Можно ли ругать ребенка за стеснительность. Что делать, если ребенок очень стеснительный

Застенчивость – это и состояние психики, и черта характера, и соответствующее поведение. Застенчивый ребенок еще более стеснителен, чем взрослый застенчивый человек, так как помимо неуверенности в себе (наблюдающейся у всех застенчивых людей), у него еще недостает необходимых социальных навыков .

Застенчивый ребенок робок, боязлив, скован и неловок при общении и взаимодействии с другими людьми, он нерешительно, медленно и напряженно выполняет любые социальные действия.

Родители совершают немало ошибок по отношению к застенчивым деткам, но эти ошибки не только в поведении и словах, обращенных к малышу, а еще и в неверном отношении к его застенчивости.

Застенчивость нельзя рассматривать в отрыве от остальных черт формирующегося характера и, конечно же, врожденного темперамента ребенка. Застенчивыми часто бывают или , а также интроверты.

Нельзя говорить о том, что застенчивость – однозначно негативная черта. Она часто бывает признаком того, что у ребенка тонкая организация души, что он растет аккуратным, покладистым, чувствительным, рассудительным, вдумчивым и просто порядочным человеком.

Застенчивость – это не только боязливость и неуверенность в себе, это еще и скромность и сдержанность. Еще одна положительная черта, присущая большинству застенчивых детей – прекрасно развитые воображение, творческое мышление, фантазия.

Именно детки, которые не любят шумных компаний и стесняются их, никогда не скучают в одиночестве. Им интересно в своем мире, а так как их внутренний мир уже богат, они нередко бывают очень талантливыми. Из застенчивых детей вырастают талантливые деятели науки и искусства.

Но есть у застенчивости один большой минус , который способен перечеркнуть все плюсы. Застенчивый ребенок оказывается в изоляции, боясь проявить себя, он часто бездействует, остается безынициативным и пассивным, упускает возможности развития.

Тот же талант, который есть у чувствительного малыша, может так и не развиться, никем не замеченный и не оцененный только потому, что ребенок постеснялся его проявить на публике.

Ошибки родителей

Чтобы застенчивый малыш не превратился в стеснительного взрослого с множеством комплексов и низкой самооценкой, его родители должны предпринять ряд мер, прежде всего, по отношению к самим себе.

Частые ошибки родителей , приводящие к возникновению застенчивости у ребенка:

  • чрезмерная строгость, принципиальность и требовательность (особенно со стороны матери),
  • гиперопека, чрезмерная забота о ребенке,
  • условная любовь (грубо говоря, если ребенок хорошо себя ведет, ему говорят что он любимый, ему уделяют внимание, заботятся, если плохо – ничего этого нет),
  • завышенные требования и ожидания по отношению к ребенку,
  • постоянные сравнения с другими детьми не в лучшую сторону,
  • ранняя и болезная разлука с матерью (возможная психотравма).

Сначала малыш просто научается стесняться, а потом, со временем, становится застенчивым. Навык превращается в привычку, привычка – в черту характера.

Часто бывает, что когда у малыша уже развилась застенчивость, родители продолжают совершать все те же ошибки, лишь усугубляя положение.

  • давить на застенчивого ребенка, проявлять нетерпение, заставлять его делать то, что он не желает – «Ну! Давай! Ну, что ты! Смелее!»,
  • ругать и стыдить его за боязливость и нерешительность – «И что мне с тобой делать? Все дети как дети, а ты трус!»,
  • высмеивать малыша – «Посмотрите на него! Он опять стоит в сторонке и боится подойти к другим детям!»,
  • пытаться рационализировать – «Здесь нет ничего страшного! Чего тут бояться?!»

Нежные и ранимые малыши не выдерживают всего этого. Они еще больше замыкаются в себе, становятся еще стеснительнее!

Застенчивые детки привыкли думать и размышлять. А для этих действий нужно время! Отсюда первый совет родителям застенчивых малышей: дать ребенку время и возможность самому освоиться в обстановке, заставляющей его чувствовать себя неуверенно.

Нужно быть терпеливее! Лучше всего просто находиться рядом с малышом, показывая, что здесь безопасно, не подгоняя его и не критикуя.

Если, к примеру, другие дети играют в новую для малыша игру (у него отсутствует этот социальный навык), ребенок боится к ним присоединиться. Не нужно его толкать: «Иди! Играй!». Пусть малыш сначала понаблюдает, поймет правила игры и вскоре он сам, спокойно, без страха присоединиться к детям.

Секрет этого способа таится в постепенном осознании ребенком того, что у него есть выбор и он может его осуществить не только свободно, но и самостоятельно. Развитие самостоятельности влечет повышение уверенности ребенка в себе, которой ему как раз и недостает.

Второй совет – нарабатывать позитивный опыт общения, приобретать те самые недостающие социальные навыки. Иными словами, нужно учить ребенка общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Ребенок учится общаться, подражая, он социализируется и постепенно адаптируется к детскому коллективу, только если находится в нем.

Чтобы у застенчивого малыша навыки общения и социального взаимодействия формировались в позитивном ключе, родители должны создавать своими руками позитивную среду для общения. Следует почаще приглашать в гости других деток, бывать на детских мероприятиях, тщательно выбирать группу детского сада/класс.

Застенчивые дети боятся всего нового и новых коллективов в особенности, поэтому вводить ребенка в них нужно постепенно. Первое время не нужно оставлять ребенка одного среди других деток, но и затягивать с пребыванием рядом тоже не стоит.

Когда малыш освоится в компании, это будет заметно. Что и послужит сигналом что робость (по крайней мере, в этой ситуации, в данный момент) ребенку удалось преодолеть.

Развивать творческие способности ребенка – третий и основной совет . Это совет «три в одном».


Развивая творческие способности ребенка, можно:

  • воспитать в нем настоящий талант, тем самым открыв перед ним дорогу к возможной будущей профессии;
  • открыть для него наилучший способ выражать сложные, глубокие, волнующие его чувства и переживания (по сути, любое творчество всегда в некоторой степени и арт-терапия и способ донести свои мысли, чувства, воспоминания другим людям);
  • помочь утвердиться в среде сверстников за счет повышения самооценки, которая в свою очередь поддерживается успехами в творчестве.
  • не называть самим и не позволять другим людям называть ребенка застенчивым;
  • хвалить малыша за любые, даже незначительные проявления смелости, уверенности в себе и решительности;
  • мотивировать ребенка играть в шумные игры, бегать, прыгать, кричать, петь, то есть открыто выражать яркие эмоции (которых он стесняется);
  • при беседе с малышом с улыбкой смотреть ему в глаза и учить его устанавливать зрительный контакт с другими людьми;
  • рассказать о том, что такое общение и почему оно полезно;
  • играть в игры про общение, инсценировать процесс дружеского общения, ставить сценки из сказок;
  • делиться с малышом собственным опытом преодоления застенчивости или успешным опытом других людей (но без иронии и излишней требовательности: «Я смог, а ты что? Не сможешь?»);
  • учить малыша реагировать на агрессивных собеседников, рассказывать и показывать каким образом можно постоять за себя, если другой ребенок обижает;
  • учить малыша способам нравиться другим людям без слов (например, делиться своими конфетами и игрушками) и располагать собеседника словесно (говорить комплименты, подсказывать и так далее).

В случае, если собственными силами не получается преодолеть чрезмерную стеснительность ребенка, необходимо обратиться за помощью к детскому психологу.

О том, как справиться с проблемой стеснительности взрослому человеку, читайте в статье . Там Вы сможете найти и дополнительную информацию о том, как помочь застенчивому ребенку. Если с проблемой застенчивости столкнулся подросток, ему также будет полезно ознакомиться со статьей.

Как правило, излишняя застенчивость ребенка не доставляет им каких-либо хлопот, однако самого малыша она обрекает на одиночество и необъяснимые страхи. Часто родители о своих чадах слышат именно такие слова: «тихоня», «робкий», «малообщительный», «боится чужих», «запуганный какой-то».

К сожалению, как правило, родители не придают должного значения излишней стеснительности своего ребенка, наоборот, им кажется, что нет ничего плохого в том, что ребенок тихий и послушный. Однако психологи утверждают, что чересчур послушный малыш – это психологически «надломленный» ребенок.

Страдающий от застенчивости ребенок боится привлекать к себе лишнее внимание. Он постоянно переживает, что о нем могут плохо подумать, поэтому со стороны он может казаться образцом отличного поведения.

Однако патологическая застенчивость мешает малышу заводить знакомства, проявлять инициативу, находить друзей и приобретать необходимые социальные навыки. В результате ребенок может вырасти человеком с заниженной самооценкой, что негативно отобразится на его дальнейшей учебе, работе и личной жизни.

Стеснительному малышу необходима помощь, и чем раньше – тем лучше. Иначе, оглядываясь на прожитые годы, он будет постоянно сожалеть об упущенных возможностях.

В чем причина

Эксперты считают, что некоторые дети предрасположены к застенчивости изначально, другие развивают ее, оказываясь под влиянием определенных обстоятельств.

Причиной изначальной застенчивости может служить биологическая предрасположенность. То есть, некоторые дети гиперчувствительные от природы. Остальные малыши становятся излишне стеснительными, когда оказываются под влиянием регулярных стрессовых ситуаций.

Также бывает, что застенчивость и замыкание в себе развивается как следствие какого-то травматического события, которое, как правило, связано с публичным унижением малыша. Толчком для развития стеснительности также могут служить серьезные проблемы в семье, переход в новую школу, потеря друга или переезд на новое место жительства.

Кроме того, часто причиной стеснительности ребенка является негативное общение в семье. Если родители, либо другие близкие люди часто ругаются, неконструктивно критикуют ребенка (особенно при посторонних), стараются полностью контролировать его жизнь – это может существенно понизить самооценку малыша, что в результате приведет к его замкнутости и застенчивости.

Еще одной серьезной причиной «тихого» поведения ребенка является травля в школе или в саду. Если вашего малыша часто травмируют сверстники или учителя, защитная реакция психики – замкнутость в себе.

Как помочь застенчивому ребенку

1) В доверительной беседе расскажите малышу о собственной застенчивости, которую вы испытывали в детстве. Поведайте ему (в положительном ключе), как вы с ней справлялись, в каких ситуациях оказывались.

2) Старайтесь понять ребенка и проявляйте сочувствие к его проблемам. Это позволит малышу ощутить ваше принятие ситуации, а также поможет начать открытый диалог.

3) Поговорите со своим чадом о плюсах общения. Малышу будет легче справиться с излишней застенчивостью, если он поймет, для чего именно ему нужно ее преодолеть.

4) Ни в коем случае не навешивайте на него ярлыки. Общайтесь с ребенком, но не при каких обстоятельствах не называйте его «тихоней» или «застенчивым». Также не позволяйте и другим людям вести себя с вашим ребенком подобным образом.

5) Проиграйте ситуации, в которых боится оказаться ваш ребенок. Ролевые игры – идеальный способ помочь малышу преодолеть застенчивость.

6) Ставьте перед ним конкретные, но выполнимые цели, такие например, как задать учителю (воспитателю) вопрос, выступить перед детьми с докладом, присоединиться к игре со сверстниками.

7) Поощряйте малыша за общительность. Не стыдите его за застенчивое поведение или проявление робости.

Если же ничего из выше перечисленного не помогает и застенчивость малыша приобретает патологические формы – обратитесь к хорошему психологу!

Сергей Василенков для Женского журнала «Прелесть»

«Тихони», «робкие», «боятся чужих», «малообщительные», «запуганные какие-то» - такие слова часто слышат о своих чадах родители застенчивых детей. И хотя застенчивость не доставляет им больших хлопот, самого ребенка она часто обрекает на одиночество и сильные часто невыносимые страхи в обычных социальных ситуациях.

Часто застенчивость у детей взрослые видят в розовом свете. Такой ребенок послушен, не «хулиганит», не шумит, из-за него не вызывают родителей в школу. Страдающие от застенчивости дети не хотят привлекать к себе внимание, их постоянно беспокоит, что о них могут подумать, поэтому они могут казаться образцами хорошего поведения.

Однако одобрение взрослых не уменьшает страданий, которые приносит патологическая застенчивость. Она мешает ребенку находить друзей, а также тренироваться в общении с другими людьми. В результате застенчивые дети могут вырастать людьми с очень низкими и неадекватными социальными навыками, что может отразиться на учебе, карьере и семейной жизни. Для них характерна низкая самооценка, что может привести к отказу от необходимых жизненных рисков и развития своих способностей.

К счастью, у большинства людей застенчивость уменьшается с годами. Тем не менее, у многих остается чувство горечи из-за прежней робости, им кажется, что они что-то упустили в жизни. Поэтому застенчивым детям нужна помощь. И чем раньше ее окажут, тем лучше. Чтобы они потом не сожалели о «бесцельно прожитых годах».

Кто виноват?

Некоторые дети изначально предрасположены к застенчивости, у других она может развиться «на ровном месте» под влиянием определенных обстоятельств.

Я не понимал, что с Настей что-то не так, пока учительница не спросила, нет ли у нее проблем со слухом. Оказалось, что иногда девочка просто не отвечала на вопросы. Потом она единственная не прошла тест на чтение: хотя читала нормально, во время теста едва говорила.

Мы думали, ей просто нужно время, чтобы привыкнуть к школе. Настя никогда не шла играть после уроков, всегда оставалась дома, не заметно было, чтобы она общалась с другими детьми. Только когда она пошла в пятый класс, мы решили, что пора что-то делать.

Отец застенчивой девочки

Психологи указывают на следующие причины ее возникновения.

Биологическая предрасположенность . Некоторые дети от природы более чувствительны к критике и негативным ситуациям в общении. Обычно у таких детей один или оба родителя страдают от болезненной застенчивости или социофобии .

Стрессовые события в жизни . Часто застенчивость развивается вслед за травматичным событием, обычно связанным с публичным унижением ребенка. Также таким событием может быть переезд в другой город, переход в новую школу или же серьезные проблемы в семье, например, развод родителей.

Негативное общение в семье . Часто причина застенчивости ребенка в том, что родители критикуют его по поводу и без повода, стыдят (тем более при посторонних), стараются контролировать все аспекты его жизни. При этом постоянная критика не уравновешивается теплотой и похвалами. Также причиной может быть и отсутствие внимания родителей: когда ребенка в семье просто игнорируют, и все, что от него требуется - «вести себя тихо».

Травля в школе . Негативная, конкурентная атмосфера способствует застенчивости многих детей. Особенно если их выбирают для систематической травли другие дети. Часто ребенка травмируют учителя, когда публично унижают за неудачи, игнорируют или даже поощряют травлю со стороны одноклассников.

Что делать?

Есть много стратегий, которые могут помочь детям преодолеть застенчивость. Психологи обычно рекомендуют пробовать не одну, а сразу несколько, так как невозможно предсказать, что конкретно поможет тому или иному ребенку.

2. Проявите сочувствие к проблемам ребенка. Для того чтобы он начал контролировать свой страх в социальных ситуациях, важно проявить сочувствие. Можно сказать, что вы понимаете, что ему страшно куда-то идти или с кем-то разговаривать, что вы сами иногда чувствуете то же самое. Это позволит ребенку почувствовать принятие, и при этом начать открыто говорить о своих проблемах.

3. Обсудите с ребенком плюсы общения. Ему будет проще справиться с робостью, если он будет понимать, для чего конкретно ему это нужно. Например, поговорите с ребенком о том, что если он «будет сегодня храбрым» и заговорит с детьми на площадке, это может помочь ему найти новых друзей. Расскажите истории из собственной жизни о том, как преодоление застенчивости помогло вам чего-то добиться.

4. Не навешивайте ярлыки . Говорите с детьми о застенчивости, но никогда и не при каких обстоятельствах не называйте их самих «застенчивыми» или «тихонями». Не позволяйте и другим людям называть ребенка «тихим» и «застенчивым». Не объясняйте окружающим, что «она у нас боится чужих» - этим вы фактически говорите ребенку, как ему себя вести.

5. Проиграйте «страшные» ситуации . Ролевые игры – один из лучших способов помочь ребенку преодолеть застенчивость. С маленькими детьми легко можно использовать игрушки, скажем, проиграть вместе историю плюшевого зайца, который боялся заговорить с другими зверятами: пусть ребенок сам придумает, как его персонаж справится с этой проблемой. С детьми постарше можно распределить роли и потренироваться, например, отрепетировать ответ на уроке или собеседование.

6. Ставьте реалистичные цели . Для улучшения навыков общения психологи рекомендуют ставить перед застенчивым ребенком конкретные, но реальные цели. Такие как: выступить перед классом с докладом, присоединиться к игре других детей, задать учителю вопрос. Родители могут вести специальный календарь и отмечать звездочкой или смайликом каждый день, когда ребенок выполнил намеченную цель.

7. Награждайте ребенка за общительность . Никогда не стыдите ребенка за застенчивое поведение – эффект будет обратный. Но каждый раз, когда он ведет себя преодолевает робость, не скупитесь на похвалы и награды. Если вы с ребенком поставили конкретную цель по преодолению застенчивости – определите и награду, которую он получит в этом случае. Если ребенок сделал то, что раньше было для него очень сложным – отметьте это, купите его любимое лакомство или сходите куда-нибудь вместе.

Если же ничего не помогает, или избегание других людей приобретает явно патологический характер, то, возможно, необходимо обратиться к психологу. В этом случае нужен специалист с образованием в области детской психологии, и большим опытом работы и с детьми, и с семьями. Лучше всего, если данный психолог уже неоднократно работал с застенчивостью у детей. Многим детям можно помочь и без помощи специалиста, но в любом случае главное, чтобы родители и другие близкие были на стороне ребенка, уделяли ему время и поддерживали его.

Елизавета Морозова

Дома ваш малыш, кажется, никогда не замолкает и все свои действия сопровождает болтовней. Но стоит ему оказаться в новой обстановке, например, на площадке, где много незнакомых детей, – и он превращается в самого застенчивого ребенка в мире, прячется за ваши ноги и отказывается выходить.

Многие родители думают, что не так уж плохо иметь застенчивого ребенка. Небольшая стеснительность едва ли помешает ребенку, но в более выраженном варианте она отрицательно сказывается на его желании , сужает круг общения и даже может плохо влиять на успеваемость в начальной школе.

Бернардо Кардуччи, врач и автор книг о застенчивости, утверждает, что некоторые начинают употреблять алкоголь и наркотики, чтобы справиться со своей стеснительностью. Есть и еще одно пугающее последствие «нелеченой» скованности, – такие дети становятся легкой добычей хулиганов среди ровесников.

Как отличить обычную осторожность от болезненной замкнутости в раннем возрасте?

Как отличить здоровую застенчивость от нездоровой?

Застенчивость – это состояние психики, обусловленное неуверенностью в себе или отсутствием социальных навыков. Но в то же время робость является естественной ступенью развития: это метод адаптации к новым ситуациям.

В детстве каждый человек переживает две фазы боязни незнакомцев: первую – в полгода и вторую – от двух до четырех лет. Эти процессы связаны с узнаванием и дифференциацией себя, людей и остального мира.

Но бывают случаи, когда стеснительность становится проблемой. Такие дети, по словам врачей, имеют и другие поведенческие проблемы. И если за ними понаблюдать, то станут заметны и – частые соседи стеснительности.

Если вы заметили, что ваш ребенок проявляет признаки нездоровой застенчивости, то Я – Родитель рекомендует уделить этому некоторое время. Ниже мы приводим семь рекомендаций, как это сделать.

1. Подготовьте ребенка к разговору

Давайте рассмотрим ситуацию, в которой вы внезапно в магазине встречаете старого друга, который еще не знаком с вашим малышом. И в ответ на вопросы ребенок молчит и смотрит в пол.

Как в такой ситуации помочь ребенку? Прежде, чем их знакомить, поговорите с другом некоторое время. Пусть малыш увидит, что вам комфортно с этим человеком. Это успокоит его, и он будет готов заговорить. Но если ребенок отказывается, не настаивайте, уже после магазина спросите, почему ему было неуютно.

Потренируйте диалоги. Составьте вместе с ребенком список выражений, которые малыш сможет использовать в разговоре со сверстниками, воспитателями или учителями, вашими друзьями, членами семьи. Затем порепетируйте диалоги: меняйтесь ролями до тех пор, пока ребенок не почувствует уверенность и не станет самостоятельно и свободно с вами общаться.

Другая неловкая ситуация может случиться на игровой площадке. Вы приходите туда однажды и не видите ни одного знакомого лица. А ваш малыш стесняется завести дружбу с другими ребятами.

Что можете сделать в такой ситуации вы? Посоветуйте малышу помочь другим детям в их игре, например, предложить им свою игрушку. Также раскрепоститься могут помочь несколько комплиментов, сделанных вами в сторону ребят.

3. Заранее готовьте ребенка к шумным праздникам

Перед праздниками или другими шумными событиями в детском саду или дома расскажите ребенку, что будет происходить на празднике, кто приглашен, что будут делать.

Филипп Зимбардо, известный психолог, изучающий детскую застенчивость, в своей недавно вышедшей книге рекомендует родителям стеснительных малышей находить им друзей младшего возраста. Это помогает детям раскрепоститься, ведь общение с младшим по возрасту ребенком дает почувствовать лидерство и ответственность, что так необходимо робким детям. После этого ребенок уже более уверенно сможет контактировать со сверстниками.

4. Понаблюдайте за собой

Частая причина детской стеснительности кроется в поведении родителей: критике, публичном пристыживании, чрезмерном контроле каждого шага ребенка. Одновременно с этим такое поведение не уравновешивается проявлениями и похвалами.

Понаблюдайте за собой и подумайте, как вы можете изменить отношение к ребенку, чтобы помочь ему раскрепоститься.

5. Не давайте противоречивых команд

Когда малыш одновременно слышит «отстань», «куда пошел», «не лезь», «иди ко мне» и подобное, он не понимает, что ему нужно сделать, чтобы мама и папа были довольны, и замыкается в себе.

6. Не обсуждайте поведение ребенка с другими людьми

Не акцентируйте внимание на стеснительности ребенка. Не обсуждайте ребенка с родными и знакомыми в его присутствии. Проявляйте сочувствие к его проблемам, не игнорируйте его страхи.

7. Давайте ребенку «бытовые» задания

Обязательно помогайте малышу работать со стеснительностью, занимаясь повседневными делами: пусть он отвечает на телефонные звонки, сам себе заказывает еду в ресторане и расплачивается в магазине.

8. Учите ребенка благодарить

Учите малыша благодарить и говорить «пожалуйста» – это старый и проверенный способ обучения коммуникации.

Не стоит сильно волноваться: большинство детей переживает «застенчивый» период к семи годам, особенно, если они видят, как расслаблены в компании их родители. Убедитесь, что ваши дети видят в вас социально успешного человека, и старайтесь по возможности соответствовать этому примеру.

Александра Козлова

Очень часто родители испытывают достаточно серьёзное беспокойство по поводу застенчивости своего ребёнка. Незнание детской психологии и, вместе с тем, острое желание помочь своему чаду могут привести к суетливым неправильным решениям, которые принесут не пользу, а только лишь непоправимый вред.

Детские психологи полагают, что застенчивость может быть не столько наследственным качеством характера, сколько приобретённым. Многие психоаналитики считают, что застенчивым малыш может стать в результате глубокой психологической травмы, которая была приобретена в неудачных моментах общения.

Однако не все дети, выглядя стыдливыми и застенчивыми, являются таковыми. В некоторых случаях за внешними проявлениями скрываются совершенно другие причины, позволяющие дать такую характеристику ребёнку. Например, малообщительный малыш не нуждается в помощи окружающих и при этом чувствует себя весьма комфортно. Стремление быть лидером в детской компании при недостатке лидерских качеств может также вызвать отказ от общения. Некоторые дети (особенно те, которые избалованы повышенным вниманием со стороны взрослых в семье) слишком капризны, заносчивы и требуют повышенного внимания к себе. Желая показать свою власть над другими, чадо демонстрирует своё своеволие: «Не хочу – и не общаюсь! А как только захочу – тогда посмотрите!». Ну и, конечно же, проблемы речи (например, заикание) и интеллекта (малыш не может поддержать беседу, испытывает трудности при знакомстве), недостаточное внимание родителей к всестороннему развитию ребёнка могут вызывать трудности в общении.

Как же проявляется застенчивость в обыденной жизни?

Давайте, приведём некоторые примеры. Многие родители хорошо знают случаи, когда их ребёнок, выучив урок дома и отвечая его без запинки в домашней обстановке, вдруг приносит из школы единицу. Оказывается, выйдя к доске, он только краснеет и некоторое время безуспешно пытается из себя что-то извлечь. Одноклассники начинают подшучивать или нарочито вызывающе подсказывать, что ещё больше смущает ученика у доски. В результате учитель не находит ничего другого, как поставить плохую оценку.

Застенчивый ребёнок, как правило, не может постоять за себя, а потому чаще других подвержен насмешкам, издевательствам и придиркам не только со стороны одноклассников, но и детей во дворе. Будучи более способным, чем его одноклассники в рисовании, музыке, литературе, компьютерной технике и многих других сферах, из-за своей скованности он уступает более активным сверстникам. И вот результат: ребёнок отказывается идти в школу, знакомство с новыми детьми вызывает в нём страх и желание убежать или спрятаться, его иммунитет ослабляется и организм начинает страдать от различных заболеваний. Постоянными спутниками застенчивости становятся чрезмерная мнительность, замкнутость, неуверенность в своих способностях, словах, мыслях, робость, тревожность. Весь этот негативные набор со временем сказывается на общем психическом состоянии и развитии ребёнка. Если вовремя не принять меры, то заболевания в виде энуреза или ночных страхов, а также различных психосоматических заболеваний не заставят себя долго ждать.

Нельзя сказать, что застенчивость свойственна больше девочкам. Около 25% мальчиков страдают этим неприятным недугом на разных этапах своего развития. Однако у мальчиков в большей степени, чем у девочек застенчивость может вуалироваться вызывающим поведением, грубостью, хулиганскими действиями. Желая получить компенсацию своей внутренней скованности и несмелости, ощущая в этом свою некоторую ущербность, такие дети часто тянутся к компаниям, где сила, ненормативная лексика и развязное поведение становятся главным орудием в общении не только со сверстниками, но и взрослыми. В результате, в пубертатный период подростку сложно сойтись с людьми, найти верных друзей, познакомиться с понравившейся девушкой.

Если Вы замечаете у своего ребёнка признаки застенчивости, необходимо проконсультироваться с опытными психологами или психотерапевтами, которые научат его более свободному взаимодействию с окружающими.

Каким же способом можно распознать застенчивого малыша? Признаки застенчивости

Не только психологические (постоянное и безосновательное чувство вины, тревожность, смущение при общении, зависимость от чужого мнения, страх, неуверенность в своих силах), но и внешние признаки помогут вам в этом. К последним относятся: покраснение кожи на лице, потливость конечностей, учащённый пульс, нежелание смотреть в глаза, тихая речь, скованные движения, дрожь.

Неприятности, которые получает ребёнок от своей застенчивости трансформируются в неудачи и комплексы во взрослой жизни. Во что же может вылиться эта , если вовремя не принять меры и не обратиться к специалистам?

Последствия пассивности родителей в помощи ребёнку весьма плачевны. Можно выделить несколько основных:

  • контакты с людьми весьма ограничены;
  • общение с любым человеком кажется роскошью. В этом таится опасность получить стойкую психологическую зависимость и приверженность к общению только с одним человеком, назойливость и отверженность, нежелание переключиться на общение с другими;
  • неуверенность в своём мнении и неумение его выразить, что позволяет такому человеку принимать чуждое ему мнение;
  • самобичевание и постоянное чувство вины. Причиной любых неприятностей застенчивый человек назначает себя и свои действия, что заставляет его заниматься самокопанием и самоедством. В результате этого, вместо того, чтобы совершать поступки и необходимые действия, личность мучается и переживает;
  • отрицательные эмоции постоянно накапливаются, не имея полноценного выхода, и затем трансформируются в физические заболевания;
  • застенчивый человек не умеет должным образом преподнести себя, свои способности и умения, показать свою значимость. Либо делает это весьма абсурдными и неконструктивными методами. Вследствие чего он не сумеет реализоваться в жизни, добиться успеха и раскрыть свои таланты.

Таким образом, психологическая проблема ребёнка перерастает в проблему социальную. Сначала ребёнок испытывает страх при общении с незнакомыми людьми, боится не только учителей и директора, но даже одноклассников. Позже, став взрослым, усугубив свою застенчивость и не получив в нужное время помощи родителей и специалистов, он будет бояться начальства, представителей противоположного пола, не сможет стать благополучным в личной, семейной и профессиональной жизни. И вполне может статься так, что останется обречённым на одиночество.

Что нужно изменить в своём восприятии, чтобы это помогло малышу в преодолении застенчивости?

Народная мудрость разных стран имеет достаточно пословиц и выражений на тему отношения к себе. Японская пословица гласит: «Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут». Американский психолог Луиза Хей уверяет, что ребёнок будет относиться к себе точно так же, как к нему относятся его родители. Он начинает себя критиковать, сравнивать с другими, приписывать себе вину точно так же, как это делают родители по отношению к нему. Фактически, можно сказать, что сценарий жизни ребёнку пишут его родители с самого раннего возраста.

А вот и приоритеты, какие должны учитывать родители в написании жизненного сценария для своего ребёнка:

1. Развивать позитивное восприятие себя.

Ребёнок должен приниматься родителями таким, какой он есть, со всеми его позитивными и негативными качествами. Не нужно открыто критиковать и тем более сравнивать своего ребёнка с другими. Малыш должен знать, что он – индивидуальность, личность, и такого как он не существует больше на всём белом свете! А чтобы ребёнок имел чувство безопасности в общении с вами, запаситесь таким качеством, как эмпатия. То есть способностью к заинтересованному сочувствию в общении с ребёнком, сопереживанию и пониманию его проблем.

2. Формировать адекватную самооценку.

Известно, что отрицательное отношение к себе, неуважение, а порой и ненависть могут породить даже потерю смысла жизни. Наверное, во всём мире не найти родителя, который бы желал такого своему малышу.

Процесс формирования позитивной самооценки начинается с похвалы, но только за реальные достижения. Поэтому перед малышом нужно ставить такие цели, которые он способен реализовать успешно. Другими словами, нужно чаще создавать ситуации успеха и хвалить за самостоятельные решения. А вот критиковать нужно не самого ребёнка, а его поведение и действия. Например, вместо того, чтобы нервно воскликнуть: «Какой плохой мальчик!», необходимо изменить направление критики, сказав спокойно и строго: «Ты совершил очень некрасивый поступок! Попробуй это исправить».

Заинтересованные развитием адекватной самооценки у своего ребёнка родители никогда не позволят насмехаться над своим ребёнком, будут стараться устранить любые видимые недостатки (кривые зубы, проблемы кожи), которые могут вызвать чувство неполноценности.

3. Найти в личности ребёнка сильные стороны и помочь ему пользоваться своими достоинствами.

Чувство собственного достоинства позволяет найти возможность переключиться с недостатков на позитивные качества личности и научиться использовать это в конструктивном общении с людьми. Зная это, ребёнок никогда не позволит себе впасть в депрессию, потому как, признавая свои негативные качества он будет компенсировать это знанием о своих достоинствах.

Одна из главных целей родителей – воспитать независимую личность, а не вечного «удобного» ребёнка, поэтому нужно разрешать детям выражать своё несогласие с вами, отстаивать своё мнение. И кроме того, необходимо позволять иметь право на ошибку и учить её исправлять. То есть нести ответственность за свои поступки.

Не стоит контролировать каждое действие вашего малыша, ведь это может привести к неумению принимать решения, совершать выбор или самостоятельно налаживать отношения. Забудьте о том, что иногда хочется пристыдить сына или дочь (особенно в присутствии чужих людей), а также не будьте слишком озабочены реакцией окружающих на поведение своего малыша.

Ну и конечно же, самой лучше профилактикой застенчивости является пример родителей в активном общении с другими людьми. В семье должно быть достаточно много контактов со взрослыми и детьми, включающими общие праздники, спорт, совместные путешествия, походы на аттракционы, в кафе и другие мероприятия. Всё это покажет вашему ребёнку прежде всего ваше умение и удовольствие от приятного общения с людьми.

Любящие родители всегда будут стараться сделать всё возможное, чтобы их ребёнок избавился от болезненной застенчивости и таким способом откроют для него дорогу в успешное и счастливое будущее!