Упражнения для коррекции дислексии у детей. Упражнения для профилактики и коррекции дислексии у младших школьников. Пишем по памяти

Когда ребенок находится в таком возрасте, что еще не умеет читать и писать, трудно предположить, что в будущем он может страдать таким нарушением, как дислексия. Однако после того как чадо стало школьником, учителя начальных классов нередко сообщают родителям, о том, что их ребенок плохо усваивает письменную и устную информацию. И дело здесь вовсе не в банальной безграмотности. Поэтому надо знать, как проявляется дислексия у младших школьников, чтобы вовремя провести коррекцию патологии.

Причины заболевания у детей младших классов

Под дислексией понимают нарушение овладения навыками чтения, то есть неспособность правильно читать и воспринимать информацию. Больные дислексией дети не могут полноценно прочитать какое-либо слово или предложение, они путают слоги, буквы, ломая при этом структуру слов.

Большинство врачей уверены, что нарушение является наследственным заболеванием. Тем не менее повлиять на развитие дислексии способны следующие факторы:

  • болезни сердца у беременной;
  • отравление будущей матери алкогольными напитками (см. );
  • анемия;
  • тяжелый и долгий родовой процесс;
  • асфиксия новорожденного;
  • заболевания инфекционного характера, возникшие во время вынашивания малыша (краснуха, оспа, корь, грипп);
  • , различные операции у ребенка;
  • инфекционные болезни новорожденного;
  • дефицит общения (родители уделяют мало времени воспитанию ребенка; это неблагоприятные семьи, где постоянно происходят скандалы).

Дислексия возникает у 5% младших школьников, причем большая часть детей – мальчики, у девочек болезнь диагностируется крайне редко.

Полезно узнать о разновидностях : мозжечковая, бульбарная, корковая.

Родителям на заметку! Основные и отличия от ЗПР.

Виды дислексии

Медикам известно несколько видов нарушений:

  1. Аграмматическая. Ребенок неправильно произносит суффиксы, окончания в словах, префиксы, путает падежные окончания.
  2. Мнестическая. Школьник заменяет некоторые буквы совершенно неподходящими по созвучию.
  3. Оптическая. Ученик начальных классов путается в похожих по внешнему виду буквах, в результате чего слова произносятся и пишутся неправильно.
  4. Фонематическая. Ребенок заменяет сходные по произношению буквы.
  5. Семантическая. Полная неспособность воспринимать прочитанную информацию. В этом случае школьник читает и произносит слова по всем правилам, но не в состоянии пересказать текст.

Важно! В то время, когда школьник читает вслух, родители должны обращать внимание на некоторые симптомы. Если при изучении устной информации ученик быстро устает, прикрывает один глаз, близко подносит книгу к лицу или трет и косит глаза – это очень тревожные признаки. Важно также обратить внимание на то, как ребенок пишет слова на бумаге: кривой и неразборчивый почерк или написание слов справа налево – свидетельство того, что у школьника развивается дислексия.

Как лечится дислексия

Коррекцию дислексии необходимо начинать пока школьник не достиг десятилетнего возраста, в противном случае от нарушения трудно будет избавиться. Лечением дислексии занимается логопед или более узкий специалист.

Фонематическая форма дислексии поддается коррекции методом мультисенсорного интегрального обучения. Дети учатся отличать левую и правую стороны в книгах, развивают память и внимание. Также необходимо работать с мелкой моторикой пальцев рук малыша, обучать его правилам русского языка.

При оптической дислексии необходима консультация окулиста, так как нарушение может быть спровоцировано ухудшением зрения (например, если школьник большую часть времени проводит за монитором компьютера или играет в видеоигры). Здесь имеет место ограничение игр за компьютером, уменьшение времени просмотра телевизора, ношение специальных очков для чтения.

При других формах расстройства применяют фонетические методы лечения, состоящие из специально разработанных упражнений для определенной формы дислексии.

Наиболее тяжелой формой считается семантическая дислексия. Именно этот вид заболевания труднее всех поддается коррекции. Самым эффективным способом лечения является методика Дейвиса – исследователя, который в детстве сам страдал дислексией. Его метод завоевал популярность и доверие медиков. Способ лечения часто советуют родителям больного малыша.

Метод Дейвиса

Благодаря методике Дейвиса ребенок постепенно развивает мышление, внимательность и память. Рекомендуется:

  1. Создать необходимую комфортную зону для ученика.
  2. Развитие координации. Понадобится пара резиновых мячиков, с помощью которых ребенок научится правильно определять левую и правую стороны.
  3. Лепка символов. С помощью пластилина для лепки школьник создает буквы, слоги и цифры, которые он сможет потрогать или понюхать. Во время лепки малыш лучше запоминает изучаемую информацию.
  4. Чтение в три этапа. Сначала ребенок учится узнавать группы букв, переводя взгляд слева направо, вторым этапом идет закрепление изученного, далее малыш должен научиться понимать смысл прочтенного предложения и всего текста целиком.

Стоит обратить внимание! После работы по данной методике дети становятся более внимательными, хорошо и быстро запоминают буквы, слоги, окончания, грамотно пишут и читают. Большинство родителей, чьи дети прошли метод Дейвиса, отмечают, что школьник меньше устает за учебой, становится более общительным со сверстниками.

Многих родителей интересует вопрос: можно ли вылечить дислексию у детей в домашних условиях? Коррекцию заболевания лучше проводить под руководством специалиста, который подберет наиболее эффективные методы при определенной форме дислексии. Кроме того, опытный логопед посоветует родителям несложные упражнения, необходимые для закрепления пройденных навыков во время коррекции дислексии. Такие занятия надо регулярно повторять дома с детьми.

Рекомендуется прочитать о : причины, диагностика и лечение.

Родителям на заметку! : расстройства и методы коррекции.

Все о : признаки, причины, лечение, альтернативные методы терапии ребенка.

Заключение

Дислексия – серьезное нарушение, в дальнейшем воздействующее на психическое развитие детей. Если своевременно не подобрать методы коррекции и упражнения для лечения дислексии у младших школьников, малыш начнет ощущать себя не таким, как все, станет замкнутым или агрессивным.

В настоящее время все чаще и чаще учителя сталкиваются с учениками, у которых наблюдаются нарушения чтения и письма. Родители спрашивают: “Что делать? Я не знаю, чем помочь?”, а учителя пожимают плечами: “Учите правила, чаще читайте вслух!” и отправляют к логопеду или дефектологу. Хорошо, если он есть в школе, а что делать, если его нет? Такие проблемы чаще всего пускаются на самотек: ошибки в чтении и письме перерастают в пропуски знаков и индексов при решении задач по математике, физике, химии. Ученик получает плохие оценки, и формируется стойкое нежелание учиться.

Еще тяжелее взрослому обучающемуся, который знает о своих проблемах, но не знает, что с этим можно сделать, как исправить. Больше всего проблем возникает с технической терминологией и аббревиатурами.

В статье будут представлены три игры-упражнения, которые можно использовать для коррекции нарушений чтения и письма.

Термины

Дислексия – специфическое нарушение процесса чтения. Она может проявляться в неразличении смысла прочитанного текста, в трудности усвоения и запоминания букв и звуков, замене букв при чтении, в изменении падежных окончаний и т.д.

Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма. Она может проявляться в замене звуков близких по звучанию, искажении слова и предложения, использовании обратного порядка слов в предложении, искажении букв при письме и т.д.

Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции, и наконец непосредственно нарушения письменной речи. (Корнев А.Н.)

Так как виды нарушений при дислексии и дисграфии схожи, то и корректировать их можно вместе.

По мнению ученых, без сотрудничества учителя и родителей успех в коррекции недостижим. Основываясь на своем опыте работы, автор считает, что родителей необходимо информировать обо всех результатах исследований и обсуждать их с ними. Родители должны знать цели коррекции, ближайшие и отдаленные, ожидаемый результат и предполагаемые сроки коррекционной работы. Это необходимо не только из этических соображений, но и способствует вовлечению родителей в работу и формированию у них трезвого взгляда на вещи. Основная задача родителей – закрепление навыков, усвоенных ребенком.

Упражнения

Игра-Упражнение №1. Работа над запоминанием слов и терминов (их графического варианта)

Составь словарные слова (или термины, для взрослых слушателей) из слогов, обведи их разными цветами.

Речевой материал для первоклассников: алфавит, ворона, закон, зашёл, звонят, учебник, учитель, клеить, ковер.

Речевой материал для курсантов и слушателей по терминологии (пример): анализ, синтез, верификация, безопасность, авария, багор, автонасос, ликвидация, поджог.

Если это возможно, используйте разбивку слова или вставляйте изображения и прочие визуальные подсказки, чтобы улучшить понимание.

Игра-Упражнение №2. Работаем над порядком слов, чтобы помочь ребенку/взрослому в понимании текста.

Вариант для детей.

Добавляя по одному слову, составьте предложения по картинке. Обязательно следите за тем, чтобы ребенок соблюдал порядок слов.


Картинка к упражнению

ЛЕНА КАТАЕТСЯ.

На ________

На____ с____.

На___ с ____ ____.

Правила игры просты, но потребуется некий инвентарь - специальные карточки. Вообще, существует реальная игра, она называется Dixit (Диксит), но не всем по карману ее приобрести. Поэтому, можно создать некие ее элементы самостоятельно. Суть заключается в следующем: игрокам раздается по шесть карточек. На них изображены различные картинки - практически сюрреализм.

Например - покосившийся якорь, посреди пустыни.


Пример карточек для игры

Суть игры-упражнения

  • Какие ассоциации приходят в голову?
  • Их нужно сформулировать в одной фразе - и озвучить ее остальным.
  • Основное условие: фраза должна быть построена с соблюдением порядка слов. Инверсия и нелогичность недопустимы.
  • Игроки выбирают из своего набора подходящую карточку по описанию и выкладывают ее на стол.

Секрет в том, что описание должно быть многогранным, и выигрывает тот, чью карточку отгадали не сразу.

  • Но, важным элементом является то, что если никто вообще не смог идентифицировать вашу карточку, вы лишаетесь очков.
  • Кстати, сами карточки, а вернее картинки, в домашних условиях можно найти и распечатать из интернета.

Игра-упражнение №3.

Вариант для детей.

Игра морской бой (позаимствована у Бобкиной О.Г. – логопед средней общеобразовательной школы №5 п. Тавричанка Надеждинского района Приморского края). Работаем над ориентацией на плоскости, совершенствуем слоговой анализ и синтез, формируем активный и пассивный словарь учащихся.

Детям предлагается игровое поле, на котором изображены корабли с написанными на них слогами: учитель/родитель называет место на поле, а дети отыскивают его и называют написанный на нем слог.

Если корабли называются в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а потом синтезируются.

Речевой материал:

Учитель/родитель: Учащиеся:

Е-1, Д-7, А-9 ТАН, КА, ПИ = КАПИТАН

Е-8, Ж-4 СКОЙ, МОР = МОРСКОЙ

Б-4, К-7 РЕГ, БЕ = БЕРЕГ

К-5, А-7 ЯК, МА = МАЯК

З-5, А-1 ПРО, ЛИВ = ПРОЛИВ

Ж-7, Г-2, З-3 РАБ, КО, ЛИ- КОРАБЛИ

Ж-10, И-3 РОД, ГО- ГОРОД

И-8, Д-3 СИР, БУК- БУКСИР

Е-5, Б-6, БУХ, ТА- БУХТА

Г-10, Б-2 РОМ, ПА- ПАРОМ

И-6, Д-9 ШТУР, ВАЛ- ШТУРВАЛ


Игровое поле

Вариант для взрослых обучающихся.

Игра “Пожарный Крокодил”. Работаем над развитием наблюдательности, внимательности, навыков строить логические цепочки.

Правила очень просты. Участники делятся на две команды. Первая команда загадывает слово и сообщает его представителю соперников. Это – избранный, который должен изобразить слово с помощью пантомимы своей команде. Изображающий говорить не может, но участники его команды могут задавать ему вопросы, перечислять появляющиеся варианты. Кивать головой «да» или «нет» изображающему слово разрешается – но не больше! В это время команда, загадавшая слово, может просто покатываться со смеху, видя усилия противников, часто долгое время безрезультатные. Если слово отгадано, команды меняются ролями. Конечно, для изображения каждый раз выставляется новый игрок.

Для тех, кто только осваивает игру, можно начать с элементарного. Сложнее будет с абстракциями: например, долго отгадывалось слово «множество». А теперь представьте сами, как можно изобразить «совершенство»? Если со словами более или менее разобрались, можно переходить к изображению словосочетаний, потом – пословиц.

Для разминки: рукав, управление, пожар, действие, документ, партнер, парад

Словосочетания: пожарная каланча, материальный ущерб, пожарная команда, эскиз пожара.

Поговорки и пословицы

  1. За битого двух небитых дают
  2. Слезами горю не поможешь
  3. Сон на одном боку - тридцать шесть часов.
  4. Любишь кататься - люби и саночки возить
  5. Один в поле не воин
  6. Клин клином вышибают
  7. Слово не воробей - вылетит, не поймаешь
  8. Спит, как полковая лошадь.
  9. Как вы лодку назовёте - так она и поплывёт
  10. Что сгорит, то не сгниет.
  11. Пожарный спит - Родина богатеет.
  12. Сколько волка не корми - он всё в лес смотрит
  13. Глаза боятся, а руки делают
  14. Метил в пятку, да в нос попал.
  15. Любишь говорить - люби и слушать.

Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и различных видов текстов. Задания носят игровой, развивающий характер.

Причины трудностей обучения в школе и вузе очень разнообразны, поэтому и игровые методы должны быть строго дифференцированы и индивидуализированы , то есть соответствовать механизмам проблем обучения и поведения в учреждении, выявляемым при комплексном нейропсихологическом обследовании, а также полу, возрасту и индивидуальным особенностям личности ребенка.

1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.

Сергакова Ирина Витальевна, школа - интернат № 23 ОАО " РЖД" г. Слюдянка, учитель - логопед.
Данный урок разработан с целью коррекции речевых проблем фонетико - фонематического недоразвития для обучающихся 2 класса. Основополагающей направленностью урока является автоматизация умений звуко - буквенного анализа и синтеза, дифференциации и обобщения фонетических единиц и языковых единиц. Разработка является актуальной для учителей - логопедов школ, а так же для специалистов, реализующих инклюзивные подходы в обучении.

План – конспект логопедического урока.

Тема: дифференциация С-З в слогах, словах.

Лексическая тема: Характер, эмоции и настроение человека.

Цели
1. Совершенствовать умения звуко - буквенного анализа и синтеза слогов и слов различной звукослоговой структуры.
2. Тренировать умение производить дифференциацию и обобщение фонетических единиц и языковых единиц.
3. Развивать слуховое восприятие, слуховую память и внимание; мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение.
Задачи
1. учить производить фонетический анализ парных свистящих звуков.
2. Отрабатывать утрированное чтение слогов: открытых, закрытых и со стечением; односложных, двусложных, трёхсложных слов.
3. Совершенствовать практическую дифференциацию частей речи: существительного, прилагательного, глагола.
4. Прививать умение ориентироваться в лексических и грамматических признаках слова
5. Формировать навыки словообразовательной работы.
6. Закреплять умения подбирать слова с противоположным значением.
7. Способствовать становлению орфографической зоркости.
8. Активизировать словарь слов по теме « Чувства человека».
9. Совершенствовать умение устанавливать смысл слова.
10. Закреплять приёмы формирования межполушарного взаимодействия.
11. Способствовать воспитанию позитивных душевных качеств личности.
Оборудование: учебные принадлежности, трафаретные образы двух героинь, зеркало, сотовый телефон, набор предметных картинок (для упр.
№ 2), макеты лесных полян, схемы символов для фонетической характеристики, набор букв магнитной азбуки, карточки со слогами (для упр. № 4), конверты со слогами, набор цифр (для упр. № 8), карточки для индивидуальной работы « Эмоции» (Методическое пособие Рылеевой Е.В. « Путешествие в мир эмоций». Демонстрационные материалы для фронтальной и индивидуальной работы. Педагогические технологии « Открой себя». Москва Линка – Пресс. 2000г.)
Предварительная работа: проверка готовности домашнего задания – обводка по трафарету и раскрашивание изображений двух персонажей занятия (баба Яга злая и баба Яга добрая).
Изображения прикрепляются на две разные половинки доски.
ход.
I. Организационный момент.
Упр. по развитию фонематического синтеза « Будь внимателен!»
Для проведения занятия приготовь учебные принадлежности, которые я назову по звукам, раздробленно.
Р,у,ч,к,а
Т,е,т,р,а,д, ь
К,а,р,а,н,д,а,ш
Т,р,а,ф,а,р,е,т,ы.
II. Основная часть
1. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы будем учиться различать звуки З и С в слогах, словах.
Наша задача – внимательно следить за работой звуков З и С, чтоб порадовать добрую и красивую бабу Ягу, а другую Бабу Ягу превратить в нашу добрую помощницу.
Стихотворение « Мысли о Яге»
Все считают, что Яга
Хитрая и злая,
А мне кажется, она
Вовсе не такая.
Если ей причёску сделать,
Макияж ей нанести,
Зубы вставить побелее и букет преподнести,
Да ещё сказать: « Бабуля,
Любим мы тебя как мать»,
Так изменится Ягуля,
Будет бабу не узнать.
Станет доброй и красивой,
Вас не будет обижать.
Хочет быть Яга любимой,
Это надо понимать!
2. «Упражнение « Узнай имя»
Цель: развивать фонематический анализ и синтез; с опорой на наглядность
составить имена каждой бабы Яги, выделяя первый звук из названия каждой картинки.
Картинный материал:
Замок, обруч, якорь.
Стол, облако, нитки, ель, чашка, канистра, арка.
(Имена Зоя и Сонечка прикрепляются рядом с изображениями).
Какое из имён звучит ласково?
Какая часть слова придаёт ему уменьшительно – ласкательный оттенок? Какое правило при написании имён мы помним?
Какая орфограмма встречается в одном из имён.
3. Уточнение артикуляционной характеристики звука З и С.
Цель: учить составлять фонетическую характеристику.
Ход.
Выделить первый звук в именах Зоя, Сонечка.
Дать характеристику каждого звука с опорой на знакомую схему символов.
Артикуляционный уклад (нарисован рот).
(При произношении звука З губы в положении « улыбочка», язык « желобочком», воздушная струя – тонкая, холодная, непрерывная).
Фонетическая характеристика:
Наличие голоса и шума (нарисованы буквы Г и Ш в воздушном потоке).
(при произношении З слышен голос и шум, звук согласный).
Работа « голосового моторчика» (нарисован колокольчик)
Используем приём тактильного контроля («мотор голоса» работает, звук звонкий).
Характеристика по мягкости – твёрдости (нарисованы обозначения твёрдости и мягкости: камень и вата).
В слове Зоя звук З твёрдый, т.к. после него стоит гласная О, которая не придаёт мягкость.
Аналогично характеризуется звук С.
4. Слоговая работа. Упр. « Тропинка».
Цель: закреплять звуковой синтез на уровне слогов, учить чётко и утрированно проговаривать слоги с изучаемыми звуками.
Ход.
Помоги пройти нашим героиням к месту их путешествия – к полянкам, прочитывая каждый слог.
Тропинка № 1: за, зу, зо, зы, зэ.
Чем похожи эти слоги? Правильно, это открытые слоги со звуком З.
Тропинка № 2: сэ, су,со, са, сы (работа проводится аналогично).
Тропинка № 3: аз, оз, эз, ыз, уз (работа проводится аналогично).
Тропинка № 4: Стра, вспо, стры, вспэ, стрэ, вспу, стру, вспа, стро
(слоги со стечением согласных)
Тропинка № 5: дроз, врыз, дрэз, гроз, драз, брэз, хруз, праз, мрэз
(слоги со стечением согл.)
5. Упр. « Приветствие».
Цель: формировать звуковой анализ, синтез. Учить утрированно проговаривать слова со стечением согласных. Закрепить словарное слово.
Ход.
Предлагается угадать и произнести любимое слово героинь.
Логопед проговаривает последовательность звуков в расширенной формулировке.
« На первом месте слова - звук З, на втором –звук Д, на третьем – звук Р, на четвёртом месте – звук А, на пятом месте – звук В, на шестом – звук С, на седьмом – звук Т, на восьмом – звук В, на девятом – звук У, на десятом – звук Й. Какое слово получилось? Правильно, слово здравствуй».
Какими словами мы еще можем приветствовать друг друга? Правильно, привет, добрый день, рад встречи.
Ученик на доске составляет слово « здравствуй» из букв магнитной азбуки.
6. Дифференциация З-С в словах. Упр. « Эмоции»
Цель: учить определять место звука в слове; закрепить узнавание слов, обозначающих предметы, обогащать предметный словарь.
Ход.
Наши Бабушки путешествуют по миру и испытывают от путешествия разные эмоции. Вот попали на такую лесную поляну, где появляются только
слова, обозначающие эмоции и только части речи – существительного (уточнение вопроса для слов, которые обозначают предмет?)
Алгоритм:
восприятие слова на слух
отражённое произношение
объяснение смысла слова.
подбор картинки с изображением ребёнка с такой эмоцией.
мимическая работа (перед зеркалом изобразить мимикой такую эмоцию)
выделение места звука З-С в словах: начало, середина, конец слова
подбор слова к звуковым схемам.
определение части речи по вопросу.
Набор слов: радость, беспокойство, восторг, сожаление, испуг, страх, застенчивость, озлобленность, задумчивость.
7. Упр « Спрятанные слова»
Цель: формировать звуко - буквенный анализ и синтез, развивать узнавание языковой единицы – слова, обозначающего предмет, учить обобщать.
Ход.
В телефоне пришло сообщение о том, кто рад встрече с нашими героинями.
Набор.
1. Сверчоксветлячокстрекозакузнечик.
2. Сороказябликснегирьзарянкасвиристельсовазимородок.
Алгоритм:
узнавание слова, прочитывание (с телефона)
определение места звука и буквы С-З
подбор обобщающего понятия
8. Дифференциация З – С в словах. Упр. « Настроение»
Цель: учить определять место звука в слоге, проводить звуко-буквенный и слоговой анализ, закрепить узнавание слов, обозначающих признаки, обогащать словарь признаков.
Ход.
Путешествие бабушек продолжается. Настроение у бабушек разное, переменчивое. Сейчас узнаем какое. Вот они попали на лесную поляну, где появляются слова, обозначающие настроение и обозначающие признаки предметов (уточнение вопроса для слов, которые обозначают признак предмета).
Предлагаются пронумерованные конверты, в каждом конверте слоги одного слова.
Алгоритм: прочитывание слогов, составление слова из слогов, утрированное произношение данного слова
семантическая работа, уточнение позиции звука З-С в слоге, графическая работа (указание номера слога и номера позиции звука в слоге(например, номер слога- 2, место в слоге -1, т.е. 2-1),определение части речи по вопросу.
Набор слов: весёлое, восторженное, героическое, боязливое, таинственное, возмущенное, солнечное, торжественное, загадочное, капризное, замечательное.
Итог. Распределить составленные слова – настроения: со звуком З – героине Зое, со звуком С – героине Сонечке.
9. Динамическая пауза.
Выполнение упражнений для формирования межполушарного взаимодействия из комплекса И. Друбачевской « И.О.Д»:« Колечки», « Лезгинка», « Ухо – нос».
10. Работа в тетради. Упр. « Угадай слово»
Цель: закреплять навыки позиционного анализа.
Ход.
Отрабатывается алгоритм:
логопед произносит слово, используя приём позиционного анализа
(например, первый звук этого слова З, после него стоит звук А, далее следует звук Д и так далее)
ребёнок устанавливает последовательность звуков
устно составляется слово и проговаривается
устанавливается смысл слова
указывается номер места звука в слове
составление слова из букв магнитной азбуки
Запись слова в тетрадь с комментированием
Подчеркивание буквы С – синим карандашом, буквы З – зелёным.
Набор слов: завистливое, задиристое, сказочное, заносчивое, серьёзное, застенчивое.
Проверка написания слов.
Уточнение, на какой вопрос отвечают записанные слова и что обозначают.
11. Устная работа. Упр. « Назови противоположности».
Цель: учить подбирать слова – антонимы.
Набор:
смелая – трусливая
сильная – слабая
серьёзная – легкомысленная
пасмурная – солнечная
сладкая – горькая
сухая – мокрая
Семантическая работа. Уточнение, какие слова нельзя отнести к словам настроения?
12.Упр. « Корзина добрых дел»
Цель: совершенствовать навыки звуко – буквенного анализа, развитие навыков словообразования приставочным способом.
Ход.
Путешествие бабушек продолжается. Бабушка Яга Зоя мечтает поскорей превратиться в добрую помощницу и поэтому спешит делать важные хозяйственные дела. Вот Зоя попала на лесную поляну, где появляются слова, обозначающие действия предметов
(уточнение вопроса для слов, которые обозначают действие предмета).
Сейчас мы ей поможем.
Логопед указывает на два вопроса на доске: « Что делать? «, « Что сделать?» Логопед называет слово – действие на вопрос « Что делать?». Ученик добавляет к данному слову частицу за (приставку), чтоб получилось слово, отвечающее на вопрос « Что сделать?».
Набор слов:
вязать – завязать, стелить – застелить, звонить – зазвонить, солить – засолить, нести – занести, возить – завозить, носить – заносить, сорить – засорить, сунуть – засунуть, сыпать – засыпать, ползти – заползти, просить – запросить.
Уточнять значение слов. Выяснить, какие из названных дел добрые, а какие – нет.
Уточнить позицию звуков З-С в словах – действиях.
Приём графической работы: к соответствующей букве (З или С) подобрать цифру – номеру данного звука в слове.
Итог: Работа в тетради: запись полученного слова с использованием приёма утрированного проговаривания.
« Письмо Зои» - прочтение письма, прикреплённого к поляне.
Я слабым помогать готова,
Попавшим в друг в беду,
Всегда приветлива, здорова
И правду говорю.
Не жадничаю никогда,
Жалею я других.
Ошибки всем прощу всегда –
Забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу,
Всегда гостям я рада.
Я дружбой верной дорожу,
И дети - мне отрада!
Итак, наша Зоя стала какой? Как ласково можно назвать её имя?
13. Упр. « Телеграмма»
Цель: формировать практические умения проверять звонкий З и глухой С, изменяя слово.
Ход.
Работа с карточкой. На бланке телеграммы ученик читает слов с пропущенной на конце З или С.
Перед вставкой буквы требуется подобрать и записать проверочное по образцу (был один предмет, а теперь много).
Набор: приз, овёс, колос, срез, квас, колхоз, груз, вальс.
14. Домашнее задание. Упр. « Сундучок настроений»
Познакомиться со словами, которые надо положить в сундучок настроений. Отчитать слова несколько раз, добиваясь слитного прочтения
Дома нарисуй такой сундучок, укрась его. Вырежи эти слова, распределив на две полки. На верхнюю – широкую и яркую полку приклей слова с хорошими качествами характера, а на нижнюю – с менее хорошими качествами.
Набор слов:
беспокойное настроение, грустное настроение, воспевающее настроение, радостное настроение, светлое настроение, сердитое настроение, скрытное настроение, сонное настроение, хвастливое настроение, спокойное настроение, тоскливое настроение, самоуверенное настроение.
III. Итог.
Организация рефлексии.
Какую тему мы сегодня закрепляли?
Какой вид работы тебе понравился?
Что было трудным?
Что оказалось лёгким?
Какое настроение у тебя сейчас?
Как ты думаешь, какое настроение у наших героинь - бабушек?
Награждение медалью « Знайка всё с полуслова понимает, а Незнайка только рот разевает» (уточнить смысл выражения).

Одной из самых распространенных логопедических проблем у детей младшего школьного возраста является дислексия – невозможность овладения ребенком навыками чтения и письма при сохранении его умственных способностей.

Эта проблема значительно затрудняет общее развитие, ведь без чтения невозможно получить необходимые, базовые знания для последующего обучения в школе и дальнейшей жизни. Именно поэтому такой вопрос как диагностика и способы коррекции дислексии сегодня очень актуален во всем мире.

Современные логопедические методики позволяют своевременно помочь ребенку младшего школьного возраста (если появились такие симптомы) и способствуют его дальнейшей социальной адаптации путем поэтапного устранения этого заболевания. Разработаны специальные комплексы упражнений, выполняя которые, ребенок может сначала начать читать отдельные буквы, а затем и вовсе целые слова и предложения. Регулярные занятия с логопедом, выполнение специальных упражнений позволят добиться хорошего результата коррекции дислексии у младших школьников.

Как уже упоминалось выше, дислексия – это форма логопедической патологии, которая характеризуется нарушениями чтения и письма, невозможностью ребенка овладеть данными навыками при сохранении общего умственного развития ребенка. Иными словами, это то состояние, при котором ребенок может путать отдельные слова, буквы, неправильно их писать или читать.

В младшем школьном возрасте эта проблема встречается часто – именно в этот период закладываются навыки письма и чтения и наиболее актуальны для ребенка. Именно так он узнает новую информацию и приобретает новые способности и развивает их.

В случае дислексии происходит торможение этих процессов, что, безусловно, негативно сказывается как на адаптации ребенка в детском коллективе, так и на его индивидуальном развитии.

По всем остальным навыкам ребенок нисколько не уступает сверстникам – проблема заключается лишь в письме и речи.

Изначально у школьников с дислексией начинают возникать трудности в чтении, так что на данном этапе родителям следует установить, не является ли это заболевание причиной нарушения зрения. Если проблема связана со зрением, следует отправиться вместе с ребенком на консультацию к врачу-офтальмологу, подобрать очки или линзы с необходимыми диоптриями.

Все это позволит быстро и надежно разрешить ситуацию. В противном случае, если причиной трудностей в процессе обучения, длительных нарушений чтения и письма стала дислексия, родителям ребенка необходимо своевременно обратиться к логопеду. Постепенно, занимаясь с ребенком совместно со специалистом, можно успешно устранить создавшуюся проблему.

Виды дислексии

В результате постоянной невозможности прочесть увиденное центры головного мозга, отвечающие за речевые способности и письменность, не получают достаточного количества возбуждения – нервных импульсов.

В нормальном состоянии, при отсутствии дислексии, увиденный текст стимулирует головной мозг, который автоматически узнает ранее виденное слово, и в конечном результате ребенок это слово произносит вслух.

В случае данной логопедической патологии формируется неправильный стереотип действий: ребенок не может прочесть слово, и оно не закрепляется в механизмах памяти. Именно поэтому каждый раз, снова и снова на уроках чтения у него возникают трудности с этим навыком.

Существует классификация видов дислексии, которая полностью систематизировала ее виды. Специалисты-логопеды выделяют такие разновидности данной логопедической проблемы:

  • мнестическая дислексия;
  • фонематическая дислексия;
  • семантическая дислексия;
  • аграмматическая дислексия;
  • оптическая дислексия.

Следует рассмотреть все формы заболевания отдельно.

Мнестическая

Обусловлена нарушениями памяти ребенка. Вследствие непонимания он неспособен визуально запомнить вид каждой из букв алфавита, поэтому он допускает ошибки в составлении слов, написании букв, чтении и письме.

Проблемы памяти обусловлены нарушениями ее механизмов: попросту не происходит воспроизведение, анализ и фиксация полученной информации.

Выделяют также подвид мнестической – тактильную дислексию, которая возникает у слепых детей. Ей характерны нарушения в использовании речевых символов, их неправильный подбор ребенком.

Фонематическая

Характеризуется тем, что ребенок путает похожие слова, читая их по слогам – созвучные либо же схожие по написанию между собой. Дети с этой формой логопедической патологии могут также переставлять буквы местами в похожих словах и изменять их порядок. Таким образом, для этой формы характерно нарушение фонематической системы слова.

Семантическая

В данном случае у детей не нарушено правильное чтение слов; все слова они читают правильно, однако совершенно не могут пересказать смысл только что прочитанного. Смысловая связь слов будто теряется на фоне правильного произношения и прочтения букв и слов.

Этот вид еще известен как механическое чтение. Интересная особенность, что такие дети намного лучше, нежели те, у кого другой вид дислексии, улавливают новую информацию на слух.

Аграмматическая

Этот вид характеризуется невозможностью согласования окончаний слов между собой во фразах или предложениях, которые были написаны либо произнесены ребенком. Например: “высокий дерево”, “холодный вещь”, “маленькое тетя” и т.д.

Оптическая

Для нее характерно нарушение пространственного восприятия отдельных букв или слогов: ребенку трудно отличать схожие между собой по написанию буквы. Буквы могут быть близко расположены друг к другу или состоять из похожих частей, которые по-разному расположены. Все это влечет за собой нарушения в чтении фраз и предложений, в которых выявляются такие буквы.

Причины и механизмы дислексии

Основными причинами возникновения дислексии являются нарушения метаболических процессов в головном мозге – замедление обмена веществ вследствие незначительного или длительного кислородного голодания.

Основной причиной нарушений письма и чтения в случае дислексии является функциональная недостаточность головного мозга. Если состояние мозга не критично, процесс запоминания и усвоения новой информации закрепляется в ассоциативных связях, при помощи которых в дальнейшем реализуются механизмы памяти. В случае отклонения ассоциативные связи не формируются, или их формирование затруднено. Это обуславливает все проявления дислексии: недостаток речевого общения, письма и чтения на фоне нормального общего развития.

Формирование этой дисфункции также может возникать даже после незначительного кислородного голодания мозга у ребенка − в процессе родовой деятельности либо в последнем триместре беременности. Как следствие, развивается гипоксия головного мозга во внутриутробном периоде (или послеродовом).

На развитие дислексии оказывают влияние следующие факторы:

  • Генетическая детерминированность.

Доказано, что у лиц с этой патологией в детстве риск возникновения нарушений речи и письма у их потомства проявляется в большей степени, т. е это состояние может передаваться по наследству.

  • Травматические факторы.

Родовая / черепно-мозговая травма – сотрясение головного мозга или его ушиб; они также могут обуславливать развитие этой патологии.

  • Инфекционные процессы матери во время беременности.

Определенные заболевания способны вызывать гипоксию плода, что также способствует формированию дислексии в дальнейшем.

Врожденные пороки развития центральной нервной системы – головного и спинного мозга.
Они приводят к функциональной недостаточности полушарий, периодическому или постоянному кислородному голоданию.

  • Врожденные пороки сердца.

Сердечно-сосудистая система обеспечивает трофику головного мозга и всего организма в целом. При снижении этой функции (чаще всего вследствие пороков) у ребенка могут возникнуть логопедические отклонения в дальнейшей жизни.

  • Гендерный признак.

Девочкам тоже свойственно развитие дислексии. Но установлено, что мальчики значительно чаще подвержены данному состоянию, чем девочки.

Основные симптомы


Это состояние влечет за собой особые трудности, с которыми сталкивается ребенок в младшей школе: недостаток навыков чтения и письма, безусловно, отрицательно сказывается на адаптации в детском коллективе и его психоэмоциональном состоянии. Ребенок становится капризным, неуверенным в себе, более закрытым и эмоционально подавленным.

Каждому сознательному родителю необходимо своевременно выявить дислексию у ребенка для скорейшей ее коррекции и в дальнейшем полного устранения. Однако следует помнить, что это состояние необходимо дифференцировать с другими нарушениями: патологией зрения, серьезными, грубыми нарушениями памяти или интеллекта, похожими по симптоматике и проявлениям.

Существует несколько признаков, по которым можно заподозрить симптомы дислексии у младших школьников или детей дошкольного возраста:

  • ребенок не понимает прочитанную информацию (буквы, фразы или предложения);
  • в том случае, если во время чтения ребенок не может прочесть определенную фразу или предложение;
  • значительные сложности или невозможность освоения навыка письма;
  • орфографические ошибки (ребенок неправильно пишет отдельные буквы, путает их местами с похожими между собой);
  • замена ребенком отдельных слогов в слове;
  • если он неправильно произносит прочитанные буквы и постоянно ошибается в чтении.

Выделяют также и другие специфические признаки:

  • у ребенка возникают значительные трудности с речью или письмом, хотя остальное развитие ребенка соответствует норме;
  • значительные трудности в освоении новой информации;
  • сложности с ориентированием в пространстве;
  • нарушения мелкой моторики;
  • обучение значительно затруднено из-за нарушений чтения или письма.

Коррекция дислексии

На данный момент разработан комплекс специальных логопедических упражнений, которые позволяют значительно улучшить речь или письмо детей-дислектиков – тех, у кого обнаружено это состояние. Однако стоит помнить о том, что невозможно абсолютно избавить ребенка от этой проблемы, ведь причиной ее служит нарушение функциональной активности полушарий головного мозга.

При помощи упражнений можно в значительной мере поспособствовать формированию ассоциативных связей, а значит, и запоминанию, усвоению и воспроизведению полученной информации. Коррекция дислексии, регулярные упражнения с родителями и логопедом могут привести к значительному прогрессу в плане навыков чтения и письма, сделав процесс обучения ребенка менее трудоемким и более эффективным.

Коррекция является наиболее эффективной на ранних этапах развития дислексии. Чем раньше была диагностирована эта логопедическая патология, тем выше вероятность успешного преодоления ее проявлений.

Коррекция дислексии у младших школьников требует определенного подхода со стороны логопеда – необходимо проведение коррекционной семантической работы. Трудности в чтении, которые возникают у детей с этой проблемой, не могут быть устранены обычными школьными методиками.

Необходимо подобрать комплекс упражнений (например, проводить тренировки со слогами слов, при помощи специального логопедического арсенала и обеспечения растягивать или замедлять звучание отдельных слов, постепенно переходя к более сложному – фразам и предложениям). Характерной трудностью для таких детей являются новые или длинные слова. Необходимо подобрать контекстные ключи, по которым они смогут запомнить значение того или иного слова.

В логопедической практике выбор комплекса упражнений зависит от вида дислексии: коррекции бывают разные.

Наиболее популярными и эффективными считаются методики Корнева и Дэйвиса.

Методика Дэйвиса

Методика Дэйвиса подразумевает концепцию переключения сознания: после выполнения комплекса упражнений ребенок овладевает новыми словами, буквами и фразами и может воссоздать их в неискаженном виде, избежав, таким образом, дисграфии – неспособности воспроизведения слов в письменном виде.

Упражнения, которые включены в методику Дейвиса:

  • способность к восприятию − позволяет воссоздавать в памяти у ребенка свои образы и применять их в дальнейшем для чтения или письма (например, упражнение «Найди слово»);
  • переключение – упражнения, позволяющие «переключить сознание» (запоминание и воспроизведение ранее сложных для усвоения слов);
  • разрядка (позволяет ребенку вовремя «разряжать» свое сознание для отдыха от процесса обучения);
  • координационные упражнения (позволяют ребенку лучше ориентироваться в пространстве);освоение новых символов, легкое прочтение фраз и предложений.

Методика Корнева подразумевает коррекцию дислексии посредством выполнения специальных тестов – речевой гимнастики:

  • тест на “рядоговорение”;
  • субтест «Повторение цифр»;
  • тест на ритмы;
  • проба или тест «Кулак-ребро-ладонь».

Стоит заметить, что вышеуказанные методики тренировок при дислексии не являются единственными – существует огромное множество упражнений, которые можно использовать для улучшения произношения слов, чтения и навыка письма у детей. Подбор комплекса индивидуальных упражнений осуществляет специалист-логопед, однако контроль их выполнения и регулярность должны быть обязанностью родителей.

Лишь в таком случае значительно увеличивается шанс на успешное преодоление трудностей обучения. В процессе коррекции поначалу дети неизбежно сталкиваются с трудностями, поэтому родителям необходимо не прекращать курс тренировок и каждый раз указывать ребенку: “Найди свои ошибки”. Только таким образом можно в конечном итоге получить хороший результат: правильную речь ребенка.

Не стоит забывать и о слуховом запоминании информации, т.к.звуки являются хорошими раздражителями для головного мозга. С их помощью навыки можно улучшить либо же закрепить (звуковые раздражители способствуют более быстрому становлению ассоциативных связей, а следовательно, и закреплению в памяти новых букв и слов). Такие формы упражнений являются не только полезными, но и высокоэффективными.

В заключение

Профилактические меры в отношении этого расстройства речи и письма должны дать хороший результат, но только с раннего детства родители должны заниматься со своим ребенком. Упражнения, преподнесенные в игровом виде, особенно хорошо усваиваются детьми: они обеспечивают правильное формирование абстрактного и логического мышления у детей в дальнейшем и являются одной из мер борьбы с этим заболеванием.

Ранняя диагностика дислексии и правильно подобранный комплекс логопедических упражнений поспособствуют лучшему усвоению школьной программы в дальнейшем, познанию новой информации, а также успешной социальной адаптации ребенка в детском коллективе.

Повторяем: у детей с дислексией совершенно не нарушено общее развитие. Все усилия родителей окупятся с лихвой: они позволят ребенку вести полноценную жизнь, в т.ч. получить качественное образование – неотъемлемую часть жизни успешного взрослого человека.

Наталья Гончарова
Дислексия. Виды дислексии. Профилактика и коррекция дислексии

Дислексия .

Виды дислексии .

Профилактика и коррекция дислексии .

Титульный лист

Определение дислексии

Причины дислексии

Классификация дислексии

Основные методы и приемы по преодолению дислексии на уроках литературного чтения

Литература

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Ошибки чтения закономерно встречаются у всех детей на начальных этапах обучения чтению. У обычных детей ошибки при чтении даже специфического характера, довольно быстро исчезают. У детей же, страдающих дислексией . Эти ошибки сохраняются продолжительное время, месяцы и даже годы. По степени выраженности выделяют :

АЛЕКСИЮ (полная невозможность овладения чтением или его полная утрата) .

ДИСЛЕКСИЮ

Дислексия может быть врожденной и приобретенной, может быть самостоятельным расстройством или проявляться в синдроме ТНР (тяжелые нарушения речи) - алалия, афазия и т. п. Дислексия может наблюдаться удетей как с нормальным интеллектом, так и с интеллектуальной недостаточностью. В основе дислексии могут лежать различные этиологические причины :

- биологические причины : недоразвитие или поражение головного мозга в разные периоды развития ребенка (пренатальный, натальный, постнатальный, патологии беременности, травматизация плода, асфиксии, менингоэнцефалиты, тяжелые соматические заболевания и инфекции, истощающие нервную систему ребенка.

В результате страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие впроцессе чтения. При наличие органического повреждения головного мозга, дислексии в большинстве случаев предшествует дизартрия, алалия, афазия или она возникает на фоне ДЦП, ЗПР, умственной отсталости, задержки психомоторного развития.

Социально-психологические причины :

к таким причинам относятся недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность, синдром госпитализма и т. По А. Егорову четыре ступени

навыка чтения :

1. Овладение звуко-буквенными обозначениями. Характеризуется формирования зрительного узнавания букв слова и прочтением слога после слияния букв.

2. Слоговое чтение. Слог читается легко, но есть трудности слияния слогов в слова.

3. Становление целостных приёмов восприятия. Слова знакомык простые по структуре, читаются целостно. Трудные по слогам. Ребенок синтезирует слова в предложения и в пределах предложения появляется смысловая догадка.

4. Синтетическое чтение. Целостное чтение словами и группами слов.

Главная задача – осмысление прочитанного. Классификация Р. И. Лалаевой построена на основании учета нарушенных операций процесса чтения.

С учетом несформированности ВПФ и операций процесса чтения выделяют следующие виды дислексии :

Фонематическая;

Оптическая;

Аграмматическую;

Мнестическая;

Семантическая;

Тактильная; Фонематическая дислексия – вызывается нарушением формирования фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза. Выделяют две формы фонематической дислексии .

Первая форма фонематической дислексии связана с недоразвитием фонематического восприятия (различения фонем, которое проявляется в трудностях усвоения букв. Это, в свою очередь, связано с нечеткостью слухопроизносительных представлений, со смешением акустико-артикуляторно близких звуков.

Вторая форма фонематической дислексии

связана с недоразвитием фонематического анализа и синтеза.

В. К. Орфинская выделила следующие виды анализа :

Определение наличия (отсутствия) звука;

Определение первого (последнего) звука;

Определение места звука в слове (начало, середина, конец) ;

Определение количества звуков

определение последовательности звуков;

Определение места звука в слове по отношению к другим звукам (соседние звуки) ; При фонематической дислексии ошибки

Оптическая дислексия дислексия

При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. При фонематической дислексии наблюдается побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слов, частые ошибки : пропуски согласных при стечении, перестановки звуков, пропуски и перестановки слогов.

Оптическая дислексия (греч. optikos - относящийся к зрению) - дислексия , проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах.

При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. Различные нарушения :

Зрительного гнозиса;

Оптико-пространственного гнозиса и праксиса;

Несформированность пространственных представлений.

Аграмматическая дислексия – проявляется в агроматизмах при чтении. В процессе чтения ребенок не правильно произносит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов. В процессе чтения у детей с аграмматической дислексией наблюдаются следующие ошибки : изменение падежных окончаний существительных,

числа существительных, неправильное согласование в роде, числе, падеже; прилагательных и существительных, изменение числа, родовых окончаний местоимений, изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени, изменение формы, времени и вида глаголов. Мнестическая дислексия (греч. mnesis - смысловой) - дислексия , проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.

Мнестическая дислексия . Обусловлена нарушениями речевой памяти, вследствие чего у ребенка затруднено образование связи между звуком и зрительным образом буквы.

Ребенок не запоминает буквы, смешивает их, заменяет при чтении (не запоминает названия букв) . Семантическая дислексия (греч. semantikos - смысловой) - дислексия , проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.

Тактильная дислексия (лат. tactilis - осязательный) - дислексия , которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.

Основное нарушение при тактильной дислексии -нарушение символьного узнавания букв Брайлевского письма. Слепые дети при чтении смешивают буквы, теряют слова, часто наблюдается угадывающий характер чтения (без прочтения последних букв) . Характер нарушений движений пальцев у слепых детей с дислексией соответствует характеру нарушений движений глаз у зрячих детей (частые регрессии, хаотичные движения) . Р. И. Лалаева выделяет следующие группы ошибок чтения при дислексии :

Замены и смешения букв, обозначающих фонетически близкие звуки, замены графически сходных букв;

Нарушения слияния букв в слоге;

Искажения звуко-слоговой структуры слов (пропуски, перестановки, добавления букв и слогов) ;

Нарушение понимания прочитанного на уровне слова, предложения, текста при отсутствии расстройства технической стороны чтения;

Аграмматизмы при чтении, иногда зеркальное чтение; Неречевая симптоматика дислексии

1. Наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении левой и правой стороны, верха и низа.

2. Отмечается неточность определения формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы.

3. Выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, поздняя литерализация или ее нарушение (левшество или смешанная доминанта) . Основные методы и приёмы при работе по преодолению дислексии на уроках литературного чтенияОсновные приемы и методы работы с детьми дислексиками :

1. Оттянуть уши вперёд. Затем назад. Медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.

2. Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.

3. Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнения для развития зрительно-моторных координаций у учащихся начальных классов :

1. Предложите ребенку “поймать звук” в слове. Для этого дайте ему три карточки, где цветок обозначает позицию звука : в начале, в середине и в конце слова.

2. Определить, чем отличаются друг от друга изображенные на рисунке домики. Затем попросите его отобрать две одинаковые геометрические фигуры несколько экземпляров которых можно предварительно вырезать из бумаги (фигуры и домики можно сделать из цветного картона) Если ребенок затрудняется в зрительном различении не только букв, но и геометрических фигур, то и коррекционную работу с ним надо начинать не с букв, а с выполнения более простых заданий. Предлагается назвать, что изображено на картинке, обвести предметы пальчиком.

3. Найди в прямоугольниках ту букву, которая отличается от остальных :

4. Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква :

5. Буквы играли в путаницу и перемешались. Какие буквы ты видишь?

6. “Глазастики ”Узнай букву пересеченную посторонними линиями :

7. Ребенку предлагается назвать написанные рядом сходные по начертанию буквы (печатные и рукописные) :

Модифицированные зрительные диктанты

Федоренко – Пальченко.

Диктант №1

1. Тает снег. (8 букв)

2. Идет дождь. (9)

3. Небо хмурое. (10)

Диктант №22

1. По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник. (45)

2. Начальник подошёл к окну и увидел за ним строящийся дом. (46)

3. По нашему краю течет красивая полноводная река Енисей. (46) Зеркальное рисование

Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.

Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру, рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. - чертить вертикальные, горизонтальные, наклонные линии одинаковой длины, постепенно увеличивать или уменьшать амплитуду движения;

Рисовать то же самое обеими руками вместе;

Рисовать одновременно обеими руками расходящиеся и сходящиеся линии;

Так же рисовать круговыми, синусоидовидными движениями;

Рисовать любое симметричное изображение относительно вертикальной оси;

Рисование несложных орнаментов : совершенствовать от пофрагментарного движения к плавному. Кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Можно предложить детям следующие упражнения :

1. Кулак - ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия- разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.

Вот ладошка, вот кулак.

Всё быстрей делай так.

2. «Оладушки» . Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая - на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена : теперь правая - ладонью вверх, а левая - ладонью вниз. По мере усвоения - движения ускорять.

Мы играли в ладушки-

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

3. "Ищет птичка". Поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев) . На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке : 1-2, 1-3, 1-4, 1-5, 1-5, 1-4, 1-3, 1-2. Затем смена рук.

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве,

Смена рук.

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков!

4. «Лягушка» (кулак - ребро - ладонь) . Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга : кулак (ладонью вниз, ладонь ребром, ладонь вниз :

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь,

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь) .

5. «Лезгинка» . Левая ладонь повернута к себе, пальцы в кулак, а большой - в сторону. Правая рука прямой ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом - одновременная смена положений рук.

Вертишейки, вертихвостки

Не хотят носить обноски -

Им бы праздничные блестки

Да высокие прически! Интеллектуально – развивающие словесные игры :

Анаграмма

(греч.) – это перестановка букв в слове, приводящая к новому слову, например : луг – гул, карп – парк, адрес – среда, рост – сорт – торс – трос, клоун – колун – кулон – уклон. Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв. Анаграммы дают богатый материал для словесных головоломок, которые также называют анаграммами.

Подберите анаграммы к следующим словам :

верность, водопад, выбор, вход, материк, потеха, слово, стирка, уборка.

(Ответы : ревность, подвода, обрыв, вдох, метрика, пехота, волос, старик, кобура.) Особую разновидность анаграмм представляют собой слова, из букв которых можно составить не одно, а несколько слов Такой вид анаграмм можно назвать словарной арифметикой.

Примеры : карусель = куль + сера, крепость = прок + сеть, сноровка = нора + воск, сторона = сон + рота,

Цепочки слов.

Можно за несколько шагов превратить одно слово в другое, заменяя на каждом шагу одну букву в слове, например, мышка за два шага легко превращается в кошку : мышка - мошка - кошка. Для таких превращений интереснее подбирать слова, имеющие какую-то смысловую связь, Например :

Превратите час в век, час в год, кору в лист, место в парту, зуб в рот, душу в тело, дочь в мать.

(Возможные варианты ответов : час – бас – бес – вес – век;

час – бас – бал – вал – вол – гол – год (час – чан – сан – сон – гонСлова-перевертыши :

молоко - окмоол

игрушка - гришука

кукла - лукка

мама - аамм

каша - аакш

коляска – яклоаск

Ехала деревня

Мимо мужика,

А из-под собаки

Лают ворота : Слова матрешки

Цель этой игры – найти как можно больше слов, вложенных друг в друга, например :

ПОЛ – ПОЛК – ПОЛКА;

АР – ПАР – ПАРИ – ПАРИК;

КОШМАР – КОШМА – КОМА – КОМ – ОМ.

Побеждает игрок, у которого будет больше всего слов-матрешек или самые длинные цепочки

Ребёнку 6-8 лет требуется консультация специалиста, если он :

1) плохо различает и воспроизводит звуки;

2) с трудом учит стихи;

3) путается в порядке следования времён года и дней недели;

4) не может правильно повторить в прямом порядке четыре цифры, а в обратном - три;

5) не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами;

6) плохо ориентируется в понятиях “право - лево”;

7) никак не научится застёгивать пуговицы и завязывать шнурки;

8)затрудняется в составлении рассказа по серии картинок.

Таким образом, корректировать трудности в чтении нужно, обеспечивая слаженную работу всех отделов мозга, активно подключая тело или т. н. сенсомоторный уровень.

Литература :

Логопедия - Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской

Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению.