Детские пособия в финляндии размеры. Пособия. Помощь малоимущим семьям

До 1940 г. система социального обеспечения развивалась очень медленно. Причина этого заключалась в постоянных политических разногласиях по вопросу о том, кто должен быть исполнителем социального страхования, государство или социальные партнеры (работодатели и организации работников). Перед системой - пенсионного обеспечения страны стоят следующие задачи: - обеспечить каждому жителю Нидерландов с 65-летнего возраста пособие на уровне социальных минимальных выплат. Для этого в 1957 г. был издан закон о всеобщем пенсионном обеспечении по старости, всеобщем страховании; - дать каждому рабочему.

Стране стоят следующие задачи: - обеспечить каждому жителю Нидерландов с 65-летнего возраста пособие на уровне социальных минимальных выплат. Для этого в 1957 г. был издан закон о всеобщем пенсионном обеспечении по старости, всеобщем страховании; - дать каждому работнику возможность накопления средств на дополнительную пенсию, с тем, чтобы конечный результат являлся отражением уровня доходов, получаемых человеком; - с помощью благоприятных налоговых условий предоставить возможность каждому покупать различного рола услуги по социальному обеспечению. Последнее особенно важно для лиц, старшего поколения.

Финляндия- с помощью благоприятных налоговых условий предоставить возможность каждому покупать различного рола услуги по социальному обеспечению. Последнее особенно важно для лиц, занятых малым предпринимательством. Эти цели кажутся очевидными, однако они существенно отличаются от принципов, реализуемых, например, в Великобритании или Германии. В результате многолетнего правления консерваторов в Великобритании вмешательство государства в систему пенсионного обеспечения сведено до минимума.

Одновременно будет создан накопительный фонд, чтобы в будущем (с 2010 г.) справиться с ситуацией, связанной со старением населения. Вторая основа. Более 80% семейств в Нидерландах наряду с правом на пенсию по старости имеют право и на дополнительную пенсию. Речь идет о системах социального обеспечения отдельного предприятия или отрасли, о которых договорились между собой работодатели и работники. Роль государства при этом ограничивается в основном утверждением нескольких положений, направленных на защиту работников. Если внутри отрасли стороны договариваются о пенсионном обеспечении.

Министр социального обеспечения по просьбе социальных партнеров может обязать каждого работодателя и работника внутри этой отрасли стать участником данной системы пенсионного обеспечения. При исчислении размера пенсии исходят из суммы 70% (брутто) от последней зарплаты (при сроке участия 40 лет), включая базовую пенсию. Дополнительные пенсии должны финансироваться на основе полного покрытия. Каждый, участвуя в трудовом процессе, как бы делает свои собственные накопления. Только маленькую часть этого капитала можно вложить в предприятие работодателя. Пенсионные фонды в Финляндии и взаимоувязанных пенсионных систем; активное привлечение частного сектора и самих застрахованных к финансированию пенсионных затрат; методы вовлечения в процесс коллективного и личного страхования пенсий лиц; занятых в теневом рынке труда: создание комплексных, взаимоувязанных институтов социальной защиты престарелых слоев населения. В большинстве стран мира до сих пор преобладает пенсионная система, основанная на принципе "солидарности поколений", когда пенсии выплачиваются из обязательных платежей, которые в настоящее время платят работающие граждане.



Первый закон о социальном страховании в Финляндии был принят в 1901 г. В нем речь шла о страховании от потери доходов в случае утраты трудоспособности вследствие несчастного случая на рабочем месте. Это было скромное начало: страхование действовало только в отдельных отраслях с большим количеством несчастных случаев.

До 1940 г. система социального обеспечения развивалась очень медленно.

Причина этого заключалась в постоянных политических разногласиях по вопросу о том, кто должен быть исполнителем социального страхования, государство или социальные партнеры (работодатели и организации работников).

До 1940 г. система социального обеспечения развивалась очень медленно. Причина этого заключалась в постоянных политических разногласиях по вопросу о том, кто должен быть исполнителем социального страхования, государство или социальные партнеры (работодатели и организации работников). Перед системой - пенсионного обеспечения страны стоят следующие задачи: - обеспечить каждому жителю Нидерландов с 65-летнего возраста пособие на уровне социальных минимальных выплат. Для этого в 1957 г. был издан закон о всеобщем пенсионном обеспечении по старости, всеобщем страховании; - дать каждому рабочему.

Стране стоят следующие задачи: - обеспечить каждому жителю Нидерландов с 65-летнего возраста пособие на уровне социальных минимальных выплат. Для этого в 1957 г. был издан закон о всеобщем пенсионном обеспечении по старости, всеобщем страховании; - дать каждому работнику возможность накопления средств на дополнительную пенсию, с тем, чтобы конечный результат являлся отражением уровня доходов, получаемых человеком; - с помощью благоприятных налоговых условий предоставить возможность каждому покупать различного рола услуги по социальному обеспечению. Последнее особенно важно для лиц, старшего поколения.

Финляндия - с помощью благоприятных налоговых условий предоставить возможность каждому покупать различного рола услуги по социальному обеспечению. Последнее особенно важно для лиц, занятых малым предпринимательством. Эти цели кажутся очевидными, однако они существенно отличаются от принципов, реализуемых, например, в Великобритании или Германии. В результате многолетнего правления консерваторов в Великобритании вмешательство государства в систему пенсионного обеспечения сведено до минимума.

Одновременно будет создан накопительный фонд, чтобы в будущем (с 2010 г.) справиться с ситуацией, связанной со старением населения. Вторая основа. Более 80% семейств в Нидерландах наряду с правом на пенсию по старости имеют право и на дополнительную пенсию. Речь идет о системах социального обеспечения отдельного предприятия или отрасли, о которых договорились между собой работодатели и работники. Роль государства при этом ограничивается в основном утверждением нескольких положений, направленных на защиту работников. Если внутри отрасли стороны договариваются о пенсионном обеспечении.

Министр социального обеспечения по просьбе социальных партнеров может обязать каждого работодателя и работника внутри этой отрасли стать участником данной системы пенсионного обеспечения. При исчислении размера пенсии исходят из суммы 70% (брутто) от последней зарплаты (при сроке участия 40 лет), включая базовую пенсию. Дополнительные пенсии должны финансироваться на основе полного покрытия. Каждый, участвуя в трудовом процессе, как бы делает свои собственные накопления. Только маленькую часть этого капитала можно вложить в предприятие работодателя. Пенсионные фонды в Финляндии и взаимоувязанных пенсионных систем; активное привлечение частного сектора и самих застрахованных к финансированию пенсионных затрат; методы вовлечения в процесс коллективного и личного страхования пенсий лиц; занятых в теневом рынке труда: создание комплексных, взаимоувязанных институтов социальной защиты престарелых слоев населения. В большинстве стран мира до сих пор преобладает пенсионная система, основанная на принципе "солидарности поколений", когда пенсии выплачиваются из обязательных платежей, которые в настоящее время платят работающие граждане. Панов Я. Н. Социальное обслуживание населения. Социальная работа за рубежом.

Первый закон о социальном страховании в Финляндии был принят в 1901 г. В нем речь шла о страховании от потери доходов в случае утраты трудоспособности вследствие несчастного случая на рабочем месте. Это было скромное начало: страхование действовало только в отдельных отраслях с большим количеством несчастных случаев.

До 1940 г. система социального обеспечения развивалась очень медленно.

Причина этого заключалась в постоянных политических разногласиях по вопросу о том, кто должен быть исполнителем социального страхования, государство или социальные партнеры (работодатели и организации работников).

Перед системой - пенсионного обеспечения страны стоят следующие задачи:

  • - обеспечить каждому жителю Финляндии с 65-летнего возраста пособие на уровне социальных минимальных выплат. Для этого в 1957 г. был издан закон о всеобщем пенсионном обеспечении по старости, всеобщем страховании;
  • - дать каждому работнику возможность накопления средств на дополнительную пенсию, с тем, чтобы конечный результат являлся отражением уровня доходов, получаемых человеком;
  • - с помощью благоприятных налоговых условий предоставить возможность каждому покупать различного рола услуги по социальному обеспечению.

Последнее особенно важно для лиц, занятых малым предпринимательством.

Эти цели кажутся очевидными, однако они существенно отличаются от принципов, реализуемых, например, в Великобритании или Германии. В результате многолетнего правления консерваторов в Великобритании вмешательство государства в систему пенсионного обеспечения сведено до минимума. Работник вынужден сам о себе заботиться. Даже в том случае, если работодатель предложит ему стать участником пенсионной системы, работник не обязан соглашаться на это. В Германии же пенсия является делом работодателя.

Пенсионное обеспечение в этой стране - средство "привязки" работника к предприятию: если человек уходит с предприятия, то он не может взять с собой средства, накопленные на пенсию.

В то время как в Финляндии это гарантируется законом. Преимущество финского подхода заключается в том, что вопрос пенсии не препятствует мобильности на рынке труда.

Три цели пенсионной политики в Финляндии привели к образованию системы, которую мы называем "системой трех основ".

Первая основа - выход на пенсию в 65 лет - предусмотрена законом о всеобщем пенсионном обеспечении по старости, принятым в 1957 г. Прожив 50 лет в стране, человек получает право на пенсию по старости: для женатых100% месячной зарплаты (нетто 27 тыс. гульденов), для одиноких 70% месячной зарплаты. Кроме этого выплачиваются отпускные в размере 8%. Закон о всеобщем пенсионном обеспечении по старости финансируется на основе распределения; источник выплачиваемых пенсий в текущем году - взносы, уплачиваемые работающими в этом же году.

Затраты на обеспечение по старости достигли 36 млрд. В настоящее время, согласно закону все общем пенсионном обеспечении по старости, право на пенсию по старости имеют 2,2 млн. человек. Недавно было решено зафиксировать процент суммы взноса и покрывать дефицит из государственного бюджета. Одновременно будет создан накопительный фонд, чтобы в будущем (с 2010 г.) справиться с ситуацией, связанной со старением населения.

Вторая основа. Более 80% семейств в Финляндии наряду с правом на пенсию по старости имеют право и на дополнительную пенсию.Речь идет о системах социального обеспечения отдельного предприятия или отрасли, о которых договорились между собой работодатели и работники. Роль государства при этом ограничивается в основном утверждением нескольких положений, направленных на защиту работников. Если внутри отрасли стороны договариваются о пенсионном обеспечении, то министр социального обеспечения по просьбе социальных партнеров может обязать каждого работодателя и работника внутри этой отрасли стать участником данной системы пенсионного обеспечения.

При исчислении размера пенсии исходят из суммы 70% (брутто) от последней зарплаты (при сроке участия 40 лет), включая базовую пенсию.Дополнительные пенсии должны финансироваться на основе полного покрытия.

Каждый, участвуя в трудовом процессе, как бы делает свои собственные накопления. Только маленькую часть этого капитала можно вложить в предприятие работодателя.

Пенсионные фонды в Финляндии обладают огромным капиталом - в целом около 650 млрд. гульденов размещенного капитала. Взносы частично оплачиваются работодателями, частично работниками (соответственно 2/3 и1/3). При формировании фондов исходят из стандартной доходности 4%(актуарный процент). Фактическая доходность обычно значительно выше, в последние два года в среднем около 16%.

Пока дела идут отлично, но будет ли так продолжаться до 2010 г.? Этого никто не знает в результате растущей инфляции административные расходы могут так вырасти, что и размеры взносов станут очень высокими. Поэтому государство старается побудить работодателей и работников внести поправки в систему пенсионного обеспечения.

Например, не брать больше за основу последнюю зарплату, а исходить из размера средней зарплаты. Это имеет преимущество и с точки зрения справедливости: люди с более или менее ровной карьерой смогут меньше отчислять на пенсию, чем те, кто быстро продвигается по службе.Такой призыв государства должен быть очень убедительным. Правительство в Финляндии не имеет почти никаких средств принуждения, хотя сокращение налоговых льгот и отмена обязательного участия могли бы использоваться как средства нажима.

Третья основа - индивидуальные виды страхования жизни и капитала, предлагаемые страховыми компаниями, где вмешательство государства ограничивается введением налоговых льгот на взносы до определенных размеров. Размещенный капитал страховых компаний составляет 200 млрд.

Преимущества "системы трех основ". Главное преимущество нидерландской системы в смешанном финансировании.

У систем пенсионного обеспечения есть два врага: старение населения и инфляция. В распределительной системе инфляция, по существу, не является проблемой, размеры зарплат и выплат растут вместе с инфляцией, а взносы, в принципе, не повышаются. Старение же является серьезным злом для распределительной системы: все меньшее число занятых в трудовом процессе должны платить за все большее количество пенсионеров. Поэтому в Финляндии собираются предпринять две акции: установить максимальный размер взносов и создать накопительный фонд. Моррис. Социальное обеспечение: тенденции и проблемы политики // Энциклопедия социальной работы. Т.3.

Последнее означает внедрение в рамках реализации Закона о всеобщем пенсионном обеспечении по старости системы финансирования с полным покрытием. Применительно к этой системе старение не является проблемой, каждый копит свой капитал. Инфляция же, напротив, для такой системы может стать катастрофой.

Таким образом, финская смешанная форма пенсионного обеспечения отличается относительной прочностью.

Население Финляндии в состоянии потратить 4 минуты в день на добровольную помощь, это средний результат для стран Европы, например во местные жители могут потратить 1 минуту, а в целых 8 минут. 55% финнов помогли незнакомому человеку в прошлом месяце, средний результат по Европе несколько ниже и составляет 50%.

92% жителей Финляндии могут найти человека, на которого можно опереться в тяжёлой ситуации, это также средний результат по странам западной Европы. В поддержке уверены 94% женщин и 90% мужчин, например такая же расстановка сил в и США.

В поддержке со стороны уверены 84% населения закончивших только школу и 98% людей с высшим образованием, небольшая разница говорит о том, что в Финляндии защищены относительно в одинаковой степени почти все граждане.

Что касается уверенности в подарке среди бедных и богатых слове общества Финляндия находится на уровне США, правда в Швеции с этой точки зрения еще большая попасть. Стоит заметить, что на данный результат сильно повлияло большое количество иммигрантов в Финляндии, которые сталкиваются с большими проблемами адаптации, социальная система Финляндии позволяет не работать и при этом жить припеваючи.

Пособие по безработице

Финское государство предусмотрело целый ряд мер по социальной защите населения, так пособие по безработице составляет 32,66 евро в день, оно выплачивается за каждый будний день в течение 500 дней после потери места работы, если работник был зарегистрирован в профсоюзе и выплавил еще и профсоюзные взносы, то такая помощь будет выше и зависеть от размера зарплаты. На государственную помощь можно рассчитывать ели работник проработал не менее 10-ти месяцев в течение последних 2 лет, для предпринимателей это 10 месяцев. Правда если работник откажется затем от двух вакансий, предложенных биржей труда без уважительных причин, то потеряет право на пособие. При смене профессии и для мигрантов предусмотрено пособие по адаптации, которое очень похоже на пособие по безработице, но его также можно потерять если человек будет недобросовестно относиться к учебе. Также предусмотрена и материальная помощь по увольнению.

Материнское, отцовское и родительское пособие

В Финляндии имеется материнское, отцовское и родительское пособие, конечно все они предусмотрены для семей, так материнское пособие предусмотрено за 105 рабочих дней, если она была застрахована в течение 180 дней до даты рождения ребенка, пособие стартует за один месяц до расчетного дня рождения. Отец ребёнка имеет право получить оплачиваемые выходные дни после рождения. Сразу предоставляется 15 дней, еще 6 дней можно получить по выбору, правила получения точно такие же, как и для женщины, необходимо быть застрахованным в течение 180 дней до этого момента. На отцовское пособие влияет его доход, гражданское состояние и наличие совместного проживания. Родительское пособие выплачивается за 158 будних дней после окончания периода выплаты пособия по материнству, оно может быть предоставлено матери или отцу на равных условиях, конечно это в первую очередь зависит от того, кто больше принимает участие в заботе за ребенком, также пособие может быть разделено между родителями. Все эти пособия на ребенка облагаются налогом.

Пособие на ребёнка

Пособие на ребёнка выплачивается ребёнку с момента его рождения и до достижения 17-летнего возраста, составляет 100 евро каждый месяц, на второго ребёнка предусмотрено пособие 110,50 евро, на третьего 131, на четвертого 151,50, пятому 172 евро в месяц. Матери или отцы одиночки получают дополнительно социальные 36,60 евро в месяц на каждого ребенка.

Пособие по уходу за ребёнком на дому

Пособие по уходу за ребёнком на дому выплачется если ребёнок не посещает детский садик.

Пособие на обучение

Пособие на обучение состоит из пособия на жилье, ссуды на обучение и самого учебного пособия.

Пособие на жильё

Малообеспеченные граждане и престарелые имеют право получить пособие на жилье, его сумма зависит от многих факторов, в том числе дохода семьи, арендуется жилплощадь или она находится в частной собственности, сколько людей проживает и тому подобное.

Пособие учащемуся на жилье

Дети до 17 лет имеют право на пособие на жилье отдельно в зависимости от семейного отношения с родителями, и финансового положения, также в Финляндии имеется учебное пособие для взрослых от 30-ти до 54-х лет.

Пособие на обучение зависят от того, с кем проживает учащийся, материального положения родителей. Учащийся может взять кредит на обучение от государства при меньшем проценте.

Пенсии в Финляндии

В Финляндии выходят на пенсию после 65 лет, размер средней пенсии около 500 евро в месяц. Страховые компании предлагают возможность оформить частную пенсию, необходимо вносить платежи. Предприниматель имеет право выбирать сумму, с которой будут идти вычитании на пенсию, чем больше этот предел, тем выше будет пенсия.

На пенсию в Финляндии можно выходить и в 60 лет, однако она будет на 0,4% ниже, тоже касается и периода после 65 лет. Иммигранты могут получить финскую песнею проработав в стране всего 5 лет, пенсионеры из стран Евросоюза имеют право на пенсию после 3 лет работы в стране. Государственная пенсия зависит от многих факторов, например, сам ли живет пенсионер, тогда пенсия больше, если в браке, то меньше. В Финляндии самая настоящая уравниловка, если, например, пенсионер уже получает другие виды пенсии в сумме свыше 1010,88 ев­ро для одинокого человека и 892,30 ев­ро живущего в браке, то государственная пенсия не выплачивается вообще. Пен­сия по не­тру­до­спо­соб­но­сти на­зна­ча­ет­ся, ко­гда че­ло­век не мо­жет ра­бо­тать по при­чи­не про­дол­жи­тель­ной бо­лез­ни или ин­ва­лид­но­сти.

Обязательное страхование на случай болезни

Размер пособия зависит от зарплаты, выплачивается максимально в течение 300 дней болезни. Страховка позволяет лечиться бесплатно как на стационаре, так и амбулаторно, лекарства, выписанные врачом можно по такой страховке получить бесплатно в ближайшей аптеке.

Различия финской и русской систем социальной защиты - помощи социально незащищенным слоям населения огромны, их особенности могут заинтересовать широкие круги населения по обе стороны границы.
О том, как защищают своих граждан власти в России и Финляндии рассказываю далее на конкретных примерах. Понятно, что социальная защита зависит от многих факторов, но тенденции вполне очевидны.
Вот некоторые сведения о социальной системе Финляндии. После получения вида на жительство (oleskelulupa) иммигрант имеет право на все виды социального обеспечения на общих основаниях независимо от гражданства. Пенсия же складывается из следующих выплат: «рабочей пенсии» – то, сколько успел заработать, «народной пенсии» - чтобы получать ее в полном объеме претенденту необходимо прожить в Финляндии 40 лет - с 16 до 65 лет. Причем, если проживешь меньше - получишь часть «народной пенсии»; к примеру, прожив 10 лет, получишь 25%. Третья возможная выплата – специальная пенсия для иммигрантов, при назначении которой учитывается размер пенсии, получаемой из-за границы, с родины иммигранта. Впрочем, многие мои бывшие сограждане, из тех, кто переехал в разные годы на ПМЖ в Финляндию предпочитают вовсе забыть о «русской пенсии на родине», поэтому они пользуются всей системой привилегий в Финляндии. Как здесь это происходит?
К примеру, двум пенсионерам, составляющим одну семью, определён прожиточный минимум в 412,68 евро в месяц каждому с учетом расходов на квартплату и лечение. Таким образом, 412 Евро это тот остаточный минимум на одного человека, получающего пенсию в Финляндию, рассчитанный после уплаты всех необходимых обязательных платежей, который ему гарантирует государство.
Пособие на детей (lapsilisд) в месяц различается в зависимости от количества детей в семье: так за первого ребенка государство отдает гражданину из бюджета 97,15 евро, за второго - 105,8 евро, за третьего уже 135,01 евро, за четвертого ребенка 154,64 евро, а за пятого и каждого следующего 174,27 евро. Причем эти деньги поступают на счет одного из родителей детей не номинально, а в обязательном порядке, несмотря ни на какие катаклизмы, именно так демократическое государство Финляндия гарантирует прогрессивную шкалу социальной помощи детям и их родителям, прямо или косвенно поощряя прирост населения страны. Причем доходы родителей на размер пособия не влияют.
У опыта нет отрицательного знака. Но есть сравнение, основанное на фактах, которые, как известно не скроешь при всей их нелицеприятности для русских властей. В России органы социальной защиты номинально работают при администрациях муниципальных районов субъектов Федерации. К сожалению, или к счастью мне, главе многодетной семьи, состоящей из четверых несовершеннолетних детей и умницы-жены, не надо далеко ходить за примерами, или паче чаяния использовать чужой непроверенный опыт.
С доходами семьи ниже прожиточного минимума (из-за количественного состава семьи), чтобы компенсировать расходы на лекарства для детей и взрослых нам приходится постоянно, раз в месяц доказывать властям несостоятельность семейного бюджета. Причем менталитет моих сограждан, временно находящихся при власти таков, что в трех случаях из четырех нам отказывают на основании того, что «в бюджете нет денег» - так они отвечают неофициально, мне лично, сетуя на вечные проблемы в этой стране, к которым ныне еще прибавилась вполне заслуженная изоляция со стороны евросообщества, санкции, которые моя семья и вовсе не заслужила, разве что несчастьем рождения и последующей жизни в этом государстве. А на языке официальных ответов указывают, что, де, комиссия уже оказала нам помощь… в прошлом году. Более того, несовершенство российских законов просто и традиционно ужасает тех, кто встречается с ними лицом к лицу. Безработным я признан быть не могу, потому что имею доход в виде гонораров, а работать по трудовой книжке тоже не могу, потому что работаю по договорам авторского заказа с разными издательствами. Чиновникам от администраций мерещатся, от зависти, вестимо, баснословные мои гонорары и им кажется, что я официально показываю не все доходы. Но предметно доказать этого они не могут в виду все тех же несовершенных российских законов.
То есть доходов нет, но они теоретически предполагаются, поэтому оказывать помощь «богатой» семье с четверыми детьми вовсе нет необходимости. Так считают главы администраций во Фрунзенском и в Калининском районах славного города Санкт-Петербурга. Круг замкнулся. Гражданин страны, и не самый плохой из ее граждан, вместе с семьей остается брошен государством. Спасение и обеспечение семьи представляется всеми с молчаливого согласия российских властей делом рук главы семьи. Собственно, в этой ситуации нет претензии, и, если кто-то ее увидит между строк – перекреститесь; ибо обязанность заботы о семье, о детях суть безусловные родительские обязательства и мною выполняются. Но говорить о том, что органы социальной защиты населения в России, на которую, как нам вещают, нападают со всех сторон, поэтому, дескать, надо всем терпеть - на примере конкретно моей семьи реально оказывают эту самую защиту, значит, идти против фактов. Если жизнью недоволен сильный человек, то он предъявляет претензии к себе, а если слабый, то к людям. Я действительно предъявляю претензии в первую очередь к себе – никто не заставлял меня рождаться в России.
Посудите сами, каков контраст между оной, взятой за пример, сферой деятельности в России и Финляндии. В Финляндии вопросами социальной защиты ведает Бюро социального обеспечения народонаселения Финляндии KELA. В России – в каждом регионе существует профильные комитеты, департаменты и отделы. Однако, по двум последним годам наглядно видно, какие проблемы в России уже много месяцев чувствуют граждане и их дети из-за санкций.
И опять же мы возвращаемся на «притчу во языцех» о том, насколько для государства ценен каждый человек, в этом то и есть огромная разница. Меня могут покритиковать за «вынос сора из избы», но дальновидные и мудрые люди должны понимать, как писал Леонардо да Винчи: «Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их».
От своих огрехов, ошибок и вредных привычек нет смысла прятаться, как нет смысла заклеивать скотчем кровоточащую рану. Да, вы ее не видите, но проблема при этом не только не решена, а усугублена. Поэтому нет друзей или врагов, есть лишь Учителя…». Эту проблематику надо бы взять для опыта, для совершенствования системы социальной защиты в Российской Федерации, но ценность урока, как всегда в этой стране, останется лишь в умах немногих невлиятельных на решения власти лиц.
А между тем властям надо не обижаться, а хорошо подумать о том, каким образом изменения системы социальной защиты смогут положительно влиять на трудовую жизнь граждан. Реформирование организации социального обеспечения в России должно, на манер финского опыта, уменьшить бюрократию и коррупцию на местах, поддержать трудовое население и упростить сложную систему привилегий и социальных лифтов.
Сегодня введение безусловного основного дохода в Финляндии на уровне 1000 Евро большинство граждан считают хорошей идеей. Исследование в этой области еще ведутся и формирование национальной модели предполагается закончить в конце 2016 года. Да, в Финляндии и сегодня ведутся горячие споры о том, кто имеет право на получение фиксированной денежной суммы, каков будет размер базового дохода, каким образом будет происходить финансирование, с какими трудностями столкнутся налоговая система и служба социального страхования, и каким образом национальная социальная система сможет поддерживать минимальный уровень оплаты труда. Но в этой стране есть уверенность, что решение вопроса именно на пользу гражданам так или иначе будет найдено, чего не скажешь о России, где нам предлагается просто номинально ходить на выборы, кормить чиновников, и выживать на свой страх и риск.
Разговаривал на эту тему с многими вполне информированными коллегами из Финляндии. Финны считают, что россияне привыкли говорить о «плохом»: проблемах и неприятностях, вместо того, чтобы что-то сделать, а финский этикет этого не допускает. И следующим, как правило, является вывод о слабости россиян: финская этика требует не обременять другого своими проблемами, принятые в социуме формы выражения чувств сильно различаются. Финны не «холоднее» россиян, эмоциональный мир ничуть не беднее мира другой культуры, они восхищаются «русской душевностью», но не говорят о себе: «ну, и дурак же я!». Россияне часто именно о так о себе и о своей стране отзываются, так что людям, не знающим соответствующего культурного кода, подобное кажется «потерей лица», бесполезным или даже глупым публичным самоунижением. Но понять извечную русскую тоску о том, что над тобой поставлены некомпетентные люди, власть в России – всего лишь видимость, обычный гражданин должен или бунтовать, или принять «правила игры» подопытного кролика, причем в обоих случаях рано и поздно погибает, а управленческие кадры подобраны по принципу преданности «вертикали власти», иностранцу не просто.
Действительно почему русские кладут в чай много сахара, но не размешивают его хорошенько, и не допивают сам чай? Поди пойми – что это за страна такая, хотя бы даже в сравнении двух систем социальной защиты. И та, и другая системы не удовлетворяют жителей, но насколько же они разные в части организации качества внимания к гражданам.


"Le Temps" о парадоксах и перегибах политкорректности
"The Independent" о знании иностранных языков в Европе
"Молодежь Эстонии" о политике России в отношении зарубежных соотечественников
"Le Figaro" о недостатке женщин в Китае
"Gazeta.kz" о демографической ситуации в Казахстане и мире

… о социальной помощи в Финляндии

Резиденты Финляндии, то есть не только граждане, но и те, кто имеет временный или постоянный вид на жительство, имеют право на практически все основные социальные льготы и пособия, которые предписаны законом гражданам финского государства. А предписано этих льгот множество, по каждому конкретному случаю…
КЕЛА знакомо каждому жителю Финляндии; пожалуй, только совсем малые дети не знают этой звучной аббревиатуры, потому что под ней скрывается самая популярная в стране государственная организация - Институт социального страхования. Та самая организация, которая обеспечивает всех резидентов страны социальной помощью по любым поводам, раздает пособия и дотации.
В связи с тем, что Финляндия является страной Евросоюза, условия оказания социальной помощи строго определены постановлением совета №1408/71 стран Европейского союза и Европейского экономического пространства и различными соглашениями по социальному обеспечению, утвержденные финским государством. КЕЛА жестко структурирована, система оказания социальной помощи включает целый ряд направлений, определяемых по сути проблемы, с которой может обратиться любой житель страны в районное отделение по месту жительства.
Факт проживания (законного!) в Финляндии и государственное законодательство гарантируют социальную помощь по следующим направлениям:
1. Государственное пенсионное страхование
2. Пособия по инвалидности
3. Государственное страхование здоровья
4. Реабилитационные пособия
5. Пособия для семьи
6. Пенсии "по выживанию" - то есть прожиточная пенсия
7. Пособия по безработице
8. Субсидии для рынка труда
9. Реабилитация (в случае временной потери трудоспособности)
10. Дотации матерям - "материнские дотации"
11. Жилищное пособие для пенсионеров
Кроме того, в случае тяжелых материальных условий могут быть выделены субсидии на домашний уход за ребенком и оплату частного детского сада или яслей, общие дотации на оплату жилья, финансовая помощь студентам, субсидии на школьный транспорт, доплата за жилье пенсионерам.
Семьи с детьми
- это особая статья расходов финского государства. Финансово поощряется не только рождение каждого ребенка, обеспечивается и его дальнейшая жизнь до наступления совершеннолетия. Первый подарок новорожденному - большой пакет необходимых предметов: простынки, распашонки, спальные мешки, кроватка и прочие вещи - общей стоимостью около ста евро. Вместо пакета можно получить деньги, но обычно предпочитают набор вещей.
Ежемесячно, независимо от доходов семьи, на каждого ребенка до его совершеннолетия (т.е. до 18 лет) выплачиваются так называемые "дополнительные детские деньги" - около 100 евро. Эту статью государственного расхода считают необходимой в связи со сложными климатическими условиями, в которых вырастает новое поколение: нужны средства для дополнительного витаминизированного питания детей, на овощи и фрукты, которые в северных странах стоят дорого. Кроме того, в случае материальных затруднений оказывается финансовая помощь при приобретении школьных принадлежностей, организации детского отдыха, дополнительного обучения.
Таким образом, государство контролирует жизнь своих маленьких граждан и с раннего детства закладывает в них чувство уверенности в государственной поддержке в тяжелых жизненных обстоятельствах.
Мать после рождения ребенка 9 месяцев получает полную заработную плату. Если она по истечении этого срока не выходит на работу и остается дома ухаживать за ребенком, то до достижения ребенком трехлетнего возраста может рассчитывать на дотации "по домашнему уходу за ребенком" (около 500 евро в месяц).
Если это мать-одиночка, компенсируется полная оплата квартиры, предоставляются бесплатное медицинское обслуживание и другие льготы, исходя из создавшейся ситуации.
В случае если семья потеряла кормильца, женщина, не достигшая пенсионного возраста, получает пенсию за мужа.
При разводе обе стороны либо добровольно договариваются о сумме алиментов на детей, либо государство обязывает выплачивать 118 евро в месяц на каждого ребенка (или на ребенка - 10% от брутто-зарплаты).
Финансовая помощь студентам
в настоящее время сокращается, государственных стипендий становится меньше, но много всяких других компенсаций и льгот, которые обеспечивают финских учащихся всем необходимым для нормальной жизни. Если учащийся живет самостоятельно и уровень его доходов ниже общепринятых стандартов, то он имеет право на компенсацию расходов на жилье, общественный транспорт и других необходимых сторон студенческой жизнедеятельности. Обучение в среднеспециальных и высших учебных заведениях Финляндии бесплатное и достаточно качественное. Хельсинкский университет по результатам последних рейтингов по уровню образования входит в первую пятерку европейских университетов.
В случае создания молодой семьи и рождения детей количество дотаций и льгот возрастает многократно.
Система учебных кредитов - еще одно подспорье в студенческие годы. Условия таких кредитов довольно мягкие. При написании диссертационных работ довольно часто получают безвозмездные гранты от различных фондов, фирм и даже иногда от государства.
Но справедливости ради следует заметить, что все студенты параллельно с учебой работают, чтобы обеспечить свой жизненный минимум. И предпочитают вести абсолютно не зависимую от родителей жизнь, самостоятельно оплачивая свое жилье и питание.
Помощь безработным
- одна из самых горячих тем в современных политических дискуссиях в Финляндии. Кому нужно помогать, как помогать и сколько помогать? Профсоюзы и объединения предпринимателей с трудом договариваются друг с другом, и, как правило, исключительно при посредничестве юристов. Ежегодно между Объединением профсоюзов и Объединением предпринимателей Финляндии заключается рамочное соглашение, определяющее основные параметры оплаты труда, в том числе размер минимальной заработной платы и коэффициент индексации на указанный период времени. Государство, стремящееся к политической и экономической стабильности, естественно, заинтересовано в таком соглашении и на правовом уровне обеспечивает его неукоснительное исполнение.
Пособие по безработице в Финляндии составляет 300 - 600 евро в месяц. Если человек работал больше одного года и не имеет работы менее 500 дней, то он имеет право получать пособие из расчета 23 евро в сутки, т.е. почти 700 евро в месяц. Есть разные виды пособий. Если человек является членом какого-нибудь конкретного профсоюза (учителей, строителей, журналистов и т.д.), то с момента потери работы он в течение двух лет получает 60-70% от своей последней заработной платы. Предполагается, что в течение двух лет можно найти другую работу. Если этого не произошло, в местном отделении КЕЛА определяют сумму пособия по безработице. Она варьируется в соответствии с сопутствующими условиями: живет ли человек один или с семьей, в городе или в сельской местности, есть ли какие-то другие доходы. К пособию по безработице часто добавляются полная компенсация оплаты за жилье, бесплатное медицинское обслуживание и другие бесплатные социальные блага.
В КЕЛА существуют строго определенные нормативы выплат и компенсаций; отдельные выплаты, возможно, покажутся не слишком щедрыми, но в совокупности все эти ежемесячные финансовые дотации зачастую выше, чем некоторые заработные платы.
Таким образом, жизнь безработных, поддерживаемых системой социального обеспечения, оказывается весьма "обеспеченной".
И эта, без сомнения, положительная сторона финского государственного социализма становится камнем преткновения на пути экономического развития страны: если государство бесплатно кормит, поит, одевает, лечит да еще и твое жилье оплачивает, зачем работать? И многие, проведя простые расчеты, подсчитали, что при прогрессирующем налогообложении, когда при высоком уровне доходов государству нужно выплатить налог в размере 40-70% от прибыли, себе остается совсем немного честно заработанных денег. Значит, во-первых, не нужно зарабатывать так много, "все равно все заберут"; во-вторых, вообще можно не работать и прекрасно существовать на пособия по безработице и прочие социальные дотации.
С каждым годом желающих жить на пособия становится все больше. Таких особенно много среди приехавших "на родину" ингерманландцев - выходцев из бывшего СССР. Финское государство им обещало высокий уровень жизни и выполнило свое обещание, помогая войти в новую социальную и экономическую среду. И многим так понравилась эта помощь, что по истечении положенных пяти лет, отведенных на адаптацию новых членов финского общества, эти новые члены хотят и дальше получать, не отдавая…
Но ради справедливости нужно отметить, что в финском обществе считается зазорным не работать, если у тебя есть работа. Общественное мнение порицает откровенных бездельников, поэтому, даже если человек зарабатывает немного больше суммы социального пособия, как правило, он будет работать. Однако понятно, нет правил без исключений.
Как государство будет решать проблемы "государственных иждивенцев", пока не ясно. Но уже сейчас понятно, что изменения грядут, экономические перспективы Финляндии на ближайшие годы, по прогнозам экономистов, не самые радужные, а спад в экономике всегда означает отказ от определенных социальных программ, без которых общество может функционировать.
Правда, есть стратегический план "крестового похода" на Восток, который, возможно, поможет удержать благополучие страны на достигнутом уровне. И тогда все останется по-старому...