Развитие ребенка в год и три месяца. Развитие ребенка в один год три месяца Развитие ребенка в год и 3 месяца

Первый день рождения позади, начинается второй год жизни. Малыш становиться все любопытнее и его развитие идет не менее стремительными темпами, чем на первом году жизни.

Ваш малыш уже умеет...

Мальчики:

71,8-84,9 см.
9,1-13,6 кг.
45,3-51,3 см.
46,0-55,0 см.
72,2-83,6 см.
8,8-12,7 кг.
44,2-50,5 см.
46,4-53,9 см.

Физическое развитие ребенка в 1 год 3 месяца

По мере взросления ребенка темпы роста замедляются и это нормально.

Для определения долженствующей массы тела ребенка после года используют формулу:

10,5 кг (средняя масса тела ребенка в 1 год) + 2 х n ,

Где n – фактический возраст ребенка (в годах).

Если требуется более точное определение долженствующей массы тела, то прибегают к специальным центильным таблицам распределения массы тела по возрасту.

Скорость роста ребенка, также с возрастом уменьшается.

В среднем до 4-х лет длина тела увеличивается по 8 см ежегодно.

Окружность головы ребенка до 5 лет увеличивается ежегодно на 1 см.

Окружность грудной клетки увеличивается ежегодно по 1,5 см до 10-ти летнего возраста ребенка.

В 12-14 месяцев у малышей прорезываются первые моляры (большие коренные зубы). Вначале прорезываются нижние моляры, затем верхние.

В этом возрасте малыши, как правило, переходят на одноразовый дневной сон.

Нервно-психическое развитие ребенка в 1 год 3 месяца

В этом возрасте малыш импульсивен, им руководят эмоции и любознательность.

Двигательные навыки ребенка в 1 год 3 месяца

Малыш совершенствует навык ходьбы. Если держать ребенка за руку, то он может подниматься и спускаться по ступенькам, перешагивать через небольшие препятствия.

В 1 год 3 месяца малыш уже может ходить по долгу, приседать, наклоняться и устойчиво стоять.

Многие уже умеют самостоятельно пользоваться ложкой.

Малыш может выполнять простые действия - поднимать руки вперед, вверх, разводить из в стороны, отводить за спину, шевелить пальцами рук, вращать кистями. При этом он может делать это как самостоятельно, так и по просьбе взрослого.

Познавательная деятельность ребенка в 1 год 3 месяца

На данном этапе малыш начинает понимать, что значит совместная игра. Появляется активный интерес к детям, особенно к сверстникам.

В 1 год и 3 месяца многим малышам уже интересно не только смотреть в книжке картинки, но и послушать сам рассказ. При этом это доставляет ему большее удовольствие, если позволить ему самому переворачивать страницы.

Ваш малыш постепенно начинает заниматься исследовательской деятельностью, начинает понимать причинно-следственные связи. Так, малыш понимает если построить слишком высокую башню из кубиков, то она упадет, если что-нибудь столкнуть со стола, то оно тоже упадет.

После года ребенка следует приучать к порядку и вырабатывать у него полезные привычки - день за днем повторяя одни и те же действия.

Например, убирать игрушки после игры и перед сном, складывать одежду, умываться, расчесываться и так далее.

В 1 год 3 месяца ребенок уже способен ориентироваться в двух формах (мяч, кубики). Различает предметы по величине и цвету.

Умеет нанизывать и снимать кольца на стержень пирамидки, ставить кубики один на другой.

Может самостоятельно воспроизводить действия с предметами, игрушками, разученные ранее (кормить куклу, катает машинку, строит башню из кубиков).

Занимают игры с предметами обихода. Очень любит подражать взрослым: «готовит обед, как мама», «разговаривает по телефону, как папа», «читает, как бабушка».

Развитие речи в 1 год и 3 месяца

  • В этом возрасте значительно увеличивается словарный запас понимаемых слов. Малыш с удовольствием учит новые слова, звуки, без устали повторяя их в течение дня.
  • Понимает многие слова, знает названия знакомых игрушек, предметов, имена близких людей, части тела, названия одежды, продукты питания.
  • Может выполнить несложные поручения взрослого (найти и принести знакомый предмет, хлопать в ладоши и другие).
  • С большим интересом слушает сказки, стихи, потешки, песенки.
  • Может произносить до 20 облегченных слов, как самостоятельно, так и по просьбе взрослого.

Эмоциональное развитие

  • В 1 год 3 месяца ребенок становится более эмоционально уравновешенным в течение дня.
  • В трудных ситуациях ищет поддержки взрослого.
  • Во время игр проявляет эмоции.
  • В этом возрасте малыш свойственно «заражаться» чувствами и эмоциями сверстников (тоже плачет или смеется).
  • По разному реагирует на знакомого и незнакомого человека.
  • Внимание малыша легко переключить с одного предмета или действия на другое, отвлечь его.
  • Познание окружающего мира идет через эмоциональное и чувствительное восприятие - при падении можно удариться, если дотронуться до батареи, то будет горячо.
  • Удивляется новому, пугается от неожиданного действия.
  • Радуется когда у него что-то получается, расстраивается если цель не достигнута.
  • Выражает свое согласие или несогласие мимикой, жестами.

Что умеет ребенок в 1 год 3 месяца?

Может пить из чашки или поильника.

Пользуется ложкой - держит ее в кулачке, опускает в пищу, набирает, доносит до рта (немного), ест.

Подражает действиям взрослых - вытирает руки,лицо, умывается, расчесывается.

Многие малыши в этом возрасте уже начинают проситься на горшок.

Уход за ребенком в 1 год 3 месяца

Уход за малышом после года не сильно отличается. Из плюсов можно отметить, что частота мочеиспусканий и опорожнения кишечника становится реже, поэтому нет необходимости подмывать малыша так часто, как раньше.

Уход за малышом складывается из ежедневных гигиенических мероприятий, ухода за полостью рта, прогулок на свежем воздухе, водных процедур. Также обязательны в режиме дня закаливающие процедуры, гимнастика.

Питание ребенка в 1 год 3 месяца

После первого года жизни осуществляется постепенных переход от вскармливания ребенка к питанию.

До 1,5 лет большинство малышей находятся на 5 разовом режиме питания.

В этом возрасте необходимо четко придерживаться определенных часов кормления.

Последний примем пищи должен быть за 1,5-2 часа до сна.

В 1 год 3 месяца малыш очень активен и ему требуется большое количество энергии и соответсвенно больший объем пищи. Суточный объем пищи для детей от 1 до 1,5 лет составляет около 1100 - 1200 мл. При этом 25% от этого объема составляет завтрак; 35% обед; 15%- полдник; 25%- ужин. Калорийность пищи на протяжении суток около 1500 ккал.

Также в этом возрасте идет активный рост зубов и костей, поэтому в рационе ребенка обязательно должны присутствовать молочные и кисло-молочные продукты, богатые кальцием. Объем молока и кисломолочных смесей составляет около 600 мл в сутки.

Блюда для малыша в 1 год 3 месяца должны иметь кашеобразную консистенцию либо даваться в протертом виде. Затем постепенно можно вводит более густую пищу. В том случает, если у ребенка уже появились жевательные зубы, то время от времени можно предлагать ему пищу, порезанную на небольшие кусочки.

В этом возрасте у малыша уже формируются вкусовые предпочтения, поэтому меню малыша следует составлять исходя из них. Пища для ребенка должна быть не только вкусной, но и полезной.

Белок очень важен для растущего организма ребенка, при этом около 70% поступающего белка должно быть животного происхождения. Это может быть мясо, печень, нежирная рыба, яйцо.

Не стоит забывать и о растительных жирах, которые также важны для нормального развития ребенка.

Ежедневно ребенок должен получать разнообразные крупяные каши (рисовая, овсяная, гречневая, манная), можно добавить в рацион малыша макаронные изделия.

Объем овощей и фруктов может достигать 350 грамм в сутки, при этом постепенно можно расширять их ассортимент.

Во время каждого приема пищи у ребенка должны быть порции в горячем (теплом) виде, так как холодные блюда нарушают пищеварение.

Необходимые обследования ребенка в 1 год 3 месяца

На втором году жизни осмотры ребенка в поликлинике проводятся ежеквартально, то есть 1 раз в 3 месяца.

Лабораторное обследование здоровых детей на втором году жизни проводится 1 раз в год.

Также начиная со второго года жизни, ребенка 1 раз в год осматривает стоматолог.

Как играть с ребенком в 1 год 3 месяца

Дети в этом возрасте очень любят играть в активные игры. Для игры Вам понадобятся: игрушки, обруч, мячи (большой, маленький), гимнастическая палка, ящик (коробка).

Для совершенствования навыка самостоятельной ходьбы, можно стимулировать малыша яркой игрушкой. Когда малыш встанет на ножки (он может держаться при этом за какой-нибудь предмет), поманите его яркой игрушкой, протяните ему руку, пусть он попытается сделать самостоятельно несколько шагов.

Держась за обруч можно приседать вместе с ребенком. При этом интереснее это делать по команде.

Для укрепления опорно-двигательного аппарата малыша очень полезно делать с ним различные гимнастические упражнения, чтобы они доставляли малышу радость делайте их в игровой форме.

В этом возрасте необходимы следующие упражнения: приседания, сгибание и разгибание туловища, проползание под препятствием и через препятствие, залезание на возвышенный предмет, хождение по ограниченной поверхности (доске), перешагивание через препятствие.

Малышам в этом возрасте нравится катать мяч, бросать его в обруч или корзину.

Также полезно играть с малышом в простые сюжетные и ролевые игры, через которые он учится навыкам самообслуживания и общению (кормить кукол, купать их, одевать, катать машинку, ходить в гости, на прогулку и так далее).

В этом возрасте малыш хочет уметь очень много, но не всё у него получается, поэтому постарайтесь уделять ребенку больше времени и внимания. Обучайте его через игру, рассказывайте, показывайте, объясняйте ему всё что ему интересно и тогда успехи не заставят себя ждать.

В 1 год эти показатели могут разниться от нормы. Все зависит от физиологии чада, выбранного рациона и многих других нюансов.

Сколько весит ребенок в 1 год

C 12 месяцев малыш начинает все больше двигаться: ползать по наклонным поверхностям, спускаться с дивана на пол, стоять без опоры, приседать и выпрямляться, подражать взрослым в простых движениях. Именно поэтому вес ребенка в 1 год может остановиться на одной отметке с 11 месяцами. Дело в том, что повышение активности малыша прямым образом сказывается на набранных килограммах, так как при движении сжигаются жиры и кишечник работает в усиленном режиме.

В 1 год должен быть в пределах от 7,5 до 12 кг. У мальчиков этот диапазон может начинаться от 8 килограмм, а у девочек - от 7. Также важными характеристиками в этом возрасте является рост. У мальчиков он должен быть в пределах 71-80 см, у девочек - 68-79. Многие терапевты уделяют особое внимание окружности головы. У мальчиков норма - от 43,5 до 48,5 см, у девочек - от 42 до 47,5 см.

Ребенок (1 год), рост, вес и показатели окружности головы которого превышают допустимые пределы значений, может быть подвержен заболеваниям костной системы и немного отставать в развитии. Связано это с аномальным распределением биологических элементов в организме. В этом случае рекомендуется пройти надлежащее лечение у лечащего врача. Маленький ребенок (1 год), рост, вес и показатели окружности головы которого значительно ниже нормы, может страдать от кислородного голодания, астмы, гепатоцеребральной дистрофии и т.д. Стоит отметить, что многие физиологические характеристики малыш наследует от своих родителей.

Вес ребенка в 1 год и 2 месяца должен быть в пределах от 8 до 12 кг. На этом этапе важно, чтобы малыш плотно кушал, так как он находится в постоянном движении. Вес ребенка в 1 год и 2 месяца напрямую зависит от рациона и активного образа жизни. К этому возрасту разрешаются отклонения от нормы в 0,5 кг.

Развитие в 1 год

К 12 месяцам малыш уже должен уметь собирать пирамидки из 3-4 колец, сначала повторяя за взрослым, затем проделывая процедуру самостоятельно. Большинство детей могут складывать из кубиков лесенку, хлопать в ладоши, катать мяч, тянуть за собой игрушку на веревочке, открывать двери, выдвигать ящики и прочее.

Также к этому возрасту ребенок уже самостоятельно пьет из бутылочки, кусает хлеб, помогает себе при одевании, знает названия вещей, просится на горшок. При купании годовалые дети умеют умываться и вытираться полотенцем. Кроме того, в этом возрасте у чада начинают проявляться недовольства при нарушении опрятности.

в 1 год

В этом возрасте малыш улыбается не только родителям и знакомым людям, но и любимым игрушкам. Может резким тоном выразить свое недовольство при запрете того или иного действия. Начинает подражать мимике сверстников и взрослых. Вопросительно смотрит в затруднительных ситуациях и настораживается при виде незнакомого человека.

Если показать годовалому ребенку фотографию с родителями, то на его лице вмиг появляется улыбка. При звуках музыки начинает подпрыгивать и агукать. Ближе к 1 году и 2 месяцам малыш уже может выполнять знакомые для него действия по просьбе родителей, например, «положи», «закрой», «отдай», «нельзя», «покажи» и т.д. Также ребенок должен уметь обращаться к родителям («мама» и «папа») и близким («баба», «тетя» и пр.). При слове «до свидания» будет махать рукой прощаясь.

Сколько весит ребенок в 1 год 3 месяца

Теперь дети могут не только приседать и поворачиваться, но и пятить, ходить без помощи взрослых и устойчиво стоять на наклонной поверхности. Иногда малыш продолжает ползать, но только в случае усталости.

Вес ребенка в 1 год и 3 месяца не должен быть менее 8,5 кг. У мальчиков он может доходить до 12,8 килограмма, а у девочек - до 12,4.

Если вес ребенка в 1 год и 3 месяца значительно отклоняется от нормы, то это сигнализирует о наличии серьезного инфекционного заболевания, патологии или о неправильном питании. Если не уделить этому должного внимания, впоследствии у малыша могут развиться хронические пороки внутренних органов и ЦНС.

Вес ребенка в 1 год 4 месяца может остаться на уровне 4-недельной давности. На этом этапе дети заметно набирают в массе только по кварталам. Именно поэтому плановые взвешивания проводятся каждые 3 месяца, начиная с одного года.

К этому возрасту должен быть в пределах от 74 до 84 см, девочки - от 72 до 83 см. Нормальный диапазон окружности головы равняется 43-49,5 см.

Развитие в 1 год 3 месяца

Малыш начинает ориентироваться по величине, форме и цвету предметов: отличает мячики от кубиков, показывает большие и маленькие игрушки и т.д. К этому возрасту дети должны уметь подбирать вещи по оттенкам. Рекомендуется начинать обучение с темных (ярких) цветов и светлых (блеклых), например, в одну сторону синие и черные игрушки, в другую - белые и желтые.

Многие дети уже умеют рисовать, хотя пока это похоже на хаотичное черкание по бумаге. Карандаш плотно лежит в ручке. В 15-16 месяцев ребенок самостоятельно нанизывает кольца на стержень пирамидки, кормит куклу, строит высокие лесенки из кубиков. Ближе к 1 году и 5 месяцам у малыша в приоритете становятся предметы обихода, а не привычные игрушки.

Также в этом возрасте дети умеют самостоятельно пить, держать ложку под нужным углом и умываться.

в 1 год 3 месяца

Дети становятся более уравновешенными на долгий период времени. В этом возрасте они чаще смотрят на взрослых, запоминая их движения, поведение и мимику в отдельных моментах и действиях, чтобы потом им подражать. Более эмоционально реагируют на любимые игрушки, «заражаются» смехом или плачем от сверстников.

Теперь при виде незнакомого человека реакция может быть как негативной, так и положительной. В целом эмоциональный фон стабилизируется, однако приступы неоправданного плача могут все еще давать о себе знать. Чаще всего это связано с капризами и усталостью.

Речь начинает дополняться характерной мимикой и жестикуляцией. Появляются предпочтения в музыке и визуализации (анимации).

Сколько весит ребенок в полтора года

Ближе к 18 месяцам дети уже ведут полноценный активный образ жизни: самостоятельно ходят, начинают бегать на короткие расстояния, перешагивать через высокие игрушки, подниматься по лестнице. Все это требует больших затрат энергии. Для ее пополнения важно своевременно и правильно кормить ребенка, однако его вес будет расти еще медленнее, чем раньше. Малыш может набирать только 30 г в неделю.

В 1,5 года мальчик должен весить от 9 до 13,7 кг. Девочки набирают в массе немногим меньше. Их норма варьируется от 8,3 до 13 кг. Вес ребенка в 1 год и 7 месяцев должен увеличиться на 120-200 г. Любое отклонение от нормы является следствием нарушения работы кишечника или серьезного инфекционного заболевания. Вес ребенка в 1 год и 8 месяцев может варьироваться от 9,7 до 10 кг (у мальчиков) и от 9 до 9,7 (у девочек).

Нормальный рост малыша в этом возрасте - от 75 до 88 см. Окружность головы - от 43,5 до 50 см.

Развитие в 1,5 года

К этому возрасту малыш уже должен уметь различать не только шар и куб, но и другие формы предметов: ромб, прямоугольник и прочие. Все зависит от того, насколько родители заинтересованы в развитии кругозора своего чада. В полтора года ребенка может научить складывать элементарные пазлы и конструктор, начинает лучше ориентироваться в величинах: побольше, поменьше, средний и т.д.

Пирамидка складывается в считаные секунды. Улучшается ориентация по цветам. Рисунки обретают очертания конкретных предметов. Ребенок начинает делать вид, что читает (переворачивает страницы, слева направо поворачивает глаза). Девочки катят коляску, мальчики - машинки.

В полтора года дети способны самостоятельно есть ложкой полужидкую пищу (короткий промежуток времени) и пить из чашки, не проливая жидкости.

Эмоциональный фон ребенка в 1,5 года

С каждым днем у детей становится все более важный и деловой вид. Они могут явно проявлять социально значимые эмоции - жалость, грусть, обиду, заинтересованность. В этом возрасте ребенок особенно часто отвлекается.

Смена привычных условий и режима доставляет малышу беспокойство, которое в итоге может перейти в плач. Появляется заинтересованность действиями своих сверстников. В полтора года дети предпочитают больше общаться со взрослыми, но для своевременного развития не стоит их ограничивать в коммуникации с другими детьми. Разлуки с родителями особенно эмоциональны, ярко проявляется скука.

В этом возрасте малыш уже способен понимать небольшие предложения.

Сколько весит ребенок в 1 год 9 месяцев

В этом этапе своего детства малыши могут не только самостоятельно передвигаться по ровной поверхности, но и активно работать руками: бросать мяч, держаться за брусья, залезать на диван и т.д. Все эти действия влияют на вес ребенка. В 1 год и 9 месяцев дети едят не с большой охотой, так как все их внимание направлено на познание окружающего мира и собственного тела. Нередко мамам приходится пристегивать своих активных малышей специальными ремнями безопасности, чтобы вовремя их накормить.

Вес ребенка в 1 год и 9-10 месяцев должен быть в допустимом диапазоне от 9,1 до 14 кг (у девочек) и от 9,7 до 15 кг (у мальчиков). Рост может варьироваться от 77 до 91 см, а окружность головы - от 44 до 51 см.

Развитие в 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыши могут различать не только цветные, но и прозрачные предметы. То же самое касается и формы: выпуклая, вогнутая, с отверстием и т.д. Ребенок должен уметь выбирать из 5-6 предметов именно тот, что ему описал взрослый. Также дети могут нанизывать на стержень сразу по 2-3 кольца.

К 2 годам ребенок должен знать названия всех больших предметов и вещей в квартире, поэтому обучение нужно начинать именно сейчас.

Кроме того, малыш способен самостоятельно взять и начать есть хлеб, жидкую пищу из тарелки, снимать шапку, надевать обувь, указывать родителям на грязное лицо и руки. Проявляется сильное желание все делать самостоятельно.

Эмоциональный фон ребенка в 1 год 9 месяцев

Освоение окружающего мира открывает малышу новые чувства и эмоции: боль при зажатии пальца, ожог при касании горячего и прочие. Вместе с этим приходит соответствующая мимика, которая откладывается в мышечной и рефлекторной памяти ребенка. Появляются новые эмоции, к примеру, встревоженность и безразличие.

При расставании с родителями малыш сильно скучает до потери аппетита. В незнакомом месте появляется недоверие к чужим людям, напряженность. Контакт со сверстниками осуществляется посредством жестов, мимики, возгласов и чтения эмоций по глазам.

Также в этом возрасте ребенок способен понимать короткие рассказы, глядя на картинки. Многие дети начинают по-своему называть конкретные предметы и действия родителей.

от 1 до 2 лет

В возрасте 1-2 года малышу требуется сбалансированный правильный рацион. При составлении меню обязательно следует учитывать физиологические особенности ребенка.

К году у детей увеличивается объем желудка, появляются вкусовые пристрастия, улучшается жевательный аппарат. Поэтому постепенно следует переходить от жидкой пищи до полутвердой.

Стоит помнить, что вес ребенка после 1 года напрямую зависит от частоты кормления и подбираемых продуктов. В день должно быть 4 полноценных приема пищи. Важно, чтобы в рацион входили различные овощи, неаллергенные фрукты, мясные и рыбные изделия. Все эти продукты должны быть приготовлены на пару или в вареном виде. В пюре можно смешивать сразу несколько ингредиентов.

До 2-х лет нельзя исключать из рациона жидкий прикорм.

Ребенок уже многое умеет и становится все больше похожим на взрослого человека. Подобная растущая схожесть подчеркивается подражательной деятельностью - главной особенностью поведения ребенка в год и три месяца.

Общее развитие

В один год и три месяца малыш превращается в маленькое «зеркало» для окружающих его взрослых людей. Он хватает игрушечный телефон и деловито расхаживает по комнате, сердито покрикивая в него на манер папы. Залезает на диван с книжкой в руках, устраиваясь рядом с читающей мамой. Толкает ногой кота, которого в грубой форме прогнала из кухни бабушка. Ребенок становится вашим отражением. Поэтому сейчас, как никогда, важно контролировать себя. Малыш может однократно повторить какое-то действие и тут же его забыть. Но если перед глазами находится постоянный пример для подражания, то перенятая манера поведения рискует стать характерной и для него.

После исполнения 1 года 3 месяцев рост малыша замедляется. За оставшийся год он прибавит не более 3 сантиметров и 5 килограмм. Это естественный процесс. Наступает следующий этап физического развития ребенка. В связи, с чем изменяется и фигура крохи. Исчезает округлый животик, интенсивно развиваются мышцы на ручках и ножках. Природа подготавливает карапуза к новым победам и свершениям.

Что умеет ребенок в 1 год и 3 месяца?

Навыки, которыми овладел ребенок к этому важному периоду:

  • он уверенно управляет своим телом: ходит, преодолевает препятствия, пытается освоить невысокие ступеньки, встает на носочки, кружится и танцует;
  • наработаны навыки ловкого манипулирования предметами (строит башню из кубиков, собирает пирамидку, катает мяч);
  • ссвоены бытовые принадлежности (держит ложку, блюдце, кружку, пытается использовать по назначению расческу и зубную щетку);
  • открывает и закрывает ящики и шкафы;
  • протягивает ручки при одевании, сам просовывает ножки в обувь.

Многому еще предстоит научиться, но самый сложный этап позади. Сейчас важно помнить: каким бы взрослым и осознанным не выглядел малыш, его действиями по-прежнему руководят инстинкты. Поэтому в один год и три месяца использовать логическую аргументацию в общении с ребенком рано. Отложите нравоучительные разговоры еще как минимум на год.

Речь малыша

В возрасте 1 года 3 месяцев ребенок знает близких людей и называет их по именам (нечетко, коверкая буквы и слоги, но уже вполне осознанно); понимает наименования игрушек, предметов одежды, действий.

Зачастую, пытаясь повторить за взрослым новое слово, он произносит первый слог, проглатывая оставшуюся часть. Это связано с не сформированным речевым аппаратом. Но понимание, стремление к обучению и умение соотносить предметы и явления с их названиями уже ярко выражено.

Сейчас основная задача в плане речевого развития ребенка – работа над артикуляцией. Необходимо постоянно говорить, рассказывать стишки, петь песенки – рано или поздно малыш научится выговаривать, внимательно наблюдая и копируя движения губ и языка. В подобной подражательно – игровой форме и происходит становление речи.

Уход за ребенком в 1 год и 3 месяца

В один год и три месяца режим дня ребенка почти не меняется. Как правило, его день начинается в 8-9 часов утра. Затем следуют умывание, легкая гимнастика и завтрак. Гулять с малышом необходимо ежедневно, желательно не менее 2 часов. Еще лучше принимать воздушные ванны дважды и непосредственно перед дневным отдыхом. Купать ребенка в возрасте 1 года 3 месяцев достаточно через день. Вечером обязательно умывание и мытье ручек и ножек.

Питание

Малыш по-прежнему находится на четырех разовом питании. Интервалы между приемами пищи 3-4 часа. Нужно стараться включать в рацион больше молочного и продуктов, богатых железом. Чаще предлагать фрукты и овощи. Вторые блюда должны быть в вареном и тушеном виде. Ограничьте доступ к сладкому.

Сон

В возрасте 1 года 3 месяцев некоторые дети переходят на 1 дневной сон. Но не будет отклонением от нормы, если малыш все еще отдыхает 2 раза за день. Ночью ребенок продолжает спать по 10-11 часов. Если есть проблемы с засыпанием, можно выйти с ним на свежий воздух, побыть там минут 15. И конечно, стараться укладывать малыша всегда в одно время.

Безопасность

Мышцы ребенка окрепли, силы и ловкости стало больше. С восторгом и радостью кроха ищет применение новым возможностям: пытается забраться на диван и невысокие стулья, преодолевает ступеньки и вытягивается во весь рост, поднимается на носочки, в надежде достать труднодоступный предмет.

Повышенная активность малыша требует дополнительных мер безопасности:

  • положить вокруг дивана и стульев мягкие подушки;
  • убрать из поля видимости опасные и запретные вещи;
  • отодвинуть от окон подставки и стулья;
  • внимательно следить за ребенком, преодолевающим высокие порожки.

Необходимо стараться быть постоянно рядом с малышом.

Чему можно научить ребенка?

Учитывая способности ребенка 1 года 3 месяцев, уже можно пробывать обучить его первым физическим упражнениям.

Приседания. Возьмите обруч и предложите малышу ухватить его с другой стороны. По команде: «садись!» приседайте вместе с ним.

Первые наклоны. Посадите ребека себе на колени. Зафиксируйте его голени. Сгибайте и разгибайте малыша. Проделывать упражнение можно, проговаривая веселые ритмичные стихи.

Игры с мячом. Сядьте с ребенком на пол, возьмите мяч и перекатывайте его в разных направлениях.

Разминаем ножки. Предложите малышу лечь на коврик и дотянуться ножками до любого предмета в ваших руках.

Покоряем вершину. Поставьте перед ребенком барьер высотой около 15 сантиметров и предложите преодолеть его. Затем помогите самостоятельно забраться на диван или невысокий стул.

Такие простые упражнения не только разовьют спортивные задатки малыша, но и позволят крохе спокойно покорять и испытывать этот мир под вашим чутким руководством.

Развивающие игры

Приступая к развивающим играм необходимо помнить 3 важных правила, учитывающих особенности поведения малыша в возрасте 1 года 3 месяцев.

  1. Сочетайте пассивную игру с движением. Сейчас ребенок очень активен и, находясь в неподвижном состоянии, может быстро утомиться.
  2. Старайтесь закончить игру раньше, чем она успеет надоесть малышу.
  3. Основа любых занятий - интенсивное общение, развивающее речь ребенка.

Рассмотрим несколько вариантов игр, способных заинтересовать кроху в год и три месяца.

Собираем грибы. Вырежьте из бумаги несколько грибов разных размеров и разбросайте их по комнате. Дайте малышу корзинку (можно тоже бумажную) и предложите собрать их вместе. Когда основное задание будет выполнено, попробуйте заинтересовать ребенка разделением грибов на большие и маленькие.
Подобная игра тренирует навык обращения с предметами, исходя из их величины и положения в пространстве.

Знакомимся с куклой. Возьмите куклу и «познакомьте» ее с карапузом. Пусть она «представится» и «заговорит» с малышом маминым голосом. Обратите внимание ребенка на ее прическу и красивое платье. После знакомства разыграйте небольшое представление. Пусть кукла споет, станцует или прочитает стихотворение. Сопровождайте выступления игрушки репликами: «Куколка хочет спеть для тебя!», «Тебе понравилось выступление нашей гостьи?».

Такое, на первый взгляд, незамысловатое развлечение, в возрасте 1 года 3 месяцев является первым знакомством крохи с сюжетно-ролевыми играми. В дальнейшем они, конечно, усложнятся, будут включать конкретных, вполне реальных героев и еще сыграют важную роль в развитии.

За свой первый год жизни ваш чудесный малыш значительно изменился. Он вырос на 20-25 см, утроилась его масса тела, он научился самостоятельно пить из чашки, ставить ее на стол, пользоваться во время игры предметами, возможно, он умеет ходить. Кроме всего этого, ваш ребенок, наверняка, понимает названия многих предметов, знает свое имя и имена окружающих его людей, умеет общаться, используя простые слова, понимает ваше «нельзя», выполняет несложные просьбы, заученные действия… Как много достижений за такой короткий период! Почувствовали гордость за своего кроху?

Стартовал второй год вашей удивительной жизни

В первом полугодии второго года жизни в основном происходит совершенствование и закрепление тех умений, которые возникли в конце первого года жизни. Прежде всего, совершенствуется ходьба.

К полутора годам малыш может перешагивать через препятствия приставным шагом, начинает бегать. В этом возрасте ребенок очень подвижен - за день он пробегает по нескольку километров. И при этом не устает! У малыша появляются представления о расстоянии и расположении предметов в пространстве. А повышенная двигательная активность усиливает интерес ко всему, что его окружает. Юному исследователю хочется все потрогать, попробовать на зубок.

Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе. У разных детей освоение собственных возможностей происходит в разное время.


Однако существуют возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать ходить, бегать, рисовать, говорить, читать, писать…

Все эти рамки показывают родителям, не позже какого срока должна развиться та или иная функция. Если она не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, если малыш серьезно болен или когда с ним никто не занимается.

Познакомьтесь с навыками, которые ребенок должен приобрести к определенному возрасту. Не огорчайтесь, если ваш малыш пока кое с чем не справляется. Это вам подсказка - в чем ему надо поупражняться.

Ведь стоит уделить ребенку хотя бы немного внимания, обучать его через игру, что-то рассказывать, показывать ему картинки, читать книги, как он начинает умнеть, взрослеть не по дням, а по часам. Но если ваше беспокойство не проходит, малыш не умеет многое из того, что положено в его возрасте, - обязательно проконсультируйтесь с педиатром и психологом.

Физическое развитие ребенка:

  • Делает попытки слезть с высокого стула.
  • Хорошо ползает; преодолевает несколько ступенек лестницы на четвереньках с одинаковой легкостью что вверх, что вниз.
  • С поддержкой шагает по лестнице.
  • Ходит без поддержки.
  • Путешествует по жилым помещениям: от ползания переходит к ходьбе, от ходьбы - обратно к ползанию.
  • Умеет пятиться задом.
  • Может взбираться на мебель.
  • Хорошо сидит на детском стуле.
  • Ловко бросает мяч, пинает его (хотя зачастую и промахивается), катает мяч.
  • Пользуется различными бытовыми предметами: зубной щеткой, чашкой, блюдечком, ложкой, расческой и т. д.
  • Может самостоятельно принимать пищу.
  • Открывает доступные ему дверцы шкафов и тумбочек, вытаскивает обнаруженные там предметы.
  • Помогает взрослому при одевании: рукой ищет рукав, сам ставит ножку в обувь.

Показатели ребенка от 1 года до 1 года и 3 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

74.78-75.78 см

10.045-10.665 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки


Психическое развитие ребенка:

  • Малыш любит игры с мячом.
  • Очень интересуется содержимым шкафов: открывает дверцы, выдвигает ящики, выбрасывает содержимое шкафов наружу и подолгу рассматривает его.
  • Пользуется посудой, туалетными принадлежностями.
  • Любит «говорить» по телефону.
  • Любит прогулки; торопясь гулять, помогает при одевании.
  • Активно демонстрирует свои чувства: обнимает и целует любимую игрушку, человека, которого любит.
  • Если его обязывают делать то, что он не хочет, - злится и всем своим видом демонстрирует независимость.
  • Близких людей знает не только по лицам, но и по именам; понимает, о ком говорят, когда произносят имя.
  • Правильно выполняет такие указания, как «Возьми ложку», «Дай игрушку», «Брось мячик» и т. д.
  • Проявляет интерес к более сложным, чем игрушки, предметам, интересуется их устройством.
  • Любит выкладывать предметы из коробки и складывать их обратно; закрывает коробку крышкой.
  • С удовольствием играет в кубики: ставит их один на другой.
  • Может играть с доступными ему бытовыми предметами: обувью, шкатулкой, коробкой, чашками, кастрюлькой, косметическим набором мамы, шляпой и т. п.
  • «Разговаривает» с предметами, с которыми играет.
  • Пытается рисовать.
Какая гимнастика рекомендуется в этом возрасте?

Детям нельзя навязывать выполнение упражнений. Поэтому постарайтесь превратить гимнастику в увлекательную игру, в которую вы можете играть и дома, и во время прогулок. Можете выполнять упражнения под музыку, чтобы было веселее.

Занятия проводите ежедневно или один раз в два дня, через 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна в течение 10-12 минут.

На малыша наденьте шортики, маечку и носочки. Занятия выполняйте при открытой форточке или в проветренной комнате.

Прежде чем приступить к веселой гимнастике, приготовьте все необходимое. Вам понадобятся: забавные игрушки, обруч, большой мяч, палка или доска, ящик, коврик.

Первые самостоятельные шаги

Взрослый стоит на полу, держась за какой-нибудь предмет, например, стол, диван, кресло или прислонившись к нему. Поманите ребенка яркой игрушкой, то приближая ее, то отдаляя от малыша. Повторите 2-4 раза.

Приседайте, держась за обруч

Малыш держится обеими руками за обруч, который находится в руках у взрослого. По команде «Сядем!» ребенок приседает, не отпуская обруча. Приседайте вместе с ним. Повторите 5-6 раз.

Проползание через обруч

Взрослый держит обруч, через который видна игрушка, привлекающая внимание малыша. Ребенок проползает через обруч и выпрямляется. Можно положить игрушку повыше, например, на стол. Это заставит ребенка тянуться за ней. Повторите 4-6 раз.

Проползание под препятствием (палкой или доской)

Установите препятствие на высоте 30-50 см. После проползания предложите ребенку достать игрушку, положенную на табурет высотой 40-45 см. Повторите 3-4 раза.

Сгибание и разгибание туловища

Посадите ребенка к себе на колени. Зажмите своими бедрами его голени. Проводите сгибание и разгибание туловища малыша. Повторите 3-4 раза.

Катание мяча

Сядьте с ребенком на пол друг напротив друга, широко расставив ноги. Катайте большой мяч в любом заданном направлении. Повторите 6-8 раз.

Залезание на предмет (ящик, диван)

Вначале предложите малышу залезть на ящик высотой 10-15 см, а потом на диван высотой 40 см. Повторите 2-3 раза.

Приседание за игрушкой

Положите 2-3 игрушки в разных концах комнаты. Побуждайте ребенка приседать, чтобы он поднял игрушки. Повторите 2-3 раза.

Бросание мяча

Ребенок стоит без опоры, держа большой мяч двумя руками. Пусть он бросает мяч двумя руками в любом направлении. Повторите 4-6 раз.

Поднимание ног

Ребенок лежит на спине на коврике. Держите крепко палку над его ногами на высоте 50–60 см. Малыш должен поднимать ноги, стараясь дотянуться ими до палки. Повторите 3-4 раза.

Ходьба

Малыш стоит без опоры. Побуждайте его к ходьбе по комнате на расстояние 5-8 метров, оказывая ему необходимую поддержку. Повторите 2-3 раза.

анонимно , Женщина, 26 лет

Здравствуйте, моему сыну год и три месяца, рост и вес по возрасту, а вот на счет развития есть сомнения. Врачи в год на осмотре вроде говорят норм, хотя ни маму не показывал тогда, 10 слов в словарном запасе ни тогда, ни сейчас нет. Ходит он хорошо, бегает, всё рвет и ломает. Из умений: собирает пирамидку но кольца не по очереди, цветные разного размера стаканчики только с моей помощью, знает где машинка, умеет открывать все шкафы и выкидывать вещи, играет машинками, в мяч, может по долгу играть сам с собой. Слов мало: мама(не всегда значит маму), ррр(машина), та, эта, да, нана. Он не умеет показывать части тела, не показывает маму, других родственников, игрушки, не пьет из чашки, не ест сам, боится горшка. Я стараюсь заниматься с ним, муж вообще почти не занимается. Я бою, что мы отстаем очень сильно. Подскажите пожалуйста, нам нужно ко врачу по развитию обратиться и совсем ли плохи у нас дела??-

Здравствуйте! Вы совершенно нормально развиваетесь, как и положено малышу его возраста: он умеет у вас складывать пирамидку, заниматься самостоятельно, знает слова, произносит их, ходит, даже бегает. О чем вы говорите?! У вас все в порядке! Не спешите, вы развиваетесь по возрасту. Растите здоровенькими! Если будут еще вопросы, пишите!

анонимно

Здравствуйте, я ранее писала о развитии малыша в год и три месяца. У меня еще возник вопрос. В год мы ходили на осмотр к психиатру(просто плановый осмотр) и врач сказала, что он должен говорить 10 слов в год, показывать пальцем маму, папу, игрушки, на себя и глазки-носик-ротик. В год он ничего из этого не показывал. Я старалась эти три месяца занималась, брала его пальчик и показывала и маму, и папу, и носик, и ротик, и т.д. Он ни в какую не хочет показывать ни части тела, ни маму с папой, знает только где машинки у него и всё. У него вообще никаких сдвигов в развитии за несколько месяцев. Слов он знает 6-7, но говорит из них часто только, та, и,эта, и мычит, а не говорит. За мной никакие слова не повторяет, читать со мной не хочет, пирамидку тоже уже как раньше не собирает, ничем заниматься не хочет. Я уже в отчаянии. Муж с ним не занимается, а мне одной тяжело. Уже опускаются руки. Дети подруг намного смышленее и умеют больше. Скажите, к какому врачу обратиться по поводу отставания в развитии?

Здравствуйте! Если у ребеночка нет никакого генетического синдрома, не было родовой травмы, связанной с нарушением ЦНС, не было сложных родов с длительной гипоксией, не было внутриутробной инфекции, во время беременности вы не перенесли никаких тяжелых вирусных заболеваний, тогда такая скорость развития вашего малыша - это всего лишь его индивидуальная скорость. Есть дети, которые в 9 месяцев уже все понимают и ходят и говорят, есть дети, которые в 4 года еще не могут связно сказать предложение, но это не значит, что первые гении, а вторые отстают. Просто у каждого малыша свой ритм развития ЦНС. И ваши занятия не проходят даром. Просто не надо так напрягать ни себя ни ребеночка. Ну не знает он 10 слов в год, это не критично! Не может он показать у мамы носик и глазки, зато знает свои машинки, или на животных реагирует. Постарайтесь не требовать от малыша того, что он пока не готов вам выдать. Детей нельзя равнять всех под какие-то условные границы. И психиатр вам сказал заученную фразу, которая ничего не значит для вашего ребеночка. Он у вас самый лучший и умненький, просто пока еще очень маленький! 2

анонимно

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, могут ли роды влиять на интеллект ребеночка. У меня было экстренное кесарево с эпидуральной анестезией, которая неправильно подействовала, я была на искусственной вентиляции легких во время кесарева, а у малыша было обвитие пуповиной вокруг шеи 4 раза и гипоксия, и не закричал он когда родился. Скажите, может ли он из за этого тормозить в развитии и можно ли это как-то исправить? Заранее благодарю за ответ.

Здравствуйте! Ваш малыш не тормозит в развитии. Он развивается согласно возрасту. В его возрасте мыслительный процесс еще не развит, поэтому малыши практически все делают не задумываясь, хватают, лезут, спешат, падают. Максимум, что детки могут делать - это повторять и то не всегда и не обязательно, но могут показать пока-пока, ладушки, катать мячик, вытаскивать игрушки из коробки, вытаскивать для них намного легче, чем собирать, то же касается и сбора пирамидки. И обвитие и гипоксия могут стать причиной нарушения умственной деятельности только в том случае, если ребеночек находился в тяжелом состоянии, у него произошли необратимые процессы в головном мозге. Но в вашей ситуации по тем навыкам, которые имеет ваш ребеночек, все в порядке. Я не знаю, как еще можно вас убедить не требовать от маленького невозможного. Все, что надо уметь в его возрасте, он умеет. Остальные навыки приобретаются со временем постепенно. Растите здоровенькими!

анонимно

Добрый день! Огромное спасибо за консультацию! Можно ли узнать у вас немного не по теме вопроса? Около месяца назад малыш стал необычно реагировать на мой отказ, например, нашел что то несъедобное на полу, какую-нибудь ниточку и хочет съесть, или забираю книгу, которую он начинает рвать, он начинает капризничать, может подойти меня ударить по ноге, или может сам себя бить по голове, а сегодня ударил себя по лицу, когда, пропылесосив, я собралась убрать пылесос в кладовку(сын любит катать его как машинку, иногда делает вид,что пылесосит). Я не знаю как мне на это реагировать, пожалеть его, может не обращать внимание. Является ли такое поведение нормой или как реагировать на это? Заранее благодарю за ответ!

Здравствуйте! Вы проявляете слишком повышенное внимание к поведению малыша, ищете в нем какие-то отклонения. Не нужно этого делать. Ребенок в год еще не знает, как правильно на что-то реагировать, учится у родителей, копирует, но в то же время может и не зависимо от окружения проявить свои эмоции по разному, так, как ему захотелось в данный момент. Ничего страшного в том, что он ударил себя или вас нет. Но, вы, как разумный человек, должны ему объяснять, подсказывать, что делать можно, а чего нельзя. И даже если вы месяц, два, три, говорите, что нельзя есть с пола, а он все равно это делает, это не значит, что он отстает в развитии или проявляет какой-то протест. Скорей всего, для него это игра, он берет с пола ниточку, и ждет, вашей реакции. Замените эту ниточку на что-то интересное, не оставляйте его ручки пустыми, дайте ему сушку, пусть грызет, предложите ему книжки, которые сложно порвать, для малышей. Отвлекайте его от каприз, не давайте ему манипулировать вами, в то же время, показывайте, что вы его любите. Начните его веселить, щекотать, баловаться вместе с ним. Ему не захочется капризничать. И еще, раз у вас возникают такие вопросы, почитайте спец.литературу или обратитесь к детскому психологу. Так вам будет легче понимать вашего ребеночка. Здоровья вам!