В течение многих десятилетий в нашей стране в обучении и воспитании детей с отклонениями в развитии, в том числе и дошкольников с отклонениями в развитии речи, существовали сепаративные тенденции. Открывались группы, детские сады для детей с различными нарушениями речи (часть из них рассчитана на круглосуточное пребывание).
В последнее время все больше детей с нарушениями речи не посещают специализированные группы или ДОУ, оставаясь в общеобразовательных группах вместе со сверстниками, не имеющих нарушений речи. Причин такой ситуации несколько:
Объективные причины:
- ограниченное количество мест в специализированных группах и ДОУ,
- удаленность специализированных ДОУ от места жительства ребенка,
- предприятие, имеющее «свои» ДОУ, не компенсирует содержание ребенка в «чужих» детских садах.
Субъективные причины:
- нежелание родителей переводить ребенка в другое ДОУ или группу, расставаться с полюбившимися воспитателями и сверстниками,
- боязнь родителями стрессовой ситуации для своего ребенка, которая неизбежно возникает при смене детского коллектива.
Остановимся на особенностях работы логопеда на логопункте в ДОУ.
Первой особенностью является контроль логопеда за развитием речи всех детей в ДОУ с момента поступления в ДОУ и до выпуска в школу, что приводит к своевременному выявлению речевых нарушений и их эффективной коррекции с учетом сензитивных периодов.
При поступлении детей в ясельную группу логопед знакомится с медицинской документацией на каждого ребенка, особо обращая внимание на наличие неблагоприятных факторов, которые могут привести к нарушениям речи, и выделяет детей «группы риска». За этими детьми логопед ведет систематическое наблюдение, консультирует воспитателей и родителей по вопросам развития у детей психологической базы речи и самой речи. При необходимости логопед направляет таких детей к различным специалистам (сурдолог, дефектолог, тифлопедагог, психиатр, невролог, отоларинголог, ортодонт и др.)
Отдельную группу составляют дети ясельной группы, имеющие нарушения анализаторных систем, и «неговорящие» дети. С такими детьми логопед начинает занятия по развитию и коррекции психологической базы речи, по развитию речи, дает подробные рекомендации воспитателям и родителям.
Если в ДОУ поступает ребенок в возрасте 3 лет, то вскоре после того, как ребенок начал посещать ДОУ, логопед обследует его речь, и при необходимости разрабатывает индивидуальный маршрут коррекции, дает рекомендации родителям и воспитателям.
В возрасте 4 – 5 лет всех детей, посещающих ДОУ, обследует логопед, выявляет имеющиеся нарушения речи, разрабатывает и реализует индивидуальный маршрут коррекции.
Другая особенность – прием детей на логопункт и их выпуск происходит в течение всего учебного года, поэтому выделить четко установленные сроки обследования речи детей (как при отборе детей в логопедическую группу) нам не представляется возможным.
Третья особенность – все дети, имеющие нарушения речи, посещают обычные группы, усваивают общеразвивающую программу. Дополнительно все они в первую половину дня занимаются у логопеда (периодичность занятий зависит от специфики речевого нарушения), а во вторую половину дня с ними по заданию логопеда занимается воспитатель.
Согласно решению коллегии Московского комитета образования от 24.04.2000 за №6/2 логопедический пункт может быть открыт в любом дошкольном учреждении при условии наличия в нем или отделениях, прикрепленных к нему, 10 групп детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Становится неотъемлемой частью воспитания и развития детей. Все связано с тем, что в последнее время все больше «молчаливых» детей, которые начинают разговаривать слишком поздно, или же говорят, но на детском наречии, понятном лишь им одним. Эйнштейн заговорил в 5 лет, однако в данном случае это простительно — со скидкой на гениальность. В нынешнем современном обществе, где в почете ранние развивающие программы, эдакая молчаливость совсем ни к чему, и родителей, как правило, настораживает. Освоить азы родной речи ПРАВИЛЬНО поможет логопед в детском саду.
Логопед в детском саду занимается не только с дошколятами, не выговаривающими букву «р», глотающими звуки, переставляющими их местами (да какие только фокусы дети не выделывают с богатым русским языком), но и проводит занятия в обычной, общеразвивающей группе — для предупреждения возникновения подобных проблем.
Воспитанников, которым нужны отдельные консультации, определяет сам логопед в детском саду — по результатам обследования в начале и конце учебного года. Для оптимизации работы дети одной возрастной группы и со схожими речевыми нарушениями могут объединяться в подгруппы до 7 человек или в мини-группы до 3 человек. Продолжительность занятий колеблется от 10 до 35 минут — в зависимости от наполняемости группы.
Из 20 часов недельной загрузки логопеда в дошкольном учреждении порядка 5 часов отводится на организационно-методическую работу. Заполнение соответствующей документации является одним из звеньев этой работы, в документации отражена информация по каждому из воспитанников, планы занятий, их эффективность.
В зависимости от учреждения документация может варьироваться. Приводим полный список:
- индивидуальная карта обследования каждого воспитанника,
- протокол обследования речи детей,
- список детей, нуждающихся в логопедической помощи,
- тетрадь индивидуальных занятий с ребенком,
- перспективный план работы,
- перспективный план подгрупповых занятий,
- журнал движения детей,
- журнал консультаций педагогов,
- журнал логопедических занятий,
- график работы кабинета,
- паспорт логопедического кабинета,
- циклограмма распределения рабочего времени,
- план консультативно-методической работы с педагогическим коллективом детского сада,
- картотека имеющейся в кабинете логопеда литературы,
- отчет об эффективности проведенной работы.
Методическое объединение учителей-логопедов и дефектологов дошкольных образовательных учреждений
ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ
учителя-логопеда ДОУ
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативно-правовых документов .
«Дошкольное образование России в документах и материалах». Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. Министерство образования РФ, Москва, 2001г.
Письмо Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах» (о продолжительности рабочего дня учителя-логопеда ) с. 137 – 140.
Нормативы наполняемости групп в дошкольных учреждениях, с. 220-221.
Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.92 г. № 3266 – 1.
Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании» от 13.01.96г. №12 – ФЗ.
Требования к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий.
ж/л «Вестник образования » № 10 – 1996 г.
Конвенция о правах ребенка. ж/л «Вестник образования » №10 – 1991г.
Российский федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Ж/л «Вестник образования » 1999 г.
«Права ребенка в РФ относительно конвенции ООН о правах ребенка». Ж/л "Вестник образования " №16 – 2000 г.
Должностные обязанности учителя-логопеда.
Программно -методическое обеспечение деятельности учителя логопеда ДОУ.
Акт заседания ПМПК.
Список детей группы.
Циклограмма деятельности учителя-логопеда.
Регламентированная деятельность.
Списки детей по подгруппам.
Годовой план организационно-методической работы.
Перспективный план коррекционной работы.
Календарные планы с указанием источника конспекта и пояснительной запиской, если уменьшено количество занятий.
Отчет о проделанной работе (цифровой и текстовой).
Речевые карты детей.
Индивидуальные тетради детей.
Приоритетное направление деятельности учителя-логопеда ДОУ.
1 страница : Визитная карточка:
Образование
Стаж работы
2 страница : Выбранная тема.
3 страница: Актуальность выбранной темы.
4 - Перспективные и индивидуальные планы по направлению; несколько конспектов занятий по выбранной теме; консультации.
Диагностическое обследование.
Перечень речевых методик (картинный материал).
Тетрадь диагностики.
Примерный план написания отчета учителя-логопеда
Список детей с указанием логопедического заключения на моменты поступления в группу и выпуска из нее;
Количественно-качественный анализ и оценка результативности реализованных индивидуальных и подгрупповых коррекционных программ;
Сведения о пополнении оборудования логопедического кабинета;
Сведения о повышении квалификации логопеда в течение учебного года.
Примерная схема проведения индивидуального логопедического занятия:
Упражнения на формирование и развитие артикуляционной моторики:
упражнения для челюстей;
упражнения для губ;
упражнения для языка;
мимические упражнения.
Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук:
пальчиковая гимнастика;
массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
Упражнения на развитие слухового внимания, памяти, воображения;
Упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;
Коррекционная работа по звукопроизношению:
постановка звука;
автоматизация поставленного звука (в слогах, словах, предложениях);
дифференциация звуков (поставленного и смешиваемого);
автоматизация звуков в спонтанной речи с использованием лексических и грамматических упражнений;
упражнения на развитие связной речи (диалоги, игры, пересказы…)
Перечень необходимой документации учителя-логопеда, работающего на дошкольном логопункте:
Журнал первичного обследования речи и консультаций детей.
Список детей, зачисленных на индивидуальные логопедические занятия.
Журнал учета детей, ожидающих зачисления на индивидуальные логопедические занятия.
Список детей, нуждающихся в специальных условиях воспитания и обучения.
Журнал отчисления детей с индивидуальных логопедических занятий.
Журнал динамического наблюдения.
Перспективные и календарные планы индивидуальных и подгрупповых коррекционно-речевых занятий с детьми.
Годовой план консультативно-методической работы с педколлективом ДОУ и родителями.
Отчет о проделанной работе за прошедший учебный год.
Речевая карта на каждого зачисленного ребенка.
Журнал первичного обследования речи и консультаций детей
п / п |
Дата обследо-вания |
Фамилия, имя ребенка |
Состояние артикуляционного аппарата |
Состояние речи |
||||||
Строение |
Подвижность |
Звукопроизно- шение |
Фоне- матичекое восприятие |
Словарный запас |
Грамматический строй речи |
Просодика |
Первичное логопедическое заключение. рекомендации |
|||
Список детей, зачисленных на индивидуальные логопедические занятия
на _________ учебный год
Журнал учета детей, ожидающих зачисления на индивидуальные логопедические занятия
на_________ учебный год
Список детей, нуждающихся в специальных условиях воспитания и обучения
Журнал отчисления детей с индивидуальных логопедических занятий
_________ учебный год
Журнал динамического наблюдения
Алгоритм написания годового плана организационно-методической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в ДОУ.
Основные направления |
Сроки |
|
I Работа с детьми диагностическое направление Коррекционно-развивающее направление |
Психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии (выявления уровня актуального речевого развития – для детей подготовительных групп/ранее занимавшихся на логопункте), комплектация подгрупп Объективное логопедическое заключение и составление групповых, подгрупповых и индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы на учебный год, составление циклограммы деятельности. Индивидуальное логопедическое обследование и консультирование Психолого-педагогический и логопедический мониторинг (выявление динамики в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников логогруппы/занимающихся на логопункте); отражение его результатов в речевых картах, при необходимости – корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. Обследование детей массовых групп с целью выявления речевой патологии (комплектация логопедических групп/зачисление на логопункт). Проведение фронтальных (подгрупповых) логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи; по формированию правильного произношения, по коррекции заикания, подготовка к обучению грамоте. |
III неделя сентября В течение года по запросам педагогов, специалистов родителей январь-февраль, май- для детей средней, старшей групп. февраль- март |
II Работа с педагогами |
Критический анализ результатов обследования, частичный анализ результатов психолого-педагогического и логопедического воздействия.(ПМПк) |
плановые ПМПк ДОУ |
Планирование коррекционной и образовательной работы с учетом результатов обследования. |
||
консультативное направление |
Консультация для воспитателей: Семинары: Практикумы |
|
Наблюдение занятий, игр, режимных процессов в группах с их последующим анализом. |
||
Участие в проведении городских методических объединений: Качественная оценка результатов проведенного логопедического воздействия (проведение ПМПК), определение общей и речевой готовности к систематическому обучению в условиях школьного обучения. Анализ проведенного психолого-педагогического и логопедического воздействия на дошкольников в течение всего учебного года, оценка качества коррекционно-педагогической деятельности всех специалистов, работающих с детьми логопедической группы, подготовка рекомендаций учителям начальных классов по работе с детьми выпускных групп, нуждающихся в особых условиях обучения (итоговый педсовет). |
||
III Работа с родителями |
Консультирование родителей адаптационных групп Анкетирование родителей Индивидуальное консультирование (анализ результатов психолого-педагогического обследования) Проведение консультаций на родительских собраниях: Проведение индивидуальных занятий по звукопроизношению, фронтальных занятий: «День открытых дверей» «Логопедические уголки» на тему: Информационные стенды: Тематические выставки книг Папки-передвижки |
В часы консультаций для родителей по циклограмме деятельности в течение учебного года в течение учебного года |
IV Работа по повышению квалификации |
Изучение новинок методической литературы. Участие в проведении методических объединений. Прохождение курсов повышения квалификации. Аттестация на квалификационную категорию. Разработка новых методических пособий. Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете/ группе. |
Для чего и зачем нужен учитель - логопед в детском саду?
В настоящее время логопед – это достаточно распространенная профессия, в виду значительных масштабов проблемы речи у современных детей.
Развитие ребенка – это путь истины, поиск удивительного начала своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. Детский возраст наиболее благоприятен для формирования восприятия и воспроизведения речи. Речь ребенка - это не только средство коммуникации, но и важнейший показатель его интеллектуального и психического развития. Учитель - логопед является специалистом, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя навыки владения правильной речью, дающие перспективы для успешной жизни. Это человек, который не только исправит речь, избавит от ошибок чтения и письма, но и тот, кто поселит в душе ребенка надежду и уверенность в собственных силах, что поможет в дальнейшем девчонкам и мальчишкам добиться успеха, найти интересную и престижную работу.
Родители не всегда могут услышать все дефекты в речи своего ребенка. Многие родители думают, что речь ребенка исправится сама собой, с возрастом. Но это не так, чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки в речи. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка, не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту! Своевременно оказанная помощь сэкономит ваши нервы и поможет вашему ребенку почувствовать себя более уверенным. Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию.
На что же обратить внимание у своего ребенка:
если в 3-3,5 года:
· ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;
· в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;
· он не повторяет за Вами слова,
· или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);
если в 4 года:
· у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),
· не может запомнить четверостишье,
· совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);
если в 5-6 лет:
· все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);
· ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,
· допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).
Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду.
Функции учителя-логопеда:
проводит углублённое логопедическое обследование для определения структуры и степени выраженности имеющихся нарушений;
планирует направления и содержание индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы;
осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии речи и психических процессов
Что развивает и корректирует логопед?
понимание речи;
правильное произношение (развитие дыхания и просодики, воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);
словарный запас;
грамматический строй (умение образовывать новые слова, соединять слова в предложении, правильно употреблять окончания слов и т.д.);
связную речь (умение связно высказываться, составлять рассказы по картинкам, из собственного опыта, и наконец, сочинять сказки, фантазировать).
психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие);
мелкую и общую моторику (подготовка руки к письму);
Этапы коррекционной работы:
диагностический: определяется состояние звукопроизношения, лексико-грамматического строя, связной речи, особенности развития психических процессов;
подготовительный: формирование артикуляторной базы, развитие фонематических и психических процессов;
коррекционный: постановка, автоматизация и введение звуков в самостоятельную речь, усвоение и совершенствование лексико-грамматических категорий, привитие навыков коммуникации.
Сроки коррекционной работы зависят:
Индивидуальных, возрастных и психологических особенностей;
Уровня развития психических процессов;
Регулярности посещения занятий;
Участия родителей в коррекционном процессе;
Степени сложности речевого нарушения.
В нашем детском саду логопедическую помощь начинают оказывать детям в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет. Диагностику речевого развития детей старших и подготовительных групп, посещающих садик, и их готовности к школьному обучению логопеды проводят в начале учебного года для своевременного оказания помощи. Остальные детки младших и средних групп обследуются в течение учебного года. Набор детей в логопедическую группу осуществляется один раз в год. Обучение проводится на подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Занятия с логопедом являются прекрасной подготовкой перед школой, поскольку правильная речь – одно из основных условий успешного обучения. Успехи и удачи вашего ребенка во многом зависят от степени его адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни и высоким требованиям школьной программы. Ведь известно, чем раньше начнётся коррекционная помощь, тем она эффективнее.
В заключение хочу пожелать детишкам расти здоровыми, умными, добрыми, а родителям - терпения в кропотливом труде воспитания и обучения. И помните, что детство – это этап подготовки к будущей жизни.