Apparat — Журнал о новом обществе. "Хочу в игру": как "группы смерти" убивают подростков Как подростки называют закрытые группы в соцсетях

" выяснили, что важно знать родителям, чтобы 15-летняя девочка из Мариуполя была последней жертвой смертельных соцгрупп

Иллюстрация "Вестей"

Уже неделю страна обсуждает самоубийство 15-летней девочки из Мариуполя и волну подростковых суицидов, которая началась полгода назад в России и теперь докатилась до Украины.

Напомним, 7 декабря Вилена покончила с собой, выбросившись с 13-го этажа. Как позже выяснили правоохранители, этот поступок девочка совершила по подстрекательству суицидальной группы в «ВКонтакте». Администраторы этого сообщества подготавливали подростков к самоубийству, выдавая задания «квеста», в котором дети должны были наносить себе увечья по нарастающей. Апогеем опасной «игры» становилось самоубийство.

И хотя организаторы подобных групп умело подталкивают детей к непоправимому, уберечь их от такого шага можно, считают наши эксперты: Валентина Шапран, специалист по зависимому поведению, соавтор программы «Детский развивающий лагерь «Мирный», и Александр Сагайдак, суицидальный психолог тренингового центра «Совершенство», кандидат психологических наук.

Они рассказали, как распознать опасную группу в соцсетях, что делать, если у подростка появились резкие и несвойственные этому возрасту изменения, и что предпринять, если он попал под влияние суицидального сообщества.

Мощным противоядием увлеченности и слепому доверию «единомышленникам» из соцсетей эксперты называют искренние отношения в семье: не только детей и родителей, но и папы с мамой. Также создайте ребенку ощущение гавани дома семейными ужинами, совместными делами по вечерам, общим досугом каждый уик-энд и введением традиций вашей семьи.

«Вести» подготовили подсказку для родителей, чтобы они смогли помочь своим детям, оказавшимся зависимыми от убийственных соцсетей

Как распознать опасную группу

Логотип: знаки богов и ножи

У каждой группы «смерти» есть свой логотип. Чаще всего это символика богов - ребенок, думая, что он часть чего-то важного, ритуального и доступного избранным, воспринимает логотип как татем, который дает ему при условии выполнения инструкций могущество и безнаказанность. Изображения ножей, лезвий, бритвы, шрамов, надрезов и капель крови на белом фоне - все эти картинки также изобилуют на сайте, приучая детей к мысли о смерти и страданиям.


Картинки и фото в сером, черном и красном цвете

Унылые фотографии в серых оттенках, тревожные красно-черные рисунки воздействуют на психику угнетающе. При их рассматривании детская психика входит в состояние депрессии, замкнутой комнаты, из которой нет выхода.

Черный цвет - это загадочность, мифичность, потому привлекает подростка и пробуждает юношеский максимализм, внушая: чтобы попасть на «белую» сторону бытия, нужно пройти через «черное».

Серый цвет - это боязнь утраты, меланхолия и депрессия. Рассматривая серые картинки, подросток все больше утверждается в мысли, что его жизнь бесцветна, бесперспективна и бесполезна.

Красный цвет побуждает к импульсивным действиям без обдумывания. А в сочетании с черным пробуждает эгоизм, когда подросток готов на «революцию», пусть даже ценой собственной жизни. Многие виртуальные игры, в которых героя убивают, а после перезагрузки он оживает, нарисованы именно в этих тонах. Ребенок уже не видит разницы между реальным и виртуальным миром и свою смерть воспринимает как приключение, после которого можно начать все заново.

Засилье Слов на букву «С»

В призывах и постах таких групп много слов на букву «С». Этот прием - техника «стрессового слова»: такие слова, как «смерть», «самоубийство», «страх» и т. п. прячутся между другими словами, начинающимися на букву «С». Таким образом, ребенок быстрее привыкает к потерям, которые на самом деле должны были бы его пугать; для него это становится нормой, частью жизни, а значит, его проще подтолкнуть к необратимым действиям.

Фото рельс, уплывающего парохода, удаляющегося человека в приглушенных серых тонах навязывают подросткам мысль, что все в жизни тленно, всегда в жизни уходят близкие люди и дети остаются одни.

Психоделическая музыка

Такие группы постоянно пополняются психоделической музыкой (самые распространенные - Psynergy Project, Twisted Mind, Beatroots и т. д), в которой биты, не совпадая с биоритмами человеческого организма, вгоняют сознание подростка в депрессивный транс, и им в таком состоянии очень просто управлять.

Изобилие фраз о бессмысленности жизни

При этом фразы об одиночестве в этом мире, боли и разочаровании в людях замаскированы под цитаты известных авторитетных людей или слова священников. Например: «Вы все-таки человек, и я человек, а человеком быть - это чувствовать боль» - Марина Цветаева; «Люди и созданы для того, чтобы мучить друг друга» - Ф. Достоевский; «Я хочу стать человеком!» «Все, что греховное, что ненастоящее, - это временное, это подделка, это смерть!» - протоиерей Андрей Лемешонок.

А призывы к смерти вуалируются за красивыми философскими стихами. Например: «В 4:20 киты не проснутся, В тихом доме не ждет их рассвет. Звезды с неба на крыши прольются. Играешь со мной? - Жду ответ».

В хештеге - символичные слова

Например, «#морекитов», «#тихийдом», «#мертвыедуши», «#ня,пока» и т. п. - это логотипы групп самоубийц. Также могут быть хештеги f57, f58, d28 и т. п., где обычно названия таких групп прописываются по алгоритму: буква - с нее начинается имя администратора, цифра - его порядковый номер самоубийства.

Ребенок вступил в опасное сообщество в соцсетях: четыре тревожных сигнала

1. Ребенок резко становится послушным, но «отрешенным»

Если с первого класса подросток дружил с Петей из соседнего подъезда и у него была компания в классе, а теперь круг друзей, а главное - интересов резко поменялся (в течение 3–5 дней), это тревожный звоночек. Особенно если перемены сопровождаются «просветлением»: подросток становится отстраненным от реальной жизни и начинает соглашаться со всем, что ему говорят. Ведь считает, что все происходящее неважно, а главная цель его жизни - в виртуальном сообществе, где он наконец понял смысл жизни и нашел единомышленников.

2. У него меняется режим дня

Еще тревожные сигналы, указывающие на то, что ваш ребенок мог попасть под влияние опасной группы, - изменение распорядка дня (стал ужинать в комнате, меняет время посещений секций) и завидная пунктуальность в его соблюдении. Особенно если за компьютер ребенок садится в одно и то же время (невзирая ни на что). Администраторы таких групп устанавливают над подростком контроль, воспитывая в нем слепое подчинение: указывается время, когда в нее должны заходить участники-единомышленники.

А когда в онлайн-пространстве одновременно много детей, недовольных жизнью, настроение «жизнь - боль» легче поддерживать и внушать идею «сделай то-то - и тебе будет хорошо». Посещение группы становится ритуалом - чем-то важным, запретным и необходимым: получить недозволенное и почувствовать себя одним из избранных - очень важно для подростка. Таким образом, ребенку прививается стадный инстинкт, а как известно, толпой проще управлять, чем мыслящими индивидуальностями.

3. Подросток вялый и постоянно не высыпается

Если отбой у ребенка в обычное время, а утром его нельзя добудиться в школу - это признак физической и нервной истощенности: он не высыпается. В заданиях социально опасных групп бывают такие, которые нужно выполнять между 4:00 и 5:00 (есть группы «Разбуди меня в 4:20»), т. е. в предрассветный период. В заданиях таких групп ребенок должен сделать фотографию именно в это время, поставить лайк какому-то посту в группе, прокомментировать запись администратора и т. д.

Это время выбрано специально: во-первых, пробуждения ночью утомляют ребенка и потому он быстро устает, становится раздражительным и, что нужно создателям опасных сайтов, разочаровывается в жизни. Во-вторых, в предрассветный период организм, настраиваясь на пробуждение, вырабатывает адреналин, поэтому подъем в это время вызывает тревожность и страх о будущем.

4. Активные постоянно повторяющиеся рисунки

У всех подростков поведение - демонстративное: они хотят, чтобы их действия были замечены и оценены (не всегда положительно). Потому увлекшись чем-то, подростки начинают это демонстрировать в рисунках. При этом у ребенка, попавшего под влияние опасных групп, появляются несвойственные ранее изображения, связанные с его новой «идеологией», которые он активно демонстрирует, не пряча. Тревожными сигналами считаются рисунки бабочек - они живут только один день, и китов (они от отчаяния выбрасываются на берег). Это символика суицидальных групп.

Недобрый знак, если в рисунках есть цифры - 57, 58, названия групп в «ВК», подталкивающих к суициду, или 50 - название книги «50 дней до моего самоубийства». Также могут быть и другие цифры. Важно, что они повторяются на рисунках ребенка (на последних листах тетрадей, на руках в виде «татуировок», на школьных принадлежностях и пр.). Цифры присваиваются администраторами группы новым участникам, чтобы убить в них индивидуальность. Ведь человек, не имеющий имени и фамилии, - это безликое существо, лишь цифра без собственной позиции, лишних вопросов и инициативы. А значит, им легко управлять. И эта цифра - порядковый номер самоубийства.

Подросток готов совершить самоубийство: признаки

1. Грустные мысли в постах на соцстраничке

Если у ребенка возникли суицидальные мысли, он их непременно озвучит (помним, подростки - демонстраторы). Сначала на страничке в соцсетях - там, как ему кажется, «цифровое племя» - его единомышленники, которые его понимают, в отличие от «предков».

Мониторьте странички ребенка (но так, чтобы он этого не видел - тогда не станет прятаться и скрывать свои интересы в Сети). Увидев фразы «Мое время скоро придет», «Я обещаю, что сделаю Это» и т. п., сразу поговорите с ребенком. Но не стоит прямо говорить, что вы «шерстите» его страничку. Начните разговор о том, что есть группы, которыми управляют администраторы - это специально обученные люди, они манипулируют слабыми, потерянными детьми его возраста. Делайте акцент на слове «манипулятор» - подростки не терпят, когда оказываются в роли «марионетки». Пойдите на хитрость и расспросите его о том, знает ли он, как распознать человека, склонного к суициду. Узнайте, нет ли в его обществе таковых (обычно мысли о самоубийстве - это массовая идея, которая постигает детей целыми компаниями).

2. Появились на теле увечья (царапины, надрезы)

В суицидальных группах устраивают так называемый квест по нарастающей. Сначала им дают задания поцарапать, порезать себя и выложить фото увечий в Сеть, потом - убить какое-то животное и опять же сфоткать. Подростки идут на это из-за аутоагрессии, которая возникает вследствие обиды на окружающих, но которую они не могут выплеснуть в социум. Таким образом злость они вымещают на себе, заглушая душевную боль физической. А «квест» подводит их к черте, убирая страх смерти.

Спровоцируйте ссору, в которой ваше чадо сможет выговориться.

Не наказывайте его, даже если обвинения ребенка будут несправедливыми и обидными для вас. Каждую обвинительную фразу ребенка продолжайте: «Ты для меня очень важен, ты мне очень нужен, я слышу, что ты обижен, я понимаю твою реакцию…» Главное - дать ребенку выплеснуть все то, что накопилось у него внутри. Тогда агрессия, направленная на самого себя, уменьшится, плюс он поймет, что для кого-то на земле он все-таки важен и нужен.

Киты - это один из символов, которые используют подобные группы. Фото: 2queens.ru

3. Начинает раздаривать вещи

Задумав покончить с собой, подросток хочет, чтобы о нем помнили, говорили, плакали, когда его не станет. В этом случае он пытается оставить «след», раздаривая свои вещи, причем самые любимые. Если вы заметили, что у ребенка стали исчезать вещи или он сам приносит вам собранные пакеты с ранее любимой одеждой, книгами, игровыми приставками с просьбой раздать знакомым, - насторожитесь. Обычно дети в этом возрасте - собственники, и даже если им не нужны книги, они хранятся как память о детстве.

Не разрешайте расставаться ему с вещами - это может удержать его от суицида. И расскажите случаи о себе, в которых вы прошли через трудности в его возрасте. Кроме того, рассказывайте благополучно закончившиеся истории из жизни его сверстников (которых он знает). Для подростков единственный авторитет - ровесники и истории из их жизни. Информацию можно черпать из интернета, СМИ или телевидения. Только «подсовывать» такие материалы нужно между прочим. Например, вы пришли с работы, начните разговор о том, что вы в ужасе от того, что происходит в мире, и не представляете, что с вами случилось бы, если с вашим ребенком произошло бы такое. Выведите ребенка на диалог: покажите ему статью в газете и спросите, знал ли он о гибели 15-летней девочки из Мариуполя и что он относительно этой темы думает.

4. Открыто заявляет о своей скорой смерти

В разговоре подростка часто проскакивают фразы «Что вы сделали бы, если бы я умер?», «Что вы сказали бы на моих похоронах?», «Интересно, красивой я была бы в свадебном платье в гробу?»

Такие фразы - явный индикатор суицидальных мыслей. Дети хотят узнать, как будут вести себя окружающие, если их не станет, чтобы потом проверить, часто до конца не осознавая, что «воскрешения» не будет. Важно сразу же показать ребенку, что мертвецы не могут выглядеть хорошо и кому-то нравиться, - покажите им видео с похорон, фото самоубийц и тех из них, кого нашли не сразу. Конечно, это картины не для слабонервных, но страхотерапия действенна. Расскажите, что родные в траурных одеждах, которые будут плакать у гроба, - это ужасно. А врагам, которым он хочет что-то доказать, будет все равно. А может, они еще и посмеются, ведь они останутся живы.

Что нужно делать:

Подозревая, что ребенок заинтересовался нежелательным контентом, проверяйте историю посещения ресурсов через браузер, но только когда ребенок этого не видит. Между прочим спрашивайте, на каких соцсетях он любит больше «тусоваться» и где бывают его сверстники. Так вы узнаете, чем ваш ребенок дышит, и проявите заинтересованность жизнью подростка, что для его эмоционального равновесия на данный момент важно.

Если ребенок истерит, скажите спокойно: «Почему ты так со мной поступаешь, я же себя с тобой так не веду». Ребенок нуждается в доверительных отношениях, ведь он в таком возрасте чувствует себя одиноким в этом «враждебном» мире.

Потому добавьте: «Я тебе доверяю, не обижай меня». Не задавайте вопросов - после искренности и любви, сквозящих в ваших словах, ребенок начнет открываться сам, пусть и не с первого раза.

Вместо дежурного «Как дела в школе?» спросите: «Тебе нравится твой класс? Твой учитель? Почему?» Вместо «Что ты сегодня ел?» - «Тебе понравился школьный обед? Чем именно?» Призыв к чувствам ребенка заставляет его давать развернутые ответы, а не «Все ок», «Да» или «Нет» - так вы узнаете о его эмоциональном состоянии, плюс ребенок, поняв (после нескольких дней), что вам важны его чувства, будет готов к вашим вопросам о любовных и дружественных отношениях, страхах и разочарованиях в жизни.

Чего нельзя делать:

Употреблять фразы (даже в ссоре): «Из-за тебя у меня болит голова», «Своим поведением ты доведешь меня до больницы», «Как тебе не стыдно, ты мать довел до слез!» и т. п. Они вызывают злость у ребенка на самого себя, ведь на самом деле он любит своих родителей. В результате возникает аутоагрессия, которая подталкивает ребенка на нанесение физического вреда себе.

Лезть в душу, задавая вопросы, которые в вашей семье раньше не практиковались: «Как дела на личном фронте?», «У тебя уже был секс с этой девочкой?» и т. п. Во-первых, ребенок постесняется откровенничать и закроется. Во-вторых, если раньше подобные темы не поднимались в семье, подросток начнет подозревать, что за ним началась слежка. Поэтому станет еще больше «шифроваться» - закрывать свои странички от других пользователей, уходить как можно на более продолжительный период из дома, и вам будет труднее понять причину изменений в его поведении.

Как прожить подростковый кризис и повысить доверие ребенка: советы родителям

Дети в этом возрасте скучают по родителям и готовы на откровенность, если уверены, что мама с папой тоскуют по ним также. Поэтому почаще говорите, что вы скучали по ребенку целый день, ждали встречи и соскучились по вашим с ним беседам.

В 13–15 лет у подростков проявляется юношеский максимализм: ребенок начинает чувствовать свое превосходство, ему важен социум, из которого он хочет выделиться. Поэтому в его поведении проявляется «анархист». Он нуждается в эпатажности и старается делать все то, что ему было запрещено раньше, чувствуя свои «недюжинные» силы.

Душевная боль, уныние и отчаяние сопровождают этот этап взросления. Их можно нейтрализовать только радостью. А беря во внимание, что радость подростку может доставить удовлетворение главной потребности - признание его взросления, допустите его к ранее запрещенным удовольствиям и развлечениям. Пусть папа возьмет сына на игру в боулинг со своими друзьями. А мама разрешит на Новый год сделать дочери временную татуировку.

В 16–18 лет растерянность и капризы подростков связаны с тем, что они начинают осознавать, что своими конфликтами и выпадами они не только отстояли самостоятельность, но и взяли на себя некоторые обязанности. В итоге они хотят получить совет от родителей, но гордость им не позволяет сделать это прямо. Появляются злость и обида на родителей, ведь те не могут догадаться об их проблемах и переживаниях.

Внимательно прислушивайтесь к рассказам ребенка: в историях из жизни друзей зашифрованы проблемы его самого. Но не учите - подросток уйдет, хлопнет дверью, закроется в комнате и скажет: «Ты меня, как всегда, не понимаешь». При его выпадах возьмите паузу на 20–25 минут - такое время надо, чтобы улеглись эмоции. А потом поговорите спокойно, используя технику «Я-посылов»: «Мне больно, что ты кричишь на меня», «Если тебе интересно мое мнение, я могу дать тебе совет», «Я хочу тебе помочь». Ребенок пойдет на диалог охотнее.

В группе риска - дети из семей с достатком выше среднего

В группе риска не только дети с нестабильным моральным состоянием (из-за неполной семьи, при разводе, после смерти близкого человека или при вынужденном переезде в другой регион), но и подростки (13–18 лет) из богатых семей. Имея средства, родители могут позволить себе досуг - боулинг-клубы, сауны, SPA-салоны, отдых по нескольку раз в год на курортах. И чаще всего, увы, порознь. В итоге лишь создается видимость семьи, когда папа и мама лишь ночуют дома.

При этом детей такие родители стараются как можно больше загрузить кружками и допзанятиями, чтобы не только вырастить «успешными», но и переложить ответственность за ребенка с себя на воспитателей/преподавателей. В результате у детей появляется сильная эмоциональная перегрузка, вследствие чего возникает апатия ко всему. А завышенные требования зарождают в ребенке страх не оправдать родительских ожиданий, что выливается в страх перед будущим. Кроме того, из-за фактического отсутствия родителей в жизни ребенка он недополучает важного - ощущения тыла.

Одиночество усиливается гормональными перестройками: у девочек в 13–16 лет, мальчиков - в 14–17. В этом возрасте ребенок переходит в третий семилетний цикл становления личности, когда он желает найти себя в выбранном социуме. Если социум его не принимает (желаемая компания, любимый человек, класс), подросток входит в состояние депрессии, из которой пытается найти выход.

Смертельно опасная игра распространяется по соцсетям со скоростью лесного пожара. Это все больше похоже на новую страшную эпидемию. Эпидемию, которую разносят соцсети…

Что происходит?

В соцсетях ВКонтакте и в Инстаграм (он сейчас становится все популярнее - там писать не нужно, чтобы быть замеченным достаточно выставить забавную картинку, только что сделанную смартфоном, а это ведь проще) в конце января - начале февраля стали появляться картинки с китами, плывущими в океане, и с манящими хештегами «синий кит», «разбуди меня в 4.20», «Я в игре», «Тихий дом». Хештеги - кто не знает - это ссылки, кликнув на которые можно попасть на нужную страничку в соцсети или в определенное сообщество.
Такие хештеги - уже повод серьезно забеспокоиться. Мы-то, взрослые, помним одно из самых громких расследований прошлого года, когда в соцсетях обнаружились так называемые «Группы смерти». Группы, в которых впечатлительных, переживающих не самые легкие тинейдержские времена, подростков провоцировали на самоубийства. Групп таких оказалось довольно много.
Вот такие задания рассылают кураторы участникам.

Была даже версия, что именно администратор одной из таких групп «вел» псковских подростков, которые убежали из дома, а потом застрелились из найденного на даче оружия. Произошло это совсем недавно - в ноябре прошлого года. 15-летние Денис и Катя повздорили с родителями, поехали за город на дачу в поселок Струги Красные. А когда их нашла полиция, стали отстреливаться, одновременно транслируя «прикольную картинку» в ВКонтакте. Прямой эфир - это так захватывающе. И переписывались со знакомыми. А потом… Два выстрела, которые сделал Денис. Сначала в Катю, потом в себя.
Власти пытались своими способами бороться с «Группами смерти». Способов таких немного. Закрывать группы. Ну и отлавливать их администраторов. В прошлом году в десяти регионах России полиция нагрянула в квартиры активных участников «Групп». Обыски были проведены у тех, кто действовал под никами (прозвищами) Филипп Море, Мирон Сетх, Хранитель Истины. Администратор нескольких групп Филипп Лис (настоящая фамилия Будейкин) задержан. Он под стражей до сих пор. Казалось бы, волна интереса к «группам смерти» пошла на убыль. Это одно из свойств виртуальной жизни - тут волны накатывают очень быстро, но и теряют свою популярность столь же стремительно.
Но тут кто-то снова решил подбросить полешек в костер. Теперь организовав «пляски на костях» по-другому, через картинки в Инстаграм, манящие в захватывающую игру. Судя по информации в Интернете, в нее сейчас «играют» подростки России, Казахстана, Киргизии, Украины. Как сообщают корреспонденты «Комсомолки», счет игроков, пытавшихся свести счеты с жизнью, идет уже на десятки. Слава богу, совершенных суицидов, где доказано, что произошли они после провокаций в «игре», пока не зарегистрировано. Но это по официальной информации правоохранителей.
Вчера в Красноярске СК возбудил уголовное дело о попытке доведения до самоубийства через «группы смерти» в соцсети. Юле Ч. 13 лет. Она учится в седьмом классе самой обычной школы. Одноклассники - молодцы! - заметили, что девочка странно себе ведет, а на руке у нее появились раны. И рассказали учителю. Спохватились вовремя: школьница действительно вступила в «игру» и даже выполнила первое задание. Когда взрослые стали изучать соцсеть, выяснилось: в эту же группу вступили еще 33 ребенка этой же учебного заведения. И это в одной небольшой школе в одном городе страны…
Такие хештеги и картинки - уже повод серьезно забеспокоиться.

Как происходит?

Когда ребенок кликает на «игровой» хештег (ссылку), он попадает в одну из групп. Здесь с ним связывается «куратор». Он-то и дает задания, чтобы вроде бы проверить готов ли подросток «поиграть». Но сначала - переписка. «Куратор» выясняет из какой семьи новый участник, какое у него настроение, выведывает информацию, чтобы составить психологических портрет «игрока». Обычно просят прислать еще и геоданные (координаты места, где находится подросток). Ну а потом на него валятся различные задания - проверка на смелость. Например, самое простое: нарисовать на руке шариковой ручкой кита - как знак приверженности группе. Следующим задание может быть приказ порезать себе руки опасным лезвием. Мол, покажи, что не боишься. Ну а затем…
Если подросток упирается, его можно теперь и припугнуть - мол прийдем к тебе домой и тебе хуже будет. Как узнали адрес? Так ребенок же сам передал «куратору» геоданные!
Зачем все это? «Кураторы» так играют!
Руку подросток изрезал лезвием от точилки. Школьная медсестра говорит: порезу неглубокие, для жизни не опасны.

Фальшивые спасители

А теперь самое интересное - нажав на опасный хештег совсем не факт, что подросток попадет в реальную группу смерти. Наш молодой журналист Дарья Лехницкая провела эксперимент на себе. Зарегистрировалась, вступила в группу и таким образом вышла… на девушку, представившуюся «куратором». Но, как оказалось во время переписки, та завела свою группу, чтобы «спасать» детей, отвлекать их от мысли о самоубийстве. Мол, только за сегодня она нашла и «спасла» одиннадцать подростков, запутавшихся в Сети.
Что за спаситель? Обладает ли она нужными знаниями (допустим, что в группу уже приходят дети с некоторыми психологическими проблемами) специалиста по подростковой психологии? Или человек так борется со своими комплексами? В Сети же не знаешь с кем на самом деле общаешься - вместо фотографии любая картинка, вместо имени - ник. И как подействуют такие «душеспасительные» разговоры на подростков - не ясно.
- Я заметила, что эти самые «добровольцы»-спасители через сутки меняют ник, открывают аккаунт и заполняют его своими фоточками, - рассказывает Дарья. - В общем, используя интерес к «игре со смертью» набирают кучу подписчиков. Так я начинаешь сомневаться в искренности поступка.‬
В общем, разные цели у тех, кто опасно «играет» с подростками. Но ясно - «игра» появилась не просто так. Очередная раскрутка «Групп смерти» - чей-то бизнес. Не обязательно приносящий деньги. Рост числа подписчиков - это тоже выгода.
Дети получают задание и сразу начинают опасную игру.

Бойся розового пони?

Если вы думаете, что такие игры рассчитаны только на подростков, завсегдатаев соцсетей, то глубоко и жестоко ошибаетесь.
- Я поставила восьмилетней дочке на планшет развивающую онлайн-игру. Там розовый Пони скачет по полю и дает разные задания, - на днях рассказала мне чуть не плача Зоя - молодая мама, сотрудница одной из компьютерных компаний в Киеве. - Мне и в голову не приходило проверить что за задания девочка выполняет. Ну какая опасность может быть от Пони? А как-то планшет лежал на диване, я посмотрела задания. И испугалась. «Пони» писала дочке примерно следующее: «Ты же хочешь, чтобы Пони тебя любил? Тогда не говори маме, у нас должны быть с тобой свои секреты». Последним сообщением было: «А ты можешь сама залезть на подоконник?» В общем, я вовремя планшет прочла. Конечно, игру сразу стерла. Но мне до сих пор очень страшно. Вы же понимаете - и игрушки для малышей стали опасными!

Кто виноват?

Сначала о тех, кто и зачем устраивает «игры». Психологи составили портрет таких «кураторов». Как и Филипп Лис это социопаты - люди, которые сторонятся реального общения, предпочитают отгородиться от общества. Такие характеры были всегда. Но теперь у них есть возможность компенсировать свои комплексы - социальные сети, где ты можешь быть кем хочешь и реализовывать все свои желания. Не уверен, что цель таких «кураторов» довести ребенка до самоубийства. Но так ведь бодрит возможность манипулировать другим человеком, заставлять его делать то, что тебе хочется, управлять, провоцировать на опасные вещи!
Но есть и оборотная часть этой «медали» - у нас слишком много неприкаянных подростков. Раньше мальчишки-девчонки тусовались во дворах, ходили в спортивные секции и в творческие студии. Сегодня свободное время большинство проводит в обнимку с компьютером или смартфоном. Сидят по домам и беспокоятся только о том, чтобы интернет не пропал.
Есть такой новый термин - миллениалы - дети, родившиеся на переломе ХХ и ХХI века. Многие из них научились пользоваться планшетом раньше чем читать и писать. Они поколение, для которого цифровые технологии - естественная, если не сказать - родная среда. И им проще общаться с виртуальным собеседником, чем с приятелем из соседнего подъезда. Переписка в виртуальном пространстве - это их способ коммуникации с миром. И, понятно, такими ребятами легко манипулировать знатокам психологии общения в Сети.
Когда схлынет волна «игр в суицид» - а она обязательно схлынет - появится что-то иное, такое же увлекательное и щекочущее нервы близостью опасности. Которую (кстати) миллениалы часто и не воспринимают всерьез. Слишком много экранных, нарисованных смертей они видели в играх и по телевизору. Многие подростки искренне думают, что после гибели последует перезагрузка и можно будет снова появится на поле жизни.

Что делать?

Недавно я был на совещании в Совете по правам человека при Президенте России. Обсуждали ситуацию с детской преступностью. И влияние на эти процессы виртуального мира. Один из выводов Следственного комитета, который расследовал историю с «Группами смерти» - закрывать их в социальных сетях неэффективно. Это как борьба с мифической гидрой - отрубишь одну голову, появятся еще три. И чем активнее будут их «прикрывать», тем более популярными они станут: запретный плод сладок, тем более для подростков. И публикации о страшном зле, таящемся в Инстаграме, лишь делают им дополнительную рекламу.
Никто не спорит - выявлять провокаторов в соцсетях, подталкивающих детей на попытки суицидов надо. Да и статья уголовного кодекса у нас по этому поводу есть.
Но спасти своих детей могут только родители, близкие люди, учителя. Общением, вниманием, пониманием.
- Резкая смена настроения, круга общения, имиджа - уже должны насторожить. Если ребенок засиживается допоздна за компьютером - это повод серьезно тревожится, - объясняют детские психологи. - Важно в подростковом возрасте не потерять контакт с ребенком. Он должен знать, что со своими проблемами, своей болью может прийти к маме или папе, а не выплескивать незнакомым людям в Сети.
И еще. В детстве нас учили мамы не открывать дверь незнакомцу, не разговаривать на улице с чужими. Сейчас с детского сада детей надо приучать:
- не общайся в Сети с незнакомцами,
- добавляй в друзья в соцсетях только тех, кто знаешь лично,
- не выкладывай откровенных фотографий, предназначенных только для близких людей,
- не сообщай свои геоданные, отключи службы геолокации в приложениях,
- соблюдай приватность в чатах, помни, что твои сообщения может прочесть чужой человек.
Это и только это правила безопасности в Сети.

В Мариуполе 15-летняя девочка выпрыгнула с 13 этажа - по рассказам друзей, она была подписана на «группу смерти» в социальной сети и выполняла задания модератора, который и приказал ей шагнуть с высоты.

Журналисты ИА «Вчасно» выяснили, каким образом соцсети заманивают подростков в смертельные игры.

В социальной сети «ВКонтакте» мы без труда нашли более тысячи пабликов на суицидальную тематику. Открытых, которые может читать каждый желающий, и закрытых. Далеко не все они популярны - одни имеют всего несколько сотен подписчиков, другие - тысячи и даже десятки тысяч. Но все они пишут об одиночестве, безнадежности, отчаянии, бессмысленности жизни.

Любимый символ большинства таких пабликов - киты. Они присутствуют в названиях, на картинках, в видео, в постах. Китами называют себя и участники этих групп. Киты выбраны не случайно - эти животные иногда выбрасываются на берег, убивая себя.

«Знаете, отчего киты выбрасываются на берег? От отчаянья», - сообщает одна из групп. «Как ни странно, когда больно - болит», - вторит ей другой паблик.

Многие паблики содержат в названии цифры 4:20 - время, в которое, по статистике, люди чаще всего совершают самоубийство. Некоторые из групп начинают общение именно в 4:20 утра. Звучит невероятно, но некоторые эксперты советуют родителям проверять — спят ли их дети в 4:20 утра. Если ребенок в это время сидит в интернете, это может оказаться признаком того, что он попал под влияние суицидальных групп.

Впрочем, откровенных призывов к суициду группы не содержат. Если верить информации Роскомнадзора, все паблики, непрекрыто пропагандирующие добровольный уход из жизни - заблокированы. Теперь «поиграть» в смерть необходимо, чтобы на тебя вышли «инструкторы» - подростки размещают на своей странице заявление о готовности вступить в игру и соответствующие хештеги. После этого с ребенком связывается «куратор» и дает задания.

Технология смертельной игры

«Хочу в игру. Дай мне номер. Дай инструкцию. Найди. Меня. Где я?» - подобные сообщения появляются в сети практически каждые несколько минут.

Журналисты ИА «Вчасно» также разместили пару таких объявлений с фейковых аккаунтов - девятнадцатилетнего парня и старшеклассницы. В течение буквально 10 минут с нами связались.

«Привет, я тот кто даст тебе номер и задания, - написал человек с аккаунта некоего Ильи Костлявых. - Ты уверен, что хочешь умереть?».

После того, как наш сотрудник подтвердил это, он получил первое задание - вырезать на запястье номер F57. Так называлась одна из самых популярных «групп смерти», заблокированная после того, как несколько детей, состоявших в ней, совершили самоубийство. Снимок с порезанной рукой куратор приказал выложить в сеть.

«Молодец, жди следующего инструктора, он напишет тебе, - заявил «куратор», получив фотографию выполненного задания. - Мое дело проверить, готов ли ты на все ради смерти».

Второй куратор потребовал у журналиста, скрывавшегося под аккаунтом 15-летней девочки, рассказать почему она решила умереть. В конце концов, он сделал вывод:

«Я думаю, дело в твоих одноклассниках и в том, что ты дно, и это не поправить».

«Куратор» приказал пойти к маме и сообщить: «Я хочу умереть, потому что не вижу смысла в жизни». Выполнение квеста необходимо было записать на видео.

Именно в такую игру и играла в последние дни перед смертью 15-летняя девочка из Мариуполя. На тот момент она переживала разрыв со своим молодым человеком и, скорее всего, находилась в состоянии депрессии — об этом свидетельствуют записи на ее странице в соцсети.




«Квест пройден, - написала девушка на своей страничке. - Остался один шаг».

Мариупольчанка выложила в сеть снимок, сделанный с высоты 13 этажа - эта фотография также была условием квеста. Именно так поступали и многие дети-самоубийцы в России - незадолго перед суицидом, они фотографировали место своей смерти и выкладывали снимок в интернет.

Именно 8 и 9 декабря «группы смерти» анонсировали волну самоубийств среди подростков. Об этом в социальной сети написала москвичка Екатерина Мелихова, оказывающаяся психологическую помощь подросткам:

«8-9 числа намечается новая волна самоубийств. А по сути детей скидывают с крыш. Мы насчитали 130 (!) суицидов детей, случившихся в России с ноября 2015-го по апрель 2016 года, — почти все они были членами одних и тех же групп в интернете. Новые смерти анонсированы там же».

В последнее время интерес к опасной игре появился и у подростков Украины.

Кто и зачем толкает детей на смерть?

Администратор «групп смерти» и создатель зловещего хештега F57 Филипп Будейкин был задержан в Санкт-Петербурге в начале декабря. Паблики, в которых он толкал детей на смерть - заблокированы. Мужчина признался, что благодаря его непосредственному участию в течение года погибли 17 детей.

Он создал несколько десятков пабликов и «играл» в кошмарные игры с детьми.

Подростков, решившихся на смерть без прямого участия администратора, намного больше. По данным российским СМИ, количество погибших подростков, писавших перед смертью в сети зловещий хештег - около 130.

И, как мы убедились лично, арест Будейкина не остановил волну суицидальных пабликов - тысячи детей публикуют хештеги с просьбой «поиграть». И неизвестные «кураторы» выходят с ними на связь и толкают на смерть.

Теперь эта волна докатилась и до Донбасса — 15-летняя девочка в Мариуполе умерла уже после ареста питерского администратора. А значит — кошмарные игры продолжаются и смерть в прифронтовом городе может оказаться не последней.

Кто это делает и зачем - ответ на этот вопрос должны найти правоохранители. А заодно позаботиться о том, как обезопасить детей от смертельных игр.

К тому же остается открытым вопрос — почему соцсеть «Вконтакте» не закрывает подобные группы?

«У подростков нет понимания, что смерть — это финал», — психолог

«Для подростков представление о конечности бытия слишком сложная конструкция, у них нет понимания того, что смерть — это финал, из которого обратного пути нет, - рассказал журналисту ИА «Вчасно» клинический психолог и гештальт-терапевт Кристина Фомина. - Также в этом возрасте смерть часто крайне романтизируется.

Вспомните культуры эмо и готов, популярные книги и сериалы про вампиров, где уже умершие герои наделены сверхспособностями, и описывается какая-то загробная запредельная любовь. Помимо этого, у подростков еще не до конца сформирована, не устоялась эмоционально-волевая сфера, они реагируют на происходящее быстрее, чем успевают это осознавать.

Часто имеет место и акцентуация характера, акцентуация темперамента, когда у детей ярко выражены те или иные черты, еще не сформированные в окончательный характер. Все эти составляющие делают их легко уязвимыми - несчастная любовь, поссорился с мамой, провалил экзамен - и это становится концом света».

- Поведение подростка, попавшего под влияние суицидальных групп, как то меняется? На что нужно обратить внимание родителям?

При суицидальном состоянии люди всегда дают какие-то позывные во внешний мир. Подросток практически всегда идет на суицид для привлечения внимания. Ребенок в такой ситуации может стать замкнутым, скрытным, у него могут появиться новые знакомые или увлечения, о которых он не хочет рассказывать. Или может стать вспыльчивым, раздражительным, может говорить на тему смерти, самоубийства. Делать записи, рисунки такого рода.

Только внимание на подростка нужно обращать не тогда, когда он уже закрылся и режет вены, а каждый день.

Что делать родителям?

У участников «групп смерти» на странице в соцсети могут появляться фотографии с китами — предвестниками смерти.

Некоторые из «групп смерти» начинают общение именно в 4:20 утра. Эксперты советуют родителям проверять — спят ли их дети в 4:20 утра.

Проверяйте запястье ребенка. Первым заданием в «группах смерти» бывают надрезы на руках F57, F59 (или подобное), а также рисунок кита.

Интересуйтесь событиями из жизни ребенка: есть ли у него конфликты и проблемы общения с другими детьми, не находится ли на данный момент ребенок в состоянии депрессии. Говорите больше с ребенком о том, что происходит в его жизни.


Сейчас в сети Интернет существует множество опасных групп: «Разбуди меня в 4.20», «Никомуненужненькая», «Секта снов», «Привет со дна», «Группа смерти», «Тихий дом», «Киты», «МореКитов», «Рина», «НяПока».

Таких групп в социальных сетях на данный момент сотни, количество подписчиков в них варьируется от нескольких человек до десятков тысяч пользователей! Содержимое «групп смерти» разнообразно по форме, но одинаково по содержанию - от фотографий до видеороликов.

Как правило, подобные группы изобилуют огромным количеством цифровых и буквенных шифров, которые могут показаться подростку почти сакральными. К примеру, ко многим записям прикрепляют надписи на иврите с текстом вроде «Я покажу тебе, как темно на другой стороне луны». Другие шифры - посложнее, они представляют собой цифровые значения, за которыми скрываются слова. Нередко использование готических начертаний или арабской вязи.

Всё начинается с того, что подросток подписался на новости в сообществе, а потом его мозг подвергается ежедневной обработке. Предлагается принять участие в игре, где необходимо пройти различные тесты и задания, по мере выполнения которых возрастает рейтинг, открывающий доступ к новым «возможностям»: информации и заданиям, связанным с тематикой смерти, причинением себе физических увечий и инсценировке этих событий.

Выполнение заданий, чаще всего, происходит глубокой ночью, что приводит к систематическому недосыпанию и, как следствие, к ухудшению самочувствия, снижению волевых и аналитических способностей, невозможности взвешенно и адекватно воспринимать происходящее. В результате подросток, вступивший в группу для участия в "увлекательной" игре, попадает в страшную психологическую ловушку. Смерть пропагандируется как единственный правильный и красивый способ выхода из сложных жизненных ситуаций. Культивируются депрессивные психологические состояния, применение насилия к себе и окружающим, а человеческие ценности - семья, друзья, образование - критикуются, высмеиваются и, в конечном итоге, для ребёнка обесцениваются. Балансируя на грани между виртуальным миром и реальной действительностью, дети проецируют происходящее на экране и на свою жизнь, воспринимая его как нечто естественное и нормальное. Администрация групп фактически вынуждает детей выполнять всё более изощрённые задания, а каждый из участников настолько дорожит своим рейтингом, что боится перечить виртуальным авторитетам, и вынужден выполнять опасные задания, вплоть до самоубийства.

В отношении «деструктивных групп» необходимо понимать, что это новая реальность, причины которой в деградации нравственного начала в обществе, которое трудно восстановить с помощью исключительно законодательных мер. Однако и без законодательных шагов разрешить эту проблему, наносящую удар по молодому поколению, невозможно. Интернет в этом случае используется с определённой целью - причинение смерти другому лицу. И это реальная статья УК, которая на деле в данном отношении судами пока применяется откровенно слабо.

В настоящее время в социальной сети появилась новая деструктивная группа «Беги или умри», в которой школьникам предлагают поучаствовать в смертельной "игре". Суть игры перебежать дорогу как можно ближе перед движущимся транспортом. Эта «забава» стала очень популярной среди подростков.

Современные дети живут в Сети. Формат виртуального общения многим привычнее, чем беседа с глазу на глаз.

Депрессивные подростки хотят превратиться в идеальную картинку из Интернета. Если ты девушка, то должна быть непременно худой, стройной и модно одетой. Если юноша - сильным, уважаемым в компании. При этом современные подростки, оказывающиеся заложниками деструктивных ресурсов в Интернете, страдают от того, что реальное положение дел не соответствует их идеалам.

Создатели деструктивных групп в социальных сетях это хорошо знают. С детьми работают взрослые люди - планомерно и чётко, шаг за шагом подталкивая их к последней черте. Они знакомы с пристрастиями и увлечениями детей, используют любимую ими лексику и культуру. Работают со знанием психологии, внушая девочкам, что они «толстые», а ребятам, что они - «лузеры» для этого мира. Разъясняя им о том, что есть иной мир, и вот там они - «избранные».

Эти смертельные сообщества в социальной сети организованы настолько профессионально с точки зрения психологии молодых людей, что могут быть одним из этапов психологической войны против наших детей. Эксперты говорят, что воздействие на умы подрастающего поколения через Интернет - это вопрос безопасности страны, и эту атаку нельзя недооценивать.

Психологи, проанализировав и изучив деятельность «групп смерти», пришли к выводу, что в своей работе организаторы подобных сообществ используют специальные манипулятивные технологии, чтобы в дальнейшем продвигать определённого рода продукт или идеологию, а также - определённую политическую позицию. Учитывая тот факт, что именно подростки - наиболее податливый в таком плане материал, деструктивные организации явно пытаются интенсифицировать свою деятельность в сети в поисках новых "целей". Оставить такую активность без внимания - поставить под удар не только молодое поколение, но и основы безопасности страны и общества.

Уважаемые родители, обратите внимание на то, в каких группах социальных сетей состоят ваши дети, с кем они общаются и дружат. С целью обеспечения безопасного времяпровождения детей в сети Интернет, служба СППС (социально-педагогической и психологической помощи) гимназии предлагает вам ответить на вопросы анкеты

  1. Сколько времени ваш ребёнок проводит в интернет-сети?
  2. Какие сайты он посещает?
  3. Знаете ли вы его виртуальных друзей?
  4. Замечали ли вы порезы на теле своего ребёнка, происхождение которых он не может или не хочет объяснить?
  5. Часто ли ваш ребёнок жалуется на то, что его обижают в школе?
  6. Если вы ограничиваете время общения в интернет-сети, как реагирует ваш ребёнок?
  7. Рассказывал ли ребёнок о том, что он выполняет какие-либо задания, присланные друзьями из интернета?

По интересующим Вас вопросам Вы всегда можете обратиться к специалистам социально-психолого-педагогической службы гимназии по тел. 55-16-69 или прийти на консультацию.