Феноменальная память доступна каждому. В чем причина феноменальной памяти Феноменальная память как его развить

Феноменальная память - это удивительное явление. Под данным определением имеется в виду способность исключительно быстрого запоминания информации, и её последующего воспроизведения. При том материал может иметь поразительные объёмы при полном отсутствии смысловой связи между его компонентами. То есть если человеку с такой способностью дать листок со случайным набором букв, чисел, изображений и символов, он его запомнит, несмотря ни на что.

Мнение специалистов

Интересно, что для учёных феноменальная память является такой же загадкой, как и для всех остальных людей. Механизм сверхвысокой скорости усваивания человеческим мозгом информации, которую в таком темпе может запомнить лишь компьютер, понять невозможно.

Есть лишь предположение. Якобы электрические импульсы производят нечто вроде «кодировки» серого вещества мозга - по аналогии с записью нолей и единиц в компьютере. О чём это говорит? О том, что мозг человека системой «записи» информации аналогичен компьютеру. Отличается только два нюанса. Это скорость «записи» и объём памяти. Но, всё же, у некоторых людей наблюдается феноменальная память. И их скорость «записи» превосходит обычную.

Фотографическая память

Это наиболее часто встречающаяся «разновидность» обсуждаемой феноменальной способности. Люди, которым она свойственна, ничем не отличаются от остальных. Они могут забыть о дне рождения родственника, о том, что надо купить хлеб по дороге домой, или заплатить за Интернет.

Но вот, допустим, такой человек очутился в незнакомом городе. Он пробыл там всего день, а после - уехал. И спустя многие годы ему вновь довелось там очутиться. Что тогда? Ему не составит ни малейшего труда вспомнить все дороги, автобусные остановки, местонахождение магазинов и т. д. Закрыв глаза, и попытавшись воспроизвести свой давно пройденный путь в этом городе, он сможет «увидеть» не только улицы, но даже названия на табличках, номера домов, лица встречавшихся прохожих.

Другие виды сверхспособности

Теперь можно рассказать о видах феноменальной памяти, встречающихся реже фотографической. В частности, о слуховой.

Люди, которым она свойственна, с лёгкостью запоминают в огромном объёме аудиоинформацию. Обычно такой способностью могут похвастаться музыканты. Причём многие. Им достаточно единожды услышать музыкальную композицию, чтобы потом воспроизвести её на своём инструменте. А некоторые композиторы и вовсе сразу же переписывают понравившуюся на слух музыку в нотную тетрадь. Им даже не нужно перепроверять правильной композиции, предварительно проигрывая её. Музыканты прекрасно знают, как звучат ноты и регистры. Поэтому, перенося услышанное на бумагу, мысленно они заново проигрывают композицию.

Ещё есть люди с феноменальной памятью математического характера. И её действительно можно назвать сверхспособностью. Потому что такие личности способны выполнить в уме сложнейшие вычисления. И даже вспомнить в подробностях те, которые были сделаны ими ранее.

Люди с текстовой памятью тоже не могут не удивлять. Ведь им достаточно один раз прочитать или услышать текст (будь то повесть, стих, роман и т. д.), чтобы потом его воспроизвести.

Развитие способности посредством образности

Многие восхищаются теми, кому свойственна феноменальная память. Развитием данной способности одержимо немалое количество людей, и их можно понять. Что ж, если такого дара нет, то отчаиваться не следует. Нужно настроиться на самосовершенствование и начать тренироваться.

Нужно запомнить первое правила. Всю информацию надо трансформировать в образы (как правило, в визуальные). Они должны быть:

  • Цветными. Чем ярче будут цвета, тем легче окажется запомнить то, что в них окрашено.
  • Большими. Образ должен быть крупным, вне зависимости от действительных габаритов воображаемого объекта.
  • Детальными. Подробности важны, и надо научиться акцентировать на них своё внимание.
  • Яркими. Тут даже объяснять не нужно. Всем понятно, что тусклые образы запоминаются крайне плохо.
  • Объёмными. Пытаясь рассмотреть образ у себя в голове со всех сторон, удаётся не только детализировать его, но и поспособствовать развитию воображения, что тоже немаловажно.

Данный способ подойдёт даже для занятых людей. Феноменальную память развивать образами очень удобно, ведь они окружают нас повсюду.

Ассоциации и мнемотехника

Это, пожалуй, самые популярные способы, посредством которых можно развить память. Вот, например, чтобы запомнить длинный номер мобильного телефона, многие пытаются найти в нём важную дату, свой день рождения, почтовый индекс и т. д. Некоторые поступают иначе. Они создают образы: двойка похожа на лебедя, единица напоминает свечку, пятёрка смахивает на английскую S, и т. д.

Что касательно мнемотехники? Данная совокупность приёмов подразумевает создание человеком событийных цепочек. Тут способность мыслить образно играет не последнюю роль. Например, нужно запомнить цепочку следующих слов, никак между собой не связанных: автобус, змея, шляпа, бутылка, дождь, жёлтый. Как это сделать? Легко! Достаточно представить, как змея в жёлтой шляпе едет в автобусе в дождливую погоду. Яркая получается картинка, не так ли? О том-то выше и говорилось. Чем ярче образ - тем проще будет что-либо запомнить.

Чтение

Его значение и важность в процессе самообразования невозможно переоценить. Чтение является сложным когнитивным процессом декодирования символов, который направлен на понимание текста. Люди с феноменальной памятью, как правило, усваивают немало литературы.

Чтобы развить в себе эту способность, надо читать. Только делать это нужно правильно. Выбрав «правильную» литературу (с достаточной смысловой нагрузкой), можно приступать к вдумчивому и основательному чтению.

Человек должен будто бы «цеплять» каждое написанное в книге слово взглядом, и сразу же анализировать его. Наверняка многие оказывались в ситуации, когда вроде бы прочитал целую страницу, но ничего не понял. Это из-за отсутствия концентрации и основательного подхода. А вот подмечая каждое написанное слово, человек научится осмысливать всё, что он читает. А впоследствии и запоминать. В дальнейшем удастся также развить скорость чтения. Феноменальная память (как способность), неразрывно связана с умением в темпе знакомиться с текстовой информацией и усваивать её.

Психологи делят память на зрительную, слуховую и кинестетическую, однако чаще всего в запоминании чего-либо участвуют все анализаторы. Развитие феноменальной памяти основано на тренировке этих анализаторов с помощью различных методик, а также на использовании полезных методов запоминания информации.

Как развить феноменальную память с помощью холотропного дыхания?

Мозг – это самый активный потребитель ресурсов человеческого тела. Для его работы требуется большое количество калорий и кислорода – примерно четверть того, что поступает в организм. Но если человек начинает переедать, его лучше работать не будет (скорее наоборот), а вот увеличенное количество кислорода улучшает память и мышление.

Методику холотропного дыхания разработал психолог Станислав Гроф. Заключается она в том, что человек принимает удобное положение и начинает более глубоко и активно дышать. Насыщаемость тканей мозга кислородом улучшается, что положительно сказывается на всех процессах. Такой методикой пользовались шаманы, чтобы предсказывать будущее. На самом деле у них просто улучшались процессы мышления.

Как сделать память феноменальной с помощью зубрежки?

Зубрежка – это запоминание информации без ее анализа. Этот способ учения не приветствуется педагогами. Но на самом деле метод зубрежки очень полезен для мозга – это своеобразная гимнастика, которая способствует развитию не только феноменальной памяти, но и улучшению других процессов. Заучивать наизусть можно стихи, слова иностранного языка – не важно что, главное – делать это регулярно.

Феноменальная память - популярные методы запоминания информации

Улучшить память помогают и различные методы запоминания, которые многие люди используют не задумываясь.

  1. Ассоциации . Например, чтобы запомнить длинный номер телефона, его разбивают на небольшие части и проводят некие ассоциации с получившимися цифрами. Например, в номере телефона можно увидеть праздничные даты, дни рождения, номера домов и квартир и т.д.
  2. Мнемотехника . К примеру, нужно запомнить цепочку не связанных слов: скамейка, лошадь, зонт, мороженое. В таком случае нужно представить картинку: на скамейке под зонтом сидит лошадь и ест мороженое. Чем ярче получится картинка, тем лучше она запомнится. Самый известный пример данного метода – это всем известный способ запомнить цвета

Любого человека память может как выручить в критический момент, так и неожиданно сильно подвести. Возможности человеческой памяти до сих пор остаются предметом исследований ученых.

Феномен Соломона Шеришевского

Москва. Июль 1926 года. В лабораторию молодого, тогда еще неизвестного психолога Александра Лурии пришел мужчина лет тридцати. Он представился: «Соломон Шеришевский». И попросил проверить его память. Проведя стандартное обследование, Лурия не мог поверить результатам. Казалось, молодой человек запоминает любой объем информации.

Соломон Шерешевский работал газетным репортером. На утренней летучке редактор обратил внимание, что Шеришевский не записывает его поручения: ни адреса, ни фамилии, ни телефоны. Он решил сделать Шеришевскому выговор и вызвал к себе в кабинет. Репортер слово в слово повторил длинный список поручений. После этого редактор отправил Шеришевского на обследование. Сам репортер не видел ничего необычного в том, что помнил все: он думал, так происходит со всеми.

Доктор Лурия изучал феномен Шеришевского больше тридцати лет. Его память не имела границ не только в объеме, но и во времени. Обычный человек может запомнить за раз не больше десяти несвязанных слов, Шеришевский запоминал тысячи и делал это без всякого усилия. Он мог воспроизводить любой длинный ряд слов, данный ему неделю, месяц, год и даже пятнадцать лет назад.

Синестезическая память

Шеришевский воспринимал услышанное синестезически -- этот термин означает, что он чувствовал запах, цвет, вкус каждого слова. Шеришевский буквально видел всю длинную цепочку слов, но представлял их совсем не так, как мы. И часто образы не совпадали со значением слова.

«У моего дедушки была особая система запоминания цифр. Цифры у него вызывали ассоциации определенного вида человека. Единица -- это что-то высокое, худое, как человек с тростью. Семерка -- это мужчина с усами, восьмерка -- это полная женщина», -- говорит Ирина Барабаш -- внучка Соломона Шеришевского

Слишком много

Но феноменальные способности не были Соломону Шеришевскому в радость, ему было трудно общаться с людьми. Голос, произносивший слова, тоже имел свои образы. Когда Шеришевский ел, он не мог читать. Читать газету за завтраком для него было просто физически невозможно, вкус слов перебивал вкус пищи. Чтение вообще было пыткой для Соломона, он с трудом пробирался через зрительные образы, которые помимо его воли вырастали вокруг каждого слова. Это его очень утомляло, смысл текста постепенно ускользал.

«Он не мог складывать слова в тексте вместе. То есть у него не получалось все сложить и охватить единым взором, для того чтобы понять, о чем шла речь», -- рассказывает Зураб Кекелидзе, врач-психиатр, доктор медицинских наук.

Шеришевскому с трудом давались обобщения. Однажды в большой аудитории ему прочитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этой задачей он справился безукоризненно. Затем его спросили, было ли в этом ряду слово, обозначающее инфекционное заболевание. При этом зрители с обыкновенной памятью мгновенно вспомнили -- «тиф». Шеришевскому же потребовалось целых две минуты, чтобы выполнить задание, -- в течение этого времени он перебирал в уме по порядку все заданные слова.

Трудно забыть

У Шеришевского была еще одна серьезная проблема. Как объясняла Наталья Бехтерева, нейрофизиолог, доктор медицинских наук: «Очень плохое . Очень плохое вытеснение их из памяти. Получается так, что человек может запомнить все, но радости это ведь ему не приносило».

Шеришевский пытался придумать специальные приемы забывания. Обычные люди записывают то, что хотят запомнить, а он делал наоборот: записывал то, что хотел забыть. Это не помогло. Тогда он начал сжигать листочки с записями, но и эти действия лишь оставляли дополнительные следы в памяти.

Демонстрируя феноменальную память, Шеришевский выступал с концертами. Однажды после третьего подряд выступления произошло чудо. Шеришевский очень устал, но ему нужно было четвертый раз выходить на сцену, и он боялся, что перед глазами всплывет информация предыдущих выступлений, а он этого очень сильно не хотел. И... старые картинки ушли из памяти. Тогда Шеришевский понял: чтобы что-то забыть, ему нужно очень сильно этого захотеть и сконцентрироваться.

Как в детстве

В детстве мы все запоминали, как Шеришевский. Синестезическая память -- это память детская. Детям она необходима, чтобы быстрее адаптироваться в незнакомом мире. В детстве человек получает огромный поток информации, которым потом бессознательно будет пользоваться всю жизнь. На помощь приходит все: запахи, звуки, цвета, ощущения. Новая информация словно записывается на матрицу, на подкорку, запоминается абсолютно все. Даже то, как человек должен себя чувствовать в нормальных условиях.

«Здоровый человек может не думать о здоровье. В нервной системе и прежде всего в мозгу существует матрица поддержания вот этого устойчивого состояния здоровья», -- рассказывала Наталья Бехтерева.

Так идет запоминание до трех-пяти лет. Затем память начинает преобразовываться, становится логической, избирательной -- памятью интеллекта. Ребенок начинает связывать слова в рассказы, понимать смысл, вычленять суть. У Шеришевского не произошло этого преобразования. Его память осталась детской, и именно поэтому он не мог ничего забыть.

Память гениев

Феноменальной памятью обладали Юлий Цезарь и Александр Македонский. Они помнили имена всех своих воинов, около тридцати тысяч солдат. Моцарту достаточно было услышать музыкальное произведение один раз, чтобы исполнить его и записать на бумаге. Духовенство 17-го века в строжайшей тайне хранило партитуру «Мизерере», аллегро в девяти частях -- считалось, что это божественное произведение не должно стать достоянием простых смертных. Моцарт услышал мелодию один раз и по памяти записал всю партитуру. Позднее за этот проступок композитор будет долго подвергаться гонениям церкви, но записанные им ноты на века сохранили «Божественную музыку». Память родного брата Пушкина, Льва Сергеевича, сыграла спасительную роль в судьбе пятой главы «Евгения Онегина». Александр Сергеевич потерял ее по дороге из Москвы в Петербург, там он собирался отдать пятую главу в печать. Как назло все черновики были уничтожены. Поэт послал письмо брату на Кавказ и рассказал о случившемся -- в ответ он получил полный текст потерянной главы с точностью до запятой. Лев Сергеевич один раз слышал ее и один раз читал.

Миша – старательный ученик 14 лет. Еще в детском садике он начал проявлять необычные способности. Он мог без проблем запомнить любую сказку, прочитанную воспитателем, а спустя день дословно пересказать каждую из историй.

Родители мальчика сразу обратили внимание на особенность их сына. Они были рады успехам Миши и старались поощрять его успехи. Когда ему было 5 лет, мама записала его на курсы по изучению английского языка. А еще через год мальчик увлекся итальянским.

В школе Миша стал лучшим учеником в классе, любимцем многих учителей. Практически каждый месяц он ездил на олимпиады, участвовал в конкурсах.

Несмотря на успехи в учебе, обзавестись друзьями ему так и не удалось. Мягкий характер и приветливое отношение к сверстникам не помогали мальчику подружиться хотя бы с одним из одноклассников. Дети считали Мишу зазнайкой и постоянно видели в нем серьезного конкурента.

Только со временем родители поняли, что узнали, как развить феноменальную память, но не учли всех возможных последствий, которые также могут негативно сказываться на жизнедеятельности ребенка.

Феноменальная память представляет собой специфическую способность исключительно быстрого и эффективного запоминания, а также точного воспроизведения большого количества материала без какой-либо внутренней смысловой связи.

Феноменальная память нередко отмечалась у выдающихся культурных, политических и научных деятелей. Чаще всего это были представители так называемой эйдетического вида памяти.

Эйдетическая память

Люди, занимающиеся самосовершенствованием, неоднократно задаются вопросом, как развить эйдетическую память, ведь именно этот тип памяти открывает хорошие возможности человеку, который стремиться к постоянному развитию себя как личности.

Что собой представляет?

Эйдетическая память – (чаще ее называют фотографической, так как она в основном зрительная) особый вид памяти, основана преимущественно на зрительных впечатлениях. Такой вид позволяет удерживать и воспроизводить в мелких деталях образы ранее воспринятых явлений или предметов.

Людей, которые обладают подобной памятью, называют эйдетиками. Некоторые ученые утверждают, что эйдетической памятью могут похвастаться дети и подростки на этапе активного развития их мозга. Среди взрослых такой вид памяти встречается крайне редко (5-10%).

Как развивать?

Развивать эйдетическую память можно. С каждым годом появляется все больше узкоспециализированных школ, которые помогают людям раскрывать неизведанные ранее способности.

Существует множество специальных упражнений, направленных на самостоятельную работу над возможностями памяти. Рассмотрим несколько из них.

  1. Наблюдение! Осмотрите помещение, в котором находитесь. Выберите предмет, находящийся от вас на расстоянии 2-4 места. Понаблюдайте за ним несколько минут. Тщательно изучите каждую его деталь. Затем закройте глаза и постарайтесь воссоздать у себя в голове полный образ выбранной вещи. Если какой-то нюанс будет утерян вашей памятью, можно на секунду открыть глаза, чтобы посмотреть и продолжить выполнение упражнения.
  2. До и после! Начинать задание нужно в движении. Подходящий вариант: утром по дороге на работу/в школу/в университет выберите яркий объект. Постарайтесь его запомнить, учитывая даже самые мелкие характеристики. На протяжении дня воспроизводите увиденный предмет у себя в голове. По пути домой сравните образ в вашем воображении с тем, что на самом деле.
  3. Видеоскоп. Попробуйте понаблюдать за одним предметом 2-5 минут, затем резко переведите взгляд на какую-либо другую вещь. Такое же время наблюдайте и за ней. После чего закройте глаза и постарайтесь мысленно совместить два изображения вместе.

Известные люди с феноменальной памятью

Когда речь заходит об известных реальных личностях, которые обладали при жизни феноменальной памятью, нельзя пройти стороной следующих деятелей истории и науки.

  • Наполеон

Многие историки утверждают, что французский полководец не только знал в лицо всех своих солдат, но и мог назвать каждого по имени, ни разу не ошибившись. История гласит, что подобными навыками обладал и Юлий Цезарь.

По словам современников Наполеона, еще будучи обычным служащим офицером, он прочел книгу об истории и традициях римского права. Даже спустя десяток лет французскому императору удавалось в мельчайших подробностях пересказать изученные главы.

Известный сербский изобретатель при жизни мог похвастаться не только своими знаниями в области инженерии и физики, но и фотографической памятью. Ученый редко записывал свои наблюдения, в заметках оказывались только самые важные формулы и замечания.

В 1885 году лаборатория Теслы сгорела. Но изобретатель по памяти смог восстановить большую часть разрушенных изобретений.

  • Теодор Рузвельт

26-й президент Соединенных Штатов Америки оттачивал навыки памяти всю свою жизнь. Он мог прочитывать по 2-4 книги в день, после чего в деталях пересказывал сюжет близким друзьям и родственникам. Также Рузвельт прославился своим умением совершать несколько дел одновременно.

Популярный русский композитор, пианист и дирижер имел способность запоминать ноты за несколько десятков секунд. Пары минут хватало, чтобы музыкальный гений выучил даже сложное произведение.

Первая половина ХХ века – пик популярности русского шахматиста. По словам очевидцев, чемпион мира по шахматам мог одновременно играть с тридцатью соперниками, при этом помня ходы и комбинации в каждой из игр.

Конечно, это не весь перечень людей, которые обладали выдающимися навыками запоминания, но они являются доказательством того, что феноменальная память – не миф.

10 секретов, которые помогут развить феноменальную память

Развитие феноменальной памяти – сложный и трудоемкий процесс, требующий много внимания и сил. Без постоянных тренировок, добиться успеха практически невозможно.

Древнеримский философ и оратор Цицерон говорил: «Память слабеет, если ее не упражняешь».

  1. Улучшайте процесс восприятия и запоминания информации.

Все действия должны быть обдуманными, закреплены образами из жизни. Чем больше удастся создать параллелей со своей жизнедеятельностью, тем лучше. Большие ассоциативные ряды – залог успеха.

  1. Пытайтесь вспоминать самостоятельно.

Если по какой-то причине, вы забыли нужный номер телефона, отчество сотрудника или адрес, по которому была намечена встреча, не спешите искать информацию в телефонных органайзерах и записных книжках. Попробуйте вспомнить забытое без посторонней помощи.

  1. Проговаривайте полученную информацию вслух.

Чтобы нужные сведенья наверняка запомнились, стоит повторить их вполголоса несколько раз. Хорошим вариантом будет пересказ основных тезисов кому-либо из друзей или коллег.

  1. Арифметика в помощь!

Хорошая тренировка памяти – решение простых арифметических задач. При наличии свободного времени (когда вы стоите в пробке или ждете свою очередь в магазине) старайтесь уделять внимание подобной практике. К примеру, умножьте количество людей, которые стоят до вас в очереди, на число тех, кто после.

  1. Станьте книгоманом!

Научно доказано, что чтение книг стимулирует развитие многих мыслительных процессов. Читая художественную литературу, вы не только напрягаете мозг, чтобы запомнить детали, но и начинаете фантазировать. Чтение – полезное и одновременно приятное занятие.

  1. Учите стихотворения и фрагменты художественной прозы.

Всем нелюбимое школьное задание – учение стихов на память – стимулирует процессы памяти. Для тех, кому ритмические тексты не по душе, могут остановить свое внимание на прозаические произведения.

  1. Забудьте правило «ЗСЗ».

Любимое правило студентов «Зазубрил, сдал, забыл» никак не помогает развивать человеческую память, потому от зубрежки стоит отказаться раз и навсегда!

  1. Повторение – мать учения!

Для полноценного запоминания информацию следует периодически повторять. Старайтесь пересматривать (или вспоминать самостоятельно) полученные сведения хотя бы раз в день на протяжении 4-6 дней подряд. Необходимые данные отложатся в долговечной памяти, откуда их можно будет достать в любой момент.

  1. Учите иностранные языки.

Изучение новых языков стимулирует развитие феноменальной памяти. Полиглотом стать реально, если приложить достаточно усилий.

  1. Долой лень!

Если лениться и откладывать все «на потом», то и о хорошей памяти стоит забыть. Конечно, отдыхать организму нужно, но ведь и расслабляться можно с пользой для мозга: чтение, медитация, спор, йога, прогулка на свежем воздухе и т. д.

Выводы

Желание заниматься развитием памяти, в особенности феноменальной, – хорошая мотивация для амбициозных людей. Но не стоит с первой минуты бросаться в тренинги с головой, так как умственное перенапряжение может негативно сказаться на работе всего организма.

К тренировкам лучше приступать постепенно, учитывая индивидуальные особенности человека. Желающим быстро и эффективно освоить навыки быстрого запоминания, лучше сразу обратиться к специалистам, которые подскажут, как развить эйдетическую память за короткий промежуток времени.

Станислав Матвеев

Феноменальная память: Методы запоминания информации

© Матвеев С., 2012

© Издание, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2013

© Электронное издание. ООО «Альпина Паблишер», 2013

Матвеев С.

Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Введение

Теплым летом 2008 г. я посмотрел документальный фильм о Даниэле Таммете. Молодой англичанин производил в уме сложнейшие арифметические действия. Для него не составляло труда, например, возвести число 37 в четвертую степень или же разделить 13 на 97 с точностью до пары десятков цифр после запятой.

Меня это поразило. Я с детства интересовался цифрами и сам мог довольно быстро складывать и умножать, но далеко не в таких масштабах.

Из фильма я узнал, что в марте 2004 г. Даниэль воспроизвел по памяти 22 514 знаков, следующих после запятой в числе π. Из всех удивительных способностей Даниэля – помимо прочего он полиглот и способен неплохо освоить иностранный язык за одну неделю – эта впечатлила меня больше всего. Я был в шоке: неужели возможно запомнить столько цифр?

В картине говорилось, что Таммет – савант, чьи сверхспособности проявились еще в детстве в результате тяжелого приступа эпилепсии.

После просмотра той ленты меня в течение нескольких месяцев не оставляла мысль: хорошо бы научиться запоминать множество цифр, как это делает Даниэль. Однако, понимая, что необыкновенные умения Таммета обусловлены не чем иным, как его болезнью, я заинтересовался: а может ли человек с хорошим физическим здоровьем и обычной памятью сам в себе развить такие способности?

Однажды при очередных поисках в Интернете я встретил понятие «мнемотехника». Оказывается, существуют определенные приемы и методики, которые позволяют лучше запоминать информацию. Совокупность этих способов и есть мнемотехника. Данное слово произошло от греческого «мнемоника» (искусство запоминания).

С этого момента я начал постепенно погружаться в изучение различных приемов и методик, совершенствующих память. На первых порах я не возлагал на них особых надежд, не имея очевидных доказательств их действенности.

Но спустя два месяца мне удалось запомнить до 120 знаков числа π, через неделю я довел этот результат до 250, а еще через две недели я уже помнил полтысячи знаков после запятой в числе π.

Тогда-то мне стало ясно, что в этих техниках что-то есть. И я решил исследовать всю доступную информацию по теме развития памяти, а впоследствии и по таким темам, как нейрофизиология, интеллект, головной мозг.

Я изучил, наверное, все хоть как-то относящиеся к теме развития памяти статьи и сайты в русском и зарубежном сегментах Интернета. Параллельно я тренировал свою память, используя самые разные объекты запоминания: стихи, иностранные слова, исторические даты, игральные карты. Получая все новые знания и постоянно упражняясь, я отбрасывал неэффективные техники и тестировал новые.

В 2011 г. я установил рекорд России по воспроизведению знаков после запятой в числе π. Мне удалось запомнить 8332 знака. Это было нелегко, но то, что поначалу казалось фантастикой, стало реальностью. Из человека, который удивляется чудесам, я превратился в того, кто эти чудеса творит.

В этой книге я делюсь самым существенным из приобретенного мной за последние два-три года опыта. Вы познакомитесь с наиболее эффективными техниками запоминания, и они помогут вам совершить квантовый скачок в развитии памяти. Так что перед вами – своего рода практическое руководство по развитию памяти. Каждую технику, каждую методику, о которой я рассказываю, следует не только внимательно изучить, но и применять на практике.

Теоретическая информация сведена в данной книге к минимуму и служит обоснованием приемов запоминания, которым вам предстоит научиться. Я не стремился уделять много внимания научным исследованиям в области изучения памяти, несмотря на то что они вызывают большой интерес. Не хотелось подробно писать и о том, каким образом работает человеческий мозг (как он функционирует, до конца не знают даже ученые), хотя этот вопрос занимает всех, у кого есть голова на плечах. Ведь как ни важны информация и знания, не они, а реальные действия напрямую влияют на нашу жизнь, изменяя ее к лучшему. Я убежден: любой может повторить мое достижение, рекорд Даниэля Таммета или установить новый рекорд в области запоминания.

Действуйте!


Станислав Матвеев

Часть I. Немного о памяти

1. Клетки и сети

Память не сосредоточена в какой-либо определенной части мозга. Наши воспоминания раскиданы по его обоим полушариям. Правда, есть определенные участки мозга, которые отвечают за отдельные функции памяти. Например, мозжечок контролирует двигательную память, миндалина – эмоциональную, а гиппокамп обеспечивает трансформацию кратковременной памяти в долговременную.

В нашем мозгу содержится, по разным оценкам, до 100 млрд нервных клеток – нейронов. У новорожденных их намного больше, но со временем клетки, которые не задействуются, отмирают. Каждая клетка соединена с десятками тысяч других нейронов. Связанные между собой нейроны образуют нейронные сети, которые также взаимосвязаны. Именно эти связи и лежат в основе работы нашей памяти: процесс запоминания новой информации обусловлен образованием новых межклеточных контактов.

Прочность и доступность нейронной сети зависят от того, насколько часто она используется. Вот почему, многократно повторяя одно и то же действие, мы добиваемся большей устойчивости нейронных сетей и, соответственно, получаем все более высокие результаты. Кроме того, чем активнее мы тренируемся, тем меньше нейронов требуется раз от разу для выполнения этого действия.

2. Что мешает запоминать и помнить?

Зачастую процессы, играющие ключевую роль в работе памяти, наталкиваются на проблемы психологического и физиологического характера. Давайте разберемся, какие факторы оказывают негативное воздействие на нашу способность запоминать.

Фактор № 1 Неверие в собственные силы

Эта психологический барьер. Большинство людей настолько не верят в свою способность запоминать, что даже не пытаются удержать в памяти новую информацию.

Я проводил небольшой эксперимент со своими друзьями. Писал на листочке 30-значное число и спрашивал: «Сколько времени тебе потребуется для запоминания этого числа?»

И часто получал такие ответы:

«Ты имеешь в виду все эти 30 цифр?»

«Думаю, я никогда не запомню».

«Да на это уйдет полгода!» и т. д.

Самое интересное, что никто из моих товарищей и не попробовал запомнить предложенное число. Почему же люди не верят в себя?

Неверие коренится в негативном опыте. Иногда те, кого однажды подвела память, начинаются сомневаться в себе, и каждый новый провал в памяти укрепляет в них убеждение, будто они безнадежно забывчивы.

Изредка бывает и наоборот: люди довольны своей памятью и не считают нужным ее улучшить. Так или иначе, как бы вы ни хотели развить свою память, одного желания недостаточно. Необходимо действовать: напрягать мозг, заставлять его переваривать «пищу для ума».

Когда вы захотите что-либо запомнить, просто постарайтесь это сделать, приложив соответствующие усилия и поверив в свои возможности. И вы обязательно добьетесь успеха.

Расскажу случай из своей жизни.

До того как я начал интересоваться темой развития памяти, я не очень хорошо запоминал имена. При знакомстве с новыми людьми я почти всякий раз им говорил, что у меня плохая память на имена (тогда я еще думал, что я один такой). И это убеждение работало как самосбывающееся пророчество: в большинстве случаев я имена забывал.

Потом я подумал: даже если мне трудно запомнить, как зовут новых знакомых, зачем говорить, что у меня плохая память на имена? Можно же эту фразу просто не произносить. Я стал обращать больше внимания на самого человека, на его имя и – Аллилуйя! – стал лучше запоминать имена.

Для того, кто тренирует свой мозг, нет ничего невозможного. Impossible is nothing! Цените свой мозг и свою память. И никогда не говорите: «У меня плохая память!»

Фактор № 2 Отсутствие интереса

Наличие интереса к усвояемой информации играет важную роль в запоминании. Для того чтобы новые сведения отложились в памяти, они должны быть вам интересны. Не думаю, чтобы я открыл Америку, но это фактор, о котором многие забывают.

Запоминание малоинтересной, непонятной или тем более отталкивающей информации – процесс весьма мучительный и неэффективный. Если вам нечем заполнить свой досуг, попробуйте попрактиковаться в запоминании того, что вас совершенно не занимает, и вы увидите, что практически потеряли время.