Новогодние приключения елки: истоки традиции наряжать ель. Откуда пошла традиция наряжать ёлку на Новый год? Когда стали наряжать елку

Сейчас сложно себе представить встречу Нового года без его символа — пушистой вечнозеленой красавицы ели. В канун этого замечательного праздника ее устанавливают в каждом доме, украшают игрушками, мишурой и гирляндами. Ароматный запах свежей хвои, вкус мандаринов - вот с чем ассоциируется новогодний праздник у большинства российских детей. Под елочкой детвора находит свои подарки. На утренниках вокруг нее водят хороводы, поют песни. Но так было не во все времена. Откуда на Руси появилась новогодняя елка? История традиции украшать ее на Новый год описана в данном материале.

Тотемное дерево язычников

Наши предки верили, что все деревья живые, в них обитают духи. В дохристианские времена в друидическом календаре кельтов есть день поклонения ели. Для них она являлась символом храбрости, силы, а пирамидальная форма дерева напоминала небесный огонь. Еловые шишки также символизировали здоровье, крепость духа. Древние германцы считали это дерево священным и поклонялись ему. Оно отождествлялось у них с Мировым Древом - источником вечной жизни, бессмертия. Существовал такой обычай: в конце декабря люди шли в лес, выбирали самое пушистое и высокое дерево, украшали его разноцветными лентами и делали различные подношения. Затем вокруг ели водили хороводы и пели обрядовые песни. Все это символизировало цикличность жизни, ее возрождение, начало нового, приход весны. У славян-язычников же, наоборот, ель ассоциировалась с миром мертвых и нередко использовалась в погребальных обрядах. Хотя считалось, что если разложить еловые лапы в углах дома или сарая, то это защитит жилище от бурь и гроз, а ее обитателей - от хворей и нечистой силы.

Новогодняя елка: история ее появления в Европе после Рождества Христова

Украшать ель в доме на Рождество первыми стали немцы еще в средние века. Появилась эта традиция в средневековой Германии неслучайно. Существует легенда, что святой апостол Бонифаций, ярый миссионер и проповедник слова Божьего, срубил дуб, посвященный богу грома Тору. Сделал он это для того, чтобы показать язычникам бессилие их богов. Срубленное дерево повалило еще несколько деревьев, а ель уцелела. Св. Бонифаций объявил ель священным древом, Christbaum (деревом Христа).

Также есть сказание о бедном лесорубе, который в предрождественскую ночь приютил у себя потерявшегося в лесу маленького мальчика. Он согрел, накормил и оставил у себя ночевать заблудившегося ребенка. На следующее утро мальчик исчез, а вместо себя оставил у дверей небольшое хвойное деревце. На самом деле под видом несчастного дитя к лесорубу приходил сам Христос и таким образом поблагодарил его за теплый прием. С тех пор ели стали главным рождественским атрибутом не только в Германии, но и в других европейских странах.

История появления звезды на макушке рождественской ели

Сначала люди украшали свои дома только веточками и большими еловыми лапами, в дальнейшем стали приносить целые деревья. Но намного позднее появился обычай наряжать новогоднюю елку.

История о появлении на елке звезды связана с именем основателя протестантизма — немца Мартина Лютера, главы бюргерской Реформации. Однажды, гуляя вечером в Сочельник по улице, Лютер загляделся на яркие звезды ночного неба. Их было так много на ночном небосводе, что казалось, будто они, как маленькие огоньки, застряли в верхушках деревьев. Придя домой, он украсил маленькую ель яблоками и горящими свечками. А на макушку дерева водрузил звездочку, как символ Вифлеемской звезды, возвестившей волхвам о рождении младенца Христа. Впоследствии эта традиция распространилась среди последователей идей протестантизма, а в дальнейшем и по всей стране. Начиная с 17-го века это ароматное хвойное дерево стало основным символом сочельника в средневековой Германии. В немецком языке даже появилось такое определение, как Weihnachtsbaum — рождественская ель, сосна.

Появление рождественской елки на Руси

История появления новогодней елки в России началась с 1699 года. Обычай устанавливать рождественскую ель появился в стране во времена царствования Петра I, в начале 18-го века. Российским царем был издан указ о переходе на новый счет времени, отчет летоисчисления начинался от даты Рождества Христова.

Датой начала будущего года стали считать первое января, а не первое сентября, как было ранее. В указе было также упомянуто о том, что знати перед Рождеством надобно украшать свои дома сосновыми и можжевеловыми древами и ветвями на европейский манер. Первого января также повелевалось запускать ракеты, устраивать фейерверки и наряжать здания столицы хвойными ветвями. После смерти Петра Великого эта традиция забылась, разве что питейные заведения в сочельник украшались еловыми ветками. По этим веткам (привязанным к колу, воткнутым у входа) посетители легко могли распознать находящиеся внутри зданий кабаки.

Возрождение петровских обычаев в первой половине 19-го века

История новогодней елки и традиция наряжать ее к святому празднику на этом не закончилась. Обычай ставить на елку зажжённые свечи, дарить друг другу подарки на Рождество получил широкое распространение в России во времена правления Николая I. Эту моду среди придворных ввела его супруга - царица Александра Федоровна, немка по происхождению. Позже ее примеру последовали все знатные семьи Петербурга, а затем и остальные слои общества. В начале 40-х годов в газете «Северная пчела» отмечалось, что «у нас входит в обыкновение праздновать канун Рождества» украшением заветной елки сладостями и игрушками. В столице, на площади у Гостиного двора, устраиваются грандиозные елочные базары. Если бедный люд не мог купить даже маленькое деревце, то знатные особы в этом соперничали между собой: у кого ель выше, пышнее, наряднее. Иногда в украшении зеленой красавицы использовались драгоценные каменья, дорогие ткани, бусы, канитель (тонкая серебряная или золотая нить). Елкой стало называться и само празднование, устраиваемое в честь главного христианского события — Рождения Христа.

История рождественской ели в СССР

С приходом к власти большевиков все религиозные праздники, в том числе и Рождество, были отменены. Рождественскую ель было принято считать буржуазным атрибутом, пережитком имперского прошлого. На несколько лет эта чудесная семейная традиция стала нелегальной. Но в некоторых семьях она все равно сохранялась, несмотря на запрет властей. Лишь в 1935 году, благодаря заметке партийного деятеля Павла Постышева в главном коммунистическом издании тех лет - газете «Правда», этому вечнозеленому дереву вновь вернулось незаслуженно забытое признание его как символа наступающего года.

Повернулось вспять колесо истории, и новогодние елки для детей стали устраиваться вновь. Вместо Вифлеемской звезды ее верхушку украшает красная пятиконечная звезда — официальный символ Советской России. С тех пор елки стали называться «новогодними», а не «рождественскими», а сами деревья и праздники - не рождественскими, а новогодними. В истории России впервые появляется официальный документ о нерабочих праздничных днях: первое января официально становится выходным.

Кремлевские елки

Но на этом не заканчивается история новогодней елки в России. Для детей в 1938 году в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, установили огромную многометровую елку с десятками тысяч стеклянных шаров и игрушек. С тех пор каждый год в этом зале стоит гигантская новогодняя ель и устраиваются детские праздники. Каждый советский ребенок мечтает попасть на Новогоднюю елку в Кремле. И до сих пор излюбленным местом встречи будущего года у москвичей является Кремлевская площадь с установленной на ней огромной, нарядно украшенной лесной красавицей.

Елочные украшения: тогда и сейчас

В царские времена елочные игрушки можно было съесть. Это были фигурные пряники, обернутые в разноцветную металлическую бумагу. На ветки также развешали засахаренные цукаты, яблоки, мармелад, золоченые орехи, бумажные цветы, ленты, картонные фигурки ангелочков. Но основным элементом елочного декора были зажженные свечки. Стеклянные надувные шары привозили, в основном, из Германии, стоили они довольно дорого. Сильно ценились фигурки с фарфоровыми головами. В России только в конце 19-го века появляются артели по производству новогодних изделий. Также делают ватные, картонные игрушки и фигурки из папье-маше. В советские времена, начиная с 60-х годов, началось массовое производство фабричных елочных игрушек. Эти изделия не отличались разнообразием: одинаковые «шишки», «сосульки», «пирамидки». Благо сейчас на полках магазинов можно встретить много интересных изделий елочного декора, в том числе с ручной росписью.

Откуда появилась мишура и гирлянды?

Не менее интересна история появления другой новогодней атрибутики: мишуры и гирлянд. Раньше мишуру изготавливали из настоящего серебра. Это были тонкие нити, наподобие «серебряного дождика». Существует красивый миф о происхождении серебряной мишуры. Одна очень бедная женщина, у которой было много детей, решила нарядить елку перед Рождеством, но так как на богатые украшения денег не было, убранство дерева получилось очень невзрачным. За ночь еловые ветки оплели пауки своей паутиной. Зная о доброте женщины, Бог решил вознаградить ее и превратил паутину в серебро.

В наше время мишуру производят из цветной фольги или ПВХ. Изначально гирлянды представляли собой длинные полоски, переплетенные цветами или ветками. В 19-м веке появилась первая электрическая гирлянда со множеством лампочек. Идею ее создания выдвинул американский изобретатель Джонсон, а воплотил в жизнь англичанин Ральф Моррис.

Истории про маленькую елочку для детей и их родителей

Для маленьких и больших детей написано много сказок, рассказов, смешных историй про новогоднюю елку. Вот некоторые из них:

  1. «Сказка о маленькой елочке», М. Аромштам. Трогательная и добрая история для малышей о маленьком деревце, которое наградили за желание приносить радость другим.
  2. Комиксы от четы Снегиревых «Кешка в погоне за елкой». Коротенькие, смешные истории про кота Кешку и его хозяина.
  3. Сборник стихотворений «Новогодняя елка». Автор - Аг Ятковска.
  4. А. Смирнов «Ёлка. Старинная забава» — перепечатанное на современный лад старинное издание рождественского лото 1911 года.

Более взрослым детям было бы интересно почитать «Историю новогодней елки» в книге Александра Ткаченко.

Обычай украшать новогоднюю елку пришел к нам из Германии. Существует предание о том, что начало традиции украшать елку положил немецкий реформатор Мартин Лютер. В 1513 году, возвращаясь домой в канун Рождества, Лютер был очарован и восхищен красотой звезд, усыпавших небесный свод так густо, что казалось, будто и кроны деревьев искрятся звездочками. Дома он поставил на стол елочку и украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о звезде Вифлеемской, указавшей путь к пещере, где родился Иисус.

Известно также, что в XVI веке в Центральной Европе в рождественскую ночь было принято ставить на середине стола маленькое деревце бука, украшенное сваренными в меду маленькими яблочками, сливами, грушами и лесными орехами.

Во второй половине XVII столетия в немецких и швейцарских домах уже был распространен обычай дополнять украшение рождественской трапезы не только лиственным, но и хвойным деревом. Главное, чтобы оно было игрушечной величины. Сначала маленькие елочки подвешивались к потолку вместе с конфетами и яблочками, и лишь позже установился обычай наряжать в гостевой комнате одну большую елку.

В XVIII-XIX веках традиция украшения елки распространилась не только по всей Германии, но и появилась в Англии, Австрии, Чехии, Голландии, Дании. В Америке новогодние елки появились также благодаря немецким эмигрантам. Вначале елки украшали свечами, плодами и сладостями, позднее в обычай вошли игрушки из воска, ваты, картона, а потом и стекла.

В России традиция украшения новогодней елки появилась благодаря Петру I. Петр, еще в молодые годы гостивший на Рождество у своих немецких друзей, был приятно удивлен, увидев странное дерево: вроде бы ель, но на ней вместо шишек - яблоки и конфеты. Будущего царя это позабавило . Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе.

В нем предписывалось: «...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых...».

После смерти Петра указ был подзабыт, а распространенным новогодним атрибутом елка стала лишь веком позже.

В 1817 году великий князь Николай Павлович женился на прусской принцессе Шарлотте, крещеной в православии под именем Александра. Принцесса убедила двор принять обычай украшать новогодний стол букетиками из еловых веток. В 1819 году Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце новогоднюю елку, а в 1852 году в Санкт-Петербурге в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала впервые была наряжена публичная рождественская елка.

В городах начался елочный ажиотаж: из Европы выписывали дорогие елочные украшения, в богатых домах устраивали детские новогодние утренники.

Образ рождественской елки хорошо вписался в христианскую религию. Елочные украшения, сладости и фрукты символизировали дары, принесенные маленькому Христу. А свечи напоминали освещение той обители, в которой останавливалось Святое семейство. К тому же на верхушку дерева всегда вешали украшение, которое символизировало Вифлеемскую звезду, взошедшую с рождением Иисуса и указавшую дорогу волхвам. В результате елка стала символом Рождества.

Во время Первой мировой войны император Николай II посчитал традицию украшения елки «вражеской» и категорически запретил ей следовать.

После революции запрет отменили. Первую общественную елку при советской власти устроили в Михайловском артиллерийском училище 31 декабря 1917 года в Петербурге.

С 1926 года украшение елки уже считалось преступлением: ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским. В 1927 году на XV съезде партии Сталин заявил об ослаблении антирелигиозной работы среди населения. Началась антирелигиозная кампания. Партконференция 1929 года отменила «христианское» воскресение: страна перешла на «шестидневку», запрещено было празднование Рождества.

Считается, что реабилитация елки началась с небольшой заметки в газете «Правда», опубликованной 28 декабря 1935 года. Речь шла об инициативе организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК компартии Украины Постышев. Сталин согласился.

В 1935 году был организован первый новогодний детский утренник с наряженной лесной красавицей. А в канун нового 1938 года в Колонном зале Дома союзов поставили огромную 15-метровую елку с 10 тысячами украшений и игрушек, ставшую с тех пор традиционной и называвшуюся позднее главной елкой страны. С 1976 года главной елкой стала считаться елка в Кремлевском Дворце съездов (с 1992 года - Государственный Кремлевский дворец). Вместо Рождества елку стали ставить на Новый год и назвали новогодней.

Сначала елки украшали по старинке конфетами и фруктами. Потом игрушки стали отражать эпоху: пионеры с горнами, лики членов Политбюро. Во время войны - пистолеты, десантники, собаки-санитары, Дед Мороз с автоматом. Им на смену пришли игрушечные автомобили, дирижабли с надписью «СССР», снежинки с серпом и молотом. При Хрущеве появились игрушечные трактора, початки кукурузы, хоккеисты. Затем - космонавты, спутники, персонажи русских сказок.

В наши дни появилось немало стилей украшения новогодней елки. Наиболее традиционный из них - украшение елки разноцветными игрушками из стекла, электрическими лампочками и мишурой. В прошлом столетии натуральные деревца начали заменять искусственными, некоторые из них весьма искусно имитировали живые ели и украшались обычным способом, другие были стилизованными, не требующими украшений. Возникла мода на оформление новогодних елок в определенном цвете - серебристом, золотистом, красном, синем, в моду прочно вошел минималистский стиль в оформлении елки. Неизменным атрибутом украшения елки остались лишь гирлянды из разноцветных огней, но и здесь на смену электрическим лампочкам уже приходят светодиоды.

Украшать дома ветками растений, которые никогда не сбрасывают свое «одеяние», начали еще до распространения христианства на территории Северной Европы. Считалось, что в ветвях деревьев живут духи, и, украшая дерево, их пытались задобрить. Возможно, для древних людей ветки хвойных деревьев символизировали вечную жизнь. Кроме того, считалось, что Солнце особенно благоволило вечнозеленым деревьям. Поэтому, встречая день зимнего солнцестояния, древние германцы украшали жилища ветвями ели.

Фото: www.globallookpress.com

Появление обычая ставить в домах ель в праздник Рождества Христова предание связывает с именем святого Бонифация (7-8 век). Считается, что проповедуя в Германии среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели. И святой Бонифаций назвал ель «деревом Младенца Христа». По-видимому, сначала ёлки устанавливались в праздник Рождества без украшений. А собственно обычай наряжать ель установился после Реформации в протестантских странах. Согласно самой известной из легенд, начало традиции украшать елку положил Мартин Лютер в 1513 году. Согласно преданию, именно немецкий реформатор в Рождественский Сочельник украсил верхушку ёлки звездой в память о Вифлеемской звезде.

В Россию обычай украшать ель на Рождество привез Петр I . Накануне 1700 года Петр повелел Новый Год отмечать 1 января (вместо 1 сентября). Тогда же указом Петра I было велено: «по улицам… перед воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых… стоять тому украшению января в первый день».

Однако в ту пору традиция наряжать ёлку не прижилась - возможно, связано это с тем, что на Руси еловыми ветками принято было выстилать путь покойного на погост, поэтому хвойное дерево не ассоциировалось с праздничным весельем.

Считается, что возродила традицию княгиня Александра Федоровна (немка по происхождению), ставшая женой русского царя Николая I. В 1818 году в Сочельник она повелела поставить в помещениях царского двора в Москве ели, украшенные конфетами и фруктами. После восхождения на престол Николая I традиция устанавливать ёлку под Рождество распространилась за пределы царской резиденции, а уже с конца 1840-х годов в Москве и Петербурге каждую зиму стали открываться ёлочные базары. При этом, по некоторым источникам, традиция всё равно приживалась достаточно трудно, и повсеместным украшением елка в России стала только в конце XIX столетия.

В советское время изначально ёлка не приветствовалась, так как «напоминала» о религии и Рождестве. Так, с началом гонений на православие в немилость попала и рождественская ель: ставить её в доме стало даже опасно. Но вот 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась статья под заголовком «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!» Сталин поддержал инициативу, а зеленая красавица вышла из опалы и стала символом наступающего нового года: были организованы ёлочные празднества, в магазинах появились ёлочные украшения. Так рождественская ёлка трансформировалась в новогоднюю (на её макушку в СССР надевали вместо Вифлеемской - пятиконечную звезду).

Сегодня хвойное дерево является неотъемлемым символом Нового года для большинства семей и неизменно ассоциируется с праздничным весельем, Дедом Морозом и подарками. Вместе с тем в рамках церковной символики зеленые красавицы являются одним из атрибутов праздничного украшения храмов к Рождеству.

Фото: www.globallookpress.com

Без нарядной ёлки в доме трудно представить Новый год и Рождество. Когда же появилась традиция ставить в домах и наряжать в новогодний праздник ель, и как эта традиция развивалась?

Еще первобытные люди относились к деревьям с уважением, считая, что в них переселяются души умерших и оберегают людей от злых сил, болезней и разрушительных погодных явлений - бурь, гроз. Ель с давних времен почиталась особо, считалась магическим деревом: древние люди считали это дерево любимицей бога - Солнца, которое позволяет ей всегда оставаться зелёной, в то время как лиственные деревья сбрасывают листву на зиму. Поэтому ель олицетворяла собой бессмертие, вечную молодость, а также была символом бесстрашия, верности, достоинства. Таким образом, традиция делать приношения ели, украшая ее ветви подарками, берет свое начало с незапамятных времен.

Новогодним, а затем рождественским деревом ель стала в Германии, где это вечнозелёное дерево издавна почитали как символ неумирающей природы и бессмертия. Выбору ели в качестве новогоднего дерева способствовал и её вечнозелёный покров, который позволял ей оставаться зелёной и в зимнее время. Ведь лиственные деревья, которые стоят зимой обнаженными, не могут символизировать своим видом бессмертие, возрождение. Другие хвойные деревья, кроме ели, тоже почитались и даже использовались в качестве новогоднего декора, но ель, кроме того, в отличие от той же сосны, пихты или можжевельника имеет удачную пирамидальную форму.

У древних германцев был обычай на Новый год идти в лес к выбранной заранее самой высокой и красивой ёлке и украшать её свечами и цветными тряпочками, а затем водить вокруг неё хороводы и петь обрядовые песни. Позже ёлки стали срубать и приносить в дома. Ёлочку ставили на стол, вешали на неё яблоки, сахарные изделия, прикрепляли к ветвям свечи.

После того, как германские народы крестились (приняли христианство), они не отказались от этого обряда, а придали ему новый смысл: ёлка стала рождественским деревом. Сейчас невозможно точно установить, когда и где ель впервые была использована в качестве рождественского дерева. Это событие произошло примерно в начале XVI века. В XVII веке вместо маленьких ёлочек, которые ставятся на стол, стали ставить в домах большие ёлки, а в начале XIX века высокие рождественские ели стали украшать площади немецких городов.

Ещё через полвека обычай установки рождественских елей перешагнул границы Германии и постепенно стал распространяться во всех странах Европы, а также в Америке.

Каждое из традиционных ёлочных украшений тоже имеет свою историю. Звезда, которая венчает верхушку рождественской ёлки, символизирует Вифлеемскую звезду - ту самую, которая загорелась над местом рождения младенца Иисуса. Эта звезда стала путеводной для жрецов-волхвов: они пошли к ней, когда она загорелась на восходе (востоке), чтобы поклониться рожденному «царю Иудейскому». И звезда привела их к месту, где находились Мария и Младенец Иисус. В нашей стране в советские годы, когда шла активная борьба с религией, рождественскую звезду заменили красной пятиконечной звездой, похожей на рубиновые звезды, венчающие башни Кремля.

Одним из непременных атрибутов рождественской ёлки поначалу были яблоки - символ плодов с Древа познания Добра и Зла. Позже на ёлку стали вешать сладости, орехи, фрукты, которые заворачивали в фольгу.

Время изобретения стеклянных ёлочных украшений точно неизвестно, но установлено, что произошло это в Германии, где уже в середине XIX века их производство приобрело массовый характер.

Большинство ёлочных украшений поначалу было съедобным. Кроме плодов, на ёлку вешали сахарные пряники и печенье. Они были призваны напоминать об обряде причащения, во время которого вкушают специальные хлебцы.

Нередко в магазинах под Новый год можно видеть искусственные ёлочки и венки, украшенные алыми ягодами. Это имитация ягод падуба остролистного, который растет в Западной и Южной Европе. Это тоже вечнозеленое дерево, ярко-красные ягоды которого висят на деревьях до февраля. Идея использовать их в качестве новогоднего украшения пришла к нам из кельтской традиции.

Свечи в качестве ёлочного украшения символизировали ангельскую чистоту. Легенда связывает украшение рождественской ели восковыми свечами с именем знаменитого немецкого реформатора Мартина Лютера. Кстати, ему же некоторые приписывают идею установки рождественской ели в доме. Согласно легенде, Мартин Лютер однажды в Сочельник шел домой через лес. Взглянув на небо, он увидел звёзды, ярко сверкавшие сквозь ветви елей. Эта картина напомнила ему о событиях ночи рождения Христа в Вифлееме. Лютер стал размышлять о безграничной любви Бога, пославшего в мир своего единственного сына Спасителем грешного человечества. Эти думы не покидали его и тогда, когда он вернулся домой, и он поделился ими со своими домочадцами. Для иллюстрации своих мыслей Лютер вышел в сад, срезал маленькую ёлочку, принес её в дом, прикрепил к ней свечи и зажег их. После этого случая каждый год на Рождество Лютер устанавливал в доме рождественское дерево с горящими на нем свечами как напоминание о благости Божией.

Огоньки свечей на пушистых ветвях смотрятся очень красиво, но это украшение чрезвычайно пожароопасно. Поэтому со временем горящие свечи уступили место электрическим гирляндам. Автор этой идеи - американский телеграфист Ральф Моррис. Нити сигнальных лампочек использовались на телефонных пультах, и Моррису пришла в голову мысль развесить подобные нити на рождественской ёлке. Это произошло в 70-х годах XIX века, а уже в 1895 году электрическая гирлянда украшала новогоднюю ель перед Белым домом в Вашингтоне. После этого традиция украшать рождественские ели электрическими гирляндами быстро распространилась по всему миру.

На первый взгляд, это простой вопрос. А когда начинаешь задумываться над поиском ответа на него, то открывается историческая бездна! Столь глубока эта тема!

Итак, откуда появилась традиция наряжать ёлку в Новый год?

На фотографии праздничная ёлка, установленная в центре города Мурманска.

Многим людям, наверное, кажется, что эта традиция была всегда. Однако, известно, что празднование Нового Года было введено в ритуал царём Петром I лишь в 1700 году, 1 января. До этого в России вообще не отмечался Новый Год , а отмечалось НОВОЛЕТИЕ , и отмечалось оно ежегодно 1 сентября.

По ходу этих раздумий у меня лично возник закономерный вопрос: зачем российскому царю понадобились такая реформа?

Известно, что в 1699 году совместно со священниками он сначала реформировал славянский календарь, сократив его на 5508 лет, а затем перенёс дату начала славянского круголета с 1 сентября на 1 января.

Первое, что приходит мне на ум: жители южных широт придумать такую традицию никак не могли! Если ключевые слова новогоднего праздника: мороз, снег, ёлка, …олень - то ясно одно: такая традиция могла появиться только на Севере, там где зимой холодно и лежит снег.

Второе, что приходит на ум - это вопрос: а почему в качестве «ритуального дерева» для празднества была избрана ель (в простонародии - ёлка ).

Вот что я нашёл на одном из сайтов в Интернете, который выполняет в настоящее время функцию «Коллективного Разума»:

«Традиция наряжать ёлку пришла к нам из Германии. А появилась она задолго до возникновения христианства. Древние германские племена наделяли природу божественными силами. Они верили в существование лесных духов . Также считалось, что на хвойных деревьях живут сверхъестественные существа , которые могут насылать метели, вызывать морозы, запутывать охотников. И особенно сильными эти духи становятся в длинные и тёмные зимние ночи. Поэтому, чтобы умилостивить лесных существ и попросить у них помощи, люди старались их задобрить. Ели, на которых якобы обитали духи, украшали плодами и различными лакомствами, жрецы произносили особые заговоры и совершали обряды. У некоторых племён ель была символом жизни, благотворных сил природы, так что обычаи эти были призваны обеспечить людям здоровье и процветание …» .

Очень замечательно всё подмечено и очень многое этот рассказ объясняет!

Ель действительно можно по праву считать символом жизни , потому что это одно из немногих деревьев, не впадающих в зимнюю спячку даже в лютые морозы !

Из-за особого химического состава древесных соков ели , процессы метаболизма протекают в её стволе и ветвях даже при очень низких температурах.

Вот, оказывается, откуда у древних людей было понимание и представление, что «на хвойных деревьях живут сверхъестественные существа, которые могут насылать метели, вызывать морозы, запутывать охотников» !

Тогда понятно, почему германские племена , будучи язычниками по вере , имели традицию украшать ели игрушками и подарками!!!

Справка: славянский термин «язычество» происходит от церковно-славянского «ıảзы́къ» , то есть «народ», «племя» . Соответственно«языческая вера» - это исконно народная вера .

Так ведь и славяне были изначально язычниками по вере , как и германские племена. Значит и на Русском Севере была когда-то такая жеязыческая традиция украшать живые ели возле своих домов!

Была традиция украшать живые ели , с живым духом внутри! А не мёртвые, срубленные, погубленные!

А во что превратилась эта традиция с течением времени?

Почему в России, что не символ, что ни ритуал , то обязательно «поклонение мощам» ???

Люди, ау! Одумайтесь, что вы творите из года в год?

Нужна вам ёлка как символ Нового года - так покупайте в качестве символа искусственную ёлку! Не губите ради одного дня то, что имеет срок жизни 300… 400, а то и 600 лет! К тому же пластмассовый символ ёлки не несёт в себе энергетику смерти !

Против обычая украшать в домах срубленные хвойные деревья в конце ХIХ века выступал и мой тёзка Антон Павлович Чехов, выразивший в пьесе «Дядя Ваня» (1898 год) следующие свои мысли: «Человек одарен разумом и творческою силой, чтобы преумножать то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал. Лесов всё меньше и меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен, и с каждым днём земля становится всё беднее и безобразнее». «Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи…»

И вот со времени написания этих слов прошло уже 118 лет, а ничего не поменялось!

Деревянные кресты для убиенных людьми ёлок, как это символично!!! Особенно в канун празднования Рождества!

В этом 2016 году моему родному городу Мурманску, который является столицей российского Заполярья, исполняется 100 лет!

Как было бы здорово, если бы в самом центре города на площади Пяти углов росла бы живая 100-летняя ёлка! Это если бы её посадили 100 лет назад, когда закладывали основание города.

При бережном уходе за этой ёлкой она жила бы этак лет 500-600, а может и больше!

Вот это была бы самая правильная традиция!

Вот её бы жители Мурманска и украшали бы всем городом! И хороводы бы вокруг неё водили в Новогоднюю ночь!

Это был бы истинно русский, славянский праздник!

Ну и в связи с этим у меня вопрос: а что мешает нашим городским и областным властям уже в этом году посадить прямо в центре города (и не только Мурманска!) настоящую живую ёлку? И потом ухаживать за ней, и украшать её ежегодно в канун празднования Нового года?

Мне кажется, эту идею совершенно несложно осуществить, и она может стать хорошей российской традицией!

Если вам понравился статья и блог, подписывайте в социальных сетях на новые статьи.