Одилон редон видение. Одилон Редон и его «Черноты. Одилон Редон: биография

Редон Одилон - французский живописец, график, художественный критик, считающийся одним из основоположников символизма как течения в искусстве. Выходец из аристократической семьи, Редон появился на свет 22 апреля 1840 года в Бордо.

Одилон Редон: биография

Рисованием Редон увлекался с детских лет. Работы 10-летнего мастера принесли ему известность в ближайшем окружении, а в 15-летнем возрасте юноша начал изучать рисование профессионально (осваивать технику акварели и копировать английские гравюры), под руководством местного художника Станислава Горена. Затем некоторое время учился в мастерской Жерома в Париже.

Редон Одилон был крайне мнительным человеком, не верил в собственный талант, что способствовало слабой его популярности. Имел место случай, когда в 1868 году одна из его картин была одобрена комиссией парижского салона, однако художник в последний момент чего-то испугался и забрал работу.

В Париже

Положительным образом на Редона Одилона повлияла служба в армии (1870) и участие во Франко-прусской войне: в характере юноши появилась недостающая уверенность. Огромное влияние на дальнейшее определение жизненного пути француза оказало творчество Леонардо да Винчи, Эжена Делакруа, Франсиско Гойи и Жана Батиста а также знакомство и общение со знаменитым графиком Родольфом Бреденом. После войны Одилон Редон насовсем перебрался в Париж, где стал заниматься угольными рисунками и литографией.

Эти черно-белые произведения («черноты» - как именовал их сам живописец) выпускались в свет небольшими сериями: «Апокалипсис святого Иоанна», «В грезе», «Истоки», «Эдгару По», «Ночь», «Гюставу Флоберу», «Цветы зла», «В честь Гойи», «Сновидения», «Искушения» (1879-1896 годы).

Фантастический мир Одилона

На творчество Редона Одилона большое влияние оказала дружба с ботаником Армано Клаво, занимавшимся изучением связи животных и растений. Французский живописец яростно увлекся идеей одушевленности всей природы и чувствительности растений. Мечтатель по преимуществу, воплощавший в живописи и графике фантасмагорические и духовные образы, Редон Одилон много рисовал и писал с натуры. Прежде всего, в работах талантливого мастера отражались порождения его фантазии: игрок с огромной на плечах, или растения с глазом и головой человека. В графике художника отображались образы мирового зла, самым ярким из которых явилось изображение паука с человеческим, злостно улыбающимся обликом.

Одилон Редон: картины

С 1890-х годов живописец все чаще обращался к цвету, масляным краскам и пастели, расписывал стены монастырей и вилл клеевой краской, делал для гобеленов картоны и декорировал ширмы. Его творчество сосредоточено вокруг центральных мотивов призрачного мира, будь то глаз, лодка, цветок, ставшее «ликом» человеческое лицо. Или мотив зарождения живых существ, с приходом которых мир наполняется страданием, злобой, завистью, жадностью и смертью.

Среди характерных работ можно выделить произведение «Циклоп» (1898), «Черная ваза с цветами» (1909), «Женщина среди цветов» (1909), «Рождение Венеры» (1910). Его живописи 1900-1910 годов в большей степени характерны изображения букетов в вазах и женщин среди цветов. Редон Одилон насыщает свои произведения светом, заставляет гореть и стремится найти форму художественного выражения, способную пробудить в зрителе желание мыслить и анализировать.

Обращался художник и к античным сюжетам. Рождение Венеры на одноименном полотне будто бы происходит на глазах у зрителя: словно всплеск животворящей энергии, богиня появляется из морской пены.

Одилон Редон довольно часто выступал в качестве критика в печатных изданиях, упрекая импрессионистов и поздних романтиков за изображение того, что происходит внутри самого человека. Он считал, что внутренние фантазии будут убедительны лишь в случае, если последуют «законам жизни».

Самую крупную во всей своей карьере выставку французский художник устроил в 1913 году, в рамках выставки New York Armory Show в Нью-Йорке.

Улыбающийся паук (ок. 1881) Лувр, Париж

При взгляде на этого паука сразу же вспоминается нашумевший в свое время роман Жориса Карла Гюисманса "Наоборот", а точнее - спальня Дезесента, главного героя этого произведения. Как, вероятно, помнит читатель, ее украшала картина, на которой был изображен ужасный паук с человеческим лицом. Кроме того, возможно предположить, что в "Улыбающемся пауке" Редон отразил не только свои видения, но и свои представления об эволюции. Во второй половине XIX столетия умами европейцев завладела эволюционная теория Чарльза Дарвина, согласно которой все формы жизни на Земле тесно взаимосвязаны друг с другом, и высшие организмы произошли от низших. Эта теория выводила на мысль, что в ходе эволюции Природа могла создавать некоторые "промежуточные", "гибридные" экземпляры, впоследствии оказавшиеся нежизнеспособными. В свете подобных предположений паук с человеческим лицом казался не столь уж фантастическим. Добавим, что воображение Редо-на могли подхлестнуть и "монстры из микроскопа", поскольку увлечение микроскопом было в те годы повальным (достаточно сказать, что в 1860 году в одном из кафе Бордо устраивались - и пользовались большим успехом - представления, в ходе которых зрители рассматривали под микроскопом каплю воды). Что касается паука Редона, то он пугает не столько "антропоморфностью", сколько величиной (о ней позволяет судить размер плиток пола). "Голова" паука напоминает отрубленные головы, часто встречающиеся в прочих "чернотах" героя нашего выпуска.

Более всего этот художник знаменит своими «чернотами» − так он называл свои мрачные картины. Их явно не стоит показывать детям, рассматривать перед сном или в плохом настроении. Любой психотерапевт отметит, что у человека, нарисовавшего эти картинки было какое-то психическое расстройство. И он не ошибется.

Одилон Редон (Odilon Redon, 1840-1916) был очень мнительным, обидчивым и пугливым человеком, он не верил в собственный талант живописца и удивлял окружающих своим поведением.

Искусствоведы выделяют всего два цикла картин Редона – черный и цветной. Цветные работы тоже довольно мрачные и пугающие, чего только стоят жуткие портреты с мертвецкими лицами или символические ребусы! Но «черноты» − это вообще мечта любого фаната треша и безумия. Кажется, что если вглядываться в эту бездну, то она тоже заглянет тебе в глаза.

Пристально заглянет.

Не показывайте эти картины вашим жёнам и дочерям, иначе вам не дадут спокойно спать ночью. Так каким же человеком был художник, смотревший на мир через призму мрака, рисовавший таких «фантастических тварей» и явно знающий, «где они обитают»?

Одилон Редон родился в 1840 году во французском городе Бордо в семье аристократов. Он учился живописи у Горена и Жерома, а ботанике – у Клаво. Он-то и показал впервые молодому человеку сочинения Бодлера и По. Представляете, какое влияние оказали эти великие литераторы на неокрепшую психику творческого человека? Все эти пугающие истории Эдгара По, наводящие мистический ужас даже на взрослого (но чувствительного!) человека… Все эти «разлагающиеся» стихи Бодлера, названные «Цветами зла»… Может быть, это и было первым шагом в «черноту»?

Затем юный художник познакомился с мастером офорта Родольфом Бреденом (сейчас особенно известна его литография «Добрый самаритянин, 1861»). Творческий мир Бредена – это мир хаоса и пугающих фантазий, напряжения, ужаса и замирания. Чтобы понять смысл его работ, в них нужно было долго и напряженно вглядываться. Именно в мастерской Бредена Одилон Редон научился литографии и гравюре по металлу.

В 25 лет Редон стал писать свои черные картины углем, а также черно-белые литографии. В 27 лет он начал вести дневник, который озаглавил «Себе самому». Скорее всего, без дневника нашему герою было бы совсем плохо. Одилон был гениальным художником, но его психика была всё же довольно расшатана. В 30 лет художник отправился… в армию.

С той поры в нем прибавилось уверенности и решительности, а ещё через 10 лет он всё же поверил в свой талант живописца и выпустил несколько альбомов со своими рисунками: «В мире мечты, 1879», «Эдгару По, 1882», «Истоки» (1883), «В честь Гойи» (1885), «Искушение святого Антония» (1888, 1889, 1896), «Гюставу Флоберу» (1889), «Цветы зла» (1890), «Апокалипсис» (1899). Как мы видим по названиям, раннее увлечение творчеством Бодлера, По и не прошли даром.

И только с 1890 года в творчестве Одилона Редона наступило просветление. Повлияло ли на это рождение второго сына, счастливый брак или что-то еще – неизвестно. Но, тем не менее, на полотнах мастера все чаще стали появляться яркие краски. Он стал писать маслом, и сюжеты новых картин - бабочки, цветочки, женщины - разительно отличались от предыдущих. Кстати, позже художник прославился именно благодаря цветочным композициям. Он писал их, чтобы заработать денег, так как финансовая сторона в последние годы его жизни оставляла желать лучшего.

Но вернёмся к «черному периоду».

«Черное рождается в самых потаённых глубинах души» , − говорил художник.

Достаточно воспроизвести названия его работ, чтобы уже все стало ясно: «Воздушный шар с глазом, 1898», «Улыбающийся Циклоп», «Плачущий паук, 1881», «Улыбающийся паук, 1881».



Пауки у Редона выходили какими-то особенно печальными. Тоски в них куда больше, чем страха. Вполне человеческие сюрреалистичные лица с огромными грустными глазами вызывают не столько отвращение, сколько жалость. Путешествуя в глубины человеческого подсознания и приправляя эти «полеты» творчеством великих мистиков, Одилон Редон принес из хаоса свое видение боли с человеческим лицом…



Взгляните еще вот на эту работу. Здесь у неживого объекта вновь человеческое лицо. «Странный цветок» с опавшими лепестками, взирающий на зрителя безразличным взглядом – вот уж точно воплощение детского кошмара!

Большую известность в мире также приобрела гравюра на тему оперы Вагнера «Парсифаль, 1891», на которой изображена мрачная девушка с вновь большими и грустными глазами. Эта работа взволновала Париж того времени.



Французский критик Эннекен однажды написал про творчество Редона так:

«Где-то на грани между реальностью и фантазией художник нашёл необитаемую область и населил её грозными призраками, чудовищами… Сложными существами, сотканными из всех возможных видов человеческого порока, животной низости, ужаса и скверны…»

Одилон Редон (Odilon Redon) — французский художник-символист ХIX века. Творчество этого художника можно мысленно разделить на два периода: «черный» и «цветной», логично будет предположить, что это распределение касается не только цветовых решений, к которым прибегает автор, но и характеризует общие настроения.


Подобно тому, как у Пикассо был голубой период скорби и тоски, так и Одилон, в состоянии смуты и печали, творил свои картины карандашом и углем. Хотя официально его и относят к символизму, все же многие искусствоведы выделяют некоторую иную направленность в контексте символизма — ирреализм. Это не абстракция и не сюр, как мы могли бы предположить, а что-то среднее, предвкушающее. Так сказать, эволюционирующая стадия развития — мост между стилями.

« Давид и Голиаф »



«Старый Рыцарь», Литография



Черный период Редон почти полностью посвящает творчеству Франциско Гойи. Возможно, говорить так опрометчиво, но все же сходство настроений и композиционных решений столь велико, что иначе подчеркнуть их родство не видеться возможным. Такие же колдовски-мистические образы, в суровых и холодных тонах, по средневековому мрачные и романтически меланхоличные, они не врываются в сознание, а медленно, но целенаправленно проникают в потаенные его углы, заполоняя там своими смутными тенями все пространство.


Одилон очень тонко чувствует настроение образов, его нежные, пастельные работы цветного периода, при всей их, сравнительно с черно-белыми, живости, все же сохраняют пессимистичные нотки.


«Офелия»

Его прекрасная Офелия, что в безумии своем, утопает в цветах, нежна, но в то же время так тревожна. Эти нечеткие линии, которые казалось бы должны прибавить романтичности, напротив выдерживают некую драматичную напряженность. Ощущение того, что сейчас должно непременно что-то произойти, не покидает зрителя.





Одилон Редон предвкушал нововведения в живописи, он предчувствовал модернистские течения, закладывая первые камни в развитие нового виденья образов.

Корреспондент Onliner побывал в гостях у Jodov Studio, которая владеет уникальной и единственной в Беларуси кинокамерой RED ONE. На фотографиях эта штуковина выглядит устрашающе, но в жизни она еще внушительней. Собранная конструкция весит около 10 килограммов и по возможности поднимается на плечи при помощи ассистента. Будь у каждого видеооператора дневничок, в нем бы определенно была вклеена фотография этой камеры, обведенная сердечком.

Джеймс «Джим» Джаннард, харизматичный руководитель компании RED, инициировал в современной видеозаписи очень важный процесс. Будучи одним из 300 самых богатых американцев по версии журнала Forbes и владельцем компании-производителя спортивной оптики и аксессуаров Oakley, Джеймс около 30 лет проработал видеооператором. После покупки и изучения каждой новой цифровой камеры он оставался неистово опечаленным тем фактом, что все новинки были узкоспециализированными и очень дорогими, а устройство, которое бы ему действительно понравилось, так и не появилось.

Посему Джим захотел решить эту проблему самостоятельно. Он привлек лучших операторов, конструкторов и программистов и поставил перед ними задачу создать камеру, которая являлась бы универсальной и многоцелевой и обеспечивала качество картинки, сопоставимое с пленкой, но при всех преимуществах Digital Lifestyle. Джеймс верил, что возможности творческих лабораторий ограничиваются только финансовой составляющей, и поэтому он задался целью создать устройство, нивелирующее данный фактор.

По восторженным отзывам профессионалов ему это удалось. Большинство опытных видеооператоров считает картинку с RED ONE аналогичной пленке, причем особо выделяется ее киношная пластичность. Пленка, к слову, являлась (и в некоторых аспектах является до сих пор) последним нерушимым бастионом физики и химии на пути цифровых технологий.

RED ONE дебютировала в качестве многофункциональной и многоцелевой камеры. Кроме того, она замахнулась на кинематографический мейнстрим, дав возможность снимать фильмы и небольшим независимым студиям, которые не обладают внушительными объемами финансов, но сгорают от творческих идей.

Прототип модели был показан в 2007 году. На сегодняшний день фильмов, снятых на RED ONE, не много , но число таких лент постоянно растет. На 2009-2010 годы их запланировано достаточно . К слову, для съемки отдельных сцен в недавно вышедшем фильме Тимура Бекмамбетова «Особо опасен» (Wanted) использовалось сразу несколько камер RED ONE.

Технические характеристики:

CMOS-сенсор Mysterium 24,4 x 13,7 мм, 11,4 Мп;
рабочие разрешения: 4K 16:9 (4096 x 2304), 4K 2:1 (4096 x 2048), 3K 16:9 (3072 x 1728), 3K 2:1 (3072 x 1536), 2K 16:9 (2048 x 1152), 2K 2:1 (2048 x 1024), 1080p, 1080i, 720p;
частота: 1-120 кадров в секунду, зависит от разрешения;
формат записи: REDCODE, 12-битный RAW;
4K - до 30 кадров в секунду;
3K - до 60 кадров в секунду;
2K - до 120 кадров в секунду;
запись аудио: 4 канала, 24 бита, 48 кГц;
выдержка: 1/6-1/2000 c;
конструкция: магниевый сплав, алюминий.

Возможности

Камера построена на большом CMOS-сенсоре Mysterium, что является одной из главных особенностей устройства. В отличие от большинства камер сегмента профессиональной киносъемки, RED ONE ведет съемку в собственном RAW-формате. Запись цветовых (RGB) и яркостных сигналов (YUV) происходит в стандарте 4:4:4, также можно переключаться на 4:2:2. Цифры 4:4:4 означают, что для каждого пикселя кроме яркости сохраняется и его цвет, в то время как обычные цифровые камеры точно сохраняют только яркостные характеристики, а цветоразностные сигналы для соседних точек считаются одинаковыми, апроксимируются по различным алгоритмам.

В свете RED ONE большинство HD-камер выглядит блекло, так как запись у них ведется в общепринятом формате 3:1:1. То есть, грубо говоря, она отличается от других цифровых камер так же, как отличаются друг от друга возможности постобработки форматов RAW и JPEG. А для профессионалов это первостепенный фактор. Отснятый материал лишен многих артефактов и искажений, связанных с компрессией.

На данный момент RAW-материал кодера REDCODE можно просматривать только через QuickTime. Конвертирование в иные форматы и основная работа по редактированию, цветокоррекции и композингу сырого сигнала ведется в программе REDCINE. C недавнего времени о поддержке REDCODE в приложениях Premiere и After Effects объявила небезызвестная Adobe. Как нам рассказали в Jodov Studio, на текущий момент работать через эти программы некомфортно, имеют место постоянные подтормаживания.

Несжатые данные конечно же влияют и на размер файла. Судите сами: на 8-гигабайтную CF-карту вмещается примерно 4,5 минуты в полном разрешении 4K. Для видеосъемки этого достаточно, так как дубли редко бывают дольше 3 минут. Другой вариант - подключение модуля RED-Raid, рейд-массива на основе двух дисков, позволяющего записывать сигнал на лету. Два часа видео в полном разрешении занимают примерно 320 ГБ.

В камере есть возможность программирования переходов между обычной и скоростной съемкой, так называемой «рапидой». Как мы уже писали выше, RED ONE снимает до 120 кадров в секунду, что дает возможность делать вставки с визуально замедленным ходом времени. Также можно программировать режим Time lapse. В нем камера делает от 5 кадров в секунду до 1 кадра в 10 минут, что дает противоположный эффект ускоренного времени (так обычно снимают распускающиеся цветы и смену дня и ночи).

На начальных прошивках камера имела много недоработок, но с каждым обновлением становилась все лучше и лучше, обрастая мыслимым и немыслимым функционалом. Видеооператорам ничего не оставалось, как чертыхаясь привыкать к новым версиям. Интересно, что на версии прошивки 1.17 устройству для «загрузки» необходимо около 90 секунд.

В отличие от камер других производителей, заменять оптику в RED ONE можно на лету, не выключая технику. К камере с переходниками можно подключать практически любую фирменную оптику: PL, m42, Canon EF, Canon MD, Pentax K, Nikon F и др. Конечно же реализована возможность использования объективов для видеосъемки и анаморфотной оптики.

Дизайн системы построен на модульном принципе, что позволяет заточить камеру под себя и купить только то, что нужно. Стоимость самого устройства - $17 500, а покупка дополнительных аксессуаров обошлась студии Владимира Йодова в дополнительные $13 000. Один только LCD-дисплей стоит $1700, а ведь еще нужны несколько аккумуляторов RED Brick, зарядное устройство, рельсы-направляющие Red-Rail и многое другое. Аккумулятора емкостью более чем 9000 мАч камере хватает всего на полтора часа работы.

Зарядное устройство, как и все остальное, выглядит устрашающе:

Скриншоты видеоряда, имеющего разрешение 4К:

Скриншоты видеоряда, имеющего разрешение 2К:

По этой причине для съемок часто привлекают профессионалов с соответствующими финансовыми запросами, потому как любые ошибки с 35-миллиметровой пленкой обойдутся заказчику в приличную сумму. Получается, что при работе в аналоговом формате входная цена для дизайн-студий и стоимость изготовления отдельно взятого ролика включает в себя стоимость недешевых материалов.

А что касается RED ONE, то здесь ситуация противоположна: широкие возможности постобработки, моментальный контроль результата, высокая мобильность… и фактически полная независимость от третьих лиц плюс никаких расходов кроме как на жесткие диски. Но самое важное - качество видеоряда получается не хуже пленки:

Возможностей RED ONE с запасом хватает даже для центральных российских каналов (один из недавно завершенных заказов студии - заставка, или так называемая «упаковка», и отбивки нового молодежного скетчкома по типу «Наша Russia» на канале СТС), а также на создание клипов, рекламы и презентаций предприятий. С таким инструментом можно браться за любой проект вплоть до съемки кинофильма. Последнее, кстати, является одним из направлений работы Jodov Studio. Кроме этого, сотрудники студии самостоятельно разработали и внедрили в производство адаптер, позволяющий использовать объективы зеркальных камер следующих байонетов: m42, Canon FD, Canon EF, Pentax K, Four Thirds, Nikon F.

Камеру студия Владимира Йодова заказала заранее. Как и все заказчики, Jodov Studio заплатила 10-процентный взнос и ждала момента получения устройства около года. Всего в мире выпущено около 5000 камер RED ONE. Номер обозреваемой нами модели - 2832. Спрос на камеру после грамотного пиара и демонстрации возможностей только растет.

Нам было интересно узнать мнение работников студии относительно видеосъемки Canon EOS 5D Mark II . По их словам, это качественный, компактный и удобный вариант для записи роликов в дороге. По крайней мере, ее будет не так жалко потерять или промочить при подводной съемке, отшучиваются парни.

Вместо заключения

На начальных этапах развития в RED ONE было много недоработок. Однако сомнений по поводу ее будущего нет: камера продолжает развиваться и определенно станет стандартом индустрии завтрашнего дня. Тем более что компания RED анонсировала огромное количество новых модулей, аксессуаров и камер, среди которых есть модель, базирующаяся на 261-мегапиксельном сенсоре и снимающая в умопомрачительном разрешении 29К. Как бы пафосно это не звучало, после RED ONE мир никогда не будет таким, как раньше.

Благодарим студию Владимира Йодова (www.jodov.com , +375 297 239 839)
за предоставленную на тесты кинокамеру RED ONE