Упражнения логопеда для детей 3 4. Логопедические упражнения с трёхлетним ребёнком для дома. Этапы домашних занятий

Монтессори-метод уникален. Он основывается на разумном соотношении между свободой и чёткой структурой, специально предназначенной для маленького ребёнка. Метод вовлекает детей в интересную для них деятельность в специально оборудованной, уникальной среде огромного количества тщательно разработанных дидактических материалов, которые соответствуют естественным потребностям ребёнка. Основным отличием метода Монтессори от методик традиционных детских садов является отношение к ребёнку как к уникальной, свободной, неповторимой личности со своим собственным планом развития, своими способами и сроками освоения окружающего мира.

Дети, посещающие Монтессори-клубы, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной. Метод формирует также сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность. Ребёнок не боится сделать ошибку, поэтому обучение не тормозится боязнью неудачи. Ему интересно познавать, как всё устроено, как что работает, и что нужно сделать, чтобы это заработало.

Данный метод развивает искусство общения, умение работать в команде, умение договариваться, навыки самообслуживания и самосознания, умение работать самостоятельно: ребёнок уверенно ставит себе цели и задачи, становится ответственным за свои действия и доводит начатое до конца, контролируя правильность выполнения или наличие ошибки.

Суть метода

В методе Монтессори три составляющих: ребёнок , подготовленная развивающая среда и педагог (обучающий взрослый).

Развивающая среда - это основной педагогический приём. Класс (среда) разделён на зоны в соответствии с познавательными и психологическими потребностями детей определённой возрастной группы.

Монтессори-среда для детей от восьми месяцев до трёх лет включает в себя зоны упражнений с сыпучими материалами, упражнений с водой, причинно-следственную зону, зоны сенсорного развития, развития речи, продуктивной изо-деятельности и развития крупной моторики; для детей от трёх до шести лет включает в себя зоны упражнений в практической жизни, сенсорного воспитания, математическую зону и зоны русского языка, космоса, продуктивной изо-деятельности и развития крупной моторики.

Ребёнок сам выбирает, с каким материалом работать, и сколько времени этому посвятить. Определённые правила, регулирующие деятельность в группе, позволяют детям, с одной стороны, учиться уважать окружающих людей и пространство, а с другой стороны, чувствовать себя защищёно.

У педагога в Монтессори-группе есть своя роль и своя задача. Кроме безусловной любви и принятия каждого ребёнка таким, какой он есть, педагог является ещё и посредником между ребёнком и Монтессори-средой. «Помоги мне это сделать самому!» – вот чего ждёт ребенок от взрослого, и именно в этом заключается роль взрослых в Монтессори – группе. Педагог чутко определяет, когда нужно оказать помощь, а когда нужно дать возможность ребёнку самостоятельно и сосредоточенно работать, наблюдает за работой и освоением среды каждым ребёнком, анализируя динамику, чтобы правильно содействовать дальнейшему прогрессу.

Это тот самый метод, когда к ребёнку относятся по-настоящему уважительно, бережно и индивидуально. Монтессори-педагоги точно знают, что все дети стремятся к развитию с самого рождения. Поэтому детей не нужно заставлять учиться, - нужно создать условия, максимально соответствующие их познавательным потребностям.

Ребёнок в Монтессори-педагогике – это ЛИЧНОСТЬ .

"Чтобы воспитывать ребёнка – надо его знать, чтобы его знать – надо за ним наблюдать, а чтобы за ним наблюдать – надо дать ему свободу".
Мария Монтессори

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 4 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 16.05.2019

От того, насколько ответственно взрослые подойдут к вопросу воспитания любимого чада, напрямую зависит его будущая речь. Если в три года он говорит охотно и разборчиво, повода для беспокойства нет. Но когда кроха постоянно молчит, а его лепет не удается разобрать со второго или даже третьего раза, необходимо насторожиться (особенно, если ему больше трех лет). Это может быть вызвано нарушением речевого аппарата или психическими отклонениями. В любом случае с ребенком должен пообщаться специалист, который поможет устранить различные дефекты на ранней стадии.

Грамотное общение и логопедические занятия играют важную роль в развитии маленьких детей. Комплексный подход к проблеме позволит предупредить серьезные нарушения речевого аппарата.

Для определения уровня «разговорчивости» взрослые обычно используют методы сравнительного анализа – сопоставляют говор своего отпрыска с произношением ровесников, которым также исполнилось 3 года. Однако этого явно недостаточно, чтобы сделать определенные выводы. Дополнительно рекомендуется применять для этой цели специальные динамические таблицы наблюдений. Информацию об этом «новшестве» можно найти в интернете, но лучше проконсультироваться с детским логопедом. Если внимательно протестировать детский лепет, можно своевременно выявить конкретные пробелы и подобрать оптимальные логопедические занятия.

Создание комфортной обстановки

Чтобы у детей 3 лет не возникало серьезных проблем в общении, необходимо позаботиться о создании благоприятных условий. Помимо этого, потребуется вести двусторонний диалог с малышом. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем быстрее он научится произносить звуки, ведь желание подражать вашему говору и манере поведения дано от природы. Когда ему исполнится три года, необходимо максимально сконцентрировать внимание на его звукопроизношении. Читайте сказки на ночь, обсуждайте подробности прогулки, задавайте вопросы – это поможет крохе научиться внятно разговаривать.

Если у маленьких детей до 3 лет наблюдаются проблемы с произношением конкретного звука, то настоятельно рекомендуется акцентировать внимание именно на ней. Старайтесь произносить слова с проблемным звуком чаще других, тогда малыш будет «копировать» ваш разговор и со временем научится не «проглатывать» звуки. Если нет, то помогут специальные логопедические занятия до трех лет.

Ни в коем случае не наказывайте малыша за плохое произношение – этим вы только усугубите ситуацию. Если у него что-то не получается, вы должны понять, чем это вызвано и помочь. Лучше быть другом и советчиком, чем строгим надзирателем.

На первых этапах взрослые иногда сталкиваются с определенными трудностями, ведь для полноценного общения с ребенком необходимо быть аккуратными в выражениях и тщательно откорректировать привычный разговорный стиль. Но при желании и настойчивости научиться «безопасному» общению с детьми и научить их говорить правильно – вовсе не трудно. Старайтесь никогда не повышать интонацию, так как этим вы можете только напугать кроху.

Логопедические занятия для детей дома подразумевают не только живое общение, но и разнообразные игры. В этом случае не обойтись без специальной подготовки и определенных знаний. Общение помогает поставить грамотную речь, улучшить слух и «настроить» дыхание. Активные игры развивают мелкую моторику. Как показывает практика, некоторые родители не умеют правильно заинтересовать детей, чтобы провести интересный познавательный «урок». Именно в этом случае увлекательное и занимательное развлечение поможет настроиться на нужный лад.

Логопедические занятия, которые проводятся дома или на приеме у специалиста, обязательно должны включать целый комплекс упражнений:

  1. Артикуляционная гимнастика;
  2. Пальчиковые игры для детей трех лет;
  3. Специальные упражнения по логоритмике;
  4. Чтение простых детских стишков.

Упражнения должны длиться не более пяти минут, чтобы чрезмерно не переутомлять детский организм. Постепенно временный интервал можно увеличить – достаточно уделять процессу обучения не более 20 минут в день. Обязательно понаблюдайте, как непоседа реагирует на логопедические занятия. Не принуждайте его, так вы отобьете все желание учиться. Если на этом этапе возникают определенные проблемы, то разумнее обратиться за помощью к квалифицированному специалисту, чтобы ненароком «не наломать дров».

Правильная постановка звукопроизношения

Каждый родитель желает, чтобы его отпрыск начал внятно разговаривать как можно раньше, однако для этого требуется приложить немало усилий. Эффективные логопедические занятия для детей 3 лет дома построены на всестороннем подражании. Суть его достаточно проста – взрослый говорит, а ребенок повторяет. Вроде ничего сложного, но даже здесь имеются некоторые тонкости. Чтобы детское подражание было максимально осмысленным и эффективным, нужно обязательно связывать используемые слова с активной деятельностью малыша.

Любые логопедические занятия до трех лет должны сопровождаться отличным настроением, радостным смехом и увлекательными забавами – никакой строгости или повышенных тонов, ведь вы занимаетесь формированием речи у детей, а не дрессировкой домашнего животного. Если любимое чадо плохо произносит конкретные звуки, нужно обратиться за помощью к логопеду. Но даже если он говорит неправильно, не ограничивайте его в общении. Пусть это будет звучать непонятно и искаженно, но кроха старается, а это многого стоит. Практика является важным элементом в развитии речи у маленьких детей трех лет.

Рекомендуется делать основной акцент на регулярное пополнение глагольного словаря. Существует закономерность, что чем больше в детском лексиконе разных глаголов, тем выше уровень развития. Для начала достаточно использовать легкие для восприятия слова: «ам-ам» или «топ-топ». Постепенно нужно приводить в качестве примера более сложные глагольные формы. Чтобы процесс усвоения новой информации проходил более активно, желательно использовать вспомогательные предметы – любимые игрушки или яркие картинки.

Разновидности активных игр

Пальчиковые игры способствуют развитию хорошей моторики. Эффективнее всего проводить их дома, уделяя на это пять минут в день – вполне достаточно, чтобы в короткие сроки добиться приличных результатов. Доказана прямая взаимосвязь между активными движениями руками и речевым центром, поэтому научите кроху этим простым жестам. Популярными и эффективными играми на пальцах считаются:

  • «Птичка летит»;
  • «Кошечка»;
  • «Птенчики в гнезде»
  • «Цветок».

Заучивание маленьких стихотворений с использованием «пальчиковых» жестов не только развивает речь и моторику, но также стимулирует пространственное воображение. Малыш легче запоминает целые предложения, а его речь становится выразительной.

Артикуляционная гимнастика считается эффективным способом постановки грамотной речи у детей в три года. Язык крайне важно тренировать, чтобы улучшить четкость произношения отдельных звуков. Для этого требуется выполнять конкретные упражнения для развития гибкости мышц языка. Отдельное внимание необходимо уделять и губам, поскольку они также задействованы в процессе формирования звукопроизношения. Выполнять несложные мимические упражнения можно несколько дней в неделю.

Обязательным атрибутом артикуляционной гимнастики является зеркало. Благодаря ему, кроха имеет возможность наблюдать за своими манипуляциями, а также за тем, как работает язык. Регулярное повторение одного и того же действия позволит довести выполнение гимнастики до полного автоматизма – это крайне важно. Логопедические занятия для детей трех лет достаточно проводить несколько раз в день, уделяя на это не более десяти минут.

Делаем упор на логоритмику

Логоритмика подразумевает одновременное использование речевой и двигательной активности под веселое музыкальное сопровождение. Взрослому нужно только прочитать небольшое стихотворение, активно жестикулируя руками. Малыш должен все это повторить, но только в своем «репертуаре». Специалисты рекомендуют проводить такие логопедические занятия с ребенком во второй половине дня.

В зависимости от индивидуальных особенностей организма, которые только формируются в три года, и некоторых других (как внутренних, так и внешних) факторов, конечный результат от занятий проявляется по-разному. Одни дети сразу все схватывают «на лету» и уже через несколько недель уверенно произносят слова. Другим требуется немного больше времени для адаптации и привыкания. В любом случае результат будет только положительным. Как говорится, всему свое время, но самое главное – не упустить это время в самом начале, когда проблемы только дали о себе знать.

Читайте далее:

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием кинетического песка.

Автор: Гладковская Л.М.,учитель - логопед группы раннего возраста для детей с ОНР 1-2 уровня. МБДОУ "Детский сад №20", город Снежинск, Челябинская область.

Описание: логопедическая работа с детьми раннего возраста (группу посещают дети 3-4 лет) имеет свои особенности. Выполнить поставленные коррекционные задачи возможно только при условии, что всё занятие будет состоять из игровых упражнений и игр. Необходимо учитывать и тот факт, что учебный материал лучше усваивается в практической деятельности малышей.
Песок всегда привлекает дошкольников, а логопеду даёт реальную возможность выполнить коррекционную работу.
Продолжительность индивидуального занятия 12-15 минут.

Задачи
Коррекционные
-актуализировать и обогатить словарь по теме «Кошка» при изучении раздела "Животный мир";
-учить согласовывать существительные с прилагательными;
-упражнять в составлении простого предложения;
-совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику;
-развивать тактильные ощущения.
Воспитательные:
-воспитывать речевое поведение;
-воспитывать гуманное отношение к животным.

Оборудование для занятия: игрушка – варежка " котёнок", зеркало, ящик с кинетическим песком.
Прогнозируемый результат

Предполагается, что ребёнок назовёт части тела животного, выполнит артикуляционное упражнение, поддержит учебный диалог, запомнит загадку.

Ход занятия

Логопед : Миша, кто это? Отгадай. "Мягкие лапки, а в лапках - царапки". (Кошка)
Ребёнок: Это котёнок.
Логопед : Правильно. Это котёнок. Повтори загадку.
Логопед: Я сегодня по дороге на работу нашла котёнка и принесла в группу. Где же он? (Логопед, перемещаясь, в разных местах помещения издаёт звукоподражания жалобным голосом). Ребёнок определяет по звукоподражанию местоположение игрушки и находит её.

Логопед: Мяу-мяу, плачет киска–
У меня пустая миска!
Мяу-мяу, где хозяйка?
Ей меня совсем не жалко!
Пожалели дети киску,
Молока налили в миску. (Т. Второва)

Логопед: Посмотри, какого котёночка я нашла. Какого цвета шёрстка у него?
Ребёнок: Белая.
Логопед: Да. У котёнка шерсть белая. Повтори за мной. (Ребёнок повторяет предложение). Логопед предлагает малышу погладить игрушку. Подуй на шёрстку.
(Ребёнок дует на игрушку 2-3 раза).
Логопед: Хочешь послушать песенку про этого котёнка?
Ребёнок: Хочу послушать песенку.
Логопед: (поёт песенку «Киска». Музыка А.Александрова. Слова Н.Френкель.)
«Киска к деткам подошла, молочка просила,
Молочка просила…»
(ребенок подпевает)
Логопед: Послушай, что это?
Мяу-мяу, плачет киска–
У меня пустая миска!
Мяу-мяу, где хозяйка?
Ей меня совсем не жалко!
Пожалели дети киску,
Молока налили в миску.
Ребёнок: Это стишок.
Логопед : Покажи, как котенок лакал молочко? (Выполнение перед зеркалом артикуляционного упражнения «Киска лакает молоко» 8 – 10 раз совместно с логопедом).
Логопед: Миша, спроси у котёнка, как его зовут?
Ребёнок: Как тебя зовут?
Логопед : (за котёнка) Меня зовут Васька. Сейчас я сыт. Я хочу играть, но у меня нет друга.

Логопед: Можем мы нарисовать на белом песочке Ваське друга?
Ребёнок: Да, можем нарисовать котёнка.
Логопед: На белом песке у нас получится такой же беленький котёнок, как и Васька. Потрогай песок. (ребёнок трогает пальчиками песок). Какой песок?
Ребёнок: Песок мягкий.
Логопед: Нарисуй пальчиком круг – это будет головка у котёнка. Что у тебя получилось?


Ребёнок: Я нарисовал головку.
Затем на песке последовательно рисуются все части тела котёнка.





Логопед : Какой котёнок получился?
Ребёнок: Красивый.
Логопед : Да, котёнок беленький, красивый. Повтори за мной.
Логопед: Вот теперь у Васьки есть друг. Что будут делать сейчас котята?
Ребёнок: Они будут играть.
Логопед: Давай не будем им мешать. Пусть поиграют вдвоём.
Логопед и ребёнок уходят.

Тематический план логопедических занятий

с детьми 3-4 лет (вариант 2)

(ОНР – 2,3 уровня)

Период обследования детей (сентябрь)

Задачи периода:

  • Организация детского коллектива и создание благоприятных условий для каждого ребенка группы.
  • Формирование доброжелательных отношений с детьми с помощью общения и совместных игр.
  • Обследование детей и заполнение речевых карт.
  • Установление взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов, согласование целей и задач для осуществления успешного коррекционного процесса.
  • Беседы с родителями, уточнение анамнестических сведений.

I квартал (октябрь, ноябрь, декабрь)

Лексика

Осень (Идет дождь. Дует ветер. Падают листочки. И т. п.). Одежда. Обувь («Оденем куклу на прогулку»). Части тела и лица. Предметы туалета («Купание куклы»). Посуда. Магазин (продукты питания). Мебель. Игрушки. Новый год.

Пассивный словарь

  • Закрепление умения понимать трехступенчатые инструкции логопеда (игры «Поручения», «Помощники»).
  • Обучение узнаванию предметов по их назначению (Возьми то, чем чистят зубы).
  • Формирование умения понимать предложения с предлогами (на-под; в-из; к-от; с-без - по демонстрации действий).
  • Пополнение пассивного словаря прилагательными (игра «Найди игрушку». Маленький, красный, круглый, резиновый (мяч)).

Активный словарь

  • Продолжение работы по уточнению, расширению и активизации предметного и глагольного словаря (по лексическим темам I квартала).
  • Включение в активный словарь детей личных и притяжательных местоимений (я, ты, вы, он, она, мой, твой, наш, ваш). Продолжение работы по уточнению, расширению и активизации предметного словаря.
  • Расширение словаря наречиями места (там, вот, туда, здесь), времени (сейчас, скоро), количества (много, мало, еще), модальности (надо, не надо, можно, нельзя), температуры (горячо, тепло, холодно), вкуса (кисло, горько, сладко, вкусно), оценки (хорошо, плохо).
  • Формирование грамматического строя речи:
  1. обучение употреблению единственного и множественного числа существительных в именительном падеже (рука - руки, щека - щеки);
  2. развитие навыка употребления существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (игра «Ласковые имена», «Большой - маленький»).
  • Развитие речи с помощью различных упражнений, например: договаривания слов, словосочетаний в разучиваемых двустишиях, потешках, небольших сказках (игра «Подскажи словечко», игры-добавлялки).
  • Формирование навыка употребления повествовательных простых предложений из 2-3 слов (Катя сидит. Таня ест суп.) »
  • Обучение дифференцированию на слух звучащих игрушек, предметов или музыкальных инструментов. (3-4 штуки).
  • Формирование навыка определять звучание игрушки или предмета.
  • Закрепление правильного произношения гласных А, О, И, У и простых звукосочетаний АУ, УА, ИА.
  • Формирование правильного произношения согласных М (М"), П (ГГ), Б (Б") в звукоподражаниях, словах и простых фразах.

Общие речевые навыки

  • Продолжение работы над спокойным и правильным вдохом через нос (упражнение «Вдохнем осенний воздух», «Понюхаем яблочко» и др.).
  • Воспитание длительного и плавного выдоха (дуть на листики, султанчики, ленточки и т. п. - под счет до трех).
  • Работа над силой выдоха (упражнения «Волшебные шарики», «Мыльные пузыри»).
  • Отработка слитности произношения 2-3 гласных (упражнение «Резиночки»: А О, А О И).

Мимическая мускулатура, артикуляционная моторика

  • Продолжение работы над выразительностью мимики (упражнения «Сладко», «Кисло», «Горько»; «Рассердились» (нахмурить брови), «Удивились» (поднять брови вверх)).
  • Формирование навыка надувать и втягивать щеки (упражнения «Толстячки - худышки», «Пухлые щечки», «Полощем ротик»).
  • Выполнение упражнений для губ (Кукла поет «А» (широко открыть рот). Мышонок пищит «И» (губы в улыбку). Волчонок воет «У» (губы трубочкой). Гномик удивляется «О» (губы округлены)). Движения выполняются по подражанию логопеду в игровой форме.

Мелкая моторика

  1. игры «Застегни-расстегни» (молнии, кнопки, пуговицы), «Завяжи-развяжи» (ленты, шнурки);
  2. игры «Почини гребешок» (чередовать палочки двух цветов), «Сделай мебель» (из палочек, по образцу логопеда);
  3. игра «Поможем на кухне» (с использованием фасоли, гороха, риса).
  • Улучшение координации пальцев рук при помощи специальных упражнений и игр (упражнения «Капли», «Человечки» и др.).

II квартал (январь, февраль, март)

Лексика

Зима. Зимние забавы. Дикие животные. Домашние животные. Домашние птицы. Наши мамы. Мамин праздник. Семья.

Пассивный словарь

  • Расширение объема пассивного глагольного словаря:
  1. формирование навыка детей понимать слова-названия действий, совершаемых разными объектами (лицами). (Покажи, кто стоит и лает? (собака); Покажи, кто лежит и спит? (кот));
  2. формирование навыка понимать сюжетные картинки, на которых изображен один объект (лицо), совершающий разные действия. (Покажи, где мама стирает, а где мама подметает?);
  3. развитие навыка понимать глаголы-антонимы (закрой- открой, сними - надень, завяжи - развяжи и т. п.).
  • Развитие навыка понимать вопросы взрослого по сюжетным картинкам, по несложному рассказу или короткой сказке (со зрительной опорой и без нее).

Активный словарь

  • Обучение употреблению синтаксических конструкций «существительное (личное местоимение) + личная форма глагола настоящего времени в единственном (множественном) числе» (Я еду. Мы едем. Саша лепит. Дети лепят).
  • Формирование навыка согласовывать глагол прошедшего времени с существительными мужского и женского рода (Заяц бежал. Лиса бежала).
  • Работа над умением употреблять падежные формы существительных:
  1. винительный падеж без предлога с окончанием (Вижу лису, белку и т. п.);
  2. творительный падеж с окончанием -ом (Стучит молотком, режет ножом и т. п.);
  3. дательный падеж с окончанием (траву - козе, молоко - кошке и т. п.);
  4. родительный падеж единственного числа с окончанием -ы, (-и) (шарф папы, очки бабушки и т. п.).
  • Отработка навыка произношения слов из трех слогов по теме «Детеныши домашних животных и птиц» (котята, щенята, телята, утята, гусята и т. п.).
  • Формирование навыка правильно согласовывать прилагательные единственного числа в именительном падеже с существительными мужского и женского рода по вопросам какой?, какая? (снег (какой?) белый; зима (какая?) холодная и т. п.).
  • Формирование навыка распространять простое двусоставное предложение прямым дополнением, выраженным существительным в форме винительного, дательного, творительного или родительного падежа. (Я вижу мишку. Дам кость собаке. Аня машет платком. Это халат мамы.).
  • Развитие навыка распространять простое двусоставное предложение определением, выраженным прилагательным. (Это петух. Это большой петух. Бежит лиса. Бежит рыжая лиса. И т. п.)

Фонетико-фонематическая сторона речи

  • Закрепление произношения гласных А, О, У, И.
  • Развитие навыка правильного произношения гласных звуков Э, Ы в слогах, в словах и в простой фразе.
  • Формирование навыка четкого произношения согласных Д (Д"), Т (Т), Н (Н") в звукоподражаниях, в словах и в простой фразе.

Общие речевые навыки

  • Воспитание длительного и плавного выдоха (упражнение «Летят снежинки» и т. п.).
  • Развитие силы голоса с использованием звукоподражания (тихо - громче - громко).
  • Работа над модуляцией голоса (низко - высоко; высоко -низко) (упражнения «Мама и птенец», «Большой - маленький» и др.).
  • Отработка слитности произношения 3-4 гласных (упражнение «Ниточки») (О И А, О И А Э и т. п.)
  • Работа над выразительностью мимики (упражнения «Снег блестит», «Дует ветер в лицо» - обучение прищуриванию обоих глаз).
  • Артикуляционные упражнения для губ (упражнения «Позовем собачку» (губы трубочкой), «Лошадка фыркает» (вибрация губ)).
  • Артикуляционные упражнения для языка (упражнения «Почистим зубки» (движения языком по верхним и нижним зубам), «Мишка облизывает мед» (облизывание языком верхней и нижней губы), «Киска лакает молоко» (соответствующие движения широким языком), «Орешки для белочки» (кончиком языка поочередно упираться в левую и правую щеки)).
  • Все артикуляционные упражнения проводятся в игровой форме по подражанию взрослому.

Мелкая моторика

  • Развитие мелкой моторики с использованием предметов и игрушек (игры «Сделай ежика» (с использованием мелких палочек), «Бусы для бабушки» (нанизывание бусин и пуговиц), «Стирка» (с использованием разноцветных прищепок)).
  • Игры с пальчиками «Коза и козленок», «Кошка мышку цап-царап», «Ежик наш домой спешит» и др.
  • Составление разрезных картинок (из 3-4 частей с горизонтальным и вертикальным разрезом).

III квартал (апрель, май, июнь)

Лексика

Весна. Птицы и звери весной. Дом и его части («Мы строим дом»). Транспорт. Цветы. Насекомые. Лето.

Пассивный словарь

  • Формирование навыка понимать значения слов, называющих пространственные отношения (вперед - назад; вверху - внизу; высоко - низко; далеко - близко). Игры «Внимательный шофер», «Где летит самолет?» и др.
  • Формирование навыка понимать значения однокоренных глаголов, образованных при помощи различных приставок (при-ехал. за-ехал, у-ехал; в-летела, вы-летела, перелетела и др.).
  • Развитие навыка понимать значения наречий (мало, много) и числительного (один). (Покажи вазу, где один цветок (мало цветов, много цветов).)
  • Формирование навыка понимать некоторые падежные формы существительных и конструкции «существительное + существительное», выражающие отношения предметов (Покажи карандаш ложкой, ложку карандашом и т. п.).

Активный словарь

  • Формирование умения строить словосочетания «числительное (один) + существительное мужского (женского) рода» (один мак, одна роза и т. п.).
  • Формирование навыка употреблять в речи простые предлоги (на, в, под, из, за, около, перед, к, и др.). (На машине, в поезде, за деревом, к дому и т. п.)
  • Обучение употреблению в речи союза и (Кто сидит на листочке? (жук и муравей)).
  • Отработка навыка составлять предложения из 3-4 слов с простыми предлогами (по демонстрируемым действиям. и сюжетным картинкам).
  • Разучивание с детьми потешек, четверостиший и загадок.
  • Обучение пересказу небольших сказок и рассказов по вопросам логопеда (со зрительной опорой и без нее).
  • Работа над развернутой фразой из 3-4 слов. Формирование навыка составлять предложения (с предлогами и без предлогов) по наводящим вопросам логопеда (с использованием сюжетных картинок и серий из двух несложных картинок).

Фонетико-фонематическая сторона речи

  • Обучение правильному произношению согласных звуков Г (Г), К (К"), X (X"), В (В"), Ф (Ф") в звукоподражаниях, в словах и во фразах.
  • Формирование навыка выделения звука из ряда звуков (Покажи ежика, если услышишь, как он фыркает «Ф». Хлопни в ладоши, если услышишь «песенку-ветерок» «В». И т. д.).
  • Формирование навыка различать слова, сходные по звучанию (Покажи, где папа, а где - баба; мыло - Мила, дом - ком, лук - жук, бочка - точка, коза - коса и т. п.).

Общие речевые навыки

  • Продолжение работы над силой выдоха (упражнение «Слабые и сильные волны» и т. п.).
  • Отработка слитности произношения 4 гласных: А О У Ы и т. п.
  • Развитие силы голоса (тихо - громче - громко) с использованием звукоподражаний (игра «Далеко-близко» (автобус: «би-би-би»; поезд: «ту-ту-ту»)).
  • Воспитание слухового внимания и чувства ритма, с помощью повторения за логопедом ритмического рисунка (отстукивать ладошками, молоточком, погремушкой или деревянными ложками) (игра «Раз, два, три - повтори» и т. п.).
  • Работа над интонационной выразительностью речи с использованием звукоподражаний, потешек, небольших стихов и т. п.

Мимическая мускулатура. Артикуляционные упражнения

  • Закрепление навыков выполнения мимических упражнений (см.1 и II кварталы).
  • Ознакомление детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, нёбом (в игровой форме).
  • Ознакомление с основными движениями губ и языка (с использованием сказки о Веселом Язычке).

Мелкая моторика

  • Игры с крупной мозаикой («Разноцветная поляна», «Сделаем цветок» и др.).
  • Составление предметов из геометрических фигур («Построим дом», «Сделаем машину» и т. п.).
  • Обучение работе с карандашами (обводка, раскрашивание).
  • Продолжение развития мелкой моторики с помощью специальных упражнений и игр («Лодочка», «Пароход», «Птички в гнезде», «Жук» и т.п.).

Разделы: Работа с дошкольниками

Своевременное и полноценное развитие ребенка в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития его в дальнейшем. Чем меньше ребенок, тем больше его желание двигаться, хватать все руками, исследовать. Поэтому именно в младшем дошкольном возрасте наиболее реальна возможность развития всех психических функций ребенка и устранения отклонений. Именно в этот период жизни дети учатся тому, что будут использовать в течение дальнейшей жизни.

Для полноценного развития ребенка нами был разработан цикл комплексных психолого-логопедических занятий, направленных на развитие речи детей, увеличение их активного и пассивного словаря, сенсорное развитие, развитие ориентировочно-познавательной деятельности, общей и мелкой моторики, эмоциональное развитие. Данные занятия помогают сохранить внимание детей на протяжении всего занятия благодаря частой смене деятельности, снимают утомляемость.

Представленные конспекты комплексных занятий на тему “Части тела, эмоции” способствуют развитию у детей представлений о собственном теле, о своей половой принадлежности; формируют словарь ребенка, грамматический строй его речи; развивают эмоциональную сферу, эмпатию, мимическую выразительность.

Занятие 1.

Программное содержание.

  1. Формировать умение соотносить предмет с его словесным обозначением. Формировать словарь по теме. Обучать ориентировке в схеме собственного тела. Учить различать понятия “девочка – мальчик”, узнавать, к какому полу относится сам ребенок.
  2. Формировать грамматический строй речи.
  3. Развивать речеслуховое внимание, продолжать учить выполнять действия по словесной инструкции.
  4. Развивать эмоциональную сферу детей, эмпатию, мимическую выразительность.

Материал.

Две куклы: мальчик и девочка, картинки с изображением детей, у которых не хватает каких-то частей тела, картинки с изображением сказочных героев сказки “Курочка Ряба” с разным настроением, модели “Настроение” на каждого ребенка, картинки с изображением игрушек для мальчиков и девочек, разрезная картинка “Мячик” на каждого ребенка, подвижная музыка, для рисования: лист бумаги, краски, кисти.

Ход занятия

1. Орг. момент.

(Поглаживание век).

(Хлопки руками).
(Потопать ногами).

2. Упражнение “Покажи на кукле и на себе”.

Логопед. Познакомьтесь, это куклы Наташа и Саша. Вот у куклы голова. А где у вас голова? (дети показывают). На голове у куклы волосы (уши). Что это? А где у вас волосы? (дети показывают). Это лицо. Покажите, где у вас лицо. Закройте лицо руками, откройте (дети выполняют). Что у куклы есть на лице? А у вас? Закройте (откройте) глаза, наморщите носик, откройте широко рот, закройте рот. Сейчас мы будем играть, как будто мы умываемся. Я расскажу потешку, а вы показывайте то, о чем говорится в потешке.

Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Покажите, где у вас щечки, надуйте их, потрите их. Улыбнитесь так, чтобы видны были зубки.

3. Упражнение “Чего не хватает?”

Логопед (показывает картинки). Посмотрите на эти картинки. Чего не хватает на лице?

4. Физ. минутка.

Логопед (читает текст, показывает движения по тексту, дети повторяют).

Головами покиваем,
Носиками помотаем,
Потом глазки закрываем,
Теперь глазки открываем.
Щечки сильно раздуваем,
Ротики мы открываем
И зубами постучим,
И немножко помолчим.

5. Упражнение “Эмоции”.

Психолог. Кукла Наташа – веселая или грустная? (ответы детей) На этих картинках нарисована сказка (показывает картинки к сказке “Курочка Ряба”) Какая? Посмотрите, Курочка Ряба снесла яичко – не простое, а золотое. Дедушка и бабушка радуются, улыбаются. Улыбнитесь, как дедушка и бабушка (дети выполняют задание) . Найдите грустных дедушку и бабушку. Что они делают? Почему они плачут? Какое у них настроение на этой картинке? (дети отвечают). Сделайте грустное лицо, как у дедушки и бабушки. Посмотрите, что делает на картинке мышка? Какое у нее выражение мордочки? (дети отвечают). Удивитесь, как мышка. (Психолог показывает картинки “Настроения”). Найдите личико, которое улыбается. Положите его рядом с улыбающимися дедушкой и бабушкой. А куда надо положить эту картинку, а эту? (дети раскладывают свои модели настроения рядом с соответствующей иллюстрацией).

6. Упражнение “Покажи на кукле и на себе” (продолжение).

Логопед (показывает на руки, ноги и живот у куклы). Что это у куклы? (Дети отвечают ). А где у вас руки (ноги, живот) ? Поднимите руки вверх, опустите их. Это правая рука, это левая рука.

7. Подвижная игра под музыку “Части тела”.

(Логопед предлагает детям танцевать под музыку и по его команде показывать руки, ноги, голову, живот).

8. Игра “Раздадим игрушки детям”

Психолог. Какая кукла – девочка, а какая – мальчик? Кто из вас девочка, а кто мальчик? (ответы детей). Мальчики и девочки любят играть в игрушки. Давайте раздадим игрушки Наташе и Саше. В какие игрушки любят играть девочки? А мальчики? А какую игрушку мы дали и Саше и Наташе? (Дети отвечают “Мяч”). Правильно. И девочки, и мальчики любят играть в мячики. Давайте и мы поиграем с мячиком.

9. Складывание картинки “Мячик” из трех частей.

10. Подвижная игра “Мячики”.

Психолог предлагает детям под ритмичную музыку попрыгать, словно мячики.

11. Рисование “Мячики”.

Дети рисуют красивые разноцветные мячики.

12. Итог занятия.

Занятие 2.

Программное содержание.

  1. Продолжать формировать словарь по теме. Расширять словарь за счет наречий тихо, громко, быстро, медленно, прилагательных правый, левый. Формировать грамматический строй речи (образование множественного числа имен существительных).
  2. Развивать ручную и общую моторику, координацию движений, чувство ритма, подражательность.
  3. Учиться ориентироваться в схеме собственного тела, показывать с помощью взрослого правую, левую руки, ноги.
  4. Продолжать учить рисовать, вызвать радостные эмоции от полученного рисунка.
  5. Продолжать развивать эмоциональную сферу детей.

Материал.

Стихотворение А.Л. Барто “Девочка чумазая”, картинки с изображением двух девочек (чистой и грязной) и грязного мальчика, лист с разноцветными ладошками на каждого ребенка, модели “Настроение”, для рисования: лист бумаги, краски, ванночки для наливания краски и обмакивания ладошек.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Психолог говорит и показывает действия, дети повторяют за ним.

Доброе утро, глазки! Вы проснулись? (Поглаживание век).
Доброе утро, ушки! Вы проснулись? (Растирание мочек ушей пальчиками).
Доброе утро, ручки! Вы проснулись? (Хлопки руками).
Доброе утро, ножки! Вы проснулись? (Потопать но гами).
Доброе утро, солнышко! Я проснулся. (Улыбнуться и протянуть руки к солнышку).

2. Чтение стихотворения “Девочка чумазая”.

Психолог. Я вам сейчас прочитаю историю про чумазую девочку. Чумазая – значит грязная, грязнуля. Найдите на картинке чумазую девочку. (Психолог показывает картинку, на которой нарисованы две девочки, чистая и грязная, и грязный мальчик). А это кто такой грязный? (Дети отвечают “Мальчик”). А это какая девочка? (Дети отвечают “Чистая”).

Психолог читает стихотворение.

3. Беседа.

Логопед. Давайте вспомним, как начинается наша история. Покажите, где у вас ладошки? Сколько их? (Дети отвечают “Две руки и две ладошки). Похлопайте в ладоши громко, тихо, быстро, медленно (дети выполняют задание). Посмотрите на чумазую девочку, где у нее ладошки? Что она еще измазала? (Дети отвечают “Пальцы”) . А у вас какие пальчики: чистые или грязные?

4. Пальчиковая гимнастика.

Логопед (читает текст, показывает поочередно пальцы на руках, дети повторяют)

Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький
Безымянный – кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот – указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.

5. Беседа (продолжение)

Логопед. Давайте вспомним еще раз стихотворение про девочку чумазую. Что еще испачкала девочка? (Дети отвечают “Локти”) . А где у вас локти? Сколько их? (Дети отвечают “Две руки и два локтя”) . Согните руки в локтях, поставьте локти на стол. (Дети выполняют). А теперь давайте покажем, как девочка ручки кверху держала, когда на солнышке лежала. (Дети показывают). Что еще измазала девочка? (Дети отвечают “Ножки и пятки”). А у вас есть пятки? Покажите. Сколько их? (Дети показывают и отвечают “Две ноги и две пятки”). Что еще грязное у девочки? (Дети отвечают “Коленки”). Покажите ваши коленки. Постучите ладошками по коленкам.

6. Упражнение “Ладошки”.

Психолог (выдает детям листы с нарисованными ладошками). Посмотрите, на листе нарисованы ладошки. Положите правую руку на красную ладошку, а левую – на желтую. Поднимите правую руку, теперь левую, дотроньтесь правой рукой до головы. (Дети выполняют задание).

7. Упражнение “Эмоции”.

Психолог. Давайте вспомним с вами, что сделала девочка, когда ей оттирали губкой нос? (Ответы детей). Да, она разобиделась до слез. Давайте покажем, как она обиделась. (Дети выполняют задание). Девочка мыться не хотела, боялась мыла и мочалу. Давайте покажем, как она боялась. (Дети выполняют задание).

(Психолог показывает картинки “Настроения”). Найдите личико, которое обижается. Давайте расскажем, какое оно? (Дети отвечают). А теперь найдите личико, которое боится. Какое оно? (Ответы детей).

8. Подвижная игра “Где же наши ручки?”

Психолог. Наши ручки и ножки чистые. Давайте с ними поиграем. (Психолог читает текст, показывает движения, дети повторяют).

Где же, где же наши ручки,
Где же наши ручки?
Где же, где же наши ручки?
Нет наших ручек!

Вот, вот наши ручки,
Вот наши ручки,
Пляшут, пляшут наши ручки,
Пляшут наши ручки.

Где же, где же наши ножки,
Где же наши ножки?
Где же, где же наши ножки?
Нет наших ножек!

Вот, вот наши ножки,
Вот наши ножки,
Пляшут, пляшут наши ножки,
Пляшут наши ножки.

Где же, где же наши детки,
Где же наши детки?
Где же, где же наши детки?
Нет наших деток!

Вот, вот наши детки,
Вот наши детки,
Пляшут, пляшут наши детки,
Пляшут наши детки.

9. Рисование ладошками.

Дети рисуют ладошками смешных человечков. (Обмакивают ладошки в краску и ставят на листе бумаги отпечаток).

10. Итог занятия.

Занятие 3 (итоговое).

Программное содержание.

  1. Закрепить знания детей о собственном теле и об эмоциональных состояниях.
  2. Закрепить словарь по теме.
  3. Развивать внимание, умение выполнять действия по словесной инструкции, мимическую выразительность.

Материал.

Зеркало на каждого ребенка, “посылка”, в которой лежит фотоальбом с семейными фотографиями каждого ребенка.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Психолог говорит и показывает действия, дети повторяют за ним.

Доброе утро, глазки! Вы проснулись? (Поглаживание век).
Доброе утро, ушки! Вы проснулись? (Растирание мочек ушей пальчиками).
Доброе утро, ручки! Вы проснулись? (Хлопки руками).
Доброе утро, ножки! Вы проснулись? (Потопать нога ми).
Доброе утро, солнышко! Я проснулся. (Улыбнуться и протянуть руки к солнышку).

2. “Посылка”.

Раздается стук в дверь. Заходит почтальон, спрашивает: “Это детски сад “Теремок?”. (Психолог, логопед и дети отвечаю т). Тогда распишитесь и получите посылку. (Все благодарят почтальона). Психолог предлагает детям посмотреть, что находится внутри посылки. Открывает вместе с детьми и достает фотоальбом. Дети садятся на ковер. Все вместе рассматривают фотографии, узнают себя и своих близких.

3. Упражнение “Рассмотри себя в зеркале”.

Логопед. А теперь давайте посмотрим на себя в зеркало. Каждый видит там себя. Посмотрите внимательно. Из чего состоит наше тело? (Дети по очереди называют части тела и показывают его на себе).

4. Упражнение “Эмоции”.

Психолог. Давайте посмотрим в зеркало и покажем, как мы умеем улыбаться и быть радостными. (Дети показывают). А теперь покажем, как мы умеем грустить. Сделайте грустное лицо. (Дети выполняют задание). А сейчас давайте удивимся. (Дети смотрят на себя в зеркало и удивляются). Давайте покажем, как мы умеем обижаться. (Дети показывают).

А теперь давайте посмотрим на картинки и покажем радостное личико, грустное личико, личико, которое боится и которое обижается. (Дети рассматривают картинки “Настроение” и показывают).

5. Упражнение “Умывалочка”.

Логопед. Ребята, скажите, что нужно делать, чтобы наше тело было всегда чистым и здоровым? (Дети отвечают, что нужно умываться). Сейчас мы с вами покажем, как нужно умываться. (Логопед читает текст, показывает движения, дети повторяют).

Кран, откройся! Нос умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь, ушки! Мойся, шейка!
Шейка! Мойся хорошенько!
Мойся, мойся, умывайся!
Грязь, смывайся, грязь, смывайся!