Занятие по ознакомлению с окружающим «Народные праздники на Руси. Русские народные праздники и обряды и их традиции для детей и взрослых Занятие праздники на руси старшая группа

Двунадесятый праздник православного календаря, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи, на десятый день Вознесения. Другие названия Троицы - день Святой Троицы, Пятидесятница, день Сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день православная церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов и чествует Святую Троицу. Событие, изложенное в новозаветной книге «Деяния святых апостолов», имеет непосредственную связь с учением о Троице – одним из основных положений христианской веры. Согласно этому учению, Бог существует в трех неслиянных и нераздельных лицах: Отца – безначального первоначала, Сына – логоса и Духа Святого – животворящего начала.

Страстная неделя

весна

Седьмая последняя неделя перед Пасхой, длиться 6 дней , начинающаяся с понедельника и заканчивающаяся в субботу перед пасхальным воскресеньем. Значение праздника - подготовка к Пасхе. Традиции на празднике: убираться в доме, обязательное купание, поминание предков, ставить качели, красить яйца, печь куличи. По верованиям народа, крашеные яйца обладают магической силой например, если положить скорлупу на огонь, то дымом от этого яйца можно исцелить человека от куриной слепоты, еще считают, что такое яйцо способно исцелить больной зуб. Приметы на этот праздник: если истопить в Великий четверг печь осиновыми дровами, то колдуны придут просить золы, петрушка, посеянная в Страстную Пятницу, даёт двойной урожай.

Народное название праздника Преображения Господня у восточных славян, празднуемый 19 августа , а еще до этого праздника запрещено есть яблоки и разные блюда из яблок, в праздник же надо наоборот - срывать как можно больше яблок и освящать их. Цель праздника - освящение яблок, проводы солнца на закате с песнями. У Яблочного спаса есть еще другое название - первые осенины, то есть встреча осени. Согласно традиции нужно угостить яблоками сначала всех родных и близких, потом сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков и только потом самим есть яблоки. Вечером, после праздника, все выходили на поле, чтобы с песнями вместе проводить закат солнца, а вместе с ним и лето.

Святки

зима

Славянский народный праздничный комплекс, отмечается с 6 января по 19 января . Святки перенасыщены различными магическими обрядами, гаданиями, приметами, обычаями и запретами. Цель праздника: народные гуляния, колядование, посевание, ряженье, эротические игры, ритуальные бесчинства молодёжи, гадания на суженого, хождение в гости, обряды на благополучие и плодородие. Поговорки праздника: на Святках волки женятся, от Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц грех - с охотником несчастье случится. Согласно народным верованиям, незаметное обычным глазом присутствие духов среди живых людей, давало возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.

Крещенский сочельник

весна

Этот праздник православной церкви принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан и совершается Великое водоосвящение. Также это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне или Крещение. Вкушается крещенская вода натощак, по ложечке, по чуть-чуть. Православные хранят ее в Красном углу, рядом с иконами. Кроме того, капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, неосвященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится.

Народно-православный праздник, отмечается 8 июля . Традиции праздника: купаться без оглядки, т.к. считалось, что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов и засыпают. После купальских игр определялись пары суженых, и этот день покровительствовал семье и любви, кроме того, в старину с этого дня и до Петра игрались свадьбы. Первый покос - день всякой нечисти такой как: ведьмы, русалки, оборотни и многие другие. Отмечается 8 июля (25 июня по старому стилю) . Пётр и Феврония - православные покровители семьи и брака. Согласно календарю восточнославянских народных праздников, соотносящемуся с православным, это день первого покоса. Считалось что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов, поэтому купаться уже было безопасно. В Российской Федерации с 2008 года 8 июля отмечается День семьи, любви и верности. Поговорки: впереди сорок жарких дней, после Ивана не надо жупана, коли в этот день идёт дождь, то будет хороший урожай мёда, свиньи и мыши сено едят - к худому покосу.

Традиционный праздник у восточных и южных славян, празднуется 2 августа . В традиции праздника входит: коллективные трапезы, заклание быка или барана. У праздника языческие корни, так как сначала это был праздник бога грома Перуна, но с принятием христианства у славян вместо образа Перуна возник образ Ильи - пророка, откуда собственно говоря и название праздника. Поговорки на празднике: Илья грозы держит, Илья словом дождь держит и низводит, Илья наделяет хлебом, не мечи на Илью копны - небесным огнём пожжёт. С Ильина дня, по народным преданиям, начиналось ненастье, а также запрещалось купаться.

Вербная неделя

весна

Шестая неделя Великого поста. Главные народные обряды недели связаны с вербой и выпадают на субботу и воскресенье. Есть легенда связанная с этой неделей, которая гласит, что некогда верба была женщиной, и у неё было столько детей, что женщина поспорила с самой Матерью-Землёй о том, что она плодовитее Земли. Рассердилась Мать-Земля и превратила женщину в вербу. На этом празднике существует верование - освящённая верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя - помочь при пожаре. Традиции праздника: освящение вербы, битиё вербными веточками, заклички весны.

Традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием. Дата празднования - в ночь с 6 января по 7 января . Значение праздника - поворот солнца с зимы на лето. Празднование - колядование, ряженье, святочные игры, гадания, семейная трапеза. По народному верованию, Мать-сыра-земля могла разверзнуться только из-за лжи, за ложной клятвы или из-за лжесвидетельства.

Масленица

весна

Славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом . Цель праздника - прощание с зимой. Традиции: печь блины, ходить в гости, устраивать застолья, кататься на санях и санках, наряжаться, сжигать или хоронить чучело Масленицы. Празднуется с мясопустной субботы по прощёное воскресенье. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота, со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы - поминальная.

Пасха

весна

Древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. Празднуется в первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта . Традиции: освящение крашеных яиц и куличей, приветственное целование. Большинство пасхальных традиций возникли в богослужении. Размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста- времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. В конце 19 века в России стало традицией отправлять тем родным и знакомым, с кем не сможешь христосоваться, на Пасху как основной праздник пасхальные открытые письма с красочными рисунками.

Праздник восточных славян, который начинается 14 сентября . Суть праздника - торжества по поводу приближения осени: накануне заканчивалось лето и начинался новый год. В этот день совершаются обряды: новоселье, засидки, возжигание огня, обряд пострига, похороны мух, предание о воробьях. Семёнов день считается счастливым, поэтому советуют справлять новоселье. Приметы: Семён лето провожает, бабье лето наводит; на Семёна - последняя гроза; на Семёна колосовые не убрали - считай пропали; если гуси улетают на Семён-день, жди ранней зимы.

Чистый понедельник

весна

Первый день Фёдоровой недели и Великого поста. В этот день все друг друга прощают и начинают день с чистой совестью и чистой душой. Это день очень строгого поста так же как и в последующие дни. Название праздника произошло от стремления провести первый день поста в чистоте. В этот праздник, во время первого великопостного Великого повечерия, начинают читать Великого покаянного канона св. Андрея Критского и другие покаянные молитвы. В конце 19 века, большая часть масляничных кутил, несмотря на строгий пост, в этот день "полоскали рот" или опохмелялись. Так как это день поста, то все, что можно съесть или выпить в этот день это: немного черного хлеба с солью и водой или несладким чаем. Молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», в дальнейшем будет возноситься во все дни Великого Поста.

Один из праздников восточных славян, празднуется 14 октября . Значение праздника - окончательное наступление осени, в этот день раньше отмечали встречу Осени и Зимы. В народе говорят, что с Покрова перестают бродить по лесам лешие(по-другому их называют лесными хозяевами). Накануне этого праздника, молодые деревенские девушки сжигают свои старые соломенные постели, а старухи сжигают свои старые, изношенные за все лето лапти. Русские люди, празднуя посвященные Богоматери дни, ждали от Неё помощи.

Православный праздник, отмечаемый 14 августа . Суть праздника - малое водосвятие. Традиции праздника - начало сбора мёда, его освящение и трапеза - «вдовьи помочи». Праздник празднуется в честь Происхождения древ Креста Господня в конце XIV в. Значение праздника - первый день Успенского поста. Медовый спас еще называют "Спасом на воде", это из-за малого водосвятия. По традиции, именно в этот день на Руси освящали новые колодцы и чистили старые. Называют этот праздник "Медовым спасом" из-за того, что в этот день пчелиные улья обычно наполнены до отказа и пасечники идут собирать медовый урожай.

Летний праздник языческого происхождения, празднуется с 6 по 7 июля . Праздник связан с летним солнцестоянием. Традиции: жечь костры и прыгать через них, водить хороводы, плести венки, собирать травы. Начинается праздник накануне вечером. Название праздника произошло от имени Иоанна Крестителя(эпитет Иоанна переводится как «купатель, погружатель»). Главной особенностью Ивана Купалы являются очищающие костры, для того чтобы очиститься от находящийся внутри человека нечисти, он должен бы прыгать через эти костры.

Красная Горка

весна

Весенний праздник у восточных славян, который отмечается в первое воскресенье после Пасхи . В этот день празднуются: весенние девичьи хороводы, трапеза с яичницей, молодёжные игры. Красная горка символизирует полный приход весны, именно этим праздником встречают эту пору года. Кроме того что Красная горка символизирует приход весны, праздник символизирует еще встречу парней и девушек, потому что весна - это начало новой жизни для всей природы. На празднике Красной горке есть одна пословица, которая гласит: "Кто на Красной горке жениться, тот вовек не разведется."

Светлана Зубова

старшая группа

подготовила воспитатель старшей группы МБДОУ «Ровеньский детский сад «Радуга» Зубова С. Д.

Цель : развитие ценностного отношения к родной культуре.

Задачи : образовательные – формировать представление о праздниках на Руси (Покрова, Рождество, Масленица, Сорок святых) об обычаях и традициях нашего народа , познакомить с русскими традициями праздников , истории появления;

Развивающие – развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа , развивать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания;

Воспитательные - прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа , приобщая к истокам духовной культуры.

Ход занятия.

В.: Ребята, в какой стране мы живем?

Д.: в России.

В.: А как называют людей, которые живут в России?

Д.: Россияне, русские.

В.: Раньше Россию называли Русь, вот от этого слова Русь и стали называть на Руси русский народ . Очень давно жили наши с вами предки – это кто?

Д.: Прабабушки, прадедушки.

В.: Русский народ жил своим трудом : они пахали землю, шили одежду, шапки, вязали платки, валяли валенки, делали украшения, игрушки из глины, вырезали деревянную посуду, матрешек.

Кто очень хорошо выполнял свою работу, называли мастерами своего дела. Своё мастерство они показывали на ярмарках, продавая свои изделия. На ярмарках мастера обменивались опытом.

(Предлагаю рассмотреть выставку народных изделий .)

В.: Наш русский народ очень любил русские народные сказки . А какие русские народные сказки знаете вы , ребята?

Д.: Дети называют знакомые им сказки.

В.: А ещё наш народ очень любил праздники , поэтому они слагали песни, частушки, прибаутки. Ребята, а вы любите праздники ?

В.: Наш русский народ всегда почитал праздники и праздновали их по особенному – водили хороводы, затевали игры, пекли вкусные пироги и угощали всех гостей. Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в путешествие народных праздников . Давайте вспомним Какие русские народные праздники знаете вы ? Я буду показывать вам картинки, а вы будете называть праздник .

Русский народный праздник Покров . А что это за праздник Покров ? В какое время года этот праздник .

Д.: Высказывают свои версии.

В.: С наступлением холодов девушки и женщину одевали на голову платок. Земля покрывалась

снегом – снежным покрытием, как покрывалом. Этот праздник так называется потому, что в этот день всегда выпадает первый снег, как покрывалом белым покрывает землю. Это означает , что скоро придет матушка-зима. В праздник Покрова русский народ устраивал известны в народе Покровские ярмарки . Там товару всякого видимо-невидимо. Красивые платки, разноцветные шали всегда радовали покупателей. Посмотрите какие красивые шали. А сейчас мы с вами поиграем в игру, в которую играла молодежь в этот праздник . Игра называется «Облупа» (Дети встают в круг и закрывают глаза. Водящий выводит в круг ребенка и закрывает его шалью. Дети открывают глаза и угадывают кто спрятан под шалью. Кого отгадали, тот и становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза)

В. Путешествие наше продолжается. (ВОЕТ ВЕТЕР, МЕТЕЛЬ) В какое время года мы с вами ребята попали.

В.: Какие вы знаете зимние праздники :

Д. ответы детей.

В этот день родился Иисус Христос – Спаситель Мира. Ночь накануне Рождества

6 января считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос. В эти дни принято ходить в гости к родителям, а также крестникам к крестным. Люди обмениваются подарками, ведут беседы за богато накрытым столом. А вечера принято проводить дома, у вертепа и наряженной елочки, вести приятные беседы, читать детям сказки, рассказывать им о том, как отмечают рождество в других странах, и, конечно же, попивать горячий чай. Рождественские народные гулянья во многом напоминают веселье в Масленицу. Только вместо блинов людей угощают праздничной коврижкой , а вместо того, чтобы водить хороводы, поют колядки. КОЛЯДКИ – специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Мало, кто знает сейчас эти песни. Я предлагаю вам, вспомнить несколько колядок, они нам ещё пригодятся.

Сеем, сеем, посеваем,

С Рождеством вас поздравляем!

Открывайте сундучки,

Доставайте пятачки!

Открывайте крынки,

Подавайте полтинники!

Коляда! Коляда!

Подавай пирога.

Сеем, сеем, посеваем,

С новым годом поздравляем!

Счастье будет вам горой!

Урожая воз большой!

Колядующие разбрасывали по дому овес, пшеницу, желая богатства, плодородия. А хозяева одаривали, угощали гостей.

В.: Молодцы ребята. А сейчас какое время года? И какие весенние праздники вы знаете ?

Д.: ответы детей.

В.: Правильно Масленница. Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо - голубым, а солнце - ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья . Назывался этот праздник - Масленица . Веселый и разгульный, длился он целую неделю : ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника - это блины , древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла. Главная участница Масленицы - большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" - сжигают чучело, изображающее Масленицу. Масленица, прощай! А на тот год приезжай! Масленица, воротись! В новый год покажись! Прощай, Масленица! Прощай, красная! Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили : "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили :"Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Игра «Плетень»

Всех участников делят на две команды и выстраивают в две шеренги друг напротив друга.

Участники заплетают «плетень» – берутся за руки через одного, перекрестно.

Участники первой команды шагают навстречу другой команде, которая в это время стоит на месте, и говорят : «Машу все мы поздравляем и здоровья ей желаем!» . Вторую половину фразы они говорят, шагая назад. То же делает потом другая команда. Затем все выстраиваются в затылок и идут за ведущим, который старается идти так, чтобы все запутались. Как только ведущий хлопает в ладоши, обе команды становятся на свои места и снова заплетаются в «плетень» .

Обычно после этого появляются «лишние» руки.

Игра-развлечение «Ручеек»

Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода - эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка» . И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется - чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.

Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная .

В : Мы продолжаем разговор о традициях и праздниках русского народа . Хотите узнать о еще об одном старинном русском празднике , об угощении, которое готовилось в этот праздник . Посмотрите, пожалуйста, на доску (изображение - жаворонок) .

Как называется эта птица? (ответы детей) . А ведь это не просто птица-это память о погибших воинах. В марте есть народный христианский праздник , посвященный жаворонку. 22 марта - «Сороки» . Почему Сороки? (Демонстрация иллюстраций : воины Древней Руси ) . Очень- очень давно, один из военачальников приказал отряду из 40 храбрых воинов принести в жертву богам одного из них. Воины отказались это сделать и тогда всех воинов убили. А своих солдат – защитников всегда любил народ , и стали верить люди в то, что не погибли 40 воинов дружины, а превратились в жаворонков. В этот день - 22 марта вспоминают всех погибших воинов.

А хозяйки пекли особые постные булочки – «жаворонков» , с распростертыми крылышками, как будто летящих, да еще с хохолками. Постное угощение раздавали детям.


Как и на всех русских праздниках на Сороки дети водили хороводы, играли в игры.

В :А сейчас мы с вами поиграем в новую игру, которая называется «Жаворонок» .

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдёт,

Будет весел целый год.

Потом играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладёт его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком» .


В.:Ребята, а теперь расскажите мне, почему этот праздник называют «Сороки-Жаворонки» ? Что символизирует жаворонок? Что пекли хозяйки в честь этого праздника ? Какие традиции люди соблюдают в этот праздник ? Что вы узнали из легенды, которую я вам рассказала?

Светлана Климова
Образовательная деятельность для детей подготовительной группы «Народные праздники на Руси»

Конспект НОД в подготовительной группе .

Выполнила : воспитатель Климова С. С.

«Народные праздники на Руси »

Беседа с детьми о русских народных праздниках (с использованием мультимедиа) .

Цель : Создать мотивационную ситуацию для формирования представлений детей о ценностях народной культуры .

Образовательные задачи : заинтересовать детей какие бывают праздники на Руси (Рождество, Святочные гадания, Коляда, Сороки, Жаворонки, об обычаях и традициях нашего народа , познакомить с русскими традициями праздников , истории появления.

Развивающие задачи : развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа , развивать речь детей , совершенствовать навыки связного высказывания.

Воспитательные задачи : прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа , приобщая к истокам духовной культуры, воспитывать желание, дарить близким людям и своим друзьям подарки.

Словарная работа : обычай, благая весть, коляда, козули, святки, ряженые, колядовщики.

Используемый материал : русская изба где осуществляется ООД, народные костюмы , слайды с изображением праздничных гуляний на Рождество, Коляда, Сороки, Жаворонки, календарь народных праздников , тихая музыка, «Звон колоколов» , цветные карандаши, бумага.

Методы и приемы : игровой момент, художественное слово, просмотр слайдов, беседа, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.

Предварительная работа : учение наизусть колядок, стихов о народных праздниках , разучивание русских народных игр , картинки, открытки, чтение художественной литературы.

Область применения : непрерывная образовательная деятельность с детьми .

Формы и методы реализации : беседу с детьми о русских народных праздниках я решила провести в форме телепередачи, т. к это способствует созданию атмосферы психологического комфорта и заинтересованности детей , непринужденному общению между детьми и взрослым.

Методы и приемы : наглядный метод (слайды народных праздников , словесный метод (беседа о традициях, обрядах на Руси , практический метод (рисование праздничных открыток , прием эмоциональной заинтересованности (интервью ребёнка, использование звуковых эффектов (колокольчики) .

Воспитатель : предлагает детям отправится в необычное путешествие «Историю праздников на Руси » . (Слайд 1)

На Руси люди очень любили и любят праздники . С удовольствием готовились к приходу гостей. В гости ходили целыми семьями, встречали поклонами, здоровались, а с самыми близкими целовались. Любили и любят угощать гостей сытно и вкусно. Говорили : «Угощайтесь, чем Бог послал» , «Не красна изба углами, а красна пирогами» ,

«Не обижайте хозяина, отведайте наши кушанья» . Пели песни, плясали.

Ребята, вы любите праздники ? (ответы детей )

Почему? (ответы детей )

Какие вы знаете праздники ? (ответы детей )

Воспитатель : Молодцы, я была уверена, что вы знаете много праздников , которые известны со времен наших предков. А кто такие предки? (ответы детей ) Я с вами согласна, но можно я ещё вам немного расскажу о них. Наши предки – это русские люди, они всегда почитали праздники , вот только праздновали их немного иначе , не как мы, современные люди. В старину все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на лужайках, на улицах, в поле. Под музыку народных инструментов : балалайки, гармошки водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи , а также церковные таинства, обряды и праздники . На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни , обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. (Слайд 2) Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды (показывает иллюстрации, по-особенному готовили праздничное угощение . Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили, повсюду был слышен праздничный звон колоколов . Послушайте звон колоколов. (Звучит запись звона колоколов) . (Слайд 3) Ребята, я вам тоже приготовила колокольчики (дети подходят к столам, берут колокольчики, предлагаю исполнить свой колокольный звон. Вот видите, работа звонаря необычна и требовала много умения и музыкального слуха. Как вы думаете, какой праздник изображен на этих иллюстрациях? (Ответы детей ) . На пороге большой христианский праздник – Рождество . (Слайд 4) Один из самых известных и любимых праздников . А почему этот праздник так называется ? (Ответы детей ) .

Послушайте мою историю.

(Выключается свет, зажигаются свечи, звучит тихая музыка. Воспитатель садится за стол, на котором горит свеча. Дети садятся рядом полукругом.) Воспитатель : Рождество - это религиозный праздник . Само слово Рождество говорит о том, что кто - то родился. Рождение ребенка – это всегда благая весть. По библейской легенде 7 января у Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме родился Иисус Христос – Сын Божий.

Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлеемская звезда. Рождество - праздник верующих в Христа . Это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия.

Прочтение стихотворения «Рождество» Г. Лонгфелло.

Кругом рождественская мгла.

Во мгле гудят колокола,

И с ними в лад

Слова звучат :

«Мир на земле и счастья всем!» .

Я чувствовал, как в этот день,

Жизнь городов и деревень,

Объединив, звучит призыв :

«Мир на земле и счастье всем!»

Ребята, что вы ждёте от этого праздника (ответы детей )

Воспитатель : Правильно, это подарки близким и друзьям; открытки, сладости, сувениры.

Воспитатель : Наши дедушки и бабушки очень любят этот праздник - Рождество Христово. Называют его еще зимние святки. Святки - это от слова «святой» . (Слайд 5)

В этот праздник славили , хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. Парни и девушки рядились в животных : козу, медведя, в нечистую силу : Бабу-Ягу, кикимору и др. Группами они ходили по домам , поздравляли с праздником , желали наилучшего специальными песенками - колядками.

Я знаю, что вы подготовили колядки . Прочтение наизусть колядок детьми.

Коляда, коляда.

Накануне Рождества,

Тетенька добренька

Пирожка-то сдобненька.

Не режь, не ломай,

Поскорее подавай!

Маленьких хлопчик

Сел на снопчик,

В дудочку играет

Коляду потешает.

Авсень, Авсень,

Завтра новый день!

Не стой у ворот,

Завтра Новый год!

Воспитатель : Колядующие непременно получают что-то съедобное : сладости, орехи и особые обрядовые печенья, их называли козули – их обязательно готовили в каждом доме на этот случай. Эти фигурки из теста надо съесть тут же, загадав желание.

(Слышится веселая песенка кладовщиков.) Воспитатель : Слышите и к нам идут ряженые, давайте встретим их. Входят колядовщики : Медведь, Коза, Цыганка поют песенку. (дети, на голове атрибуты персонажей) .

Коляда, коляда,

открывай ворота,

Кто даст пирога

Тому полон хлев скота,

овин с овсом.

Жеребца с хвостом.

Сеем веем посеваем

с Новым годом поздравляем.

Воспитатель : Здравствуйте, люди добрые. Вот вам угощение : сыр да печенье, пряники, конфеты. Дети угощают ряженых конфетами.

Воспитатель : А давайте поиграем в русскую народную игру , которая называется «Иван»

В этой игре используется специальная считалка для выбора водящего :

Иван с косой,

Не ходи босой,

А обутый ходи,

Себе лапти сплети.

Если будешь ты обут -

Волки, лисы не найдут,

Не найдет тебя медведь,

Выходи, тебе гореть!

Остальные играющие называют себя различными зверями, кто волком, кто медведем, кто лисой, кто зайцем и т. д. «Иван-косарь» берет в руки палочку или другой предмет, символизирующий «косу» , и делает движения, как при косьбе.

«Звери» переговариваются с ним :

Иван-косарь, что ты делаешь?

Траву кошу.

А зачем косишь?

Коров кормить.

А зачем коровы?

Молочко давать.

А зачем молочко?

Сырцы делать.

А зачем сырцы?

Охотников кормить.

А зачем охотников кормить?

В лесу зверей ловить!

«Звери» быстро разбегаются кто куда, а «Иван-косарь» бежит их искать и ловить. Поймав кого-нибудь из «зверей» , он должен отгадать, какой это «зверь» . Если отгадает, пойманный выбывает из игры, а «Иван-косарь» ищет остальных спрятавшихся «зверей» .

Масленица - один из любимых народных праздников русского народа , который из века в век передаёт состояние широкой русской души, традиции и обычаи Россиян. Масленица – последний зимний, один из самых любимых и долгожданных в народе праздник , провожающий снега да морозы и встречающий весну. Масляная неделя не имеет строго отведенного срока празднования и выпадает то на конец февраля, то на начало марта.

Масленицу на Руси называли честной , широкой и веселой. И всегда с нетерпением ждали ее наступления.

Масляная неделя насыщена обычаями и традициями! И для каждого дня они свои.

(Слайд 8,9) . Хотите узнать о еще об одном старинном русском празднике , об угощении, которое готовилось в этот праздник . Посмотрите, пожалуйста, на слайд (изображение - жаворонок ) . Как называется эта птица? (ответы детей ) . А ведь это не просто птица-это память о погибших воинах. В марте есть народный христианский праздник , посвященный жаворонку.

22 марта – «Сороки» . А почему Сороки? (Демонстрация иллюстраций : воины Древней Руси )

Воспитатель рассказывает детям русскую народную былину . Очень- очень давно, один из военачальников приказал отряду из 40 храбрых воинов принести в жертву богам одного из них. Воины отказались это сделать и тогда всех воинов убили. А своих солдат – защитников всегда любил народ , и стали верить люди в то, что не погибли 40 воинов дружины, а превратились в жаворонков. В этот день - 22 марта вспоминают всех погибших воинов.

А хозяйки пекли особые постные булочки – «жаворонков» , с распростертыми крылышками, как будто летящих, да еще с хохолками. Постное угощение раздавали детям. (Слайд 10)

Как и на всех русских праздниках на Сороки дети водили хороводы, играли в игры.

Ребята, вставайте в круг поиграем в игру «Жаворонок.

По считалке выбирается «жаворонок» . В руке у него колокольчик.

Он входит в круг, который образует играющие , и бегает в нём. Все говорят :

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдёт,

Будет весел целый год.

Потом играющие закрывают глаза.

«Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладёт его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком» .

Воспитатель : дети, кто мне из вас напомнит, о каком празднике я ещё не говорила (ответы детей ) . Да– это Пасха. Пасха, день Воскресения Христова – самый главный праздник Православной Церкви . Именно в нем заключается основной смысл Православной веры - сам Бог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха. Пасха – это праздник праздников !

(Слайд 11, 12)

Итог : Воспитатель : вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Пришло время возвращаться в настоящее. Звучит музыка колокольчиков (Слайд 13) Ребята, хочу услышать ваше мнение о нашем путешествии. (ответы детей ) Как вы будете отмечать народные праздники ? Какие добрые, теплые слова вы будете говорить своим близким? Какие вы будете дарить подарки друзьям? (ответы детей , нарисуем поздравительную открытку своим друзьям и близким. К какому празднику вы будете рисовать открытки , это на ваше усмотрение.

Совершенно очевидно, что народные праздники, игравшие весьма заметную роль в жизни древнеславянских народов, не могли оказаться в стороне от формирования магических и религиозных обрядов. С развитием религиозного культа в первую очередь народные праздники все больше и больше наполнялись религиозным содержанием, а обряды принимали религиозный характер.

Главную роль в земледельческой религии славян играли обряды и праздники, связанные с различными периодами сельскохозяйственного производства. По своему характеру эти обряды носили преимущественно магический характер и составляли целостный календарный цикл.

Цикл этих обрядов и праздников начинался зимой, в то ее время, когда дни становятся заметно длиннее, когда "солнце поворачивает на лето". По верованиям земледельческих религий, это был момент рождения бога солнца. С этим периодом связывалось множество обрядов и праздников. Среди них были святки, праздники коляды с заключительным моментом этого цикла - масленицей, содержавшей такие обряды, как зазывание, или призывание весны, проводы зимы (сожжение ее соломенного чучела) и т. д.

Жизнь крестьянина, как прежде, так и теперь, подчинена повторяемой смене времен года. Поэтому с древнейшей поры природно-астрономические явления были для людей главными ориентирами в круговороте годовых сезонов. Это прежде всего летнее и зимнее солнцестояния, весеннее и осеннее равноденствия, а также естественная смена времен года, когда после весны наступает лето, а затем осень и зима. Эти переходные рубежи открываются большими календарными праздниками -- Святками, Масленицей, семицко-троицкой неделей, осень предваряют праздники во имя Спаса и Богородицы.

Праздничные циклы соединяет между собой цепочка ежедневных средних и малых праздников («полупраздников»), календарных примет и наблюдений, зарифмованных в присловья и жестко привязанных к церковным святцам. Поэтому праздничные циклы неотделимы от земледельческого месяцеслова. С принятием христианства богатейший опыт русских людей по освоению природы и окружающей среды был как бы по-новому «систематизирован» и сакрализован святыми православных святцев. Соответственно в народном календаре, сплошь состоящем из рифмованных присловий, каждый день стал узнаваем по той конкретной информации, которая в качестве «прозвища» закрепилась за конкретным святым: например, Авдотья Малиновка, Луп Брусничник, Орина-Журавлиный Лёт, Савватий Пчельник. Эта информация, накапливаясь от одного дня к другому, как бы подводила к рубежу, когда должны были произойти качественные изменения в природе и, благодаря этому, в жизни человека. Именно на эти рубежи приходятся все большие календарные праздники. Поэтому в народном укладе жизни каждое значительное празднество -- это не только «эмоциональная разрядка» от трудовых будней, но это и своеобразный «итог» прожитому отрезку времени, и одновременно «подготовка» к следующему периоду.

Как «итог», так и «подготовка», осуществлялись через вполне определенные обряды и ритуальные действия. Повторяясь, хотя и в разных вариантах, в течение года от одного праздника к другому, они служили единственной цели: не дать оскудеть всему сущему на Земле. Продолжение человеческого рода, плодородие земли, плодовитость скота, зверей, птиц -- эти мотивы в центре всех календарных праздников.

Существенную роль в общественной жизни крестьян и городского населения у русских, как и у других европейских народов, играли обряды и обычаи, приуроченные к датам христианского календаря и тесно связанные с циклом сельскохозяйственных работ -- подготовкой и ожиданием урожая и его уборкой. Еще в начале XX в. обрядовый календарь, содержащий многие напластования отдаленных времен, на большей части территории расселения русских сохранял свою традиционную специфику, хотя многие архаические обряды к тому времени ушли из быта, а смысл других был забыт, и они, смешавшись с необрядовыми бытовыми формами, воспринимались как праздничная забава.

Общественная жизнь, связанная с народной календарной обрядностью, проявлялась, главным образом, в совместных гуляниях и праздничных развлечениях, имевших множество локальных различий. Рождественско-новогодний цикл обычаев и обрядов, связанных с зимним солнцеворотом и направленных на обеспечение плодородия и всяческого благополучия в наступающем году, назывался Святками38. Святки были самым оживленным и веселым временем года, особенно для молодежи. По неписанным законам в обязанности молодежных групп (территориальных или социально-бытовых) входили организация и проведение рождественских и новогодних колядований, широко распространенных в России и известных также другим славянским и неславянским народам Европы. Молодые люди веселой гурьбой обходили дома с пожеланиями хозяевам всяческого благополучия и получали за это вознаграждение, чаще всего съестными припасами. Колядовщикам давали кутью, специальное печенье (козули или коровушки), пироги и др. Утром на Новый год по домам ходили мальчики. Они поздравляли хозяев, исполняли праздничный тропарь и «засевали» -- рассыпали семена. Детей обычно одаривали мелочью. Все, что колядники получали от хозяев, шло на устройство праздничных вечеринок и бесед, которые, как уже говорилось, отличались особым разгулом и многолюдностью.

С Нового года до Крещения собирались группами и гадали. Гадание рано утратило свое ритуальное значение и для большинства населения служило веселым молодежным развлечением. Гадали преимущественно девушки о своем будущем замужестве. Особенно выделялись у русских крещенские гадания с подблюдными песнями. Много веселья доставляли ряженые, которые с плясками и песнями ходили или разъезжали компаниями по улицам, заходя в дома, спросив на то позволение у хозяев. В интеллигентской среде ряженые обычно объезжали знакомые семьи.

Рядились часто в традиционные маски, в том числе древние -- козу, коня, быка, старика со старухой. Но более всего к началу XX в. в ходу были бытовые маски -- доктора, цыгана и цыганки и проч. На Святки разыгрывали народные драмы -- «Лодку», «Царя Максимилиана», «Голого барина». Цикл заканчивался Крещением, обрядность которого сформировалась под сильным воздействием православной церкви. Главным моментом был массовый крестный ход с водосвятием на Иордань -- специально оформленную прорубь на местном водоеме. В нем принимали участие все от мала до велика. Подготовка процессии и устройство проруби также были делом общественным. Из проруби брали освященную (святую) воду. Некоторые мужчины окунались в ледяную купель.

Масленица в отличие от многих других календарных праздников не имела христианского осмысления и отмечала лишь начало Великого поста перед Пасхой. В быту русских как в городе, так и в деревне, она получила особенно широкое развитие39. Масленичное общение носило в целом разгульный характер и сохраняло в своем составе многие элементы очень древних обрядов. Одной из основных форм общения были хождение в гости и прием гостей -- «перегащивались». Обязательной для этого праздника считалась обильная жирная еда. Атрибутом Масленицы стали блины, которые поедались в большом количестве. Блины пекли дома, в трактирах, в ресторанах и специальных буфетах, где можно было заказать их для приема гостей. В городах на Масленице проходили балы.

Самой любимой масленичной забавой было публичное катание с гор. Жители сел и городов катались на салазках, на ледянках, на санях, на бревнах, сколоченных в виде плота. Иногда для этого сооружали специальные горы, заливавшиеся льдом. В Петербурге и в Москве под такими горами устраивались праздничные базары, где для простонародья проводились всякие представления, продавались лакомства. С четверга, когда начиналась «широкая» Масленица, ездили напоказ в санях на разукрашенных лошадях, запряженных парами, тройками и с бубенцами под дугой. Зрители «шпалерами» стояли на улицах. В катаниях участвовали молодожены, прожившие в браке не более года. «Молодых» вывозили на всеобщее обозрение, демонстрируя их благополучие. Были приняты игры с молодоженами: их задерживали («подмораживали»), засыпали снегом («солили»), валяли по снегу. Молодой должен был откупаться. Толпы собирались поглазеть на эту забаву. Масленичным развлечением считались игры в снежки. В Сибири долго сохранялась в быту игра «Взятие снежного городка». Масленичное гуляние заканчивалось обрядом проводов Масленицы, в котором принимало участие много народу: жгли костры, провозили чучело Масленицы, сжигали его или разрывали на куски и разбрасывали по полям.

Цель зимних праздников и обрядов заключалась в стремлении земледельцев обеспечить себе благоприятный хозяйственный год. Поэтому в хату к праздничному столу зазывали мороз, чтобы угостить его и таким образом обезопасить себя от прихода его весной, когда он может приморозить молодые побеги посевов. Приглашались также "ржа" (ржавчина) и "бель", портящие колос.

Будущий урожай символизировался на празднике выставленным в переднем, "красном", челу снопом. Хозяин и хозяйка, садясь за праздничный стол, перекликались между собой, делая вид, что не видят друг друга, и приговаривали: "Чтобы так же не видеть друг друга осенью за стогами и возами хлеба, грудами овощей". В праздничных обрядовых песнях содержались заклинания, якобы обеспечивавшие хороший урожай и большой приплод скота:

Главным обрядовым кушаньем праздников этого цикла была кутья, род каши из вареных зерен,- растительное блюдо, появившееся тогда, когда люди еще не умели размалывать зерна и печь хлеб. Главным блюдом масленицы были блины. Они несомненно более позднего происхождения и своим румяным желто-красным цветом и круглой формой символизируют "нарождающееся" весной солнце.

Со встречей весны и проводами зимы были связаны многие другие очистительные обряды. Основаны они были на вере, что за темную, холодную зиму собралось множество разной нечисти, которую следовало обезвредить и изгнать из жилища и с полей.

Для этого славяне мыли свои хаты и мылись сами. Собирали во дворе весь мусор и сжигали его на костре. Костер устраивали как можно более дымным и смрадным. Все это якобы отгоняло нечисть. Считалось, что магической силой отгонять злых духов обладала и верба - дерево, первым распускавшее весной почки. Глава дома запасался ветками вербы и стегал ими всех домочадцев, приговаривая: "Здоровье - в хате, хвороба - в лес!"

Очистив таким образом себя, дом и двор, люди шли на поля и посыпали их золой от очистительных костров. По углам поля расставляли ветки вербы.

Считалось, что после выполнения всех этих обрядов нечистая сила изгнана и можно спокойно приступать к весенним работам. Чтобы не навлечь пи себя гнев весны и полнее использовать ее милости, старались прежде всего накормить весну. Поэтому в некоторых местностях, как только снег начинал таять, женщины клали на проталинах куски пирога или хлеба, приговаривая: «Вот тебе, весна-матушка». Приход весны знаменуется общим оживлением природы, прилетом птиц. В связи с этим возник и сохранился до наших дней обычай выпускать весной из теста фигурки птиц - жаворонков, аистов. Это несомненный пережиток тех далеких времен, когда «весну» в виде птицы ловили и приносили в жертву, т. е. попросту съедали, веря, что лучшее средство воспользоваться благодетельными силами весны - это съесть ее.

С приходом весны люди получали возможность расстаться с темной и смрадной курной избой, выйти на свежий воздух и вздохнуть полной грудью, понежиться в теплых лучах солнца. Человек переживал радостное, приподнятое настроение. Не случайно весна всегда была периодом праздников. Одним из таких весенних праздников на Руси был праздник «красная горка», получивший свое название от «красной» весны, от «красных», т. е. красивых горок, холмов, возвышенностей, первыми покрывавшихся травой под лучами яркого весеннего солнца. На этих горках собственно, и отмечался праздник; играли в народные игры, пели песни, плясали, водили хороводы.

О древних обрядах встречи весны напоминали жаворонки, булочки из теста в виде птички, с которыми 9 марта ст. ст. (День сорока мучеников, по христианскому календарю) дети бегали по улице и выкрикивали коротенькие стишки о весне. 23 апреля ст. ст. (День Святого Георгия) при первом выгоне скота хозяева совместно проводили некоторые обрядовые действия. Но в целом после Масленицы общественная жизнь замирала и вновь оживлялась с Пасхи. Пасхальную неделю молодежь проводила на улице. Наиболее характерными были массовые игры с ярко выраженным спортивным элементом (городки, лапта). Широко бытовали качели. Женщины и дети любили игры в крашеные яйца. Собравшись в группы, они разбивали яйца друг о друга, катали с горки или по специальному лотку. В некоторых местах еще и в конце XIX в. водили хороводы.

Весенний цикл праздничных гуляний заканчивался Троицей (50-й день от Пасхи), которая знаменовала также переход к лету, -- ходили в луга и леса. Сообща украшали церкви и дома молодой растительностью, березками. Основными исполнителями коллективных обрядовых действий были девушки и женщины. В конце XIX в. еще бытовали старинные женские сборища на Семик, который приходился на четверг перед Троицей и отмечался пирушкой. Девушки с песнями ходили в лес заплетать венки, заламывать березу. Молодую березу иногда приносили в деревню, ходили с ней, а потом разламывали или бросали в воду. Кое-где до начала XX в. сохранялся обряд кумления девушек с поцелуями через венок. Такое своеобразное «побратимство» рассматривалось как духовное родство.

Летнее купальское общение заключалось в молодежных сборищах с зажиганием костров, игр с обливанием водой; иногда устраивали игры в «похороны Костромы» или «кукушки», являвшиеся отголосками когда-то бытовавших обрядов.

Летние праздники и молодежные гуляния заканчивались на Петров день (29 июня ст. ст.). В предпраздничную ночь молодежь развлекалась до рассвета -- «встречали солнце». Принято было собирать на ближайшей территории все, что не прибрано, озорничать. Многие шумели, пели, били в печные заслонки и т.п.

Общественное и семейное начало тесно переплетались и в праздновании так называемых престольных дней -- праздников в честь патрона местной церкви. Они проводились шумно и широко даже в тех случаях, когда приходились на время полевых работ. Кроме религиозной стороны праздников (посещение церкви, хождение на кладбище, иногда мирское молебствие и т.п.) основным моментом было большое деревенское гулянье. Во многих местах к этим дням было принято варить пиво общим котлом, закалывать быка -- обычай, восходивший к общинным коллективным трапезам. Помимо родственников и знакомых, съезжавшихся к празднику, в домах угощались и посторонние -- так называемая сторона, -- которые считались общими гостями. Престольные праздники часто называли пивными днями.

Ко многим календарным праздникам приурочивались ярмарки; особенно много их было осенью. Ярмарки сопровождались гуляниями, увеселениями, на которые выходили целыми семьями.