Анкета для родителей "особенности общения родителей и детей в семье" материал на тему. Коррекционная работа психолога в школе Анкета общение с детьми младшего возраста

Анкета для обучающихся « Общение в семье»

1. Когда ты не слушаешься родителей, они чаще всего:

а) кричат на тебя;

б) пытаются убедить, уговорить;

в) обижаются и ждут твоей реакции;

г) не обращают на тебя внимания;

д) могут ударить;

е) пытаются объяснить, что ты не прав;

ж) другое ___________________________________.

2. Часто ли в стрессовом состоянии родители могут проявить агрессию по отношению к тебе?

а) да, часто;

б) иногда;

в) трудно сказать;

г) никогда;

3. Укажи причины, которые, на твой взгляд, наиболее часто вызывают гнев родителей:

а) стремление тебя воспитать;

б) «разрядка» их стрессовой ситуации (не зависящей от твоего поведения);

в) ссора родителей,

г) когда ты чего-то просишь;

д) когда огорчаешь родителей;

е) желание убедить тебя в своей точке зрения;

ж) не можешь объяснить;

з) другое ___________________________________.

4. Как часто у родителей появляется желание похвалить тебя, обнять?

в) никогда;

г) трудно сказать;

д) другое ___________________________________;

Или наоборот, избить тебя, выгнать из дома, запереть в комнате и т. п.:

в) никогда;

г) трудно сказать;

д) другое ___________________________________.

5. При тяжёлых провинностях, какой вид наказания выбирает

мать:_______________________ отец: _______________________

6. Опиши ситуацию радости, праздника в доме: _______________

________________________________________________________

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

2.1 Описание методик изучения процесса общения младших школьников с родителями

Для изучения общения с родителями как фактора социализации в младшем школьном возрасте был использован метод анкетирования - метод массового сбора информации с помощью специально разработанных опросников, называемые анкетами. Анкета может быть использована при изучении коллективного мнения, оценки определённых событий в жизни детей, выявлении характера взаимоотношений и общения между ними. При составлении анкеты необходимо учитывать возрастные особенности ребят, их опыт, установки, отношении с окружающим миром. В использовании метода анкетирования должен учитываться тот факт, что количество вопросов для учащихся разного возраста является неодинаковым. Для младшего школьного возраста оно не должно превышать 4 - 5 вопросов.

В данном исследовании принимало участие 24 учащихся 4-го класса средней общеобразовательной школы г. Минска. Анкета (Приложение 1) состояла из 4 вопросов, направленных на изучение отношения детей младшего школьного возраста к процессу общения с родителями, мотивации общения и на выявление факта о том, сталкиваются ли дети с трудностями в общении со своими родителями.

Около 62% опрашиваемых на вопрос «любишь ли ты рассказывать родителям о школе, своих секретах?» ответили, что им нравится общаться с родителями, и родители часто интересуются их делами. В процессе общения с родителями школьники приобретают индивидуальный опыт взаимодействия с другими людьми, развивая для этого необходимые деловые, организаторские и личностные качества такие, как коммуникативность, взаимопомощь, взаимоуважение, сопереживание, умение слушать других и считаться с их мнением, высказывать свою точку зрения. Дети более открыты, инициативны, легче идут на контакт, активно принимают участие в совместной деятельности с другими ребятами.

Умение и желание общаться развивает у учащихся познавательную активность, стремление приобрести новые знания и умения в процессе общения как со взрослыми, педагогами, так и со сверстниками, способствует проявлению склонностей и интересов ребёнка в различных видах деятельности. Именно в процессе общения младший школьник имеет возможность самореализоваться и самоутвердиться, что в большой степени влияет на его дальнейшую социализацию в обществе.

Менее половины учащихся (38%) на этот же вопрос ответили, что родители редко разговаривают с ними о школе и других делах. Это свидетельствует о том, что родители уделяют мало внимания своим детям, что связано с большой занятостью современных родителей или другими причинами.

Около 30% младших школьников ответили, что родители учитывают их мнение при обсуждении различных проблем и позволяют принимать решение им самим. Это говорит о том, что родители воспринимают своих детей как личность, развивают в них такие качества, как самостоятельность, инициативность и уверенность. Однако более половине учащихся родители навязывают своё мнение, указывают, что и как делать.

Однако на трудности и нежелание общаться с родителями могут оказывать влияние и другие факторы. Например, неблагоприятное положение ученика в классном коллективе, при котором возникает состояние психологической изоляции. С ребёнком не хотят общаться из-за особенностей его внешнего вида или, возможно, из-за выдающихся способностей к учебной деятельности и др.

С другой стороны, на трудности в общении влияет и неблагополучная обстановка в семье ребенка, гипо или гипер опека родителей, неготовность к обучению, плохо развитая речь, негативное отношение учителя. Все эти факторы отрицательно влияют на социализацию детей младшего школьного возраста в классном коллективе.

В исследовании также был использован метод социометрии - процедуры, которая представляет собой вызванный исследователем акт выбора испытуемыми других членов группы для совместной деятельности, с целью выявления межличностных отношений в классном коллективе. Главная задача - выявить тех, кого выбирают и кого не выбирают для определения статусной структуры группы и её влияния на процесс общения в классе.

По результатам социометрии (Приложение 2) 2 человека в классе получили наибольшее количество выборов - четыре и более, это говорит о том, что они имеют в классе статус звезды и с этими детьми больше всего хотят общаться другие ученики. Около половины учащихся (16 человек) получили приблизительно одинаковое количество выборов (2-3) и имеют статус принятых в группе, 6 учеников получили два и менее выбора и занимают позицию непринятых. Отсюда следует, что психологическая атмосфера в классе достаточно благополучная, что создаёт основу для нормального общения и взаимодействия учеников.

Сравнивая результаты социометрии и анкетирования, нужно обратить внимание на то, что учащимся, которые занимают более высокий статус в классном коллективе, нравится общаться с родителями, и родители уделяют им больше внимания, они более уверенны в себе и общительны. Можно отметить и обратную тенденцию, ученики, занимающие более низкую статусную позицию в группе, в большей степени испытывают трудности в общении с родителями и проявляют нежелание общаться со своими сверстниками.

Таким образом, проведенное исследование показало, что большинство детей любят общаться с родителями, что способствует выработке у них коммуникативных навыков и умений, которые во многом определяют их дальнейшее развитие и адаптацию в обществе на последующих возрастных этапах, а также показало, что особенности родительского общения и взаимодействия могут обеспечить ребенку успех или неуспех среди других детей.

Воображение как психический познавательный процесс

Для изучения воображения в психологии разработано достаточно много методов и методик. Так, например для изучения воображения у детей дошкольного возраста используются следующие диагностические методики: « Неполные фигуры», «Рисунок»...

Исследование особенностей мышления умственно отсталых младших школьников

Общение младших школьников

Общение младших школьников

Тренинги. Для развития умений общаться у младших школьников рекомендуются следующие тренинги. Объект внимания. Каждому ребенку предлагается выбрать себе объект внимания, наблюдать за которым нужно незаметно...

Общение с родителями как фактор социализации младших школьников в детском коллективе

С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, увеличивается время, отводимое на обучение...

Общение с родителями как фактор социализации младших школьников в детском коллективе

При теоретическом рассмотрении особенностей внимания было определенно, что у детей младшего школьного возраста непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное. Все новое неожиданное, яркое...

Развитие внимания у младших школьников

Развитие памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории

Условия - по Ожегову - это правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности. Условие - это также обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь или обстоятельство, от которого что-нибудь зависит...

Формирование адекватной самооценки как условие успешности обучения младших школьников

Экспериментальное изучение мышления учащихся младших классов

Практическое исследование было проведено в МБОУ СОШ №1 г. Покров Для достижения цели и решения поставленных практических задач был проведен констатирующий эксперимент. Эксперимент (от лат. experimentum - проба...

Данная методика была разработана Т. Ю. Андрущенко и Г. М. Шашловой [Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М., 2000] для диагностики детско-родительского общения в период кризиса 6 - 7 лет и, по мнению авторов, позволяет выявить тенденции перестройки социальной ситуации развития и спрогнозировать варианты ее благоприятного или неблагоприятного становления уже на этапе школьного обучения. С нашей точки зрения, методика может быть вполне релевантна и за пределами кризиса 6 - 7 лет, например ее можно использовать и на семьях с детьми младшего школьного возраста.

При построении диагностической процедуры авторы исходили из представлений об общении как двустороннем процессе взаимной направленности действий людей, считая необходимым исследование обеих сторон коммуникативного взаимодействия.

Были разработаны два опросника следующей диагностической направленности:

  1. анкета-опросник для взрослых, направленная на выявление содержания общения родителей с ребенком («ОСОР-В»);
  2. тест-опросник для детей, выявляющий представления о содержании их общения с родителями («ОСОР-Д»), включающий беседу с ребенком.

Опросники построены на основе выделения и изучения основных видов содержания общения ребенка со взрослым при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту.

Показаниями к применению данных методик, по мнению ее авторов, могут выступать:

  • — диагностика социальной ситуации развития как показателя психологической готовности ребенка к поступлению в школу;
  • — оценка уровня актуального и прогноз уровня ближайшего коммуникативного развития;
  • — трудности возрастного развития дошкольника при переходе к младшему школьному возрасту (симптоматика кризисного поведения);
  • — межличностные конфликты, проявляющиеся в непонимании, отвержении дошкольника родителями.

Анкета-опросник «ОСОР-В» построена на десяти номинальных шкалах, каждая из которых состоит из четырех утверждений, касающихся определенного содержания общения взрослого с ребенком. Задание представлено в виде 40 закрытых утверждений. Психолог в процессе прямого опроса предлагает родителям четыре варианта ответов, отражающих меру того, как часто они во взаимодействии с детьми обсуждают ту или иную тему. Оценки фиксируются на специальном бланке, в котором имеется 40 пронумерованных клеточек. Для записи ответов используется 4-балльная шкала, с помощью которой испытуемые отмечают степень выраженности оцениваемого качества. Если та или иная тема, представленная в коммуникативном опыте взрослого, обсуждается с детьми часто, то в соответствующей графе листа ответов взрослый ставит два плюса: «++»; если обсуждается, но нечасто - один плюс «+»; если о чем-то говорят редко, то один минус «-»; если никогда - два минуса «- -». При обработке данных первоначально вычисляется алгебраическая сумма плюсов и минусов по каждой шкале. Окончательный - общий - результат представляет соотношение четырех выделенных авторами сфер содержания общения. Сфера «Быт» объединяет три шкалы; сфера «Познание» - две шкалы; сфера «Социальный мир» - две шкалы; сфера «Внутренний мир ребенка» - три шкалы.

  1. Сфера быт :
    • шкала удовлетворения витальных потребностей (ВП) ребенка - здоровья, гигиены, питания, безопасности;
    • шкала ситуативно-бытовых действий (СБД) - помощи по дому, домашних обязанностей, бережного отношения к домашним вещам, самообслуживания;
    • шкала формальных совместных занятий (ФСЗ) - совместных видов игры, конструирования, рисования, чтения, счета, письма, просмотра телепередач.
  2. Сфера познания:
    • — шкала содержания познания (СП) - законов природы, растений, животных, анатомо-физиологических сведений о человеке, информации об известных ученых, писателях, путешественниках и др.;
    • — шкала процесса познания (ПП) - способов самостоятельного изучения ребенком окружающих предметов и явлений, использования окружающих предметов и др.
  3. Сфера социального мира:
    • шкала формальной школьной действительности (ФШД), отражающая выполнение ребенком требований воспитателя (учителя), его детсадовские (школьные) отношения со сверстниками, участие в ходе организованных взрослыми занятий, выполнение их поручений, успехи, неудачи в детском саду (школе);
    • шкала норм социального взаимодействия (НСВ ), где обсуждается соответствие поведения правилам, этическим нормам с точки зрения того, что «хорошо», что «плохо», взаимоотношения людей, последствия асоциального поведения.
  4. Сфера внутреннего мира ребенка:
    • шкала мира мыслей ребенка (ММР) - особенностей представлений ребенка о тех или иных вещах, его мнений, взглядов по тем или иным вопросам, того, что и как он придумывает, сочиняет, способов решения тех или иных заданий, которые ребенок сам нашел;
    • шкала мира чувств ребенка (МЧР) - обсуждение переживаний, настроений ребенка и их причин, его отношения к людям (симпатии, антипатии) и др.;
    • шкала Я- концепции ребенка (ЯКР), касающаяся обсуждения перспектив общего развития ребенка, его представлений о себе, об изменениях, произошедших в нем за какой-то промежуток времени (каким он был и каким стал), отношении ребенка к себе.

Опросник позволяет получить информацию о специфике содержания общения 6 -7-летних детей с близкими взрослыми с позиции самих детей. Осуществить это с помощью прямого опроса очень сложно, поэтому использовалась непрямая (игровая) тех ника, заимствованная из теста «Диагностика эмоциональных отношений в семье». Процедура была модифицирована применительно к задачам исследования детских представлений о содержании общения с близкими взрослыми.

Материал для проведения обследования

Как и в «материнской» методике, сначала ребенок материализирует свою семью с помощью 20 фигур, представляющих людей различных возрастов (форм, величин), достаточно стереотипных для идентификации их с членами семьи ребенка. В наборе обычно присутствуют фигуры от дедушек и бабушек до новорожденных детей. Введена также фигура человека «Никто» с целью выявления содержания общения, которое отсутствует в семье. Каждая фигура снабжается коробочкой - «почтовым ящиком».

В комплект материала также входят напечатанные на карточках «письма» с короткими «посланиями», в которых отражено адаптированное для детей содержание различных коммуникативных ситуаций. Коммуникативные ситуации представлены в 40 «посланиях», которые соответствуют ранее описанным сферам содержания общения и отдельным шкалам.

Процедура проведения обследования

После установления контакта с ребенком психолог просит его рассказать о людях, с которыми он живет в своей семье. Далее с помощью специально создаваемой игровой ситуации испытуемый из всего набора фигур выбирает те, которые, по его мнению, представляют семью. Ребенку предлагается в дальнейшем обращаться к ним как к членам семьи. Затем рядом с каждой из выбранных фигур, изображающих членов семьи ребенка, ставится коробочка («почтовый ящик») и ребенку объясняется, что ему предстоит «посылать письма» своим близким. При этом ребенку показывают карточки и говорят, что они содержат «послания» и его задача положить каждое из них в ящичек той фигуры, к которой «послание» подходит больше всего. Если «послание» на карточке, по мнению ребенка, никому не подходит, то его надо отдать фигуре человека «Никто» (психолог вводит соответствующую фигуру). Если же ребенок считает, что послание подходит нескольким членам семьи, то данную карточку он должен отдать психологу.

Взрослый сам зачитывает детям «послания» с целью уточнения понимания ребенком содержания представленного фрагмента общения. Например: «…рассказывает мне о растениях и животных. Кто рассказывает тебе о растениях и животных? Давай ему отошлем это письмо. Если в твоей семье тебе никто не рассказывает об этом, то отдай это письмо фигуре «Никто». А может быть и так, что тебе об этом рассказывают сразу несколько человек, тогда отдай карточку мне, а я отмечу, что это письмо получили несколько человек».

Интерпретация результатов методики

При обработке результатов детского варианта опросника («ОСОР-Д») авторы предлагают рассматривать распределение внимания к тому или иному содержанию общения между членами семьи, а также соотношение коммуникативных ситуаций, отданных персонажу «Никто» и семье в целом.

Показатели, отражающие особенности содержания общения родителей с детьми, ранжируются. Предварительно рассчитываются средние арифметические баллы по каждой группе шкал (сфере содержания общения), которые затем располагаются в последовательности от большего к меньшему. Им присваиваются ранги от первого до четвертого. Меньшему значению ранга соответствует наибольшая степень выраженности в общении того или иного содержания общения. При этом появляется возможность выделить доминирующие сочетания тех или иных видов содержания общения. По итогам ранжирования у родителя определяется индивидуальное сочетание видов содержания общения, присутствующее в его реальном взаимодействии с ребенком. Эти данные сопоставляются с результатами детского теста-опросника, в котором аналогично, путем применения процедуры ранжирования, выявляется уже с точки зрения ребенка соотношение видов содержания общения, которое предлагают ему родители.

Текст опросника «ОСОР-Д»

Послания, предъявляемые ребенку

  1. Витальные потребности (ВП):
    • — этот человек говорит со мной о моем здоровье, болезнях;
    • — этот человек объясняет мне, что надо делать, когда я встречаюсь с опасностью;
    • — этот человек говорит мне, что и сколько надо есть;
    • — этот человек говорит мне, чтобы я умывался(лась), чистил(а) зубы, вставал(а) вовремя.
  2. Ситуативно-бытовые действия (СБД):
    • — этот человек говорит мне о том, чтобы я помог(ла) по дому: уб-рал(а) квартиру, вымыл (а) посуду и др.;
    • — этот человек говорит мне о том, чтобы я сам(а) одевался(лась) убирал(а) за собой вещи;
    • — этот человек напоминает мне о моих домашних обязанностях;
    • — этот человек говорит мне, чтобы я бережно и аккуратно относился (относилась) к домашним вещам.
  3. Формальные совместные занятия (ФСЗ):
    • — этот человек обсуждает со мной, что мы будем смотреть по телевизору;
    • — этот человек разговаривает со мной, когда мы вместе играем;
    • — этот человек говорит со мной, когда мы вместе или лепим, или рисуем, или конструируем;
    • — этот человек говорит со мной, когда мы вместе читаем или занимаемся счетом, письмом.
  4. Содержание познания (СП):
    • — этот человек рассказывает мне об известных ученых, писателях, путешественниках;
    • — этот человек рассказывает мне о том, как и почему изменяется природа;
    • — этот человек рассказывает мне о том, как устроен человек;
    • — этот человек рассказывает мне о растениях и животных.
  5. Процесс познания (ПП):
    • — этот человек отвечает на вопросы, которые я задаю;
    • — этот человек рассказывает мне, что можно смастерить из разного материала;
    • — этот человек объясняет мне, если я что-то не понимаю или не знаю;
    • — этот человек объясняет мне значения новых слов.
  6. Формальная школьная действительность (ФШД):
    • — этот человек расспрашивает меня о выполнении заданий воспитателя (учителя);
    • — этот человек интересуется проблемами моих друзей (одноклассников);
    • — этот человек расспрашивает меня о моих успехах, неудачах в детском саду (школе);
    • — этот человек расспрашивает меня о занятиях в детском саду (школе).
  7. Нормы социального взаимодействия (НСВ):
    • — этот человек говорит мне, что нельзя баловаться, врать, обижать маленьких;
    • — этот человек говорит, как надо вести себя в гостях, в детском саду (школе) и др.;
    • — этот человек ругает меня за плохие дела, хвалит за хорошие;
    • — этот человек рассказывает мне о людях честных и нечестных, справедливых и несправедливых.
  8. Мир мыслей ребенка (ММР):
    • — этот человек расспрашивает меня, что я думаю о разных вещах;
    • — этот человек интересуется моим мнением, взглядами по разным вопросам;
    • — этот человек обсуждает со мной то, что я сам(а) придумываю, сочиняю;
    • — этот человек расспрашивает меня, как мне удалось что-то выполнить, сделать, решить.
  9. Мир чувств ребенка (МЧР):
    • — этот человек говорит со мной о моих грустных или радостных переживаниях;
    • — этот человек расспрашивает меня о моем хорошем или плохом настроении;
    • — этот человек обсуждает со мной то, как я отношусь к людям: почему кого-то люблю, а кого-то не люблю;
    • — этот человек расспрашивает меня о том, что мне нравится делать, а что нет.
  10. Я-концепция ребенка (ЯКР):
    • — этот человек обсуждает со мной то, какой(ая) я есть и каким(ой) могу быть;
    • — этот человек говорит мне о том, как я изменился(лась): какой(ая) я был(а) раньше и какой(ая) стал(а) сейчас;
    • — этот человек обсуждает со мной, почему я доволен(льна) или недоволен(льна) собой, уважаю или не уважаю себя;
    • — этот человек расспрашивает меня, что я думаю о себе.

Инструкция

Уважаемые родители!

Вам предлагается список утверждений, касающихся различных ситуаций Вашего общения с детьми. Прочтите, пожалуйста, утверждения, данные ниже, и оцените каждое из них следующим образом:

«+ +» часто это обсуждаю;

«+» обсуждаю это, говорю об этом;

«-» редко говорю об этом;

«-» никогда не говорю об этом.

Здесь нет «хороших» или «плохих» ситуаций общения. Пожалуйста, отвечайте так, как это складывается у Вас в реальном взаимоотношении с ребенком. Очень важно, чтобы Вы оценили все утверждения.

Текст опросника «ОСОР-В»

  1. Обсуждаем вопросы самочувствия ребенка (жалобы на нездоровье, сон, необходимость лечебных процедур и др.).
  2. Обсуждаем реальную и возможную помощь ребенка по дому (уборка квартиры, мытье посуды и др.).
  3. В разговорах с ребенком планируем совместные просмотры телепередач.
  4. Разговариваем с ребенком об известных ученых, писателях, путешественниках и др.
  5. Рассказываем ребенку о тех или иных способах изучения окружающих предметов и явлений.
  6. Говорим о выполнении требований учителя (воспитателя).
  7. Обсуждаем последствия асоциального поведения людей (лжи, воровства, хулиганства и др.).
  8. Обсуждаем особенности представлений ребенка о тех или иных вещах.
  9. Говорим с ребенком о его переживаниях (грусти, радости, гневе и др.).
  10. В разговоре с ребенком обсуждаем возможные перспективы его общего развития.
  11. Говорим о реальных и возможных опасностях, с которыми сталкивается ребенок, их предотвращении.
  12. Говорим с ребенком о его самообслуживании (одеваться, содержать в порядке свои вещи, убирать за собой и др.).
  13. Разговариваем с ребенком в ходе совместных занятий конструированием, рисованием и др.
  14. Беседуем с ребенком об окружающей живой природе (растениях, Животных).
  15. Отвечаю на различные вопросы ребенка: почему? зачем? для чего? и др.
  16. В разговоре с ребенком интересуюсь проблемами его друзей (одноклассников).
  17. Обсуждаем поведение ребенка с точки зрения его соответствия правилам общения в гостях, детском саду, поликлинике, на прогулке и др.
  18. Обсуждаем с ребенком, что и как он придумывает, сочиняет.
  19. Разговариваем с ребенком о тех или иных людях, обсуждаем его отношение к ним: симпатию (любовь, привязанность и др.), антипатию (неприязнь, отвержение и др.).
  20. Обсуждаем с ребенком его представление о себе (или как об умном, красивом и др., или как о глупом, неряхе и др.).
  21. Говорим с ребенком о вопросах гигиены (уход за телом, своевременность физиологических отправлений и др.).
  22. Говорим с ребенком о выполнении им (ею) домашних обязанностей и поручений (выносить мусор, ходить в магазин, ухаживать за животными и др.).
  23. Разговариваем с ребенком, когда вместе с ним занимаемся чтением, счетом, письмом.
  24. Беседуем с ребенком по поводу сведений об анатомии и физиологии человека (части тела, основные органы, деторождение и др.).
  25. Обсуждаем попытки самостоятельного изучения ребенком окружающих предметов и явлений.
  26. Расспрашиваю ребенка о его участии в ходе учебных школьных (детсадовских) занятий, выполнении поручений в школе (детском саду).
  27. Обсуждаем поступки ребенка с точки зрения того, что «хорошо», что «плохо».
  28. Обсуждаем с ребенком его мнение, взгляды на те или иные проблемы.
  29. Подмечаем и обсуждаем в разговорах с ребенком то или иное его настроение.
  30. Подмечаем и обсуждаем изменения, произошедшие с ребенком за какой-то промежуток времени, соотносим, каким он был и каким он стал.
  31. Говорим с ребенком о вопросах питания (регулярность приема пищи, предпочтения в еде и др.).
  32. Говорим о бережном отношении ребенка к домашним вещам.
  33. Разговариваем с ребенком в ходе совместной игры (обсуждаем правила, использование игрушек и др.).
  34. Беседуем с ребенком о законах природы (сезонных изменениях, круговороте веществ и др.).
  35. Беседуем с ребенком по поводу использования различных окружающих предметов.
  36. Обсуждаем с ребенком школьные (детсадовские) успехи и неудачи (оценки взрослого, качество выполнения работы и др.).
  37. Обсуждаем взаимоотношения людей и поступки ребенка с точки зрения этических норм (честность, справедливость и др.).
  38. Обсуждаем с ребенком его способы решения того или иного задания.
  39. Обсуждаем с ребенком причины его переживаний.
  40. Обсуждаем с ребенком его отношение к себе (недовольство собой, гордость за себя и др.).

Ход родительского собрания

1. Вступительное слово

Уважаемые родители! У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех - это наши дети. Один из известных педагогов говорил, что дети - это наше будущее, правильное их воспитание - это наше счастливое будущее, плохое воспитание - это наше горе и слёзы».

Какими они вырастут, выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливы, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны. Я предлагаю вам сегодня поговорить о нашем общении с детьми.

Начнем мы с упражнения «Имя существительное». Инструкция: за 1 минуту необходимо записать как можно больше существительных, связанных с семьей.

Анализ: какие существительные названы в числе первых трех?

Если, например, муж, дом, ребенок, то это хорошо.

Вы знаете, что жизнь в семье невозможна без общения (между мужем и женой, между родителями и детьми) общение в семье демонстрирует отношения членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией, духовный контакт.

Все мы с вами прекрасно знаем, что дети особенно нуждаются в полноценном общении, поскольку общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка. Главное в установлении диалога – стремление к общим целям, совместное видение ситуации, ограничения совместных действий.

Родители, сколько времени в неделю вы проводите со своими детьми?

(РАЗДАТЬ АНКЕТУ РОЛЬ РОДИТЕЛЯ)

Можете ли вы? (варианты ответов: могу и всегда так поступаю – 3 балла; могу, но не всегда так поступаю-2 балла; не могу – 1 балл):

    В любой момент оставить свои дела и заняться ребёнком?

    Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?

    Признаться ребёнку в ошибке?

    Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?

    Поставить себя на место ребёнка?

    Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (добрый волшебник)?

    Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?

    Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

    Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?

    Выделить ребёнку один день, когда он может делать что пожелает, а Вы не будете ни во что вмешиваться?

    Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?

    Устоять против детских просьб и слёз, если Вы уверены, что каприз, мимолётная прихоть?

А теперь давайте посмотрим, какое количество баллов вы набрали:

Если вы набрали:

30 – 39 баллов: Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

18 – 30 баллов: Забота о ребёнке для вас – вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

    Менее 18 баллов: У вассерьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания сделать ребёнка личностью, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, ознакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

По результатам анкетирования вы теперь можете судить, какие вы родители. А теперь давайте посмотрим, что об этом думают дети, при подготовке к беседе я провела опрос среди ваших детей и пришла к такому выводу: анкета детей.

2. Работа над понятием - общение.

Так, что же такое общение? Как вы думаете?

Общение - это процесс взаимодействия родителя и ребёнка , направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, чувства, мысли, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности.

Итак, общение - это главное условие для развития и жизни человека .

Каким вы видите общение с вашими детьми? Встречаются ли трудности?

Не всегда порой мы знаем выход из сложившихся ситуаций. Мы живём в очень сложное время. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а мы часто пытаясь заработать на хлеб насущный, приходим домой уставшими, на общение часто уже не способными. Растёт стена непонимания недоверия, возникают конфликты. А по данным социального опроса установлено, что за сутки родители ребёнку уделяют всего 18 минут.

3. Знакомство со стилями общения

Психологи подразделяют несколько стилей общения.

а) Авторитарный стиль общения. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях родители очень категоричны и неуступчивы.Неудивительно, что ребёнку порой неуютно под их контролем. В общении с ребёнком они отдают приказы и ждут, что ребёнок в точности их исполнит. Закрыты для постоянного общения с детьми, устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения, позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми. Их такие дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, раздражительны. Девочки на протяжении подросткового возраста остаются пассивными и зависимыми. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

б) Либеральный стиль общения

Родители слишком высоко ценят своего ребёнка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всём.

В такой семье ребёнок слабо или совсем не регламентирует поведение. Детям предоставлен избыток свободы, т. е. руководство родителей незначительно, не устанавливается никаких ограничений. Поэтому такие дети склонны к непослушанию, агрессии. На людях ведут себя неадекватно и импульсивно, не требовательны к себе; лишь в некоторых случаях дети становятся сильными и решительными, творческими людьми.

в) Индифферентный стиль общения

Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребёнку приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее - участие и поддержку с вашей стороны. Родители не устанавливают никаких ограничений, безразличны к собственным детям, закрыты для общения, если безразличие родителей сочетается с враждебностью, то ребёнка ничто не удерживает, чтобы дать волю самым разрушительным импульсам и проявить склонность к поведению, отклоняющемуся от нормы.

Родители осознают важную роль в становлении личности, но за ним признают право на саморазвитие, осознают какие требования необходимо диктовать, а какие обсуждать. Открыты для общения, признают и поощряют автономию детей, допускают изменению своих требований в разумных пределах. Такие дети превосходно адаптированы, уверены в себе, развит самоконтроль, хорошо учатся, обладают высокой самооценкой.

Давайте посмотрим, какие чаще всего используются вами фразы, попробуем определить стиль общения.(в группах)

Фразы родителей:

1. Указание. (Убери игрушки, вымой посуду, сходи в магазин.)

2. Обмен информацией. (Как у тебя прошёл день? Как дела в школе? Какие оценки получил?)

3. Поощрение. (В твоём рисунке хорошо виден контур, гармонично подобраны краски! Молодец!)

4. Психологическая поддержка. (Постарайся выполнить аккуратно домашнее задание.)

5. Угроза. (Сейчас же наведи порядок в комнате, приду, проверю!)

Вывод: среди фраз, обращённых к детям, преобладают фразы, содержащие указания, иногда угрозу, реже обмен информацией, ещё реже поощрения и хвалу.

    Доверительность общения

Каким образом можно построить ваше общение и детей в семье, чтобы отношения становились доверительными?

Самое главное, никогда не воспитывайте в плохом настроении, оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях только хорошее, разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше доброй ссоры», в минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем это закончится?

4. Невербальное общение

Сейчас мы с вами много говорили об общении, все эти приёмы относятся к вербальному общению (беседы, похвала, пожелании и т. д.) Но в общении огромную роль играет невербальное общение.

Невербальное общение - это использование мимики, жестов, взгляда. К нему относится тактильное общение, т. е. телесное прикосновение - это похлопывание по плечу, поглаживание по голове, поцелуи, просто прикосновения. Ведь такое общение развивает в ребёнке все положительные качества: доброжелательность, спокойствие, удовлетворенность, чувство защищенности.

С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?

С каким лицом чаще всего общается ваш ребёнок?

Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?

Ведь очень часто мы не замечаем, а ребёнок нас копирует. И как мы разговариваем с ребёнком, так и он с нами. Повторяет вас интонацией, мимикой.

Давайте сделаем вывод , как же мы должны общаться с ребёнком?

Вывод. Чаще улыбайтесь, искренняя улыбка поможет снять недоверие, создаст благоприятную обстановку для общения, улыбающийся человек располагает себя к общению.

Теплота и мягкость обращения подбадривают, вселяют уверенность, способствуют развитию привязанности к родителям, друзьям, самому себе.

РАЗДАТЬ ПАМЯТКУ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ