Особенно если ваш ребенок любит. Что делать, если ребенок не любит читать? Всё дело в нас самих

В этой статье я расскажу вам техники, которые помогут ребенку полюбить чтение

Метод зеленой ручки

Один из самых простых и доступных способов – это метод «зеленой ручки». Метод подходит для обучения всему и в любом возрасте.

Суть метода в том, чтобы хвалить за успехи, а не ругать за ошибки. Многие привыкли указывать ребенку на то, что сделано НЕ так, в надежде, что в следующий раз он сделает это правильно. На самом деле, ребенок запоминает, как делать неправильно, пропуская мимо ушей как правильно.

Почему пропускает? Потому что ему стыдно за промах, потому что родители часто ругают или открыто выражают недовольство. Да что уж там – многие не стесняясь в выражениях обзывают детей бестолочами, дураками и бездарями, обвиняя заодно в умышленном нежелании делать правильно и наказывая за это. И тем самым закрепляют фокус внимания на ошибках. То есть в следующий раз ребенок будет стараться избежать ошибок и наказания, вместо того, чтобы стремиться сделать хорошо.

Проведите эксперимент. Напишите сами на двух листках алфавит так, как учили в 1 классе. А потом попросите друга на одном листе обвести красным те буквы, которые не получились, а на другом — обвести зеленым те буквы, которые получились особенно хорошо. Посмотрите на результат. Как вы себя почувствовали, глядя на “красный” листок? А на “зеленый”?
Сколько раз проводили этот эксперимент, столько раз его участники говорили, что глядя на “зеленый” листок хочется и остальные буквы переписать правильно и красиво. Понимаете?

Когда нас хвалят, мы хотим получить похвалы еще больше. Наше подсознание запоминает то, что выделено. А потом мы, на том же подсознании, стремимся повторить всё, что было идеально и довести до идеала то, что не получилось с первого раза.

Этот метод позволяет любому из нас концентрироваться на успехе и на способе его достижения. На чем фокус внимания – то и множится, то и растёт. И, как говорится, мы все родом из детства: наши детские привычки мы “перетаскиваем” во взрослую жизнь.

Вернемся к чтению.
Когда ребенок только начинает читать, хвалите его вначале за каждый правильно прочитанный слог, потом – за каждое правильно прочитанное слово, потом за предложение.

Если проблема в скорости чтения – хвалите за то, что в этот раз он прочел быстрее, чем в предыдущий. Или за то, что за тот же промежуток времени он прочел больше, чем в прошлый раз.

Вместо того, чтобы звонить, чаще пишите ребенку записки. Оставляйте эти записки в книгах вместо закладок. То есть приучайте читать ненавязчиво.

Если вы не уверены, что чадо найдет записку, то вначале позвоните или напишите смс. Или пришлите сообщение в соцсетях о том, что написали письмо, которое вложено в книгу, оставленную на кухонном столе. Рано или поздно ребенок заинтересуется и самой книгой.

Обсуждайте с ребенком прочитанное. Считайте буквы в словах, а слова в предложениях. Интересуйтесь мнением ребенка относительно поступков главных героев, будь то колобок или фиксик. Покупайте книги по мотивам мультфильмов – дети охотнее начинают читать про уже известных им персонажей.

Используйте желание детей высказать свое мнение в обществе взрослых – этот прием мудрые родители используют даже с теми детьми, которые только-только научились читать самостоятельно.

“Мы обсуждаем сказку “По-щучьему велению” и спорим о том, прав ли был Емеля. Что? Ты еще не читал? Иди скорее прочти, мы тебя подождем. Когда вернешься – мы выслушаем твое мнение. Ты не хочешь читать? Тогда ты еще мал, чтобы слушать взрослые разговоры”. Поверьте, это работает безотказно.

Что делать, если ребенок уже не любит читать

Во-первых, во-вторых и в-третьих: перевоспитывайте себя. Подумайте, что вы сделали не так и чем отбили его желание читать книги. И меняйтесь.
1. Начните больше читать сами. В идеале, если вы начнете читать и покупать книги о том, что интересно вашему ребенку. Да, неинтересные книги читать трудно. Но ведь вы взрослый человек и помните, какую задачу вы решаете. Да и разбираться в интересующих вашего ребенка темах – это несомненный плюс в ваших отношениях.

2. Делайте так, чтобы ребенок вместе с вами ездил в книжный магазин. Например, просто по пути в кафе. В магазине дайте ему возможность побыть наедине с книгами. Для этого достаточно попросить его не мешать вам выбрать нужную книгу для себя. Выбрав книгу себе, просто поинтересуйтесь, не хочет ли он купить книгу себе. Если хочет – купите без лишних вопросов. Даже если это детектив или любовный роман. И без всяких условий. А дня через три поинтересуйтесь, что было интересного и нового в книге.

Если желания купить книгу у ребенка не возникло – выразите надежду, что в следующий раз он обязательно чем-то заинтересуется. Купите книгу себе и уходите.

3. Используйте недосказанность. После просмотра фильма/сериала/мультика, обратите внимание ребенка на то, что в книге было все круче. А потом откажитесь пересказывать, сославшись на то, что не сможете рассказать так же интересно, как автор.

4. Используйте детское стремление скорее стать взрослым: читая про себя, смейтесь громко. На вопрос ребенка: “Что смешного?” отвечайте, что вряд ли он поймет, ведь книга для взрослых. Из чистого любопытства ребенок начнет читать книгу в ваше отсутствие.

5. Эта рекомендация может прозвучать кощунственно, но было много случаев, когда дети начинали читать книги без обложки и титульных листов, не зная ни названия, ни автора. Если не жалко — сделайте так. В конце концов, с помощью скотча вы легко отреставрируете книгу.

6. Не делайте ничего из того, что отбивает у ребенка желание читать.

7. И никогда, никогда не заставляйте дочитывать скучные книги.

Искренне надеемся, что ваш ребенок полюбит читать. И лучше поздно, чем никогда.

На этой неделе у вдохновителя проекта Обучение с удовольствием Ренаты Кирилиной день рождения

И в честь этого события мы запускаем специальную акцию на участие в безлимите на 2016/2017 учебный год (с сентября 2016 по конец августа 2017)

Всего у нас 30 комплектов безлимита и 27 из них уже проданы в течение года. Поэтому осталось всего 3 места.

Но какой день рождения без специальной акции

Поэтому до конца недели мы сделали специальные цены на участие в безлимите — 35 000 (скидка 71%, вместо 120 000 за все тренинги в стандартной версии) и 70 000 за версию ВИП (скидка 71%)

Что точно будет в безлимите в этом учебном году:

  • Курс по освобождению от домашек - «Сильная мама свое отучилась»
  • Курс по отношениям в семье - «Счастливая семья сильной мамы»
  • Курс по заработку на обучение детей оффлайн- «Сильная Мама-репетитор»
  • Курс по заработку на обучение детей онлайн - «Сильная Мама-инфобизнесвумен»(без работы под нашим брендом)
  • Курс по выстраиванию отношений со своим внутренним я - «Сильная мама. Убей в себе Золушку»
  • Курс по выстраиванию отношений с деньгами - «Школа денежного мышления сильной мамы»
  • Курс, который поможет все успеть - «У сильной мамы 72 часа в сутках»
  • Годовое участие в «Школе умных детей»

А так же другие трансформационные программы проекта «Сильная мама», которые мы не будем пока расскрывать

Такого количества результатов за такие деньги Вы не найдете больше нигде

Пройдя их за 1 год Вы сможете полностью изменить свою жизнь, решить проблемы с учебой детей, освободить себя от домашних заданий и домашних обязанностей по дому, укрепить отношения в семье, вернуть огонек в них, освоить новую профессию и даже начать свой инфобизнес

А мы со своей стороны сделаем все, чтобы Вы получили желаемые результаты

p.s. Если Вы приобретали программы «Психологическая самооборона, Школа умных детей и Мама-инфобизнесвумен» Вы можете сделать апгрейд до безлимита, доплатив разницу в стоимости. Для этого оформите заказ и напишите на почту [email protected]. Так же возможно оплатить безлимит двумя платежами в рассрочку, при этом обучение начать сразу же.

p.p.s участники безлимита на 2016 год, которые приобретали участие в декабре прошлого года, могут сделать апгрейд до сентября 2017 года на специальных условиях. Для этого оформите заказ и напишите на почту [email protected]

p.p.p.s Для многодетных семей скидка 20% от текущей стоимости безлимита.

Многие обеспокоены тем, что их дети не читают книги. Как сделать так, чтобы чтение было не повинностью, а удовольствием? Если радость чтения потеряна, то затерялась она не так уж далеко. Итак, подросток не любит читать. Что делать? Давайте разбираться.

1. Поймите, почему вас беспокоит этот вопрос

Чтение - это возможность побыть в тишине и услышать себя, бесплатно отправиться к немыслимым вселенным и найти свое место в мире. Мы то с вами это понимаем, но как донести это до ребенка? Для начала понять, что проблема «мой ребенок не любит читать» - это не проблема ребенка, это ваша проблема. И разбираться с ней вам. Осознайте, почему вас беспокоит этот вопрос. Задайте себе 5 раз вопрос «Почему?» Почему я так упорно хочу, чтобы мой ребенок больше читал? Потому что чтение развивает мышление. Почему я хочу, чтобы мой ребенок развивал мышление? И почему именно таким способом? И так далее.

Нет волшебной таблетки, приняв которую ребенок полюбит читать. Но можно его к этому мягко подвести. Подберите слова и донесите их до ребенка. Придумайте 20 доводов в пользу чтения. И возможно вам даже не понадобится читать эту статью.

2. Показывайте пример - читайте в свободное время

Проанализируйте, чем вы занимаетесь в свободное время? Ведь ребенок берет с вас пример. Если вы смотрите телевизор или целый вечер проводите за компьютером, то и он будет делать то же самое. Как часто ребенок видит вас читающим?

3. Поделитесь собственной радостью чтения

Делитесь ей постоянно. Что вы прочитали на этой неделе? Поделитесь с ребенком интересными цитатами, примерами, персонажами, поступками, которые поразили вас самих. Любой ребенок любит интересную историю. Когда ребенок был совсем маленьким, вспомните, вы были превосходным рассказчиком. Станьте им снова и делитесь тем полезным и интересным, что вы почерпнули из книг.

4. Поймите интересы ребенка

Действуйте как продавец. Продайте ему эту идею, что читать здорово, интересно и полезно. Отталкивайтесь от его запросов. Какие его проблемы способны решить книги? Рассказывайте ему о таких книгах, разожгите в нем интерес. Поговорите с ним о будущей профессии. Чем он хочет заниматься? Скажите, что книги способны ему помочь. Там многие успехи и неудачи уже описаны. Если у ребенка есть кумир - найдите книгу про него или об этой области. Он любит игры-стрелялки? Предложите ему хорошую качественную приключенческую фантастику, Хайнлайна, например.

5. Читайте ребенку вслух

Предложите почитать ему. Читать можно не только 3-летним детям, но и 13-летним. Это один из способов быть ближе. Просто предложите «Хочешь, я тебе почитаю?», а вдруг согласится? Почитайте ему пару недель и обрывайте чтение на самом интересном месте, и, возможно, в разгар следующего дня вы обнаружите его за книгой. Он сам захочет дочитать ее. Потому что интересно.

6. Позвольте ему выбирать книги самому

В ближайший свободный вечер сходите вместе с ребенком в книжный. Существует сильная взаимосвязь между отношением к чтению и количеством детских книг в домашней «взрослой» библиотеке.

Больше всего любят чтение те дети, у кого дома есть большая библиотека. Начните вместе с ребенком формировать его собственную домашнюю библиотеку. Сводите его в книжный и позвольте выбрать любую книгу. Когда ребенок сам делает выбор, намного выше шансы, что он прочтет книгу, чем когда вы подсовываете ему «правильную» книгу.

Фото Юлии Скрипник

7. Обсуждайте прочитанное

Обсуждайте сюжет во время чтения. Задавайте вопросы «А как бы ты поступил?» Ищите параллели в реальной жизни. Помогите ребенку провести аналогию между событиями книги и тем, что сильно занимает его в реальной жизни. Именно так люди обретают понимание мира, в котором живут. Умение соотнести содержание книги с реальностью имеет решающее значение. Дети, приученные обсуждать прочитанное, лучше соотносят книги и жизнь и видят больше смысла в тексте. Но делайте все это, конечно, с согласия ребенка. Если он не хочет обсуждать прочитанное, то не забывайте, что это одно из наслаждений читателя - молчать о прочитанном.

8. Познакомьте его с графическими романами

Графические романы и новеллы - это как комиксы, но они могут быть и по классической литературе. Основой передачи сюжета является рисунок, а не текст. Покажите ему книги Нила Геймана или графическое исполнение романов Стивена Кинга и Артура Конана Дойла. Это может быть перевалочным пунктом к серьезной литературе без картинок.

9. Если он любит гаджеты, купите ему электронную книгу

И закачайте туда интересные книги. По данным Российской государственной детской библиотеки почти 70% учащихся 5-9 классов читают электронные книги с экрана компьютера, ноутбука, айпада. Чтобы чтение электронных книг было более эффективным, комфортным и полезным, приобретите электронную читалку, в которой используется технология электронных чернил (E-Ink). Экран не будет мерцать и бликовать, а глаза не будут напрягаться.

10. Научите ребенка образному чтению

Ведь почему ребенок так тянется к компьютеру, планшету, телевизору? Быстрая смена ярких картинок, динамика, спецэффекты. Научите ребенка во время чтения задействовать свое воображение на полную мощность. Пусть каждый образ он сделает ярче, звуки громче, ощущения живее. Пусть представит себя главным действующим лицом в этом книжном пространстве, а не просто наблюдателем со стороны. И когда поток воображения захватит его целиком, он поверит, что книга лучше любого фильма.

11. Доверяйте своему ребенку

Это означает сделать все, что от вас зависит, и снять важность с этой цели. И возможно даже сказать «Знаешь, что? Я в тебя верю. У тебя и без книг все получится». И благодаря вашему доверию ребенок перестанет воспринимать ваши слова о нужности чтения в штыки. И возьмет в руки книгу.

Всем добра и хороших книг!

Почему современные дети не любят читать

«Почему наши дети не читают книги?» - этим вопросом задаются сейчас практически все родители. Сетуют на отсутствие интереса к книгам и учителя, и психологи, и воспитатели, но изменить ситуацию замечаниями в стиле «а вот в наше время…», нам вряд ли удастся. Многие из тех, кто всерьез задумывался о причинах стойкой неприязни современных детей к книгам, и я в том числе, считают, что существует, по меньшей мере, три основных причины этому явлению.
Причина первая – информационная

Любая книги, к какому бы жанру она не относилась, является в первую очередь источником информации. Современные дети с первого года жизни смотрят телевизор, не умея пользоваться горшком, уже тянутся к компьютерной мышке, едва научившись ходить и говорить, посещают центры раннего развития, где озабоченные будущим родители пытаются воспитать из них вундеркиндов. Мозг ребенка за день настолько перегружается информацией, кстати, зачастую абсолютно лишней, что теряет способность к восприятию, и попытки родителей почитать малышу книгу (как правило, в вечернее время) натыкаются на прочную стену нежелания их выслушивать. Школьники же загружены в последнее время настолько, что я удивляюсь, как вообще сохранились дети, не потерявшие интереса к книгам.

Причина вторая – медицинская
В последнее время отмечается огромный рост числа детей, имеющих пограничные расстройства центральной нервной системы, умственного развития или логопедические проблемы. Исследование причин этого процесса требует отдельного разбирательства. Суть заключается в том, что для того, чтобы чтение было для ребенка интересным, он должен, как минимум, понимать то, что читает. Если ребенок путает буквы, переставляет слоги, если его воображение находится в зародышевом состоянии и существуют проблемы с логическим восприятием, вы никогда не докажите ему, что читать – это интересно. Большинству родителей очень сложно это даже представить, но для многих современных малышей печатный текст является лишь бессмысленным набором символов и слов.

Причина третья – педагогическая
Психологи уже давно пытаются внушить родителям: если вы хотите воспитать у ребенка стойкую неприязнь к чему-либо – заставляйте это делать и постоянно критикуйте его действия в процессе. Посмотрите со стороны, как обычно происходит процесс обучения чтению в наших семьях: «немедленно бросай играть, иди читать, а то все дети придут в школу подготовленные, а ты дурак-дураком», «перечитай, ты допустил ошибку, перечитай еще раз», «ты что, слепой, буквы не видишь» и т.д. и т.п. Вам захочется после этого читать? Очень важно предлагать ребенку книги, соответствующие его интересам и уровню развития. Вам же вряд ли понравится читать элементарный учебник Ландсберга по физике, хотя для некоторых это очень увлекательное занятие?

Ну и конечно, никто не отменял главный закон педагогики – личный пример. Если родители держат в руках только поваренную книгу или спортивную газету, им вряд ли удастся привить ребенку любовь к чтению.

Конспект выступления Раковченой Г.И. на ШМО учителе начальных классов на тему

Некогда самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость. Все чаще на это жалуются родители и учителя. Конечно, некоторые считают, что в век телевизоров и компьютеров чтение не так уж и необходимо. Дескать, с шедеврами мирового искусства можно познакомиться и другими способами, а время нынче слишком дорого, чтобы тратить его на сидение с книгой в руках. Но такая точка зрения не только ошибочна, но и опасна. Опыт и практика всей мировой цивилизации показывает, что без чтения нет человека, нет личности. Именно книга стала тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. Именно книга представляет собой объект эстетического наслаждения, превращает неизбежные в жизни часы скуки и безделья в увлекательную возможность перенестись в другие миры, в другие времена. В чем же причина того, что наши дети и внуки лишают себя этого удовольствия? Почему о существовании «Трех мушкетеров» они узнают по фильму, а о «Двух капитанах» и «Соборе Парижской Богоматери» – по мюзиклам? А о многом другом, что заставляло нас в их возрасте забывать обо всем, они не знают вообще и никогда не смогут пересказать своим детям замысловатые сюжеты Жюля Верна, Майн Рида, Джека Лондона, Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Владимира Обручева, Алексея Толстого. Попробуем разобраться в причинах детского неприятия книги .

Одна из наиглавнейших причин, как ни печально это звучит, – причина семейная или педагогическая.

Немолодая мама интеллигентного вида жалуется на то, что ее одиннадцатилетний Алеша не любит читать: «За книгу не усадишь! Только если выпороть пообещаю, пару страниц прочитает кое-как», – говорит она. А на вопрос о том, часто ли сын видит родителей с книгой в руках, отвечает: «Ну, мне-то когда читать? Я на двух работах, стирка, обед надо приготовить, уроки у него проверить...»

При отсутствии читающей модели, то есть близкого человека, увлеченного чтением, ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без книг, – тогда и в его жизнь они войдут. И если вечером, обычно перед сном, мама присядет на полчаса пусть хоть и с любовным романом в руках, ее сынок постепенно тоже привыкнет забавлять себя чем-нибудь книжным на сон грядущий. Обсуждая с ребенком его школьные дела, всегда можно найти какую-то параллель в литературе. «Слушай, это прямо как у Чехова», «Помнишь, как у Кассиля Оська вышел из подобной ситуации?», «По-моему, твой одноклассник повел себя недостойно, как какой-нибудь Мальчиш-Плохиш». Постоянно обращаясь к книжным примерам, мы стимулируем процесс чтения. Ребенок привыкает искать ответы на свои вопросы у великих писателей, на страницах книг, а уж они-то плохому не научат, не обманут, не поддадутся сиюминутному настроению.

Никогда не будет читать тот ребенок, в семье которого книг нет вообще. А сейчас, несмотря на изобилие печатной продукции, таких семей очень много. Практика пользования общественными библиотеками уходит в прошлое, но все чаще учителя слышат в качестве главной причины неприготовленного задания по литературе слова: «Я эту книгу не нашел». Книги, передающиеся из поколения в поколение , красочно оформленные фолианты, полные собрания сочинений – большая редкость в нынешнее время. Как и книга в качестве «лучшего подарка». Родитель, который сам не радуется книге, никогда не научит этой радости ребенка.

В одной молодой семье недавно родился второй ребенок. Старший Дима учится в шестом классе. Проблемы с чтением настолько серьезны, что мальчик стал отставать по математике – раньше мама читала ему условия задач, а теперь ей некогда. Диме наняли репетитора, чтобы он научил его читать не по слогам. Дома в секретере стоит десятка два книг. Среди них большую часть занимают детективы в мягких переплетах, несколько справочников, книги с дарственными надписями, видимо, подаренные родителям Димы. Мама скептически ознакомилась со списком книг, которые репетитор предложила купить для Димы или хотя бы взять в библиотеке. Где находится ближайшая библиотека, мама не знает, а на покупку нет лишних денег – много расходов в связи с рождением малышки. Мама уверена, что существует какой-то другой путь приобщения ее ребенка к чтению. Вряд ли...

К сожалению, в наше время почти исчезла традиция семейного вечернего чтения. Не сыграли ли здесь роковую роль телевизор и занятость родителей, работающих по 20 часов в сутки? Наверное, есть и объективные причины, объясняющие это явление. Но все же главный фактор, как всегда, – человеческий. Когда-то мы приучали своих малышей пользоваться ложкой, ходить на горшок, чистить зубы. И находили для этого и время, и силы, и терпение. Приучать ребенка к книге тоже следует с малолетства. Яркая красивая книжка должна занимать свое, самое почетное, место среди его игрушек. А часы, проведенные за чтением с мамой или бабушкой , – самыми счастливыми часами детства. Но родители не должны пропустить тот момент, когда книга из их рук перекочует в руки ребенка, то есть когда он начнет не только ушами, но и глазами следить за приключениями героев. Этот переход происходит в возрасте 7–8 лет, а если он затянулся, то и 15-летнему мама читает вслух «Войну и мир», потому что слушать и запоминать гораздо легче, чем читать самому. Приобщить ребенка к самостоятельному чтению художественной литературы не менее важно, чем научить его соблюдать правила личной гигиены.

А иногда бывает и так: родители – книголюбы со стажем, дома – книги, книги и книги. А ребенок читать не хочет и ни на какие уговоры не поддается: не интересны ему ни Винни-Пухи с Бармалеями, ни хоббиты с мумми-троллями. Значит, причину надо искать глубже – в нейропсихологии.

Как правило, такие дети плохо пишут, путают буквы, с трудом составляют предложения, не могут выбрать верное окончание в словосочетании. Несформированность образа буквы (когда между б и д, например, особой разницы не видно) приводит к тому, что процесс чтения становится просто невозможным, от ребенка ускользает смысл читаемого, потому что он не в состоянии уяснить смысл каждого конкретного слова. Если механическое складывание слогов как-то освоено таким бедолагой, то понять суть прочитанного он все равно не может.

Молодой папа, менеджер в рекламном агентстве, очень гордится восьмилетней дочкой Машей: откладывая в сторону сказки и приключения, девочка с интересом читает только словари и справочники. У нее богатый словарный запас, в разговоре она может порассуждать и о том, что такое декадентство, и о том, что такое логарифмы и дедукция. Но Маша никак не может прокомментировать события, описанные в «Королевстве Кривых Зеркал», она затрудняется объяснить, как девочка Суок из «Трех толстяков» могла занять место куклы наследника Тутти. Папа только улыбается, не понимая, что интерес Маши к справочной литературе объясняется вовсе не высоким уровнем ее интеллекта, а несформированностью логико-грамматических отношений (девочка, кстати, уверена, что брат отца и отец брата – это одно и то же лицо), в результате чего смысл художественного текста от Маши ускользает. В словарях же все просто и ясно, образность описания в научной речи отсутствует, а это облегчает для Маши понимание.

Чтение – сложнейший процесс, в котором задействованы оба полушария головного мозга, поэтому, если одна из зон «пробуксовывает», весь процесс теряет смысл. Чтение из наслаждения превращается в жуткое наказание. Ребенок напряженно складывает буквы в слова, но не понимает сути и смысла. Поэтому и пересказ текста не удается или в нем появляются какие-то новые герои и повороты сюжета, то есть образ либо отсутствует совсем, либо искажается. Если ребенок мало играл в раннем детстве, если палочка для него никогда не превращалась в лопатку или в лошадку – значит, его фантазия не развита в достаточной степени . А какое удовольствие от чтения можно получить, не представляя себя на месте Руслана, летящего на бороде Черномора, на месте Ассоли, ждущей своего капитана Грея, на месте девочки Элли, идущей по дороге, вымощенной желтым кирпичом? Хорошее воображение – необходимое условие успешного и заинтересованного чтения. Причем чтение и фантазирование – вещи, не просто связанные друг с другом, а взаимовлияющие. Воображение прекрасно развивается с помощью рисования, а рисование под чтение – один из способов приобщения ребенка к книге. Как помочь ребенку, который и хотел бы, да не может читать нормально в силу нейропсихологических причин, вам ответит специалист-нейропсихолог, если вы не поленитесь сходить к нему на консультацию. Но и в этом случае без книги вам не обойтись. Чем красивее внешне и интереснее по содержанию будет эта книга, тем больше у вас шансов на успех.

Среди причин, отбивающих интерес к чтению, есть и такие, которые можно назвать школьными. Несмотря на то что предмет литература существует в школьном расписании, любовь к книге от этого не увеличивается, а иногда и пропадает совсем.

Денис пошел в школу, умея хорошо читать и писать. У него были свои любимые книги и свои любимые герои. Но постепенно его страсть к книжкам стала угасать, и уже в пятом классе без понуканий родителей он к книжному шкафу не приближался. Самой типичной оценкой по литературе стала для него тройка, а список для летнего чтения он просто разорвал, чтобы не тратить на него драгоценное время каникул. Мама чуть ли не со слезами на глазах рассказывает, что он возненавидел некогда обожаемого Пушкина и как бы она ни рекомендовала прочитать книгу Дж. Даррелла «Говорящий сверток» целиком, а не только тот отрывок, который дан в учебнике, Денис наотрез отказался.

Негативное отношение к чтению порождено элементарной обязаловкой. Одно и то же дело может быть любимым, если оно делается без принуждения, и может превратиться в ненавистное занятие, когда его исполнения требуют. Обязательность отталкивает, вот почему «Капитанская дочка», прочитанная в 9 лет по совету бабушки, воспринимается как гениальное откровение, а в 12 лет на уроках литературы вызывает только смертельную зевоту. Мудрые французы не включили в школьные программы романы своего знаменитого соотечественника Александра Дюма. Может быть, поэтому «Трех мушкетеров», «Графа Монте-Кристо», «Королеву Марго» и в детстве, и в старости все читают с удовольствием? Не исключить ли и нам из программ замечательные произведения Н.В. Гоголя, чтобы вернуть ему любовь наших юных читателей? Возможно, тогда они сумеют оценить всю прелесть его волшебных сюжетов и сочность языка. Разве популярность стихов Сергея Есенина снизилась, когда он был исключен из числа советских классиков в 30-е годы? И не способствует ли бешеному успеху в среде подростков романа «Мастер и Маргарита» то, что долгое время его не то что в программе, а и в советской литературе как бы не было? Однако в наши учебники литературы буквально засунуто все, что только можно. А поскольку объемы совсем не маленькие, обязательны и пространные списки для летнего чтения. Чаще всего учитель только требует, чтобы летнее задание было выполнено, но редко когда подходит творчески к его формулированию. Детей, да и родителей «убивает» само количество произведений. Конечно, чтение не должно прекращаться в каникулы, если только оно не воспринимается исключительно как элемент обучения. Тогда где же найти компромисс? Одна преподавательница не поленилась составить для каждого пятиклассника свой личный список книг. В каждом было всего 5–6 наименований, но строго с учетом уровня развития и интересов каждого ученика. И это было уже не обязаловкой, а просто дружеским советом любимой учительницы. Ну и как этому совету было не последовать?

Пастернак сказал когда-то, что нелюбовь к Маяковскому объясняется тем, что после смерти его стали «насаждать, как картошку при Екатерине». Подобным образом пытаются заставить полюбить Чехова, Толстого, Платонова, Шукшина...

Неудачная школьная программа, которая не учитывает возрастных и психологических особенностей детей и подростков, – еще одна причина нелюбви к чтению. Учебник литературы для 5-го класса начинает знакомство с творчеством Чехова рассказом «Степь». Специалистам понятно, какую роль сыграл этот рассказ в становлении Чехова как писателя, какое значение он имеет в литературе. Но для любого пятиклашки это нудное повествование без начала и конца. Где же ему разобраться в красотах степи, описанной утром, днем, вечером и ночью, если он с трудом представляет себе, что такое степь? Вот и складывается представление о Чехове как о скучном писателе, причем у некоторых это представление так и не изменится до конца дней. В возрасте до 10–11 лет ребенок не может еще оценить в книге ничего, кроме сюжета. Но разве мало в мировой литературе книг, сюжеты которых ясны и понятны ребенку, могут увлечь его воображение и научить поступать благородно, ценить дружбу, семью, мир? «Белый пудель» Куприна, «Снежная Королева» Андерсена, чеховские «Мальчики», «Чук и Гек» Гайдара... Сладить со школьной программой нелегко, и тут огромную роль играют личность, профессионализм и увлеченность учителя.

Перед родительским собранием мамы, как обычно, делились впечатлениями об учителях. Мама Миши была очень довольна преподавательницей литературы: «Я сама столько новых имен узнала. Вместе с Мишкой взахлеб читала!» Раньше Миша учился в другой школе, никакого интереса к чтению не проявлял, а теперь литература стала его любимым предметом, а оценки улучшились и по физике, и по математике. Раньше, говорила мама, он очень трудно сходился с ребятами, а теперь стал душой компании. А недавно она нашла в столе листок с недописанными стихами. Перед подростком мир раскрылся полнее и ярче. Мама уверена, что все это произошло благодаря учительнице и той любви к книге, которую она умудрилась передать ученикам.

Что же можно сделать, чтобы книга стала добрым другом, помощником, советчиком для каждого ребенка?

У современной проблемы резкого падения интереса к книге как к носителю культурно-исторических ценностей есть несколько причин. Для того, чтобы чтение приносило удовольствие, необходимы базовые навыки беглого чтения, способность усваивать сюжет и понимать содержание написанного. К тому же адекватное отношение к книге возможно лишь при условии ценности познания для человека. Таким образом, объяснением феномена служат несколько взаимосвязанных обстоятельств.

1. Операционная составляющая навыков чтения, достижение достаточной зрелости восприятия, операций анализа и синтеза. Ребенок начинает читать тогда, когда способен различать все звуки родного языка, соотносить их с буквами. Должно сформироваться зрительно-пространственное восприятие, чтобы дети не путали близкие по написанию буквы (Ж и К, Т и Г и проч.). К тому же должны сложиться предпосылки для успешного слияния букв в слоги, а слогов - в слова.

2. Познавательная составляющая. Непонимание текста может быть связано как с недостаточностью восприятия речевых звуков и графем, так и с проблемами мышления. Ребенок не просто должен воспроизвести сюжет, пересказав прочитанный отрывок наизусть. Важно, чтобы он понимал содержание текста, мог пересказать его своими словами или изобразить при помощи комиксов. А также ответил на поставленные к тексту вопросы относительно темы и смысла отрывка; сформулировал название истории по-своему и проч. Трудности выделения главной мысли, сложности обобщения и представления образов прочитанного приводят к низкой мотивации к чтению.

3. Эмоционально-волевая неготовность к чтению. Если за чтение книг сажают малыша с несформированными базовыми навыками, то отказ ребёнка от такой деятельности закономерен. Очень часто за детскими «не хочу» скрывается «не могу». В случае проявления родителями настойчивости у чада может закрепиться стойкая антипатия к печатному слову. Под разный возраст подходят разные книги, книги для самых маленьких.

4. Принцип экономии психических ресурсов заключается в том, что человек стремится достичь цели наименее затратным для себя путём. В ситуации альтернативных источников информации, таких как интернет и телевидение, если познание для ребенка не является ценностью, он не станет тратить времени и сил на чтение книг.

Чтобы дети захотели читать, нужно не так уж и много:

1. Родители сами должны проявлять познавательные интересы и предъявлять модель соответствующего отношения к книгам.

2. Желательно как можно раньше обращать внимание на особенности речевого развития малыша и оказывать ему своевременную помощь.

3. Развитие мышления сына или дочери предупредит сложности понимания текстов.

4. Обучать ребенка грамоте надо тогда, когда он к этому готов.

5. Не стоит предоставлять ребёнку возможность на протяжении длительного времени сидеть перед телевизором или монитором компьютера.