Игра по трудовому воспитанию дошкольников. Дидактические игры по трудовому воспитанию своими руками. Игра «Что хочет делать Маша?»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ « ДЕТСКИЙ САД « ЗВЕЗДОЧКА»

П. ШКОЛЬНОЕ»

Дидактические игры

по трудовому воспитанию для детей средней группы.

Воспитатель Лещина Ю. В.

2015-2016 уч. г.

«Угадайте, что я делаю?»

Цель : Расширять у детей представление о трудовых действиях. Развивать внимание.

Ход игры

Воспитатель с детьми берутся за руки и встают по кругу. В центр круга входит ребенок. Все идут по кругу и говорят:

Что ты делаешь – мы знаем,

Поглядим и угадаем.

Ребенок имитирует трудовые действия, показывая их не только движениями, но и по возможности передает звуками.

Например:

  • Чистит пылесосом пол
  • Забивает гвоздь
  • Пилит
  • Едет на машине
  • Стирает
  • Несет ведро с водой
  • Протирает зеркало
  • Трет на терке

и т.д.

«Назови профессию»

Цель: учить правильно называть профессию человека по видам машин, управляемых этим человеком.

Ход игры

Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.

Например:

  • Трактор – тракторист
  • Машина «Такси» – шофер (таксист)
  • Экскаватор – экскаваторщик
  • Комбайн – комбайнер
  • Подъемный кран – крановщик
  • Поезд – машинист
  • Корабль – капитан
  • Самолет – летчик (пилот)
  • Космический корабль – космонавт
  • Пожарная машина – пожарный
  • Бульдозер – бульдозерист

и т.д.

«Угадай профессию»

Цель: расширять у детей представление о профессиях.

Ход игры

Воспитатель показывает детям карточки с изображениями предметов. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.

Например:

  • Сад – садовод
  • Цветы – цветовод
  • Пчела – пчеловод
  • Гаечный ключ – слесарь
  • Ведро и швабра – уборщица
  • Билет – кондуктор
  • Касса – кассир
  • Рубанок – столяр
  • Краска и кисть – маляр
  • Мастерок – штукатур
  • Кульман – инженер
  • Компьютер – программист
  • Шприц – медсестра
  • Огнетушитель – пожарный

«Кто где работает?»
Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных
профессий, как называется их рабочее место.
Воспитатель – в детском саду;
учитель – в школе;
врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;
повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.

«Кто это знает и умеет?»
Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями
должны обладать люди разных профессий.
Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.
Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.
Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.

«Кто это делает?»
Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.
Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.
Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.
Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т.п.

«Кто что делает?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.
Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…
Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…
Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т.д.

«Исправь ошибку»
Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.
Повар лечит, а врач готовит.
Дворник продает, а продавец подметает.
Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.
Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д.

«Для человека какой профессии это нужно?»
Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.
Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу.
Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворнику.
Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке.
Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… - парикмахеру и т.д.

«Кому что нужно для работы?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий.
Учителю - указка, учебник, мел, доска…
Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…
Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…
Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски... и т.д.

«Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»
Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.
Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.

«Кто больше назовет действий?» (с мячом)
Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.
Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.

«Продолжи предложение»
Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.
Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…),
Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…).
Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…)
Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.

«Кто на фото?»; «Найди и расскажи» (по фотографии)
Цель: закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада.
Детям предлагается назвать сотрудника детского сада (по фотографии) или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке: как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает?

«Нарисуем портрет» (речевой)
Цель: учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада.
Детям предлагается составить описательный рассказ (Кто это? Как выглядит? Чем занимается? и т.п.) о сотруднике детского сада по образцу, плану, алгоритму, используя фотографии, мнемотаблицы.

«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.
Если бы не было учителей, то …
Если бы не было врачей, то …
Если бы не было дворников, то…
Если бы не было водителей, то … и т.д.

Игра «Накроем стол для кукол».
Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетцицу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи).
Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

Игра «Угадай, что я делаю?»
Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры. Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В в центр круга выходит ребёнок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь – не знаем, Поглядим и угадаем.
Ребёнок имитирует трудовые действия не только движениями, нои (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т.д.
Дети угадывают действия.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида» пос. Усть-Омчуг

Консультация для педагогов:

«Использование

дидактических игр

в трудовом воспитании

дошкольников»

Подготовила: Соловей Л.А.

воспитатель II младшей группы

2016г.

"Самое большое богатство, которое отец может

оставить сыну в наследство, научить его трудиться".

К. Д. Ушинский

Проблема трудового воспитания детей является одной из приоритетных в дошкольном возрасте. Она направлена на формирование психологической готовности к труду, ответственному отношению к процессу труда и его результату. В дошкольном возрасте ребенка больше привлекает процесс труда, чем его продукт. Поэтому важно установить связь между трудом и игрой.

Основными видами игр, где дети знакомятся с трудом взрослых, являются:

· сюжетно – ролевая игра.

· театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника.

· дидактическая игра.

Сегодня я расскажу вам о дидактической игре. Дидактическая игра – игра обучающая.

Значение дидактических игр огромное т.к. они способствуют усвоению, закреплению у детей знаний, умений, навыков полученных в специально организованной образовательной деятельности, совместной деятельности взрослого и ребенка во все режимные моменты, развиваютумственные способности. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.

Дидактическая игра, как и все виды игр, развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь. Например, в дидактической игре «Кому это нужно?» в младших группах воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель усложняет задачу. Подбираются разные картинки с изображением предметов, например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети называют профессии, где могут использоваться эти предметы, для чего они нужны. Или попросить найти среди картинок предметы используемые в профессии врача и т.д.

Основной элемент дидактической игры – определяется целью воспитательного и обучающего воздействия. Дидактические задачи разнообразны: ознакомление с окружающим миром, знакомство с природой, знакомство с профессиями взрослых, с бытом людей. Систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разной национальности.

Еще раз повторюсь, что содержанием дидактической игры является окружающая действительность, то есть, природа, люди, их взаимоотношения, труд. Например: "Магазин", "Радио", "Что кому нужно для работы" и др.

В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:

1. Игры с предметами

2. Настольно – печатные игры

3. Словесные игры

Рассмотрим все эти виды по отдельности.

Игры с предметами

Здесь используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов.

Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, используются такие игры с предметами как "Собери набор парикмахера" (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди – дети выбирают из множества разнообразных предметов), "Строитель" (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке – игрушечные – кирпичик, кран, трактор). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например: Зачем строителю каска? Повару фартук и колпак? В младшем возрасте кукла используется для формирования у детей сенсорно-мотрных и элементарным трудовым навыкам (самообслуживанию).

Настольно – печатные игры

Виды настольно – печатных игр:

1. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре это нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задание усложняется. Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, даны 3 картинки с изображением Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля, дети должны выбрать две другие картинки.

2. Подбор картинок по общему признаку . Устанавливается связь между предметами. Например, "Что нужно доктору?", "Что нужно парикмахеру?", "Что есть в магазине", и т.д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.

3. Подбор картинок на запоминание состава, количества расположения картинок. Например, в игре "Отгадай, какую картинку спрятали?" Дети должны запомнить содержание картинок, а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный вид эффективно способствует развитию памяти.

4. Составление разрезных картинок и кубиков. Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могут быть на темы разнообразных профессий. Данный вид эффективно способствует развитию у детей логического мышления.

5. Описание, рассказ пор картинке с показом действий, движений. Задачи: развитие речи детей, воображения, творчества. Например, игра "Отгадай, кто это?" Ребенок изображает звук и движение задуманного.

Словесные игры

Дидактические игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх, дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т.к. в таких играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам. Дидактические словесные игры в основном используются в старшем дошкольном возрасте.

Таким образом, игра является важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников. И является неотъемлемым средством знакомства детей с профессиями взрослых.

1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н.В.Алешина.-М.: "Педагогическое Общество России", 2000.- 128с.

2. Программа обучения и воспитания в детском саду / Под ред. М.А. Васильево, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.- 5-е изд.испр.и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 208с.

3. Примерная основная образовательная программа

4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С.Пряжников.- Воронеж, 1996.

Дидактическое пособие для детского сада своими руками: Развесим бельё

Фомичева Наталия Альбертовна, воспитатель, МДОУ детский сад общеразвивающего вида №30 "Теремок", город Рыбинск Ярославской области.
Описание: Данная разработка будет полезна педагогам дошкольного образования, родителям. Дидактическое пособие будет интересно детям всех периодов дошкольного детства. Особенно эффективно и результативно в работе с малышами.
Цель: формирование сенсорно-моторных и элементарных трудовых навыков у детей раннего и среднего дошкольного возраста.
Задачи:
- Формировать операционные навыки трудовой компетентности детей.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать сенсорное восприятие.
- Стимулировать активность детей.
- Воспитывать желание трудиться, помогать взрослым.

Проблема трудового воспитания детей является одной из приоритетных в дошкольном возрасте. Она направлена на формирование психологической готовности к труду, ответственному отношению к процессу труда и его результату. В раннем возрасте ребенка больше привлекает процесс труда, чем его продукт. Поэтому важно установить связь между трудом и игрой.
Предлагаю Вашему вниманию игровое пособие «Развесим бельё».
Дидактическое пособие представляет собой миниатюрную деревянную сушилку для белья с двумя натянутыми между стойками верёвками.


Одежда вырезана из старых пластмассовых кубиков. Это кубики из крупного строительного материала. Как правило, такие кубики несложно найти в любой группе раннего возраста. Они уже испорчены от времени, выглядят не эстетично. Выкинуть вроде бы жалко - вот и пылятся где-нибудь на дне контейнера. Зато их стенки - прекрасный бросовый материал.
Во-первых, вырезанные из пластмассы изделия долговечны. Они не рвутся и не мнутся, прослужат долго.
Во-вторых, легко обрабатываются моющими средствами, а значит, гигиеничны.
В-третьих, имеют яркий цвет и необходимую цветовую гамму для изучения основных сенсорных эталонов.


Для пособия необходим комплект бельевых прищепок основных цветов. Манипулируя с ними, ребёнок приобретает операционные трудовые навыки, необходимые ему для самообслуживания.


Дидактическое пособие «Развесим бельё» поможет не только укрепить детям пальчики, развить моторику, но также выучить цвета и названия предметов одежды. Кроме того, это прекрасное пособие для трудового воспитания маминых помощников.
Предлагаю для игры стихи собственного сочинения:
Мы одежду постирали,
На верёвку вешать стали.
Чтоб помочь любимой маме,
Подберём прищепки сами.

Синие, зелёные,
Жёлтые и красные -
Для цветных прищепок
Все одёжки разные.

Нужно очень постараться,
Чтобы в этом разобраться!


игры для детей 3-5 лет.
Игра «Накроем стол для кукол».
Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетцицу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи).
Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.
Игра «Что хочет делать Маша?»
Цель. Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Ход игры Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла).
- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло (подставляет кукле называемые предметы).
- Как вы думаете, что она будут делать? (Стирать.) Правильно.
- А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшённая.)
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Детям показывают эти предметы (утюг, стопка кукольного белья – для глажения; ведро и лейка – для полива грядок и т.п.).
Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая детям угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш – подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.
Игра может быть усложнена: один ребёнок рисует предметы на доске (выкладывает картинки), а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.
Игра «Кому это нужно?»
Цель. Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры
Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью? Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.
При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, микроскоп, телескоп, и прочее. Дети называют профессию человека, который использует изображённый предмет в своём труде.
Игра «Выбираем работу»
Цель. Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызвать интерес к труду людей любой профессии.
Ход игры Воспитатель вместе с детьми встаёт в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:
Будем дружно подрастать В космонавты мы пойдём
И работу выбирать. И ракеты поведём.
(Дети имитируют звук работы двигателя и полёт ракеты, действуя по показу воспитателя).
В капитаны мы пойдём, (Дети показывают, как капитаны смотрят в бинокль.)
Корабли мы поведём.
В вертолётчики пойдём, (Дети бегут и делают круговые движения над головой.)
Вертолёты поведём.
Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия.
А мы в лётчики пойдём, В комбайнёры мы пойдём Мы в пожарные пойдём
Самолёты поведём. И комбайны поведём. И пожар тушить начнём.

Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»
Цель. Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.
Ход игры Воспитатель показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующую то или иное действие. Дети должны назвать это действие.
- Зачем нужно растениям? (Лейка.)
- Почему нужно кормить? (Птиц)
- Что нужно мыть? (Тарелка.)
- Что нужно чистить? (Ковёр)
- Что нужно стирать? (Платье.)
- Что нужно гладить? (Рубашка.)
- Что нужно печь? (Пирожки.)
- Что нужно менять? (Постельное бельё.)
- Кого нужно купать? (Ребёнка.)
Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее.
- Зачем засевают поля? (Зерно.)
- Зачем сажать? (Картофель?)
- Зачем опрыскивать? (Яблоня.)
- Зачем покупать в магазине молоко (хлеб, сосиски, фрукты)?
- Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку?
- Зачем делать еженедельную уборку квартиры?
- Зачем ухаживать за своим телом?

Дидактические игры по трудовому воспитанию детей.
Игры для детей 5-7 лет
Игра «Угадай, что я делаю?»
Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В в центр круга выходит ребёнок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь – не знаем, Поглядим и угадаем.
Ребёнок имитирует трудовые действия не только движениями, нои (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т.д.
Дети угадывают действия.
Игра «Что сначала, что потом?»
Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.
Ход игры Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.
1 Опрокинуть горшок, из него вынимают растение.
2 Мытьё горшка.
3 Укладывание камушков на дно горшка.
4 Насыпание в горшок песка (высота 1 см).
5 Насыпание в горшок поверш песка немного земли.
6 Отряхивание палочкой старой земли с корней растений.
7 Срезание загнивших корней.
8 Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землёй.
9 Уплотнение земли.
10 Установка горшка с растением на поддон.
11 Полив растения под корень.

Игра «Назови профессию»
Цель. Учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.
Ход игры Воспитатель называет машины и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.
Трактор – тракторист. Экскаватор – экскаваторщик.
Комбайн – комбайнёр. Машина – шофёр.
Бульдозер – бульдозерист. Самолёт – лётчик (пилот).
Космический корабль – космонавт.
Поезд – машинист.
Пожарная машина – пожарный.
Гоночная машина – гонщик и т.п.
Корабль – капитан.
Подъёмный кран – крановщик.
Игра «Угадай профессию»
Цель. Расширять представления детей о профессиях.
Ход игры Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.
Кролик – кроликовод. Телёнок – телятница. Овца – овцевод. Олень – оленевод. Виноград – виноградарь. Чай – чаевод. Хлеб – хлебороб. Сад – садовод. Цветы – цветовод. Пчела – пчеловод. Гаечный ключ – слесарь. Ведро и швабра – уборщица. Билет – кондуктор. Касса – кассир. Рубанок – столяр. Краска и кисти – маляр. Мастерок – штукатур. Молот и наковальня – кузнец. Огнетушитель – пожарный. Шприц – медсестра. Электропила – лесоруб. Рыбацкая сеть – рыбак. Зубоврачебное кресло – стоматолог. Доильный аппарат доярка и т.п.
Игра «Кому без них не обойтись?»
Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.
Ход игры Воспитатель называет предметы, а дети – профессию человека, которому он необходим. Например: ножницы, телефон, носилки, гвозди, кассовый аппарат, карандаш, кисть, поднос, звонок.
Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий. Например, канат нужен и спортсменам, и матросам, и строителям, и спасателям.

Игра «Накроем стол для кукол».

Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

Ход игры:

Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).

Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы-ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.

Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

Игра «Что хочет делать Маша?»

Цель . Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

Ход игры:

Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо):
- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.
Подставляет кукле называемые ею предметы.
- Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.)

В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья - для глажения; ведро и лейка - для полива грядок и т. п.).

Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш - подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.

Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.

Игра «Кому это нужно?»

Цель . Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.

При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, кульман, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети называют профессию человека, который использует изображенный предмет в своем труде.

Игра «Выбираем работу»

Цель . Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.

Ход игры:

Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:
Будем дружно подрастать
И работу выбирать.
В космонавты мы пойдем
И ракеты поведем.
(Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты,
действуя по показу воспитателя.)
В капитаны мы пойдем,
Корабли мы поведем.
(Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.)
В вертолетчики пойдем,
вертолеты поведем.
(Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.)
Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия.
А мы в летчики пойдем,
Самолеты поведем.
Первые две строки повторяются в начале каждого куплета,
дети на эти слова идут по кругу.
В комбайнеры мы пойдем
И комбайны поведем.
Мы в пожарные пойдем
И пожар тушить начнем.



Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

Цель . Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.

Ход игры:

Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие.
- Зачем нужно растение? (Лейка.)
- Почему нужно кормить? (Птичка.)
- Что нужно мыть? (Тарелка.)
- Что нужно чистить? (Ковер.)
- Что нужно стирать? (Платье.)
- Что нужно гладить? (Рубашка.)
- Что нужно печь? (Пирожки.)
- Что нужно менять? (Постельное белье.)
- Кого нужно купать? (Ребенок.)
Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее.
- Зачем засевать поля? (Зерно.)
- Зачем сажать? (Картофель.)
- Зачем опрыскивать? (Яблоня.)
- Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты)?
- Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку?
- Зачем делать еженедельную уборку квартиры?
- Зачем ухаживать за своим телом?

Игры для детей 5-7 лет

Игра «Угадайте, что я делаю?»

Цель . Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Ход игры:

Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь - не знаем,
Поглядим и угадаем.
Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т.д.
Дети угадывают действия.

Игра «Что сначала, что потом?»

Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.

  • Опрокинутый горшок, из него вынимают растение.
  • Мытье горшка.
  • Укладывание камушков на дно горшка.
  • Насыпание в горшок песка (высота 1 см).
  • Насыпание в горшок поверх песка немного земли.
  • Отряхивание палочкой старой земли с корней растения.
  • Срезание загнивших корней.
  • Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землей.
  • Уплотнение земли.
  • Установка горшка с растением на поддон.
  • Полив растения под корень.

Игра «Назови профессию».

Цель . Учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.

Ход игры:

Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.
Трактор - тракторист.
Машина - шофер.
Экскаватор - экскаваторщик.
Комбайн - комбайнер.
Подъемный кран - крановщик.
Поезд - машинист.
Корабль - капитан.
Самолет -летчик (пилот).
Космический корабль - космонавт.
Пожарная машина -пожарный.
Бульдозер - бульдозерист.
Гоночная машина -гонщик (пилот).
И т.д.

Игра «Угадай профессию».

Цель . Расширять представления детей о профессиях.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.
Кролик - кроликовод.
Теленок - телятница.
Овца - овцевод.
Олень - оленевод.
Виноград - виноградарь.
Чай - чаевод.
Хлеб - хлебороб.
Сад - садовод.
Цветы - цветовод.
Пчела - пчеловод.
Поле - полевод.
Гаечный ключ - слесарь.
Ведро и швабра-уборщица.
Билет - кондуктор.
Касса - кассир.
Рубанок - столяр.
Краска и кисть -маляр.
Мастерок - штукатур.
Кульман - инженер.
Молот и наковальня - кузнец.
Огнетушитель - пожарный.
Шприц - медсестра.
Электропила - лесоруб.
Рыбацкая сеть -рыбак.
Зубоврачебное кресло - стоматолог.
Доильный аппарат -доярка.
И т.д.

Игра «Кому без них не обойтись?»

Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Ход игры:

Воспитатель называет предмет, а дети - профессию человека, которому он необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл, сверло, электрокабель, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.