Исследовательский проект "дети войны". Творческий проект на тему: "Дети войны" Названия проектов о детях войны

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач социальных организаций. Детство и юность – самая благодатна я пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотическое чувство не возникает само по себе, это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства, поэтому проблема нравственно–патриотического воспитания молодежи становится одной из важных для нашей страны. Не следует также забывать, что война является одним из наиболее ценных исторических опытов и практик в формировании, воспитании и восприятии настоящих героических поступков: самопожертвования и ответственности за свою семью, страну. Но очень важно для молодежи, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими, а не далекими книжными, тогда молодежи легче соотнести их с собой, легче на них равняться. Все меньше и меньше остается живых свидетелей Великой Отечественной войны, наши дедушки и бабушки, чье детство выпало на годы войны, остаются последними очевидцами тех событий, которые могут без прикрас поведать правду об этом времени. Их детство не было безоблачным и счастливым. В детстве они узнали, что такое голод и холод, боль, смерть, страдания. Они много и честно трудились, восстанавливая хозяйство страны после войны. Они выжили, не сломились, не ожесточились, стали достойными людьми. Именно накануне 70 летия Победы в каждой семье нашей страны вспоминают своих погибших, выживших и переживших это тяжелое время. Это важное время для формирования ценностных установок, жизненных идеалов молодежи, передачи исторической преемственности и социального опыта новым поколениям. Поэтому наш проект как никогда актуален, он есть дань глубокого уважения и благодарности целому поколению – поколению детей войны, которые еще живы. Новизна и уникальность этого проекта в том, что все исторические моменты, представленные в нём - это судьбы людей, живущих рядом, жителей города Петровска-Забайкальского, это не просто участие старшего поколения в передаче исторической правды об этом времени молодежи, а прежде всего укрепление социальной значимости и важности старшего поколения в сегодняшнем дне. ОБОСНОВАНИЕ И ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА: Историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Ведь чем больше имен своих героев будет помнить общество, тем богаче его внутреннее наследие, тем крепче его патриотический дух, тем сильнее страна. И лишь через краеведческий материал подрастающее поколение сможет увидеть жизненный подвиг людей, живущих рядом. Встречи с детьми войны, записи воспоминаний, позволят по – новому открыть это время, взглянуть на войну глазами своих близких, ощутить их эмоции, чувства, понять значимость Великой Победы для каждого русского человека. Нынешнее поколение школьников станет последним поколением, успевшим увидеть «детей войны». Данный проект будет являться несомненным вкладом в изучение регионального аспекта истории Великой Отечественной войны, даст фактический материал о жизни петровчан в военное лихолетье. Его реализация позволит привлечь внимание молодежи к событиям Великой Отечественной войны, истории своей малой родины. Особая значимость проекта в том, что результат его двухсторонний и старшее поколение и дети становятся социально значимыми единицами в обществе. У пожилых людей появляется уверенность в будущем своих внуков, а у детей истинные идеалы. ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: -культурно-образовательная деятельность (уроки мужества, мероприятия-встречи) - издательская деятельность: сборник воспоминаний детей войны, газетные статьи, телепередачи.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

2 слайд

Описание слайда:

Память, которой не будет конца Война не щадила никого Давным-давно была война Военное детство моего прадеда Юры (семья Щелчковых) Щелчков Юрий Николаевич Трудное детство моего прадедушки Голодное детство прадеда Воспоминания о детстве моего прадеда След войны Справка о ранении прадеда Детские годы прабабушки Нины (семья Пермяковых) Война украла наше детство Грустное детство Раненое детство С разницей в 70 лет «Дети войны»

3 слайд

Описание слайда:

Великая Отечественная война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. Ее тяжести и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения. Дети и война – два несовместимых понятия. Война ломает и калечит судьбы детей. Но дети жили и работали рядом со взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу… Война унесла миллионы жизней, погубила миллионы талантов, разрушила миллионы человеческих судеб.

4 слайд

Описание слайда:

В нынешнее время многие люди, в частности, молодежь мало знают об истории своей страны, а ведь свидетелей событий Великой Отечественной войны с каждым годом становится все меньше и меньше, и если сейчас не записать их воспоминания, то они просто исчезнут вместе с людьми, не оставив заслуженного следа в истории. Война! Великое оружие разрушения и трагедии... По данным Государственного архива Волгоградской области, до начала войны в нашей области проживало 194 300 детей. Угнано фашистами в рабство 1 940 детей, 431 ребенок погиб от бомбежек, расстреляно 207 детей. Война не щадила никого.

5 слайд

Описание слайда:

Шла война, но жизнь продолжалась. Дети рождались и росли, играли, учились... У нас, современных детей, первыми книжками были азбука и букварь. Можете ли вы представить себе, что осваивать азы чтения можно не по азбуке, а по газетным заголовкам? А ведь многие наши бабушки и дедушки учились читать именно так. Перенесемся в прошлое и узнаем, что было написано на страницах газет 1941-1945 года: «Наш лозунг - победа!» «Что ты сделал для фронта?» «Все женщины и подростки - в ряды бойцов трудового фронта» «В военное время работать по-военному» «Все силы на разгром врага!» «Буду работать за двоих» Мог ли ребенок что-либо сделать для фронта, скажете вы. Сегодня трудно поверить в то, что ваши ровесники, едва научившись складывать буквы в слова, начинали помогать фронту наравне со взрослыми. Работая в поле, на военном заводе, в госпитале, они приближали день Победы. Было ли детство у ваших бабушек и дедушек? Если было, то каким? В какие игры играли они в годы войны? О чем мечтали?

6 слайд

Описание слайда:

Однажды я спросила своего прадедушку: - Дедуль, а ты помнишь Великую Отечественную войну. Как на войне, страшно? - Во время войны я был маленьким и воевать мне не пришлось, но воспоминания о том как плохо нам жилось тогда, как приходилось работать для фронта и для победы, как ждали весточки с фронта от родных, а после и возвращения фронтовиков домой, - это я запомнил на всю свою жизнь, - ответил мне дед. - Дедушка расскажи, - попросила я. - Ну, слушай. Военное детство моего прадеда

7 слайд

Описание слайда:

Я, Щелчков Юрий Николаевич, родился в1939 году. Мои детские и юношеские годы прошли в д. Малые Трубицы Богородского района, находившейся на расстоянии 7км от районного центра. Раннее детство совпало с Великой Отечественной войной. Вспоминаются отдельные более яркие эпизоды личной жизни, а также из рассказов родителей.

8 слайд

Описание слайда:

Меня заинтересовал рассказ дедушки. А как жила в то время семья бабушки? И я решила расспросить и ее о том тяжелом времени. И вот что она мне поведала в своем коротком рассказе:

9 слайд

Описание слайда:

Во время войны и долго после неё вся полученная продукция в деревне, в колхозах и личных хозяйствах изымалась государству. Главной тягловой силой были лошади. Лучшие из них забирались на фронт, оставшиеся были не способны выполнять сельскохозяйственную работу. Поэтому использовали лопату или сами женщины впрягались в плуг и тащили его. Хлеб выпекали из лебеды, торфа и хвоща. Картофель получали на личном участке. У всех были коровы, поэтому часть молока оставалась и для себя – этим и выжила деревня.

10 слайд

Описание слайда:

Без папы очень трудно было жить. Мама все время была на работе, все работы выполняли женщины. В колхозе землю пахали на лошадях и их очень берегли. А дома свой участок люди пахали сами: собирались женщины и впрягались в плуг, много их было и тащили плуг, а дедушка мой был уже старенький и он держался за плуг и направлял его. Так пахали по очереди: сначала у одного, потом у другого, и так далее. Жили дружно.

11 слайд

Описание слайда:

Потом получали зерно, мололи его сами на мельницах и пекли хлеб в печах своих. Зерна было мало, поэтому хлеб пекли с травой. Мы, дети войны, ходили на луга и собирали головки от клевера, называли их «кумушки». Их высушивали, растирали в деревянных ступах пестами или растирали руками. Еще собирали лебеду, полевой хвощ, щавель и др. Боронили колхозные поля на быках, были большие быки, им прокалывали ноздри, вставляли железное кольцо, чтобы привязать к нему вожжи.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Детские годы прабабушки Нины Я была совсем маленькая, когда отец ушел служить на действительную службу или отдать свой долг Родине. Тогда служили в армии 3 года. После армии папа вернулся домой, но пробыл дома недолго, так как началась в марте 1939 года Финская война. Папу взяли на фронт в кавалерию, и там он был ранен в ногу. Служил он в конной армии до конца Финской войны, а затем сразу попал на Великую Отечественную (Германскую) войну. Там воевал в составе Белорусского фронта.

14 слайд

Описание слайда:

«Я, Щелчкова (Пермякова) Нина Васильевна, родилась в деревне Гурино, Лобанского совета, Богородского района, Кировской области 23 февраля 1935 года. Деревня наша была маленькая, всего 21 деревянный домик, расположена на берегу речки Андык. В реке было очень много рыбы, и водяных мельниц. Для них речку запруживали и вода поднималась. В годы войны рыба в реках была большим подспорьем. В деревне было много жителей, так как в семьях было много детей.

15 слайд

Описание слайда:

Мы, маленькие дети в основном пасли скот, иногда боронили, возили навоз. Я пошла в школу в первый класс 1 сентября 1943 года. Училась я в селе Лобань – это в 4-х км от деревни Гурино. Летом мы каждый день ходили домой, а зимой ночевали прямо в школе.

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Староиванцовский детский сад»

Палласовского муниципального района. Волгоградской области.

Региональный фестиваль проектов «Мой край родной – Заволжье»

Тема проекта

«Дети войны. 70- летию Победы в Великой Отечественной войне».

Сармекова Малика Тимурбулатовна

Воспитатель МКДОУ

«Староиванцовский детский сад»

1. Цели и задачи проекта ………………………………….. 3

2. Гипотеза ………………………………………………….. 4

3.Совместная поисковая деятельность педагогов, родителей и детей как фактор патриотического воспитания……………… 5

4. Составление плана работы по проблеме………… 6

5. Реализация плана …………………………………. 7

6. Заключение………………………………………… 11

7. Список литературы……………………………….. 12

8. Приложение………………………………………...

Проект «Дети войны. 70- летию Победы в Великой Отечественной войне »

Место проведения:

МКДОУ «Староиванцовский детский сад»

Материал, инструменты, оборудование: фотографии, рисунки, художественная литература, музыкальные файлы, альбом.

Тип проекта:

по ведущему методу – информационно - исследовательский;

по характеру содержания проекта – ребенок, общество и его культурные ценности;

по характеру участия ребенка в проекте – участник проекта от зарождения идеи до получения результата;

по характеру контактов – открытый, в контакте с семьей;

по количеству участников проекта - 2 группы;

по продолжительности реализации проекта – долгосрочный.

Цель проекта:
- Восполнить недостатки страницы военной истории о детях войны.

Организовать и провести музыкально – литературную композицию «Во имя жизни на земле».

Задачи проекта:

1. Спланировать работу в каждой группе по организации исследовательской работы детей и родителей.

2. Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов о войне, составление рассказов о детях войны. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей услышанных дома историй близких, показывая их фотографии;

3. Организовать деятельность детей, родителей, направленную на создание

альбома с фотографиями о жизни детей в Великой Отечественной войне.

Гипотеза:

Проведя воспитательно-образовательную работу по формированию у детей образа героя, защитника своего государства, мы прививаем любовь к Отечеству, воспитываем чувство гордости за историю страны и родного края и желание быть защитником земли.

Если использовать комплексный подход по ознакомлению дошкольников с военным временем, как жили дети в те тяжёлые годы войны, то это будет способствовать расширению их представлений о значимости празднования Дня Победы. Выступая в качестве юных исследователей, открывая новое из истории своей семьи, дети будут делать важные шаги в формировании своего «я».

Рождение проблемы:

Обычно речь идет о военных и тружениках тыла, взрослых людях. Тема же детей войны мало исследована.

С самого раннего детства мы воспитываем у детей любовь к Родине, к родному краю, родным местам, окружающим людям. Большую роль в патриотическом воспитании мы отводим информационной и исследовательской работе. Для этого в детском саду было проведено анкетирование родителей, в котором участвовало 15 человек. (Приложение №1). 90% опрошенных родителей считают необходимым проведение работы по патриотическому воспитанию. 65% родителей не проводят данную работу в семье и не уделяют этому должного внимания. Однако все они понимают важность и необходимость данной работы в детском саду. Ведь о детях войны мы знаем очень мало.

Мы считаем, что работа по патриотическому воспитанию формирует у детей начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Истории о детях войны послужит примером для развития и воспитания современного ребенка.

Коллектив детского сада совместно с родительским комитетом разработали план, в котором наметили ряд мероприятий, посвященных к 70 - летию Победы.

Мероприятия, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне.

1.Создание в группах уголков "Патриотическое воспитание"
2.Познавательные занятия: «Техника военных лет» (аппликация), « Игрушки военных лет» (конструирование).
3. Экскурсия к памятнику солдатам, погибшим в Великой Отечественной войне и возложение цветов

4. Беседа с воспитанниками «Дети войны»

5. Посещение историко-краеведческого музея в СДК

6. . Изготовление альбома «Дети войны»
7.Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны.
8. Слушание музыкальных произведений на военную тематику

9.Чтение художественных произведений: С. Я Маршак «Мальчик из села Поповки»; Е Воробьева «Близко к сердцу»; А. Усачев «Битва на подушках»;
10 .Конкурс рисунков «Война глазами детей»

11. Музыкально-литературная композиция « Во имя жизни на земле»

В первую очередь мы задались целью собрать информацию о детях войны, о их жизни. На родительском собрании мы д овели до родителей идею о составлении рассказов о детях войны. Обсуждали проектную деятельность «Дети войны», выясняли, живут ли в нашем селе люди, чьё детство прошло в военное время. Выяснилось, что таких четыре человека и их правнуки- воспитанники нашего детского сада. Сейчас им 70-80лет. Вот их имена:

Шиленко Анатолий Филиппович

Чайкалак Куркем

Исенгалиев Тюлеп

Кумаров Куан

Педагоги разработали план беседы в виде интервью, где родители с воспитанниками задавали вопросы своим прадедушкам и прабабушке о военном детстве. Поручили семьям Мокеевых, Чайкалак, Исенгалиевых подготовить рассказы - воспоминания о жизни этих людей во время войны. Эта идея понравилась родителям и они с энтузиазмом взялись за работу. Родители приносили фотографии и информацию о родствинниках и об их детстве в военное время, которую педагоги записывали и помогали родителям составлять рассказы о детях войны. Затем эти воспоминания прочитали детям в группах (см приложение №2).

Создание в группах патриотических уголков (см. презентацию).
Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Работа по патриотическому воспитанию начинается с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

В нашем детском саду оформлен уголок гражданско-патриотического воспитания, где дети могут в условиях ежедневной самостоятельной деятельности пополнять знания о родном крае, селе, стране.

В оформлении нашего уголка присутствует государственная символика России (флаг, герб, портрет главы государ ства.)

Представленный в уголке «Моя Родина – Россия». Материалы, представленные в разделе, способствуют расширению представлений детей о территории России, о значении государственных символов России: гербе, флаге, гимне, воспитывается уважительное отношение к данным геральдическим символам. Помимо фотоматериалов представлена дидактическая игра «Собери флаг». Рассматривая альбомы, дети знакомятся со столицей нашей Родины Москвой и с городом- героем Волгоградом.

Защитники Отечества. Большое воспитательное значение имеет знакомство с «Защитниками Отечества»: героями Великой Отечественной войны, их подвигами, героическими поступками. Воспитываем гордость за них, желание быть похожими на них. Кроме дидактических игр с картинками, в уголке присутствует картотека спортивных игр, эстафет.

Следует отметить, что представленные материалы не экспонируются в уголке одновременно, а сменяются в течение года в соответствии с календарём социокультурных событий и изучаемой тематикой. Ко Дню Победы подобрана литература, иллюстрации военной тематики.

Экскурсия к памятнику солдатам, погибшим в Великую Отечественную войну и возложение цветов (см презентацию).

Со своими ребятишками мы отправились на экскурсию к памятнику воинам. погибшим в Великую Отечественную войну, и поначалу переживала, как все пройдет, воспримут ли они всю информацию, и поймут ли, какова цена победы для нашего народа.

Для поддержки мы пригласили родителей, чтобы во время дороги нам было полегче. Родители, узнав, что мы идем на такое мероприятие, все пришли с цветами и возложили их к памятнику. Заранее мной был придуман сценарий. Все внимательно рассматривали надписи, а потом дети рассказали стихи.

Что такое день Победы?

Это праздник за столом.

Это песни и беседы,

Это дедушкин альбом.

Почтили память погибшим минутой молчания. Кто знает, может, эта экскурсия запомнится этим детям на всю их жизнь.

Затем в группах воспитатели провели познавательные занятия «Техника военных лет», «Игрушки детей войны» и конкурс рисунков на тему «Война глазами детей» (см.презентацию).

Экскурсия в краеведческий музей в СДК (см.презентацию).

В преддверии праздника мы посетили краеведческий музей нашего села, который расположен в библиотеке. Дети узнали много нового и интересного об истории села Старая Иванцовка, предметах быта и старины. Дошколята впервые увидели, какими предметами пользовались наши прабабушки и прадедушки. Как выглядят старинные рушники, утюги, чугунки и ухваты, самовары и лапти, кувшины и крынки, керосиновая лампа, прялка, чесалка. Когда шла война, наши прабабушки и прадедушки были детьми, но умели пользоваться этими предметами быта. Им приходилось помогать взрослым приносить воду и готовить пищу в чугунках в печке, на улице разжигать самовары. Ещё дети с родителями чесали коз чесалками, а их мамы пряли пух, шерсть и вязали варежки и носки для наших солдат. В то военное время дети много работали, а вечерами при керосиновых лампах писали письма на фронт своим близким.

Оставалось ли время для игр?
Да. Игрушки делали из всего, что попадалось под руку. Брали поленце, рисовали на нём лицо и заворачивали в разные тряпочки. Мальчишки выпиливали автоматы и пистолеты из досок, а мячи мастерили из старых тряпок, скручивая их тугим комком, связав верёвкой. Мастерили из бумаги, фантиков. Любили играть свистульками, которые делали из дерева. Летом из глины лепили разные фигурки, сушили на солнышке. Детской посуды не было, собирали разные черепки битой посуды, играли ими.
Многие игрушки прошли вместе со своими хозяевами через все суровые испытания войны. Итогом нашей экскурсии стала совместное оформление альбома «Дети войны» (см. презентацию) и проведение музыкально – литературной композиции «Во имя жизни на земле». Цель мероприятия: воспитывать у детей чувства любви к Родине, гордости за нее; формировать представление о героизме. Расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войне. (Приложение № 3)

Заключение

Воспитатели изучили научно - методическую литературу и провели работу по патриотическому воспитанию, в ходе которой был разработан проект «Дети войны». Он предусматривал объединение усилий семьи и детского сада в воспитании детей. В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что воспитание патриотизма начинается с детства. У детей сформировались начальные представления о Великой Отечественной войне, о детях войны, о празднике Победы. В рамках проекта использовались разнообразные формы работы с родителями и детьми. И не надо думать, что дети еще маленькие, или они не поймут, мы на собственном примере убедились в обратном. Никто кроме нас не сделает их патриотами своего народа, не научит любить свою родину так, как те дети, которые испытали тяготы военных лет.

Литература

1. Е.С. Евдокимова «Воспитание маленького Волжанина». Программа для педагогов и родителей по воспитанию детей от 3 до 7 лет. М.: Планета.2012

2. Е.Ю.Александрова «Система патриотического воспитания в ДОУ» Волгоград: Учитель, 2007 год.

3. Евдокимова Е;Проектная модель гражданского воспитания дошкольников.// Дошкольное воспитание, 2005г, №2, С.6-13.

4. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников// Дошкольное воспитание, 2005г №10, с. 10-19

5. О.В Дыбина «Люби и знай свой отчий край». Т., 2001г.

Проект «Седые дети войны»

Автор: Шушунова Светлана Анатольевна, педагог дополнительного образования ГБУ КО Калужский СРЦН «Надежда»
Цель проекта: осветить судьбу бывших малолетних узников земляков в годы Великой Отечественной Войны через призму истории своей семьи.
Задачи проекта:
Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне
Собрать информацию об истории своей семьи в годы войны
Собрать воспоминания бывших малолетних узников фашистских концлагерей
Проанализировать полученную информацию и систематизировать ее
Оформить альбом " Страницы памяти" с рассказами бывших малолетних узников фашистских концлагерей
Рассказать о узниках-земляках на открытом мероприятии "Мы помним, гордимся, благодарим"

Участники проекта: Воспитанники ГБУ КО Калужский СРЦН «Надежда»
Партнеры проекта: Родители, родственники, бывшие малолетние узники Калужской области

Целевая группа проекта:
Проект адресован школьникам

Тип проекта: Творческий, групповой, краткосрочный

Продолжительность проекта: 1 месяц

Сроки реализации проекта:
Март - Апрель

Методы исследования: метод опроса, интервью, источниковедческий анализ

«Дорогою немыслимой печали,
Дорогой смерти нас вела война».
Е. Кузин
Вступление.
Славная страница героических дел вписана калужанами в летопись Великой Отечественной войны. В ту грозную пору на фронт ушло 140 тысяч наших земляков. Они мужественно сражались с ненавистным врагом на всех фронтах Великой Отечественной войны.
В августе-сентябре 1941 года положение на фронтах становилось все более тяжелым, враг приближался к Калуге. 12 октября неприятель занял Калугу, а к концу октября оказалась оккупирована вся территория Калужского края.
После захвата Калуги немцы начали проводить репрессивные меры среди жителей города. Многие здания они превратили в застенки.
В кооперативном поселке у Оки был создан концентрационный лагерь. На площади Ленина соорудили виселицу и 20 октября 1941 года повесили четверых патриотов. 7 октября на базарной площади Калуги фашисты расстреляли 20 калужан. 21 декабря оккупанты подожгли дом 41 по улице Свердлова, в котором погибло 14 человек. Не менее жестоко немцы поступали и в других городах и селах калужской земли.
Тысячи наших маленьких соотечественников были заточены в концентрационные лагеря, угнаны в рабство, кто с родителями, а кто и поодиночке. Они несли свой тяжелый крест - ни в чем не повинные, лишенные самой радостной поры - детства. Тяжелым кат¬ком прошлась Великая Отечественная по маленьким, незащищенным душам. И они - последние свидетели той страшной войны, что унесла 27 миллионов человеческих жизней.
Гипотеза:
Великая Отечественная война унесла миллионы жизней, погубила миллионы талантов, разрушила миллионы человеческих судеб. В нынешнее время многие люди, в частности, молодежь мало знают об истории своей страны, а ведь свидетелей событий Великой Отечественной войны с каждым годом становится все меньше и меньше. Это люди преклонного возраста - прадедушки и прабабушки воспитанников центра. Возможно, родственники воспитанников были участниками Великой Отечественной войны, работали в тылу или были заточены в концентрацион¬ные лагеря, угнаны в рабство детьми. И если сейчас не записать их воспоминания, то они просто исчезнут вместе с людьми, не оставив заслуженного следа в истории.
Актуальность:
В этом 2015 году наша страна отмечает 70-летие годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. 11 апреля Международный день освобождения узников фашистских концлагерей, установленный ООН. В этом году этот день по ряду причин и событий в Украине, России, Европе и мире приобрел особое значение для детей, прошедших через суровые и трагические моменты Великой Отечественной войны. Разгром фашистской Германии силами советского народа и участников антигитлеровской коалиции, День Победы 9 мая 1945 года дали всем людям Земли основание и надежду на то, что фашизм повержен и больше не повторится. Но жизнь в последние месяцы показала, что корни нацизма и фашизма сохранились – вновь, как и 80 лет назад, стали проповедоваться идеи националистического превосходства, прославления нацистских пособников, карателей, запреты родных языков общения.

Предполагаемый результат проекта:
Приобретение навыков поисково-исследовательской работы
Усвоение алгоритма создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов
Расширение знаний о Великой Отечественной войне
Сохранение памяти о суровых годах жизни узников-земляков
Формирование уважительного отношение к участникам войны

Возможные трудности выполнения проекта и пути выхода из них:
Затруднения учащихся Педагогические действия
Учащиеся не имеют опыта проведения интервью Тренинги общения
Совместная разработка опросников
Учащиеся плохо владеют навыками сбора и обработки информации Использование образцов проектов
редактирование
отработка навыка работы на ПК вWord и PowerPoint
Недостаточно развиты оформительские навыки Организация взаимопомощи, взаимообучения
Отсутствие помощи со стороны родителей Мотивирование родителей на совместную деятельность
Учащиеся не имеют опыта по установлению контакта
с ветеранами ВОВ Установление контакта с бывшими малолетними узниками

(БМУ) концлагерей
Организация встречи с БМУ
Отработка правил поведения учащихся при общении с БМУ
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап
Составление плана работы
Беседа «Что я знаю о жизни родственников в годы войны?»
Беседа «Что я знаю о бывших малолетних узниках фашистских концлагерей?»
Сбор и анализ литературы по данной теме
Разработка содержания проекта

2. Основной этап
Сбор информации о жизни родственников в годы Великой Отечественной войны
Интервью с родителями, родственниками об истории своей семьи в годы ВОВ
Чтение книги «Седые дети войны»
Встреча с бывшими малолетними узниками фашистских концлагерей
Фотосъемка встречи

3. Заключительный этап
Создание презентации «Седые дети войны»
Создание «Страниц памяти» с рассказами бывших малолетних узников фашистских концлагерей с фотографиями
Экскурсия на Площадь Победы к Вечному огню, возложение цветов к памятнику узникам фашизма
Проведение классного часа "Мы помним, гордимся, благодарим"

ДЕТЯМ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ,
ИХ ВНУКАМ И ПРАВНУКАМ
ПОСВЯЩАЕТСЯ

Знаю, помните вы, не забыли
Хату детства и небо над ней,
Как в войну нас фашисты губили
За оградами концлагерей.
Все мы видели, все испытали
Голод, холод, побои и страх,
К голым нарам порой примерзали
Малыши с сединой на висках.
В синяках все избитое тело,
Ужас боли в потухших глазах
За грехи, что начальство имело
Нас фашисты сжигали в печах.
Вместе все, мол, намного смелее,
Нас так мало осталось в живых,
Самых дружных должны быть дружнее
И родней даже самых родных.
Песен правды о нас не сложили,
Не слагали правдивых стихов,
И дороги к вершинам закрыли
Малышам, не имевшим грехов.

Окружной Леонид Иванович
Узник №65468 концлагеря Дахау.

Основной этап проекта
В ходе работы над проектом воспитанники центра изучили литературу о Калуге во время Великой Отечественной войны. Огромное потрясение оказала на учащихся книга воспоминания бывших малолетних узников фашистских концлагерей «Седые дети войны». Ребята читали книгу и делились друг с другом своими впечатлениями.
Затем каждый из воспитанников составил возможные вопросы для интервью по сбору информации об истории своей семьи в годы войны, потом обсудили и выбрали только важные вопросы. После этого каждый начал сбор информации у своих родителей. Многим ребятам пришлось обращаться к своим бабушкам, дедушкам и другим родственникам.
Из интервью с родителями ребята узнали, что семья бабушки Шушунова Дмитрия во времена Великой Отечественной войны была угнана в концлагерь. Также узнали, что в Калуге существует Общественная организация «Калужское отделение Союза бывших малолетних узников фашистских концлагерей». Родители помогли договориться о встрече с бывшими малолетними узниками.
В преддверии 11 апреля – Международного дня освобождения узников фашистских концлагерей воспитанники ГБУ КО Калужский СРЦН «Надежда» встретились с бывшими малолетними узниками. При встрече ребята познакомились с Филатовой Валентиной Николаевной, сестрой бабушки Шушунова Дмитрия, которая сейчас возглавляет Общественную организацию «Калужское отделение Союза бывших малолетних узников фашистских концлагерей».
На встрече ребята внимательно выслушали страшные воспоминания о военном времени. Своими воспоминаниями с учениками поделились Филатова Валентина Николаевна, Ищенко Любовь Александровна, Башмакова Антонина Васильевна, Павлова Ксения Сергеевна, Лукьянова Нина Григорьевна. Седые дети не могли сдержать слез. Ребята услышали крик детских душ с той далекой войны. Встреча прошла в теплой атмосфере. Бывшие малолетние узники пожелали ребятам хорошо учиться, получить те профессии, о которых они мечтают. Большинство узников в послевоенное время не смогли получить образование по душе, т.к. после освобождения вернувшись на Родину, они прибавили себе по два-три года и пошли восстанавливать разрушенное войной хозяйство, поднимать из руин города и поселки.
Седые дети войны донесли до ребят важную истину: фашизм, в любом его проявлении не имеет права существовать. Счастье – это мирное небо над головой. В конце встречи ребята в знак уважения и благодарности подарили бывшим малолетним узникам цветы.
В ходе поисково-исследовательской работы ребята убедились, что об узниках мало кто знает. Поэтому в своем проекте решили рассказать о четырех бывших малолетних узниках, наших земляках.
Глава 1. Дети войны
Тяжелым катком прошлась Великая Отечественная по маленьким, незащищенным Душам. И они - последние свидетели той страшной войны, что унесла 27 миллионов человеческих жизней.
Тысячи наших маленьких соотечественников были заточены в концентрационные лагеря, угнаны в рабство, кто с родителями, а кто и поодиночке. Они несли свой тяжелый крест - ни в чем не повинные, лишенные самой радостной поры - детства. Непосильный труд и болезни, голод и холод были спутниками детей. Над ними глумились, проводили медицинские эксперименты, брали кровь. У них отнимали самое святое - родных, Родину, будущее. Это невозможно забыть и невозможно простить.
Война - всенародная беда. И это общеизвестная истина. Но если ее так понимают взрослые, то дети... У детей свое восприятие мира: чувственно-цветное. Радость - это мягкие добрые руки мамы, тепло солнца, зелень травы. У беды совсем другие цвета - серо-черные, холодные и голодные, и постоянное ощущение страха, боли, которые таятся в глазах. Чисто детское желание убежать, спрятаться, закрыть глаза. Только разве убежишь от памяти, от сегодняшней жизни? Память горькая, страшная всплывает в ночи. Говорят, что с годами к человеку вновь приходит детство: казалось, многое забылось, стерлось, но потом по каким-то неясным законам психи¬ки реальные события детских лет всплывают в представлении так четко, ясно и правдиво, словно на киноэкране прокручивается заново твоя жизнь. Порой эти воспоминания так навязчивы и остры, что словно заново переживаешь все то, что было в детстве.
Глава 2. Воспоминания малолетних узников.
1. Из воспоминаний Адамовой (Ященко) Надежды Антоновны 1932г.р., проживает в г.Мещовске, Калужской области.
Мне было 9 лет, многого не понимала, но детская память, как губка, все впитывала.
Забрали сельчан, в чем они были, не дав никому взять ничего из вещей. Братик на руках у матери сильно плакал, я не выпускала из кулака материнский подол юбки. Привезли нас в Витебск, к вокзалу. Крик. Плач. Все обнимались, рыдали, будто понимали, что прощаются навсегда.
Под охраной солдат и собак повели к составу. Прикладами затолкали всех в крытые товарные вагоны и повезли в неизвестном направлении. Народу было в вагоне столько, что полежать не было возможности. Даже сидя некуда было протянуть ноги. Но чем больше дней ехали, тем становилось просторнее: умирали в первую очередь дети, расставались с жизнью взрослые. Сколько дней ехали неизвестно.
Наконец-то дорога закончилась. Привезли нас в Польшу, и какое-то непривычное название маленького городка - Освенцим - сразу врезалось в память. Большое пространство окружено колючей проволокой, а там длинные здания - бараки. Но сначала остригли наголо и повели в баню. В предбаннике каждый должен был пройти болезненную процедуру выкалывания номера на руке. Нумеровали всех подряд, даже грудных младенцев.
Длинный барак, трехэтажные нары, затхлый воздух. Я после того, как нас остригли и переодели в полосатые робы, не узнавала своих односельчан и даже маму первое время узнавала только по рукам - ласковым, добрым.
Деревьев поблизости не было. Кругом голо и серо. И какой-то неприятный запах дыма. От него першит в горле и щиплет глаза. Постоянно хотелось есть, вши, клопы кишели между досками нар, от укусов чесалось все тело. Одежда была одна на все времена года - полосатая роба.
Трудно сказать, когда это случилось: сначала мне сказали о смерти брата, потом о смерти сестры, а потом о том, что маму сожгли в крематории. О том, что здесь сжигают людей, я уже знала. Знала потому, что многих из деревни перестала встречать. Но когда узнала о смерти мамы - упала в беспамятстве. Очнулась в лазарете. Сколько там пролежала - не помню. Мне стало все безразлично и даже не страшно. Раз нет сестренки, братика, мамы, то зачем мне жить? Последующие дни прошли как в тумане - не осталось в памяти ни горя, ни боли, словно застыла в твердой оболочке душа, а ноги, руки двигались сами по себе. Даже холод и голод ощущались не так остро, как раньше. Ела машинально - суп, который выдавался один раз в сутки, выпивала стакан чая, подкрашенный травками. Очнулась только в 1945 году, когда лагерь освободили войска Первого Белорусского и Первого Украинского фронтов. Чем-то близким и родным, давно забытым повеяло на меня, когда заросший дядька поднял мое худенькое тело, прижал к гимнастерке и плакал, что-то говоря на родном белорусском языке. Вот тогда и я словно проснулась, заплакала. Помню, как кормили нас печеньем, конфетами, кашей, как взрослые мужики искали детскую одежду, чтобы снять с нас ненавистную полосатую робу. Это было уже похоже на ту жизнь, которую я знала раньше.
Освобожденных детей из Освенцима принял детский дом в Киеве. После войны работала в вольнонаемной воинской части. Вышла замуж. Мужа перевели в Калужскую область. Так я оказалась в Мещовске Калужской области, который стал для меня домом, приютом и малой Родиной.
2.Из воспоминаний Баранова Алексея Ильича. Нас, детей, отобрали у родителей и разместили по группам. На удивление всех, кормили нас хорошо. И только позднее мы поняли причину: у нас периодически брали кровь из вены - выстраивая в очередь «голышами». Так прошли месяцы. Не знаю, через какой период меня вернули к родителям. Радости не было предела! Позднее от своей матери я узнал, что у меня обнаружили какое-то заболевание и по этой причине от моей крови - отказались.
Надо признать прозорливость немецких врачей: через некоторое время у меня отнялись ноги и меня носили только на руках.
3. Из воспоминаний Филатовой Валентины Николаевны.
В августе 1943 года мне было 7 месяцев от роду, нас: мать, отца, бабушку, дедушку и тетю по материнской линии, угнали в Германию вместе с други¬ми жителями этого района. Пригнали нас в город Дюссельдорф концлагерь «Эллер». Со слов родителей, бомбили со всех сторон ежедневно, стоял гул от самолетов, дрожала земля. Однажды мама с отцом попали в самое пекло бомбежки, легли на землю ничком, и мама в этот момент увидела на небе в красном зареве лик Богородицы, как ей по¬казалось. Когда все немного утихло, они с отцом обнаружили, что вокруг них все изрыто осколками, не было «живого» места, а они остались целы, вот, поди ж ты, после этого не поверь в судьбу.
4. Из воспоминаний Герасимовой Стаси Афанасьевны , проживает г.Обнинск Калужской области. 1925г.р.Первое потрясение я испытала, когда немцы стали уничтожать евреев. У нас в деревне одна девушка вышла замуж за еврея, к началу войны у них было трое детей: 5-ти лет, 3-х лет и одного года. Ее муж ушел на фронт. Немцы схватили ее с детьми зимой, побросали раздетыми в сани, избили палками в кровь. Помню, как сильно плакал старший мальчик и умолял не бить его. Сани далеко не уехали, остановились. Один полицай брал ребенка за ногу, подбрасывал, другой на лету расстреливал. Так всех и расстреляли. Мать бежала за санями, она страшно кричала, плакала, рвала волосы на себе, а потом просила уже убить ее. Но полицаи не убили, бросили в снег - не еврейка.
Глава 3. Возвращение.
После освобождения, вернувшись на Родину, они прибавили себе по два-три года и пошли восстанавливать разрушенное войной хозяйство, поднимать из руин города и поселки, сельское хозяйство. Поэтому у наших узников самый большой трудовой стаж и самое низкое образование.
Годы летят стремительно. На смену свидетелей войны пришло новое поколение людей, выросших под мирным небом. Для всех поколений и для каждого конкретного человека оно оплачено страданиями миллионов и должно быть сохранено ныне живыми. В наше время, с развитием интернета появилось больше возможностей воссоздать и сохранить историю этого всенародного подвига. Воспоминания бывших малолетних узников - уникальный источник по истории Великой Отечественной войны. Истории, воспроизведенные в книге, может быть, не безупречны по стилю изложения, в них главное – правда жизни, подлинная история человеческих судеб, переданная со всей непосредственностью и искренностью очевидцами тех страшных событий.
Сиротство, номер вместо имени, голод, истязания, рабский труд – таким было детство этих мальчиков и девочек, чудом выживших в фашистских концлагерях и на каторжных работах у «бауэров» и прочих «хозяев»... Пережитые страдания не озлобили, не лишили веры в людей. Спустя много лет с чувством благодарности вспоминают они немецких граждан, проявивших элементарную человечность среди моря жестокости – будь то кусок хлеба или избавление от побоев. Освобождение, победа – ни с чем несравнимое счастье тех мгновений авторы воспоминаний пронесли через все послевоенные годы.

Заключительный этап проекта
В Международный день освобождения узников фашистских концлагерей воспитанники ГБУ КО Калужский СРЦН «Надежда» возложили цветы к памятнику узникам фашизма на площади Победы. Как и планировали, 11 апреля провели мероприятие "Мы помним, гордимся, благодарим", на котором подвели итоги работы над проектом. Оформили альбом «Страницы памяти» с рассказами бывших малолетних узников фашистских концлагерей и фотографиями. На мероприятии ребята решили продолжить работу по созданию следующих страничек памяти. Ребята обсудили, что их гипотеза о том, что скоро не останется живых свидетелей той страшной войны и в ближайшем будущем дети смогут узнать о подвиге поколения только из книг и уроков истории, верна. Это подтверждают цифры:
Год Количество бывших малолетних узников фашистских концлагерей в Калужской области
1989 22 тыс. человек
2014 9 тыс. человек

День Победы – один из самых важных российских праздников: 9 мая мы забываем обо всех разногласиях и вспоминаем, что мы единый народ. Этот праздник касается каждого жителя страны, он объединяет поколения и заставляет каждого почувствовать себя частью чего-то важного.

Практическое применение, полезность выполненной работы
В результате работы над проектом воспитанники достигли следующих результатов:
- сохранили память о тех, кто пережил войну в раннем детстве;
- появился интерес к изучению истории Российского государства;
- возникло чувство уважения к ветеранам войны, труда и седым детям войны;
- приобрели навыки поисково-исследовательской работы;
- получили удовольствие от общения со всеми участниками проекта.

Семенович Алла Эдуардовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №23 "Алёнушка"
Населённый пункт: ГОРОД ЕССЕНТУКИ, СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: проект "Дети войны"
Дата публикации: 17.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ Детский сад № 23 «Аленушка»

Педагогический

проект

детей

дошкольного

возраста

«Дети

воины»

Подготовили:

Семенович А.Э.

2018 г.

Паспорт проекта

Вид проекта: информационно-исследовательский.

Продолжительность проекта : краткосрочный, 1-2 недели мая.

Участники проекта : дети, родители, воспитатели.

Образовательные области:

речевая,

социально–коммуникативная,

познавательная,

художественно–эстетическая.

Цель проекта: Ознакомление детей с историей ВОВ, с детьми-героями ВОВ,

способствовать формированию патриотических чувств.

Задачи проекта:

1. Расширять и систематизировать знания детей о Великой отечественной войне.

2. Вызывать чувство эмпатии к ветеранам ВОВ и детям-героям ВОВ.

3. Организовывать совместную деятельность детей с родителями, воспитателями

по данной теме.

4. Дать представление детям о празднике День Победы.

5. Познакомить с детьми - героями ВОВ.

Предполагаемый результат:

Знания о истории ВОВ;

Естественный интерес к истории своей Родины;

Создание рукописной

книги Дети-герои ВОВ.

Воспитатели:

Создание цикла бесед

Вовлечение семьи в

образовательный

Родители:

Активные участники

образовательного

процесса.

Актуальность:

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых

актуальных задач нашего времени.

Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с

дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе

формируется личность ребенка. Перед специалистами дошкольного

образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения

ребенка к социально-значимым ценностям.

Социокультурная ситуация современного общества обусловливает

необходимость применять инновационные формы работы с

дошкольниками.

Реализуя образовательную программу, педагоги должны понимать, что

любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим

родителям, близким и родному городу, поэтому формировать

гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей.

Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей

семьи. В данном проекте мы обращаемся к теме Великой

Отечественной войны, потому что это способствует связи поколений.

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в

современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего

народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста,

потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им

по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы

Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости,

помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность

истории своей страны, призывает любить Родину и близких.

Подготовительный этап:

Определение проблемы, цели и задач.

Изучение литературы, подбор материала, нахождение и установление

эффективных связей с родителями.

Подготовка цикла бесед о ВОВ.

Основной этап:

Работа с родителями

1. Информация в родительском уголке.

2.Экскурсия к монументу Славы с детьми.

Работа с детьми

1. Чтение и обсуждение произведений о войне.

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Индивидуальные беседы о войне.

5. Разучивание стихов, песен о войне.

6.Показ презентации на тему: «Дети-герои» ВОВ.

7. Создание цикла бесед «Дети-герои» ВОВ.

8. Аппликация (открытка для ветеранов).

Заключительный этап:

1. Выставка детского творчества.

2. Экскурсия к монументу Славы.

3. Выставка летописи «Дети-герои ВОВ».

Цикл бесед

о Великой

Отечественной

Войне

Беседа

"Дети – герои Великой Отечественной войны"

Цель: Способствовать уважительному отношению к истории и памяти погибших

Ход беседы:

Ты знаешь, что была война,

Когда тебя на свете не было;

И сколько помнила страна –

Такой войны на свете не было.

Разрыв снаряда, пули свист,

Казалось, воздух весь наполнили;

И слово страшное “фашист”

Все дети в это время поняли.

Не возвратившихся с войны

В свои дома, в свои селения

Так много, что на три страны

Того хватило б населения

«Тяжёлый грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены. И

сквозь оглушительный вой и рёв всё яснее и яснее прорывались раскатистые

московскому времени».

Война - сколько ужаса, страха, горя в одном этом слове.Мальчишки и девчонки

1941 года…

Их никто не призывал воевать, но они считали, что должны взять на

себя равную со старшими меру ответственности. В суровые годы войны рядом со

взрослыми встали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны,

выступали с концертами перед ранеными в госпиталях, собирали тёплые вещи.

Тяжёлые испытания война принесла детям. Героизм и мужество проявили тысячи

ребят. Многие из них отдали свою жизнь за Победу. Трудные, голодные и

холодные военные годы называют

военным лихими, злыми годами.

Тяжело достались они всему

нашему народу, но особенно тяжко

пришлось маленьким детям.

Многие дети остались сиротами, их

отцы погибли на войне, другие

потеряли родителей во время

бомбежек, третьи лишились не

только родных, но и отчего дома,

четвертые оказались на

оккупированной врагами

территории, пятые - в плену у

Дети - слабые,

беспомощные,

оказались лицом к

лицу с жестокой,

беспощадной, злой

силой фашизма

Володя Казначеев

1941 год... Весной закончил пятый класс. Осенью вступил в партизанский отряд.

Когда вместе с сестрой Аней он пришел к партизанам в Клетнянские леса, что на

Брянщине, в отряде говорили: "Ну и пополнение!.." Правда, узнав, что они из

Соловьяновки,

Кондратьевны

Казначеевой,

п а р т и з а н,

ш у т и т ь

перестали (Елена

Кондратьевна

была убита фашистами). В отряде

"партизанская

обуч а лись

м и н е р ы,

подрывники.

"отлично"

старшими товарищами пустил под

в о с е м ь

э ш е л о н о в.

Приходилось

прикрывать

г р у п п ы,

г р а н а т а м и

останавливая преследователей... Он

доставляя

ценнейшие

сведения;

дождавшись

расклеивал листовки. От операции к

операции

становился

искуснее.

партизана

Кзаначеева

назначили

подозревая,

отважный

противник

еще мальчик. Он сражался рядом со взрослыми до того самого дня, пока родной

освобожден

фашистской

разделил

взрослыми

освободителя

Казначеев

награжден

"Партизану

Отечественной

Лара Михеенко

операцию

разведке

правительственной награде была представлена ленинградская школьница Лариса

Михеенко. Но вручить своей отважной дочери награду Родина не успела... Война

отрезала девочку от родного города:

каникулы

Печенёво

Псковской

области, а вернуться не сумела –

деревню заняли фашисты. Мечтала

п и о н е р к а

в ы р в а т ь с я

гитлеровского рабства, пробраться к

своим. И однажды ночью с двумя

старшими

подругами

деревни. В штабе 6-й Калининской

командир

Рындин вначале отказался принять

маленьких":

них партизаны! Но что же много

г р а ж д а н е! ”

Девочкам

оказалось

уд а в а л о с ь

с и л ь н ы м

мужчинам. Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывая, где и

как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся

по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка.

Участвовала она и в боевых операциях... Юную партизанку, выданную предателем

Игнатово,

расстреляли.

награждении

Михеенко

Отечественной

"Посмертно".

Витя Коробков

рисовать.

каменистом

старался

запомнить её, а потом рисовал в

тетрадку

загнутыми

уголками.

рисовать

крымские

мальчишками.

художником.

б ы с т р ы й,

т о л к о в ы й,

сообразительный

родился и вырос в Феодосии. Он

два раза был поощрён путёвкой в

пионерский

“Артек”.

действовало

подполье,

Витя стал его участником. Раз Витя

подобрал

немецкий

п р о п у с к,

п р и н ё с

типографию.

были напечатаны пропуска для разведчиков. Витя гнал по улице обруч: вроде бы

играл, а сам замечал танки в укрытиях, пулемёты, где и сколько разместилось

немецких

передавал

партизанам.

Расстрелян

отвагу”.

Аркадий Каманин

Он мечтал о небе, когда был ещё совсем

мальчишкой.

Петрович Каманин, лётчик, участвовал в

спасении челюскинцев, за что получил

Советского

отчего загореться сердцу мальчугана. Но

говорили:

подрасти.

началась

пошёл работать на авиационный завод,

аэродром

использовался

подняться

небо. Опытные пилоты, пусть всего на

несколько

случалось,

доверяли

ему вести самолёт. Однажды вражеской

Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и

мальчик посадил самолёт на свой аэродром. После этого Аркадию разрешили

всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды

подбитый

фашистами.

сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой

самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден

Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым

орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя

пятнадцать

сражался

фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил! Прошёл всю войну.

Имеет два ордена Красной Звезды и орден Красного Знамени.

Валя Зенкина

Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды,

рушились

крепости, и в городе Бресте. С первых

минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и

не вернулся, погиб героем, как многие

защитники

Брестской

крепости.

Валю фашисты заставили под огнём

пробираться

крепость,

передать

защитникам

требование

крепость

пробралась,

рассказала

зверствах

фашистов,

объяснила,

о р у д и я,

у к а з а л а

расположения

осталась

помогать

перевязывала

собира ла

подносила их бойцам. В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить

хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода

командование

Брестской

крепости

вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец

– иной возможности спасти их жизнь не было, – маленькая санитарка Валя

Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она

поклялась

продолжить

сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И

свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со

взрослыми. За отвагу и мужество награждена орденом Красной Звезды.

Валя Котик

Хмелевка

Шепетовского

Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным

вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты,

Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте

боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

Присмотревшись

мальчику,

партизаны

доверили

разведчиком

подпольной

организации.

расположение

вражеских

наметили

карательную

операцию

партизан,

выследив

гитлеровского

возглавлявшего карателей, убил его... Когда в городе начались аресты, Валя вместе

с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Мальчик, которому только-только

исполнилось

четырнадцать

сражался

взрослыми,

освобождая

вражеских

эшелонов,

взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом Отечественной

войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя

Котик погиб как герой в феврале 1944 года в городе Изяславле, защищая склад

боеприпасов. Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

Нина Куковерова

Каждое лето Нину и её младших

братишку

се стрёнку

вывозила из Ленинграда в деревню

Нечеперть,

молоко... Грохот, взрывы, пламя и

обрушились

ч е т ы р н а д ц ато е

пионерки

Куковеровой.

фашистов Нина стала партизанской

разведчицей.

запоминала,

сообщала

д е р е в н е

расположился

карательный

подступы

перекрыты,

разведчикам

пробраться. Вызвалась пойти Нина.

Полтора десятка километров шла она заснеженной равниной, полем. Не обращали

внимания фашисты на продрогшую, усталую девочку с торбой, а от её внимания

ничто не укрылось – ни штаб, ни склад горючего, ни расположение часовых. И

когда ночью партизанский отряд выступил в поход, Нина шла рядом с командиром

как разведчица, как проводник. Взлетели в ту ночь на воздух фашистские склады,

вспыхнул штаб, пали каратели, сражённые яростным огнём. Не раз ещё ходила на

пионерка,

награждённая

"Партизану

Отечественной

Посмертно

награждена орденом Отечественной войны 1 степени.

Лёня Голиков

Рос в деревне Лукино, на берегу

легендарное

Ильмень-озеро.

Когда его родное село захватил

враг, мальчик ушел к партизанам.

разведку,

приносил

сведения

партизанский

вражеские

рушились

горели вражеские склады... Был в

его жизни бой, который Леня вел

фашистским

генералом.

брошенная

мальчиком, подбила машину. Из

выбрался

гитлеровец

портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти

километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень

документы.

партизан

немедленно

переправил

самолетом

Москву. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный

герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая

Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под

партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза. В Новгороде стоит

памятник этому юному герою.

Зина Портнова

ленинградскую

пионерку Зину Портнову в деревне

Зуя, куда она приехала на каникулы,

– это неподалеку от станции Оболь

Витебской области. В Оболи была

подпольная

комсомольско-

молодежная

организация

мстители", и Зину избрали членом

комитета.

участвовала

дерзких операциях против врага, в

д и в е р с и я х,

р а с п р о с т р а н я л а

листовки, по заданию партизанского

разведку.

д е к а б р ь

возвращалась с задания. В деревне

предатель.

схватили

партизанку,

молчание

презрение

ненависть,

решимость

бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со

стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер

пыталась

настигли

Отважная

пионерка

замучена,

последней

оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила

ее подвиг высшим своим званием – званием Героя Советского Союза

Витя Хоменко

Свой героический путь борьбы с

фашистами пионер Витя Хоменко

прошел в подпольной организации

"Николаевский центр". ...В школе

немецкому

" о т л и ч н о "

п о д п о л ь щ и к и

п о ру ч и л и

у с т р о и т с я

офицерскую

столовую.

случалось,

обслуживал

офицеров в зале и прислушивался

к их разговорам. В пьяных спорах

выбалтывали

сведения,

интере совали

"Николаевский

Быстрого,

смышленого мальчишку офицеры

стали посылать с поручениями, а

вскоре и вовсе сделали посыльным

при штабе. Им и в голову не могло прийти, что самые секретные пакеты первыми

читали подпольщики на явке... Вместе с Шурой Кобером Витя получил задание

перейти линию фронта, чтобы установить связь с Москвой. В Москве, в штабе

партизанского

движения,

доложили

обстановку

рассказали

наблюдали в пути. Вернувшись в Николаев, ребята доставили подпольщикам

радиопередатчик, взрывчатку, оружие. И снова борьба без страха и колебания. 5

декабря 1942 года были схвачены фашистами и казнены десять подпольщиков.

Среди них два мальчика – Шура Кобер и Витя Хоменко. Они жили героями и

погибли как герои. Орденом Отечественной войны 1 степени – посмертно –

наградила Родина своего бесстрашного сына.

Дети войны

– самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришёл час –

они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нём

есть любовь к Родине и ненависть к её врагам. Их повзрослевшее детство было

наполнено

тяжёлыми

испытаниями,

придумай

талантливый писатель, в них трудно было бы даже поверить. Но это было, было в

истории нашей страны. И это не должно повториться.

Война - не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война - не место для детей!

Ребенку нужен теплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И елочные огоньки,

С горы веселое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!!!

Беседа

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Цель: познакомить детей с понятием Великая Отечественная война.

родились

называют

участвовало

человек.

Вторая

мироваявойна

продолжалась

сентября

Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. Был нанесен удар

неведомой силы. Гитлер напал на Советский Союз (Так раньше называлось наше

Отечество) сразу на большом пространстве - от Балтийского моря до Карпатских

гор (почти по всей нашей Западной границе). Его войска пересекли нашу границу.

Тысячи и тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим селам, и городам,

самолеты врага стали бомбить железные дороги, вокзалы, аэродромы. Для войны

Германия

подготовила

огромную

превратить

население нашей Родины в рабов и заставить их работать на Германию, хотел

уничтожить науку, культуру, искусство, запретить образование в России. Долгие

годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен. Великая Победа,

которую одержали во Второй мировой войне над фашистской Германией наши

навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы

человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто

горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился

на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради

работать

счастливыми! В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой

Отечественной войны.

Беседа

Почему война называется Великой

Отечественной?

продолжать

знакомить

событиями

подвигами

ОТЕЧЕСТВЕННА

человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В

самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней

участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа

в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и

духовных сил. Отечественной войной она называется потому, что эта война -

справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом

поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже

дети ковали победу в тылу и на передовой. Теперь вы знаете, что одна из самых

жестоких

кровопролитных

называлась

Отечественной войной. Победа Красной Армии в этой войне - главное событие в

Нападение

Германии

Советский

неожиданным. В эти июньские дни десятиклассники заканчивали школу, в школах

проходили выпускные балы. Юноши и девушки в светлых нарядных одеждах

танцевали, пели, встречали рассвет. Они строили планы на будущее, мечтали о

иностранных

выступил

нападении

фашисткой

Германии.

школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну,

становились бойцами Красной Армии. Бойцов, служивших в Красной Армии,

называли красноармейцами. Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все

народы Советского Союза поднялись на борьбу с врагом! Но в 1941 г. народ всеми

силами хотел помочь своей стране, попавшей в беду! И молодые, и пожилые люди

рвались на фронт и записывались в Красную Армию. Только в

первые дни войны записалось около миллиона человек! У призывных пунктов

собирались

стремились

защищать

Отечество!

масштабам человеческих жертв и разрушений эта война превзошла все войны,

которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей.

На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй

половина

великой датой - ДЕНЬ ПОБЕДЫ над Фашисткой Германией.

Беседа

ПРАЗДНИК «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

По пути к Великой Победе российского народа были и поражения в битвах и

Фашистких

освобождение

российских

основных

является

подписание

безоговорочной

капитуляции

фашистской

Германией

странами-победителями

(Великобританией,

Советским

побежденной

Германии

торжественно

отмечают

является

государственным праздником, который посвящен Дню Победы. В этот день люди

работают,

поздравляют

ветеранов

празднуют.

продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен, и Германия подписала акт

счастливого

миллионы

сражаясь

свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто

бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не

пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами,

ребята, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми! В памяти народной

навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны. Александр

Матросов

пожертвовал

амбразуру

вражеского

Александр

Матросов

товарищам.

Карбышев, оказавшись в лапах врага, не сдался, не предал Отчизну и был жестоко

замучен гитлеровцами. После долгих пыток его вывели раздетого на лютый мороз

и обивали водой до тех пор, пока генерал не превратился в ледяную статую. Юная

партизанка Зоя Космодемьянская была зверски замучена фашистами, но не

выдала своих боевых товарищей. Героев Великой Отечественной войны очень

много. Но имена многих тысяч солдат, совершивших подвиги и отдавших жизньза

остались,

народную

память о них, во многих городах, где велись ожесточенные бои, есть могилы

Неизвестного

мемориалы

памятники...

огонь», к ним возлагают цветы те, чью мирную жизнь они отстояли в боях. Никто

не забыт, ничто не забыто! Великая победа Великой войны победу Мы не должны

забывать! В боях отстояли деды Священную Родину-мать. Она посыла на битвы

Лучших своих сыновей. Она помогала молитвой И праведной верой своей. В

великой войне победу Мы не должны забывать, Для нас отстояли деды И жизнь, и

людей с букетами цветов вышли на улицы столицы. Люди смеялись, плакали,

незнакомые обнимали друг друга. Это, в самом деле, был праздник всего народа

радовались

величайшей

оплакивали

погибших.

стройными

победители.

поверженного

бросали их на брусчатку древней площади. Женщины, дети, молодежь и пожилые

встречали

отважных

обнимали, поздравляли с победой. В этот день на Красной площади столицы

состоялся торжественный парад войск, а вечером небо над Москвой вспыхнуло

поистине

всенародным

торжеством!

расцветают

улыбками

радости, пышными букетами цветов и яркими шарами, звучит торжественная

памятных

Поклонной

Неизвестного солдата, на площади перед Большим театром сбираются ветераны-

фронтовики. Их груди украшены орденами и медалями, полученными за подвиги

в Великой Отечественной войне. Они делятся с нами, своими благодарными

потомками, рассказами о лихой военной поре, встречаются со своими боевыми

друзьями. Торжества проходят во всех городах России! Идут годы. Вот уже

шестьдесят лет прошло со дня Великой Победы. Увы! Ветераны

состарились, многим из них уже больше восьмидесяти лет. Живых участников

войны остается все меньше и меньше. Дорогие друзья! Будем благодарны им за

то, что они победили в жестокой схватке с врагом, отстояли для нас родную землю

достойны

прадедов!

масштабам

человеческих жертв и разрушений Великая Отечественная война превзошла все

войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество

людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе

Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина -

граждане нашей страны. Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей

в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945

году не только Европу, но и весь мир. В боях за свою Родину советские солдаты

проявили поразительное мужество и бесстрашие. Битва шла за каждый кусок

празднуем

фашистской Германией. Вот как вспоминает этот день ветеран войны «Был день

Победы. Это действительно радость со слезами на глазах. Все выскочили из

землянок оттого, что кругом стрельба. Но тут раздались крики: «Войне конец!»

Все чужие друг другу, незнакомые, обнимаемся, плачем, смеемся». Огнем из

тысячи орудий, автоматов, пулеметов, ружей, словно салютом, отметили наши

воины конец Великой войны. А потом наступила удивительная тишина. Ни одного

выстрела... Эту мирную тишину так ждали миллионы людей, уже привыкшие к

бомбежкам,

Послушайте,

встречал

оказавшийся

недалеко

немецкого города.

Первый день мира

Душистая густая тишина,

Ни выстрел не звучит, ни взрыв.

Сегодня утром кончилась война,

И хоть кругом чужая сторона

Я чудом уцелел, я жив!

Друзей я вспомнил тех, кто никогда

Не выйдет в час рассветный на