Классный час в начальной школе на тему: Зима. Внеклассное мероприятие "здравствуй, зимушка - зима" план-конспект на тему Сценарий внеклассного зимнего мероприятия в начальной школе

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Праздник проводится на классном часе.
Родительский комитет помогает организовать призы и подарки, готовит костюмы и украшение класса.

Цель: расширить представления детей о зимних явлениях и праздниках.

Задачи:

  • Учить работать в команде.
  • Развивать мышление, речь и умение выступать перед зрителями.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Форма проведения: праздник с коллективными соревнованиями, сценками, играми.

Ход праздника

Вступительное слово

(Звучит мелодия «В лесу родилась елочка». Дети исполняют песню.)

  • Выходят учащиеся и читают стихотворения о зиме.
  1. Вот север, тучи нагоняя,
    Дохнул, завыл, и вот сама
    Пришла волшебница-зима!
  2. Идет она дорогами,
    Крадется, как лиса,
    Покрыла все сугробами,
    Заснежила леса.
  3. Деревьям всем в лесочке
    Зима дала платочки
    И в шубки их одела -
    Сама повеселела!
  4. Зима красивой маскою
    Заходит к нам в дома.
    Веселой, доброй сказкою
    Нам кажется зима.
  5. Внимание! Внимание!
    Сейчас прибудет к нам сама
    Царица праздника – Зима!

Входит зима и её братья, зимние месяцы.

Вы меня на праздник звали?
Вот и я сама,
С вьюгой, снегом, холодами –
Русская зима!
Я покрыла поле снегом,
Снег на ветки лег,
Пруд и речку заковала
Я под крепкий лед.
Вы меня не испугались?
К печке теплой не прижались?
Не пожаловались маме?
Можно жить мне будет с вами?

УЧИТЕЛЬ: Здравствуй, зимушка! Очень рады видеть тебя у нас в гостях! Я знаю, что пришла ты не одна. А кто тебя сопровождает, дети попробуют отгадать. Какой месяц зиму начинает, а год кончает? В народе о нем говорят, что он хвостик года (декабрь ). Молодцы, встречайте Декабрь.

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.

УЧИТЕЛЬ: У декабря есть еще один братец. О нем в народе говорят – носик года или сечень, т.е. рассекает зиму пополам. Какой месяц году – начало, а зиме – середина? (Январь )

В январе, в январе
Много снега на дворе.
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом,
Луч искрится, веселится
И играет серебром.

УЧИТЕЛЬ: А вот у третьего брата характер капризный, но мягкий. Какой месяц зиму кончает? В народе его называют – хвостик зимы, он зиму замыкает, а весне дорогу показывает. (Февраль )

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Крутой февральский ветер,
Метет, метет пурга,
И кажется, что вечно
Лежат снегов стога.

Игры и конкурсы от зимы и ее братьев

Зима и ее братья приготовили для вас испытания. Если вы успешно их пройдете, они обещают устроить для вас Новогодний праздник. Готовы? Тогда в путь! Повторяем за гостями заклинание:

Там, где лес от сосен рыжий,
Там, где снега кутерьма,
Побежим на быстрых лыжах,
Здравствуй, зимушка-зима!

Разделимся на две команды. Дети, у которых белые снежинки – занимают 1 ряд, а у кого синие – 2 ряд.

КОНКУРСЫ:

  1. Сложи из букв слова - названия команд:
  • К Е Н Ж О С (снежок)
  • С Н О К Г Е С И (снеговик)
  1. Пройди по льдинкам – картонкам, чья команда быстрей?
  2. Чья команда больше соберет снежков?(дети по очереди бросают снежки из бумаги в ведро)
  3. Угадай по одному предмету название зимнего вида спорта (лыжа, клюшка, ружье, сноуборд и т.п)

Путешествие по зимнему лесу. Сценка «в зимнем лесу»

Пока мы гуляли по зимнему лесу и веселились, на шум сбежались лесные жители. Послушаем, о чем они говорят.

Много есть у леса глаз,
Все тайком глядят на нас.
Волк сверкнул недобрым глазом…

ВОЛК: Вот бы всех их слопать разом!

ВЕДУЩИЙ: Заяц в ельнике притих…

ЗАЯЦ: Ружья может быть у них?

ВЕДУЩИЙ: Из-за пня лиса косится…

ЛИСА: Что им дома не сидится?

Где нам дома усидеть,
Как на мир не поглядеть!
Белка спряталась в дупло…

В нем и сухо и тепло.
Запасла грибов и ягод
Столько, что не съесть и за год!

Под корягой, в буреломе
Спит медведь как будто в доме,
Положил он лапу в рот
И как маленький сосет…

Выр! Выр!
Кто мешает крепко спать,
Лапу вкусную сосать,
Видеть сны медовые,
Пироги пудовые?
Кто не знает, что зимой
Ложится мишка на покой?
Быр! Быр!
Кто меня тут разбудил?
Выходи, бока намну
И обратно спать пойду!

Извини, Мишенька, мы не хотели потревожить лесных жителей!

За это выполните наши задания и пойдете дальше:

  • Какие звери могли написать это объявление: ПРОСИМ НЕ ТРЕВОЖИТЬ ДО ВЕСНЫ?
  • Какие птицы остались зимовать?
  • Зимой многие птицы оказались в беде и ждут вашей помощи. Из списка выбери то, чем можно кормить птиц:

(Подводятся итоги, награждаются победители.)

Встречаем новый год.

Вы справились со всеми зимними испытаниями. И мы открываем еще одну страницу интересной зимней книги. Какой праздник приходит зимой? (Новый год )

Но так было не всегда.

(Презентация об истории праздника.)

  • Дети читают стихи о празднике.
  1. Снова к нам пришел сегодня
    Праздник елки и зимы
    Этот праздник Новогодний
    С нетерпеньем ждали мы.
  2. Лесом частым, полем вьюжным
    Зимний праздник к нам идет,
    Так давайте скажем дружно:
    Здравствуй, здравствуй, Новый год!

Пришло время повеселиться и встретить праздник!

Игра «Раз в году под новый год» (договори фразу)

Праздник этот мы встречаем…
Елку дома наряжаем…
В дом друзей мы приглашаем…
Ночью спать мы не ложимся…
До утра мы веселимся…
Президент нас поздравляет…
Всем здоровья нам желает…

  • БИТВА НОВОГОДНИХ СТИХОВ (кто первый замолчал - выбывает)
  • ТАНЕЦ СО СТУЛЬЯМИ
  • ЧТО В МЕШКЕ? (ребенок надевает варежки и пытается наощупь отгадать мелкий предмет)
  • ПРИКЛЕЙ НОС СНЕГОВИКУ (глаза завязаны)
  • БЫСТРЕЙ НА ГОРКУ (кто быстрей наденет все зимние вещи)
  • ИГРА «ЧЕМ УКРАСИТЬ ЕЛОЧКУ» (да-нет):

Разноцветные хлопушки?

Одеяла и подушки?

Раскладушки и кроватки?

Мармеладки, шоколадки?

Шарики стеклянные?

Стулья деревянные?

Бусы разноцветные?

А гирлянды светлые?

Конфеты блестящие?

Тигры настоящие?

Шишки золотистые?

Звездочки лучистые?

(Подводятся итоги, награждаются победители.)

Подведение итога

Пришла пора, проститься нужно.
Всех поздравляю от души!
Пусть Новый год встречают дружно
И взрослые и малыши!
Всем в Новый год желаю успеха,
Побольше веселого звонкого смеха,
Побольше хороших друзей и подруг,
Отметок отличных и знаний сундук!

Сценарий новогоднего праздника в начальной школе "Здравствуй, зимушка-зима"


Сценарий представляет собой театрализованное представление.В своем большинстве текст стихотворного характера, одна сценка сменяет другую, таким образом учащиеся самостоятельно проводят данное мероприятие, а учитель выполняет лишь вспомогательную функцию.
Сценарий разработан для учащихся начальной школы. Адаптируется под любой возраст учащихся (от 7-10 лет). Подходит для работы учителя и воспитателя. Целесообразно проводить данное мероприятие в начале зимы, в преддверии Нового года.

Лично мною данный праздник организовывался несколько раз с учащимися разного возраста. Всегда все проходило успешно и интересно, каждый класс привносил в сценарий, что-то свое, новое, особенное.
Данное мероприятие носит не только развлекательный, но и познавательный характер. Помимо песен и танцев включено повторение материала о зиме: зимние месяцы, особенности жизни животных и растений, народные приметы.

Цель мероприятия:
Создать атмосферу праздничного дня, способствовать сплоченности ученического коллектива;
Задачи:
формировать умение выразительно читать стихотворения;
воспитывать любовь к зиме, к зимним традициям;
развивать внимание, творческие способности;
воспитывать активность учащихся, интерес к чтению;
совершенствовать связи семьи и школы через привлечение родителей к совместным с детьми общеклассным мероприятиям.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о самом красивом и сказочном времени года! А о каком именно, вы узнаете, прослушав стихотворение.

Идёт зима дорогами,
Крадётся, как лиса
Покрыла всё сугробами,
Заснежила леса.

В лесную чащу тихо,
Вошла зима-портниха.
Берёзки очень рады,
«-Спасибо за наряды!»

Пушистые и белые
Зима наряды сделала
И для лесов и для полей-
Пускай им будет потеплей!

Деревьям всем в лесочке,
Зима дала платочки,
А в шубки их одела-
Сама повеселела!

Так, о каком же времени года мы будем сегодня вести разговор? Кого пригласим к себе на праздник? (зиму)

Ребята, скажите, по какому признаку мы узнаём зиму? (первый снег)
-Совершенно верно!
(Звучит музыка, ребёнок рассказывает стихотворение, дети исполняют танец)
Первые снежинки.
Первые снежинки в воздухе кружатся,
Упадут на землю, но не залежатся.
Первые снежинки на руке растают…
Холодят, волнуют и напоминают,
Что вот-вот настанут зимние деньки,
Что пора готовить санки и коньки.
Первые снежинки – от зимы привет,
Словно проверяют: ждёте или нет.
-Ну, а теперь пора и зиме явиться к нам на праздник!
(Звучит отрывок из песни «Снежная песенка», выходит зима)

Зима : Ну вот, я и пришла к вам в гости, но не одна, а со своими братьями.
Послушайте песню и скажите кто они.
(звучит отрывок из песни «Три белых коня»)
-Конечно, это зимние месяцы! Так давайте же их встретим!
(выходят зимние месяцы)
Ребята, скажите мне, какой месяц меня начинает, а год заканчивает? (декабрь)
А вот и он. В народе о нём говорят, что декабрь-хвостик года.

Ведущий: ребята, послушайте, что декабрь расскажет нам о себе, и скажите, что интересного он нам приносит, чем радует?
(ребёнок рассказывает стихотворение)

Декабрь:
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре,
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу принёс.

Зима: Чем же он нас радует?
У декабря есть родные братья. Скажите, какой месяц году начало, а мне середина? (январь)
- У января много народных названий: январь-носик года, январь-первенец года, январь-сечень, т.е. рассекает зиму ровно пополам.

Ведущий: Послушайте, что нам расскажет о себе январь, и скажите, что несёт нам этот месяц?
(ребёнок рассказывает стихотворение)

Январь:
Сияет солнце, но совсем не греет,
Искрится луч, сияет серебром.
Природа вся как будто леденеет
Перед суровым снежным январём.
Вы не сердитесь на январь ненастный-
На самый главный месяц холодов:
Чтоб было всё по-зимнему прекрасно
Я много приложил своих трудов.

Зима: А вот у третьего брата, хоть и капризный характер, но он добрее, мягче своих братьев. Какой это месяц? (февраль)
- О феврале в народе говорят ласково, что он хвостик зимы. А ещё говорят, что февраль зиму замыкает - весне дорогу показывает.
Ведущий: А теперь о себе расскажет самый младший брат-февраль. Слушайте внимательно и подумайте, чем особен этот месяц?
(ребёнок рассказывает стихотворение)

Февраль:
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая поземка.
Крутой февральский вечер
Метёт, метёт пурга,
И кажется, что вечно
Лежат снегов стога.

Зима: Дружно трудятся все три брата для меня.

Солнце полно светлой ласки,
Всё блестит, как в дивной сказке,
Пруд зеркальный недвижим
Под покровом ледяным!

Ведущий : Ребята, зима нам говорит, что она такая прекрасная, но посмотрите, на улице всё в снегу, солнце совсем не греет, по ночам трещит мороз. Может быть, зима и не такое хорошее время года, как мы думаем? (выходит девочка)

Сценка №1.

Маша (капризно топает ногой):
Опять на землю выпал снег.
Пропал бы лучше он на век!
Я очень зиму не люблю,
И холода я не терплю.

Коля (радостно):
Зимой с компанией друзей
Мы можем поиграть в хоккей!
А ты хоть раз по шайбе била клюшкой?
Попробуй, поиграй в хоккей с подружкой.
И ты поймёшь тогда сама,
Как хороша у нас зима.
Маша: Ты, Коль, с ума сошёл?
Вот хоккеистку, тоже мне, нашёл!
Я собирать люблю цветы
И танцевать, а не как ты
Носиться по катку,
Махая клюшкой на бегу.

Подходит Лена.
Лена (восхищённо):
Снег выпал рано, в ноябре.
Красиво стало во дворе.
Между домами с этих пор
Лежит сверкающий ковёр.

Маша:
Меня ты, Лена, удивляешь.
Ты тоже зиму одобряешь?

Лена (кивая головой в знак согласия):
Люблю я очень рисовать,
Хочу художницею стать.
Пейзажи зимние люблю,
Из снега статую леплю.

Маша (кутаясь в платок):
А как же злые холода?

Лена:
Ну, холод – вовсе не беда.
На это есть пальто и шарф.

Коля:
Вот так, выходит, что я прав
Зимой – отличное житьё!

Маша:
Вы посмотрите на неё!
Вы посмотрите на него!
(хватается за голову.)
Зимой снега, метель, мороз.
Порой кусает он до слёз.
Обледенелая земля…
Нет, ненавижу зиму я!
Маша уходит.
Коля (с облегчением в голосе):
Я Машиному рад уходу.
Как можно зиму не любить?

Приятно в снежную погоду
На лыжах по лесу скользить
Или на санках с горки съехать…

Лена (подхватывает):
А сколько радости и смеха
Приносит людям Новый год!
Да, можно очень не любить
Метели и сугробы,
Но время надо интересно проводить,
Чтоб не страдать зимой, а радоваться чтобы.
-Ребята, а теперь скажите мне, с чьим мнением вы согласны? С мнением Коли и Лены или с мнением Маши.

А, почему?
-Хорошо, а сейчас …….. расскажет, почему он любит зиму!
(ребёнок рассказывает стихотворение)

«Горка»
С ледяной съезжая горки
На открытый лёд реки,
Пишут тройки и восьмёрки
Наши острые коньки.
Мы узорами изрежем
Исчертим речную гладь
Хорошо сосновым, свежим
Снежным воздухом дышать!

Зима: (Рассказ «На горке» - беседа)
-Молодцы!

Ведущий: Издавна любит русский народ зиму-зимушку! И на санках можно покататься, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завыванье метели можно и сказки послушать, и песни спеть.
(выходят скоморохи)

Ребята, а давайте пригласим нашу гостью в зимний лес!
Много чудес в зимнем лесу, но у каждого времени года они особенные.
-Сейчас послушайте стихотворение, и подумайте, что мы можем наблюдать только в зимнем лесу?
(дети рассказывают стихотворение)

Сколько всяческих чудес
Прячет ловко зимний лес!
Сколько разных в нём следов!
На прогулку ты готов?

Лисий след, как у дворняжки
Здесь она ступала тяжко –
Заметала след хвостом,
Чтобы не нашли потом.

Лисий след привёл нас к дубу.
А под дубом в буреломе,
На сухой траве, соломе,
Спит медведь! Ты не буди.
Лучше сразу отойди!

По другим следам пойдём
Что-то у горы найдём
Снег разрой – найдёшь бруснику
Ягода пурпурна ликом.

Словно зимняя картина –
На горе стоит рябина
И снегирь и свиристель
К ней слетаются в метель.
Хмуро воет волк зимою
Зайцев ищет под горою.

Итак, что мы можем встретить в зимнем лесу?
-А можем ли мы это наблюдать в другие времена года?
-Ребята, а как вы думаете, легко ли приходится лесным жителям в зимнее время года? (нет)
-А почему? (им трудно найти пищу, зимой суровые морозы)
-Совершенно верно, зимой животным приходится очень трудно, им живётся холодно и голодно.
-Сейчас они сами расскажут о своей жизни зимой. А вы слушайте внимательно, и подумайте, как звери приспосабливаются к жизни в зимний период?

Сценка№2.

Выходят Белка и Заяц.
Белка (разглядывает Зайца, трогает его):
Ты, я гляжу, одёжку поменял,
Ведь летом в серой шубке ты гулял.
Заяц (оглядывает себя):
Да нет, я просто сильно полинял.
(разглядывает белку)
Ты, Белка, полиняла и сама.
И свой привычный рыжий цвет
На серый ты сменила. Разве нет?

Белка (машет рукой, показывая, как она расстроена):
Эх, я не довольна этим цветом.
Скорей бы снова лето!

Заяц (успокаивает Белку):
Не стоит серый цвет ругать –
Тебя он будет защищать.

Белка:
Перед зимой у нас у всех
Стал гуще и длиннее мех.
Трудна зимовка для зверей.
Нам будет с ним в лесу теплей.

Заяц (показывает испуганно):
Смотри, идут Лиса и Волк.
Скорее прячься под кусток!

Белка и Заяц прячутся за сугроб.
Выходят Лиса и Волк.
Волк (глядя по сторонам):
Я знаю, зайцы здесь живут.
Следы вчера я видел тут.

Лиса (смотрит вверх):
И белки хвост среди ветвей
Мелькнул… Смотри, смотри скорей!

Волк:
Что там такое?

Лиса:
Показалось,
Как будто ветка закачалась.

Волк (увидев сугроб, подходит к нему):
И верно, нет здесь никого.
Сугроб – больше ничего.

Лиса (махнув рукой):
Ветер ветку раскачал,
Снег на землю и упал.

Волк:
Не найти сейчас их здесь.
Пойдём искать в соседний лес.

Лиса и Волк уходят.
Вылезают Белка и Заяц.

Белка (радостно):
Ура! Они нас не нашли!

Заяц:
А ты на свой ругалась цвет.
Зимою лучше цвета нет.

Белка (кружится):
Как хорошо, что мы линяем!
Мы этим жизнь себе спасаем.

Заяц:
А трудно жить нам всё равно!
Поесть найти нам нелегко!
Грызу кору с деревьев я,
А ночью сниться мне трава.

Белка:
Косой, я в зиму запасалась:
Сушила ягоды в дупле.
Орехи сложены в мешке.

Заяц:
Вам белкам есть, где корм хранить,
А нам приходится бродить.
Следы видны все на снегу.

Белка:
Ты, Зайка, слишком не тужи,
А ты запутывай следы!
Заяц:
Бывает иногда, в деревню бегаю в стога.
Сухую травку поглодать.
Но там собак большая рать.
А, если в садик загляну-
Кору от яблони гложу.
Садовник кутает стволы,
Чтоб мы не кушали коры.

Белка:
Да, Зайка, туго всем зимою

Вместе:
Но, друг другу будем помогать
Чтоб лучше время коротать.

Думаю, что теперь вы все убедились в том, что зима очень тяжелое время для жителей леса. Но они не унывают.
-К большому сожалению, нам пора покидать зимний лес.

Выходят Белка, Заяц, Волк и Лиса.
(Держатся за руки.)

Мы были рады вам сейчас. И будем рады снова. Придите в наш чудесный лес, будущей зимою!

Зима: Спасибо вам за замечательную прогулку по зимнему лесу.
Ну, а я в благодарность принесла вам в своём сказочном ларце – загадки, которые мы сейчас попробуем отгадать. Слушайте внимательно!

Загадки:
1.Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(снежинка)

2.Он чёрной тучей был сначала,
Он белым пухом лёг на лес,
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез.
(снег)

3.Без рук рисует,
Без зубов кусает.
(мороз)

4.Скажи морозцу ты «спасибо»
За мост, похожий на стекло.
Под ним зимой жить будут рыбы,
Под этим мостиком тепло.
(лёд)

5.Не снег, не лёд,
А серебром деревья уберёт.
(иней)

6.Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт-
Заплачет она и умрёт.
(сосулька)
7.Пухлый, мягкий и большой
Встань в него одной ногой:
Он её проглотит быстро.
Он в сияние лучистом –
Светит солнце, больно взгляду.
Нам с разбегу прыгнуть надо.
В кучу снега, грузно - хлоп.
Здравствуй, миленький…
(сугроб)

8.Вместе снежный ком скатали,
А потом второй ком взяли.
Ком на ком поставим дружно
Голову скатать нам нужно!
А ещё найдём морковку
Для него нужна сноровка.
Ком на ком, и сверху – ком!
Быть тебе…
(снеговиком)

Молодцы!
Ведущий: - Мы с вами уже очень много говорили о зиме. Выяснили, что это замечательное, сказочное время года.
-Именно поэтому, многие поэты писали стихи о зиме.
-Например, всем известное стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»:

…Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче…погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…

Какие ещё поэты писали стихи о зиме? (Фет, Есенин, Суриков, Маршак, Тютчев)
-Хорошо. Так давайте же подарим зиме несколько стихотворений!
-Итак, первое стихотворение
«Зима»

Не век тебе, осень,
Блестеть паутиной.
Снег сыплет и сыплет, как пух лебединый.
И белыми стали поля и деревья.
И дымом из труб салютует деревня.

Молодец! А сейчас следующее стихотворение. (Пушкин)

…Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд;

На красных лапках гусь тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лёд,
Скользит и падает; весёлый
Мелькает, вьётся первый снег,
Звездами, падая на брег.

Молодец! А сейчас следующее стихотворение.

«Белый пушистый снег» (Суриков)

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозцы,
И зима настала.

Молодец! А сейчас следующее стихотворение.

«Берёза» (Есенин)
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Молодец! Следующее стихотворение. (Есенин)

Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется.
- На этой прекрасным стихотворением мы завершаем наше мероприятие. Ну а все стихи, которые звучали у нас на празднике, а так же рассказы, вы можете найти в книгах, которые представлены у нас на выставке. А мы прощаемся с вами. До новых встреч!

Внеклассное мероприятие.

"Зимушка-зима"

Буракевич А.Р., учитель английского языка муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов» Елабужского муниципального района Республики Татарстан

Внеклассное мероприятие «Зимушка-зима» для начальных классов

(Слайд 1)

Цели и задачи:

1. Познакомить учащихся с признаками зимы, перелётными и зимующими птицами.

2. Обсудить правила поведения зимой на улице, на водоёмах, в лесу.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

4. Формировать умения выразительного чтения стихотворений и исполнения песен.

Эпиграф:

(Слайд 2)

Берегите эти земли,эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е. Евтушенко

Ход внеклассного мероприятия «Зимушка-зима»

1. Организационный момент

Ребята, сегодня у нас с вами очень важное мероприятие, в ходе которого мы с вами познакомимся с перелетными и зимующими птицами, признаками зимы, а также обсудим правила поведения зимой на улице, на водоемах и в лесу. Итак, сегодня нас с вами ожидает увлекательное путешествие по различным станциям и первая наша станция:

Станция «Угадай-ка» (слайд №3 )

Отгадайте загадку:

Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима)

О каком месяце говорят и почему?

    Год кончает, зиму начинает. (декабрь)

    Году начало - зиме середина. (январь )

    Зиму замыкает, новому сезону дорожку показывает. (февраль)

Любит русский народ зимушку-зиму. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завыванье метели можно и сказки послушать, и стихи почитать, и песни спеть. А сколько о зиме придумано загадок! Их у зимы множество! (слайд №4)

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами кисти-рожки.
С виду кролик, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь!
И ему не крикнешь: "Брысь!"
Потому что это:
(рысь)

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (снег )

Кто осенью спать ложится,
А весной встает? (медведь)

Жил я посреди двора,
Где играет детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (снеговик)

Что вверх корнем растет? (сосульки)

Из капкана он уйдет,

(слайд №5) От аркана убежит.
В тундре звездной и морозной
Всюду путь ему открыт.
(ветер)

За белой дверцей стужа, лед,
Там дед Мороз, друзья, живет. (холодильник)

Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур посчитать (лисичка)

Белой стайкой мошкара
Вьется, кружится с утра,
Не пищат и не кусают,
Просто так себе летают. (снежинки)

Скачет по лесу то взад, то вперед,
Воет, гудит и деревья трясет (вьюга)

Станция "Литературно-музыкальная"

Первой взялась за свою волшебную кисть Зима. И земля покрылась пушистым снегом. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Чудесная получилась картина! Много песен написано о зиме. Какой праздник и взрослые, и дети любят больше всего? (Новый год). А что за праздник, если нет песен, стихов.

Учащиеся рассказывают заранее подготовленные стихотворения

Исполнение песни "Зимушка-зима" (слайд №6)

Лес, поля, деревья и кустарники оделись в новый наряд. Стоит лес, околдованный чародейкою Зимой.

Учащийся рассказывает стихотворение «Чародейкою Зимою…»

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой, -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой…

Исполнение песни "Кабы не было зимы" (слайд №7)

Станция "Экологическая тропа"

Какие же знакомые деревья играют с нами в прятки? Сейчас листьев нет и определять, какое же перед нами дерево, придется по цвету коры, силуэту. Вот дерево с иглами.(слайд №8) Какое это дерево? (ель). Вот дерево с черной, глубокими трещинами корой.(слайд №8) (дуб)

Послушаем сообщения учащихся об этих деревьях. (см. приложение)

Сообщение о ели.

Сообщение о дубе.

Назовите главную причину отлета птиц осенью. Как же можно помочь перенести птицам холодную зиму?

Стихотворение "Покормите птиц зимой!", А.Яшин.

Назовите ребята перелетных птиц и зимующих. Давайте послушаем какие же интересные явления происходят в жизни птиц зимой. (слайд №9)

Сообщения детей о перелетных и зимующих птицах.

Ребята, к нам пришло письмо от ученика Вити Иванова. Сейчас я его прочитаю. Вы внимательно слушайте и, если с чем-то не согласны, поднимите сигнальную карточку.

Чтение письма учителем.

Здравствуйте, ребята!

Я хочу рассказать вам, как мы с моим другом Васей ходили кататься на лыжах. Погода была замечательная - ярко светило солнышко, блестел снег. Сначала мы катались с горки, бегали наперегонки по замёрзшему озеру. Вокруг нас стояли деревья и кусты, покрытые снегом. Было очень интересно дёргать за ветки и смотреть, как снег падает на землю. Потом мы замёрзли и решили развести костёр. Наломали веток, ободрали бересту с берёз, но костёр развести не удалось. На ветке мы увидели снегиря. Накормили его кусочками хлеба и решили взять его домой. Вернулись мы радостные и весёлые.

Обсуждение содержания письма

Станция "Игровая" (слайд №10)

Все мы рады "проказам матушки-зимы". Дети лепят снежную бабу, мчатся стрелой на коньках по прозрачному льду, катаются с гор на лыжах и санках.

В теплых шубах и ушанках
Снежной зимнею порой
Детвора на быстрых санках
Вихрем мчит с горы крутой.
На ветру ребячьи лица
Разогрелись кумачом.
Пусть колючий снег пылится,
Пусть мороз сердитый злится -
Всё ребятам нипочём!

Игра "Меткий стрелок "

Три ученика; первый делает снежки, другой бросает, третий ловит корзиной. (звучит музыка)

Игра "Все ли готово к Новому году"

Ёлку игрушками украсили? (да)

Бабушкам, мамам и папам поздравительные открытки написали? (да)

А сосульки на уши повесили? (молчат)

В снежки с друзьями играли? (да)

Землянику в зимнем лесу собирали? (молчат)

Игра "Футбол с шариком"

Шарик на полу, отмеряют от него 5-6 шагов. Завязывают глаза. Он должен подойти к шарику и ударить по нему.

Станция "Заключительная"

Награждение сладкими призами за отгадывание загадок, исполнение песен и стихотворений.

Список литературы и информационных ресурсов

Тема занятия: В гости к зиме.

Цель занятия: способствовать закреплению и расширению знаний учащихся о лесе и лесных животных; познакомить учащихся с изменениями в неживой и живой природе зимой; обобщить представления учащихся о зимней природе;

Задачи: учить помогать животным и птицам пережить зиму; воспитывать нравственно- эстетические качества; прививать здоровый образ жизни, познакомить с народными названиями зимних месяцев; расширять кругозор учащихся ; воспитывать любовь к природе, прививать любовь к русской поэзии, воспитывать чувства прекрасного, развивать познавательную активность. Показать красоту зимнего времени года; показать красоту родной природы в зимнее время года. Воспитывать любовь к отчему краю, к Родине; развивать наблюдательность, память; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: : рисунки на тему «Зима», карточки с пословицами, карточки со словами: декабрь, январь, февраль, студень, ветрозвон, лютовей, просинец, сечень, межень, снежень, ветродуй, бокогрей, кроссворд, выставка книг о зиме, костюм Зимы, Декабря, Января, Февраля.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок! II. Сообщение темы занятия.

С неба падают снежинки, словно белые пушинки, покрывая всё кругом мягким бархатным ковром. Солнце полно светлой ласки, всё блестит, как в дивной сказке, пруд зеркальный недвижим под покровом ледяным. С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, -

Значит, к нам пришла… (зима)

О каком времени года говорится? Сегодня мы подведем итог наших наблюдений за признаками зимы, ее проявлениями. III . Содержание занятия. 1.Признаки зимы. Давайте вспомним основные признаки зимы. Отгадайте загадки.

1. Что за звездочки зима

В тучу спрятала сама?

Словно крошечные льдинки,

Эти звездочки - … (снежинки)

2. Снег от холода стал синий, На деревьях - белый иней. Даже Бобик прячет нос, Ведь на улице… (мороз) 3. В зимний день на пруд легло Очень скользкое стекло. Нас в хоккей играть зовет Синий крепкий гладкий… (лед) 4. В белом бархате деревня — И заборы и деревья. А как ветер нападёт, Этот бархат опадёт. (Иней) 5. Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой -
Скинет с плеч долой? Жаль озябшего бедняжку -
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам. (Лес)

Что произошло в природе с наступлением зимы? Похолодало. Выпал снег. Замерзли реки. Что же такое снег? (Снег – это замерзший водяной пар.) Какие бывают состояния воды? (Снег, лед, иней) Снежинки – это замерзший водяной пар. Пар есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой в снежинки. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлым, потому что между снежинками содержится много воздуха. Светло-пушистая снежинка белая,

Какая чистая, какая смелая!

Дорогой буйною легко проносится,

Не в высь лазурную — на небо просится.

Под ветром веющим дрожит, взметается,

На нем, лелеющем, светло качается.

Его качелями она утешена,

С его метелями крутится бешено.

В лучах блистающих скользит умелая

Средь хлопьев тающих сохранно-белая.

Но вот кончается дорога дальняя,

Земли касается звезда хрустальная.

Лежит пушистая снежинка смелая.

Какая чистая, какая белая!

А как хорош пушистый снег,

Летящий с высоты!

Он повисает на ветвях,

Как белые цветы.

Звенят сосульки в тишине –

Осколки хрусталя,

Уснули реки подо льдом,

Под снегом спят поля.

Рисует поутру мороз

Узоры на окне.

Друзья, хорошая зима

У нас в родной стране.

2.Растения зимой Лес, поля, деревья и кустарники оделись в новый наряд. Стоит лес, околдованный чародейкою зимою. Русские поэты и художники очень любили воспевать такие картины природы.

Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит –И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, – Не мертвец и не живой, – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой… Ф. Тютчев

Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. Темный лес – что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно. И. Суриков

Заколдован невидимкой Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А над самою макушкой Долбит дятел на суку. С. Есенин

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. А. Пушкин

Снег летает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все долины и поля… Все в природе замирает – И поля, и темный лес. Снег летает и сверкает, Тихо падая с небес. С. Державин 3.Птицы и звери зимой. Стоит зима прекрасная Деревья в серебре. Пушистый снег, как звёздочки, Сверкают при луне. В лесу ни звука, тихо, Как будто кто-то взял И палочкой волшебной Все звуки сразу снял. Почему же тихо в лесу? А помогает ли снег животным в лесу? Жизнь продолжается под снежным покровом. Глубоко в земле, в своих коридорах, в поисках личинок и червей бродит не засыпающий на зиму крот. Под покрывалом снега прячутся лесные мыши. Пробежит изредка заяц.

Много есть у леса глаз.

Все тайком глядят на нас.

Волк сверкнул недобрым глазом.

Вот бы всех он слопал разом.

Заяц в ельнике притих:

«Ружья, может быть у них?»

Из-за пня лиса косится:

«Что вам дома не сидится?»

Где нам дома усидеть?

Как на свет не поглядеть?

Белка спряталась в дупло.

В нем и сухо, и тепло.

Запасла грибов и ягод

Столько, что не съесть и за год!

Под корягой, в буреломе,

Спит медведь, как будто в доме.

Положил он лапу в рот

И, как маленький, сосет.

Можно идти долго зимой по лесу и не услышать ни одного голоса, а потом на опушке встретить целую стаю синиц. Будут слышны тихие, неясные писки, и вдруг вырывается громкое гнусавое «хеее» – это синица-гаечка, непременный участник смешанных синичьих стай. Если рядом держится поползень, то время от времени он будет подавать звучное «теть…теть…теть». Многие зимующие птицы не доживают до весны из-за голода. Если мы будем подкармливать их зимой, то спасем им жизнь.

Каких зимующих птиц вы знаете? Кто такие «братья наши меньшие», и как мы можем им помочь зимой? (Это птицы. Зимой птиц надо подкармливать, устраивать птичьи «столовые».) На лапке, на ветке, сидит снегирек –

Чудесный веселый лесной огонек.

Да он не один! Ты наверх погляди –

Второй вот и третий на ветке сидит.

И во встрепенулась красотка лесная,

На ней загорелась гирлянда живая!

Эх, зима, зима большая, белая.

Думаешь, добрей ты и умней.

Как не стыдно! Что ты с птичкой сделала?

Силу, что ли, пробуешь на ней?

Мне-то что: есть шуба, шапка, валенки,

А у пташки – перышки одни

С холодом ей разве сладить, маленькой?

Мерзнет, вся взъерошилась, взгляни.

Ветер свищет, снег под крышей крутится.

Не стихает вьюга уж три дня.

Ты не бойся, пташка, что беру тебя.

Грейся тут в ладошках у меня.

У нас такой обычай –

Чуть выпадет снежок,

Дощатый домик птичий

Повесит на сучок.

Ни зерен, ни травинок,

Мороз трещит в лесах.

Иголки тонких льдинок

Белеют на кустах.

Но здесь, в лесу,

Среди седых ветвей

Готов обед веселый

Для птичек и зверей.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетится, как домой,

Стайка на крыльцо.

А теперь выходим на снежную полянку.

Здесь можно отдохнуть, поиграть в снежки.

Да вы посмотрите! Здесь и жители леса отдыхали, оставили свои следы. Кто же побывал на этой полянке?

Узнать, чьи следы птиц и зверей

Отгадайте загадки про тех, кто отдыхал на этой полянке:

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора. (Заяц) Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.(Медведь)

Все деревья с интересом
Изучает доктор леса.
Если дерево ест жук,
Доктор сразу: ТУК ТУК ТУК! (Дятел)

4. Приметы зимы.

Наши древние предки были наблюдательны и знали, что по поведению животных и состоянию природы можно определить предстоящую погоду, и каким будет лето. Так создавались приметы.

Прочитаем их. Дым из трубы столбом — к морозу, дым из трубы стелется по земле без ветра — к снегу или дождю. Кошка мордочку прячет — к морозу, стенку царапает к непогоде, лежит брюхом вверх — к теплу. Курица стоит на одной ноге — к стуже. Зима снежная — лето дождливое; если зимой тепло — летом холодно. Зима морозная — лето жаркое. Если январь сухой и морозный, то лето — сухое и жаркое. Февраль холодный и сухой — август жаркий. Если звезды блестят ярко — к морозу. Мало звезд на небе — к ненастью (метелям). Кошка на печи — к морозу, кошка на полу — к теплу. Ворона ходит по дороге — к теплу. Если ночью был иней, днем снег не выпадет.

Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепели.

Ворона кричит – к метели.

Облака против ветра идут – к снегу.

Ель – не сосна, шумит неспроста.

Вороны летают и кружатся – к морозу.

Игра «Доскажи словечко» Кто раскрасил щёки детям
в красный цвет зимой, не летом?
А кто щиплет их за нос?
Угадали? (Дед Мороз)
Снежные шапки наденут дома,
Как только вернётся на землю … (зима).
Мне до слёз уж надоела слякоть,
Серые от дождика дома,
Хочется, чтоб белая в буранах,
Поскорей притопала … (зима).
Утирает Сашка слёзы:
Больно щиплются … (морозы).
Ветер шумит, снег … (летит).
Каждый очень — очень рад:
Всех засыпал … (снегопад).
Мои санки быстро едут:
Я лечу, как на торпеде.
Вот окончился полёт:
Приземлился я в … (сугроб).
Двор на двор игра идёт,
Ребятня встаёт на … (лёд)…
5.Встреча Зимы

Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царица Белокоса, белолица, Как махнула рукавом - Все покрыла серебром. (Зима и Зимние месяцы -) Входит Зима. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Я пришла не одна. Со мной пришли мои братцы, красавцы-молодцы! Кто же это? Отгадайте загадку – узнаете. Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его – всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год . (декабрь) По каким признакам вы догадались, что это декабрь? Я – самый первый месяц зимы и последний месяц года. Снег лежит на земле, на крышах домов, сараев, на заборах и даже на ветках деревьев. Хорошо! Воздух чистый, свежий. И морозец уже пощипывает уши и нос. 22 декабря самый короткий день в году. День зимнего солнцестояния, самый короткий день, самая длинная ночь. А теперь дни прибавляются, а ночи уменьшаются. 23 декабря день равен ночи – День равноденствия. А ещё в самый последний мой день заканчивается старый год, и с наступлением полуночи в свои права вступает Новый год. Народ называет меня «студенец» за лютую, морозную пору, за длительную стужу. Есть и еще одно древнерусское название этого месяца — Лютень. Свое нынешнее имя декабрь получил в Древнем Риме от латинского слова «децем», что значит десять, т.к. он был десятым месяцем года. В России декабрь занял свое двенадцатое по счету место в 1799 году, более двести лет назад. Этот месяц в народе называют студень: на всю зиму землю студит. В русских говорах декабрь величают поэтически: ветрозвон, ветрозим, заморозь — первый месяц зимы с морозами, холодными ветрами и снегопадами. Декабрь ветром гнет, глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет — лютует, потому и лютень. В декабре замерзают реки, поэтому он еще и ледостав. В этом месяце год кончается, а зима начинается. Декабрь — полночь года, самый теплый месяц, шапка зимы.

Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду – упадет Не вода уже, а лед. Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? ( — январь -)

Я – второй зимний месяц. Январь – это самая середина зимы, пора лютого холода. «Январь-батюшка год начинает, зиму величает», — говорят в народе. В январе морозы, стужа, но бывает иногда и потепление. Погода проясняется, и небо синеет. Отсюда и пошло название месяца, которое дал ему народ -Просинец. Открывать год январь стал на Руси сравнительно недавно. Древние славяне, например, Новый год справляли 1 марта, а затем стали отмечать 1 сентября. Но более трехсот лет назад по указу Петра Первого Новый год стали отмечать 1 января. И про январь сложили пословицу: «Январь батюшка году начало, зиме середина». Январь — самый холодный месяц года, крыша зимы. У января есть древнее русское имя «просинец». Потому что небо в январе проясняется, показывает свою синеву. Поглядите, какими узорами разрисовал мороз стекла окон. Холодно. Пруды и реки закованы льдом. Поля и леса занесены снегом. Загляните зимним утром во двор. По снегу прыгают воробьи. От холода они нахохлились, распушились, стали похожи на шарики. Прыгают, подбирают крошки. Тут же разгуливают вороны, а между ними суетятся галки. Так все и смотрят, чем бы поживиться. В деревне зимой можно увидеть не только этих птиц. Сюда прилетают синицы, овсянки и осторожные сороки. Голодно им в лесу, они и летят поближе к жилью человека. Вон порхает с ветки на ветку синица. Посмотрите, как заглядывает она в каждую щелку на дереве, как старательно ищет, не спрятался ли там какой-нибудь жучок. Только нечасто удается найти ей такую добычу. Много крылатых друзей с трудом добывают еду в эту суровую пору.

Январь самый богатый на народные праздники месяц. На него приходятся встреча Нового года, Рождество, Крещение. Как называется период времени между Рождеством и Крещением? (Святки.) Праздничный вечер накануне Рождества или Крещения имеет свое название. Как называется этот вечер? (Сочельник.)

И г р а «Прилетели птицы» А теперь проверим, хорошо ли вы знаете названия птиц. Слушайте внимательно! Если я ошибусь, вы должна встать. Внимание! Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны . Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Галки и стрижи, Комары , кукушки, Даже совы-сплюшки, Лебеди и утки. И спасибо шутке!

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
(— февраль -)

Февраль — последний месяц зимы. В народе говорят: «Февраль сшибает рог зимы. Уже не зима, но еще и не весна». За это народ дал ему свое название- Бокогрей. В Древней Руси февраль считали последним месяцем года, поэтому и назывался он «сечень», отсекающий год. Еще называли февраль «межень» — межа, т.е. граница между зимой и весной, февраль — «снежень» и «лютень» — от обильных снегопадов и лютых морозов. Из-за частых метелей и вьюг называли его «ветродуем». Было и ласковое прозвище у этого сурового месяца — «бокогрей», потому что во второй половине месяца начинало пригревать солнце.

На конец зимы приходится самый раздольный, веселый, разгульный народный праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны. Как он называется? (Масленица.) Я Февраль, самый младший зимний месяц. Я самый снежный, самый метельный месяц. Снег все сыплет и сыплет, а ветер кружит его, вздымает и гонит белым крутящимся вихрем. Много снега выпало за этот месяц. Кажется, что зима решила всю землю упрятать в непролазных белых сугробах, сровнять бугры и овражки в полях, укрыть кустарники и даже молодые деревья. Дремлют они под снегом, там им теплее, чем на холодном ветру, в особенности когда разгуляется непогода. В такую пору все животные – звери и птицы – ищут, где бы спрятаться от ледяного ветра. Многим из них глубокий снег служит хорошим укрытием. Под снегом не так донимают мороз и ветер. От холода прячутся в снег тетерева и другие лесные птицы – рябчики, глухари. Снег служит надежным укрытием также для различных зверей и зверюшек. В наших лесах есть и такие звери, которые всю зиму спят, не вылезая из своего убежища. Зарывшись в опавшие листья, спит под снегом непробудным сном колючий ежик. Спит в глубокой норе барсук. А в самой чаще леса дремлет в своей берлоге медведь.

Физкультминутка

Что делал зимой?

Дай, дружок, мне ответ.

Слушай внимательно,

Отвечай «да» иль «нет»!

В снежки играли вы с друзьями?

(Дети хором отвечают.)

Грибы по лесу собирали сами?

С горки на санках катались?

В деревне в речке купались?

По лесу на лыжах бродили?

А много цветов находили?

В саду своем грядки копали?

И с Дедом Морозом плясали?

Друзья, не устали еще отвечать?

А через год зиму ждете опять?

Покажите, как играли в снежки. Катались на лыжах. На коньках. Любит русский народ зиму-зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завыванье метели можно и сказки послушать, и книги почитать. А сколько у зимы придумано пословиц! Их у зимы множество.

Учащиеся называют пословицы и поговорки о зиме.

    Снег глубок – год хорош.

    Снегу надует – хлеба прибудет.

    Мороз не велик, да стоять не велит.

    Декабрь год кончает, зиму начинает.

    Береги нос в большой мороз.

    Много снега – много хлеба.

    Жаворонок – к теплу, а зяблик – к стуже.

    Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает.

    Январь – к весне поворот.

    Январь – году начало, зиме середка.

    Январь – солнце на лето, зима на мороз.

    Февраль придет, все пути заметет.

Февраль – кривые дороги. Собрать пословицы: В феврале два друга — мороз да вьюга. Готовь сани летом, а телегу — зимой. Любишь кататься — люби и саночки возить. Мороз не велик, а стоять не велит.

6. Зимние забавы

Отгадайте кроссворд.

5

10

2

6

4

8

12

1

3

7

9

11

1. Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла… (зима)

2. Снежный шарик сделать можно,

Это ведь совсем не сложно!

Лепим мы не пирожки:

Для игры нужны… (снежки)

3. Змейкой вьются по земле,

Воют жалостно в трубе,

Засыпают снегом ели.

Это - зимние… (метели)

4. Два стальных блестящих братца

По катку кругами мчатся.

Лишь мелькают огоньки.

Что за братики? (коньки)

5. Мы его слепили ловко.

Глазки есть и нос-морковка.

Чуть тепло - заплачет вмиг

И растает… (снеговик) 6. Все болеют за друзей,
Все кричат: `Ну, бей же, бей!
Шайбу! Шайбу! Мчись скорей!
Быстрая игра — … (хоккей)!
7. Она всех удивляет:
Наряд её пушистый,
И блёстками сверкает
Дождик … (золотистый).
8. Мы в морозный день с друзьями

Снег из шланга поливали.

Как появится ледок,

Значит, все - готов… (каток)

9. Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие … (блестят) 10. В зимний день по снежной корке

Он меня катает с горки.

С ветерком промчаться рад

Мой веселый… (снегокат) 11. Словно перья белых куриц. Зимушки-зимы подруга, Северная гостья… (вьюга)

12. По сугробам возле речки

Едут длинные дощечки,

Ищут горочки повыше.

Назови дощечки! (Лыжи)

IV . Итог занятия Как вы относитесь к зиме? За что вы ее любите?

Использованная литература:

1.Времена года.» Стихи, рассказы, сказки. М., 1980

2. Будур Н,Панкеев И. «Большая книга Рождества» М.,2000 3. Соболев А.И. «Народные пословицы и поговорки» М., 1961

4.«Праздники в школе и дома» Сценарии, игры, викторины. М., 2000

5. Романовская. З.И. Литературное чтение. Живое слово. 2 класс. Учебник для четырехлетней начальной школы. Часть первая.

Сценарий

проведения познавательно-развлекательной программы

для начальных классов

«Здравствуй, Зимушка – Зима!»

Здравствуйте, ребятишки – девчонки и мальчишки!

Грустить не извольте, - я пришла к вам в гости!

На дворе холодная погода новогодняя!

И говорю вам от души: все вы очень хороши!

Друг друга любим! Знакомиться будем?

ИГРА «ЗНАКОМСТВО»

Как только я хлопну три раза в ладоши, вы хором громко-громко прокричите свои имена. Готовы? (повторяют 2-3 раза)

Ах, какие милые, имена красивые! Ребята, скажите, а какого праздника мы все с вами ждем с нетерпением этой зимой? (Новый год). Правильно. А что такое Новый год?

ИГРА «ЧТО ТАКОЕ НОВЫЙ ГОД?

Что такое Новый год?

Это дружный хоровод?

Это дождик за окном?

Это молния и гром?

Это снежная метель?

Это звонкая капель?

Это лыжи и коньки?

Это знойные деньки?

Это смех и мишура?

Это солнце и жара?

Это елочный наряд?

Это шумный маскарад?

Это добрые мечты?

Это яркие цветы?

Это Дедушка Мороз?

Это рой жужжащих ос?

Это песни, серпантин?

Это вкусный апельсин?

Это шоколад, конфеты?

Это шляпы и береты?

Это праздничная шалость?

Это чудеса и радость?

Молодцы, помните, что такое Новый год. Ребята, на дворе зима. А это начит метели, стужа и снегопад. Посмотрите, здесь у меня целая куча снежинок. Каждая из них – какое-то задание для вас. Не боитесь снегопада? Готовы все зимние задания пройти?

Итак, снежинка первая.

Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от ёлки,

Опадают те иголки /лиственница/.

Сок сосновый густ, как мед,

И такого ж цвета.

Кто, ребята, назоветь

Сок липучий этот? /смола/

Как называется русский старинный, но нестареющий танец у новогодней ёлки? / хоровод/

Как называется волшебная палочка деда Мороза? /посох/

Как называется самый мирный новогодний боезаряд? / хлопушка/

Холодное сладкое молочное или фруктовое лакомство – это…/мороженое/

Что за скатерть – просто диво!

Застелила все красиво:

Ходит звери и человек.

Что за скатерть это? /снег/

Друг зимой есть у ребят,

Снежный ком – его наряд.

Он к метле своей привык –

Снежный парень - …/снеговик/

В снежном вся стоит убранстве.

Ей тепло в таком богатстве.

Дышит каждая иголка.

Угадали? Это…/ёлка/

Молодцы, ребята! Верно. Сейчас я попрошу вас помочь нашим ёлочкам. Смотрите – они овесем не нарядные. Поможем их украсить?

ИГРА «НАРЯДИ ЁЛОЧКУ»

Снежинка №2

ИГРА «ПОЛЕТЕЛИ?»

Полетим на самолете? (да, да, да)

Вы впервые все в полете? (да, да, да)

Заработал наш мотор! (ж-ж-ж)

Каждый смел здес и хитер! (это я!)

Управляем самолетом дружно, веселей!

И навстречу приключеньяи мчимся мы скорей!

Крикнем громко мы «Ура!» (ура!)

Приземлились, детвора!

Снежинка №3

ИГРА «СЛЕДЫ » (пройди по следам)

Снежинка №4

ИГРА «СОБЕРИ КОЗУ»

Ребята, а вы знаете, кто же будет символом нового наступающего года? (коза). Верно. А вы знаете, как выглядит коза?...Точно?... А сейчас мы это и проверим.

Участники по сигналу ведущего собирают картинку символа года, заранее разрезанную на несколько частей. Побеждают те, кто справился быстрей.

Снежинка №5

ИГРА «ЁЛОЧКИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ»

Ребята, в лесу ёлочки бывают разные, и широкие, и низкие, высоки и тонкие. Если я скажу «ВЫСОКИЕ» - поднимайте руки вверх. «НИЗКИЕ» - приседайте и опускайте руки вниз. «ШИРОКИЕ» - делайте широкий круг. «ТОНКИЕ» - делайте круг уже.

Снежинка №6

ИГРА «НОВОГОДНИЙ ЛЕС»

Для этой игры потребуются кегли и повязки на глаза по количеству участников. Игра команная. Кегли расставляют змейкой перед каждой командой. Команды, взявшись за руки, с завязанными глазами пытаются пройти дистанцию, не задев кегли. У чьей команды окажется меньше сбитых кеглей, та и победит в «путешествии».

Снежинка№7

ИГРА «ХОХОТУШКИ»

Все стают в круг. В центре – водящий со снежинкой в руках. Он ее кидает вверх, пока она летит до земли все громко смеются, падает – все утихают. Кто после засмеется – читате стих, исполняет песню и т.д.

Снежинка №8

ИГРА «СНЕЖИНКА – ПУШИНКА»

Участникам раздаются маленькие кусочки ваты – «снежинки». Задачи играющих как можно дольше удерживать «снежинку» в воздухе, дуя на нее.

Снежинка№9

ИГРА «НАРИСУЙ СНЕГУРОЧКУ» /воздушные шары/

Выбираются несколько участников игры, по 2 на каждую «снегурочку»: один держит, другой рисует. За определенное время необходимо нарисовать портрет Снегурочки на заранее надутых воздушных шарах белого или голубого цвета.

Снежинка№10

«ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ МАРАФОН»

Перекидывают под музыку Снегурочек из воздушных шаров. У кого остановится – дарит пожелание всем присутствующим на Новый год.

Ну что ж, ребята, молодцы, не испугались зимних метелей и снегопадов, справились со всеми моими заданиями. Я вам всем желаню счастья и радости в Новом году и прощаюсь до новых встреч!