Клуб многодетных: Погодки – секреты воспитания. Воспитание детей-погодок: возможные трудности и явные преимущества

Как воспитывать детей в большой семье? Как вырастить их интересными и разносторонними личностями? И самое главное - как сделать их счастливыми? В новой рубрике «КЛУБ МНОГОДЕТНЫХ» на портале «Православие и мир» опытом делится психолог и многодетная мама Екатерина Бурмистрова. Пятое заседание посвящено теме воспитания погодков - детей с разницей в возрасте до 2 лет.

Екатерина Бурмистрова. Фото Юлии Маковейчук

Не секрет, что во многих семьях растут дети-погодки, т. е.дети с совсем небольшой разницей в возрасте. И когда возникает необходимость возить их на занятия, готовить их к школе, возникают определённые сложности.

Дети-погодки - это вообще особая ситуация развития. Надо сказать, что погодками считается разница не только в год, а от года до двух - они тоже растут как погодки.

Потребности таких детей близки, но не одинаковы. Для ребенка-дошкольника каждые несколько месяцев - это огромная ступень развития. А погодки находятся в такой ситуации, что как будто бы младшему почти возможно догнать старшего (с его точки зрения).

Очень часто ритм и развитие младшего ребенка обусловливается именно скоростью развития старшего: он все время тот, кто догоняет, и даже пытается перегнать. Когда старшему, а вскорости и младшему исполняется 3, начинается эра социализации, появляется возможность водить детей на занятия, и у родителей возникает вопрос: как же лучше устроить жизнь с погодками?

Мне кажется, что какой бы маленькой ни была разница, пока дети не выйдут из подросткового возраста, пока им не исполнится 16–17 лет, их не стоит объединять в занятиях. Я знаю ни одну семью, где мама из соображения удобства отдавала погодков в один класс.

Да, это экономит и силы и время, но если мы их отдаем куда-то вместе, мы их ставим в близнецовую ситуацию, и получается, что младшему нужно бежать не в своем темпе, потому что обычно близнецовая ситуация ориентируется не на уровень развития младшего ребенка, а на уровень развития старшего.

Желая объединить погодков, скорее, младшего отдадут на занятия пораньше, чем старшего попозже. И это приведет к тому, что у младшего ребенка возникнут к себе очень высокие требования. У второго из детей-погодков эти требования и так довольно высоки: он и так постоянно смотрит на старшего брата или сестру и старается быть как он. Если еще и родители, и ситуация на занятиях эту идею подкрепляют, младший может стать очень нервным и даже дойти до каких-то невротических проявлений.

Например, 3 и 4 года - колоссальная разница для тех, кто знает, что такое развитие детей. То, что у четырехлетки получается легко и быстро, у младшего получается гораздо медленнее и не так легко просто в силу особенностей созревания нервной системы. У четырехлетки уже дозрело, у трехлетки еще нет.

У четырехлетнего или пятилетнего ребенка уже миелинизированность в нервной системе большая и, соответственно, более быстрая реакция, более высокие результаты. У младшего ребенка в силу того, что еще мало миелина на нервных волокнах, реакции медленнее. И это развитие не в своем темпе накладывает серьезный отпечаток на всю жизнь, даже взрослую. Поэтому краткий ответ на вопрос: водить ли детей вместе на занятия - нет, не водить.

А дома, когда мама занимается с детьми, на кого ей стоит ориентироваться? Она выбирает книжку: выбирать книжку для старшего или для младшего, чтобы почитать сразу обоим?

В занятиях дома с детьми, когда нужно выбирать, какого уровня книжку читать, все-таки нужно выбирать две книжки. Даже год, а минимальная разница год и три, - это совсем не мало. Разные потребности: кому-то нужна «Курочка ряба» еще, а кому-то уже нужна «Красная шапочка» или «Золушка».

Мне кажется, что погодкам нужно выделять их собственный уникальный профиль: вот твой любимый цвет, вот то, во что ты любишь играть (если у одного медведи, то у другого, например, ежи).

Для погодков это особенно важно, потому что у них, как и у близнецов, может быть так называемый феномен слияния эго - что они плохо различают, где кто. Спросишь: «Кто это сделал?», - и они показывают перекрестно: «Это он», - «Нет, это он». И не потому, что они врут - они как будто слитное существо. Нужна спецификация: тебе идет клеточка, а тебе идет полосочка, ты любишь играть в рыцарей, а ты любишь играть в проволочных человечков.

Нужно не сливать их, а, наоборот, подчеркивать различия. Соответственно, если мы дадим себе немного труда, это совсем не сложно.

И важно также, чтобы младший не все донашивал за старшим, потому что это тоже приводит к слиянию. Требования разные, но при этом на младшего как-то особо «не заморачиваются»: все осталось от старшего, мы на него и наденем, ничего, что немножко выстиранное, что не очень идет (покупалось под другой цвет глаз), - ничего, сойдет.

Мне кажется, очень важно какие-то небольшие вещи понимать про каждого ребенка. Конечно же, основная одежда у вас останется. Но купите что-нибудь, что именно его, ему идет, его по стилю, подчеркнет его индивидуальность.

В плане занятий подумайте, что ему более интересно - что не было интересно вашему старшему. Тут нужно не на сходствах акцентировать внимание, а на различиях. Удивительный феномен, что чем больше мама и папа разрешают этих различий, тем мягче отношения между детьми.

Когда каждый из погодков лучше ощущает, кто он, у него становится меньше вражды, и он меньше воспринимает второго как соперника. Нет ситуации отражения: это моя тень, и я хочу от нее отклеиться. Этого все равно в отношениях погодков будет много: младший будет обезьянничать, а потом чуть позже старший будет переживать, что у младшего что-то получается лучше, и он за ним будет тянуться. Поэтому задача родителей - понять уникальность каждого и создать ему личную не только зону в доме, но и личную нишу успешности, развития.

Мне кажется, у погодков обязательно должны быть свои кроватки, и лучше, если они будут не выкатные (есть такие кровати для маленьких комнат, когда одна кровать выкатывается из-под другой ночью, а днем она закатывается). Получается как в камере.

Кровать - это зона, это место жизни, это территория обитания. Там сидят какие-то игрушки, мишки, там под подушкой можно спрятать всякие сокровища. Эта зона должна быть неприкосновенна. Это то, с чем ребенок себя ассоциирует.

Дети-дошкольники любят двухэтажные кровати. Но традиционно, пока младший еще малыш, верхний этаж достается старшему. Вот когда погодки подрастают, может быть, может иметь смыл периодически меняться, договариваться, что «до Деда Мороза ты спишь наверху (до конца декабря - до середины января), а после Деда Мороза, когда елку убираем, до лета спишь ты наверху». Но часто бывает, что одному комфортно внизу, а другому комфортно наверху. И наверху не всегда комфортно старшему. Надо подойти к этому гибко.

Очень важно, пытаясь заниматься дома с детьми, не давать им одинаковое задание, а пытаться учитывать возраст. Мама всегда ориентирована на старшего, мама заточена на потребности старшего. Если вы покупаете рабочие тетрадки, подумайте о том, что было бы интересно второму - не покупайте две одинаковые тетрадки. Есть очень простой ход, который поможет объяснить вашим погодкам, почему вы поступаете именно так. Нужно говорить: «Смотри, тебе сколько годиков (для ребенка количество лет - это магическое понятие, магическое число)?« - «Мне четыре», - «А на этой тетрадке написано: „Пять“. Это только тем, кому пять. Вот ему уже можно. Когда на следующий год тебе будет пять, мы пойдем и купим тебе точно такую же книжку».

Это не будет поводом потом для ревности. Аргументы, связанные с возрастом, ребенок воспринимает как данность. Они немножко чужаки в нашем мире, поэтому магию числа - возраст - они воспринимают с очень большим доверием и почтением.

Точно также, апеллируя к возрасту, стоит реагировать, когда младший сокрушается о своих не таких больших успехах. Например, он все-таки что-то нарисовал, или слепил, или построил - а старший построил лучше. Особенно четко эта разница видна у однополых погодков. Девочка и мальчик - всегда немножко разная сфера. А если обе девочки или оба мальчика, - конкуренция жестче, соответственно, младший попробовал, сделал, а это хуже.

Очень полезно с погодками говорить: «Тебе сейчас сколько лет? Пять? Давай посмотрим нашу папку, как рисовал наш старший Сенечка в пять лет. Видишь, как он рисовал? Но сейчас-то ему шесть с половиной. Что ты смотришь на то, как он рисует сейчас? Давай посмотрим на то, как он рисовал, когда ему было столько же, сколько тебе. И давай посмотрим, как рисуют дети твоего возраста».

Нужно ориентироваться на достижения сверстников. И, конечно, это даст перспективу роста, представления о том, что он может сделать, когда станет старше.

Но есть такое понятие - «возраст психологический». Иногда бывает, что психологический возраст отличается от календарного. Младший может оказаться более зрелым, чем старший.

Мне доводилось консультировать семьи, где младший погодок уже перерос старшего. Не в 3 или в 4 года, но в 6 или в 10 лет это вполне возможно. Он выглядит физически взрослее, физически крупнее; в подростковом возрасте у него могут даже раньше начаться процессы, связанные с созреванием. И тут уже ситуация травмирует старшего: маленькому удалось догнать и перегнать.

Если вы, родители, видите такую историю, нужно говорить вашему старшему о том, что мы все разные; рассказать детям о психологическом возрасте, апеллируя к тем примерам, которые есть в его опыте. Ведь среди нас, взрослых, тоже очень четко видны различия паспортного возраста и календарного: кто-то в 50 лет может выглядеть абсолютным дедушкой, а кто-то - вполне бодрым моложавым мужчиной. И с женщинами такая же картина.

Можно говорить о том, что есть то, сколько человеку лет, а есть то, как он себя чувствует и на сколько выглядит. Это бывает, и это не плохо. Это то же самое, что у него лучше физика, а у тебя лучше русский. Опять же - та же идея спецификации, та же идея подчеркивания различий между погодками с усилением личностных достоинств.

Как быть, если мы поняли, что у нас однополые погодки, и одно и то же занятие им было бы интересно? Нужно смотреть, какого возраста дети в группе, и выбирать этот вариант, только если наши дети находятся в возрастной серединке.

Педагоги инстинктивно любят сравнивать братьев и сестер, а это - огромный повод для развития ревности. Очень неполезно сравнивать братьев и сестер по достижениям. Очень неполезно говорить: «Ну что ж ты, Юля! У тебя вон Маша как легко научилась!».

Тем самым мы просто испортим их отношения. Дети несопоставимы - это как разные планеты, как разные народы. Они родились в одной семье, они очень тесно связаны, но они абсолютно разные. И они не могут быть одинаковые. Даже однояйцевых близнецов нельзя сравнивать, людей вообще нельзя сравнивать.

Идея сравнения людей между собой порождает очень большую вражду, в особенности при маленькой разнице между детьми. Поэтому, даже отдавая в разные группы, но к одному и тому же педагогу, стоит внимательно проконтролировать, а не станет ли он их сравнивать, и, по возможности, предупредить, если с педагогом есть контакт, если педагог вменяем, если у него есть силы, чтобы с родителями общаться.

И если кто-то где то: педагоги, или бабушки, или друзья и подруги, или кто-то на улице, - сравнили детей, нужно обязательно это взять в рамку, сказать: «Знаешь, а мне вообще не нравится идея сравнения. Вы же не скаковые лошади, и вы родились не для того, чтобы соревноваться. Вы родились для того чтобы дополнять друг друга». Тогда отношения будут более мягкими, и ревности будет меньше.

Что значит дети погодки? Многих ли родителей интересует этот вопрос? Конечно, если разница между детьми большая, то интереса к этому вопросу нет. А если мамочка снова беременна спустя буквально через полгода после предыдущих родов? Это ж не успеет она отойти от бессонных ночей, коликов и бесконечного кормления грудью, как уже подоспеет вторая смена! А грудь-то занята! Многие продолжают кормить и после года.

Что же делать? Как быть семьям, которым «повезло», и у них растут дети погодки? Какие трудности испытывают как родители, так и их дети? А может быть, таким семьям действительно повезло, без кавычек, и от такого положения вещей больше плюсов, чем минусов? Давайте разбираться, а вдруг и пригодится!

Что значит дети погодки

Итак, что значит дети погодки? Может это дети, появившиеся на свет в одних родах, т.е. двойни, тройни и так далее (всякое же бывает)? Или дети, которые родились друг за другом по годам, т.е. в этом году появилась на свет одна лялька, а в следующем – другая? А может быть погодки или даже погодка, т.е. второй ребенок – это малыш, который был зачат еще до того момента как первому карапузу стукнет год? Да, вариантов много!

Давайте обратимся к «умным источникам» и посмотрим там описание значения слова «погодки».

1. По Ожегову погодком считается человек, который появился на свет на год раньше или позже другого.

2. Словарь Ушакова трактует погодку как человека, который увидел свет на год позже другого.

3. По словарю Ефремовой погодка – это тот, кто годом старше другого.

Вывод можно сделать один: дети погодки – это дети, временная разница между рождением которых составляет один год. Хотя, распространенным является и мнение, при котором считается, что с разницей до двух лет детей тоже можно считать погодками, равно, как и с разницей до одного года. Такое тоже случается, если, например, второй карапуз родился раньше срока, либо мамочке удалось забеременеть во второй раз, когда первой ляльке не исполнилось еще и трех месяцев.

Мы же будем отталкиваться от средней величины и возьмем за основу, что дети погодки – это дети с временной разницей в один год. Итак, представьте, первому малышу исполнился год и в качестве подарка на день рождение он получает пищащий комочек.

Причем родители крутятся целыми днями вокруг этого комочка, который только и делает, что плачет, ест и пачкает пеленки. Как реагировать: радоваться новому члену семьи, злиться от недостатка внимания или пытаться перетянуть это внимание на себя?

А каково маме? Если второй малыш «висит» на груди, а первый в это время опрокинул себе на голову горшок со всем содержимым? Или первому ребятенку хочется почитать книжку, в то время как второй в очередной раз описался и его нужно поменять. Наверняка она в свое время задумывалась, когда узнала, что у нее будут дети погодки, рожать или нет. Давайте остановимся на этом аспекте поподробнее.

Дети погодки: рожать или нет

Очень редко когда родители сами планируют рождение второго малыша через год после первого. Организм мамочки еще не восстановился. Первый ребятенок еще требует достаточно внимания. Да и ухаживать за ним маме, будучи беременной, будет тяжело. А если еще и беременность будет тяжелой: на руки первого малыша брать нельзя, а попробуй, объясни ему почему. А если вдруг придется ложиться в больницу на сохранение: разорваться женщине будет ой как тяжело!

Поэтому когда женщина вдруг узнает, что она снова беременна и у нее будут дети погодки, рожать или нет – это вопрос встанет ребром. А задуматься действительно есть над чем.

Физический износ организма

Выносить нового человека – это не насморк вылечить! Организм женщины еще не восстановился после предыдущих родов, тем более, если она продолжает кормление грудью. А тут новое испытание! Велика вероятность истощения организма, иммунной системы и даже нервного истощения женщины. В связи с этим, вторая беременность может проходить не так гладко, как первая.

Особое внимание необходимо уделить вопросу, рожать ли второго карапуза, если первая беременность закончилась кесаревым сечением. Обычно, чтобы зажил шов на матке до следующей беременности необходимо выждать года два-три и только потом после полного обследования организма планировать новую беременность.

Но если вдруг возникла такая ситуация, что женщина забеременела «нежданно-негаданно», необходимо взвесить все за и против и обратиться к высококвалифицированному специалисту. Скорая беременность после кесарева сечения может быть опасной как для мамочки, так и для малыша.

Более подробную информацию о том, что такое кесарево сечение и в каких случаях оно делается, можно узнать из статьи . Еще один важный момент – это кормление грудью первого малыша. Конечно, отлучать от груди его ни в коем случае не надо, но организму женщины придется не сладко. Теперь питательные вещества будут расходоваться как для первого, так и для второго ребятенка. Так, извините, можно без зубов и волос остаться! Да уж, дети погодки могут дорого обойтись вашему организму!

Благоприятна ли атмосфера для беременности?

Беременной женщине необходимо соблюдать множество условий, необходимых для нормального течения беременности. Если соблюдение режима правильного питания и прогулок на свежем воздухе возможно при наличии первой ляльки. То режим сна и отдыха соблюсти вряд ли будет возможным.

Ночной сон у малыша еще не до конца не сформирован. Он может проснуться пару раз за ночь, чтобы покушать или просто ощутить тепло мамы. Хорошо если малыш спит днем – в это время женщина тоже может отдохнуть. Но скажите честно, вы будете это делать? Что делают многие молодые мамочки во время дневного сна своего карапуза? Они пытаются за один-два часа переделать все домашние дела – вот и весь отдых!

В течение дня маме тоже не продохнуть: первый малец требует постоянного внимания. А если он еще не умеет ходить или только-только начинает это делать? Тяжести ведь беременной носить нельзя: нужно задуматься и о решении этого вопроса.

Моральный аспект

Узнав о том, что женщине уготованы дети погодки, она может постоянными размышлениями и угрызениями совести довести себя до нервного срыва и депрессии. Не может уделять должного внимания первому малышу, как во время беременности вторым крохой, так и, в большей степени, после его рождения? Вот и почва для переживаний!

А если вдруг придется ложиться в стационар на сохранение? Вот уж дилемма так дилемма! Не ложиться и остаться с первым малышом – есть риск потерять второго. Ложиться – как быть с первым? Это хорошо, если есть кому о нем позаботиться. Но в любом случае мамину грудь никто заменить не сможет!

Конечно, дети погодки трудности могут доставить не малые. Продолжим разговор в следующем параграфе.

Итак, какие же трудности ждут родителей при воспитании деток погодочек? В первую очередь возникают вопросы по поводу режима дня обоих детей: как совместить их кормление, купание, сон и то прочее.

Богатая - бедная мамочка

1. Кормление

Старайтесь кормить обоих детей в одно и то же время. Старшего можно посадить за стул, а младшего держать на коленях. Старший уже сам может кушать пюре, младшему давайте это же пюре, размельченное в блендере. Немного труднее будет, если старший еще не может самостоятельно сидеть или кушать.

Что касается грудного вскармливания: сначала накормите младшего, а потом старшего. Вполне возможно, что младшенький к этому времени уже уснет, а старшего сон сморит непосредственно на груди.

2. Купание

Купать тоже можно вместе. В одну ванну малыши без проблем влезут, только не забудьте контролировать процесс купания. К сожалению, совместное купание можно будет практиковать только месяцев через 7-8 после рождения второго карапуза. До этого времени ему придется выделять отдельную ванночку.

Если есть возможность второму взрослому проконтролировать купание старшего чада, то дети погодки могут купаться одновременно. В противном случае старшему ребятенку придется подождать и понаблюдать за «плаванием» младшего.

3. Сон

Здесь могут быть определенные сложности. Младшей крохе необходимо спать несколько раз в день, а старшему достаточно дневного и ночного сна. Как же выйти из ситуации в этом случае? Утренний и вечерний сон малыша можно совместить с прогулкой. Замечено, что на прогулке, да еще и в коляске дети спят лучше. Старший карапуз может в это время поиграть недалеко от мамы.

Если по каким-то причинам прогулка невозможна, при наличии балкона можно уложить кроху там, второй ребенок может это время провести за играми или рассматриванием картинок.

После обеда на дневной сон старайтесь укладывать обоих детей спать вместе, равно как и на ночь. Хорошо, если старшенький уже самостоятельно спит в своей кроватке. В противном случае придется обоих ребятишек брать с собой в кровать. Только укладывайте их так, чтобы они не мешали друг другу. И не забудьте после того, как дети уснут, переложить их в свои кроватки.

Как обеспечить хороший сон для детей, расскажут статьи и .

4. Посещение государственных учреждений

Как ни крути, а посещать различного рода госучреждения мамочке придется. Одну только детскую поликлинику необходимо посещать раз в месяц до достижения ребенком года. Хорошо, если есть кому посидеть на это время со вторым карапузом. Но, зачастую, для мамочки это непозволительная роскошь. Что же делать?

Во-первых, решите вопрос с коляской. Сейчас в продаже имеется множество разновидностей колясок, в которых дети погодки будут чувствовать себя комфортно.

Во-вторых, процесс одевания. Одевайте детей одновременно и постепенно. Сначала нижнюю одежду на обоих, потом верхнюю. И не забудьте одеться сами, желательно до того, как будете надевать верхнюю одежду детям.

В кабинет придется заходить с обоими детьми. Возьмите старшему чаду игрушки, чтобы он мог спокойно посидеть, пока младшего будет осматривать доктор.

Что касается магазинов – старайтесь крупные покупки оставлять на выходные дни, когда подоспеет помощь от мужа или других родственников. С двумя детьми одной по магазинам лучше не ходить: возможные детские истерики не дадут вам купить все необходимое, да и проблематично кататься по супермаркету с коляской и тележкой.

5. Домашние дела

Конечно, с двумя маленькими детьми тяжело выделить время на готовку, уборку и прочее. Без помощников тут не обойтись. Но можно найти выход и здесь. Уборку и глажку отложите на выходные дни: во время прогулки папы с детьми можно все это сделать. Со стиркой проблем быть не должно: машинка сама все сделает. А с готовкой проблема решится приобретением специальной кухонной техники. Например, та же мультиварка является отличным помощником на кухне для молодой мамочки.

Это что касается трудностей для мамы в воспитании погодочек. А могут ли испытывать сами дети погодки трудности в общении между собой? Давайте посмотрим!

Общение с погодками

К основным проблемам, с которыми могут столкнуться дети погодки в общении между собой и родителями можно отнести: ревность, недопонимание, ущемление интересов – это что касается взаимосвязи «мама-ребенок». Взаимное соперничество, агрессия, отбирание игрушек – при взаимодействии детей между собой.

Хотя доказано, что ревность между детьми погодками по отношению к родителям проявляется в гораздо меньшей степени, чем, если бы разница между детьми была больше. Публикация поможет вам избежать проблемы взаимоотношения между детьми с этой стороны.

Воспитываем погодок без проблем.

1. Не сравнивайте ребятишек между собой.

Это дети разного возраста с разным уровнем развития. Занимайтесь с ними в соответствии с их возрастом. Если в процессе занятий вы будете ровнять детей «под одну гребенку» у младшего может быть занижена самооценка. Или наоборот старший будет отставать в развитии. Позвольте детям делать то, что нравится им, а не то, что хотите вы. Это две отдельные личности, со своим темпераментом и интересами, которые могут не совпадать.

2. Старайтесь взаимодействовать со старшим ребенком в таком же режиме, как и до рождения нового члена семьи.

Ни в коем случае не отменяйте старых ритуалов: если на ночь была сказка, значит, она должна остаться. Привлекайте карапуза к заботе о младшеньком: пусть помогает, играет с ним. Пусть учится ответственности. С другой стороны, пусть учится и самостоятельности: учите его самостоятельно кушать, садиться на горшок, одеваться.

3. Совместное времяпровождение.

Старайтесь, чтобы дети погодки больше взаимодействовали друг с другом, играли в одни игры, читали одни книжки: старший может почитать младшему. Развивайте в них чувство партнерства. Давайте им больше самостоятельности: не делайте за них то, что они могут сделать сами. Старший может сам помочь младшему.

4. Избегайте конкуренции

Не отдавайте детей в одну группу или класс. Младший может идти по стопам старшего, но никак не наравне с ним. Внимательно следите за их интересами и только в соответствии с ними отдавайте детей в кружки секции. Если одному ребенку нравится бассейн, то не значит, что второму он тоже будет по душе.

Следите за их кругом общения. Если одному карапузу комфортно общаться с одними детьми, то это не значит, что второму будет также с ними легко. У него может совершенно другой круг общения. Развивайте в детях не конкуренцию, а поддержку друг друга. Пусть ходят к друг другу, например, на соревнования или секции.

Дети погодки плюсы и минусы: 3 против 2

Итак, с возможными трудностями и путями их решения определились. Теперь узнаем, какие же приносят дети погодки плюсы и минусы. Ведь согласитесь, что в таком положении вещей есть как положительные, так и отрицательные стороны. Начнем, пожалуй, с положительных моментов.

Дети погодки: плюсы

1. Экономия должна быть экономной

Одежду и обувь младший ребенок вполне может донашивать за старшим. А если дети еще и одного пола, то вообще красота! Одними и теми же игрушками дети погодки могут играть вместе. По наследству младшенькому перейдут и более «серьезные» вещи, например, автомобильное кресло-люлька, манеж или мобиль в кроватку. А материнский капитал станет существенным подспорьем в улучшении жилищных условий семьи.

2. Снова мама

Во-первых, маме легче в том плане, что навыки ухода за новорожденным еще свежи. К тому же многим бывает тяжело возвращаться к бессонным ночам и детскому плачу после того, как они уже привыкли к подросшему ребенку.

Во-вторых, положительным является и непрерывное кормление грудью. Да и фигуру женщина может привести в порядок сразу после двух родов, а не терять ее снова после восстановления при первых родах.

В-третьих, когда обе ляльки подрастут, они смогут развлекать себя самостоятельно и играть между собой. У мамы появится свободное время.

И в – четвертых, это мамина карьера: отсидела женщина один раз в декрете, и с новыми силами на работу. Многие не решаются на второго ребенка именно из-за рабочего вопроса: только они втянулись в рабочий процесс после первого декрета, как на подходе второй. А если на горизонте маячит повышение?

3. Детки-конфетки

Дети погодки положительно влияют друг на друга. Младший стремится к успехам старшего, а у старшего появляется чувство ответственности за младшим.

Дети погодки менее эгоистичны и жадны, они дружны между собой и более коммуникабельны. У них много общего: от интересов до друзей. Они всегда защищают друг друга.

При воспитании детей погодок нет сложности в выборе садика, школы и кружков: куда один - туда и второй. Только не забывайте об индивидуальности каждого малыша и отдавайте на те занятия, которые интересны именно ему, а не на которые ходит его брат или сестра.

Дети погодки: минусы

1. Супер-мама

Основные минусы для мамы, которые связаны с рождением деток погодочек были рассмотрены в предыдущих главах. Сюда относится и ее здоровье, как физическое и моральное. И сложности, связанные с уходом за двумя детьми: кормление, купание, поход «в люди» и прочее. Да и режим дня у супер-мамы теперь будет ненормированным.

2. Я и ты, ты и я

Приготовьтесь, что с рождением детей погодок у вас дома всегда будет шумно. Постоянное соперничество между собой и за внимание родителей, ссоры, истерики, драки – все это будет. Абсолютно спокойных детей не бывает: им нужно все потрогать, попробовать, причем все, что взял первый обязательно нужно сию минуту и второму.

Хотя дети и погодки, но они разные, с разными взглядами на ситуацию и характером. А если они к тому же не умеют сдерживать свои эмоции? Все, пиши – пропало! В статье «Капризный ребенок и вы не знаете что делать? Мы научим, как справится с проблемой прихотей в любом возрасте»() можно найти множество советов о том, как справиться с капризами детей.

Да уж, действительно дети погодки плюсы и минусы несут немалые. Но согласитесь, что плюсов все-таки больше.

Делаем выводы

Ну что же можно сказать: воспитывать детей погодок очень сложно. Придется собрать все свои силы, чтобы морально и физически вынести тайфун под названием «дети погодки». Но, только подумайте, что будет через несколько лет: вы сможете спокойно выйти на работу, а ваши дети будут вас радовать своими успехами. Им будет весело вдвоем, а вы сможете спокойно заниматься своими делами и с улыбкой вспоминать, через какие трудности вам всем пришлось пройти.

Автор публикации: Эдуард Белоусов

Многим может показаться, что если у детей небольшая разница в возрасте, то это облегчает жизнь родителям. На самом деле все не так просто. Растить детей-погодок - довольно сложный процесс.

Представьте годовалого малыша, который ощущал на себе в полной мере мамину любовь, и вдруг его мир полностью меняется. Место у маминой груди занято другим. Если ребенку постарше уже можно что-то объяснить, то, как быть с таким крохой?

Между детьми-погодками чаще всего возникает соперничество, и справиться с ним бывает очень сложно.

Но если малышей правильно воспитывать, то они станут настоящими друзьями.

Режим дня детей-погодок

Чтобы справиться с двумя малышами, нужно грамотно организовать свой день. Погодки – это не близнецы, и желания и потребности у них будут совершенно разными.

Еще до рождения второго малыша приучите первенца к строгому распорядку. Вы должны точно знать, когда дети кушают, когда ложатся спать.

Не отказывайтесь от помощи родственников, это поможет вам освободить хоть какую-то часть времени.

Когда вы кормите малыша, пусть старший тоже побудет с вами. Пусть смотрит, как ест малыш. Вы можете разговаривать с ним или играть в простые игры, можно почитать книжку. Старший ребенок отчаянно ревнует «новичка» к маме. Воспитание таких детей – это постоянная борьба с этой ревностью.

Погодки – две личности

Обязательно нужно учитывать, что ваши дети – это две разные личности со своими характерами и вкусами. Продумайте, чтобы у каждого ребенка был свой маленький уголок, где бы он мог уединиться. У каждого ребенка должны быть свои игрушки, и дети должны четко это понимать. Брать игрушки брата или сестры нельзя без разрешения хозяина. С ними можно играть, но их нельзя ломать.

Воспитание детей погодок

Заниматься можно с двумя детьми сразу. Одну часть занятия делайте попроще, чтобы младший мог проявить себя, а вторую часть – посложнее - для старшего. Младший будет тянуться за старшим.

Играя с детьми, старайтесь придумывать игры, где дети должны будут сотрудничать друг с другом, чтобы победы они могли добиться только сообща. Такие игры помогут объединить и сблизить «соперников».

И опять-таки учитывайте разные вкусы детей. Если один из них увлекается музыкой, то совсем не обязательно водить в музыкальную школу и второго ребенка. Запомните, что это воспитание двух личностей, двух разных детей, хоть и с очень маленькой разницей в возрасте.

Дети-погодки - сплошные плюсы

Дети-погодки очень часто бывают близкими друзьями. Они вместе играют, ходят в один детский сад и почти одновременно идут в школу. Это облегчает им адаптацию в новой среде.

Чтобы дети быстро подружились и полюбили друг друга, не нужно препятствовать их общению. Очень часто родители делают это из страха, что старший может неловким движением навредить малышу. Но под присмотром взрослых такое общение будет безопасным и очень полезным для обоих детей. А если старший ребенок будет помогать Вам заботится о младшем, подавать бутылочку, качать коляску или кроватку, привязанность появится намного раньше.

Конечно, первый год после рождения второго ребенка будет нелегким периодом. В это время процессы развития у детей будут очень разными. Старший начинает активно познавать мир, каждый день открывая для себя что-то новое. А младший пока не может составить ему в этом компанию.

Кроме того, первенец еще помнит, что ему еще совсем недавно безраздельно принадлежало все Ваше внимание. И появление нового ребенка на руках у мамы вызывает ревность и обиду. Но со временем эти проблемы разрешатся сами собой.

Старший ребенок забывает, что когда-то был единственным. Ему становится интересно играть с подросшим малышом, учить его ходить, говорить, играть одними игрушками. И младший очень быстро всему учится.

Когда погодки подрастают, маленькая разница в возрасте, из-за которой возникло столько проблем в первое время, становится очень удобной и для детей, и для родителей. Дети будут иметь общие интересы и занятия.

Старший забудет то время, когда он был единственным ребенком, и будет помнить, как он рос вместе с младшим, поэтому ревности и соперничества между детьми будет меньше. Они будут расти менее эгоистичными, привыкнут всем делиться и заботиться друг о друге. Им будет легче делить одну комнату.

Денежные затраты на вещи для второго ребенка будут минимальными, ведь после старшего они еще не успеют выйти из моды. Погодок можно отдать в школу одновременно. Они могут учиться в одном классе, вместе расти и взрослеть. В переходном возрасте им будет легче вдвоем справляться с возникающими возрастными проблемами. Они будут доверять друг другу свои секреты.

Видео-материалы по теме статьи

Как организовать прогулку с погодками:

Сложности и как их преодолеть:

Первый год жизни погодок:

Воспитание погодок – неплохая возможность познать себя, оценить собственное терпение, смекалку, выносливость, наличие творческих способностей, умение быстро мыслить, действовать и убеждать.

Годовалый малыш почти такой же неразумный и беспомощный, как его младший братик или сестрёнка. Он ещё толком не умеет самостоятельно кушать, засыпать, садиться на горшок и играть, а ещё он точно так же постоянно хочет к маме. А та, с двумя малышами на руках, должна успевать всех помыть, одеть, приготовить кушать, накормить, погулять, уложить спать, вымыть пол, постирать и не забыть о себе.

Что же поможет отважной маме малышей-погодок?

  • Домашняя автоматика. Посудомойка, плита и духовка с таймером, мультиварка, стиральная машинка с функцией сушки (или приходящая уборщица). Желательно обзавестись и научиться пользоваться этими помощниками ещё до рождения малышей, чтобы понимать все их возможности и попрактиковаться. Ежедневно приготовляемые детские блюда в первые 2–3 года не отличаются большим разнообразием, здесь есть только одно правило – блюдо должно быть свежим. С возможностью установки таймера любая готовка не отнимет больше 10 минут (нарезать продукты, забросить в кастрюлю и забыть). Автоматическая сушка позволит не только сэкономить время, но и не загромождать квартиру мокрыми детскими вещичками, а так же обойтись меньшим числом комплектов одежды.
  • Чётко соблюдаемый режим и правила сэкономят время и нервы. Конечно, первые полтора–два года распорядок дня у деток-погодок будет разный, но, понимая их потребности в сне и приёме пищи, проще по возможности совмещать их графики.
  • Совместный сон с грудничком сбережёт силы и позволит полноценно выспаться всем членам семьи. Отучить малыша от кровати родителей в будущем гораздо проще, чем просыпаться каждые два часа в течение ночи для кормления крохи на протяжении 1–2 лет.
  • Слинг-шарф – незаменимый помощник в деле воспитания детей погодок. Эту чудо-вещицу можно использовать с самого рождения. А расставаться с ней не захочется до критически высокой массы ребёнка (6–7 месяцев). В нём можно гулять, кормить грудью, укладывать спать, посещать общественные места. Слинг освобождает руки, даёт возможность заниматься любыми делами, в то время как малыш всегда находится под присмотром мамы, ему тепло, уютно и спокойно. Уснувшего грудничка всегда легко переложить в кроватку – всего лишь перекинув петлю шарфа через голову. Такое перемещение менее заметно для него, чем из положения на руках у мамы. Но важно предварительно хорошо изучить инструкцию по использованию слинга.
  • Не отказываться от помощи друзей и родственников. Всё высвободившееся время лучше посвятить старшему ребёнку или отдыху. И не надо стесняться, боясь осложнить чью-то жизнь своими просьбами. Надо давать возможность другим людям помогать себе в трудные минуты.
  • Развивающие занятия можно совмещать с прогулкой. Ведь основная часть времени в течение дня уходит на домашние дела, в результате на игры и общение почти ничего не остаётся. Можно взять на улицу пластилин, катать из него шарики и мастерить зверей или человечков из природных материалов. Зимой можно раскрашивать красками снег или берёзы. При помощи ведёрочек разного размера и формы очень весело мастерить высокие замки из песка. Мелки на асфальте помогут изучить цвета, формы, размер, зверей, фрукты, овощи, а также сотворят островки, прыгая по которым можно добраться до волшебного приза. Раскачивая малыша на качелях, можно рисовать перед ним на асфальте сказку.
  • Всё время разговаривать с детьми-погодками и обучать их. Даже не умея разговаривать, дети чудесным образом сохраняют всю услышанную информацию и реализуют её в последствии. Нужно учить быть щедрым, отзывчивым, добрым, демонстрируя это своим примером. Погодкам особенно сложно сдерживать природную жадность и ревность, ведь поблизости всегда есть конкурент, посягающий на любимые игрушки.
  • Не ожидать моментальной реакции и понимания со стороны малышей-погодок. Лучше подстраиваться под них, чем злиться на их непослушание. Дети постоянно экспериментируют, они живут в игре, им сложно сконцентрироваться и, например, вести себя тише, когда мама укладывает спать младшего брата или сестру. Проще маме удалиться в соседнюю комнату, предварительно объяснив ребёнку цель своего ухода.
  • Научиться "остывать". Усталость и однообразие нескольких лет работы с детьми рано или поздно выражается во вспышках гнева, особенно когда малыши кричат и совершенно отказываются слушаться. Важно заранее понимать проблему и переключать свой негативный настрой в другое русло: спеть весёлую песню или заговорить о чём-то неожиданном.
  • Останавливаться и чувствовать момент. Строгий график или поход в детский сад иногда могут и подождать, если именно сейчас очень хочется почитать книжку, рассмотреть жука, поскакать на кровати или пошуршать осенними листьями.

Детство бывает один раз в жизни и мамина задача – создать о нём наилучшие воспоминания.