Когда ребенок начинает узнавать маму. Во сколько новорожденый ребенок начинает узнавать маму. Особенности формирования зрения

Рождение ребенка – чудо в жизни семьи. Девять месяцев ожидания, представлений о нем, мечтаний, и вот на руках у счастливых родителей долгожданный малыш. Каждой маме хочется, чтобы ребенок сразу видел, слышал и узнавал её. Но первое время новорожденный не реагирует на мир вокруг, и считается, что ребенок ничего не видит. Так ли это на самом деле? Давайте разберемся, когда начинает видеть новорожденный ребенок.

Медики и психологи долгое время спорили о том, с каким уровнем развития органов чувств рождается ребенок, с какого времени ребенок начинает видеть и слышать. Предполагалось, что ребенок рождается слепым и со временем зрение его начинает развиваться. Другое мнение полностью убеждало в развитом зрении ребенка от рождения. Сейчас наукой признается тот факт, что человек появляется на свет уже с развитым зрением. Но несмотря на это, его видение окружающего мира отличается от того как видят взрослые. Причина этого в том, что в понятие «видеть» вкладывается несколько понятий: анализатор, ощущения и восприятие.

Строение глаза

У человека несколько анализаторов. Каждый из них воспринимает свой спектр явлений и частот на физическом уровне: зрение, слух, осязание, обоняние.

Понятие «анализатор» ввел академик И.П.Павлов. Он определили анализатор как «аппарат, осуществляющий различение внешних раздражителей».

Каждый анализатор состоит из трех частей:

  1. Периферическая часть представлена рецепторами – нервными окончаниями воспринимающими раздражители.
  2. Вторая часть представляет собой проводящие пути: от периферии к центру.
  3. Третья часть – участок головного мозга, который отвечает за распознавание раздражителя.

Упрощенно, процесс выглядит так: глаза «фотографируют» картинку и передают её по проводящим путям в мозг, где происходит распознавание и формирование конкретного образа.

В этой структуре нет главных и неважных частей. Повреждение любого участка приводит к отсутствию восприятия информации, а значит, и к отсутствию зрения. Повреждение глазного анализатора может быть приобретенным, как правило с возрастом. А может быть врожденным, из-за патологий во время беременности.


Как формируется зрение

Физиология процесса

Формирование глаз у человека происходит ещё на 18 неделе беременности. Находившиеся до этого по бокам, на 18-й неделе они занимают правильное положение спереди. На 26-й неделе начинают открываться веки и формируется сетчатка. Ученые калифорнийского университета проводили ряд исследований, пытаясь понять, в каком возрасте у плода появляется способность видеть. Было выявлено что уже на 27-й неделе малыш реагирует на вспышки света, направленные на живот мамы, поворачивает в эту сторону голову и даже может двигаться вперед или назад к лучу света.

На 31 неделе определяется цвет глаз, но реальный цвет определится через 6-9 месяцев после рождения, поскольку пигментация глаза требует воздействия света, чтобы развитие глаза завершилось. Но глаза продолжают готовиться к жизни после рождения. Зрачки уже умеют расширяться, реагируя на свет, а веки открыты во время бодрствования и закрыты во время сна.

Что видит новорожденный

Во сколько месяцев начинает видеть новорожденный – вопрос не совсем корректный. Свет – это то, на что реагирует ребенок до рождения. Первые зрительные ощущения ребенка, которые он получает в животе мамы делятся на «светлые» и «темные». Значит, после своего рождения, ребенок видит свет или его отсутствие. Именно поэтому многие игрушки для новорожденных черно-белые.


Окружающий мир воспринимается им как наличие и отсутствие света, мир теней. Предметы и люди малыш видит слегка расплывчато без четких очертаний, как бы в тумане. Причина этого в неумении фокусировать свой взгляд.

Итак, новорожденный ребенок видит то, что происходит вокруг и даже реагирует на происходящее. Глаз новорожденного привык к полумраку в утробе мамы и начинает щуриться от очень яркого света. Ему комфортнее в приглушенной обстановке, но это не означает, что так должно быть всегда. Малыш должен привыкать к свету по целому ряду причин:

Во-первых , при ярком свете лучше видны оттенки цветов, количество волн, воспринимаемых глазом, становится больше, а, значит, у очертаний появляются грани, и предметы постепенно обретают форму.

Во-вторых , именно благодаря свету завершается формирование глазного яблока.

Вот как описывает зрение новорожденного доктор Энн Динз, дипломированный врач-педиатр, член королевской коллегии акушеров и гинекологов Великобритании: «Сразу после рождения можно заметить, что ребенок смотрит на маму. Он может видеть вас достаточно хорошо, но лучше всего фокусируется на расстоянии 20-25 см от предмета. Интересно, что это примерное расстояние между мамой и малышом, когда она держит его у груди».

Итак, мы выяснили, что новорожденный видит. Значит, ли это то, что он узнает свою маму? Чтобы ответить на этот вопрос нужно рассмотреть понятие восприятия.

Зрительное восприятие

Зрительное восприятие – это способность человека видеть и узнавать.

Мозг всегда имеет запас образов, ему всегда есть с чем сравнить. Но у новорожденного нет подобного запаса.

Приведем пример. Мама в роддоме кормит ребенка, одетая в один и тот же голубой халат с цветочками. Новорожденный получает несколько ощущений: запах молока, запах мамы, темные цветочки на халате, тактильные ощущения (места прикосновения маминых рук при кормлении), вкус молока, ощущение сытости. Вот так складывается образ. Но однажды мама переодевает халат и что-то меняется: запах молока и мамы перебивается запахом стирального порошка и хрупкий образ мамы начинает разрушаться. При кормлении малыш ведет себя беспокойно.

Этот простой пример говорит о том, что ребенок пока не узнает маму, а воспринимает совокупность ощущений. Смена двух ощущений (запах и цвет) приводит к разрушению целостного образа.

Мозг новорожденного только начинает накапливать собственный опыт. Поэтому мама – это всего лишь набор определенных ощущений: слуховых (голос), тактильных (прикосновение), зрительных (глаза, нос, улыбка).

Со временем, эти ощущения будут накапливаться, соотноситься друг с другом и с комфортным ощущением сытости и тепла и складываться в целостный образ – образ мамы. Кроха научится не просто видеть, а узнавать маму, и подтверждением этому будет первая улыбка малыша.


Развитие зрения у младенца

Зрение ребенка постепенно развивается, накапливая образы, опыт фокусирования взгляда, увеличивая способности к различению разных световых волн – цветовых оттенков.

В первые 2-3 недели ребенок не способен захватить все вокруг и фокусирует взгляд на крупных предметах, и это нормально. Главное, не подносить предметы к лицу ребенка ближе, чем на 25 см, иначе может развиться косоглазие.

К концу первого месяца ребенок начинает различать силуэты. К 1,5-2 месяцам малыш уже различает плоские предметы от объемных, а к трем месяцам кроха уже четко видит окружающую действительность и может фокусировать взгляд на дальних и ближних предметах.

Трехмесячные малыши любят смотреть по сторонам на руках у родителей сидя лицом вперед. В этот период времени малыш начинает различать окружающих по чертам лица. Начинает узнавать маму и папу и может повторять их мимику.

Восприятие цветов тоже подвергается развитию. При рождении малыш различает свет и тень, а значит, черный и белый цвет. Трехмесячные дети могут подолгу рассматривать контрастные рисунки и сложные двухцветные узоры. К трем месяцам к ребенку приходит умение распознавать лица вместе с различением ярких цветов.

Лучше всего дети выделяют желтый и красный. Вот почему именно эти цвета чаще всего присутствуют в погремушках.

Различать другие цвета малыш начинает позже.


Более детально развитие зрительного восприятия у ребенка представлено в таблице

Новообразования развития зрения Месяцы жизни

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Сосредоточение (нестойкое) + +
Сосредоточение на движущихся предметах + + +
Слежение за движущимися предметами + + + +
Рассматривание предметом
на близком расстоянии
+ + + +
Различение форм и основных цветов + + +
Умение хорошо различать предметы,
разные по форме, величине и цвету
+ + +
Узнавание самых близких людей по лицам + +
Узнавание близких людей + + +

Эти периоды не являются очень точными. Каждый ребенок индивидуален, и периоды развития его зрительного восприятия могут отличаться на 1-2 месяца. Однако, если разница больше, то следует начать беспокоиться о развитии младенца и обратиться к врачу.

Что нужно знать родителям о развитии зрения ребенка

Чтобы зрение развивалось правильно, нужно соблюдать некоторые рекомендации:

  1. Обращайте внимание на состояние глаз ребенка; не допускайте присутствия инородных тел: ворсинок, ресничек, слизистых образований.
  2. Любой свет действует как раздражитель, заставляя мышцы глаза активно работать, развивая зрения, поэтому не прячьте глаза ребенка от яркого света, но избегайте прямого попадания солнца на глаза детей.
  3. Для более спокойного состояния перед сном используйте приглушенный свет. На ночь можно оставлять рассеянный свет от ночника.
  4. Зрение детей нужно развивать. Для этого полезно вешать на расстоянии 20-30 см от лица ребенка игрушки, периодически меняя их (разная форма, величина и цвет).
  5. Чаще берите ребенка на руки, показывая предметы вокруг.
  6. Меняйте местоположения ребенка в кроватке, чтобы он не косился в одну сторону постоянно.
  7. Используйте движущиеся предметы, чтобы учить ребенка фокусироваться на предмете в движении.
  8. Чаще меняйте свою мимику в общении с ребенком.

В заключение, стоит сказать, что с помощью зрения человек получает 80% информации об окружающем мире. Умение видеть развивается вместе со способностью узнавать. Но нужно помнить, что ребенок видит окружающий мир иначе.

Известный философ Жан-Жак Руссо говорил, что «У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать».

Задача взрослых сделать все, чтобы дать возможность ребенку видеть и воспринимать окружающий мир, создать условия для его нормального развития.

С рождения до 6 месяцев: каждому товарищ

Новорожденный ребенок не может понять с самого начала, как устроен мир. Каждый раз, когда мама его берет на руки, малыш узнает ее запах, прикосновения, голос, и вскоре начинает понимать, что за ними следует ласка и кормление.

Таким образом, ребенок вносит маму в пределы своего маленького мира. Он может ее отличить от остальных людей по голосу, запаху, ласковым прикосновениям.

Примерно в 3 месяца ребенок четко распознает ее лицо, в котором раньше он лишь улавливал знакомые черты. Также он оживленно отвечает на мамино приближение, выделяя ее от других людей. Однако, на протяжении всего полугода ребенок дружелюбен и улыбается каждому, а также позволяет всем держать себя на руках.

Родителям доставляет особенное удовольствие слушать от знакомых о том, какой их ребенок дружелюбный. Однако, на фоне общего дружелюбия, ребенок постепенно все больше и больше привязывается к своей маме.

Полгода: страх незнакомцев

Примерно в полгода поведение младенца меняется очень сильно. В это время ребенок очень привязан к маме, он хочет видеть ее и только ее, и начинает плакать при приближении незнакомцев. Мама становится его безопасным убежищем. Отец, бабушки и дедушки могут почувствовать себя ненужными. Отцу может быть неприятно осознание того, что ребенок не желает проводить с ним время. Старшие родственники могут быть озадачены и обеспокоены тем, что их ангелочек больше не светится от радости, сидя у них на коленях. Ребенку не нравится находиться вдали от мамы, поэтому он начинает плакать всякий раз, как она далеко.

В таком поведении нет ничего неправильного, оно не означает, что ребенок испортился. Необходимый шаг в развитии малыша – научиться распознавать чужих.

В течении предыдущих месяцев его мама разделяла горести и радости крохи, ухаживала за ним во время болезни, оказывала поддержку в овладении своим телом, понимала его без слов. Это, а также физический контакт позволили стать маме главным человеком в жизни ребенка, с которым ему нравится проводить время больше всего.

Сейчас малыш знает, что кроме него и мамы есть целый мир, и пока еще боится его. Поэтому он обращается за поддержкой к человеку, к которому он так сильно привязался. Кого-то кроме мамы ребенок видеть не желает, но это временно.

Эта фаза «узнавания своих и чужих» может смутить и утомить родителей, но она является нормой и обязательным условием социального и эмоционального развития. Это первый шаг, который делает ребенок на пути к тому, чтобы научиться различать чужих и тех, кого он по-настоящему любит. Также эта способность поможет построить прочные отношения во взрослой жизни.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

После 9 месяцев: построение настоящих взаимоотношений

Страх перед чужими длится от 2 до 8 недель. В течении этого периода ребенок может замкнуться даже от отца. Однако между 8 и 9 месяцами он снова возобновит отношения с папой, но в более зрелом смысле. Степень привязанности ребенка к отцу зависит от того, насколько тот . Ребенок может узнавать отца и любить играть с ним, но все же нередко он занимает не такую близкую позицию, как мама, поскольку роль добытчика в семье предполагает меньшую занятость в повседневных заботах. Отец становится гораздо более значимым в глазах ребенка по прошествии нескольких месяцев, или даже лет.

Постепенно ребенок устанавливает более тесные отношения с другими членами семьи или близкими друзьями родителей, но привязанность ребенка определяется степенью вовлеченности взрослого. Поведение малыша по отношению к взрослым вне семьи очень сдержанное. Сейчас он четко определяет разницу между близкими родственниками, дружелюбными знакомыми и незнакомцами. Кровное родство не имеет для него значения. Его отношения с соседом могут быть ближе, чем с бабушкой, которая живет далеко.

Старше года

В течении 2 и 3 года привязанность ребенка к родителям становится понятнее. В его отношении к ним появляется новый аспект отдачи любви взамен. Ему хочется делиться, даже если у него есть только кусочек засохшей булочки. Малыш проявляет беспокойство, если ему кажется, что родитель поранился или чем-то расстроен. В таких случаях ребенку хочется оказать поддержку, он может поцеловать в знак утешения. В этом возрасте дети учатся любить.

По мере взросления родители начинают ожидать более сдержанного поведения, а поскольку ребенок любит своих маму и папу, он не хочет разочаровать их ожидания и делает, что говорят ему взрослые. Постепенно от него начинают ждать, что он сам справится с разочарованием, научится ходить в туалет и вместо необдуманных действий сначала будет все проговаривать.

Ребенок может принять ограничения, поскольку их налагают те, кого он так любит. Он хочет чем-то порадовать родителей, хочет быть с ними в гармонии, хочет быть на них похожим. Родители связаны с ребенком, с пониманием относятся к внутренней борьбе ребенка, и дают ему время. Они терпеливы и в любой момент готовы приободрить своего сына или дочь в их стремлении вести себя подобающим образом.

Сначала ребенок делает то, что ему говорят, только потому, что ему об этом напоминают. Спустя немного времени многие шаблоны поведения перенимаются и становятся естественны для ребенка, что формирует основу поведения в обществе вне семьи.

Механизм узнавания у грудничка с точки зрения развития достаточно сложен. Для его становления необходим некоторый запас опыта, т.е. крохе необходимо время чтобы познакомится с мамой, запомнить её внешность. Кроме того, органы чувств новорожденного ещё не завершили своего развития. И всё же родители с нетерпением ожидают момента, когда ребенок узнаёт маму и папу, радуется их появлению.

Рождение – новый важный этап в жизни младенца запускает функционирование врождённых рефлексов, которые регулируют процессы, необходимые для выживания в новых условиях. При этом чувства ещё не развиты и грудничок не может полноценно воспринимать окружающее пространство, узнавать близких.

Традиционно способность узнать знакомое лицо связана с формированием зрительных процессов, которая у новорожденного наименее развито по сравнению с обонянием, осязанием, слухом. Месячный малыш не способен различать четкую картинку окружающей среды, однако зрение непрерывно совершенствуется. Находясь в животе мамочки в статусе плода, ребенок различает свет и тьму. К тому же грудничку знаком голос матери, стук её сердца.

С появлением на свет он не видит чёткой картинки мира: пространство состоит из скопления светлых и тёмных пятен, размытых силуэтов, нечётких предметов и лиц. К концу второй – третьей недели ребенок ощущает нечёткий контур близкого человека на расстоянии 25 сантиметров. Это примерная величина между лицами матери и малыша при кормлении грудью.

Первый месяц даёт возможность крохе чётче различать силуэты, а к концу второго – третьего месяца ребёнок способен определить плоский предмет или объёмный.

При этом младенец также может «распознать» маму, определить самого родного человека из числа других близких людей. Зрение ещё не развито окончательно, однако обоняние позволяет малышу ощутить близость материнского тела, почувствовать запах молочка. Малышу близко звучание родного голоса, его тембр. Немаловажное значение имеет также и тактильный контакт. Мягкие и нежные поглаживания, их характер и последовательность также откладывается в памяти новорожденного. Контактирование с мамой ассоциируется с удовлетворённостью, безопасностью, комфортом.

Когда проявляется навык

Совокупность всех перечисленных ощущений запоминается крохой и ассоциируется с образом матери. Часто можно услышать выражение, что младенец с закрытыми глазами почувствует мать. Данное утверждение лишь отчасти верно, так как ребенок этого возраста воспринимает образ мамочки как совокупность присущих её запахов, голоса, одежды, манеры говорить, особенностей прикосновения и т.д. Т.е. если женщина воспользуется дезодорантом, духами, несколько изменит свою внешность, прическу или одежду, такие действия могут нарушить целостность материнского образа в сознании ребенка. Данное несоответствие может неблагоприятно повлиять на состоянии крохи: привести к отказу от груди, частому и длительному беспокойству, ребёнок будет плакать – звать «настоящую» маму. Именно поэтому о осознанном узнавании в этот период говорить рано.

Зрение трёхмесячного младенца продолжает совершенствоваться, становится острее. Ребенок видит существующую действительность, способен сконцентрировать взгляд, начинает распознавать лица. Четвёртый месяц можно считать периодом, когда ребенок начинает осознанно узнавать маму. При этом искренне демонстрирует оживление: начинает улыбаться, тянет ручки, проявляет активность и готовность «общаться». К пятому месяцу кроха уже способен улавливать настроение мамочки, вглядываясь в черты лица и запоминая их выражение.

Почему не узнаёт

Сколько времени понадобится на узнавание, зависит от многих факторов. Если уход за малышом осуществляют многочисленные представители семьи: бабушки, дедушки, братья или няни период узнавания мамы изменяется. В случае, когда женщина любит экспериментировать с внешностью, постоянное нарушение образа часто имеют негативные последствия: дети часто тяжело переживают такие изменения.

Особое внимание следует уделить малышам, которые не проявляют интереса к маминой персоне, т.е. отсутствует эмоциональная реакция на её появление. Если малыш не отзывается на собственное имя, равнодушен к игрушкам, наблюдается пассивность, однообразие или бедность мимических проявлений стоит обратиться к врачу. Такие проявления характерны для психических расстройств, аутизма.

Зрительные органы у младенцев активно развиваются, и в первые пару месяцев жизни малыш практически каждый день открывает мир для себя по-новому.

Строение глаза, как формируется зрение

Зрительные органы начинают формироваться у крохи еще во время третьего месяца внутриутробного развития.

Но новорожденный младенец видит очень плохо, поначалу он даже не различает цвета.

Сетчатка глаза передает в головной мозг импульсы, благодаря чему мы видим окружающий мир. В сетчатке есть палочки, которые отвечают за черно-белое восприятие, и колбочки - они дают нам видеть мир разноцветным. В первые пару месяцев жизни глазки малыша активно развиваются, чтобы он мог полноценно изучать мир.

Развитие зрения у новорожденного

Первые пару недель кроха воспринимает мир на уровне света и тени, ребенок еще не различает цвет, не умеет фокусировать взгляд.

К двум месяцам зрение немного улучшается, но малыш все еще не способен различать предметы и цвета.

В три месяца у крохи формируется бинокулярное зрение - мозг объединяет изображения, полученные из двух глаз, в одну картинку. Понемногу малыш начинает различать цвета, рассматривает предметы и людей вокруг.

Полугодовалый малыш уже осознает расстояние между предметами, может его оценивать, любит подолгу рассматривать окружающий его мир.

Уже к годику зрение у крохи можно назвать хорошим, но и в два, и в три годика, и еще позже зрительные органы продолжают развиваться.

Что видит новорожденный ребенок?

Младенец в первые дни жизни видит фактически только размытые темные и светлые пятна. Если вы станете привлекать его внимание яркой игрушкой, он на нее не отреагирует.

В каком возрасте ребенок начинает узнавать свою маму?

На зрительном уровне кроха начинает различать и запоминать лица людей в возрасте около трех месяцев. Тогда же он станет узнавать и мамино лицо, когда она заходит в комнату.

Но запоминает маму малыш буквально с первых минут жизни, когда сразу после рождения кроху кладут маме на животик. Ребеночек помнит мамин запах и голос, ощущает ее тепло. Поэтому не переживайте, что если малыш все ее плохо видит, он вас не узнает - это не так. Связь с мамой малыш ощущает еще до того, как научится распознавать ее лицо.

Ребенок начинает видеть еще внутриутробно, находясь внутри маминого живота. Американские исследователи направляли луч яркого света на живот мамы и замеряли реакцию ребенка. Плод смыкал веки, морщился, пытался отвернуться от источника раздражающего света, ярко демонстрируя, что не желает видеть этого.

Встречается мнение, что новорожденный - это белый лист бумаги, который ничего не слышит, и не видит. Но это далеко не так.

В этой статье вы узнаете как и когда начинает видеть новорожденный, что и с какого расстояния видит кроха.

Видит ли ребенок после родов?

Рождаясь, новорожденный попадает в очень яркое освещение родильного зала. Первый вдох, медицинские процедуры, прохладная температура воздуха - все это является новым и незнакомым.

Ребенок видит с самого рождения, и его взгляд, даже в первые минуты и часы после родов кажется очень задумчивым, изучающим и внимательным.

Особенность зрения новорожденного

Появление на свет связано с серьезным потрясением для маленького человечка. Заботливая природа оградила его от шока созерцания огромного, незнакомого мира, позволив знакомиться с ним постепенно:

  1. Прохождение по родовым путям вызывает давление на головку крохи и в первые дни он видит все предметы несколько размытыми. Хорошему зрению мешают физиологические особенности после родов: припухшие веки и покрасневшие глаза.
  2. Несколько дней новорожденный просыпается лишь на кормления, но в эти моменты он внимательно смотрит на лицо своей мамы, словно пытаясь запомнить его до мельчайших деталей. Такие минуты очень важны для формирования особой, незримой связи между матерью и малышом.
  3. Умение фокусировать взгляд на определенном предмете развивается лишь к 4 месяцам. До этого времени взгляд ребенка остается плавающим. Малыш видит предметы, но его взгляд скользит по предметам, возвращаясь к тем, что вызвали интерес.
  4. Незрелость зрения и глазных мышц часто приводит к тому, что глазки косят. Некоторые родители этого сильно пугаются. На самом деле, когда начинает видеть новорожденный ребенок, это вполне естественно, за исключением случаев, при которых глазки находятся в подобном положение длительное время.
  5. Хорошо рассмотреть предметы новорожденный может с расстояния в 25 см. Так во время кормления ему удается внимательно изучить лицо мамы и хорошо запомнить его. В памяти младенца быстро формируется набор самых радостных и интересных образов. Их отличает то, что все они связаны с положительными моментами в жизни малыша и имеют свойство периодически повторяться.
  6. Новорожденный лучше видит в вертикальном положении. Ему легче сфокусировать взгляд и ненадолго задержать его на интересном предмете.

Важно! Яркий свет, бьющий в глаза малышу, раздражает его, заставляя постоянно щуриться. Для него нужно создать условия с приглушенным светом на первые несколько недель после родов.

На что любит смотреть ребенок?

  • Малыш с удовольствием рассматривает лицо мамы, оно ассоциируется с ласковым голосом, нежными прикосновениями, вкусной едой, комфортом. Уже ко второму месяцу новорожденный точно знает, как выглядит его мама.
  • Изменения в облике близких людей, такие как, новая прическа, изменение цвета волос, очки, могут напугать ребенка. Он может Вас не узнать, и заплакать.
  • Дети любят рассматривать мужские лица. Считается, что лица мужчин более четкие, выразительные. Часто малыши с интересом смотрят на «необычную растительность» папы - бороду и усы.
  • В самом раннем возрасте привлекают внимание ребенка черно белые картинки, их он может разглядывать длительное время, постоянно отворачиваясь и вновь к ним возвращаясь.
  • Крупные, яркие предметы вызывают повышенное внимание ребенка. Он может смотреть на них продолжительное время.

Как привлечь внимание ребенка?

Начните тихо и ласково разговаривать с малышом находясь в поле его зрения, на расстоянии не больше 25 см. Это оптимальное расстояние, на котором видит новорожденный ребенок.

В ваше отсутствие, с тренировкой зрения малыша могут помочь яркие игрушки, расположенные в кроватке или люльке малыша. Закреплять игрушку следует сбоку кроватки или на уровне ножек ребенка.

Чаще всего крутящиеся игрушки с колыбельной вешают прямо над головой новорожденного, что может спровоцировать у него чувство постоянной угрозы, заставляя нервничать.

Зная, как видит новорожденный ребенок, вы всегда сможете оценить его развитие и вовремя заметить опасные сигналы, и обратиться за консультацией к соответствующему специалисту.