Формирование естественно-научной компетенции у дошкольников посредством дополнительного образования. Кружок «Хочу все знать. Программа «Сказочное естествознание Естествознание для дошкольников

Светлана Тимашева
Формирование естественно-научной компетенции у дошкольников посредством дополнительного образования. Кружок «Хочу все знать»

В настоящее время подготовка дошкольников к обучению в школе не может проходить без специальных занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей. Русский педагог А. Н. Герд, разрабатывая содержание и структуру первоначального курса естествознания , первым его звеном определил мир природы. Этот предмет вполне доступен и интересен детям. Формирование естественно0научных представлений у детей дошкольного возраста – сложный и длительный процесс, который начинается в раннем детстве и продолжается в течении всего дошкольного периода . Анализ комплексных образовательных программ Т . Н. Дороновой «Радуга» , В. И. Логиновой «Детство» , региональной программы Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» позволил выявить тот факт, что в них не достаточно раскрыто содержание исследовательско-познавательной деятельности, которая рекомендована временным государственным образовательным стандартом . Экспериментирование указывается только в программе «Детство» , но сам процесс не раскрыт, отсутствует логика работы педагога для приобретения ребенком новых знаний, что не позволяет практикам реализовывать образовательную программу в полной мере.

Для решения этой проблемы нами было принято решение об организации дополнительной образовательной услуги познавательного направления – кружка «Хочу все знать » .

Целью работы кружка стало :

формирование у ребенка целостной естественно -научной картины мира с опорой на личный опыт и их исследовательскую деятельность.

Для достижения данной цели мы поставили перед собой следующие задачи :

- сформировать у детей систему знаний об окружающем ;

Совершенствовать процессы восприятия, мышления, внимания;

Развивать интерес к творческо-познавательной деятельности;

- сформировать способы самостоятельного познания окружающего .

Для успешного решения поставленных задач нами был составлен план-программа «Формирование естественно -научных представлений и исследовательской деятельности у дошкольников » для детей 4-7 лет (на среднюю, старшую и подготовительную группы детского сада) . План – программа включает в себя :

Учебный план на каждый учебный год.

Перспективные планы по каждой возрастной группе на учебный год.

Диагностический пакет, который представляет собой тестовые задания, составленные педагогом С. А. Тимашевой, для выявления у детей уровня знаний, умений и навыков в области естественно -научных представлений. Для проведения тестовых заданий имеются методические рекомендации по проведению элементарных опытов, а также иллюстрированная картотека экспериментов.

В каждом занятии прописаны цели, материалы, проблема, ход занятия, вывод. Изучение свойств материалов происходит по принципу усложнения, а также по принципу учета возрастных особенностей. Согласно возраста оформлена картотека опытов . Материалы систематизированы по блокам. К каждому блоку представлен иллюстрированный материал, мотивирующий детей к самостоятельной исследовательской деятельности.

Удивительный мир природы дети открывают через специально разработанные эвристические беседы, такие как «Почему образуется пар , «Почему снег тает не равномерно?» и другие : познавательные рассказы «О торфе» , «О каменной соли» и другие.

Эмоциональным мотивам занятия является кукла – ученый. Выступающая действующим лицом при проведении занимательных опытов, она задает вопросы и помогает найти ответы. Показывая фокусы и рассказывая их тайны, рассказывает о безопасном поведении в эксперименте и обращает внимание на опасные моменты. В целях соблюдения личной безопасности дети облачаются в специально изготовленную форму : фартук и головной убор.

Модель познавательной деятельности реализуется через адаптированные учебно – игровые методы и приемы, разработанные И. Г. Куликовской :

Экспериментальные игры («Тонет - не тонет» , «Хотела галка пить….» , «Мыльные пузыри» и другие) позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей :

Действие с магнитом, лупой, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др. позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности :

Наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерзание воды в лужах, таяние снега при повышении температуры, выпадение росы, и др.) пробуждает интерес к окружающему миру :

Моделирование проблемных ситуаций (например, «Почему вчера снег лепился, а сегодня нет?» , «Причина появления пара при дыхании» ) способствует умению ставить вопрос и решать задачу :

Использование энциклопедических данных повышает интерес к обсуждаемой проблеме, развивает интеллектуальную рефлексию.

Построение развивающей среды началось с создания лаборатории. Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, формирует у детей уважение к научной деятельности и доверии к науке. Лабораторное пространство группы имеет центр воды и песка. Оборудование и материалы разделены по блокам, каждый блок находится в отдельном ящике, что позволяет легко подготовиться к проведению опытов как воспитателю, так и детям.

Для самостоятельного проведения опытов были разработаны модели – алгоритмы, помогающие детям планировать самостоятельные действия пошагово.

Развитие сенсомоторики, познавательных процессов, любознательности происходит не только через лабораторные игры, но и через следующие виды деятельности :

Коллекции (тканей, бумаги, горючих и не горючих материалов) ;

Дидактические игры («Маленькие человечки» , «Созвездия» , «Волшебные очки» , «Солнечная система» и другие);

Дидактическое пособие (пять перчаточных человечков с различными органами чувств) ;

Познавательные энциклопедии («Привычные вещи» , «Детская энциклопедия» , «1001 вопрос и ответ» )

Данная работа проводилась с детьми средней, старшей и подготовительной групп. Результаты диагностики позволяют говорить нам о том, что к концу подготовительной группы, при условии проведения систематической работы в данном направлении, у детей формируется элементарная система знаний в области естественно -научных представлений. Дети легко могут выдвигать гипотезы, проводить элементарные опыты, формировать выводы .

Список литературы

1. Головнер, В. Удивительные свойства воды [Текст] / В. Головнер, М. Аромштарн // Дошкольное образование . - №27-29. - 2000

2. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование [Текст] / И. Э. Куликовская. – Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.

3. Михайлова, З. А. План – программа образовательно -воспитательной работы в детском саду [Текст] / З. А. Михайлова. – СПб.: 1997. – 221 с.

4. Подъяков, Н. Н. Умственное воспитание дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Подъяков. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.

5. Рыжова, Н. А. Воздух-невидимка [Текст] / Н. А. Рыжова. – М.: Просвещение, 1998. – 128 с.

  • А Вы знаете, почему насекомых называются насекомыми?
  • Почему у белого медведя синий язык?
  • Как орлица выбирает папу для своих птенцов?
  • Думаете муравьи не умеют летать?
  • А паук-это насекомое или нет?

О программе

«Сказочное естествознание» — это образовательная программа непрерывного экологического обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, начиная с 4-х летнего возраста.

Условия для эмоционального воздействия на чувства ребенка создаются путем использования ярких художественных и музыкальных образов Природы. Экологические знания базируются на привычном для детей мире сказок, легенд, мифов, наблюдений, игр, опытов и рисования.

Основой формирования нового экологического стиля мышления должно быть чувство красоты природы, ее уникальности и независимости от человека.

Занятия сопровождаются показами слайд- и видеофильмов, литературно-музыкальными композициями. Они погружают детей в прекрасный, полный тайн и чудес мир Природы. Эмоционально включаясь в занятие, дети чудесным образом превращаются в пытливых и заинтересованных исследователей. Они испытывают радость от новых знаний. И как настоящие ученые, которые всегда стремились сохранить свои открытия в записках и книгах, дети создают собственные книги своих открытий законов природы.

Все знания даются комплексно, в определенной системе, постепенно закрепляясь и расширяясь от темы к теме, от одной ступени к другой. Программа создана таким образом, что дети не получают домашних заданий. Они так хорошо усваивают материал на занятии, что даже через много дней помнят главные и самые важные признаки тех природных элементов и явлений, с которыми познакомились на занятиях. Программа настолько заинтересовывает детей, что уже через один месяц у ребенка наблюдается прогресс в обучении, а родители активно включаются в совместную работу. Не секрет, что проблема включения родителей в процесс активного воспитания и развития ребенка является одной из самых трудных.

Что включает программа?

  • Рассказывание авторских сказок c демонстрацией сюжета на фланелеграфе
  • Лабораторные опыты и эксперименты.
  • Инсценировка стихотворений и загадок, разучивание песен.
  • Подвижные игры, связанные с темой занятия
  • Лексическая работа с использованием элементов логоритмики (координация речи и движения)
  • Дыхательная гимнастика
  • Спортивные упражнения (с использованием элементов горизонтального пластического балета Н.Н. Ефименко) – это новая форма физического воспитания в положении максимальной разгрузки позвоночника.
  • Пальчиковая гимнастика, связанная с темой занятия
  • Разминка – дыхательная гимнастика, психологический настрой на занятие.
  • Образная пластика с использованием психогимнастики.
  • Слайд- фильм с сопровождением релаксационной и классической музыки или видеофильм.
  • Рисование в разных техниках, лепка, аппликация
  • Праздник Книги, которую нарисовал сам ребенок в конце каждой пройденной темы.

Чему научатся ваши дети?

  • Дети получают знания об окружающем мире в интересной для них форме через сказку, игру, творчество. НАШИ ДЕТИ ОСТАЮТСЯ ДЕТЬМИ.
  • Программа стимулирует развитие устойчивого познавательного интереса к природе, дети получают важные навыки в осознании и понимании картины мира. НАШИ ДЕТИ -ИССЛЕДОВАТЕЛИ! Мы вместе создаем книги о природе, в которых аккумулируется весь их маленький жизненный опыт.
  • Программа формирует у детей ключевые навыки, необходимые в 21 веке: исследовательской работы, проектного мышления, командной работы, способность к осознанному выбору. Наши дети приобретают устойчивую модель поведения в окружающем мире и в социуме.

Знаний много не бывает. Особенно полезны знания о том, что нас окружают, а это природа. Именно поэтому в этом разделе наши эксперты расскажут вам о природных объектах, явлениях и процессах, обществе и мышлении. Ведь Естествознание – это не какая-либо отдельная наука, это целая совокупность наук, которые изучают природу, ее законы. А значит затрагивают одновременно несколько точных наук: математику, физику, химию, биологию, философию и т. д.

На страницах Веселой Науки эксперты исследуют вместе с детьми, показывают, рассказывают детям, объясняют законы и явления природы. Делают это весело, интересно, в игровой форме, представляют информацию простыми, понятными словами, без сложных терминов.

Когда мы смотрим на деревья, которые шумят кронами где-то высоко над нами, поневоле задумываемся: почему деревья не дорастают до самых облаков? Опыт, с которого можно начать обсуждение этого вопроса, очень простой. Предложите ребенку выпить воды из стакана через обычную трубочку для сока. Легко? Конечно! Теперь «нарастим» трубочку – соединим, аккуратно вставляя друг в друга, три […]

Катя Голубева Естествознание 4-5 лет , 6-7 лет , Старше 7 лет , Катя Голубева

Календарная весна наступила две недели назад. В этом году в Петербурге она удивительным образом совпала с началом природной весны – это бывает совсем не каждый год. По каким признакам мы отмечаем приход весны? Иногда первым признаком весны считается первая песенка большой синицы. Но народная поговорка гласит: «Синица поет – весну зовет». Действительно, большие синицы начинают петь […]

Катя Голубева Естествознание 4-5 лет , 6-7 лет , Старше 7 лет , Катя Голубева

Помните, как мы с вами рассматривали разнообразные семена? В каждом семечке, которое со временем устремится вверх, уже скрыто будущее растение. Как это увидеть? Возьмите несколько горошин и замочите их на сутки во влажной марле. На следующий день внимательно рассмотрите горошину – на ней отчетливо обозначится корешок, который всегда начинает расти первым. Если аккуратно разделить половинки горошины – сделать это […]

Катя Голубева Естествознание Катя Голубева

Казалось бы, зимой сложно наблюдать за жизнью растений – деревья и кустарники в глубоком сне, трава скрыта под снегом. Однако именно зимой мы начинаем наши ботанические экскурсии – вторая половина зимы подходит для того, чтобы начать проращивать на подоконниках семена, пересаживать комнатные растения. Начнем со знакомства с семенами. Во время прогулки наберите увядшие, но сохранившие […]

Дети дошкольного возраста воспринимают мир как единое целое, не разделяя его проявления на биологические, физические, химические явления. Интеграция естественнонаучных знаний на первом этапе обучения позволяет сформировать правильное, целостное представление о явлениях природы, создает определенную базу для дальнейшего дифференцированного изучения наук о природе. В этом плане велико значение естествознания как пропедевтического курса. При его изучении закладываются основы понимания материальности и познаваемости мира, взаимосвязи явлений, идеи закономерности и эволюции. Это в свою очередь будет способствовать взаимообогащающему взаимодействию естественнонаучных предметов, реализации на деле, а не формальных межпредметных связей.

В курсе естествознания младшие школьники получают первоначальные знания о живой и неживой природе, явлениях природы, телах и веществах, об их свойствах и использовании человеком. Здесь они знакомятся с особенностями строения человеческого тела и санитарно-гигиеническими правилами поведения. Современная жизнь немыслима без сведений из различных областей биологии, химии, физики, географии, экологии. Научные знания предоставляют человеку возможность преобразовывать природу, управлять естественными силами, создавать новые машины и технологии. Наряду с этим, учащиеся должны понять и неразрывную связь человека с природой, необходимость бережного, внимательного отношения к ней.

Кроме того, в процессе формирования знаний у учащихся курс естествознания дает возможность осуществить системный подход, поскольку школьники знакомятся с неорганическими (от атома до планеты, от местности до географической оболочки) и органическими (от организма до экосистемы) системами.

52. Базовый минимум естественнонаучных знаний для детей старшего дошкольного возраста. Вариативность программ ознакомления дошкольников с окружающим миром.

Вариативность программ ознакомления дошкольников с окружающим миром («Юный эколог» С.Н. Николаева; «Семицветик» В.И., Ашиков, С.Г Ашикова.; «Родной дом» М.Ю. Новицкая; «Зеленая тропинка» А.А. Плешаков; «Наш дом - природа» Н.А. Рыжова; «Радуга» Т.Н. Доронова; «Книга Природы туристят» Л.Е Куприна; «Туристята» Т.П. Завьялова; «Развитие» Л.А. Венгер и др.)

Размышляя об этом, я определила цель своих уроков естествознания: научить детей разумно относиться к любому вопросу о природе и уметь находить ответ в литературе, планировать и осуществлять самостоятельное наблюдение, добывать новые знания, выдвигать предположения и проверять их в условиях эксперимента.

Этим отличается курс «Естествознание» Е.В. Чудиновой, Е.Н. Букваревой от других курсов природоведения.

Можно учить детей представлениям, входящим в современную научную картину мира, убирая все «строительные леса», с помощью которых она строилась. Но картина мира продолжает меняться, особенно быстро в последнее время. Поэтому нужно помочь детям освоить не только знания о природе, но и способы получения этих знаний.

Предметом курса Е.В. Чудиновой является экспериментальный метод естественных наук, или, согласно метафоре Ньютона, - обучение «бросанию камешков» (объяснительных идей) в океан чувственного опыта. Курс Е.В. Чудиновой строится на основе теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, основным методом обучения является постановка перед детьми системы учебных задач.

В курсе «Естествознание» система учебных задач организуется вокруг разрешения научных споров (эксперимент как способ проверки правильности того или иного предположения).

Уже в первом классе дети узнают способы получения информации об окружающем мире и открывают для себя эксперимент, с помощью которого можно проверить свои предположения.

Детям нравятся практические занятия, например, с растениями. На уроке мы пытаемся сами посадить растения. Совместно вычленяем проблему - далеко или близко нужно распределять семена друг от друга при посадке? Выдвигаем гипотезу - когда растения растут близко, они мешают друг другу. Определяем способ проверки - эксперимент. Подготавливаем, замачиваем семена любых растений, затем высаживаем в две коробки. В одну - очень много семян, в другую - 2-3 семечка. Делаем предположение: «Если гипотеза верна, то что мы увидим в 1-й коробке? А во второй? Какие будут растения?» Зарисовываем результаты эксперимента в тетрадях. Чему учились дети, выполняя эту работу? Задавать вопросы, делать предположения, фиксировать процесс в виде символической записи. Наконец, они приобрели практический опыт правильной посадки растений.

А главное - дети активно мыслили! То, что интересует ребят, позволяет им узнать необычное в обычном, расширяет их жизненный опыт, то по-настоящему их развивает. Этому способствуют творческие задания. Например, такое. В известной русской народной сказке «Теремок» в одном доме поселились лягушка, петух, мышка, ежик, лиса, заяц, волк. А могут ли действительно все эти животные находиться в одном природном сообществе? В ходе дискуссии выясняем, что такое сообщество, по каким законам оно образуется, какое влияние оказывают друг на друга представители сообщества, в чем опасность нарушения связей в природном сообществе. Свои суждения, предположения ученики подтверждают текстом учебника или статьями из энциклопедий, а дома зарисовывают разные сообщества.

Продолжением этих уроков может быть творческая работа на тему «Какое животное смог бы ты пригласить в гости, в окрестности своего города, предоставив все условия для жизни?». Для этого, советуем детям, воспользуйся приглашением:

«Уважаемая...! Приглашаю тебя в гости. В нашей местности есть прекрасный...»

В итоговой работе по теме «Природные сообщества» были следующие задания:

1. Подчеркни способы приспособления животных к условиям обитания в водной среде: яркая окраска, запасы воздуха, сильный запах, густой мех, жировая прослойка.

2. Напиши, к какому природному сообществу относятся эти животные и растения: клевер, шмель, куропатка, кузнечик, жаворонок, василек, бабочка, просо.

Начиная с 1-го класса, учимся работать с текстом. Используем не только научные тексты, но и художественные. Вот какой урок проведен в 1-м классе.

Произведения писателей-натуралистов как источник получения знаний о природе

Развивающие цели: умение находить в тексте информационные слова, использовать их для подтверждения своих гипотез; образное мышление; способности соотношения своих знаний и знаний, существующих в культуре.

Образовательные цели: дать понятия ранней и поздней весны; установить взаимосвязь между живой и неживой природой; познакомить с новым источником получения знаний.

Оборудование: линейки, карандаши, страница альбома, разделенная на 4 части, печатный лист с текстами.

Этапы урока:

1. Начнем урок прослушивания «звуков природы». Слушаем звуки и нарисуем то, что представили, услышав их.

2. Что нарисовали?

В какое время года бывает такое природное явление? (Чаще весной и летом).

3. Приходилось ли вам наблюдать грозу? В какое время года?

Что происходит в природе, когда начинается гроза?

Какой источник информации вы использовали, чтобы сообщить нам о природном явлении, о грозе? (Наблюдения).

4. Наш жизненный опыт и наши наблюдения позволили сделать предположение, что гроза начинается в мае.

Можно ли найти подтверждение этой гипотезе?

Какие источники можно для этого использовать?

Давайте уточним, какой гипотезе мы будем искать подтверждение? (Грозы впервые бывают весной).

Воспользуемся листочками с текстами, которые приготовлены для вас.

а) Прочитайте тексты;

б) Есть ли среди этих текстов те, которыми можно сопроводить звуки, услышанные в начале урока?

Прочитаем. Давайте посмотрим, совпали ли наши рисунки с описаниями в тексте? Когда бывает гроза? (Весной). Подтвердите текстом.

В лесу

Приходит весна. Лес просыпается после длинного зимнего сна. В эту пору оживает каждое дерево. Где-то глубоко в земле корни уже вбирают в себя влагу оттаявшей почвы.

Весенние соки могучим потоком поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовые лопнуть и развернуть первую зелень листвы. (По Г. Скребицкому).

Весной

Тепло. Повышается температура воздуха. Снег почти стаял, кое-где остались только его пятна.

Солнце сильно пригревает, хотя по ночам бывают заморозки. На больших реках начинается ледоход. В последние дни апреля или в начале мая случаются первые весенние грозы.

Небо голубое. У большинства деревьев начинают понемногу развертываться листочки. (По Архангельскому).

Первые грозы

Внезапно темнеет небо. Надвигается гроза. Все птицы смолкают. В теплом воздухе, наполненном ароматом цветов, наступает тишина. Вдруг раздается оглушительный гром, сверкает молния, и начинается ливень. Благодатный ливень, который так нужен растениям. Однако это ненадолго. Небо быстро проясняется, и уже снова сияет солнце, повсюду журчат и сверкают ручьи. Громче прежнего поют птицы. (По Г. Арманд-Ткаченко).

Звери весной

Весной звери просыпаются от зимней спячки.

Медведи выходят из берлоги после вскрытия рек. Когда солнышко пригреет сильнее и прогалин на пригорках появится уже больше, выходят из берлог и медведицы с медвежатами.

Просыпаются и ежи под ворохами древесных листьев, где они спали с осени до самой весны.

Весной линяют белки, зайцы, лисицы, медведи, лоси и другие звери. Все они меняют густую и теплую зимнюю шубку на более легкую летнюю.

У лесных зверей весной появляются детеныши - лесные малыши.

У белки в ее гнезде бывает 4-7 крошечных слепых бельчат.

Когда апрельское солнце обогреет землю и покажется молодая зелень, у лисицы появится пять или восемь слепых, но крепких лисят. Выбегать наружу они начнут тогда, когда станут зрячими и обрастут шерсткой. (По М. Богданову).

в) Учитель: Делаем вывод, что солнечное тепло, которое именно весной набирает силу, помогло образоваться тучам, и они проливаются на землю дождем да еще и с грозами.

1. Что происходит после дождя в неживой природе? Какая температура воздуха? (Подтверждение текстом). Как называет автор ливень? (Благодатный).

2. Какие еще процессы происходят после грозы (по тексту)? (Появляются листья, поют птицы).

Можно ли нам записывать эти процессы в первую колонку? (Нет).

Как назовем первую колонку? («Изменения в неживой природе»).

Мы уже нарисовали картину весны. И снова возвращаемся к этому времени года. Люди говорят, что есть три весны. (Учитель читает В.Бианки «Три весны»).

Грозы бывают ранней или поздней (последней) весной?

Домашнее задание № 1. Следить за изменениями в природе и отметить дату первой грозы.

3. Работаем с таблицей для фиксирования наблюдений за изменениями в природе. (См. таблицу).

Во второй колонке нарисуйте процессы, которые описаны в тексте «В лесу» (появление почек, сокодвижение). Когда появились первые почки?

Домашнее задание № 2. Следить за изменениями в природе и отметить дату появления листьев.

4. Какие процессы происходят в жизни животных? Отметим эти изменения в 3-й колонке таблицы.

5. Что происходит в жизни человека весной? (Подготовка к посеву).

Домашнее задание № 3. Принести баночку с землей для того, чтобы мы могли посеять семена цветов.

Итоги урока. Что мы знали о весне до этого урока? Что узнали? Зафиксируем новое знание.

Знали:

Узнали:

Гроза; погода весной; линька; изменения в природе ранней, поздней весной; сокодвижение.

Каким способом мы получили информацию? (С помощью текста).

Сможем ли мы воспользоваться этим источником для получения других знаний о природе?

Нина Санникова


Иллюстрация с сайта: http://www.povodok.ru/main/main_vip/art7679.html