Проблемы воспитания в комедии Д. Фонвизина Недоросль. Тема воспитания и образования в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль Что высмеивает фонвизин в воспитании митрофанушки кратко

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии “Недоросль” – проблема воспитания передовых людей. Митрофан, будущий гражданин страны, который должен творить дела во благо Отечества, с рождения воспитывался в атмосфере безнравственности и самодовольства. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни.

У Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятни да жениться.
Учителя Митрофанушки – недоучившийся семинарист Кутейкин и отставной солдат Цыфиркин – знают немного,

Но свои обязанности пытаются выполнять честно и добросовестно. Однако главным воспитателем недоросля остается сама Простакова со своей “твердой логикой” и столь же твердой моралью: “Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка.

Не учись этой дурацкой науке”. Поэтому честным учителям Простакова решительно предпочитает бывшего кучера Вральмана за то, что “он дитя не неволит”.
В результате Митрофан оказывается не просто невеждой, само имя которого стало нарицательным, но и образом бессердечия. Пока мать – полная хозяйка в доме, он ей грубо льстит, выдумывает объяснение: “Так мне жаль стало… тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку”. Когда же за жесткость хозяйки по отношению к крепостным имение Простаковых берут в опеку и мать кидается к сыну как к последней опоре, он становится откровенным: “Да отвяжись, матушка, как навязалась…”.
Это, конечно, совсем не смешно, а страшно, и такое предательство – худшее наказание злому невежеству. “Вот злонравия достойные плоды!” – подводит итог Стародум.
Грубость лексики выдает в Митрофане жестокосердие и злую волю; непросвещенность души ведет к лени; грубость чувств низводится к чисто животным инстинктам. В сцене драки Скотинин называет Митрофана “чушкой проклятой”. Всем своим поведением и речами Митрофан оправдывает слова Стародума: “Невежда без души – зверь”.
Если не воспитать должным образом ребенка, не научить его правильным языком выражать разумные мысли, он навсегда останется “больным неисцельно”, невеждой и безнравственным существом.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Основной проблемой, поднимаемой Д. И. Фонвизиным в комедии “Недоросль”, является проблема воспитания молодых людей, будущих граждан Отечества, которые должны были стать передовыми представителями общества, и именно им отводилась роль двигать развитие страны вперед. Митрофан – персонаж произведения Фонвизина, который, по идее, должен стать именно таким гражданином, призванным творить добрые дела на благо Родины. Однако мы […]...
  2. Одним из самых интересных и сатирически освещенных действующих лиц комедии Фонвизина “Недоросль” является сын Простаковых – Митрофанушка. Именно в его честь названо произведение. Митрофанушка – избалованный недоросль, которому все дозволено. Его мать, жестокая и глупая женщина, не запрещала ему ничего. Митрофану уже исполнилось шестнадцать лет, однако матушка считала его ребенком и до двадцати шести лет […]...
  3. На уроке литературы мы познакомились с произведением Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль”. Автор комедии родился в 1745 году в Москве. Его начали учить грамоте с четырех лет, а потом он продолжил обучение в гимназии. Денис учился очень хорошо. В 1760 году бы привезен в Петербург, как один из лучших студентов, где встретился с Ломоносовым. Об этом […]...
  4. Вершиной творчества Фонвизина по праву считается комедия “Недоросль”. Недоросль – подросток, несовершеннолетний. Произведение было написано в 1781, а в 1782 впервые поставлено на большой сцене. Денис Иванович Фонвизин начал работать над комедией по приезде в Россию из Франции. В образе одного из главных героев произведения, Митрофана, автор хотел показать грубость, невежество и деградацию дворянства в […]...
  5. Комедия “Недоросль” безоговорочно считается вершиной творчества Д. И. Фонвизина. В основу произведения положена история из жизни недоросля – подростка, несовершеннолетнего. Комедия была написана автором в 1781 году, а в 1782 году зрители увидели ее с большой сцены. В образе Митрофана, одного из главных героев комедии, автор показал невежество, грубость и деградацию дворянского сословия в России. […]...
  6. Митрофанушка – грубый неуч. В образе этого персонажа автор ярко показал, какими могут быть последствия “дурного воспитания”. Нельзя сказать, что недоросль испорчен воспитанием, скорее, он стал таким из-за отсутствия этого самого воспитания, а также вследствие пагубного материнского примера. Вспомним, кто воспитывал Митрофана с ранних лет. Это была старая няня Еремеевна, получавшая за это пять рублей […]...
  7. Писателя и драматурга Д. И. Фонвизина, комедия “Бригадир” которого на сходила со сцены, сравнивали с Мольером. Поэтому пьеса “Недоросль”, поставленная на сцене Московского театра “Медокс” 14 мая 1783 года, имела также огромный успех. Одним из главных героев этой комедии стал Простаков Митрофан Терентьевич, сын Простаковых, попросту Митрофанушка. Как только произносится название комедии “Недоросль”, сразу же […]...
  8. Пьесу “Нелоросль” написал Денис Иванович Фонвизин. Одним из главных героев этой комедии является Митрофан Терентьевич, дворянский сын Простаковых. В образе Митрофанушки драматург показывал несчастные последствия дурного воспитания. Юноша очень ленив, любил лишь есть, бездельничать и гонять голубей, ведь цели в жизни у него не было. Митрофан не хотел учиться, а учитель были наняты только из-за […]...
  9. Недорослем в России 17 века назывался дворянин, который не достиг совершеннолетия и не поступил на государственную службу. Воспитанием Митрофана занималась мать из-за чего он взял в себя и ее черты характера став безнравственным и самодовольным. Таким образом мать воспитала сына таким какой она сама и является. Простакова рада, что сын-недоросль, ведь можно его еще понежить, […]...
  10. Еще дальше пошел Митрофан. Он льстит матери, понимая, что она настоящая хозяйка в доме. Поэтому жалеет ее, ведь она устала, колотя батюшку. Простакова же настолько слепо любит своего сына, что не видит, в кого он превращается. Она считает, что его счастье могут составить только богатство и праздность, поэтому и старается женить Митрофана на Софье, узнав, […]...
  11. Госпожа Простакова. Эта женщина очень властная, она глава семьи: “Поди же вытащи его, коли добром не дозовешься”. Она грубая и невоспитанная: “Выйди вон, скот. Так тебе жаль шестой, бестия?” Простакова жестока со своими поданными: “Так верь же и тому, что я холопам потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…” Также она глупа […]...
  12. Смысл названия комедии “Недоросль” рассматривается с двух сторон. В словаре можно найти два толкования слову “недоросль”. В первом варианте слово имеет значение: “молодой дворянин, еще не достигший 18 лет и не поступивший на государственную службу”. Во втором варианте – “недоучка, глуповатый юноша”. Следует отметить, что во времена Фонвизина бытовало только первое значение этого слова, второе […]...
  13. ЕСТЬ ЛИ СЕЙЧАС МИТРОФАНУШКИ? Ответ на вопрос, живы ли Митрофанушки в наше время, содержится уже в тексте комедии. Простакова и Вральман обсуждают проблему образования Митрофанушки. Заботливая мать очень беспокоится, что учение может повредить здоровью ее ненаглядного сыночка. Ответная реплика Вральмана одновременно комична и трагична. Комизм основан на том, что учитель сравнивает голову с желудком: ежели […]...
  14. Митрофан Простаков – один из главных героев комедии Фонвизина “Недоросль”. Это избалованный, невоспитанный и необразованный молодой дворянин, который относился ко всем очень неуважительно. Он всегда был окружен заботой матери, которая и избаловала его. Митрофанушка перенял у своих близких самые плохие черты характера: лень, грубость в общении со всеми людьми, жадность, корыстолюбие. В конце этого произведения […]...
  15. Ответ на вопрос, живы ли Митрофанушки в наше время, содержится уже в тексте комедии. Простакова и Вральман обсуждают проблему образования Митрофанушки. Заботливая мать очень беспокоится, что учение может повредить здоровью ее ненаглядного сыночка. Ответная реплика Вральмана одновременно комична и трагична. Комизм основан на том, что учитель сравнивает голову с желудком: ежели вчера Митрофанушка переел и […]...
  16. Свою комедию “Недоросль” Д. И. Фонвизин написал на исходе XVIII века. Несмотря на то, что уже прошло несколько столетий с тех пор, многие проблемы, поднятые в произведении, актуальны и по сей день, а ее образы живы. Среди главных проблем, которые освещены в пьесе, стало раздумье автора о наследии, которое Простаковы и Скотинины готовят России. Ранее […]...
  17. Комедия Д. И. Фонвизина была написана в 18 веке, в то время когда в государстве и в жизни людей было очень много несправедливости и лжи. Первая и основная проблема в комедии это – плохое, неправильное воспитание. Обратим внимание на название: “Недоросль”. Не зря в современном русском языке слово недоросль означает недоучка. В самой комедии мать […]...
  18. В комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” госпожа Простакова является воплощением жестокости, двуличия и поразительной недальновидности. Она заботится о своем сыне, Митрофанушке, стараясь во всем ему угодить, сделать именно так, как хочет он, не заботясь о последствиях своего излишнего опекунства. Но ни о ком, кроме сына, она не заботится. Ей плевать на прислугу и даже на […]...
  19. Рассуждая об образах комедии “Недоросль” Д. И. Фонвизина, хочется вспомнить слова известного немецкого писателя и мыслителя И. Гете, который сравнивал поведение с зеркалом, в котором виден лик каждого. Я. Коменский, размышляя о проблеме воспитания, отмечал, что нет ничего более трудного, чем перевоспитать дурно воспитанного человека. Эти слова как нельзя более точно характеризуют образ героини комедии […]...
  20. Фонвизин совершил настоящий переворот в развитии комедийного языка. Специфика образа формирует речь многих персонажей пьесы. Особенно выразительна в произведении речь главной героини Простаковой, ее брата Скотинина, няньки Еремеевны. Драматург не исправляет речь своих невежественных персонажей, он сохраняет все речевые и грамматические ошибки: “перво-ет”, “голоушка”, “робенка”, “котора” и др. Очень удачно в содержание пьесы вписываются пословицы […]...
  21. Во времена Фонвизина детей дворян уже с шести лет приписывали к какому-нибудь полку в качестве нижних чинов: капралов, сержантов и даже рядовых. К совершеннолетию юноши получали за выслугу офицерский чин и должны были “идти в службу”. Подростков, не достигших шестнадцати лет, называли “недорослями”, что означало: не дорос до ответственности, взрослой жизни. Семья будущего офицера была […]...
  22. Произведение “Недоросль” Д. И. Фонвизина является социально-политической комедией, потому что автор раскрыл проблемы крепостного права, идеала свободы человека. Главной темой стал произвол помещиков, бесправие крепостных. Автор показывает губительные последствия рабства, убеждает всех, что нужно с ними бороться. Прежде всего проявляется капризный характер дворян, грубость и гордость. В этом большое сходство имеется между двумя героями комедии […]...
  23. Свое бессмертное произведение – остросоциальную комедию “Недоросль” – Денис Иванович Фонвизин, известный русский драматург, окончил в 1781 году. В центр своего произведения он поставил проблему воспитания. В XVIII веке в России господствовала идея просвещенной монархии, которая проповедовала становление нового человека, передового и образованного. Второй проблемой произведения стала жестокость по отношению к крепостным крестьянам. Резкому осуждению […]...
  24. План 1. Примерка кафтана. 2. Софья получает письмо от Стародума. 3. Новая встреча Софьи с Милоном после разлуки. 4. Желание Простаковой женить Митрофана на Софье. Него­дование Скотинина. 5. Приезд Стародума к Простаковой. 6. Милон просит руки Софьи у Стародума. 7. Попытка похищения Софьи Простаковыми. 8. Опека над имением Простаковых. Краткое содержание Действующие лица: Простаков. Госпожа […]...
  25. Фонвизин, Недоросль. В чем вы видите конфликт комедии “Недо­росль”? Почему “Недоросль” называется комедией? Согласны ли вы с таким определением жанра пье­сы? Аргументируйте свое мнение. Несомненно, “Недоросль” – класси­цистическая комедия. В ней присутствует комедийная интрига, связанная с неудав­шимся сватовством Митрофана и Скоти­нина к Софье и провалившейся попыткой похищения ее. В пьесе много комедийных ситуаций, например сцены […]...
  26. Ярким примером классицизма, литературного направления XVIII века, является комедия “Недоросль”, написанная Дмитрием Ивановичем Фонвизиным. Одной из особенностей пьесы стали “говорящие” фамилии: Простакова, Скотинин, Стародум, Правдин. Имя еще одного героя – Митрофанушки – тоже является говорящим, его значение – “подобный своей матери”. В название пьесы автор выносит важный вопрос своего времени – об истинном и ложном […]...
  27. Денис Иванович Фонвизин – великий драматург, автор знаменитой комедии “Недоросль”, одного из самых значительных и важных литературных произведений XVIII века. В центре пьесы поднимается социально-политическая тема. Автор подчеркивает, что в поведении помещиков полностью отсутствует мера и здравый смысл, причем такое поведение поддерживается властями. Контрастно выглядит на этом фоне полнейшее бесправие крепостных. Об этом цинично заявляет […]...
  28. Имей сердце, имей душу, И будешь человек Во все времена. Д. И. Фонвизин “Недоросль” Самая актуальная тема в дворянских семьях XIX – тема образования и воспитания. Первым эту проблемы коснулся Фонвизин в своей комедии “Недоросль”. Автор описывает состояние русской помещичьей усадьбы. Мы узнаем госпожу Простакову, ее мужа и сына Митрофана. В этой семье “матриархат”. Простаковой, […]...
  29. Чтобы ответить на вопрос “Есть ли сейчас Мит­рофанушки?”, вспомним для начала, кто же скрывается под этим именем, а для этого обратим­ся к первоисточнику – гениальной комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”. “Недоросль” – не только лучшая комедия выдающегося драматурга, но и всей русской дра­матургии XVIII века в целом. Эта комедия и се­годня не потеряла своей актуальности: […]...
  30. Не утрачивает актуальности и сегодня проблема, связанная с воспитанием детей, выступающих в роли объектов наследия уготовленного стране. Данная проблема всегда была важна для общества. Членам семьи Простаковых не свойственны близкие отношения. Они совершенно чужие люди друг другу, не способные к созданию крепкой, любящей семьи. Госпожу Простакову природа наделила грубостью, властолюбием и лицемерным нравом. Будучи потомственной […]...
  31. ­Характеристика героя Вральман Вральман – один из персонажей комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”, гувернер Митрофана и самый высокооплачиваемый работник в доме Простаковых. Адама Адамыча Вральмана наняли как учителя французского языка и других наук. На самом деле, он бывший кучер Стародума, а никакой не учитель. По натуре он нехороший, хитрый и ленивый человек. Он только создает […]...
  32. Что является самым главным в воспитании нового поколения – вот проблема, над которой рассуждает Ю. М. Лотман. Автор с тревогой размышляет над тем, что взрослые недостаточно делают для того, чтобы подводить детей к самостоятельному сложному внутреннему поиску, а ищут более легкие способы путем разрешений и запретов. Это и приводит ” к духовной пассивности ребенка, к […]...
  33. Второй проблемой “Недоросля” является проблема воспитания. В просветительский XVIII век воспитание рассматривалось как важнейший фактор, который определял нравственный облик человека. Фонвизин осветил проблему воспитания с государственной точки зрения, поскольку видел в правильном воспитании единственный путь спасения от зла, грозящего обществу, коим становилась духовная деградация дворянства. На решении проблемы воспитания сосредоточена большая часть драматического действия комедии. […]...
  34. В комедии Фонвизина “Недоросль” очень хорошо показана тема крепостного права и его растлевающего влияния на помещиков и дворовых, поэтому образ хозяйки дома, помещицы Простаковой, и образы слуг играют главную роль в комедии. Так как госпожа Простакова считает себя полноправной хозяйкой в доме, она может поступать со своими слугами и подчиненными, как захочет. Няня Митрофанушки – […]...
  35. Митрофану 16 лет. Это – здоровый малый, ленивый, грубый избалованный матерью, которая потакает всем его дурным наклонностям. Он – достойный маменькин сынок. В грубости он ей не уступает; учитель его Цыфиркин говорит, что он “завсегда без дела лаяться изволит”. Со своей няней Ере-меевной, бесконечно ему преданной, он не только груб, но еще – бессердечен. Он […]...
  36. Смысл названия комедии “Недоросль” “Недоросль” – наиболее известное произведение Дениса Ивановича Фонвизина. Пьеса появилась в 18 веке и носила социально-общественный характер. Так как в ней большое значение придается любым именам и названиям, и автор выбирал их неслучайно, слово “недоросль” также имеет свой подтекст. При Петре I недорослями называли дворянских детей, не достигших совершеннолетия и не […]...
  37. ­Учителя Митрофана Проблема воспитания и образования всегда остро стояла в обществе 18-19 вв. Еще во времена правления Екатерины II этот вопрос был на пике актуальности. Комедию “Недоросль”, которая сегодня входит в обязательную программу чтения для школьников, Д. И. Фонвизин написал под влиянием сложившейся в социуме ситуации. Многие помещики не считали нужным нагружать своих детей излишними […]...
  38. Сразу хотелось бы отметить, что название этой комедии “Недоросль” – это никакое не оскорбление или прозвище. Просто так ранее называли любых Дворянинов, которые не достигли своего совершеннолетия. Начинается произведение с того эпизода, где госпожа Простакова обнаруживает что кафтан, который шил для ее сына недоросля портной Тришка, ему жмет. И она зовет портного, называя его вором. […]...
  39. Денис Иванович Фонвизин – известный русский сатирик. Он написал комедии “Бригадир” и “Недоросль”. Комедия “Недоросль” была написана в эпоху самодержавно-крепостнического строя. Фонвизин в ней обличает систему дворянского воспитания и образования. Он создает типичные образы помещиков-крепостников, самовлюбленных и невежественных. Писателя беспокоит будущее России. Комедия учит меня с уважением относиться к старшим, чтобы не походить на Митрофанушку, […]...
  40. Я думаю, что в пьесе Фонвизина затронута жизненоважная проблема дворян в Петровскую эпоху. Во время правления Петра1 усилился контроль за образованием. Петрй говорил о необходимости просвещения дворянства. Дворян надо было воспитывать, делать из них не бессердечных невежд, а опору государству. Петр1 проводил реформы связанные с образованием. Так же в своей комедии Дмитрий Иванович затрагивает проблему […]...

В произведении тема воспитания занимает центральное место и связана с основным конфликтом пьесы, который представляет собой противостояние между новыми идеями просвещения и устаревшими крепостническими устоями. Простакова и Скотинин являются непосредственными носителями последних, так как переняли их с воспитанием от своих родителей.

Жестокость по отношению к крепостным, жадность, чрезмерная ценность вещей и денег, отрицание учености, плохое отношение даже к родным – все это «впитывает» в себя и Митрофан, становясь «достойным» сыном своей матери.

Сочинение «Проблема воспитания в комедии Недоросль»

Вариант 1

Комедия “Недоросль” была написана Дмитрием Ивановичем Фонвизиным в 18 веке, когда главным литературным направлением являлся классицизм. Одна из особенностей произведения - “говорящие” фамилии, поэтому автор назвал главного героя Митрофаном, что означает “являющий свою мать”.

Вопрос о ложном и истинном воспитании заключен в названии. Не зря в современном русском языке слово недоросль означает недоучка. Ведь Митрофан ничему положительному не научился в свои шестнадцать лет, хотя мать нанимала ему учителей, но делала она это не из любви к грамоте, а только потому, что так повелел Петр 1. Простакова не скрывала этого “… ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!..”

Положительные умные герои, такие, как Правдин, Стародум, говорили: “… имей сердце, имей душу и будешь человеком во все времена…” Они презирают людей трусливых, несправедливых, бесчестных. Стародум считал, что не обязательно ребенку оставить много денег, главное воспитать в нем достоинство. “…Золотой болван - все болван…”

Характер человека формируется в семье, а каким человеком мог стать Митрофанушка? Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих. Не удивительно, ведь родители - всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих? Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этим сильно избаловала его:

- Поди ж дай позавтракать ребенку.

- Он уж и так пять булочек скушал.

- Так тебе жаль шестой, бестия?

Вот какое усердие! извольте смотреть.

“… Митрофанушка, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань…”

Влияние матери и крепостничества совратило Митрофана - он растет невеждой.

Учителя так же не могли дать достойного образования Митрофану, ведь они были такими же недоучками. Кутейкин и Цифиркин не перечили и не заставляли недоросля учиться, а ему и не интересен этот процесс. Если что-то не получалось, мальчик бросал дело и приступал к другому. Три года он уже учился, а нового ничего не узнал. “… Не хочу учиться, хочу жениться…”

Этим учителям госпожа Простакова предпочитает бывшего немецкого кучера Вральмана, который не утомляет ее сыночка, и если он устал, конечно, отпустит замаявшегося ребенка.

В итоге любимый сынок доводит мать до обморочного состояния своим равнодушием к ее чувствам, предательством.

“… Вот злонравия достойные плоды!” Эта реплика Стародума говорит о том, что подобное воспитание приводит к бессердечию, к непоправимому результату. В финале Митрофан является образцом бессердечия.

Я думаю, проблема воспитания была, есть и будет, наверное, всегда. Именно поэтому современному читателю будет интересна и полезна комедия “Недоросль”. Она раскроет последствия недостойного воспитания, данного главному герою. Заставит задуматься как юных читателей, так и их родителей.

Вариант 2

В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», безусловно, на первый план выходит критика невежественного дворянства, жестоких крепостников, развращенных указом Екатерины II «О вольности дворянства» (1765). В связи с этой темой в комедии поднимается и другая – проблема воспитания. Как сделать так, чтобы исправить ситуацию, чтобы молодое поколение в лице Митрофанушки и других недорослей превратилось в истинную опору государству? Фонвизин видел один лишь выход – в воспитании юношества в духе просветительских идеалов, во взращивании идей добра, чести, долга в молодых умах.

Таким образом, тема воспитания становится одной из ведущих в комедии. Она, во многих своих аспектах, развивается на протяжении всего произведения. Так, сначала мы видим сцены «воспитания» Митрофанушки. Это и то, что внушается и демонстрируется недорослю его родителями, прежде всего матерью - госпожой Простаковой. Она, привыкшая руководствоваться лишь одним законом – своего желания, бесчеловечно обращается с крепостными, будто это не люди, а бездушные предметы. Простакова считает совершенно нормальным опускаться до ругательств и побоев, причем для нее это норма общения не только со слугами, но и с членами семьи, с мужем. Лишь для сына, которого она обожает, героиня делает исключение.

Простакова не понимает, что, общаясь с окружающими таким образом, она унижает в первую очередь себя, лишается человеческого достоинства и уважения. Фонвизин показывает, что тот образ жизни, который вело русское провинциальное дворянство благодаря, в том числе, и государственной политике, разрушительно, в корне неверно.

Драматург указывает, что Митрофанушка перенял у матери манеру обращения с людьми, недаром его имя переводится как «являющий свою мать». Мы видим, как этот герой издевается со своей нянькой Еремеевной, другими крепостными, пренебрегает своими родителями:

«Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю такая дрянь в глаза лезла.

Г‑жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?

Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка».

Митрофан растет избалованным, невежественным, ленивым и эгоистичным увальнем, думающим лишь о собственных развлечениях. Он не привык трудиться ни умственно, ни, конечно, физически.

По необходимости мать нанимает Митрофану учителей – согласно новому указу государыни дворяне должны иметь образование, иначе они не смогут служить. И вот, скрепя сердце, юный герой занимается «науками». Важно, что у него даже не возникает мысли о пользе собственного просвещения. Одну лишь выгоду ищет он в образовании, которое дается этому герою с превеликим трудом.

Да и учителя у недоросля под стать ему. Семинарист Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин, учитель Вральман - все они не имеют в настоящим знаниям никакого отношения. Эти псевдопреподаватели дают Митрофану убогие обрывочные знания, но и те он запомнить не в состоянии. Фонвизин рисует комичные картины обучения молодого Простакова, но за этим смехом стоит горькое негодование драматурга - такие недоросли будут определять будущее России!

В противовес такому воспитанию Фонвизин представляет свой идеал воспитания. Его основные постулаты мы находим в речах Стародума, который во многом является резонером самого автора. Стародум делится своим опытом, взглядами на жизнь с племянницей Софьей – и это преподносится в пьесе как еще один способ воспитания: передачи жизненно мудрости от старшего поколения к младшему.

Из беседы этих героев мы узнаем, что Софья хочет заслужить «доброго о себе мнения от людей достойных». Она хочет жить так, чтобы, по возможности, никого никогда не обидеть. Стародум, зная это, наставляет девушку на «путь истинный». Его жизненные «законы» касаются государственной, общественной деятельности дворянина: «степени знатности «рассчитываются по числу дел, которые большой господин сделал для отечества»; «не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного»; «честный человек должен быть совершенно честный человек».

Кроме того, Стародум дает советы и относительно «дел сердечных», семейной жизни благонравного человека: иметь к мужу «дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее», «надобно, мой друг, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты мужу». И, наконец, как завершающий аккорд, – самое главное наставление: «…есть счастье всего этого больше. Это то, чтоб чувствовать себя достойною всех благ, которыми ты можешь наслаждаться».

Я думаю, что наставления Стародума легли на благодарную почву. Они, несомненно, дадут положительные результаты – Софья и Милон будут руководствоваться ими и воспитывать по ним своих детей.

Таким образом, проблема воспитания является центральной в комедии Фонвизина «Недоросль». Здесь драматург ставит вопрос о будущем России, в связи с ним возникает и проблема воспитания. Реальное положение дел в этой области не устраивает писателя, он считает, что дворянство деградирует, превращается в невежественную толпу Скотининых и Простаковых. Это происходит во многом из-за попустительства Екатерины II.

Фонвизин считает, что только воспитание в духе просветительских идей может спасти положение. Носителями этих идей в комедии являются Стародум, Софья, Милон, Правдин.

Можно сказать, что на страницах своего произведения Фонвизин излагает собственную воспитательную программу, высмеивая при этом те пороки и недостатки русского дворянства, которые вызывают его презрение.

Вариант 3

Митрофанушка (Простаков Митрофан) – сын помещиков Простаковых. Он считается недорослем, т.к. ему 16 лет, и он не достиг совершеннолетия. Соблюдая указ царя, Митрофанушка учится. Но делает это с большой неохотой. Он отличается тупостью, невежеством и ленью (сцены с учителями).

Митрофан груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет.

Митрофан остановился в своем развитии. О нем Софья говорит: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет».

В Митрофане сочетаются черты тирана и раба. Когда план Простаковой женить сына на богатой воспитаннице, Софье, не удается, недоросль ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума «свой приговор» - идти служить («По мне, куды велят»). Рабское воспитание привито герою, с одной стороны, крепостной нянькой Еремеевной, а, с другой стороны, всем миром Простаковых-Скотининых, у которых извращены понятия о чести.

Через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение невежество увеличивается, а грубость чувств доходит до животных инстинктов. Недаром Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая». Причина такой деградации – в неправильном, уродующем воспитании.

Образ Митрофанушки и само понятие «недоросль» стало нарицательным. Сейчас так говорят о невежественных и глупых людях.

Читайте также: Комедия Фонвизина «Бригадир» написана в 1869 году. Традиционная для 18 века интермедия-фарс. На нашем сайте можно прочитать для читательского дневника или подготовки к уроку литературы. По легенде, князь Потёмкин именно о ней сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь».

«Воспитание и образование в комедии недоросль» - сочинение

Русский историк В.О. Ключевский справедливо писал о том, что комедия «Недоросль» - «бесподобное зеркало. В ней Фонвизину как-то удалось стать прямо перед русской действительностью, взглянуть на нее просто, непосредственно, в упор, глазами, не вооруженными никаким стеклом, взглядом, не преломленным никакими точками зрения, и воспроизвести ее с безотчетностью художественного понимания… ».

Фонвизин значительную часть своей жизни провел при русском дворе, став свидетелем очень многих событий, увидев людей, носящих самые высокие титулы, но при этом никак им не соответствующих. Уже в то время Фонвизина интересовал человек: каким он может быть, каким чаще всего, к сожалению, становится и по каким причинам.

Главной проблемой русского общества Фонвизин считал отсутствие надлежащего просвещения и воспитания, что в итоге и приводило к тем грустным последствиям, которые писатель постоянно наблюдал вокруг себя. Все размышления Фонвизина получали выражение в письменной форме - его обширной публицистике, сатирических произведениях, письмах. Многое из этого на первый, непосвященный взгляд может показаться просто проявлением мизантропии человека, который сам занимает очень высокое положение и мало отличается от тех, кто становится объектом его критики. Однако это не соответствует действительности: Фонвизин с присущей ему проницательностью увидел русское общество в том его состоянии, которое через двенадцать лет разрешится почти революцией. Все эти размышления были обобщены в его итоговом произведении - комедии «Недоросль», где писатель исследует истоки подобного состояния русского общества.

В этой комедии две группы персонажей открыто друг другу противостоят и осознают себя как противники. Собственно, о каждом из героев можно судить уже по именам. С одной стороны - благовоспитанная девица Софья, ее дядя Стародум, ее жених Милон, честный чиновник Правдин. А с другой стороны оказываются помещица Простакова (урожденная Скотинина - что подчеркивает животное, а не человеческое, духовное начало в ней), муж ее, полностью ей подчиненный, брат Тарас Скотинин, сын Митрофан (здесь важен перевод этого имени с греческого: «похожий на мать» - таким образом писателем подчеркивается преемственность животного начала). Это все те, о ком Стародум говорит, выражая мысли автора: «Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю». Главным объектом анализа писателя становится Митрофан, поскольку он принадлежит к молодому поколению, от которого зависит будущее России.

Во всем поведении Простаковой и ее сына прослеживается строжайшая логика: они уверены, что весь мир создан только ради них, их удобства и интересов, которым и должен служить. Так, например, узнав о возвращении Стародума, которого считали умершим, Простакова взвивается: «Не умирал! А разве ему и умереть нельзя?» То есть он должен был умереть, поскольку героине это в данном случае выгодно. А если он не умер, то, значит, кто-то подстроил это из корыстных целей. И подобных реплик, отражающих особенности ее сознания, множество. Вполне понятно, что при настолько расходящихся картинах мира герои, принадлежащие к разным лагерям, понять друг друга совершенно не в состоянии. Каждое слово герои понимают по-разному. Так, например, когда Митрофана спрашивают про историю, то он говорит о том, что знает много историй, которые ему рассказала скотница. Правильному пониманию значений слов Митрофана не научили и, очевидно, уже не научат. Таким образом, тема воспитания оказывается стержнем всей комедии. Старшее поколение (Простакова, Скотинин) являются в большей степени животными, чем людьми, из-за отсутствия этого воспитания. И то же справедливо в отношении Митрофана, которого, по-видимому, постигнет та же судьба.

О воспитании в пьесе «Недоросль» говорят постоянно. Так, например, Софья в начале четвертого действия появляется с книгой французского епископа Фенелона «О воспитании девиц». Разумная героиня не только ее читает, но и комментирует, после чего уже обсуждает с дядюшкой. Скотинины же, в противоположность, гордятся прежде всего тем, что никогда и ничему не учились. Однако сама Простакова признает, что «нынче век другой», и поэтому она пытается учить чему-то сына в соответствии с новыми требованиями, хотя и совершенно безуспешно. Учителя Митрофана знают немного, но пытаются добросовестно делать свое дело, которое в итоге полностью проваливается. Митрофана пытаются учить лишь каким-то внешним знаниям, но при этом истинного воспитания он совершенно не получает и получить его ему неоткуда. Воспитание, формирующее его как личность, он приобретает от Простаковой, которая без памяти любит своего сына. Однако эта любовь с самого начала оказывается уродующей, потому что по сути приближается к животным инстинктам - это не осознанная и внимательная любовь. В результате Митрофан становится не только полным невеждой, но и, что очень важно, абсолютно бессердечным человеком. Любви и состраданию ему было так же негде выучиться, как и немецкому языку или математике. Когда в финале пьесы Простаковых берут под опеку за жестокость хозяйки по отношению к своим крепостным и мать кидается к сыну как к последней опоре, то он откровенно выражает свое к ней отношение: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» И в итоге Простакова также переживает свою личную трагедию, хотя и воспринимаемую ею с учетом ее личностных особенностей: сын, которого она безумно любила, отталкивает ее в самый тяжелый для нее момент.

Таким образом, оба поколения второго лагеря героев, представленных в комедии, не получив когда-то должного воспитания, на момент разворачивающихся событий на эволюционной лестнице стоят ближе к животным, а не людям. Вся духовная жизнь, поиски человеком истины для них совершенно отсутствуют, поскольку в принципе внутренней жизни в них нет. Есть лишь какие-то биологические инстинкты. Это оказывается злом для них самих: самое важное в себе они давно и бесповоротно загубили. Но последствия усугубляются тем, что по своему происхождению они принадлежат к верху русского общества - дворянству, которое управляет Россией, у которого в подчинении оказывается весь русский народ; в комедии этот аспект проблемы раскрывается в отношениях Простаковых со своими крепостными. Трагедия заключается в том, что Митрофан ничем не отличается от своих родителей: но за такими, как он, остается русское будущее, что очень хорошо чувствовал и глубоко переживал Фонвизин.

Это интересно: Родители наставляют своих деток лишь на добрые дела. Им хочется гордиться сыновьями и дочерьми, они переживают за них и хотят им только лучшего. содержит не только советы, но и запреты, и требования. Когда отец или мама по душам разговаривают со своими детьми, они должны понимать, что их слова будут звучать в душе каждого их ребёнка и тогда, когда они станут взрослыми, помогая им в трудной ситуации, ориентируя в сложных жизненных обстоятельствах.

Характеристика Митрофанушки из комедии недоросль

Описание характера

Митрофан Простаков не отличается выдающимися качествами характера. Фактически – это яркий пример необразованности (в любом ее понимании) и невоспитанности.

Чрезмерная опека со стороны родителей и вседозволенность стали причиной формирования сложного характера.

В свои 15 лет он все еще считается ребенком – родители многое прощают ему, мотивируя тем, что он ребенок и перерастет это.

Родители балуют сына – они считают, что взрослая жизнь полна сложностей, а потому необходимо обустроить период детства таким образом, чтобы он был наименее беззаботным.

В результате Митрофан растет изнеженным и избалованным. Однако сам же он не способен на добрые поступки или гуманность – юноша постоянно ругается с крестьянами и учителями, груб и жесток не только по отношению к ним, но и к своим родителям.

Не получая ни наказания за свои поступки, ни отпора он только больше убеждается в правильности своих действий и продолжает все больше ожесточаться.

Митрофан не интересуется ничем, кроме женитьбы.

Он не умеет находить красоту и эстетику в окружающем его мире – природе, искусстве. В некоторой мере он напоминает животное, которое руководствуется исключительно основными инстинктами.

Митрофан очень ленивый человек, ему нравится размеренная жизнь тунеядца и ябеды. Он не старается достичь чего-либо в жизни. Хотя при желании может развить себя. Стоит отметить, что в целом он сообразительный человек – Митрофан осознает, что он невероятно глупый, но не видит в этом проблемы – в мире полно глупых людей, поэтому он сможет себе найти достойную компанию.

Отношение к окружающим

История Митрофана Простакова – типичный рассказ о том, что бывает, когда человеком руководит мотив вседозволенности и безнаказанности с самого детства. Родители юноши охвачены чрезмерной любовью к своему сыну, что крайне губительно для него и как для личности, и как для единицы межличностных отношений, социальной коммуникации.

Дорогие читатели! Предлагаем вам проанализировать комедию “Недоросль”, которую написал Денис Фонвизин.

Родители Митрофана не придавали значение особенностям взаимодействия сына с социумом, не вносили коррективы и не исправляли ошибок сына, возникшие в общении с другими людьми, что в результате вылилось в крайне неблагоприятную картину.

В сознании Митрофана общение с человеком начинается с определения его положения в социуме – если это значимый, важный человек (аристократ), то юноша пытается соответствовать минимальным этикетным нормам, что правда и это ему дается с трудом. С простым же человеком Митрофан и вовсе не церемонится.

Пренебрежительное, грубое отношение Митрофана к учителям – обычное дело. Родители, вновь-таки, не препятствуют сыну, и поэтому ситуация перерастает уже в плоскость межличностных отношений в целом. Митрофану позволяют грубить другим людям (в основном это люди, находящиеся ниже по социальному статусу, либо те, кто не в силе дать отпор), в то время как преподаватели и воспитатели вынуждены следовать правилам этикета и учтиво обращаться со своим воспитанником.

Так, например, обычным делом для молодого человека представляется восклицание к учителю в подобном роде: «Давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать». Как, впрочем, и оскорбительные обращения в сторону своей няни: «стара хрычовка».

В результате безумно любящая свое чадо мать тоже становится предметом грубостей. Время от времени Митрофан упрекает мать в том, что она ему надоела, шантажирует ее – грозится покончить с собой, и в целом удачно подытоживает старания матери: «Ты ж меня взманила, пеняй на себя».

Отношение к обучению

В то время как основная масса аристократии пыталась дать наилучшее образование своим детям, в надежде на то, что это позволит их чадам стать успешными в жизни, родители Митрофана учат своего ребенка, потому, что не учить нельзя – выданный указ Петром І обязывает всех аристократов обучать своих детей арифметике, грамматике и Божьему слову.

Образ Митрофана Простакова для современного читателя кажется не вполне типичным – в большинстве случаев история и литература предоставляет образы образованных, хотя и не всегда целеустремленных аристократов. Образ Простакова кажется из ряда вон выходящим, однако, если поразмыслить, то можно прийти к итогу, что это не так. Этот факт подтверждается историческими документами (указ Петра І об обязательном образовании дворян) – если бы ситуация с необразованностью была бы не распространенной, то вряд ли она нашла свое отображение в официальных документах.

Родители Митрофана не являются образованными людьми – их знания базируются на жизненном опыте, в целом они не видят смысла в образовании и считают науку вынужденной мерой, данью моде. Такой настрой родителей, в частности матери, спровоцировал ощущение ненужности образования в глазах Митрофана.

Родители Простакова не смогли донести ему мысль о необходимости образования и перспективах, открывающихся перед образованным человеком, да фактически они и не могли это сделать – мать Митрофана считала обучение злом, необходимостью, которую нужно пережить. Она время от времени подливает масла в огонь, озвучивая свое истинное отношение к учебе: «друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!».

Другими словами, мать никоим образом не осуждает сына за его халатное поведение в сфере образования и обучения, чем еще больше убеждает Митрофана в том, что весь этот процесс бесполезный и ненужный, и выполняется исключительно «для галочки».

Подобный настрой повлек за собой еще одну проблему – бурное негативное отношение и к самому процессу обучения, и к преподавателям.

За несколько лет обучения Митрофан не смог продвинуться ни на йоту и поэтому он до сих пор ходит в «недорослях» – из-за недостаточных знаний, юноша не может получить документы, свидетельствующие о его образовании, однако его родителей это мало волнует.

За четыре года обучения грамоте Митрофан все также читает по слогам, прочтение новых текстов для него все еще представляется не решаемой задачей, да и с уже знакомыми дело предстоит не намного лучше – Митрофан постоянно делает ошибки.

С арифметикой дела тоже не выглядят оптимистично – за несколько лет обучения Митрофан освоил только счет до трех.

Единственное где преуспел Митрофан – французский. Его учитель, немец Вральман, довольно лестно отзывается о своем ученике, но в этом случае дело обстоит не в исключительной предрасположенности Митрофана к изучению языков, а в умении Вральмана обманывать – Адам Адамович не только удачно скрывает истинное положение уровня знаний своего ученика, но еще и обманывает Простаковых, выдавая себя за учителя – Вральман сам не знает французского, но, пользуясь глупостью Простаковых, удачно создает видимость.

В результате Митрофан оказывается заложником ситуации – с одной стороны, родители его не видят смысла в образовании, и постепенно прививают эту позицию своему сыну. С другой стороны, глупые, малообразованные учителя в силу своих знаний не могут обучить чему-либо юношу. В то время, когда ситуация с учителями арифметики и грамматики выглядит на уровне «сложно, но можно» – ни Кутейкин, ни Цыфиркин не обладают исключительными знаниями, но основной массив знаний у них все же присутствует, то ситуация с Вральманом выглядит совсем катастрофичной – человек, не знающий французского, преподает французский.

Таким образом, Митрофан Простаков представляет собой человека с ничтожной душой, мелочными желаниями, ограничивающимися плотским, животным удовлетворением своих потребностей, который достиг предела в своем моральном и духовном развитии. Парадоксально, но имея возможности, Митрофан не стремится реализовать свой потенциал, а, наоборот, прожигает свою жизнь впустую. Он находит определенную прелесть в лентяйничестве и тунеядстве и не считает это изъяном.

Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» - сочинение

Вариант 1

В любое время всегда остается очень важной тема – проблема воспитания в семьях. Именно эту тему, как одну из самых важных, развил в своем произведении Фонвизин. Комедия «Недоросль» показывает насколько важно уметь воспитывать человека с самого детства правильно.

Так как комедия написана в восемнадцатом веке, то эта комедия отлично показывает идеал русского помещика. Тогда людей воспитывали грубо и жестоко. И именно родители Скотинина и Простаковой, которые являются главными героями комедии «Недоросль», воспитали детей именно такими – жестокими, злыми, завистливыми, а также – просто жадными.

Также, кроме этих качеств, в жизни этих людей еще существует ненависть к простому люду – они, помещики, относятся к ним как к рабам. А потому их отношение – просто жестокость по отношению к несчастным людям, которым ни в чем не виноваты. Именно это часто подчеркивает автор в произведении. Так как такое злое и жестокое обращение к простому люду помещиков, показывает, что и дети их будут такими, и даже внуки, если время не измениться.

Фонвизин затрагивает не зря тему воспитания в своей комедии. Так как именно эта семья, где их имена свидетельствуют о них лучше, чем их положение – Скотинин и Простакова, учит своего сына неправильно, если вообще учат чему-либо. Отец и мать – сами слишком недалекие и глупые, а также невежественные, что не могут сделать из своего сына настоящим дворянином. Мать пытается найти благородного и умного учителя, но вместо этого находит мошенников, а отец пытается слыть богачом через силу. Хоть у него и есть средства, все равно – они слишком просты, чтобы быть настоящими дворянами. Фонвизин часто в произведении насмехается над этими глупцами, которые сами не знают, чего хотят.

Вариант 2

«Недоросль» – самое известное произведение писателя, комедия в жанре классицизма. Фонвизин с присущей ему иронией раскрыл в произведении проблему воспитания молодых людей. Он не зря придавал этому такое большое значение, справедливо отмечая, что лишь образование и воспитание способны вырастить поколение достойных государственных деятелей.

В 1714 году царь-реформатор издал указ об обязательном образовании дворян. Для не успевших или не пожелавших получить свидетельство об образовании было введено понятие «недоросль», то есть не доросший до взрослой жизни, службы, женитьбы и ответственности. И тут встал вопрос о «фальшивом» и истинном воспитании. Родители Митрофана, главного героя комедии, наняли учителей вовсе не для получения сыном новых знаний и его просвещения. Просто так было положено. Матушка ведь прямо сыну и наказывала учиться для вида, считая, что им, как потомственным дворянам, грамота ни к чему и нечего «вредить головушке». А кучер, обучавший Митрофана тонкостям светской жизни, советовал не окружать себя шибко умными людьми, а держаться своего круга. Конечно, Митрофан считал науку и культуру излишним, ненужным и нудным предметом, на которое не следует тратить ни времени, ни усилий.

Помимо невежества и мракобесия, впитавшегося с детства, героя отличают крайняя грубость и скверный характер. Все это он считает нормой в отношениях с окружающими, ведь именно такой пример всегда подавала ему его же мать – жестокая и злобная Простакова. Следует ли удивляться тому, как резко и хладнокровно сынок оттолкнёт мать, нуждавшуюся в его поддержке? «Злонравия достойные плоды»: излишняя избалованность, потакание лени, стремление оградить ребенка от всех тягот всегда приводят к подобному финалу. Нельзя воспитать чуткого и честного человека, уважающего своих родителей и окружающих его людей, не став для него образцом чести и доброты. Моральное и нравственное становление личности начинается именно с семьи.

Через речи Правдина и Стародума Фонвизин озвучил свои собственные идеи и размышления: главное – иметь доброе сердце и чистую душу, и гораздо более ценным подарком, который можно оставить своему ребенку, является достойное воспитание, хорошее образование и тяга к знаниям, а не большое наследство. Комедия Фонвизина актуальна и по сей день, так как в ней раскрыты все последствия небрежного отношения к воспитанию молодого поколения.

Вариант 3

  • «Недоросль» - лучшее произведение Фонвизина.
  • Образ Простаковой.
  • Образ Митрофанушки.
  • Передовые люди в комедии (образ Стародума).

Денис Иванович Фонвизин - один из крупнейших русских писателей XVIII века. Его лучшая комедия «Недоросль» до сих пор входит в репертуар многих театров. Одной из главных проблем, поставленных в этой комедии, является проблема воспитания молодого поколения и «дикое невежество старого поколения» (В. Г. Белинский).

Конечно, в связи с вопросом воспитания в комедии «Недоросль» следует рассматривать образ Митрофанушки, но, думаю, более важным моментом здесь является анализ окружения, в котором растет и воспитывается недоросль.

Безусловно, огромное влияние на героя оказывает мать - госпожа Простакова. Она целиком и полностью растворилась в своем сыне и воспитывает его так, как может - лепит по своему образу и подобию.

Уже в самом начале комедии обозначена позиция госпожи Простаковой в вопросе образования. Она считает «скотским рассуждением» замечание Тришки, который говорит о том, что кафтан должен шить специально обученный человек - портной. Возмущает ее и тот факт, что Софья умеет читать: «Вот до чего дожили! К деушкам письма пишут! деушки грамоте умеют!» Сама же Простакова читать не умеет и это считает признаком хорошего воспитания. Однако для своего Митрофанушки она не жалеет ничего, старается его «воспитывать», «троим учителям» платит. Простакова уверена, что ее Митрофанушка не хуже остальных родственников, которые «на боку лежа, летят себе в чины».

«Педагоги» же Митрофанушки, подобранные его матушкой, вызывают смех. Арифметику преподает Цыфиркин, отставной солдат, грамоте обучает Кутейкин - семинарист-недоучка, который «убоялся бездны премудрости» и не стал продолжать учебу. Вральман, бывший кучер, должен обучить иностранному языку, хорошим манерам и дать представление о жизни «света». Ясно, какие глубокие познания могут дать такие учителя. Но и та малость познаний, какую они пытаются вложить в голову недоросля, остается невостребованной. За всеми занятиями строго следит Простакова. Она жалеет сына, боится, что от учения у того разболится голова, а потому и объявляет конец едва ли успевшим начаться занятиям.

Простакова не только неграмотна, ее человеческие качества также оставляют желать лучшего. Она не считает за людей слуг: называет их «скотами» и «уродами», Палашка не может болеть, так как «не благородная», а Еремеевна за свою верную службу получает пять рублей в год и пять «пощечин на день». Она лицемерна. Поняв, что приезжий человек - тот самый Стародум, пытается изображать из себя того, кем не является на самом деле. Она резко меняет отношение к Софье, после того, как узнает, что та - богатая наследница. Недаром о Простаковой и таких как она Стародум говорит: «Невежда без души - зверь!»

Интересно, что Простакова при всей ее любви к сыну все же осознает то, что ОН окажется в другом обществе, его будут окружать умные люди, которые о Митрофанушке «скажут, дурак». Вральман на опасения Простаковой возражает, что таких, как Митрофанушка, на свете «миллионы, миллионы». Думаю, что это самый

Митрофанушка твердо усвоил уроки своей матушки. Он так же груб с окружающими, в том числе и с самой Простаковой. Он не желает учиться. Так же, как и мать, он пресмыкается перед теми людьми, от которых можно получить какую-либо выгоду. Простакова нежит и холит своего сына, но, когда происходит крушение ее замыслов, Митрофанушка отворачивается от нее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…»

Образы Стародума, Милона, Софьи и Правдина противопоставлены невежественному семейству Простаковых. Эти герои олицетворяют будущее общества, страны.

В образе Стародума воплощен авторский идеал просвещенного передового человека. Автор комедии понятие «передовой человек» отождествляет с понятием «образованный и высоконравственный». Стародум говорит, что он был воспитан своим отцом, который считал основным правилом воспитания следующее: «… Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время». Стародум считает, что не только ум делает честь человеку. Ум без благонравия, по Стародуму, пустой звук. «…Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло», - говорит он.

Он и Правдин, рассуждая о «достойных людях», приходят к заключению, что благосостояние государства зависит от воспитания молодого поколения.

Фонвизин в своей комедии «Недоросль» поднимает серьезную проблему - проблему воспитания. Этот вопрос занимал, да и, наверное, будет занимать людей во все времена. Думаю, благодаря постановке в комедии именно этого вопроса «Недоросль» не утратил актуальности и в наше время, а имя Митрофанушки стало нарицательным.

Еще дальше пошел Митрофан. Он льстит матери, понимая, что она настоящая хозяйка в доме. Поэтому жалеет ее, ведь она устала, колотя батюшку. Простакова же настолько слепо любит своего сына, что не видит, в кого он превращается. Она считает, что его счастье могут составить только богатство и праздность, поэтому и старается женить Митрофана на Софье, узнав, что она богатая наследница.

Простакова думает, что ее сын очень умен, и он сможет многого добиться в своей жизни, однако она забывает мудрые слова народа: "Что посеешь, то и пожнешь". Но как она могла знать народную мудрость, ведь для нее народ был хуже скотины. Даже прослужившая в ее доме верой и правдой всю жизнь Еремеевна, ничего не заслужила, помимо зуботычин.

Когда к Митрофану приходят учителя, он недовольно ворчит, Цыфиркина он обзывает "гарнизонной крысой", а после неудачного похищения Софьи Митрофан собирается выпороть слуг.

Таким образом, Простакова своего сына воспитала так, как могла, по своему подобию. Что из этого получилось? Ничего путного. В самый сложный момент ее жизни, когда ей нужна была поддержка сына, Простакова бросается к нему в отчаянии, но встречает черствый и грубый ответ: "Да отвяжись, матушка, как навязалась!" В этом проявляется "злонравие" Митрофана как следствие воспитания на примере дурных качеств родителей.

Митрофанушка является недорослем в первую очередь не по возрасту, а потому, что он полнейший невежда, который не имеет абсолютно никаких знаний ни в арифметике, ни в географии, он даже неспособен отличить прилагательное от существительного. Митрофан к тому же – недоросль в моральном плане, поскольку его не научили уважать достоинство окружающих его людей. Недоросль он и в гражданском смысле, ведь он не понимает своих прямых обязанностей перед государством. Скотининым-Простаковым вообще чуждо гражданское чувство, они даже не приемлют мысли о том, что могут "быть полезны своим согражданам".

Митрофан не стремится ни к учению, ни к государственной службе, его устраивает положение "недоросля". Его настроение полностью разделяет его мать. Она рада тому, что ее сын числится в недорослях, можно его понежить, он еще натерпится, когда «лет через десяток» выйдет на службу.

Таких Митрофанов много. Об этом даже Вральман сказал: "…таких на сфете миллионы". По словам Стародума, это «несчастные следствия дурного воспитания».

Мы живем в другое время, но и сегодня, как во времена Фонвизина, человек воспитывается в семье. Вместе с генами дети воспринимают от родителей привычки, идеалы, образ мыслей и жизни. Причем, абсолютно истинна оказывается поговорка: яблоко от яблони недалеко падает.

В комедии «Недоросль» Д.И.Фонвизин ставит одну из важнейших проблем общества: воспитание и образование подрастающего поколения. В пьесе карикатурно изображается "воспитательный процесс" в семье помещиков Простаковых. Сатирически изображая нравы поместных дворян, показывая их полное невежество в том, как они готовят детей к жизни и деятельности в обществе, писатель добивался осуждения подобного подхода к воспитанию. Мать Митрофана вынуждена (кроме главной заботы - о питании своего сыночка) демонстрировать исполнение указа об образовании дворянских детей, хотя по своей воле никогда не стала бы принуждать любимое дитя к «бесполезному учению».

Автор сатирически изображает уроки Митрофана по математике, географии, русскому языку. Его учителями были дьячок Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин и немец Вральман, которые недалеко ушли от нанявших их помещиков. Во время урока «арихметики», когда учитель предложил решить задачу на деление, мать советует сыну ни с кем не делиться, ничего не отдавать, а всё забирать себе. И география, по мнению Простаковой, барину не нужна, потому что есть извозчики, которые довезут, куда надо.

Особым комизмом проникнута сцена «экзамена», в которой Митрофан проявил все свои познания. Он стремился убедить «комиссию», как «далеко ушёл» в изучении, например, русского языка. И потому искренне уверял, что слово «дверь» может быть и существительным и прилагательным, в зависимости от места нахождения. Таких результатов Митрофан добился, благодаря матушке, во всём потакавшей ленивому сыночку, который привык делать только то, что нравилось: есть, спать, лазать на голубятню и видеть от всех окружающих беспрекословное подчинение, исполнение его желаний. В круг интересов учёба не входила.

В тех условиях, какие отображены в комедии, дети не могли сильно отличаться от родителей, так как невежественные люди не способны воспитать в своих отпрысках тягу к знаниям, стремление стать образованными и интеллигентными гражданами, которые сознательно готовились бы к служению Отечеству. Отец и мать Митрофана даже читать не умеют, и дядюшка «отроду ничего не читывал»: «Бог... избавил этой скуки». Жизненные интересы этих помещиков чрезвычайно сужены: удовлетворение потребностей, страсть к наживе, стремление устроить брак по расчёту, а не по любви (за счёт приданого Софьи Скотинин хотел бы «прикупить ещё свинок»). У них отсутствуют понятия о долге и чести, зато безмерно развито желание властвовать. Простакова груба, жестока, бесчеловечна по отношению к крепостным крестьянам. «Скот, воровская харя» и другие ругательства являются наградой, а платой за труд были «пять тумаков в день да пять рублей за год». Таким же хозяином станет и Митрофан, который с детства научен жестокому обращению с крепостными. Он и учителей считает слугами, желая от них подчинения его барской воле.

Госпожа Простакова в умственном отношении «слишком проста» и «деликатности не обучена». Все вопросы решает руганью и кулаками. Её брат, Скотинин, принадлежит к той группе людей, которые по образу и подобию своему близки животным. Например, Скотинин говорит: «Митрофан любит свиней для того, что он мой племянник. Да отчего же я к свиньям-то так сильно пристрастился?» На это высказывание господин Простаков ему отвечает: «И тут есть же какое-нибудь сходство». Действительно, сын Простаковых Митрофан во многом похож на мать и дядю. Например, он не испытывает стремления к знаниям, зато много ест, и в свои шестнадцать лет имеет довольно избыточный вес. Матушка заявляет портному, что дитя у неё «деликатного сложения». О потребностях Митрофана сообщает няня Еремеевна: «Пять булочек скушать изволил до завтрака».

Целью Д.И. Фонвизина было не только высмеивание, обличение нравов поместного дворянства, но и сатирическое изображение действующих порядков в обществе, в государстве. Деспотизм уничтожает человечность в человеке. Писатель обосновывает свои выводы о необходимости отмены крепостного права, показав, как по-своему понимали некоторые помещики «Указ о вольности дворянской», другие царские указы, поддерживающие крепостников. Особенности жизни и быта поместных дворян в том, что они за добродетель принимают распущенность нравов, так как обладают беспредельной властью, поэтому и процветали в их обществе грубость, беззаконие, безнравственность.

Комедия «Недоросль» направлена на обличение пороков общества. Сатирически изображая нравы помещиков, их «методы воспитания», Фонвизин добивался выводов о том, какими не должны быть люди, как нельзя воспитывать детей, чтобы не появлялись среди дворян новые «митрофанушки». Жизненные принципы Митрофана прямо противоположны убеждениям просвещённого человека. Автор произведения создавал не положительный, а отрицательный образ. Он хотел показать «злонравия достойные плоды», поэтому отобразил худшие стороны помещичьей жизни, злонравие крепостников, а также высветил пороки воспитания младшего поколения.

Помещица Простакова воспитывала сына по своему образу и подобию (как её когда-то растили родители) и прививала ему те качества, которые считала нужными, поэтому Митрофан в шестнадцать лет уже определил для себя цели и приоритеты, и они таковы:
– не хочет учиться;
– работа или служба не прельщают, лучше голубей гонять на голубятне;
– еда для него стала важнейшим из удовольствий, и ежедневное переедание – норма;
– алчность, жадность, скупость – качества, помогающие достичь полного благополучия;
– грубость, жестокость и бесчеловечность – необходимые принципы помещика-крепостника;
– коварство, интриги, обман, мошенничество – привычные средства в борьбе за собственные интересы;
– умение приспосабливаться, то есть угодничать перед представителями власти и проявлять беззаконие с людьми бесправными, – одно из условий привольной жизни.

На каждый из этих «принципов» в комедии «Недоросль» есть свои примеры. Автор хотел высмеять, обличить низкие нравы многих помещиков, поэтому в создании образов использовал такие приёмы, как сатира, ирония, гипербола. Например, Митрофан жалуется матери, что его заморили голодом: «С утра ничего не ел, только пять булочек», а вчера вечером «вовсе не ужинал – только солонины ломтика три, да подовых (булочек) пять-шесть». Также с сарказмом и неприязнью сообщает автор о «тяге к знаниям» у Митрофана, который собирается устроить «таску» старой няне за то, что она просит его поучиться немного. И на уроки он соглашается пойти только при выполнении поставленных им условий: «... чтоб это было в последний раз и чтоб сегодня же быть сговору» (о женитьбе).

Госпожа Простакова беззастенчиво лжёт Правдину, что сын её «из-за книги не встаёт по суткам». И Митрофан пользуется вседозволенностью, слепой любовью матери, он хорошо усвоил, как надо добиваться исполнения своих желаний. Этот недоросль своеволен, груб, жесток не только по отношению к няне или другим крепостным крестьянам, но даже по отношению к матери, для которой он главная отрада. «Да отвяжись, матушка, как навязалась!» – отталкивает сыночек маменьку, когда она пытается найти у него поддержку.

Вывод Стародума, сделанный в финале пьесы («Вот злонравия достойные плоды!»), возвращает зрителей и читателей к предыдущим фактам, которые объясняют и наглядно показывают, как формируются в обществе персонажи, подобные недорослю Митрофану и его матери.

Решение Правдина отправить Митрофанушку на службу дворянский сын воспринимает беспрекословно. Но возникает вопрос, на который нет ответа в комедии, хотя он подразумевается: «Разве может Митрофан принести пользу на службе Отечеству?» Конечно, нет. Для того и создал Д.И.Фонвизин свою комедию, чтобы показать обществу, какие «недоросли» воспитываются помещиками и в чьих руках может оказаться будущее России.

Что можно сказать о ме­тодах воспитания в семействе Простаковых?

Человек не рождается на свет плохим или хорошим, нрав­ственные качества, характер, интересы и наклонности фор­мируются в семье. Многое зависит от родителей, от той ат­мосферы, что царит в доме. Поистине, воспитание - это «ве­ликое дело: им решается участь человека…».

Проблеме воспитания в семье русского помещика посвя­щена комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». С первой же реп­лики автор вводит нас в атмосферу русской помещичьей усадь­бы. Мы знакомимся с госпожой Простаковой, ее супругом, сыном Митрофанушкой. В семье этой царит «матриархат». Госпожа Простакова, не отличаясь особым умом и образован­ностью, держит в подчинении все свое семейство. Достается от своенравной помещицы и слугам, и кормилице Митрофа­на, старой Еремеевне. В речи Простаковой преобладают бран­ные выражения, она грубо обращается со своими дворовыми, подавая тем самым негативный пример собственному сыну. Так, Еремеевна для нее - «бестия», портной Тришка - «скот». Единственный человек, на которого обращена ее любовь, - ее сын Митрофанушка.

Это недоросль, ленивый, неуклюжий увалень, которому нет еще и шестнадцати лет. Любимое занятие его - гонять голу­бей. Митрофан не особенно жалует науки, он не слишком ус­пешен в них. В речи его присутствуют разговорные выраже­ния: «така дрянь», «авось-либо». Госпожа Простакова,же, всем сердцем любя сына, не утруждает его занятиями и всячески балует. Привить Митрофану какие-либо положительные ка­чества или понятия о нравственности она не в состоянии, так как сама лишена их. Результаты подобного воспитания пла­чевны: Митрофанушка не только невежествен, но и злонра­вен, хитер. В этой сцене мы видим, что он умеет подольститься к матери, умело играя на ее чувствах.

Герой предстает в этой сцене любимцем всего своего се­мейства. Для отца он - «забавник» и «затейник», дядюшка характеризует Митрофанушку как «матушкиного сынка». На самом же деле это бездельник и лентяй, балованный недоросль, привыкший к праздности, быстро усвоивший принятые в семье порядки.

Героем-резонером выступает в комедии дядюшка Софьи, Стародум, персонаж, не присутствующий в данной сцене. Однако мы считаем нужным упомянуть о нем, раскрывая ав­торскую позицию в комедии. «Вот злонравия достойные пло­ды!» - восклицает он в финале. Этот персонаж выражает в пьесе авторские взгляды, утверждая, что достойное воспита­ние должно быть залогом благосостояния государства. Обра­зование должно быть на высоком уровне, однако образование не имеет ценности само по себе. Главная цель всех знаний че­ловеческих - «благонравие», «просвещение возвышает одну добродетельную душу».

Самодурка-помещица, госпожа Простакова, ее брат Ско­тинин, обожающий свиней, ленивый Митрофанушка - все в этой комедии, по замечанию Н.В. Гоголя, «кажется чудовищ­ной карикатурой на русское. А между тем ничего нет в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души».

Здесь искали:

  • дом простаковых сочинение
  • что можно сказать о системе воспитания в семье простаковых
  • Расскажите о воспитании и образовании в семье простаковых кратко