Страхи у детей: причины зарождения и методы преодоления. Непонятные страхи у ребёнка У ребенка сильный страх что делать

Здравствуйте. Старшему сыну 7 лет, есть еще двое младших сестер. После рождения следующего ребенка в семье (сыну тогда исполнилось 3 года) очень нарушились отношения. Я как мама была отвергающей и не постояной, плохо с ним обращалась, плюс к этому я вообще тревожная сама по себе, бывали панические атаки, истерики, плохо выстроенная вертикаль отношений в семье. У сына страх оставаться где-то без родителей, страх темноты, одиночества, периодически возникают тики. В сад не ходил, сейчас на домашнем обучении. Живем за городом, все общение внутри семьи и по выходным дням воскресная школа. Главный вопрос вот в чем. Я понимаю, что причиной являюсь я, и как могу работаю над собой, улучшения есть, поведением он почти сразу откликается на эти улучшения, но страхи не проходят. Мне кажется, они уже вросли в него прочно. Если я как мама научусь быть принимающей и безусловнолюбящей, надежной - это сможет вернуть ребенку уверенность в себе или все таки с ним надо работать аак-топо преодолению этих страхов. Нам дают диаметрально противоположные рекомендации, от "ни в коем случае не в школу, дайте ему набраться смелости и уверенности и он сам захочет расширить свой мир" до "ведите в школу несмотря на все, привыкнет, будет как все". Ребенок очень чувствительный, активный, творческий, умный, контактный, легко общается со всеми, но при ощущении тыла в качестве родителей. Несмотря на все проблемы радостный и веселый, шумный. Отношения с мужем хорошие, скандалов не бывает, много времени проводим всей семьей . Нам с мужем по 33 года, старшему 7 лет, средней 4, младшей 1 год. Я не работаю в общепринятом смысле этого слова уже 7 лет, подрабатываю всяким по мере возможности и своего интереса. Муж много бывает дома, нам близки ценности естественного родительства, двоих младших рожали дома, в сад не хотим отдавать, обучение домашнее кажется оптимальным в наших условиях. Хотя есть сомнения в плане социализации. Много друзей, дедушки-бабушки. Внешне идеальная семья , оно по сути так и есть, если бы не я со своими невротическими реакциями, но это такой большой пласт детских проблем, что хватит на всю жизнь прорабатывать. А очень хочется дать возможность детям жить свободно от маминых страхов уже сейчас.
Пожалуйста, дайте алгоритм действий и ваше виденье проблемы. Спасибо!

Ответы психологов

Здравствуйте.Ольга.Ребенок не может быть безстрашный,смелый,уверенный,если мама не дала ему в раннем детстве этот пример.Мама является представителем внешнего мира.И,если Вы испытываете панику,неопределенность,неуверенность,гнев,слезы, подавленность,страхи ,тревоги,слабость,негативность в эмоциях,то и ребенок начнет считать,что окружающий мир именно такой же.Поэтому,Вы его сделали боязливым и зависимым от Вашего присутствия.Выход-додать ему два критерия развития.Первый-Базовое доверие.То есть,на любой его сигнал о помощи-Вы всегда рядом.ВЫ успокоите и оодобрите.Вы поймете и обласкаете.И второе-Безоценочное принятие ребенка.То есть,что бы он не сделал-он всегда хороший и прекрасный.А ошибка лишь в его поведении.Что он всегда хороший -он поймет из Вашего теплого тембра голоса.Можно ругать за поступок,но мягко,показывая,что Вы продолжаете его любить,хотя поступок не хороший.Через пол года-года такой атмосферы ребенок станет уверенным,смелым,позитивным и самостоятельным.Пусть идет в обычную школу.

Каратаев Владимир Иванович,психолог психоаналитической школы Волгоград

Хороший ответ 2 Плохой ответ 0

Добрый день!

Ольга,если вы отягощены невротическими проблемами,и не начнете с ними работать,вы действительно рискуете их передать по наследству детям. Поэтому важной задачей для вас помощь в постепенном приобретении разумной уверенности, реалистичной самооценке,проработке полученных проблем.Если у детей обнаруживаются проблемы начинать работать желательно с родителями. Параллельно корректируются эмоциональные проблемы и у детей. Конечно, это совсем не обязательно, однако, если вы заинтересованы, сохранить здоровье , быть счастливее, иметь довольных детей, вполне достижимо.Принося в жизненное пространство свежие мысли,хороший опыт, понятные не заблокированные эмоции, возможность вкладывать себя в свою жизнь.

С уважением.

Кудряшова Алла,психолог,приватный прием в Skype,в Минске с 9.01

Хороший ответ 4 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Ольга! Судя по вашему письму у вас вполне хорошая семья - дети, любящий муж. Вы пишите про невротические реакции, пласт ваших детских проблем, которые дают о себе знать. Обычно так и происходит - нерешенные внутриличностные конфликты, корни которых кроются в детстве, проявляются во взрослой жизни- в отношениях с мужем и детьми. Поведение вашего ребенка - своеобразное зеркало семейного климата. Приводя своё психо-эмоциональное состояние в порядок, автоматически меняется состояние ребенка. Вы и сами уже это заметили.

Моя рекомендация - всё же начать с себя. Пойти к психологу и отработать детские травмы, чтобы они больше не отравляли вам жизнь. Параллельно можете сводить ребенка к детскому психологу , например, на песочную терапию. Там у ребенка будет возможность выразить свой внутренний мир в игровой форме, что по себе уже терапевтично.

Ольга, акцент всё же делайте на себя. Работа над собой может показаться труднее, чем воспитание ребенка, но она того стоит.

Удачи вам!

Грицышина Алевтина Владимировна, психолог Минск

Хороший ответ 4 Плохой ответ 1

Вылечить невроз самостоятельно очень трудно, но это возможно. Есть у меня для вас пара рекомендаций.

Не нужно надеяться, что состояние ребенка изменится само, или что в школе он вдруг адаптируется и станет как все - этого не будет. Вашему ребенку потребуется очень много понимания и поддержки со стороны взрослых, чтобы адаптироваться в этом мире.

Я подскажу вам пару методов работы с тревожным состоянием. Эти методы, сначала нужно будет освоить вам самой, чтобы на практике и на опыте почувствовать, как они работают. А уже потом будете работать с ребенком, и научите ребенка ими пользоваться.

Во первых, вам стоит оствоить метод ДПДГ. С его помощью будете прорабатывать все свои , комплексы, сомнения, дурные мысли, и неприятные и равмирующие воспоминания из прошлого.

Это не разовая работа, это ежедневный кропотливый труд. Хотя результаты наступают доовольно быстро.

Сам метод очень прост, его суть описана в этих статьях

http://yuriy-pyatak.livejournal.com/5212.html

http://rudocs.exdat.com/docs/index-425322.html?page=13

Так же при помощи этого метода, нужно проработать свое отношение к себе, все мысли типа "Я странная", "Я больная", "мое состояние невозможно изменить" "Завтра будет то же, что и вчера" и так далее.

Второе, что Вам необходимо сделать, это освоить метод, который описан в книге Гарри Крэйга "Техника эмоциональной свободы". Эту книгу легко найти в интернете. В первых двух главах описан базовый способ проработки неприятных эмоций. Пользуйтесь этим методом, чтобы прорабатывать , тоску, тревогу , бессилие, отчаяние, беспомощность, стыд, вину, обиды и так далее.

Все это очень мощьные инструменты с помощью которых вы быстро измените свое состояние.

После этого, когда вы на своем опыте почувствуете, как работают эти методы - начнете заниматься с ребенком.

Разумеется работать с ребенком, можно только если между вами есть доверие и эмоциональный контакт. Чтобы его сделать прочнее, зайдите на этот сайт и скачайте там методичку для родителей, в ней есть полезные советы. Вот ссылка - http://shkola-roditelei.blogspot.ru/p/blog-page_22.html

Если вы почувствуете, что не справляетесь самостоятельно, обращайтесь за помощью очно или по скайпу.

Удачи и всего наилучшего.

Голощапов Андрей Викторович, психолог Саратов

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

Страхи – это ощущение беспокойства или тревоги, возникающее в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни или благополучия.
У детей такие страхи, как правило, являются результатом психологического воздействия взрослых людей (чаще всего родителей), или самовнушения. Появление такой проблемы у ребёнка – повод задуматься родителям. Не стоит оставлять её без внимания, ведь невротические проявления у взрослых людей часто бывают следствием не разрешившихся детских страхов.

Причины детских страхов

Причин, по которым возникают детские страхи можно выделить несколько:

Перенесённая ребёнком психотравмирующая ситуация и боязнь её повторения (укус пчелы, например);
- излишне частое напоминание ребёнку родителями о возникновении возможных неприятных ситуаций;
- сопровождение любых самостоятельных действий ребёнка эмоционально окрашенным предупреждением о подстерегающей на пути опасности;
- частые запреты;
- разговоры в присутствии детей о различных отрицательных явлениях (смертях, убийствах, пожарах);
- конфликты в семье, особенно, если источником невольно является сам ребёнок;
- разногласия со сверстниками, неприятие ими ребёнка;
- осознанное запугивание ребёнка со стороны родителей сказочными персонажами (баба-яга, леший, водяной), чтоб добиться послушания.

Это так называемые возрастные страхи, появляющиеся у эмоциональных и чувствительных детей.

Достаточно часто страхи являются проявлением заболеваний нервной системы – неврозов.

Существуют также косвенные причины (предпосылки), которые создают условия для развития детских страхов. Так, неправильное поведение матери, которая берёт на себя роль главы семьи, вызывает у ребёнка беспокойство. Плохо действует на ребёнка стремление матери поскорее выйти на работу после декретного отпуска, при этом ребёнок чувствует острую нехватку в тесном общении с ней.

Более подвержены страхам дети из неполных семей, а также единственные дети в семье, которые становятся центром забот и тревог родителей. Возраст родителей также оказывает своё влияние – чем старше родители, тем сильнее склонны их дети к развитию тревоги и беспокойства. Влияет на появление страхов у детей и перенесённый мамой во время беременности стресс или конфликтная обстановка в её семье в период вынашивания ребёнка.

Наличие тех или иных детских страхов напрямую зависит от возраста ребёнка.

Страхи у детей разных возрастов

У детей первого года жизни наиболее типичнее страхи связаны с отдалением ребёнка от матери. Ребёнок также может бояться чужих людей и новой обстановки.
До трёхлетнего возраста дети чаще всего боятся темноты. Нередко возникает страх остаться одному и ночные страхи.

После трёх лет боязнь темноты всё ещё сохраняется, но и возникают новые переживания – теперь ребенок боится оказаться в замкнутом пространстве, боится сказочных героев и одиночества (в понимании «быть никем»).

Когда ребёнку исполняется 5 лет, он начинает бояться пожара, глубины, страшных снов, смерти, животных. Может возникнуть страх потери родителей, и в то же время боязнь быть ими наказанным. Нередко ребёнок испытывает страх перед опозданием и перед заражением какой-то болезнью.

С семи лет, когда начинаются школьные годы, могут приходить различные страхи, связанные с учёбой – боязнь сделать ошибку, получить плохую оценку, не оправдать ожидания взрослых.

С 10 -11 и до 16 лет ребёнок испытывает страх перед изменением свое внешности и различные страхи межличностного происхождения.

Имеет смысл остановиться на основных видах страхов у детей.

Стах одиночества

Практически каждому из детства знаком страх остаться дома одному. Вызвано это у ребёнка чувством ненужности, беззащитности, недостаточной любви родителей, которые оставили его одного. В таком случае нужно убедить малыша, что дом – безопасное место, и хотя вам и приходится уходить, вы всё равно очень любите своего мальчика или девочку. Договоритесь о времени, когда следует ожидать вашего возвращения, и обязательно позванивайте время от времени. Хотя, скорее всего, полностью этот страх исчезнет только при взрослении ребёнка.

Боязнь темноты

Часто встречающимся страхом является боязнь темноты. Бывает, что их провоцируют сам взрослые или кто-то из друзей, выскакивая из темноты и крича страшным голосом «У-У-У!» или рассказывая, что в темноте летают какие-нибудь приведения. Иногда избавиться от этого помогает своеобразное «закаливание» темнотой (постепенное увеличение времени нахождения в тёмной комнате, или даже сидение в ней с фонариком, показывая, что там, кроме предметов ничего нет и быть не может). Но лучше не мучить ребенка и включать ему свет, давая возможность увидеть, что ничего не изменилось и спокойно ждать, когда малыш подрастёт.

Страх смерти

Страх смерти у ребёнка наиболее неблагоприятно сказывается на психике, поэтому никогда не говорите ему фразы типа: «если ты меня не послушаешься, я могу заболеть и умереть». Постарайтесь оградить его от посещения похорон как минимум до 10 лет. Однако периодически упоминайте при нём об умерших родственниках, так приходит понимание того, что и после смерти человек продолжает жить, неважно где – в разговорах, в сердцах людей, но он не исчезает окончательно. Если это не помогает, лучше обратиться к специалисту.

Как избавиться от страхов

Нужно сказать, что если ребёнок правильно развивается и здоров, то к 16 годам всяческого рода страхи у него должны исчезнуть. Однако, заблуждением является мнение, что ребёнок вообще никогда не должен испытывать тревожные чувства. С увеличивающейся познавательной деятельностью растущего организма, избежать их появления просто невозможно, а может быть и не нужно. Но всё хорошо в меру, поэтому, если страхи мешают ребёнку жить качественно и счастливо, с ними нужно бороться.

Что делать, если страхи у вашего ребёнка возникают очень часто и расшатывают его и без того слабую нервную систему.

Прежде всего, запомните то, чего нельзя делать ни в коем случае:

1. Наказывать ребёнка за его страхи.
2. Насмехаться над ним, пытаясь уличить его в притворстве или глупости.
3. Не пытаться насильно поместить малыша в этот страх (заставлять его погладить собаку, которую он панически боится).
4. Не позволять бесконтрольно смотреть фильмы ужасов или читать книги или журналы со страшными сюжетами.

Чем родители могут помочь ребёнку:

1. Внимательно выслушать и понять чувства малыша, т.к. для любой страх представляется реальной опасностью его жизни. При этом ребёнок выплеснет свои эмоции, ослабит их, и вы составите полное представление о причинах и картине его переживаний. Однако нельзя открыто настаивать на том, чтобы ребёнок рассказал причину своих страхов, так как проблема обострится ещё больше и закрепится. Говорить с ним напрямую можно в том случае, если он сам проявляет инициативу. В противном случае, нужно осторожно наблюдать и задавать наводящие вопросы.
2. Заверить в том, что вы его очень любите, и если возникнет такая необходимость, то обязательно защитите.
3. Найти ребёнку дополнительных защитников в лице игрушечных фигурок, фонарика, одеяла.
4. Развеять фантазии малыша реальностью, найдя простые объяснения страшным, по его мнению, предметам и явлениям.
5. Рассказать, что если придерживаться определённых правил, то всё будет хорошо.
6. Вместе читать истории и смотреть мультфильмы, в которых вначале страшные монстры, а в конце они оказываются всего лишь фантазией (например, мультик про крошку енота, который боялся собственного отражения в реке).
7. Показать ребёнку, как можно «изливать» страхи на бумаге и провести «ритуал» их уничтожения.

Если у вас не получается справиться со страхами у ребёнка, не затягивайте, обращайтесь к психотерапевту. Страхи дошкольного возраста, которые не уходят после 10 лет, служат предрасполагающим фактором к развитию тяжёлых неврозов, а также наркомании и алкоголизма в будущем.

Признаки патологических (невротических страхов):

Появление необычайно сильного страха, несоответствие выраженности страха силе вызвавшей его ситуации.
- Несоответствие страха и ситуации, которая привела к его возникновению.
- Затяжное течение страха, приводящее к выраженному нарушению общего состояния (сна, аппетита).
- Характерное поведение, направленное на избегание ситуации, вызывающей страх.

Профилактика страхов у детей

Запомните, период беременности – это самое неподходящее время для выяснения отношений. Нежелательно в этот период сдавать экзамены, защищать диссертации дипломные работы. Выберите в воспитании ребёнка золотую середину, не превозносите, но и не угнетайте его. Способствуйте тому, чтобы ребёнок больше гулял, бегал, что-то мастерил, чаще приглашайте в дом его друзей. Не пугайте слишком часто «бабаем», чужим дядькой, милиционером, волками. Выделяйте больше времени для совместного творчества (лепки, рисования, вырезания и склеивания). Играйте всей семьёй. Любите своего ребёнка таким, какой он есть. В общем, будьте ему добрым другом и хорошим наставником.

Врач педиатр Сытник С.В.

Ребенок панически боится темноты или чего-либо другого? Не ждите, когда страхи возьмут под контроль его жизнь, узнайте, как избавиться от них прямо сейчас!

Детский страх представляет собой сильное отрицательное чувство, возникновению которого в немалой степени способствуют реальные, либо надуманные опасности.

Чаще всего он возникает благодаря неадекватному психологическому воздействию взрослых людей или же вследствие богатой фантазии, рисующей перед неокрепшим разумом по-настоящему пугающие картины.

Чего боятся наши дети

  1. Одиночества . Страх одиночества преследует малышей с момента рождения. Испытывая глубокую эмоциональную привязанность к матери, являющейся для новорожденных средоточием их маленького мирка, а также единственной защитой и опорой, они панически боятся ее исчезновения. Внезапный уход родного человека крохи воспринимают, как самую настоящую катастрофу и реагируют соответствующим образом – надрывно кричат и горько плачут.
  2. Чужих людей . Примерно с 8 месяцев дети начинают всерьез опасаться различных незнакомцев, так или иначе проявляющих к ним интерес. Эта боязнь не в последнюю очередь связана с инстинктом самосохранения, который подсказывает малышам, что чужие люди могут причинить им вред. Реакцией на опасность становится стремление укрыться от посторонних взглядов и прикосновений за теплым и надежным плечом матери.
  3. Темноты . Оказавшись в темной комнате, многие дети проявляют признаки тревожного состояния. Причина подобного поведения кроется в том, что темнота служит для них символом все того же одиночества, олицетворяет собой беззащитность, обреченность и беспомощность. В темноте предметы теряют свои очертания, привычные ориентиры исчезают и ребенок попадает в чужой мир, полный зла и неизведанных опасностей.
  4. Выдуманных персонажей . Появлению страха перед сказочными «монстрами», возникающему у детей примерно в 3 года, в немалой степени способствуют близкие родственники, пытающиеся с их помощью манипулировать маленькими непоседами («засыпай скорее, а то Баба-Яга придет», «ешь кашу или Бармалея позову»). В результате ребенок пугается не на шутку, ведь на рисунках и в мультфильмах эти «герои» выглядят для него более чем устрашающе.
  5. Смерти . Приблизительно с 5 лет мальчишки и девчонки начинают испытывать мучительный страх смерти, обусловленный особенностями их развития. Дело в том, что именно в этом возрасте дети знакомятся с таким понятием, как «время» и узнают, что оно включает в себя рождение, продвижение, старение и конец. Осознание того, что рано или поздно им придется умереть – приводит их в ужас.
  6. Смерти родителей . Остаться без родителей для любого ребенка означает, прежде всего, оказаться совсем одиноким и ненужным в этом огромном, непонятном, непознанном и оттого еще более страшном мире. Страх смерти близких людей, зарождающийся в 6-7 лет, как никакой другой обладает способностью активизировать и остальные фобии дошкольника – боязнь одиночества, темноты, посторонних людей.
  7. Школьных проблем . С наступлением ученического возраста у детей появляется много страхов, напрямую связанных с обучающим учреждением. Они боятся опозданий, неуспеваемости, насилия со стороны одноклассников, а также непонимания учителей. Помимо этого, девчонки и мальчишки переживают, что не смогут соответствовать идеальному образу хорошего ученика и разочаруют своих родителей.
  8. Проблем с внешностью . Вступая в подростковый период, дети всерьез опасаются тех изменений, что происходят с их телом. Полные сомнений и неуверенности, они боятся оказаться предметом всеобщего обсуждения или, что еще хуже, насмешек. Это очень сложный этап, во время которого особенно важно помочь ребенку преодолеть свой страх, иначе комплексы останутся с ним на всю жизнь.

Каковы причины

Наиболее часто страх у ребенка порождают:

  1. Заботливые родственник и, считающие свои долгом ограждать малыша от любых неприятностей. Однако, осуществляя гиперопеку, они лишь превращают его в слабого, зависимого и испуганного человечка. При этом панически бояться он начинает даже самых безобидных вещей – испачкаться в песке, упасть со стула, вступить в контакт с другими детьми.
  2. Конфликтующие родители , находящиеся на грани развода или же уже расторгнувшие брак. Мальчикам и девочкам намного труднее справиться со своими страхами, если их мамы и папы находятся в состоянии непрекращающейся войны. Более того, постоянное наблюдение за противостоянием двух сторон многократно усиливает любые фобии.
  3. Взрослые люди (родители, учителя, родственники), привыкшие добиваться желаемого результата путем угроз и шантажа: «не пойдешь кушать – отдам тебя Кикиморе болотной», «будешь препираться – позову врача, пусть сделает укол», «не выучишь уроки – пожалуюсь отцу, и он тебя накажет».
  4. Реальные случаи , травмировавшие нежную психику ребенка. Даже единожды столкнувшись с пугающей действительностью, он может бояться потом всю свою жизнь. И неважно, что именно произошло – это мог быть укус собаки, насилие со стороны подвыпившего хулигана, автомобильная авария и даже внезапно разразившаяся гроза.
  5. Недружелюбно настроенные сверстники , решившие во что бы то ни стало проверить нервную систему нового «друга» на прочность. К сожалению, обиды и притеснение со стороны других детей могут серьезно повлиять на самооценку и характер ребенка. Желая справиться со своим страхом, он может стать агрессивным или плаксивым, неуправляемым или излишне покорным, беспощадным или безвольным.

Как избавить ребенка от страха

  • считать, что детские страхи — это проблема, которая «яйца выеденного не стоит»;
  • смеяться над ребенком и давать ему нелицеприятные прозвища;
  • пытаться пристыдить испуганного малыша, намекая ему, что «хорошие, послушные и умные дети ничего не боятся»;
  • ругать и унижать ребенка, даже если он писается от страха и не только в постель;
  • терпеливо ждать, когда проблема разрешится как-нибудь сама.

Что делать можно и нужно:

  • проявлять по отношению к ребенку максимум внимания и понимания;
  • признаваться, что тоже иногда боитесь;
  • внимательно слушать, запоминать и делать выводы;
  • всеми доступными средствами помогать сыну или дочери в борьбе со страхами (включать на ночь светильник, поселить в шкафу вместо злобной Кикиморы дружелюбного Лунтика, пригласить сверстников в гости и устроить веселую вечеринку, благодаря которой «недруги», наконец-то, смогут подружиться).

Программа устранения фобий

Метод № 1. Вычислительная канцелярия

Многие родители недооценивают роль рисования в жизни ребенка, а зря! С помощью нехитрых сюжетов, отображенных в альбоме, он может раскрыть перед ними свой внутренний мир и показать, какие эмоции и чувства обуревают его на самом деле.

О чем «говорят» рисунки детей:

  • если малыш отдает предпочтение серым и черным цветам родителям стоит серьезно задуматься, ведь использование мрачных тонов свидетельствует о том, что он находится в подавленном состоянии и явно чего-то боится;
  • если ребенок пользуется яркими, сочными, жизнеутверждающими красками – это отличное доказательство того, что все в порядке, он полон оптимизма и пребывает в хорошем настроении;
  • если рисуя семью, маленький художник располагает себя в центре листа , а родителей рядом, на равном удалении, значит, в семье царят гармоничные отношения, благотворно влияющие на психику малыша;
  • если ребенок изображает себя в стороне от матери и отца – это тревожный знак, сигнализирующий о том, что семейная лодка пошла ко дну и он, как минимум, чувствует себя брошенным;
  • если малыш с завидным постоянством рисует себя и маму одним цветом , а папу другим (или наоборот), из этого следует, что первая уделяет ему гораздо больше внимания, либо лучше находит с ним общий язык.

Чтобы избавить любимое чадо от страхов с помощью рисования понадобится пройти несколько этапов:

  1. Для начала необходимо попросить ребенка изобразить на бумаге домашних питомцев, вашу семью в полном составе или его друзей с детской площадки. Увлеченно рисуя что-то приятное и хорошо знакомое, он быстрее настроится на позитивный лад и будет охотнее принимать участие в эксперименте.
  2. После того как первый рисунок будет готов , следует осторожно затронуть тему детских страхов и выяснить, чего малыш боится больше всего. Именно этих «монстров» ему и предстоит нарисовать следующими. Только имейте в виду, что тему смерти лучше исключить из общего списка, она слишком сложна, как для понимания, так и для изображения.
  3. Если ребенок проявил смелость и в альбоме появились первые рисунки его фобий, значит, пришло время для рассматривания и обсуждения пугающих картинок. Как правило, увидев своих «монстров» на бумаге, дети понимают, что «не так черт страшен, как его малюют».
  4. Приступая к программе устранения фобий , следует помнить, что многим детям не удается победить свои страхи с первого раза. Поэтому следующий рисунок должен содержать изображение вашего сына или дочки ничего и никого не боящимися.
  5. В качестве завершающего штриха нужно предложить ребенку нарисовать еще одну картинку на тему «Кем я буду, когда вырасту». Это простое действие позволит ему увидеть себя таким, каким он хочет быть — сильным, уверенным и очень храбрым.

Важно : дети всегда придают огромное значение тому, что делают и как ведут себя их родители. Чтобы ребенок действительно научился справляться со своими страхами, необходимо оказывать ему реальную помощь и поддержку. Отнеситесь к заданию серьезно, не забывайте хвалить малыша и ободрять его, даже если на самом деле считаете, что все эти фобии – сущий пустяк.


Метод № 2. Сказки нужны не только для забавы

Сделать первый шаг и нарисовать страхи – еще не значит вылечить боящееся чадо. Желая закрепить успех необходимо предложить ему увлекательную игру, носящую название «Кто лучше всех придумает историю».

В сочиненном творении должен присутствовать отважный воин (гордый принц, неунывающий Робокоп) смело шагнувший навстречу всему, чего боялся и вышедший победителем из этой битвы.

Если малыш еще слишком мал, чтобы самостоятельно придумать полноценную историю, родители должны помочь ему, не забывая использовать в качестве основы любой из реальных страхов ребенка.

В большинстве случаев, узнав, что любимые герои сумели побороть свою боязнь, дети изо всех сил стараются следовать их примеру.

Метод № 3. Родители = режиссеры

Еще один важный момент в программе устранения фобий – мини-спектакль, сюжет которого будет также повествовать о страхах и методах их преодоления.

Для того чтобы воплотить в жизнь это задание, родителям могут понадобиться различные игрушки, маски, костюмы, озорные куплеты, немного фантазии и актерского мастерства.

Будет просто отлично, если в основу спектакля ляжет придуманная ранее история, также можно попробовать инсценировку не выдуманных событий, когда-либо случавшихся с ребенком или его близкими.

Что касается распределения ролей, ведущим актером лучше всего назначить «виновника торжества», для которого импровизированное действо станет отличной возможностью наглядно увидеть, как можно и нужно справляться со своими страхами.

Вполне возможно, что после участия в спектакле ночные приступы панического ужаса у ребенка прекратятся и вам больше не придется бороться с их последствиями.

  • не бросайте ребенка «тонуть» в различных фобиях , иначе рискуете навсегда лишиться его доверия (не стоит насильно подводить малыша к собаке, которую он боится или настойчиво совать в маленькую ладонь «безобидных» насекомых);
  • имейте в виду , что оставляя ребенка наедине со страхами можно превратить его в заику или неврастеника;
  • помните , что убрать из детской памяти страшные воспоминания можно только демонстрируя отпрыску свою искреннюю любовь и заботу;
  • не конфликтуйте при ребенке с мужем, ведь доброжелательные внутрисемейные отношения – залог его психического здоровья;
  • подумайте о том, что обманывать некрасиво , прежде чем сказать испуганному малышу, будто у вас и у папы совсем нет чувства страха;
  • умейте вовремя признавать свое поражение , если проходит время, а никакие домашние методы не помогают и страхи только усиливаются – значит, пришла пора обратиться за помощью к опытному специалисту.

Резюмируя вышеизложенное можно сказать, что неконтролируемые детские страхи в отдельных случаях действительно представляют собой серьезный повод для беспокойства.

Однако чаще всего родителям достаточно всего лишь снять с лица строгую маску, уделить своему ребенку чуть больше времени, и проблема будет решена.

Играйте с малышом, гуляйте с ним, занимайтесь совместным творчеством и, чувствуя вашу поддержку, он без труда сможет справиться и с Бармалеем, и с темнотой, и с прочими детскими бедами!

Видео: Говорит специалист

Детские страхи относятся к специфическим расстройствам. В зависимости от возраста, они проявляются переживанием, беспокойством, тревогой. Так организм реагирует на мнимую либо реальную угрозу. Боязни сопровождаются эмоциональной трансформацией, ускорением ритмов сердца, сбоем в работе дыхательной и мышечной систем. Поведенческая особенность проявляется уходом от потенциально опасных источников (ситуаций), повышенной привязанностью к родителям, синдромом страха одиночества. Диагностируется и лечится недуг психологом или гипнологом. Для этой цели применяют специальное тестирование, опросники, индивидуальные беседы.

Возникновение детских страхов

Любые боязни подразделяются на страх, фобию, беспокойство. Некоторые быстро возникают и пропадают, другие остаются в памяти надолго. При этом критическая ситуация не повторяется, а детские страхи остаются.

Младенец не в состоянии понять логически причинно-следственную связь испуга. Восприятие мира у него полностью солидарно с родителями. Следовательно, взрослые иногда переносят собственные боязни на малышей. Восприятие детских страхов базируется на тревожной интонации либо взгляде. По виду мамы или папы ребенок решает, плакать ему или нет.

Причины синдрома страхов у детей

Испуг - это основная причина боязни. Предпосылок для этого существует много:

  • внезапный крик;
  • паника родителей;
  • укус животного или насекомого;
  • травма;
  • похороны родственников и тому подобное.

Ребенок, воспитываемый в положительной, спокойной и уверенной обстановке, часто переживает ситуацию кратковременно. Если при малыше имели место ссоры и прочие травмирующие обстоятельства, проявление детских страхов может зафиксироваться надолго в памяти, что обуславливает реакцию на критичную ситуацию в виде плача.

Другие причины:

  1. Чрезмерно развитая фантазия. Ребенок может ночью принимать тени за чудищ или приведения. Просмотр мультипликационных фильмов рисует в сознании образы негативных героев, типа инопланетян, монстров и злодеев. Важно следить за реакцией сына или дочери, отфильтровывая просматриваемые фильмы.
  2. Семейные дрязги. В редкой семье исключены ссоры между взрослыми. Скандалы с использованием громких и нецензурных выражений, битье тарелок, приводят к тому, что малыш растет пугливым, капризным.
  3. Социальные разлады. Проблемы в отношения со сверстниками, педагогами и окружающими - одна из причин детских страхов. Девочка или мальчик , ведут себя скованно. Вовремя замеченная боязнь указанного характера быстро устраняется.
  4. Неврозы. Психологическое отклонение, развивающееся постепенно, если боязнь усиливается и не прорабатывается.

Чего боятся дети?

Детские страхи по ряду факторов могут усугубляться:

  1. Родные ребенка испытывают постоянную тревожность перед чем-либо. Необходимо поработать над собой, открыть малышу мир с положительной стороны.
  2. Родители напоминают отпрыску о его боязни с насмешкой. Выход - принять страхи у детей, как свои, найти специалиста.
  3. Частое присутствие источника боязни. Нужно выяснить первопричину испуга и устранить ее.
  4. Властное отношение родителей к детям. Стараются психологически стать на уровень ребенка, вызывая не боязнь, а уважение и дружбу.
  5. За бурное проявление эмоций следует наказание. Это только усиливает проявление детских страхов. Пусть самовыражение будет активным, после того как ребенок успокоится, объясните ему причину.
  6. Недостаток родительского внимания. Необходимо выделять хотя бы час времени на беседу «по душам».
  7. Отсутствие друзей. Попробуйте стать для сына или дочери товарищем, поймите причину его замкнутости.
  8. Чрезмерная опека. Излишек внимания, как и его недостаток, вызывает развитие определенных детских страхов.
  9. Неполноценная семья. Если отпрыск воспитывается только мамой, она должна позитивно настроиться, стать не просто другом, но и защитником ребенка.

Большинство страхов у детей возникает вследствие неправильного отношения и поведения родителей. В любом случае каждый член семьи должен стоять друг за друга «стеной», коллективно обсуждая и решая проблемы.

Виды синдрома детских патологических страхов

Специалисты разделяют фобии на несколько видов:

  1. В эту группу входят кошмары. Процесс сна ребенка сопровождается непроизвольными действиями (разговором, лунатизмом, судорогами, мочеиспусканием). После пробуждения малыш сразу ищет родителей либо крепко засыпает, утром ничего не помнит.
  2. Необоснованные переживания. Это самый распространенный вид детских страхов. Человек пугается темноты, одиночества, сказочных и мультипликационных героев, часто додумывая несуществующие моменты. Убеждать ребенка, что боязнь безосновательна не имеет смысла, он будет настаивать на своем.
  3. Страхи навязчивого характера. К этой категории относятся фобии открытого и замкнутого пространства, высоты, полетов на самолете и другие.
  4. Бредовые переживания. Здесь объектом страха выступают обычные вещи (игрушки, элементы одежды, телефон). Справиться с такой боязнью несложно, если понять ее причину.

Как проявляются детские страхи?

Психология дает понять, что новорожденный младенец проявляет боязнь одним способом - заходится в истеричном плаче. У детей постарше диапазон признаков несколько шире:

  • ходят за мамой или папой везде;
  • в кроватке прячутся, накрываясь одеялом;
  • проявляют агрессивность либо часто плачут без видимой причины;
  • капризничают;
  • рисуют картинки в черных тонах, изображая различных чудовищ;
  • боятся изображение объекта страха;
  • проявляют нестандартное поведения (грызут ногти, тянут в рот пальцы, перебирают элементы одежды).

При наличии указанных признаков лучше обратиться к специалисту, например, психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.

Как выявить причину детских страхов?

Необходимо поговорить с ребенком на тему его боязней. Например, сочинить сказку либо придумать нарисованную историю, в которой главным героем выступает он. В месте, где сюжет начинает трансформироваться в негативном направлении, следует попросить малыша переиначить смысл таким образом, чтобы ребенок в конце стал позитивным победителем.

Психология детских страхов по возрастам

В зависимости от возраста человека, детские страхи имеют свои особенности. До трех лет малыши познают основные навыки жизни, приходит осознание половых различий, деление людей на своих и чужих. В этот отрезок времени семья является для маленького гражданина надежным убежищем, при условии отсутствия конфликтов. В психологически здоровой «ячейке общества» малыш быстро забывает боязнь рождения.

Детские страхи в этом возрасте аналогичны маминым стрессам. В 2–3 года ребенок иногда испытывает испуг или ревность при рождении братика либо сестрички. Дите боится ухода родителей, самостоятельного отхода ко сну, резких звуков, незнакомых людей, падения при первых шагах. Некоторые страхи являются прямой проекцией боязней взрослых.

Как оградить от детских страхов? Не стоит выяснять с супругом отношения в присутствии малыша, считая, что он ничего не понимает. Ребенок моментально считывает напряжение в обстановке, реагируя плачем на поведенческое изменение родителей. При грудном вскармливании следует свести к минимуму возможные ссоры с членами семьи, поскольку переживания передаются с молоком матери. Здоровая атмосфера дает возможность крохе обрести уверенность и найти свою личностную позицию.

При рождении второго ребенка тревожность можно преодолеть, переключив внимание на заботу о младшем. Чем дольше мама с малышом в контакте на этом этапе, тем лучше. Полезным станет приучение чада к самостоятельности. Сказки на ночь следует подбирать аккуратно, избегая «страшилок» и печальных историй.

От 3-х до 5-ти лет

Маленький человек в этом возрасте максимально чувствителен и эмоционален. Сфера познания намного расширяется, что служит плодородной почвой для появления детских страхов. Происходит процесс сближения с родителями и другими детьми. Дружба с новыми товарищами может продлиться всего пару дней, приходит осознание социума, того, что есть не только «Я», но и «Мы». Активно развивается воображение, малыш пытается подражать персонажам любимых сказочных героев.Часто наблюдается раздражительность, перепады настроения, обидчивость. Иногда родителям предъявляются требования постоянного нахождения рядом.

Одним из характерных детских страхов 3–5-летнего возраста считается боязнь того, что его разлюбят. Заметно проявляется испуг одиночества, ребенку надо уделять больше времени. Нередко возникают фобии закрытого пространства, наказания.

Лучшей защитой от страха станет достойный пример, открытое проявление любви как к ребенку, так и к супругу (ге). Поцелуи, обнимание, поглаживание - максимально важно. Не стоит говорить фраз о том, что вы сейчас не любите свое чадо, так как оно себя плохо вело. Это может отложиться в памяти на долгое время.

5–7 лет

Дети определяют в окружающих хороших и плохих людей. К первой категории они относят тех, кто проявляет доброту, улыбается. Плохими считают тех, кто злится, приносит неприятные ощущения (например, врачи). В этом возрасте нередко проявляется мнительность и тревожность.

Детские страхи в 5–7 лет:

  • боязнь своей или родительской смерти;
  • кошмарные сны (ночные истерики);
  • страх перед уколами, укусами, высотой, ;
  • тревожность по отношению к потустороннему, наказанию от родителей;
  • испуг перед будущим.

Уберечь от детских страхов можно при помощи убеждения ребенка в безопасности, с приведением доказательств, что окружающий мир нестрашен. Главное, не травмировать психику угрозами и криком, разговаривать ровно, спокойно, объяснять, что плохие слова, проскакивающие в его речи, неприемлемы. Гиперчувствительным детям необходимо читать добрые сказки, оберегать от стрессов.

От 7-ми до 11-ти лет

Школьники уже не ведут себя эгоистично, начинают осознавать, что социум требует обоюдного контакта между сверстниками, учителями. Развивается дисциплинированность и чувство долга.

К детским страхам этого возраста по-прежнему относится боязнь смерти, переживание за родителей. Проявляется испуг перед нападением чужих людей, плохими отметками, пожарами, ограблениями. Фобии становятся конкретными, но не такими сильными, поскольку школа забирает большую часть внимания. Не исключено развитие чувства вины, особенно, если ребенок отличается от других.

Предостерегают страхи при помощи воспитания в сыне или дочери уверенности. Прислушивайтесь к отпрыску, не настаивайте на дружбе с теми, кто ему неинтересен. Он должен четко понимать, что его ждут дома, вне зависимости от того, всегда ли все получается так, как надо. Хвалите за ответственность и помощь, пусть даже она незначительна.

Возраст 11–16 лет

Это сам нелегкий период взросления. У подростков меняется мировоззрение, появляются собственные принципы. Иногда трансформация наступает так резко, что родители чувствуют потерю контроля над ситуацией. Человек начинает настраивать межличностное общение, приоритетом становится самооценка.

К страхам у детей этого возраста относится непонимание, они ощущают себя двойственно. Подростку хочется слиться с общим коллективом, при этом не распылить индивидуальность. Еще одна распространенная боязнь изменения внешности. Девочки эмоциональнее мальчиков, наступает в 15 лет. Оно сопровождается испугом перед порицанием и позором, может трансформироваться в фобии.

Для предотвращения расстройств необходимо повышать самооценку ребенка, оценивать его достойные поступки. Девочек нужно убеждать в их привлекательности, парней - в своем доверии. Важно найти оптимальную грань между возбудимостью и агрессией подростка, понимая, что он является отображением родителей.

Синдром страха школьников

Этот вид боязни выделяют в отдельную категорию. Она может появиться с началом школьной жизни, если ребенку сложно пережить разлуку с родителями. Это бывает связано с тем, что взрослый сам не в восторге был от школы, негативно о ней отзывался. Решение учебных задач вместо школьника приводит к потере ответственности за собственные поступки.

Проще справиться со страхом детей, которым с детства прививали некую самостоятельность. Проблемы одиночества проще переживаются в школе теми учениками, которые воспитывались в детском саду. Постепенно ребенок пытается подстроиться под окружающих.

Диагностика страхов у детей

Боязни в детском возрасте становятся основной причиной обращения к психологам и психотерапевтам. При диагностике детских страхов проводят клиническое собеседование. После налаживания контактов со специалистом, ребята не скрывают своих тревог. Для фиксации степени интенсивности расстройства применяют техники психодиагностики:

  1. Опросники, специально созданные для исследования детских фобий. Школьникам начальных классов вопросы задают с глазу на глаз. Подростки самостоятельно заполняют бланки тестов. Литературу подбирают с учетом возраста клиента.
  2. Проективные способы. Сюда входят рисованные тесты, сказки, методики своеобразного представления ситуаций, позволяя подобрать механизмы взаимодействия между ребенком и специалистом.

Лечение детских страхов

Оказание помощи страдающим от детских боязней основано на воссоздании уютной домашней атмосферы. Также применяются психотерапевтические техники. Они дают возможность проработать и осознать эмоциональный негатив.

Консультации семейного типа ориентированы на выявление причин детских страхов, выяснения особенностей отношений внутри семьи. Затем даются рекомендации по проведению дальнейшего лечения.

Психотерапевтические занятия проводятся персонально. Сначала обсуждаются боязни, затем они прорабатываются. Одним из популярных способов является сказкотерапия или техника с применением творческих возможностей ребенка.

Медикаментозное лечение фобий у детей включает в себя прием препаратов седативного и анксиолитинового плана. Терапия рекомендована при обострениях, методика лечения корректируется индивидуально.

Гипнотерапия - один из самых эффективных методов избавления от страхов детства. Подробнее о применяемых техниках узнайте на этом канале.

Как бороться с детскими страхами? Прежде всего, необходимо понимать, что требовать от специалиста вылечить ребенка, не означает отсутствие работы над собой. В первую очередь родители должны переосмыслить свое поведение, понять ребенка и сделать соответствующие выводы.

С целью донесения полезных сведений психотерапевты создают специализированные уголки, в том числе в садах и школах. Там представлена информация, позволяющая ориентироваться в современном подходе к воспитанию подрастающего поколения, а также рекомендации, как бороться с детским страхом. Чем раньше начать лечение, тем быстрее ребенок станет полноценным членом общества, избавившись от навязчивых мыслей и идей. Запущенные случаи требуют персонального подхода, иначе могут проявляться во взрослой жизни.

В раннем возрасте ребенок с помощью органов чувств активно познает окружающий мир. Но со временем его сознание развивается, и малыш начинает анализировать полученную информацию. Так он приходит к важному открытию - у всего есть конец. У ребенка возникает страх смерти. При этом он не только боится умереть сам, но и панически боится потерять близких людей. Боязнь смерти может проявляться как в открытом виде, так и лежать в основе других страхов (боязнь болезни, нападения, войны, темноты и пр.).

Почему и в каком возрасте дети начинают бояться смерти

В первые годы жизни такое понятие, как «смерть» не вызывает интереса ребенка. Все окружающие объекты он воспринимает постоянными. Но со временем малыш получает представления о времени, пространстве и приходит к осознанию того, что любая жизнь имеет начало и конец. Это открытие ошеломляет формирующееся сознание, и ребенок начинает очень переживать за себя и своих родных, появляется устойчивая боязнь.

У каждого малыша этот страх выражен в большей или меньшей степени. Причиной сильной боязни смерти зачастую является потеря одного из родителей или другого очень близкого человека. Кроме того, такой фобии нередко подвержены часто болеющие, излишне эмоциональные и впечатлительные малыши, а также ребята, которые воспитываются в неполной семье. Что касается половых различий, то девочки испытывают боязнь чаще, чем мальчики.

Конечно, есть дети, которые вообще не страшатся смерти. Часто причиной тому является то, что родители создают вокруг малыша искусственный мирок, оберегая его от малейших потрясений. Однако из таких ребят зачастую вырастают равнодушные эгоисты, которые не тревожатся ни за кого. Отсутствие переживаний по поводу смерти в то же время отмечается у детей хронических алкоголиков и обусловлено их низкой эмоциональной чувствительностью, неустойчивостью интересов и чувств.

Боязнь смерти не является отклонением, а, напротив, свидетельствует о нормальном развитии психики ребенка. Этот страх малышу предстоит осознать и пережить. Если же он не перерабатывается, а загоняется внутрь сознания, то мучает ребенка долгие годы, соединяясь с другими фобиями и мешая полноценному общению.

В пятилетнем возрасте для крохи становится потребностью ощущать себя. Боязнь утратить это состояние трансформируется в страх смерти. Именно поэтому многие дети боятся засыпать, а также видеть страшные сны. Во сне утрачивается самоощущение, что чем-то напоминает смерть. Завтрашний день для ребенка оказывается за горизонтом реальности.

Чуть позже (лет в шесть) мальчикам и девочкам иногда снится собственная смерть - во сне их съедает лев или крокодил, пресловутая Баба Яга хочет схватить и поджарить в своей печке.

Детская психика продолжает развиваться, и танатофобия (именно так в психологии называется страх смерти) становится более обобщенной: ребенок боится оказать в замкнутом пространстве, быть погребенным заживо, заболеть смертельной болезнью.

Часто страх смерти влечет за собой боязнь засыпать

Если одни ребята боятся умереть сами, стать «ничем», не понимают, зачем они родились на свет, если все равно придется умереть, то другие, наоборот, страшатся смерти своих близких, самих себя считая при этом неуязвимыми. Такие дети могут демонстративно заявлять, что никогда не умрут. Подобный максимализм может проявляться до подросткового возраста.

Вообще, что касается подростков, то многие из них склонны к магическому воображению. Сами себе они выдумывают символы смерти, таинственные знаки, роковые совпадения, рассказывают друг другу страшные истории про вампиров, призраков, Пиковую Даму, Черную руку и пр. Тревоги на тему смерти, как правило, проявляются у излишне впечатлительных и эмоциональных девочек и мальчиков.

Магическая тематика привлекает излишне впечатлительных школьников

Однако при патологической природе такого страха он может негативно сказываться на развитии личности, подрывать уверенность в себе, и тут уже не обойтись без вмешательства специалиста.

Отметим также, что страх смерти в детском возрасте может быть открытым (ребенок боится непосредственно смерти) либо скрытым (малыш опасается острых предметов, огня, высоты, подавиться едой и пр., что опять-таки может привести человека к смерти).

Как помочь ребенку справиться со страхом смерти

Страх смерти, как и любая детская фобия, со временем проходит либо притупляется. Конечно же, это происходит в том случае, если близкие люди чутко относятся к ребенку, интересуются его внутренним миром. Родителям следует ограждать излишне впечатлительного малыша от посещения похорон, однако при этом нужно периодически вспоминать умерших родственников, чтобы малыш понимал, что после смерти человек живет в памяти и в сердцах близких.

Недопустимо употребление фраз вроде «Не будешь слушаться, мама заболеет и умрет!». Таким образом, родители сами провоцируют у ребенка страх смерти одновременно с чувством вины.

К малышу, который переживает любой страх, нужно проявлять повышенную ласку, заботу и теплоту, потому что таким способом его нервная система подает сигнал о помощи. К детской фобии следует отнестись предельно спокойно, чтобы не усилить переживания ребенка. Родитель должен сделать вид, что нисколько не удивляется опасениям малыша.

Чтобы отвлечь ребенка от излишних переживаний, необходимо разнообразить его жизнь, наполнив ее новыми яркими красками: лишний раз посетить цирк или театр, парк аттракционов и пр., расширить круг знакомств малыша.

Многие родители имеют свои мелкие страхи (боязнь самолетов, пауков, собакгрозы и пр.): для блага ребенка нужно постараться преодолеть их. В то же время является серьезной ошибкой со стороны родителей стремление излишне опекать кроху, изолировать его от волнений окружающего мира.

Беседы с ребенком

Беседуя с сыном или дочерью на тему смерти, прежде всего, не нужно лукавить и уклоняться от четких ответов. При этом взрослые должны очень осторожно подбирать слова. Следует честно сказать малышу, что все люди без исключения когда-нибудь умрут, но произойдет это только в старости, смерти предшествует долгая счастливая жизнь.

Разговоры о смерти призваны не только объяснить ребенку ее естественную природу, но и научить его ценить жизнь. Малыш должен уяснить, что необходимое условие долгой и счастливой жизни - заботливое отношение к себе и бликим людям.

Если скончался кто-то из родных и знакомых ребенка, то следует сообщить ему об этом в предельно осторожной форме. Лучшим оправданием смерти в данном случае будет старость либо редкая болезнь (чтобы малыш не думал, что это может в любой момент случиться с ним или родителями). Не нужно говорить крохе, что человек уснул и не проснулся: это только повлечет за собой дополнительные страхи. Еще одна ошибка - объяснять, что человек уехал очень надолго и неизвестно, когда вернется. Ведь, в этом случае ребенок будет ждать, а потом обвинять тех, кто ему соврал.

Недопустимо со стороны родителей подшучивать над детским страхом, тем более нельзя обвинять ребенка в боязни. Малыш может замкнуться в себе и в будущем вообще ничего не расскажет взрослым.

Фразы вроде «Раз мы с папой не боимся смерти, то ты тоже должен быть смелым» для крохи ничего не значат. Не нужно подробно обсуждать с ребенком или в его присутствии чью-либо смерть или болезнь.

Презентация книги для детей шведской писательницы П. Стальфельт «Книга о смерти»

Отметим, что в верующих семьях дети реже испытывают страх смерти. Ведь, они верят, что по завершению земной жизни бессмертная душа попадает в рай (конечно же, если человек достойно прожил эту жизнь и не совершал плохих поступков). При этом родителям ни в коем случае не следует пугать сына или дочь адом, предупреждая, что он может попасть туда за непослушание и плохое поведение.

Метод сказкотерапии

Эффективным методом для преодоления разного рода страхов является сказкотерапия. Именно при помощи такой ненавязчивой формы дети побеждают свои проблемы, сомнения, становятся более самостоятельными и уверенными в себе.

Так, например, во многих сказках Г.-Х. Андерсена затрагивается тема смерти, и это явление объясняется на доступном детскому пониманию уровне. Родители должны обязательно читать такие произведения своему ребенку.

В конце знаменитой сказки «Русалочка» главная героиня умирает - но не исчезает бесследно, а превращается в морскую пену, то есть продолжает существовать, но уже в совершенно другом, обновленном виде.

Над морем поднялось солнце; лучи его любовно согревали мертвенно-холодную морскую пену, и русалочка не чувствовала смерти; она видела ясное солнышко и каких-то прозрачных, чудных созданий, сотнями реявших над ней. Она могла видеть сквозь них белые паруса корабля и красные облака на небе; голос их звучал как музыка, но такая воздушная, что ничье человеческое ухо не могло расслышать ее, так же, как ничей человеческий глаз не мог видеть их самих. У них не было крыльев, и они носились по воздуху благодаря своей собственной легкости и воздушности. Русалочка увидала, что и у нее такое же тело, как у них, и что она все больше и больше отделяется от морской пены.

К кому я иду? - спросила она, поднимаясь на воздух, и ее голос звучал такою же дивною воздушною музыкой, какой не в силах передать никакие земные звуки.

К дочерям воздуха! - ответили ей воздушные создания. - У русалки нет бессмертной души, и она не может приобрести ее иначе как благодаря любви к ней человека. Ее вечное существование зависит от чужой воли. У дочерей воздуха тоже нет бессмертной души, но они сами могут приобрести ее себе добрыми делами. Мы прилетаем в жаркие страны, где люди гибнут от знойного, зачумленного воздуха, и навеваем прохладу. Мы распространяем в воздухе благоухание цветов и приносим с собой людям исцеление и отраду. По прошествии же трехсот лет, во время которых мы творим посильное добро, мы получаем в награду бессмертную душу и можем принять участие в вечном блаженстве человека. Ты, бедная русалочка, всем сердцем стремилась к тому же, что и мы, ты любила и страдала, подымись же вместе с нами в заоблачный мир; теперь ты сама можешь обрести бессмертную душу!

Г.-Х. Андерсен

Иллюстрация к концовке сказки Андерсена, где объясняется, что смерть это не конец существования

Тема смерти, бессмертной души человека затронута еще в одной сказке Андерсена – «Ангел». Там рассказывается, что когда умирает ребенок, то божий ангел спускается с неба, берет его на руки. Вместе они облетают все любимые места малыша, а по пути собирают цветы. На небе они расцветают, а Бог выбирает самый красивый цветочек, и дарит ему голос, чтобы тот смог присоединиться к блаженному хору. А умершему ребенку Господь дает крылья, и он становится еще одним ангелом.

В ту же самую минуту они очутились на небе у бога, где царят вечные радость и блаженство. Бог прижал к своему сердцу умершее дитя - и у него выросли крылья, как у других ангелов, и он полетел рука об руку с ними. Бог прижал к сердцу и все цветы, поцеловал же только бедный, увядший полевой цветок, и тот присоединил свой голос к хору ангелов, которые окружали бога; одни летали возле него, другие подальше, третьи еще дальше, и так до бесконечности, но все были равно блаженны. Все они пели - и малые, и большие, и доброе, только что умершее дитя, и бедный полевой цветочек, выброшенный на мостовую вместе с сором и хламом.

Г.-Х. Андерсен

В сказке «Девочка со спичками» в предновогодний вечер бедная малышка бредет по холодной темной улице. Босая, голодная и замерзшая, девочка боится вернуться домой - ведь, отец убьет ее за то, что она не продала сегодня ни одной спички. Она садится возле богатого дома и зажигает спички, чтобы согреться. Малышка видит на небе звездочки, одна из них вдруг начинает катиться по небу. Девочка вспоминает слова своей покойной бабушки о том, что падающая звезда означает, что чья-то душа идет к Богу. Перед замерзшим ребенком появляется ее любимая бабушка, и девочка просит, чтобы она забрала ее с собой.

И она поспешно чиркнула всем остатком спичек, которые были у нее в руках, - так ей хотелось удержать бабушку. И спички вспыхнули таким ярким пламенем, что стало светлее, чем днем. Никогда еще бабушка не была такою красивою, такою величественною! Она взяла девочку на руки, и они полетели вместе в сиянии и в блеске высоко-высоко, туда, где нет ни холода, ни голода, ни страха: к Богу!

Г.-Х. Андерсен

«Девочка со спичками» - короткий святочный рассказ Г.-Х. Андерсена

Помочь ребенку справиться с боязнью смерти помогут и современные терапевтические сказки, придуманные опытными психологами. Например, произведение Ирины Гавриловой «Капелька» объяснит малышу, что такое движение жизни в природе (переход из одного состояние в другое). По сюжету сказки однажды летним утром на одном цветочке появилась капелька росы. Она красиво переливалась, смеялась и звенела. Но солнце все сильнее согревало всех своими лучами, Капелька становилась меньше и, наконец, исчезла вовсе. Цветок очень расстроился: он подумал, что она умерла. Но на самом деле Капелька превратилась в пар (маленькое облачко) и поднялась на небо. Там было множество таких облачков, они тесно прижимались друг к другу, и в итоге появилась большая туча. Пошел дождь - облачка снова превратились в капельки. На земле капельки образовали ручеек, он долго бежал по земле, пока не влился в реку. Героиня чувствовала свою важность в общем деле, годилась собой. Затем солнце снова превратило ее в пар, и она с радостью повторила знакомый путь уже без всякого страха. Однажды Капелька неожиданно провалилась под землю. Там было много корней растений, один из них выпил ее, и героиня побежала по стеблю, превратившись в сок. Капелька гордилась тем, что она стала цветком. Когда настала осень, цветок завял, и капля воды снова вернулась в землю. Теперь она уже влилась в подземный ручеек, много путешествовала под землей. Через некоторое время героиня вновь очутилась на земле и превратилась в холодную снежинку. Снежинка стала частью сосульки. Весной Капелька растаяла и влилась в оттаявший ото льда ручеек, а затем в речку.

А капелька радостно кувыркалась в бурных весенних водах, умильно подставляя свои бока яркому весеннему солнышку и вспыхивая при этом искристым светом. “Надо же!” - удивлялась наша Капелька. - “Получается, что ничто не умирает! Все только изменяется и продолжает свое существование в новом виде! Это так здорово, и так интересно!”

… И каждое новое состояние замечательно по-своему, и каждое новое превращение чудесно необыкновенно!

И. Гаврилова

Иллюстрация к сказке И. Гавриловой

Эта замечательная познавательная сказка подводит ребенка к выводу, что не нужно бояться того, чего не знаешь. Другие капли, которые еще не успели поменять свое состояние, искренне считали, что героиня умерла, хотя их ждало то же самое превращение. Точно так же не нужно бояться смерти, рано или поздно это произойдет с каждым, просто кто-то умирает (переходит в другое состояние) раньше, а кто-то позже. После знакомства с историей Капельки к малышу должно прийти спокойствие и уверенность, что все, что происходит на свете, должно происходить, а смена состояний может приносить радость и удовлетворение.

Похожую сказку придумала психолог М. А. Антонова, только ее герой - уже солнечный луч. Ведь, солнце ежедневно отпускает на землю свои лучики, которые разбегаются по земле, а с наступлением темноты рассеиваются в воздухе. Один из них беспокоился по поводу того, что с ним станет. Он не понимал, как же он может исчезнуть без следа. Когда Луч попал на землю, то вначале он хотел сберечь себя, но затем заметил маленький нераскрывшийся цветочек. Он согрел его своим теплом, и цветок красиво расцвел. После этого Лучик увидел кошку и согрел ее после холодной ночи. Море же от солнечного света стало еще более ярким. Лучик понял, как многое он может сделать, его переполняло счастьем. И когда солнце уже заходило за горизонт, герой понял, то ему пора уходить. Но теперь он уже чувствовал только покой. Земля и ее жители наполнились его теплом, и Лучик не умер, а стал частью земли. А ночью, когда все уснуло, Лучик воспарил через облака и снова стал частью солнца.

Лучи, как и живые существа, рождаются с восходом солнца и умирают на закате

Эта сказка дает ребенку понять, как мудро устроена природа и все наше мироздание. Произведение учит малыша тому, что не только не нужно постоянно бояться смерти, но и следует жить, принося пользу другим.

Еще один вариант того, как можно объяснить ребенку понятие «смерть» представляет терапевтическая сказка «Волшебное предназначение Джина» (автор Гриза Т.А.). Действие происходит на далеком Востоке. В одном прекрасном городе в старинной лампе покоится волшебный Джин. Но раз в сто лет он просыпается и может исполнить три заветных желания человека. Никто из людей не знают, когда же пройдут эти сто лет, и потому периодически все подходят к лампе попытать чуда. И вот однажды повезло маленькому мальчику. Когда он потер лампу, из нее выплыло разноцветное облачко. Это был Джин, который исполнил три желания ребенка. После этого Джин стал менее ярким и выглядел уставшим. Он поблагодарил мальчика за то, что тот помнит о нем, сказал ему, что выполнил свое предназначение и должен отправиться на покой, чтобы через сто лет снова проснуться.

Таким образом, в данной волшебной истории понятие «смерть» ассоциируется с понятием «покой». Кроме того, поднимается тема памяти - Джин благодарен людям за то, что они не забывают его.

Художественная и игровая терапия

Родителей не должно пугать то, что тема смерти отражается в рисунках малыша. Это проявление нормальной работы психики, которая проигрывает ситуацию на бумаге, помогая тем самым преодолеть чувство внутренней тревоги.

Взрослым следует активно пользоваться методом арттерапии, чтобы выплеснуть страхи и напряжение сына или дочери. Ведь, большинство детей дошкольного и младшего школьного возраста любят рисовать. Суть метода заключается в том, что ребенку предлагается нарисовать свой страх смерти. Ребята в этом случае обычно изображают страшных монстров мрачных цветов с оружием, это также может быть, например, огонь. Малыш сам должен выбрать материалы для изображения: карандаши, краски, фломастеры. Хотя краски позволяют добиваться широких мазков. Кстати, здесь будут уместны и нетрадиционные методы рисования (например, кляксография). Когда рисунок будет готов, мама или папа расспрашивают ребенка о созданном образе, помогают ему наводящими вопросами. Причем, в данном случае лучше говорить следует как можно больше. После этого взрослый предлагает малышу самостоятельно расправиться с нарисованным страхом - порвать его в клочья, сжечь, закопать в землю либо запереть на замок в шкатулке. Подобную процедуру можно проводить многократно.

Еще одно направление подобных занятий - ребенку предлагается развеселить свой страх. Злобному непонятному существу можно пририсовать яркие бантики, воздушные шарики, цветочки. Темному пятну можно нарисовать улыбку, смешную рожицу, поставить его на роликовые коньки.

Дети всегда лучше воспринимают совет или убеждения, если оно облечено в игровую форму. Так, например, часто боязнь смерти трансформируется у детей в кошмарные сны. Если это случается часто, то можно вместе с ребенком смастерить ему зонтик Оле-Лукойе. Обычный старый зонтик украшается яркими аппликациями из цветной бумаги или ткани, талисманами. Перед сном мама раскрывает возле кроватки ребенка волшебный зонт и убеждает, что страхи не доберутся до него.

Видео: 5 способов побороть страх

Психологи считают страх смерти одной из ключевых детских фобий. Эта тема рано проникает в сознание ребенка, ведь он наблюдает смену дня и ночи, времен года, сталкивается в окружающей среде с мертвыми живыми существами. Этот вопрос тем более актуален, если малыш пережил собственный печальный опыт - потерю близкого человека.

По мнению психолога М.Г. Дятловой трудности в преодолении боязни смерти у ребенка состоит в том, что взрослые часто в глубине души испытывают те же самые переживания. Многих людей приводит в оцепенение сама мысль о том, что все в мире тленно, и когда маленький сын или дочь начинают задавать вопросы о смерти, взрослые пугаются и не могут дать адекватного ответа, который бы удовлетворил и успокоил малыша.

Психолог-консультант Анна Арутюнян, которая специализируется на отношениях родителей и детей, полагает, что все виды детских страхов в какой-то мере связаны со страхом небытия. Взрослым замалчивать эту тему не нужно, ведь она является неотъемлемой частью самой жизни, затрагивает содержание телевизионного контента. Поскольку больше всего страшит то, что непонятно, родителям нужно рассказать ребенку о том, что каждое живое существо проходит обязательный цикл рождения, развития и умирания. Что касается формулировки «смерть - это вечный сон», то ее следует избегать, чтобы не вызвать у малыша проблемы с засыпанием.

Многие дети очень боятся, что умрут и мама и папа. В этом случае нужно объяснить крохе, что это произойдет не скоро, что впереди еще его ждет множество радостных событий.

Е. Сорокина, педагог-психолог высшей категории, называет страх смерти здоровым этапом развития детской психики. Это так же естественно для малыша, как боязнь потеряться или заболеть. И говорить с ребенком на эту тему следует предельно честно.

Видео по теме

Психолог Виктория Маркелова размышляет об отношении детей к теме смерти

Страх смерти - совершенно нормальный этап развития детской личности. Малышу рано или поздно придется столкнуться с этим явлением. Задача же родителей - проявить всю свою мудрость и тактичность, чтобы успокоить ребенка и правильно объяснить ему, что такое смерть (естественный процесс, являющийся частью самой жизни). По мере взросления сына или дочери эту тему сменят другие интересы. Если же сознание малыша не в состоянии принять смерть, и боязнь превращается в навязчивую фобию, то, конечно же, не следует откладывать визит к психологу.