У ребенка меняется поведение появляется. Возрастные изменения в поведении ребенка. Позитивное подкрепление через вознаграждения

Сам факт обращения к специалистам - это уже шаг в нужном направлении для положительных перемен. Но большинство родителей, приходя на консультацию со специалистом, совсем забывают, что ребенок - часть системы под названием семья. Чем младше ребенок, тем сильнее влияние этой системы на него.

Ребенок растет не в диком лесу (если речь идет все-таки о среднестатистической семье, а не семье егеря). Он растет в окружении своих родных и близких. Поэтому он перенимает семейные ценности, вырабатывает свои способы и механизмы взаимодействия с этой системой. Как и в любой другой системе, в семье крайне сложно изменить один элемент, не оказывая влияния на другие.

Вот и получается, что ходит ребенок к психологу месяцами (а то и годами) по поводу гиперактивности, например; а спокойнее так и не становится. В чем причина? Может быть и психолог не очень хороший. Но если вы уже сменили много психологов, а результата все равно нет? А причина кроется в том, что окружение, семья вынуждают ребенка реагировать на ситуации привычным образом.

Чтобы изменить поведение, повлиять на переживания ребенка, в первую очередь должны изменить свое поведение члены его семьи. Это касается не только родителей, а всех, кто тесно контактирует с ребенком. Новое поведение окружения будет вынуждать психику ребенка искать новые способы реагирования. Вот тут уже и можно учить ребенка новому поведению, излечивать его фобии и т.д. Любые занятия с психологом не будут иметь никакого эффекта, пока семья ребенка тоже не начнет меняться.

Начните с себя: вы взрослее и умнее своего ребенка, опытнее его. Тогда почему бы не перестать требовать, чтобы он начал меняться, а самим изменить свое отношение к ситуации, способы взаимодействия с ребенком. Ведь то, как вы действовали до этого, привело к неудовлетворяющему вас результату.

Не надо ставить во главу угла ребенка и винить его всегда во всех грехах. Возможно, вы сами где-то подали плохой пример или вынудили его поступить определенным образом. Например, обвиняя ребенка во вранье, вспомните, как часто вы сами лжете по мелочам? Ну не заплатили за проезд, раз контролер не заметил; или сказали утром по телефону своему боссу, что уже подъезжаете к офису, а сами только еще завтракаете. Мелочи, правда? Но, значит, вы сами допускаете ложь в своей семье. Зачем тогда обвинять в ней ребенка? Для него мелочь - соврать, что он сделал уроки. Или другой пример: вы требуете уважения к себе как к родителям. Но при этом сами имеете ужасные отношения со своими родителями.

Ребенок - сложный организм и часть системы под названием семья. Если вы хотите изменить его поведение, будьте готовы измениться сами. Будьте готовы менять свои отношения не только с ребенком, но и с другими членами семьи. Это бывает намного труднее, чем кажется на первый взгляд. Но приносит свои полезные плоды. Намного проще втолкнуть ребенка в кабинет психолога со словами: "Сделайте что-нибудь с ним!" Только результат будет тоже намного меньше, если вообще будет.

Добрый день Олеся Геннадьевна.
У нас в семье произошло что то невероятное. Моему сыну 4,6 лет. Мальчик очень активный, общительный, лидирующий в садике. Всегда все выполняет, помогает воспитателям, не дерется, плохих слов от него не услышать. Всегда спасибо, пожалуйста...Вообщем все в садике, даже воспитатели других групп знают его, как ответственного и отзывчегого мальчика. В семье никто никогда не ругался и даже не разговаривали на повышенных тонах, и тем более никаких плохих слов и мата. но около 2х недель назад, ребенка буд- то подменили. В садике срывает уроки, всех обзывает и педагогов и детей, никого не слушается, истерики не хочу, не буду, мне надоело я пошел домой.... убегает за пределы садика и говорит что бы его хорошо попросили и тогда он вернется, ведет себя нагло и вызывающе.... на уроках музыки не получается, петь он психует и говорит что все и всё ему тут надоело и уходит. Кидается стульями.... Катострофа одним словом. Мы дома его уже наказали на неделю он остался без мультиков и сладкого, но и это его не останавливает, если раньше он начинал плакать извиняться и обещать что больше так не будет, то теперь он спокойно реагирует: ну нет мультиков и ладно.... У меня руки опускаются, не знаю что делать, муж, который на эмоции не пробивной, ходит черней тучи... не знаем что делать и как правильно себя вести. Подскажите пожалуйста. Буду с нетерпением ждать вашего ответа. Или может все-таки лучше на прямую обратиться к вам. Прийти на прием??? Помогите....

Здравствуйте,Алена. Очень хорошо, что вы достаточно чётко сформулировали вопросы, на которые хотите получить ответ. С них и начнём. По порядку.

Вы спрашиваете, в чём может быть причина того, что ребёнок стал демонстрировать протест, упрямство и негативизм. Судя по описанным признакам, Вы и Ваш малыш медленно, но верно подходите к тому кризисному периоду, когда происходят значительные изменения в развитии и поведении ребёнка, это нормальный этап, и его раньше или позднее проходят все дети. Суть перемен в том, что до этого периода Ваши желания и желания ребёнка были прочно связаны и почти неразделимы, потому что ребёнок ещё не осознавал, чего он хочет сам по себе, ему могло быть просто комфортно или дискомфортно. По сути, он был простым продолжением Вас, поэтому раньше и работала схема «я сказала - ты сделал». Но именно в этот кризисный период ребёнок становится более самостоятельным и независимым, потому что отныне у него появляются свои собственные желания и потребности, отдельные от ваших. Он начинает активно изучать окружающий мир, детей и взрослых, границы дозволенного и недозволенного и свои собственные возможности.

И если этот кризис пройден успешно, то на выходе из него мы получаем ребёнка, который со многим может справится самостоятельно, чётко знает, что можно и что нельзя, умеет адекватно выражать свои чувства и желания (например, если у него что-то отобрали, скажет прямо «Это моё ведёрко. Отдай, пожалуйста», а не пойдёт крушить песочницу и бить совком других детей, выражая своё негодование).

Я вижу, что Вы стараетесь с пониманием и уважением относиться к желаниям вашего ребёнка, уделяете ему много времени и сил и стараетесь делать всё. Это очень хорошо. В то же время, похоже, Вы относитесь к ребёнку, как к маленькому взрослому. В итоге ребёнок, который был раньше относительно свободен, вдруг и довольно резко оказывается перегружен просьбами, предложениями, частоколом выборов и ответственностью за своё поведение/

Итак, вот что, на мой взгляд, могло бы помочь Вам в вашей ситуации:

1. Задайте и создайте ребёнку чёткие безопасные границы, в рамках которых он мог бы спокойно действовать, экспериментировать и проявлять самостоятельность, не вредя себе. В данном случае, я имею в виду не только физические границы, но и психологические. Ребёнок чётко должен знать, что можно, что нельзя, что будет, если эти границы нарушить и почему их лучше не нарушать. При этом важно, чтобы каждое «нельзя» шло в паре с альтернативным «можно», например: нельзя кошку бить, а можно гладить, кормить и расчёсывать. Нельзя прыгать на диване, можно на полу, на улице и на батуте.

2. Требования, которые Вы предъявляете ребёнку должны быть разумными (с учётом его реальных возможностей, а не ваших текущих желаний), постоянными и едиными у всех членов семьи . Если Вы требуете, чтобы игрушки были убраны перед сном, они должны быть убраны и при Вас, и при папе, и при дедушке с бабушкой, и после гостей, и в дождь, и даже если Вам лично сегодня всё равно и Вы устали. Старайтесь твёрдо следить за тем, чтобы эти требования, раз уж Вы их выдвинули, исполнялись. Многие вещи, которые ребёнок отказывается делать в приказном порядке («Убери всё сейчас же» или «Вымой руки»), можно делать сначала вместе (брать ребёнка за руку и убирать игрушки вместе с ним, или мыть руки вместе каждый своим мылом), ведь правила едины для всех.

3. Придерживайтесь чёткого режима дня. Ребёнок должен знать, что утром, когда он проснётся, рядом с кроваткой будет лежать его одежда, потом он умоется и почистит зубы, потом поест, потом поиграет, потом пойдёт гулять и т.д.

4. Сосредоточьте усилия на том, чтобы поддерживать и вознаграждать у ребёнка желательное поведение, а не наказывать и всеми силами искоренять нежелательное. Подавайте ему пример своим собственным поведением.

5. Дайте ребёнку возможность почувствовать себя самостоятельным и успешным. Пусть он иногда сам выбирает во что и как ему играть, если в данный момент он не скучает и не просит вас о помощи. Терпеливо ждите, пока он сам доест суп, даже если обливается при этом, сам застегнёт куртку или натянет штаны. Независимо от результата, хвалите его за усилия. Это помогает ребёнку поверить в свои силы и расширять свои возможности.

6. Помните, что так же, как он изучает окружающий мир, он изучает Вас. Капризы и крики могут быть просто ещё одним способом получить от Вас то, что ему нужно или избежать того, что делать не хочется. Следите за своими реакциями и будьте терпеливы.
Я изложила всё в общих чертах, и, предполагаю, что у Вас могут возникнуть вопросы по какому-то из пунктов. В этом случае, запишитесь ко мне на консультацию, и мы разберёмся во всём подробно и с учётом Ваших возможностей.

Уверена у Вас все получится. Успехов Вам.

// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf("http")==0){return p}for(var e=0;e

Хитрова Олеся Геннадьевна, психолог в Челябинске

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Мы живем в быстро меняющемся мире. Трудности, с которыми сталкиваются родители, желая помочь своему ребенку вырасти счастливым человеком, необычайно разнообразны. Родительский уход - вещь очень важная, но он не должен вращаться вокруг вопроса «правильно ли мы это делаем?». Детям нужны взаимоотношения с родителями, построенные на терпении, заботе и любви, без которых им трудно будет вырасти уверенными в себе и коммуникабельными людьми. Они нуждаются в поощрении и похвале. Родителям следует знать потребности и чувства своего ребенка. Дети вообще очень восприимчивы, и родители, сами того не сознавая, часто создают для них проблемы, ожидая от них слишком много или слишком мало.

Плохое поведение детей во многом зависит от таких факторов, как усталость, скука и голод. Унылые, несчастные дети гораздо чаще попадают в какую-либо беду, чем те дети, за которыми налажен хороший присмотр и уход. Многих потенциальных проблем, связанных с поведением детей, можно избежать, если искренне и с пониманием относиться к их нуждам и не допускать конфликтов. Отвлекающая уловка гораздо более эффективна, чем постоянные «нельзя» и «не смей».

Каждый ребенок имеет свои собственные психологические особенности и по-своему реагирует на ситуации, возникающие в его семье. Представления о том, как надо обращаться с детьми, тоже зачастую меняются вместе с модой. Родители порой бывают слишком обеспокоены поведением своих детей и задаются вопросом, не отразится ли их непослушание на их здоровье. Однако многие проблемы, связанные с поведением, являются частью нормального развития, и, если подойти к ним с пониманием, настойчивостью и терпением, их вполне можно преодолеть.

5.7 (а) НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО ПЯТИ ЛЕТ

Застенчивость

У детей иногда бывают периоды, когда они становятся особенно застенчивыми, что обычно проистекает из неуверенности в себе. В этих случаях хорошо

помогают частые контакты с другими детьми, особенно в сложных игровых ситуациях. Застенчивость ребенка не следует обсуждать в его присутствии, и, если подходить к этой проблеме с достаточным тактом, обычно она полностью исчезает.

Для маленького ребенка бояться некоторых вещей - вполне обычное явление, поскольку он не обладает еще достаточным опытом и пониманием окружающей действительности. К сожалению, детские страхи иногда могут порождаться взрослыми людьми. С чрезмерными страхами следует бороться, внушая ребенку, что ему ничто не угрожает, и помогая развивать уверенность в себе. В случае, если с сильными страхами справиться не удается, можно прибегнуть к помощи компетентного специалиста. Избавить родителей от беспокойства может также обсуждение этой проблемы со специалистом.

Ревность

Все дети временами бывают очень ревнивы, что может проявляться самыми различными, в том числе и весьма невразумительными путями. Главным образом ревность основывается на страхе потерять расположение родителей. Проявлениями ревности могут стать заикание, чрезмерно выражаемая нежность, желание быть покормленным матерью (после того как ребенок уже давно научился есть самостоятельно), мочеиспускание в постель, частое выделение мочи, желание есть из бутылочки для искусственного кормления, агрессивность, стремление к разрушению, неоправданный отказ от пищи и многое другое. Разумеется, у одних детей признаки ревности проявляются ярче, чем у других.

Ревность представляет собой нормальное чувство и является частью развития личности ребенка. При появлении ее признаков следует приложить все усилия к тому, чтобы понять ее причины и попытаться их устранить, - например, избегая вносить какие-либо изменения в распорядок жизни первенца, после того как новорожденный ребенок будет взят домой. Здесь очень важны родительское терпение и понимание, а также время, необходимое на то, чтобы ребенок почувствовал, что его по-прежнему искренне любят. Хорошие результаты приносит специально выделенное время для игр, которое ребенок проводит с родителями или в специальной детской группе.

Упрямство и плохое поведение

Родители, наблюдая за развитием своего ребенка, испытывают огромную радость и удовлетворение, перемежаемые минутами раздражения, полного отчаяния и даже депрессии. Дети, начинающие ходить, очень легко могут нарушить мир, царящий в семье, причем труднее всего понять своего ребенка именно в этом возрасте. Все нормальные дети проходят через такой тяжелый период, встречающийся обычно в возрасте от 18 до 30 месяцев, хотя он может иметь и более широкие временные границы - от 9 месяцев до трех лет. Поведение детей в это время колеблется в очень широких пределах. В результате получается очень неустойчивая смесь из хороших, дурных и просто отталкивающих поступков. Дети всячески манипулируют своими родителями, проявляют большое упрямство и ищут к себе внимания. Поскольку большинство родителей имеют слабое представление о типичном поведении детей в этом возрасте, они чувствуют себя очень одинокими, неумелыми наедине со своим малышом. Родители также не любят обсуждать свои проблемы, поскольку опасаются критики в свой адрес и боятся прослыть плохими родителями. Между тем подобное поведение детей вполне нормально, хотя между ними и существуют определенные различия, позволяющие считать одного ребенка более трудным, чем другого. Очень важно как можно раньше распознать надвигающиеся проблемы и твердо приступить к их разрешению. В этом встревоженной матери большую помощь могут оказать специальные группы детей одного возраста для совместных игр. Если же родители чувствуют, что поведение их ребенка переходит всякие границы, им следует обратиться за советом к врачу.

Поиск внимания к себе

Еще одна особенность нормального поведения детей в возрасте от 9 месяцев до 3-4 лет - «поиск внимания». Ребенку нравится все, что вносит в дом тревогу и беспокойство. Он может обнаружить, что, отказываясь есть, жевать, глотать пищу или даже вызывая рвоту прямо за столом, он становится причиной крайней суматохи в доме и приводит свою мать в сильное расстройство. Ребенок плачет и кричит, получив легкий шлепок, и закрепляет эту привычку, если его пытаются успокоить, взяв на руки или с помощью сладостей. Родителям следует постоянно быть начеку, чтобы пресекать подобное поведение;

даже самые развитые дети пытаются прибегать к таким трюкам.

Большинство проблем этого рода можно преодолеть, не обращая на них внимания и отвлекая ребенка. Чем меньше поднимать из-за них суматохи, тем быстрее они отпадут. Наказание редко приносит эффективные результаты. Ласка и похвала за хорошее поведение, внимание к ребенку и побуждение к хорошим поступкам - вот лучший способ избавиться от всех проблем, связанных с плохим поведением детей. Это поможет ребенку развить чувство уверенности в себе и ощутить свою безопасность.

Вспышки раздражительности

Они встречаются в основном в возрасте от полутора до трех лет. Ребенок с сильной волей и высоко развитым чувством независимости часто отказывается слушаться родителей и поступает по-своему. Большинство вспышек такого рода считаются нормальным явлением. В основе их лежат ревность, чувство неуверенности, усталость или голод. В таком состоянии ребенок ничего больше не видит, кроме своих собственных потребностей. Вспышка раздра-

жительности обычно сопровождается тем, что ребенок дерется, пинается, кричит. Попытки урезонить его в это время совершенно бесполезны. Лучший способ справиться с ним - не проявлять к вспышке раздражительности ребенка никакого интереса, отнестись к ней с полным безразличием. Если ребенок сможет добиться от вас таким путем того, что он хочет, то подобный приступ повторится. Если раздражительность ребенка полностью выйдет из-под вашего контроля, вам следует обратиться за советом к врачу.

Задержка дыхания

С подобным «приемом» бороться особенно сложно. И в этом случае родителям следует демонстрировать минимум обеспокоенности поведением ребенка, чтобы он не добился желаемого. Однако необходимо помнить, что задержка дыхания может перейти в судороги. Очень важно знать, когда следует вмешаться - не слишком рано, но и не слишком поздно. Случаи произвольной задержки дыхания очень пугают родителей, и, если они не прекращаются, им следует обратиться за консультацией к врачу.

Чрезмерная активность

Есть дети, которые, если можно так выразиться, всегда на ногах, и родители с легкостью приходят к убеждению, что у их ребенка гиперактивность. Между тем на самом деле это бывает очень редко. Просто одни дети активнее других, а голод или скука еще более усиливают их активность и провоцируют к крайне беспокойному поведению. Чаще всего это встречается среди мальчиков.

Таким детям следует предоставить максимум свободы, особенно на открытом воздухе, снабдив их всем необходимым для игр. Медицинское вмешательство необходимо лишь в случае чрезмерной активности ребенка.

Агрессивность - драчливость и кусание

Большинство нормальных детей проявляют агрессивность, особенно в возрасте около двух лет. Агрессивные действия обычно вызываются усталостью, голодом, скукой, неуверенностью и ревностью. Наиболее эффективный метод для подавления этих симптомов - предоставлять ребенку максимально широкие возможности для игр как в доме, так и на улице, а также свободу выбора игры

по душе, при этом с неодобрением относиться к любым проявлениям агрессивности и последовательно разрешать эти проблемы.

Стремление к разрушению

Разрушительная деятельность ребенка отнюдь не всегда бывает намеренной и может вызываться просто отсутствием опыта в обращении с предметами и детской любознательностью. Все легко ломающиеся предметы следует держать вне пределов досягаемости ребенка. Нельзя позволять ребенку раскидывать вещи по комнате, а любую игрушку, которую он пытается сломать непреднамеренно, необходимо забрать у него на неделю или две. Ее возвращению ребенок очень обрадуется.

Должны быть приложены все усилия, чтобы занять ребенка, проявляющего наклонности к разрушению, играми, общением с приятелями или предоставить какой-либо другой выход его энергии, особенно вне дома.

Неприличные слова

Ребенок не понимает смысла тех неприличных слов, которые произносит, поэтому, убедившись, что над ребенком не смеются и что дома этими словами никто не пользуется, лучше всего просто игнорировать эту проблему.

Ложь (выдумывание историй) Не стоит беспокоиться, если ребенок, не достигший пяти лет, иногда говорит неправду. Способность быть правдивым развивается медленно. Обыкновенно трехлетние дети любят выдумывать истории - это часть их нормального развития. В этом их следует поддерживать и превращать их наклонность к сочинительству в игру воображения.

Маленькие дети очень эгоцентричны и не имеют понятия о необходимости считаться с другими людьми. В них развита нормальная склонность добиваться и получать все, что им хочется. Родители обычно стараются, чтобы их ребенок делился игрушками с приятелями, но двух- или трехлетнему человечку непонятно, зачем это надо делать. Постепенно путем имитации и при умелой поддержке ребенок научится делиться с другими, и здесь опять же значительную помощь окажут разумное использование игрушек, общение с приятелями и участие в играх в группах для детей младшего возраста.

Обычно родителей приводит в затруднение любая перемена в поведении их ребенка - особенно такого, который только начал ходить, поскольку в этом возрасте дети легко начинают плакать без всякой видимой причины. Взрослые часто сердятся и раздражаются, когда они устали или голодны; дети обычно плачут по тем же причинам. Самая большая проблема заключается в том, что плачущий ребенок не осознает, насколько уставшей может быть его мать, и в этом случае создается напряжение, которое может привести к взаимным обидам. Как бы ни были заняты родители, надо немедленно уделить внимание маленькому ребенку; он не может ждать ни минуты, пока закончат кормить другого ребенка или разговаривать по телефону. Такие быстрые перемены поведения, наблюдаемые у маленьких детей, вполне естественно ставят в тупик родителей, которые начинают подозревать, что их ребенок болен или что у него двойственный характер (проявляются то хорошие, то дурные качества). Тем не менее подобные явления обычно совершенно нормальны.

Проблемы со сном

Большинство детей бывает очень трудно уложить в постель вечером. Поэтому необходимо учитывать следующее.

Режим сна. Всем детям, как и взрослым, необходимо разное время для сна. Очень важно правильно установить потребности вашего ребенка. Сколько он должен спать днем, следует определить на основании опыта, а потом придерживаться соответствующего ежедневного распорядка.

Тишина и распорядок. Тишина очень помогает наладить режим сна ребенка, и она должна стать частью ежедневного распорядка в вашем доме - ужин, купание, спокойные игры, питье на ночь, рассказывание истории, укачивание и сон. Тишина важна так же, как постоянство в режиме. Детям требуется время, чтобы успокоиться. Поэтому никакие нарушения режима недопустимы, и только надлежащая твердость может привести к необходимым результатам.

Помимо этого, следует еще принять во внимание следующие вопросы:

Где следует ребенку спать?

Достаточно ли там тепло?

Следует ребенку спать в детской или обычной

Сколько времени нужно ребенку на сон?

Основные проблемы, связанные со сном, заключаются в следующем:

Ребенок кричит посреди ночи.

Ребенок не хочет ложиться спать.

Ребенок каждую ночь приходит в постель к роди

Для разрешения этих проблем родители должны проявить твердость и настойчивость, а в случае особого беспокойства им следует обратиться за советом к специалисту. Нарушения сна часто начинаются после болезни или после распада семьи, однако хороший уход и последовательное соблюдение режима вернут ребенку нормальный сон.

Плохой аппетит и отказ от пищи

Многие родители беспокоятся, что их дети плохо едят. Зачастую весь дом бывает вовлечен в проблему, что ребенок ест, а что не ест. Ему позволяют капризничать в выборе пищи, поскольку его отказ от еды вызывает еще большее беспокойство. Чем больше шуму поднимать вокруг еды, тем больше он будет от нее отказываться. Аппетит ребенка варьируется. На плохой аппетит просто не следует обращать внимания. Ни один здоровый ребенок не станет голодать.

Если к концу дня, в течение которого ребенок отказывается от еды, родителям начинает казаться, что его поведение выходит за рамки обычного и они теряют над ним контроль, то им следует обратиться за советом к врачу. Однако следует помнить, что

большинство проблем такого рода являются частью нормального развития ребенка и исчезнут в должное время.

Часто ребёнок диаметрально меняет своё поведение, находясь под опекой няни, бабушки, воспитателей или родственников. Что же является причиной этого?

Родители обычно пребывают в недоумении: дома ребёнок ни минуты не сидит спокойно и не замолкает. По выходе же на улицу или в гостях его словно подменяют. Он забивается в уголок, сидит тихо, как мышка и всё время молчит. Что за странные перемены в его поведении?

Обстановка, в которой находится ребёнок, и лица, которые присматривают за ним, очень сильно влияют на его поведение. Например, бывает, что когда родители забирают малыша из детского садика или яслей, он начинает вдруг ныть, капризничать, не хочет одеваться, требует непонятно чего. При этом воспитательница сообщает им, что весь день он прекрасно себя вёл, нормально ел и спал, активно играл и общался с другими детьми, словом, всё было в полном порядке. Конечно, родителей радует, что он весь день был таким хорошим. Но тогда в чём же дело, почему с приходом мамы или папы он вдруг так резко изменил своё поведение?

Однако в этом нет ничего странного. При появлении родителей ребёнок выпускает наружу все накопившиеся в нём за день эмоции. Несмотря на то, что он казался всем абсолютно довольным, в нём собралось раздражение. Причины могут быть разные: строгость воспитателей, неполученная игрушка, обиды от других детей. При оставлении малыша на попечение няни он может обидеться на родителей, потому, что скучал по ним весь день. Как и взрослые, дети предпочитают скрывать свои эмоции при посторонних людях. А при появлении мамы и папы они выплёскиваются из него, и порой очень бурно. Так выражается его протест.

В том случае, когда ребёнок с приходом родителей вдруг начинает капризничать, следует обязательно выяснить у воспитательницы или няни, что произошло за день. Очень важным моментом является полное взаимопонимание с теми, кто присматривает за малышом в отсутствие родителей. Лишь подробно разобрав ситуацию, можно выяснить причину поведения ребёнка, чтобы понимать, как действовать и как успокаивать малыша в случае необходимости.

Если ребёнок начинает хныкать и капризничать, увидев родителей, пугаться не следует, это совсем не обязательно причина, например, начинающейся болезни. Ребёнка надо постараться отвлечь, пообещать поиграть с ним дома во что-нибудь интересное, или немного погулять с ним и пообщаться. В противоположном же случае, если малыш, весь день сидевший с хмурым видом, начинает радоваться и веселиться, лучше ненадолго задержаться, чтобы дать малышу поиграть, это непременно поднимет ему настроение перед уходом домой.

Ребенок стал более тревожным

Трудности с засыпанием, страшные сны с пробуждением, после которого ребенок никак не может успокоиться, – самые заметные признаки тревожности. Малыш и днем может часто плакать по непонятной причине и в целом вести себя так, как будто чем-то озабочен: беспокойный взгляд, мгновенная реакция на изменения обстановки, порывистые движения.

Причины могут быть в том, что в семье происходит что-то для ребенка непонятное. Дети очень чувствительны, они улавливают малейшие изменения семейной ситуации, причем даже в тех случаях, когда родители стараются это скрыть. Конфликты, обсуждения предстоящего развода, трудная ситуация на работе, доставляющая вам серьезные переживания, болезнь одного из членов семьи – все это неосознанно передается малышу и рождает тревогу.

«Муж попал в аварию, и, хотя он был не виноват, это было очень тяжело для нас. Мы решили не говорить об этом сыну и даже не обсуждали при нем возникшие проблемы. Про знакомого, который погиб, сказали, что он уехал, про машину – что она в ремонте, про поездки на судебные заседания – что папе нужно съездить по делам. Но на ребенке это все равно отразилось. Во-первых, он стал часто говорить о разных ужасах, которые могут случиться. Во-вторых, почти перестал спать один – каждую ночь прибегает к нам в спальню. И очень боится ездить в машине – прямо впивается мне в руку…»

Способ снизить тревожность – прояснить ситуацию для ребенка. Детям нужно говорить правду – чего бы она ни касалась, ведь даже старые семейные тайны могут быть причиной плохого эмоционального самочувствия ребенка.

Другое дело – нужно хорошо подумать, как именно рассказать ребенку о том или ином событии.

Информация для детей должна быть:

Доступной для понимания ребенком такого возраста . Не стоит рассказывать, например, о супружеских изменах или о том, что один из супругов не хочет иметь ребенка, который уже ожидается.

Необходимой, но достаточной . Некоторые нюансы поведения взрослых освещать не стоит – ребенку они будут непонятны. Иногда достаточно просто сказать: «Мы поссорились с папой, поэтому мы так разговаривали».

Успокаивающей . То, как вы трактуете события, происходящие в семье или вообще в мире, самым серьезным образом повлияет на восприятие жизненных трудностей ребенком в дальнейшем. Люди могут поступать жестоко или несправедливо, в мире есть болезни и смерть, но жизнь тем не менее прекрасна – пожалуй, это должно быть основной мыслью в трактовке негативных событий.

Поддерживающей . Ребенку бывает плохо не столько от того, что что-то произошло, сколько от того, что он оказался в это время в изоляции: погруженным в проблемы взрослым не до него. Не бойтесь проявить свои эмоции во время разговора с ребенком, не бойтесь, что он тоже заплачет, увидев ваши слезы, – это естественный способ реагирования, помогающий справиться с переживаниями.

Ребенок стал агрессивным

Проявляется это в том, что по каждому поводу вы слышите протест, и это не просто «Не хочу!», а гневные крики со слезами и ругательствами. Ребенок топает ногами, пинает подвернувшиеся предметы, а иногда нападает и на взрослых.

Причины такого поведения чаще всего в том, что малыш не получает чего-то очень важного. Есть периоды, когда агрессивность повышается, что называется, в рамках нормы. Так, например, кризис трех лет проявляется повышенной агрессивностью, потому что ребенок, чувствуя себя взрослым, хочет расширить границы своей самостоятельности и влияния. Родители это желание не поддерживают и противодействуют попыткам малыша подчинить себе всю семью. Возникает протест, который, однако, скоро проходит – особенно если взрослые помогли своему чаду научиться отделять ситуации, где он должен полностью довериться их мнению, от тех, где он может проявить свою самостоятельность.

В других же случаях агрессивность бывает связана с тем, что ребенку просто не хватает любви. Причем сами взрослые могут этот недостаток не ощущать, а потому не сразу найти истинные причины изменения в поведении ребенка.

Леночка – ласковая и послушная девочка. Она настолько обаятельная и милая, что все взрослые, от родителей до случайных прохожих, восхищаются сочетанием ее внешности с умением вести себя. Но в какой-то момент все изменилось – Лена стала грубить бабушке, обрывать домашние растения («Ненавижу эти плохие цветы!») и устраивать скандалы в магазинах. Более того, даже воспитатели в садике стали замечать, что Лена по любому поводу вступает в ссоры и провоцирует конфликты. Например, может сломать построенную башню или отобрать игрушки. В случае замечаний плачет горько и долго, до рыданий, – и никак не может успокоиться. Понять причину никто не мог: все хорошо, ребенка любят и о нем заботятся, в семье никаких изменений, кроме того, что купили маленькую собачку (по Лениной же просьбе и исключительно для нее). Но, оказалось, собачка и стала причиной переживаний, потому что именно на ней теперь сосредоточилась всеобщая забота и внимание. Конечно, все по-прежнему любили Лену, но ревность – сильное чувство, и привыкнуть к тому, что у близких есть еще один объект для восхищения, оказалось трудно для ребенка, который воспринимал происходящее как утрату родительской любви.

Способ справиться с агрессивностью прост – дать ребенку больше любви, причем в том виде, в каком это ему необходимо. Маленькие дети не могут просто осознать родительские чувства – им нужны проявления в виде ласковых слов, поцелуев, поглаживаний, совместных бесед и объятий.

Ребенок стал слишком хорошо себя вести

Может показаться странным, но такое поведение тоже иногда беспокоит родителей. Речь, конечно, не о тех случаях, когда ребенок действительно понял, в чем пре-имущество хороших поступков, и совершает их к всеобщей, и прежде всего своей, радости. Правильное, слишком взрослое поведение может сочетаться с замкнутостью и боязливостью. Ребенок старается показать себя с хорошей стороны, но в то же время несколько сторонится общения и лишний раз не показывается на глаза.

Причины – чувство вины и страх быть отвергнутым. Ребенок сделал что-то плохое (или думал о чем-то плохом) и боится, что теперь ему нет прощения. Так бывает, когда родители, прибегая к наказаниям, используют самые жестокие и несправедливые методы – бойкот и отвержение. «Не подходи больше, когда маленький ребенок у меня на руках, – ты совсем не понимаешь, что можешь ему навредить» – такая фраза может вызвать протест у одних детей и страх у других, впечатлительных и ранимых.

«…Разбирая вещи детей, я нашла в игрушках кольцо – старинное кольцо, которое принадлежало еще моей прабабушке и которым дорожила вся наша семья. Оно было в ужасном состоянии – измазано красками, поцарапано, нескольких камней вообще не было. Я была просто в шоке – кто это мог сделать? И зачем? Я спрашивала детей, но они молчали. Только вечером дочь рассказала, что Павлик обиделся на бабушку и, чтобы отомстить, взял кольцо и испортил его. Мне стало еще хуже… Я позвала его и сказала самые плохие слова, которые только могла, – что он вор, что у нас в семье не было такого плохого человека… А самое ужасное – я не разговаривала с ним несколько дней и просто не замечала его присутствия. Недавно он вспомнил этот случай (сейчас он взрослый, и у него свои дети), и я поняла, почему он так тщательно тогда стал убирать игрушки, целыми днями рисовал и ровно в девять ложился спать. Он просто боялся, что мы его бросим. Мне было очень стыдно – как я могла себя вести так по отношению к маленькому ребенку, которому и шести лет не было?»

Способ исправить ситуацию нужно найти как можно скорее – сразу, как только вы сами немного успокоились и поняли, что сказали лишнее. Не старайтесь продолжать объявленный нейтралитет в воспитательных целях. Подойдите к ребенку, обнимите и успокойте – ведь ваше поведение могло его напугать. Объясните, что вызвало такой ваш гнев и почему вы сказали именно то, что сказали. Скажите о том, что именно поступок был таким плохим, а не он сам – ребенок в состоянии понять разницу. И, конечно, заверьте его в том, что, желая исправить отдельные моменты в его поведении, вы продолжаете любить его самого – всегда и независимо от обстоятельств.

Ребенок совершает плохие поступки...

…и делает это будто специально. У всех на виду вытирает испачканные краской руки о диван или рвет учебник старшей сестры, в присутствии посторонних произносит ругательства или демонстративно присваивает себе чужие вещи. И все это невзирая на объяснения родителей, что так делать нельзя.

Причины – в желании привлечь внимание. Ребенок, с которым взрослые недостаточно общаются, постоянно не находя для него времени, использует самые разные приемы. Он рассказывает о том, что было в детском саду, – но родители просят помолчать; он показывает нарисованную картинку, но слышит стандартное «Молодец, иди поиграй». Но, как только он сделает что-то, чего делать нельзя, он добивается внимания на целый день. Дети быстро это усваивают. И иногда для них лучше такое внимание, чем никакого.

Мама Лизы устала извиняться перед родителями других детей, перед воспитателями и устала объяснять своей дочке, что брать чужое нельзя. Лиза упорно продолжала открывать чужие сумки и шкафчики и перекладывать взятые оттуда вещи на свою полку. То же самое – в гостях и даже дома… Мама боялась даже обратиться к психологу – ждала самых неприятных объяснений и прогнозов на будущее. Но все изменилось к лучшему само по себе. Мама вышла замуж. Новый папа (Лиза сразу начала называть его так) просто обожал девочку и все вечера посвящал ей, даже когда родился второй ребенок. Почему это не получалось у мамы? Возможно, потому, что, пережив тяжелый развод с Лизиным папой, она подсознательно избегала общения с дочкой, напоминавшей ей мужа. Или потому, что сама находилась не в лучшем эмоциональном состоянии. Или потому, что ей пришлось гораздо больше работать. Так или иначе, но проблема решилась, как только нашелся человек, способный уделять ребенку внимание.

Способ борьбы с плохими поступками – в подкреплении поступков хороших и в постоянной поддержке. Наказания, запреты будут неэффективны, если от этого ребенок получает какую-либо психологическую выгоду. Исчезнет потребность в достижении внимания таким путем – исчезнет и привычка.

Ребенок стал часто болеть

Жизнерадостный и веселый, он становится вдруг слабым и без конца подвергается разным напастям. Психологи, изучающие состояние часто болеющих детей, уверены: детьми движет подсознательное желание быть больным.

Причиной болезни, например, может стать страх ребенка перед детским садом и нежелание туда ходить (то же самое может быть, когда ребенок начинает ходить в школу).

Проанализируйте, может, ребенок хочет что-либо «сказать» своим заболеванием? Что он получает в результате – какие плюсы? Если это в ваших силах, займитесь искоренением причин. Бывает, что проблема решается относительно легко: ребенок, который часто болеет при посещении группы с чрезмерно строгой воспитательницей, выздоравливает, будучи переведенным в другую группу – где дисциплина понимается не так жестко. В других же случаях все происходит сложнее, а иногда может понадобиться и профессиональная психологическая помощь.

На приеме у психотерапевта мальчик, которого беспокоит боль в руках и ногах. Обследования не показали никаких отклонений, но боль периодически возобновляется, иногда до такой степени, что ребенку трудно ходить. Задача психолога в таком случае – выявить скрытые мотивы заболевания. И вот на вопрос, что изменится, если он совсем выздоровеет, мальчик перечисляет: «Мне купят собаку, и я буду с ней гулять; мне не будут делать уколы; я смогу играть с мальчиками в футбол; папа уйдет в другую семью…» Это и есть, вероятно, мотив болезни – сдержать распад семьи, который неминуемо случится, когда все будет в порядке.

Дети, особенно маленькие, зависимы от взрослых – и физически, и эмоционально. А потому и проблемы в поведении ребенка не появляются сами по себе – за них тоже отвечают взрослые. Конечно, жизнь такова, что мы не всегда можем предусмотреть все негативные влияния – даже собственного поведения. Но ведь можно постараться все исправить. Это в наших силах.