Традиционная народная кукла семья. Славянские куклы - обереги на разные случаи своими руками. подборка мк. Есть особая кукла для уничтожения плесени в бочках с солёными огурцами - Акила-огуречник. Голова у него набита семенами горчицы и потому тяжелее тел

Народные куклы на Руси издревле занимали особое место, ведь жизнь невозможна без праздников, исполнения обрядов, подготовки национальных костюмов и использования различных предметов прикладного искусства. Кукол делали не только для детей, основная их роль была обрядовая.

Немного истории

История народной куклы, которую использовали в праздники или при выполнении народных обрядов, уходит корнями в те годы, когда на Руси было язычество. Еще задолго до Крещения Руси славяне каждую весну праздновали воскрешение Даждьбога, пекли куличи, которые затем приносили ему в жертву. Уже тогда писанка была магическим оберегом древних славян.

По утверждениям историков, с введением православной религии каждый языческий праздник постепенно приобретал христианское значение: древний праздник Коляда (зимнее солнцестояние) стал Рождеством Христовым, Купала (летнее солнцестояние) — праздник Иоанна Крестителя, Христианская Пасха совпала с весенним славянским праздником, имевшим название Великдень. Традиция расписывать пасхальные яйца и печь куличи перешла также из древних празднований Великдня.

Оттуда же появилась и традиция изготовления обрядовых пасхальных кукол и кукол-мотанок, которые считаются самыми сильными оберегами для женщин.

Разновидности кукол

Быт русского, да и любого другого народа невозможен без обрядов с национальными костюмами, праздников и фольклора. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов, какие находились под рукой: соломы, веточек деревьев, отрезков ткани, веревки, мха.

Виды народной куклы на Руси были следующие:

  1. Обрядовые — изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных).
  2. Куклы-обереги делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек. Главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов. Делались такие куклы для определенного человека или семьи, обычно без лица (считалось, что безликая кукла не может навредить людям).
  3. Игровая народная кукла изготавливалась из материалов, находящихся в доме (остатков одежды), размером не больше кулака.

Игровые детские куклы

Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Делали их только из природных материалов: трава, шишки, глина, древесный уголь, мох и ткани. Все куклы должны были быть безликими, чтобы в них не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства. Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов. Традиционные тряпичные куклы, изготавливаемые специально для детей, имели свои названия:

  • Зольная кукла — первые детские куколки делались из золы, которую брали из домашнего очага, затем смешивали с водой и скатывали в шарик — получалась голова; такие куколки считались для ребенка сильным оберегом.
  • Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) - игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.
  • Куклу-птичку изготавливали из куска яркой ткани в форме квадрата, придавая с помощью перевязываний нитками форму птицы. Такие птички делаются небольшими и развешиваются в углах дома или над кроваткой ребенка.
  • Пеленашка — куколка, спеленутая тканью, клалась младенцу в колыбельку, чтобы принимать на себя все напасти от злых духов.
  • Сеня-Малина — куклак с рыже-солнечной гривой, передающий образ симпатичного мужичка в яркой рубашечке, был популярен в деревнях Северного Поморья, о нем сочиняли разные сказки и называли северным Мюнхаузеном.

Тряпичные куклы

Начиная лет с пяти, девочки уже сами начинали «вертеть» своих куколок под руководством бабушки или мамы. Народная тряпичная кукла изготавливалась из шерстяных или хлопковых отрезков ткани, льна и разноцветных лент и ниток. Мастерить тряпичную куклу нужно было только с хорошим настроением, любовью. По традиции, также было принято петь и разговаривать, загадывать желание.

Куклы-закрутки (или другое название столбушки) делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты, на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.

При изготовлении всех игрушек запрещалось использовать нитки и иголки, а также рисовать куклам лицо: оно всегда оставалось чисто-белым.

Обрядовые куклы

Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям:

  • Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.
  • Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.
  • Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу), предсказывали, каким будет весь год.
  • Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны.
  • Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.
  • Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок.
  • Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше.
  • Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года).
  • Куклы-кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде. Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадки стали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам).

Многие обрядовые куклы были одновременно и обережными.

Обережные куклы

Традиционно обережные народные куклы являлись участниками семейных обрядов: рождение детей, свадьба, обереги от болезней, смерть и похороны. Их было великое множество:

  • Колокольчик (придумана на Валдае) — куколка, которая приносит добрые вести. Она имеет 3 юбочки по числу царств и видов счастья (медное, серебряное, золотое). Выполняет роль оберега, создающего в доме хорошее настроение. Подарив Колокольчик своему другу, человек добавляет ему радостное настроение.
  • Девка-баба (Перевертыш, Вертуха) — кукла о двух головах, четырех руках и с 2 юбками. Секрет ее прост — одна куколка-девка спрятана под юбкой другой — бабы и появляется, если ее перевернуть. Отражает двойную женскую сущность: молодая девушка красива, весела и беззаботна, затем, выйдя замуж, становится бабой (хозяйственной, заботливой, оберегающей свою семью, детей и дом).
  • Неразлучники — обереги, охраняющие семейные пары, изготавливаются на одной руке как символ того, что муж и жена пройдут по жизни вместе в радости и в горе. По сложившейся традиции, таких неразлучников подвешивают после церковного венчания во главе свадебного кортежа, а после свадьбы их хранят в доме как оберег семейной верности.

  • Берегиня (хранительница семьи) — вешалась над входной дверью, чтобы защищать дом от злых духов и сглаза.
  • Зернушка (Крупеничка) — состоит из мешочка с зерном, символизирующего достаток и сытую жизнь.
  • Подорожница — небольшая (3-5 см) куколка с котомкой в руках (внутри лежит щепотка родной земли или зола), которая предназначена для оберега путников.
  • Очистительная кукла — помогает избавиться от отрицательной энергетики в доме.
  • Кукла-столбушка «Плорододие» (делалась по-разному в различных русских губерниях и именовалась по их названиям: Владимирская, Московская, Курская и т. д.), к ее телу обычно привязывали несколько Пеленашек, чтобы род процветал и не угасал — дарили молодым на свадьбу с благими пожеланиями.
  • Десятиручка (имеет множество рук) — помогает хозяйке все успевать по дому.

Куклы-мотанки

Славянская кукла-мотанка берет свои истоки еще с трипольской культуры. Основу ее составляет скрученная сварга, прототипом которой являются, представленные во множестве мотивы на глиняных изделиях, найденных при раскопках захоронений трипольской эпохи.

Сварга — символ движения, спирали и энергетических вихрей, получается при помощи скручивания и свивания, что имеет ритуальное значение. Вместо лица у нее изображался крест, что свидетельствовало о ее пребывании за пределами времени и пространства. Она является архетипом Великой Богини.

Кукла-мотанка делается без использования режущих и колющих инструментов, материалы берутся только натуральные: солома, травы, цветы, кукурузные початки, зерна, куски ношеных тканей (только нужно следить, чтобы ткани были со «счастливой» старой одежды), которые раньше носили близкие люди.

При изготовлении тела мотанки нельзя завязывать никаких узлов, единственное исключение — маленький узелок в конце, символизирующий перевязывание пуповины. Во время его завязывания мастерица должна загадать желание и закрепить его своей силой. Иногда отдельно делаются руки, которые затем приматываются к туловищу.

Наряд и головной убор делаются отдельно, его можно вышить, украсить кружевом. Каждый элемент имеет свое значение:

  • юбка — символ земли, волнистая линия на ней — связь с водой;
  • сорочка — триединство мира;
  • украшения на голове (лента, платок) — символ связи с небом.

Все выполненные отдельно детали и украшения вручную приматываются к туловищу. Наши предки были уверены, если кукла начата, то закончить ее нужно обязательно, иначе придут несчастья. Ни одна женщина не оставляла работу неоконченной, так как боялась, что это принесет в ее семью неприятности и болезни.

Музей народной куклы

Начиная с 1990 годов, в России начали появляться и приобрели большую популярность музеи народных кукол, рассказывающие о русской кукольной культуре. Сейчас в стране работает уже около 20 таких проектов, некоторые представляют также авторские и антикварные экземпляры:

  • Московский музей «Кукольный дом» создан в 1993 г. усилиями деятелей русской культуры (О. Окудажава), имеет коллекцию старинных кукол, домики для кукол, экспозицию народных экземпляров и театральных.
  • Музей уникальных кукол (создан в 1996 г. Ю. Вишневской) — содержит коллекцию экземпляров Российской Империи 19-20 веков, европейских кукол, азиатских, игрушечные домики.
  • Музей народной игрушки «Забавушка» — представляет коллекции глиняных, соломенных, лоскутных экспонатов, здесь же представлена и русская народная кукла.
  • Музей игрушки в Сергиевом Посаде (основан в 1918 г. коллекционером Н. Д. Бартрамом) — экспонируется коллекция старинных изделий из глины и дерева, фарфоровых кукол в русских народных костюмах, коллекция игрушек детей русского императора Николая Второго;
  • Санкт-Петербургский музей кукол — начиная с 1998 г., представляет коллекции современных и народных экспонатов, проводит тематические выставки (40 тыс. единиц хранится в музее: куклы, предметы убранства, одежда, этнографические вещи, сувенирные экземпляры в исторических костюмах различных эпох и народов, авторские работы современных мастеров и дизайнеров).
  • Музей-усадьба «Берегиня» (с. Козлово, Калужская обл.) — под руководством народной мастерицы Тарасовой собрано 2 000 традиционных кукол из всех уголков России; среди экспонатов — образцы традиционных промыслов (гжель, филимоновская, дымковская и др.), игрушки в национальных костюмах областей России и народов мира (40 стран).

Куклы в русских народных костюмах

Издавна одежда русской женщины имела отличительные черты и особенности, по которым можно было определить ее возраст и сословие, из какой области она родом, ее занятие и замужем ли она. Каждая русская губерния отличалась своими стилями и цветами при формировании народного костюма.

Русскому национальному наряду присуща одна основная черта — простой силуэт, который не подчеркивает форму тела. Такая простота уравновешивалась разнообразием цветовой гаммы в разных частях одежды, в яркой отделке, вышивке и многоцветных аппликациях. Народный костюм, который наши предки носили вплоть до начала 20 века, шился с учетом того, чтобы не сковывать движения человека, быть удобным в любое время года при различных погодных условиях. Конструктивно костюм делался так, чтобы почти не использовать ножницы и шитье. Главные элементы одежды — рубаха (разной длины: у мужчин короче, у женщины — почти до пят), сарафан или юбка (понева). Все это женщины очень красиво вышивали и украшали декоративными элементами. На голову всегда одевали платок или кокошник.

Также отличались своим внешним видом и куклы в народных костюмах, которые делали женщины в конкретной области России. Тряпичные куклы обычно дарили своим родственникам, чтобы скрепить кровные узы. Часто одежда для игрушек носила и особенности, присущие местным костюмам. Важный принцип, по которому делались народные куклы, — костюм нельзя было снять, игрушка вместе с одеждой представляла цельный образ, присущий только ей.

При этом костюм определял этнически конкретный вид куклы, который нельзя было менять, отводя определенную роль в детских забавах. Например, игрушка в сарафане розового цвета не могла выполнять в игре роль взрослой замужней женщины, а кукла-«женка» не могла быть невестой.

Куклы из серии "ДеАгостини"

Большое значение в популяризации русских народных костюмов прибрела серия, в которую включены куклы в народных костюмах, выпускаемая фирмой "ДеАгостини". Серия представляет собой 80 выпусков, каждый из которых содержит не только фарфоровую игрушку в национальном костюме определенной области страны, но и описание деталей одежды, историю местоположения, традиций и обычаев края и другую интересную информацию.

Традиционная русская народная кукла — это целостное представление наших славянских предков об устройстве мира и мироздании, выраженное через народное искусство и рукоделие, которое поддерживало человека в его духовной жизни.

Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Что такое кукла? В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям.

История куклы.

Всё, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным и очень часто жестоким, пугающим. С неба лилась вода, и падал стрелами огонь (дождь и молния). Вода, если это был сильный ливень, смывала и уносила жилища, людей, посевы. Когда разливались реки, они тоже наносили страшный урон. Молнии убивали людей и скот, поджигали дома. Солнце тоже не всегда ласково согревало человека и землю. Были времена, когда оно сжигало всё засеянное, лишая людей урожая. Ветер вырывал с корнями деревья, разрушал жилища.

И человек задавался вопросом: кто это всё делает? Конечно, это были, какие-то высшие и могущественные существа – боги. Люди создали скульптуры богов, дали им имена, и теперь человеку было, у кого просить помощи и защиты, было, кому поклоняться. Так появились боги: Сварог, Дажьбог, Макошь, Перун и многие другие.

Чаще всего богов делали в виде человеческих фигур. Наверное, это и были самые первые куклы.

Когда люди придумали богов, они почувствовали себя уютнее в этом огромном и непонятном мире. Люди, сотворившие богов, верили им, поклонялись и надеялись на их защиту. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей.

На заре цивилизации первобытные охотники не только рисовали на камне картины будущей охоты, но и разыгрывали сцены предстоящей удачной охоты, для чего из глины лепились фигурки людей и животных. Эти фигурки и стали первыми куклами человечества.

Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. У наших предков был ужасный обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды кому-то пришло в голову предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла-полено спасла человека.

Появились и другие куклы-чучела, которых приносили в жертву разным богам. У каждой куклы было своё имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило…

Обряды жертвоприношения с тех пор превратились в настоящие праздники: наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, затем “отдавали” богам – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья.

Куклам, как будто, не придавали особого значения, но теперь, по прошествии времени, выясняется, что без кукол не обходился ни один праздник.

На изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из корней травы, из сучьев и веток деревьев.

По материалам археологических исследований и литературным источникам известны куклы древнего Египта – из дерева и ткани. От древнего Китая до нас дошли глиняные куклы. В детских погребениях античной эпохи обнаружены куклы, и марионетки из слоновой кости. В Афинах были распространены примитивные деревянные куклы. В феодальном обществе стали развиваться кустарные промыслы игрушки. У детей феодалов, а позднее у детей богатого дворянства и крупной буржуазии куклы отличались небывалой роскошью. Они были одеты в дорогие наряды, а кукольные дома были сделаны с резной мебелью и полной обстановкой. Такие куклы служили для украшения комнат и хранились как фамильные ценности.

Типы и назначение куклы.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы-обереги, игровые и обрядовые.

Куклы-обереги. Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит “Куватка’’, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу-оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей – символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли; ромбики с точками внутри – символ засеянного поля; вертикальные линии – знаки дерева, вечно живой природы.

Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны.

Не только детские куколки были оберегами. Жили в домах куклы-домовые. А разве огородная кукла-пугало не оберег? Оберег, да еще какой! Оберегает огородные посевы от птиц и скота. Да и детишки его побаиваются, лишний раз морковку с грядки не выдернут. А если эту куклу сделать еще крутящуюся, то на огороде ей цены не будет. Словно живой мужик или баба разгуливает по огороду, да еще и руками «отмахивается» от ветерка. Такие куклы можно увидеть и у нас на огородных участках. Одеты пугала по-разному: можно увидеть куклу в женском наряде, повязанную платком, а то и шляпе дырявой, и мужика с кастрюлей на голове вместо шляпы.

Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы-закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик-голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол была кукла “полено’’, представлявшая собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в “скалку”, тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла “Барыня”. Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.

Была распространена игровая тряпичная кукла “Малышок-голышек”. Отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым “подолом”, а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. “Малышок”, как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками. Надо отметить, что “Малышок-голышек”, изображающий мальчика, достаточно редкое явление среди традиционных кукол.

Кукла “на выхвалку” являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что-то и для своего приданого. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы “на выхвалку” в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами.

Обрядовые куклы. Обрядовая кукла “Покосница” изображала женщину во время сенокоса. “Покосница” – одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани. В центре прямоугольного лоскута светлых тонов помещают набивку для головы куклы – ватин или ветошь. Затем формируется голова и перевязывается нитками. Из излишков ткани по бокам формируются и перевязываются нитками руки. На куклу надевают юбку, передник (но должна быть видна “рубаха”- светлая основа куклы), повязывают платок.

Кукла “Купавка” – это обрядовая кукла одного дня. Она олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления “Купавки” очень прост. Две палочки разной длины связывают крест-накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.

Обрядовую куклу “Масленица” делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Бывали куклы “Масленицы’’ и в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

“Домашняя Масленица’’. Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую, высотой 20 – 25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. “Домашняя Масленица’’ символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, “Домашней Масленицей’’ встречали жениха и невесту.
В некоторых местностях бытовала кукла “Коза’. В её основе – деревянная крестовина, а морда, рога, борода – из лыка и соломы. Одета была “Коза’’ в яркое специальное платье и тулуп или шубу, поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны, подкова в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками, венки благополучия с маленькими красными мешочками с зёрнами злаковых, деревянная колодка в подарок холостяку, как напоминание о необходимости жениться. Кукла “Коза’’ была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб.

Надо сказать, что в народе всегда придавали значение здоровью детей и семьи. Так некоторые обрядовые куклы были лечебные. Это “Козьма и Демьян”. Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки. Они были бессребрениками. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень обиделся на него и просил после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по-своему. Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.

Заключение.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в тёмной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.

Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

Мастер класс рассчитан на детей старшей группы детского сада, воспитателей, родителей.

Назначение : игровая кукла для ребенка ; оберег; подарок своими руками.

Цель : Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа , через изготовление традиционной народной куклы «Закрутка» .

Задачи :

- образовательная : научить детей изготавливать народную куклу «Закрутка» . Обогащать знания обучающихся об истории возникновения и разнообразии народной куклы ;

-развивающая : развивать у обучающихся мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани;

-воспитательная : воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле . Воспитывать эстетический вкус при изготовлении куклы «Закрутка» .

Основные понятия : кукла , народная кукла , тряпичная кукла , современная кукла , обереговые, обрядовые, игровые куклы .

Материалы.

2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;

Один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана;

Прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки;

Белые нитки;

Синтепон (вата) для объема;

тесьма для пояса.

О народной кукле сейчас Вам расскажу ,

А если Вам понравиться,- как сделать покажу.

Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки, «…при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы , и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста.

Главная особенность куклы , заключается в том, что сделана она без иголки и безлика. Для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже, а делать лицо по народным поверьям нельзя , так как такая кукла может обрести душу и стать опасной. А «безликая» куколка считается предметом неодушевленным и не может навредить ребенку. Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастерицы .

Технология изготовления куколки

Берем один квадрат белой ткани и подгибаем край внутрь.

В середину кладем синтепон

Выполняем тугое закручивание.

Получилась скрутка - рулик. Это «тулово» нашей куколки.

На уровне шеи и пояса перевязываем скрутку ниткой.





Берем второй квадрат белой ткани, в центр размещаем скрутку и кусочек синтепона.


Завязываем ниткой на уровне шеи.

Расправляем ткань. Постараемся убрать лишние складки с лица куклы .

Формируем руки : определяем их длину и лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь. Края рукава убираем в середину.

Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно.



Основа нашей куклы готова . А вот наряд – это ваша фантазия и творчество. Мы сделали кукле сарафан . Берем две узкие цветные полоски ткани и располагаем их крестообразно через плечи на груди и спине. Завязываем ниткой на поясе.

Квадрат цветной ткани сворачиваем пополам. Оборачиваем вокруг тулова.

Стягиваем ниткой и завязываем.



Повязываем куколке косыночку, завязываем пояс и куколка готова.

Куколка украшена передничком. Орнамент нарисован фломастером .



Спасибо за внимание!


Публикации по теме:

Друзья,коллеги,не могу не поделится с вами своими впечатлениями. В конце октября в нашей группе прошёл мастер-класс с родителями по изготовлению.

Мастер-класс «Тряпичная кукла Крупеничка» Мастер класс «Тряпичная кукла – крупеничка» Цель: Раскрыть способы нравственной деятельности дошкольника. Задачи: Пополнить знания о народных.

Народная кукла Отдарок – на – подарок настолько проста в изготовлении, что её легко могут сделать дети старшего дошкольного возраста. Раньше.

В нашей группе функционирует уголок народного творчества в котором размещены кухонная утварь, салфетки и рушники вышитые гладью, замечательный.

В изобилии современных игрушек кукла занимает важное место, помогая ребёнку осознавать роль человека в социуме, семье. Наши предки маленькую тряпичную красавицу использовали не только как детскую забаву, но и считали мощным оберегом.

История кукол-оберегов

Предположительно первые предметы, напоминающие кукол появились много тысячелетий назад, когда человек научился обрабатывать камень и другие подручные материалы. Подтверждением тому, является найденная на территории Чехии кукла, изготовленная из мамонтовой кости, с подвижными конечностями. Сакральные куклы наших предков были олицетворением духов, языческих богов, служили неотъемлемой частью обрядов и даже жертвоприношений, значились мощными оберегами. Изготавливались такие куклы из подручных средств.

Одними из первых считаются зольные куклы. Разбухая в воде, зола легко формуется в шар, к которому крепили веточки, мешковину. Такой славянский оберег символизировал очаг, сопутствовал человеку при смене места жительства. Позднее, с появлением льняных тканей зародилась кукла-мотанка (узелковая). Наполнителем служила солома, кудель, лыко, трава.

У разных народов были материалы, применяемые в изготовлении магических предметов: воск, глина, дерево.

Славянские куклы-обереги

Славянские куклы-обереги

История кукол уходит корнями в трипольскую культуру, существовавшую свыше пяти тысяч лет назад. Наши предки поклонялись Солнцу, Небу, Воде. Бык считался символом земледелия. Доминировал культ женщины, олицетворяющей плодородие и материнство. Археологами найдено немало глиняных фигурок, доказывающих данное предположение. Вероятно, именно в ту эпоху появилась тряпичная кукла. Трипольская культура была довольно развитой, просуществовала около двух тысяч лет, традиции и обряды передавались поколениями, потому дошла до наших дней. Подобные талисманы широко использовались в качестве мощного оберега: защищали от злых духов, порчи, болезней, приносили достаток и изобилие.

Делали кукол безликими. Считалось что, схожесть с человеком опасна, так как на хозяина может перейти негатив, впитанный оберегом. В южных областях на лице куклы изображали обереговый крест. Делали мотанок путём скрутки ткани по спирали. Предки связывали это с созданием мира.

Методы изготовления куклы-оберега схожи у всех славянских народов, но в зависимости от района проживания имели некоторые отличия. Могли изготавливаться из разных материалов: солома, береста, лыко. Украинская кукла выделялась большой головой, была безрукая. Белорусский оберег отличала богатая вышивка передника и рубахи. Иногда амулет делали из кукурузных листьев.

Русские народные куклы-обереги

Русские народные куклы-обереги

Славянская кукла-оберег сопровождала человека с первых дней и до конца жизни. Талисман мать делала для ребёнка, еще до рождения, подкладывая ляльку в колыбель, чтобы там не поселилась нечисть. Позднее - это была первая игрушка малыша. Мастерство изготовления мотанок из ткани чисто женское занятие, мужчинам запрещалось даже быть рядом во время процесса.

Первую куклу девочка делала в 13-14 лет, по аккуратности исполнения работы судили, насколько будущая невеста готова к замужеству. Наряжали народную любимицу по-разному, в зависимости от области. Северные регионы изготавливали кукол-оберегов в сарафанах и фартуках, на голову надевали повойник и платок. Южные мотанки «носили» юбку-поневу, рубаху с вышивкой, традиционный убор.

В зависимости от назначения куклы-оберега, разными были наполнители: зерно, травы, соль, зола. Важное условие в работе - не использовать колющие и режущие предметы. Ткань и нить рекомендуется рвать. На Руси мотанка считалась надёжной защитницей от недоброго взгляда, зависти, порчи. Берегла дом от нечистой силы, несла благосостояние, способствовала богатому урожаю.

Куклы-обереги из ткани, мастер-класс

Кукла Берегиня

Берегиня - хранительница домашнего очага

Одной из главных кукол считалась Берегиня - хранительница домашнего очага. Как сделать такой талисман разберём поэтапно. Нам потребуется:

  • ткань с ярким принтом желательно фольклорного рисунка;
  • материал телесного цвета — бязь, хлопок, лён;
  • сушёные травы, вата, куделя — для наполнителя;
  • холстинка;
  • алая нить.

Пошагово разберем как сделать куклу Берегиню своими руками

Оторвать лоскут однотонной ткани примерно 8х8 см. Сложить по диагонали, в центр поместить шарик наполнителя и обернуть вокруг него материал, перевязав внизу нитью.Делаем нечётное количество оборотов — вышла основа головы и рук. Складочки расправляем,иначе на лице получатся морщинки. Берём уголки ткани, образовавшиеся слева и справа от головы, края аккуратно заворачиваем внутрь, обматываем ниткой на уровне предполагаемых запястий - получились руки.

Приступаем к изготовлению груди. От яркого материала отрываем два кусочка примерно 6х6 см. Складываем по диагонали, помещаем по центру наполнитель, далее перевязываем по принципу изготовления головы. Получившиеся груди нужно примотать к основе куклы перекрёстным способом. Чётное число узлов закрепляем на уровне пупа.

Делаем одежду Берегине. Измерим куклу от груди до низа. Получили длину ткани по долевой нити, потребную для наряда. Ширину нужно сделать с припуском на сборку. Отрываем полученный лоскут материала, прикладываем к кукле, ниже груди лицевой стороной вниз, на голову. Приматываем нитью, по линии талии, не забывая делать сборку, опускаем ткань вниз, лицевой частью наружу. Из холстинки выкроим фартук и по принципу юбки крепим под грудью. Измеряем окружность головы. С припуском 2 см, отрезаем кусочек тесьмы или узкой ленты. Оборачиваем через лоб и на шее тремя витками нитки закрепляем. Определите размер платочка, оторвите от холстинки и повяжите узелком на сзади. Берегиня готова, поместите её в передний угол дома. Является надёжной защитой от сглаза, талисман несущий достаток и мир в семье.

Славянская кукла Желанница

Кукла, способная воплотить светлые мечты, станет подружкой для женщин. Желанницу несложно сделать, используя наш мастер-класс. Нам потребуется:

  • натуральная белая ткань;
  • разноцветные отрезки материала;
  • нитки;
  • кусочки оплетки, кружева.

Берём светлую ткань, края подгибаем внутрь, туго сворачиваем спиралью, что является символом сотворения мира. Оберните получившийся столбик таким же материалом, размер рассчитайте по длине скрутки. Обозначьте голову, перевязав на уровне шеи.

На лице куклы-оберега изобразим сакральный крест. Наматываем чёрной нитью вертикальную линию, придерживая конец слева от головы, по центру через затылок выводим к начальному этапу. Делаем несколько плотных витков. Затем нить располагаем справа от головушки и продолжаем работу. Повторяем то же зелёным и красным цветом. Делая горизонтальную полосу, придерживаем пальцем нить на затылке меняем направление витка. Вязальным крючком концы протягиваем через шейную намотку, таким образом закрепляя.

Определите длину ручек, нужный отрезок скручиваем спиралью и приматываем к столбику туловища. Свободные углы ткани, отходящие от головы, накладываем на скрутку рук, краешек подворачиваем внутрь, на уровне запястья перевязываем.

Формируем грудь, подложив чуть ниже шеи ватные шарики. Закрепляем крестообразной намоткой, делаем узелок в районе пупка.

Каждый оборот нитки - это ваша мечта. Думайте о желаемом, делая оборот.

Следующий этап - изготовление одежды для куклы. Выкройка здесь не нужна, достаточно понять длину юбки. Лоскут разноцветного материала обматываем вокруг головы, изнаночной стороной наружу. Моток делаем под грудью, одновременно сбаривая ткань. Юбочку выправляем вниз. Таким же методом крепим фартучек. Делайте его наравне с подолом, считается что его длина символ достатка. Приобретите вашему талисману красивую шкатулку или сшейте мешочек, храните подальше от чужих глаз.

Кукла Кубышка-Травница

Почитаемая славянами кукла-оберег Кубышка-Травница

Кубышка-Травница почитаемая кукла, помогающая вернуть человеку здоровье, продлить жизнь, очистить воздух в доме. Изготовить её своими руками совсем не сложно, главное наполнить ароматными травами, в которых заключается магическая сила. Чаще всего используются душица, рябина, мята, полынь, лист малины, смородины. В работе применяем:

  • кусок натуральной ткани 17х5 см — основа тела;
  • материал кремового или белого цвета 16х16 см;
  • холщовое волокно (куделя), чтобы придать объем голове;
  • шерсть, вата в качестве набивки;
  • ткань на передник, косынку, грудь;
  • нитки.

Из натурального лоскута делаем валик, загнув края внутрь. Складываем пополам, отступив 2,5 см от сгиба, производим намотку нити, закрепив на чётное кол-во узелков. Накручиваем льняное волокно, формируя таким образом голову. Берём квадратный фрагмент ткани, оборачиваем вокруг образовавшегося шарика, зафиксировав на шее несколькими витками нити. Расправляем складки, аккуратно вытягиваем уголки, расположенные по бокам - это будут руки. Края загибаем внутрь и перевязываем нитью у запястья.

Начнём делать бюст. Берём 2 квадратных кусочка ткани по центру размещаем комочки наполнителя и обвязываем нитью. Прикладываем груди-узелки к каркасу и приматываем к талии и шее перекрёстным методом, узелочки завязываем на уровне пупка. Из ткани в рисунок, по трафарету вырезаем круг диаметром 25 см. Собираем края заготовки на длинную нить, не закрывая полностью. В получившийся кузовок помещаем травы, вставляем тело Кубышки-Травницы, затягиваем сборку. Чтобы юбочка не сползала сделайте несколько оборотов нити вокруг шеи.

Выкроим передник и примотаем под грудью. На голову наденем повойник из тесьмы, который закрепим ниткой по линии шеи, и повяжем платочек, узел сделаем сзади. Кукла- оберег, сделанная своими руками, обладает более мощной защитной силой. Важное значение имеет, чтобы мастерили амулет в определённые дни и добром здравии. Запрещалось заниматься рукоделием в воскресенье и праздники.

Кукла Крупеничка

Крупеничка олицетворяет благосостояние

Предки считали, что кукла, наполненная злаками должна быть в каждом доме. Крупеничка олицетворяла благосостояние, изобилие, символизировала богатые посевы. Вид куклы говорил о достатке в доме. Сделать данный может даже начинающая мастерица.

Нам потребуется:

  • хлопчатобумажный разноцветный кусочек;
  • лоскут трикотажного материала;
  • плотный лён;
  • натуральные нитки;
  • кружево шириной 12-15 см;
  • злаки. Крупы;
  • ленточки;
  • монета.

Из квадратного лоскута холщовой ткани шьём «трубу», один край собираем, плотно завязав, выворачиваем наизнанку. Размер можно выбрать произвольно, рекомендуемый 20х20 см. На дно «торбочки» помещаем монету, насыпаем злаки, плотно утрамбуем. Мешочек должен быть устойчивый. Соберём на прочную нить верхний край, туго затянем, завязав на чётное количество узелков.

Получили основу куклы. Берём кружево для нижней рубахи, оборачиваем вокруг туловища, на расстоянии две трети от низа приматываем. Вымеряем из цветной ткани нужный кусок для верхней одежды. Спереди она не должна смыкаться, между вертикальными краями расстояние примерно 3-4 см. Из трикотажной ткани вырезаем прямоугольник, скатываем валиком с двух сторон, оставляя центральную часть свободной.

Получаем зипун, который приматываем к туловищу таким образом, чтобы валики оказались руками. Требуемую длину предварительно замерьте по кукле. Выкраиваем передник, на котором нитками мулине, по схеме можно вышить сакральный знак плодородия. На голову из ленточки одеваем повойник, сверху повязываем простой платочек, узелок располагаем сзади. Подобная кукла, изготовленная своими руками станет символичным подарком на свадьбу или новоселье.

Символ достатка, сытости, здоровых детей — Благодать

Отличают подобную куклу поднятые вверх руки, большая грудь. Мастерили её вканун Благовещения, дарили как символ сытости, достатка, здоровых детей. Сделаем самостоятельно тряпичный амулет, следуя нашему мастер-классу.

Используем:

  • веточка-рогатина (рекомендуется американский клён, у него ровные развилки) ;
  • квадратная ткань плотного натурального текстиля белого, телесного оттенка на голову 10х10 см;
  • два куска разноцветной ткани 6х6 см, один прямоугольный;
  • вата;
  • небольшой отрезок тесьмы;
  • лоскуты на платочек и передник;
  • шерстяная пряжа алого цвета

Берём рогатину и обматываем нитями основание, начиная от развилки к концу. Возвращаемся и «закрываем» один рог, затем другой. Обмотку делаем плотно, иначе будет просвечивать дерево. В центр белого лоскута положим комок ваты, перетягиваем нитью. Образовавшийся кузовок, крепим в развилку - голова куклы. Из цветных кусочков по такому же принципу изготовим груди, которые приматываем к основанию рогатки, чуть ниже шеи. Прямоугольный кусок послужит юбкой, оборачиваем ею вокруг головы внешней стороной внутрь, крепим пониже груди, подол расправляем вниз. Вымеряем, согласно длины сарафана передник, таким же способом крепим под бюстом. На голову повязываем тесьму-повойник, закрепляя верёвку на шее, сверху надеваем платок, узел делаем сзади. Размеры ткани указаны примерные, ориентируйтесь на величину рогатки.

Подорожницу дарили путникам, на удачу и лёгкую дорогу

Подобную куклу дарили путникам, на удачу и лёгкую дорогу. Мастерили её маленькой,с целью удобства хранения в кармане или сумке. Подобную крошку просто изготовить самостоятельно. Нам потребуется:

  • ткань хлопчатобумажная 6х6 см, 7,5х7,5 см;
  • вата;
  • цветной материал - прямоугольный. Количество вымерять по кукле.
  • Красная нить;
  • ткань для фартука, платочка;
  • Узкая ленточка.

В центр квадрата кладём комочек ваты, перевязываем - получилась голова. Не забываем расправить складочки. Надеваем ленточку-повойник, закрепляя несколькими спиралями на шее. Приступаем к созданию одежды. Прямоугольный кусочек материала нужно обернуть вокруг головы изнанкой внутрь, приматываем выше плеч, расправляем сарафанчик вниз. Берём лоскут прямоугольной ткани, сворачиваем вчетверо, концы перевязываем. Получили заготовку для рук, примотаем перекрёстной методикой к шее. Надеваем косыночку. К ладоням Подорожницы привяжем кузовок с зерном, чтобы не голодать в дороге. Иногда наполняли золой, как символ родного очага, оберегающий путника от лихих людей.

Кукла-оберег своими руками из ниток - пошаговая инструкция

Кукла-оберег своими руками из ниток

Кукла многообразна по назначению и способам изготовления. Одной из разновидностей мотанок является оберег, сделанный из ниток. В марте на деревьях развешивали подобные куклы белого и красного цвета, символизирующие уходящую зиму и наступление весны. Как сделать куклу-оберег расскажет поэтапный мастер-класс.

Чтобы приступить к работе, возьмём следующие материалы:

  • белая и алая пряжа;
  • вата;
  • кусок картона 15х15 см.

На плотную бумагу мотаем 25 витков красных ниток, завязываем узлом, снимем с шаблона. Отдельно сплетаем косичку из пряжи обоих цветов, длиной 30 см. Концы надёжно закрепляем, оставляя кисточку. Привязываем плетёнку одним к мотку. Следующий этап - формирование головы куклы. Подкладываем ватный комочек диаметром примерно 3 см под узел косички и перевязываем внизу. Распределяем пряжу на голове, чтобы вата не просвечивала. Мастерим руки - на ту же картонку намотаем 15 витков, с обеих сторон завяжем узелки.

Затем снимаем с шаблона и перетягиваем концы, отступая от края по 2 см и обрезаем, создавая кисточки. Полученную заготовку прокладываем внутри мотка под головой и перетягиваем под руками - образуется талия. Чтобы оформить подол, низ разрезаем. У подобной куклы должна быть пара. Пользуясь предыдущей инструкцией, создаем амулет из белой пряжи и привязываем ко второму концу косички. Как видно изготавливать куклу своими руками просто, здесь не требуются лекала и сложные выкройки. Главное, должен быть добрый настрой и светлые мысли.

Тряпичная мотанка - образец народной культуры, в котором заложен глубокий смысл.

Часть первая. Традиционная тряпичная кукла русского Севера

Тряпичная кукла

Традиционная тряпичная кукла, на первый взгляд — простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Основу куклы составляет кусок ткани, свернутый в скалку, грудь из туго набитых шариков, коса, пестрый наряд. Но эта простота таит в себе глубинный смысл.

Долгое время исследователи не догадывались заглянуть внутрь тряпичной куклы, где, как оказалось, и скрыты самые важные её тайны.

Русская тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов сформированных традицией:

столбушка (столбец, полено, чурка),

столбушка (столбец, полено, чурка)

крестушка или крестец

кукла на палочке

узловая (узелковая кукла)

пеленашка

закрутка (скрутка, скалка, скатка)

набивная кукла – мешочек

Все они бытовали одновременно в XIX – первой половине XX века в деревне и малых провинциальных городах. Каждый тип в свою очередь имел множество вариантов, характерных для данной местности. К примеру, на Русском Севередольше сохранялся архаичный тип куклы на палочке, скромных размеров и благородной красоты;

а на юге России – тип набивной мешковидной большеголовой праздничной, дородной и яркой куклы.

Тряпичная кукла с крестообразным лицо (илл. из книги Галина и Мария Дайн. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»)

Исследователи обратили внимание на то, что куклы разных регионов при всем их внешнем образном различии близки по способу изготовления внутренней первоосновы. Заметили общую для кукол столбообразную основу тулова, которую свертывали так плотно, что получалась, будто скульптурка из твердого материала.До сих пор на Русском Севере сохраняется традиция наряжать в костюм деревянную палочку – явный отголосок связи куклы с древней столбообразной культовой скульптурой из дерева.

Не случайно и зольная (набитая золой) кукла уподоблена неподвластной времени «каменной бабе». Отсюда этнографы сделали вывод: Что «внутри одетой бытовой куклы, игрушки – самоделки, скрывается её основа – идол, дух предка», и происходит она « от общего магического пращура Галина и Мария Дайн. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии.- 2007, Изд-во: «Культура и традиции», с. 12 См.: http://www.knigidain.ru/biblio ».

Какие же архаичные представления аккумулировались в туловище тряпичной куклы?

1. Первооснову каждой куклысоставляет столбец. Его делали из полена, палочки или туго скрученной ткани. Палочку или скрученную из ткани трубочку сверху обтягивали белой тряпицей. И затем уже обряжали.

Это одновременно похоже на пеленание младенца и обряжение в саван покойника. И в том, и в другом случае пеленание носит сакральный смысл. Вспомним, как повсеместно в России вплоть до середины XX века пеленали новорожденных, их так и назвали – «пеленашки».

Ребенка заворачивали в мягкие пеленки, нарванные из ветхих рубах, затем «обкручивали» свивальником – широкой длинной лентой из холстины.

В народе объясняли пеленание детей заботой об их физическом здоровье: пеленали, чтобы младенец «в люльке не брыкался, спокойно лежал и спал», «сам себя не испугал, не исцарапал», «рос не горбатый, не кривой, не косолапый», «чтоб ручки и ножки прямыми были, не кривились».

Давно забылась охранительная роль этой традиции, но она, конечно, присутствовала. Известно, что новорожденного, особенно до крещения, всячески охраняли от злых духов, сглазу и оговора. Крепко свертывая ребенка в неподвижную пеленашку, его, таким образом, скрывали, «хоронили» от темных сил, обманывали нечистого. Ведь в таком положении он не мог шевелить руками и ногами, ни жив, ни мертв, лежит.

Кукольное тулово, плотно припеленутое к голове, говорит о связи с нижним миром,где живут предки. Белая свернутая фигурка, хранящая покой, была древним обрядовым знаком незыблемости, небытия, смерти. Более того перевязывали куклу неразрывной нитью, часто красного цвета. Красный цвет в русской традициивсегда считался обережным — это символ жизни. Вот почему традиционная кукла поначалу была так условна и проста, что даже руки и ноги отсутствуют у неё.

Кукла столбушка

Когда же их стали изображать, то привязывали по бокам туловища отдельные палочки или пришивали снизу совсем короткие ножки, а руками служили рукава кукольной одежды или пустотелые лоскутные трубочки.

Само туловище сохраняло первичную основу – об этом свидетельствует кукольная традиция даже в ХХ веке. Куклу к подобию человека приближали очень осторожно, боясь нарушить её самостоятельное бытие.

2. При всех своих этнографических различиях, кукла везде являет собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского круговорота в природе и в жизни человека. Простейшая трёхчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная единой красной нитью,строилась по схеме триединого мира: верхнего, среднего, нижнего. Голова куклы — небесный мир, тулово – земной мир, ноги – подземный мир. Крестовидные куклы указывали еще и на четыре стороны света.

Так в самой конструкции содержалось универсальное число семь – символ мироздания. Магия семерки живет в нашей речи и сегодня: «семь раз отмерь», «седьмая вода на киселе», «на седьмом небе» — значит наверху блаженства, «в раю».

Вспомните еще пословицы, поговорки, крылатые выражения, сказки с числом семь.

В русских сказках часто действуют три брата (сестры), семь богатырей, клад спрятан «за семью печатями», «за семью замками»… Наконец, каждодневное слово «семья» звучит как древнее заклинание: «я» — в центре мироздания, «я» должен повториться семь раз – тогда будет семья. Эта мощная символика зашифрована в кукле.

Косой крест, который перевязывал кукле грудь, фиксирует местобытие куклы в центре мифологической модели триединого и четырехстороннего мироздания. И значит, простейший по конструкции архетип тряпичной куклы передавал из поколения в поколение по наследству код древнего мироустройства.

3. У многих народов, в мифологических представлениях о происхождении человека говорится об андрогинной природе первопредка, т.е. наделенного мужскими и женскими признаками одновременно. В русской тряпичной кукле в полней мере отразилась эта мифологическая символика.

Женский образ был ведущим не только в обрядовой, но и в традиционной игровой кукле. Он очень близок фольклорному женскому образу. Так в песнях, сказках обычно эстетизированы «белое и круглое лицо», «коса до пояса», «полнота», «высокая грудь» и пышный наряд.

Васнецов В.М. Три царевны подземного царства

С особой тщательностью в тряпичной кукле прорабатывалась пышная грудь.Прикрепляя к кукле два туго набитых шарика-комочка, перетягивая кукольную грудь косым крестом, мастерицы не вкладывали в это действо особого смысла. Руководствовались скорее общепринятыми понятиями о женской красоте. Однако именно такая подробность в тряпичной игрушке, как грудь, возведенная в незыблемый канон, — явный признак того, что куклу породило первичное обрядовое сознание, мифологическое мышление наших предков.

«Грудастая девка» — живой пример почитания женского божества Матери-Земли, материнского начала. Восприятие женщины как продолжательницы рода, как богини плодородия зародилось еще в первый исторический период каменного века Каменный век - древнейший культурно-исторический период в развитии человечества, когда основные орудия труда и оружие изготовлялись главным образом из камня, но использовались также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глиняной посуды. . Изображение женщины в эпоху палеолита встречается очень часто. Ученые назвали эти образы «палеолитическими Венерами»

А как же тогда выражена в кукле идея мужского начала? И были ли в русской традиции куклы- мужчины?

Куклы — мужички не были характерны для традиционной игрушки. Они скорее исключение, нежели правило. Деревенские старожилы из разных мест отвечают одинаково: «Мужичков не делали, не принято было», «а если в свадьбу играли, брали вместо жениха палочку»…

Кукольная пара

Это подтверждает и анализ самой крупной коллекции народных кукол из Отдела этнографии русских Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, проведенный С.В.Комаровой. Она установила, что из 850 экспонатов, собранных на территории России, начиная с 1902 года, лишь около 70 экспонатов представляют мужские образы.


Тряпичная кукла- мужичок. Нач. ХХ века (илл. из книги Галина и Мария Дайн. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»)

Не здесь ли ключик для ответа? Не объясняется ли тогда самодостаточность куклы всей полнотой ее природы? Известно, что кукла в виде деревянной чурки использовалась в русской традиции во многих обрядах и почти всегда выступала символом плодородия. Так, например, на свадьбах новобрачным дарили и подбрасывали в постель чурку или полено, запелёнутое в тряпки. Этот обычай повсеместно бытовал у русского населения Прикамья, вписываясь в общерусские традиции воспроизводства рода.

Мы видим, что традиционная кукла несет в себе не только женское, но и мужское начало. И о мужской её символике нам говорит столбообразная фаллическая первооснова куклы. Мы уже с вами говорили, что это могли быть и просто полено, и палочка, обтянутая белой тряпицей, и туго скрученная ткань. Деревянная твердь внутри мягкого грудастого тулова – знаковое соитие природного естества, мужского и женского. Такая кукла таила в себе родовую силу, несла идею продолжения рода. Смерть рождает новую жизнь, а жизнь продолжается в гармоничном слиянии двух природных начал, мужского и женского. Вот емкая символика тряпичной куклы.

Продолжение следует…