучных семей. группы риска;
спортивные группы;
тренинговые группы;
консультирование;
семейные вечера;
родительские собрания.
4 Профилактика семейного неблагополучия. родительский всеобуч;
ознакомление с психолого-педагогической литературой;
обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;
семинары для учителей и родителей;
лектории для подростков;
устройство на работу;
летний лагерь;
дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.

Ирина Репенкова
Профилактика социального «семейного неблагополучия» (консультация педагогов)

В современном российском обществе научные исследования приводят факты снижения внимания к семье, семейному образу жизни , семейной политике . Данные ценности не воспринимаются государством в числе приоритетных направлений и, как следствие, в этой сфере нарастают негативные тенденции : значительный рост семейного насилия , социального сиротства , одиночно-холостяцких настроений, увеличение числа альтернативных форм брака и родительства без юридического оформления, разводов и малодетных семей .

Исследователи приходят к выводу, что этому способствуют причины неумения родителей воспитывать собственных детей и у каждого они свои и разные. Более типичные случаи выделяет И. В. Крупина :

Однодетность семьи приводит к тому, что дети не вырабатывают навыков общения.

Не передаётся из поколения в поколение опыт по обучению и воспитанию детей.

Утрачиваются традиции народной педагогики , которые воспитывали бы здоровый образ жизни и здоровый образ мыслей.

Социальные и экономические трудности снижают уровень положительного внутрисемейного настроя и не способствуют созданию благоприятных условий для полноценного семейного воспитания и обучения детей.

Низкий уровень интереса родителей к психолого-педагогической литературе , их недостаточная информированность и педагогическая неподготовленность .

Этих и ряда других причин достаточно чтобы понять, что необходимы семейная политика , которая укрепляла бы положение семьи в обществе, обеспечивала социально -правовую защиту проблемных семей , помогала бы осознать ответственность родительства в воспитании детей, изменить отношение к собственному образу жизни, своему здоровью, и подготовленные кадры, способные квалифицированно и профессионально взаимодействовать с семьёй.

Успех в профилактике социального благополучия зависит от партнёрского взаимодействия всех специалистов, работающих с детьми.

Семья считается неблагополучной , если родители :

Не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;

Не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка (детей) ;

Отрицательно влияют на их поведение;

Жестоко обращаются со своими детьми;

Страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;

Создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка (детей) .

Неблагополучные семьи . К этой категории относятся семьи, в которых нарушены внутрисемейные отношения , что приводит к серьезным деформациям личности ребенка, его социализации .

В основу классификации таких семей положен принцип нарушения внутрисемейных отношений .

Конфликтная семья (до 60% распространения) – это семья, где преобладает конфронтационный стиль отношений, где есть разводящиеся, разведенные родители, живущие под одной крышей, где часты семейные скандалы и т . д.

Аморальная семья – криминальная группа, где нарушаются права ребенка, что согласно Конвенции о правах ребенка, включает :

жестокое обращение, физическое, сексуальное насилие (см. жестокое обращение с детьми, вовлечение детей в криминальную деятельность родителей, в употребление алкоголя, наркотиков;

невыполнение родителями обязанностей по жизнеобеспечению ребенка (питание, лечение) при наличии в семье условий для их выполнения;

торговля детьми или передача их третьим лицам с любой целью.

Дезорганизация семьи. Дезорганизация семьи – невыполнение семьей ее функций, нарушение ее структуры.

педагогически несостоятельная семья – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры ; нежеланием эти ошибки видеть и исправлять, сознательным настраиванием ребенка на неприятие им социальных норм , социальной морали , нравственности;

асоциальная семья , где с рождения дети воспитываются в обстановке пренебрежения к общепринятым нормам, воспринимают навыки противоправного и девиантного поведения, что приводит к бродяжничеству, хулиганству, пьянству, наркомании и т. д.

Известный американский социолог У . Дж, Гуд определил семейную дезорганизацию как «разрыв семейного единства , нарушение структуры социальных ролей , когда один или более членов семьи не могут точно выполнять свои ролевые обязанности».

Главные формы семейной дезорганизации по У . Дж. Гуду :

неполная семейная группа , незаконнорожденность. В данном случае семья никогда не существовала. А потенциальные отец-мать никогда не выполняли своих функций;

распад семьи из-за намеренного ухода одного из супругов : аннулирование брака, разделение, развод, когда индивид длительное время находится вне дома, ссылаясь на работу;

семья как «пустая оболочка» , когда родители живут вместе, но не выполняют своих обязанностей в области эмоциональной поддержки друг друга, не имеют физической близости;

семейный кризис , когда длительно ненамеренно отсутствует один из супругов (болезнь, смерть, заключение в тюрьму, катастрофы, войны, землетрясения, депрессии);

внутренние катастрофы, связанные с ненамеренным невыполнением главной роли члена семьи из-за умственной, эмоциональной или физической патологии.

Факторы, скрепляющие семью :

эмоциональная близость;

физическая близость;

совместное проживание, ведение домашнего хозяйства и воспитание детей;

юридическая фиксация брака;

духовная близость и освещение брака церковью.

Наиболее хрупкой является семья как «пустая оболочка» . Она отмечается у 60% всех семей , когда сохраняется общее хозяйство, вместе воспитываются дети, но родители не имеют ни физической, ни эмоциональной близости.

Основная задача образования - дать каждому ребёнку тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.

Цель социально- педагогической деятельности - создание благоприятных условий для реализации прав ребёнка в учебном заведении, т. е. условий для развития нравственной, толерантной, физически здоровой и социально активной личности , способной к творчеству, самоопределению и самосовершенствованию.

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи :

Изучение психолого-педагогических особенностей личности, условий жизни обучающихся, выявление их интересов и потребностей, трудностей и проблем;

Выявление причин возникновения у учащихся

o проблем в обучении,

o проблем в поведении,

o правонарушений, и принятия мер по их устранению;

o оказание помощи и поддержки воспитанников и их семей , относящимся к различным категориям социальной незащищённости (из неблагополучных семей , воспитанник, находящиеся под опекой, воспитанник-инвалиды, малообеспеченных семей ).

Особое внимание приходится уделять неблагополучным семьям , которые имеют часто целый комплекс проблем.

Поэтому для эффективного решения поставленных задач необходимо взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса : учащимися, родителями, педагогическим коллективом и социальными службами города .

Внутри ДОУ необходимо организовать совместную работу с администрацией, психологом. При необходимости с вопросами по социально- педагогической деятельности можно организовать выступления на педсовете. Одна из функций – быть посредником во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения с вкючением специалистов различных служб города, оказывающих помощь ребёнку и семье.

Во взаимодействии с отделом по делам несовершеннолетних осуществляется планомерная систематическая работа по следующим направлениям :

Совместные рейды в неблагополучные семьи , при посещении которых проводятся профилактические беседы , разъяснительная работа;

- профилактика правонарушений среди несовершеннолетних (совместные беседы с инспектором, круглые столы, выступления на родительских собраниях).

Комиссия по делам несовершеннолетних осуществляет профилактику безнадзорности и правонарушений среди детей, защиту их прав. В комиссию и УВД приходится обращаться в ситуациях, требующих дополнительных мер по привлечению родителей к исполнению своих обязанностей и в тех случаях, когда социально- педагогические меры не имеют положительного результата.

Действия сотрудников образовательных учреждений.

В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком :

1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка, тел. 5-32-91; ММО ПДН тел. 2-47-00, 02; МОУО тел. 2-42-93 (Торгашева Светлана Викторовна) ;

3) специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудника органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования;

4) по итогам проведенных мероприятий руководитель образовательного учреждения немедленно направляет в правоохранительные органы информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком, зафиксировав номер исходящего сообщения, приложив акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству;

5) руководитель образовательного учреждения направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, зафиксировав номер исходящего сообщения, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.

Разделы: Социальная педагогика

Эпиграф: Нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. В.А.Сухомлинский

Любая деятельность начинается с изучения исходного состояния, анализа ситуации и проблем, которые ее характеризуют. Без этого невозможно успешно осуществить целеполагание, прогнозирование, планирование и организацию работы. Чтобы своевременно начать работу по ранней профилактике неблагополучия в той или иной семье, нужно, во-первых, выявить эти семьи и их проблемы, а во-вторых, определить очередность их решения в соответствии со степенью актуальности для каждой конкретной семьи.

Именно поэтому каждый учебный год в МБОУ ООШ №2 начинается со знакомства и изучения особенностей каждой поступившей в школу семьи. Вначале это работа со списками первоклассников. Беседы с учителем, который принял 1-ый класс. Выявление малообеспеченных, многодетных, опекунских и конечно неблагополучных семей. Чаще всего неблагополучные семьи, которые поступают в школу, уже выявлены в детском саду.

Информация о таких семьях поступает в школу перед учебным годом из детских садов “Мишутка” и “Солнышко”, которые находятся в микрорайоне школы. Социальные педагоги детских садов, своевременно направляют подробную информацию о проблемных, неблагополучных и опекунских семьях. Благодаря этому, семьи ставятся на внутришкольный учет, и с ними планируется профилактическая работа.

В начале учебного года каждый классный руководитель заполняет Социальный паспорт класса, в котором отражает все особенности своего классного коллектива. Для того, чтобы качественно заполнить социальный паспорт, классные руководители посещают семьи (особенно вновь прибывших детей, детей состоящих на учете в школе, а также всех обучающихся при смене классного руководителя и семьи первоклассников), проводят индивидуальные беседы, классные родительские собрания. В результате в конце сентября составляется Социальный паспорт школы, в котором имеются как числовые данные, так и списки различных категорий детей. Одновременно пополняется и изменяется банк данных о неблагополучных семьях, детях находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в помощи педагогического коллектива. Информация доводится до сведения всего коллектива, а обновленный банк данных получает директор школы, заместитель директора по УВР, психолог.

На каждого трудного подростка и на неблагополучную семью заводится карта, где отражаются особенности семьи, сведения о бытовых условиях, информация о родителях, о ребенке, указываются основные причины неблагополучия в семье, отклонения в поведении и развитии подростка.

В начале учебного года составляется график проведения школьных рейдов по семьям обучающихся. Рейды проводятся ежемесячно, в них принимают участие все классные руководители, социальный педагог, заместитель директора по УВР. Школьные рейды практикуются в нашей школе уже 5-ий год и оправдывают себя.

Посещение семьи – дело сложное, тонкое, исключающее поспешность. Малейшая недоработка - и семья, так остро нуждающаяся в помощи, не сможет раскрыться, поведать о своих бедах. Поэтому целью школьных рейдов является не только обследования условий воспитания, но и налаживание контакта с семьей, выяснение возможности оказания помощи. Учителя дают советы родителям, как помочь ребенку выполнить домашнее задание, как устранить проблемы с учебой, я информирую о том, какую социальную помощь может оказать школа, куда обратиться за помощью. Выясняем, как организован досуг ребенка, убеждаем в необходимости посещать кружки, секции, объединения. Обычно в 1-ом рейде мы посещаем неблагополучные семьи, которые поступили в школу с начала учебного года.

Школьные рейды фиксируются в специальном журнале, записывается, кто принимал участие в рейде, какие семьи были посещены. Более подробная информация записывается в карте семьи или обучающегося. Результаты посещения семей во время школьного рейда доводятся до сведения классных руководителей посещенных обучающихся.

Важно, чтобы классные руководители, не только ждали помощи от социального педагога, а иногда и перекладывали свои обязанности на его плечи, но и сами активно оказывали помощь неблагополучной семье или подростку, вовремя информировали о проблемах, взаимодействовали со всеми участниками образовательного процесса в интересах ребенка.

Таким образом, проводимая в начале учебного года работа всего педагогического коллектива, позволяет максимально выявить неблагополучные семьи и проблемных подростков и спланировать с ними профилактическую работу на учебный год.

Принципы работы школы по ранней профилактике неблагополучия в семьях:

Создание атмосферы доверительных отношений между классным руководителем, социальным педагогом, психологом и самим ребенком;

Подключение к процессу социально-педагогической поддержки ребенка и его семьи всех субъектов системы профилактики (органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, отдел полиции, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, Центр социальной помощи семье и детям);

Тесное взаимодействие с семьей ребенка.

Можно выделить основные проблемы, с которыми сталкивается большинство неблагополучных семей:

  • низкая материальная обеспеченность;
  • отсутствие доверительных отношений между членами семьи;
  • алкоголизм одного или обоих родителей;
  • эмоционально напряженная атмосфера в семье;
  • неуспеваемость школьников в учебе;
  • плохая адаптация ребенка к среде сверстников;
  • неорганизованный отдых и досуг детей;
  • неумение найти дополнительный заработок;
  • незнание своих социальных льгот, неумение вовремя обратиться за помощью, незнание, куда обратиться за помощью;
  • низкая общая и санитарно-гигиеническая культура.

Такая семья не выполняет своих традиционных функций (воспитательной, коммуникативной, регулятивной, создание атмосферы счастья) и не оправдывает ожиданий общества.

Большинству неблагополучных семей требуется социально-педагогическая поддержка и помощь с тем, чтобы они перечисленные выше функции более успешно выполняли.

Ведь семья – это первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, приобретения коммуникативных умений и навыков, опыта человеческого взаимопонимания, профессиональное самоопределение. В семье складываются нравственный облик и характер ребенка, его отношение к людям и окружающей действительности. Поэтому школе не безразлично, что происходит в семье.

Виды помощи семье, которую может оказать школа с целью ранней профилактики неблагополучия:

  • помощь в обеспечении повышения доходов семьи через предоставление бесплатного питания, определение детей в бесплатные лагеря на каникулах;
  • сбор денежных средств и вещей, оказание гуманитарной помощи;
  • оказание помощи в получении различных льгот и пособий, предоставление информации о них;
  • организация досуга детей, организация летнего отдыха;
  • информирование о работе различных служб;
  • психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч);
  • психологическая коррекция семейных отношений в процессе семейного консультирования;
  • правовое просвещение родителей, пропаганда здорового образа жизни;
  • организация благоприятной социальной среды в семьях;
  • помощь детям в преодолении затруднений в учебе (дополнительные занятия, индивидуальное обучение, определение в ГПД);
  • помощь в выборе образовательного пути;
  • обучение способам повышения самооценки;
  • консультации по вопросам профессиональной ориентации подростков;
  • обеспечение условий для получения детьми некоторых профессиональных навыков (определение в трудовые бригады, организация занятий педагогического класса, работа подростков в лагерях в качестве вожатых);
  • учет и предупреждение асоциально-аморального поведения родителей;
  • предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в семье;
  • индивидуальное консультирование;
  • взаимодействие и контакт с учреждениями системы профилактики.

В заключении можно выделить основные формы и методы работы школы по ранней профилактике неблагополучия в семьях:

  1. Своевременное выявление трудностей и проблем в семье.
  2. Определение конкретных видов социально-педагогической и психологической помощи.
  3. Реализация помощи через взаимодействие всех заинтересованных лиц в образовательном учреждении с семьей ребенка, а также с привлечением органов и учреждений системы профилактики.

Основная цель современной семейной политики, заключается в сохранении семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи. Для взрослого человека семья – это источник удовлетворения жизненно важных социальных потребностей, но в то же время это и малый коллектив, предъявляющий различные, порой сложные, требования к каждому ее члену. Для ребенка же семья – это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основная цель современной семейной политики, заключается в сохранении семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи.

Для взрослого человека семья – это источник удовлетворения жизненно важных социальных потребностей, но в то же время это и малый коллектив, предъявляющий различные, порой сложные, требования к каждому ее члену. Для ребенка же семья – это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Бывают ситуации, когда семья переживает внешний или внутренний кризис – изменение состава семьи, развод, болезнь, смерть какого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья и.т.д. И конечно в таких случаях снижается уровень и качество жизни, и семья из благополучной и стабильной семьи переходит в статус проблемной, кризисной. Многие семьи адаптируются к трудностям и пытаются найти выход из создавшейся ситуации, другие же не могут справиться с нарастающим потоком проблем, впадают в депрессию, снижается их социальная активность, начинают злоупотреблять алкоголем, как последствие появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе своих детей. И именно в этот момент необходимы профилактические и реабилитационные меры поддержки, когда есть шансы на восстановление и сохранение семьи. Но так как многие семьи считают, что «выносить сор из избы не стоит», в социальные службы не обращаются и даже агрессивно относятся к какому либо вмешательству со стороны социальных работников.

Актуальна проблема ещё и тем, что растет число различных негативных тенденций: за последнее время очень остро стоит проблема детоубийства, детского суицида, детской проституции, дети лишенные заботы родителей, оказываются на улице. Безнадзорные и беспризорные дети попадают под негативное влияние и вовлекаются в различные правонарушения. По данным аппарата уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ Павла Астахова, за последнее десятилетие число детей, пострадавших от рук собственных родителей, возросло в 1,7 раза: с 2269 человек в 2002 году до 4091 человека в 2011-м. По официальным данным МВД РФ, в течение 2010 – 2011 гг. матери убили 268 новорожденных (еще примерно столько же собственных детей родители убивают не сразу после рождения, а спустя какое-то время). И статистика по убийствам детей, по словам Астахова, демонстрирует страшную тенденцию: более половины таких преступлений совершаются близкими ребенку людьми. Россия в пятерке стран-лидеров по этому показателю, - вместе с Колумбией, ЮАР, Ямайкой и Венесуэлой.

Раннее выявление неблагополучных семей и профилактика семейного неблагополучия становится актуальной проблемой в наше время. Если 10 лет назад была актуальна проблема материальной поддержки малообеспеченных семей, то сейчас по мере улучшения социальной ситуации, проблема материального обеспечения отходят на второй план и более актуальной становиться проблема профилактики семейных дисфункций. На данный момент нет определенных технологий для работы с семьей, в России так и не заработал механизм выявления семейного неблагополучия. Ситуация с детскими суицидами в России остается крайне тревожной. На 100 тысяч детского населения приходится 19,8 случаев суицидов. Большинство детоубийств и случаев детского суицида, считают психологи, обусловлены кризисными явлениями в семье и различными психическими расстройствами

Социальная поддержка семьям и несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, заключается в реабилитационной помощи семьям и детям, но она ориентирована на оказание адресной помощи, только тех, кто за ней обратился в заявительной форме, либо по предписанию других объектов профилактики. Индивидуальная профилактическая работа осуществляется в соответствии с социальным паспортом и программой социальной реабилитации. Детей определяют в социально-реабилитационные центры. Предполагается, что за это время родители должны решить проблемы семьи, но чаще всего это безработные, страдающие алкоголизмом родители и их практически невозможно реабилитировать. Поэтому, часто приходиться прибегать к карательным мерам и лишать их родительских прав. И чем глубже степень семейного неблагополучия, тем больше семьи закрываются от внешнего мира, теряют коммуникативные связи, нарушается и поведение детей, разрушаются детско-родительские отношения.

Таким образом, нужны превентивные меры, которые позволят выявить случаи социального неблагополучия семей на ранних стадиях, когда реабилитационные меры помогут сохранить семью.

Неблагополучные семьи – это болезнь нашего общества, и очень важно не запустить эту болезнь до оперативного вмешательства, а на ранних стадиях предоставить комплекс необходимых мер направленных на сохранение семьи и её жизнедеятельности.

Список используемой литературы:

  1. «Методические рекомендации по организации индивидуальной профилактической работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социальном положении, в управлениях социальной поддержки населения муниципальных образований городов и районов Республики Хакасия» Министерство труда и социального развития Республики Хакасия 2007г.
  2. По материалам Международная научно-практическая конференция на тему “Убийство родителями новорожденных детей: причины и профилактика”.
  3. Работа специалистов с неблагополучной семьёй Олиференко Л. Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей “группы риска”. Учебное пособие для студентов высших учеб. Заведений/ Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева М.:Издательский центр “Академия”, 2010.
  4. Сайт Совета Федерации
  5. ФЗ №120 от 24.06.1999г « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Анализ социальной профилактики семейного неблагополучия (результаты исследования)

Основными направлениями деятельности Центра является профилактика детской безнадзорности, социального сиротства и семейного неблагополучия, работа с несовершеннолетними и семьями по восстановлению и сохранению утраченных семейных связей, оказание комплексной (социально-правовой, психолого-педагогической и медицинской) помощи несовершеннолетним, членам их семей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Важным отличием центра от других типов учреждений является его направленность на профилактику, предупреждение разных видов семейного неблагополучия.

Для ранней профилактики семейного неблагополучия основными направлениями деятельности специалистов Центра является восстановление функций семьи, оптимизация детско-родительских отношений, создание условий для формирования ответственного родительства, что обеспечивает нормальное воспитание и образование ребенка в семье, восстановления утраченных семейных связей и формирования осознанной родительской позиции.

Особую роль в этой системе целенаправленной профилактической деятельности специалистов Центра отводится следующим элементам:

Формирование у детей и подростков позитивных стандартов здорового образа жизни, сознательного отношения к обязанностям родителей;

Психолого-педагогическое сопровождение родительства на разных стадиях его становления;

Раннее предупреждение неблагоприятных воздействий со стороны семьи (в кризисные для нее моменты) на развитие ребенка;

Пропаганда позитивного образа современной семьи, материнства и отцовства;

Специалисты Центра в работе с семьей руководствуются следующими принципами:

1. Принцип своевременности предусматривает раннее выявление семейного неблагополучия, трудных жизненных ситуаций, в которых оказались семьи и дети, а также факторов детской безнадзорности и социального сиротства. Реализация этого принципа дает возможность предотвратить скатывание семьи к критической границе, за которой лежит полное отчуждение от родителей, а социальные отклонения в жизнедеятельности последних перерастают в асоциальную, противоправную деятельность. Своевременное выявление неблагополучной семьи помогает избежать крайней меры - лишения родительских прав.

2. Принцип гуманизма выражает готовность сотрудников прийти на помощь семье. Способствовать ее социальному благополучию, защищать права и интересы.

3. Принцип индивидуального подхода предполагает учет социальных, психологических, функциональных особенностей конкретной семьи и ее членов при выборе форм воздействия, а в дальнейшем и взаимодействия и реабилитации.

4. Принцип стимулирования внутренних ресурсов семьи - настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми. Принятие решения обратиться за помощью к специалистам (например, наркологу), если необходимо.

5. Принцип интеграции усилий, комплексный подход - объединение усилий социальных служб, государственных учреждений и общественных организаций для наиболее эффективного содействия семье.

Специалистами Центра уделяется большое внимание раннему выявлению неблагополучных семей с целью изучения их условий жизни, оздоровления их морально - психологического климата, оказания реальной помощи и поддержки.

Эффективно работает “телефон доверия”. Кроме того, что оказывается консультативная и экстренная психологическая помощь, по сигналам, поступившим на его номер, специалисты часто выезжают на места для решения проблем, с которыми столкнулись ребенок и его семья.

В процессе исследования было проведено анкетирование 30-ти неблагополучных семей, которые дали количественные данные (неблагополучных семей, состоящих на учете в этом Центре).

В результате исследования было выявлено, что неблагополучные семьи, пользующиеся услугами Центра в основном - малообеспеченные (76%), и только 24% -с достатком. Из них только 30% это полные семьи, а остальные 70% неполные (рис.7)

Рис.7

Возраст матерей, чьи семьи пользуются услугами Центра в основном: 36-45 лет (62%),26-35 лет (20%),46-55 лет (12%) и 21-25 лет (6%). (рис.8)


Рис.8

В среднем в неблагополучных семьях по 2 ребенка (63%), 1 ребенок у 20% семей, реже встречаются многодетные семьи 17%. (рис.9)


Рис.9

Доброжелательность и уважение в атмосфере семьи присутствуют в 23% семей; бодрость, радостное настроение, юмор в 14% семей; спокойствие, уравновешенность в 10% семей; нервозность, отчужденность в 36% семей, в 17%семейпроявляетсяфизическая агрессия. (рис.10)


Рис.10

По мнению родителей, ребенок ждет от семьи, в которой живет, хорошей организации быта - 19%, радости и общения 44%, покоя и защищенности 37%. (рис.11)


Рис.11

Более всего заботит в семье родителей, здоровье детей- 49%, хорошая учеба детей - 13%, трудовое участие детей в жизни семьи - 13%, настроение детей и причины его изменения-25%. (рис.12)


Рис.12

Наиболее частые проблемы, с которыми обращаются в Центр семьи это:

Нетрудоспособность - 51%; зависимость(алкогольная)одного из супругов-35%; отсутствие пособий и выплат-4%; задолжность по ЖКХ-10%. (рис.13)


Рис.13

Из числа опрошенных семей только 5% знают, какие льготы им положены по закону, и пользуются ими, остальные не знают -53%, знают, но не пользуются -25%, и 17% затрудняются ответить. (рис.14)


Рис.14

Делая выводы, мы можем сказать, что в Центре уделяют внимание социальной профилактике с неблагополучными семьями, но их деятельность недостаточно направлена и эффективна. Из всего изложенного видно, что проблемы в социальной профилактике семейного неблагополучия есть и их нужно правильно решить. Для этого мы в результате исследования разработали практические рекомендации.

Вода в ванной начала потихоньку остывать, и я потянулся было отвернуть вентиль с горячей, но не получилось. Тело будто бы стало не моё. Лёжа на спине по горло в остывающей воде, я смотрел в потолок и видел твоё лицо вместо потолка. Ещё там были верхушки сосен, проносящийся над ними звёздный хоровод, месяц с острыми краями серпа, мигающий почти игрушечный самолёт, одинокий Меркурий, радостная Венера, Марс кирпичного цвета, твои слегка раскосые северные глаза, моя мечта о полярном круге, путешествие на оленях и бег по северному сиянию. На краю ванны стоит бутылка коньяка, и я стараюсь нашарить хотя бы её. Получается. Она покрылась потом. Нужно её подхватить и спрятаться от того, что тебя больше нет. Крепко ухватить бутылку у меня не получается, руки слушаются так себе. Коньяк закачался на краю ванны. Ну, не может же он ухнуть на пол - это будет несправедливо, лучше пусть ко мне в воду, тут я его быстренько выловлю. Но коньяк решение уже принял...

Ходить есть гамбургеры, мы с тобой не ходили. У тебя была к ним серьёзнейшая непереносимость. Теперь же я себе это позволяю. Беру сразу несколько, к ним кока-колы большой стакан и сажусь где-нибудь в центре зала. Вокруг все едят и не обращают на меня никакого внимания. Очень замечательно. А я слушаю их разговоры.

Короче, мы вчера до двух ночи болтали. Вот пристал ко мне сил нет. Всё чего-то предлагает, зовёт, цветы по одной штучке таскает.

А ты его чего?

Чего я его?! Я его контролирую. «Возбудим, но не дадим». Пусть мучается.

Переставляю стакан кока-колы с левой стороны стола на правую, перекладываю, обёртки от гамбургеров и сладкого пирожка туда же. Пристально изучаю края подноса, провожу по периметру пальцем, начинаю тыкать чего-то на мобильном.

А летом купаться мы на Карьеры песчаные ездим.

Ага, там лес такой замечательный. Сосновый. Обувь скидываешь и идёшь по песочку, иголки сосновые иногда легонько впиваются в ступни, но это ничего. Главное, до воды добраться, не наступив на мятые пивные банки, на упаковки от сухариков, кальмаров, на зубочистки, на шелуху от семечек, на колбасные ошмётки, на обёртки всяких сладостей и прочую муру.

Да мусор по всему берегу - это ерунда. Вот то, что через дорогу там большущее городское кладбище - это да. Трупный яд там всякий. Ты плаваешь, а он через кожу к тебе организм проникает.

Глупости. Полгорода на песчаных Карьерах купается и ничего, никаких эпидемий нет.

Тонут там люди часто. Есть даже легенда, что это особо шустрые покойники с кладбища до дна Карьеров дорываются и людей, купающихся за ноги хватают.

Ага, поэтому особо шустрых хоронят сразу с лопатой, чтоб дорываться им проще было. Сама видела. А тонут там, в основном, не самые трезвые. Заплывают, судорога и goodbye.

Почему ж, там и трезвые тонут на Карьерах на этих.