Преподаватель дирижирования. Репетиторы дирижирования. Что умеет бакалавр дирижирования

Сибекова Г.С.

Профессиональная деятельность концертмейстера в классе хорового дирижирования.

Хоровое образование как органическая часть хорового искусства неразрывно связано с хоровым творчеством и исполнительством.

В комплексе решения проблем, направленных на повышение качества профессиональной подготовки обучающихся, важнейшее место занимает вопрос совершенствования процессов обучения и воспитания высокопрофессиональных специалистов-музыкантов.

Особое значение «музыкально-исполнительского содружества» учащегося-дирижера и концертмейстера в классе хорового дирижирования объясняется специфическими особенностями функций концертмейстера. Исключительность эта продиктована качественно иными особенностями функций концертмейстера в хоровом классе, которые отличают его деятельность от работы концертмейстера с представителями других исполнительских специальности.

Сложность заключается в том, что знания и практические навыки концертмейстер получает не в процессе обучения в вузе, а самостоятельно, непосредственно в хоровом классе. И здесь особая значимость в формировании квалифицированного специалиста принадлежит педагогам-хоровикам, коллегам-концертмейстерам и, конечно, личностным профессиональным качествам. От профессиональной деятельности концертмейстера в классе хорового дирижирования, зависит качественное образование и воспитание квалифицированных специалистов-хормейстеров. Особая исполнительская деятельность такого хормейстера заключается в исключительных условиях, отличных от других, когда роль хора, на котором следовало бы обучать дирижированию, выполняет концертмейстер за роялем. Обучающийся не имеет возможности пользоваться хором как инструмент для своей личной подготовительной работы,

Эти возможности ограничены. Таким инструментом является рояль, а точнее концертмейстер, который должен уметь играть «по руке», то есть следовать указаниям дирижера так, как это делает профессиональный хор.

Следует учитывать, что звук фортепиано- не реальный, условный звук, воображаемый хор или оркестр. Фортепиано- не цель дирижирования, а переходная ступень к воображаемому звуку. На это указывает и Казачков: «Основная трудность в том, что задача связать слух ученика с жестами, движениями и техническими приемами совершается не в реальных условиях обратной связи с хором (хор-дирижер), а в искусственных условиях (Дирижер-концертмейстер)». В дирижировании под фортепиано учащийся, ориентируясь на воображаемую им звучность хора, управляет реальным исполнением концертмейстера на фортепиано. Дирижер, руководствуясь в своих действиях внутренним слушанием некоего идеального замысла, должен слушать реальный результат дирижирования. С.Казачков подчеркивает «…дирижер должен обладать способностью и умением делать слышаемое видимым и видимое слышимым». Музыкальные образы. Слышимые дирижером. Рожденные его воображением и внутренним слухом. Становятся видимыми хору через дирижерский жест. Возникающий пластический образ вызывает у исполнителей слышание, адекватное дирижерскому. Увлеченный замыслом дирижера хор создает реальную звучность в соответствии с замыслом дирижера. Для осуществления своего влияния на расстоянии дирижер пользуется жестом, мимикой, взглядом, положении головы, корпуса, которые дают возможность прочесть его чувства. Жестикулятивная сторона обладает особой смысловой наполненностью. Содержание музыки является источником определенных двигательных приемов, музыкально осмысленных движений в дирижерской практике. Жест дирижера должен не следовать за музыкой, не иллюстрировать ее, а вызывать к жизни то или иное звучание, воздействовать на исполнителей и на исполнение. Такие профессиональные навыки хормейстер получает в специальном классе хорового дирижирования при активном участие концертмейстера. Овладев дирижированием «под фортепиано», учащийся использует этот навык перед хором, ибо навык реального управления концертмейстером за фортепиано содержит в себе важнейшие элементы управления живым хором на основе универсальной общности исполнительской техники. Обратимся к традициям и принципам хоровой школы К.К. Пигрова, которая основывается на сознательности восприятия изучаемого материала, на воспитании художественного образного мышления учащихся, на активном отношении к изучаемому произведению. Внутреннее представление исполнителем художественного образа-перво-причина поиска необходимых специфических средств, направленных на звуковое воплощение этого произведения. К.К.Пигрова значительное место занимает вопрос «о внутреннем видении» (воспроизведении в сознании), определяется его значение как метода в раскрытии художественного образа и воплощение в хоровом исполнительстве.

Отсутствие образного мышления,внутреннего видения приводит будущего дирижера-исполнителя только к демонстрации навыков владения техническими средствами. Способность к воображению, то есть к представлению внутренним видением зрительных образов-одна из особенностей художественного типа мышления. Умение вообразить воссоздать в памяти яркие картины, состояния, действия, и «заразив» своим видением хоровой коллектив, передать слушателям, - важное, обходимое профессиональное качество хорового дирижера.

Неразвитость эмоциональной культуры, стеснительность, несовершенство дирижерской техники учащегося могут привести неопытного преподавателя к неверным преждевременным выводам о непригодности обучающегося к профессиональной деятельности.Пробудить яркое внутренне видение у дирижера- хормейстера помогает концертмейстер, точнее его высокохудожественное исполнение. Поэтому важно «музыкально-исполнительского содружество» учащегося- дирижера и концертмейстера, и понимание концертмейстера своих задач, направленных на раскрытие художественного содержания произведения. Г.Нейгауз: «…на рояле воплощаются чувственные и конкретные звуковые образы, все реальные многообразные тембры и краски человеческого голоса и всех на свете инструментов»

Н.М.Данилин выдающийся дирижер, придавал особенное значение умению играть партитуру на фортепиано «по хоровому». Это означает, что хоровую партитуру надо исполнять на фортепиано, соблюдая, в частности, необходимые для певца цезуры, возобновляя в положенных местах дыхание. Данилин особенно требовал передачи на фортепиано вокальной связности звука. Учил также играть специфическим, дирижерским приемом извлечения звуках. Мастерство концертмейстера не только в условиях концертного выступления (или на экзамене), но и в процессе повседневной работы выступает как исполнитель.

Когда учащийся, ориентируясь на воображаемую им звучность хора, управляет реальным исполнением концертмейстера на фортепиано,то игра концертмейстера зависит от дирижирования ученика. Помимо трудности состязания фортепиано с хоровым звучанием при исполнении хоровых партитур возникает сложная задача исполнительского анализа хорового произведения. Начинать анализ лучше всего с конкретных культурно-исторических условий, в которых протекала жизнь и деятельность, как поэта, так и композитора, формировались их эстетические взгляды: с определения основных черт хорового письма композитора и стилевых тенденции его творчества. Верное понимание и передача исполняемой музыки является, наряду с другими задачами одной из важных проблем, которые стоят перед концертмейстером в классе хорового дирижирования. Повседневная работа в специальном классе- это изучение музыкального произведения с главной целью исполнить его. С помощью фортепиано можно выучить произведения, подробно разобрать и поднять его форму, осмыслить стиль композиции (автора), определить ладотональный план, метроритмическое строение, способы отражения музыкой текста и другие аспекты. Исполнительский процесс разделяется на постижения и воплощение, при котором концертмейстер играет важную роль на этапе изучения и постижения хорового произведения.Дирижерское управление игрой концертмейстера, с одной стороны, дает обучающемуся- хоровику ценнейший опыт, который поможет ему в дальнейшем в формировании, становлении его творческого профессионализма, с другой стороны, позволяет выявить особые возможности фортепиано и фортепианной игры, углубить представление о творческих задачах пианиста как

концертмейстера.

******************************************************************

Сибекова Г.С.

Творческая личность в активной деятельности- показатель мастерства учителя .

Стратегия всестороннего обновления современного общества требует качественных изменений в подготовке педагогических кадров- учителей музыки. Значительная роль здесь принадлежит творчеству. Творчество в исследованиях ученых рассматривается как деятельность индивида направленная на получение нового, совершенного. По словам В.А. Сухомлинского, творчество- это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и правлением ее сил в активной деятельности, в которой раскрывается мир личности, мастерство. Лаборатория творчества необходима каждому, кто готовиться стать учителем. Она должна складываться из психолого- педагогических наблюдений, накопления всевозможных методических приемов преподавания, разработок вариантов уроков, их фрагментов, сбора наглядных материалов. Педагогическое творчество учителя школы во многом обусловлено спецификой его деятельности. А так как педагогический процесс постоянно связан с творческими поисками, учителю приходиться работать в изменяющихся условиях, быть готовым к нахождению выхода ы создавшихся педагогических ситуациях. Причем, творческий процесс между учителем и классом взаимосвязан, ибо творческий поиск возможен лишь при условии совместных коллективных условий. Рассматривая работу учителя музыки- музыкальный педагог в общеобразовательной школе должен быть и теоретиком и музыкальным этнографом, исполнителем, владеющим инструментом, чтобы всегда быть готовым направить внимание в ту или другую сторону. В самом деле, чтобы поднять активность детей, заинтересовать их, сделать свой урок насыщенным, эмоциональным, учитель музыки должен творчески подходить к процессу преподавания.

«Учитель должен обладать творческой интуицией, быстротой реакции, талантом исследования.»-считает О.А. Апраксина. Творчество в деятельности педагога может проявляется в исполнении музыкальных произведений на инструменте и голосом, рассказе или беседе о композиторе, сочинении и т.д, то есть он должен обладать исполнительским творчеством.

Творчество учителя музыки особенно ярко проявляется в исполнительстве. Проведение урока музыки нельзя представить без широкого использования различных форм исполнительства: пения, дирижирования, исполнения на музыкальном инструменте, аккомпанирования, музицирования. Исполнительская деятельность учителя заключает в себе огромные возможности для раскрытия своих индивидуальных творческих особенностей, она максимально развивает самостоятельность, привлекает прошлый эстетический опыт, устанавливает нужные ассоциативные связи.Выдающий режиссер К.С. Станиславский специально выделяет качества исполнителя: «Нужны наблюдательность, впечатлительность, память, темперамент,фантазия, воображение……вкус, ум, чувство внутреннего и внешнего ритма и темпа, музыкальность, искренность, непосредственность, самообладание, находчивость, сценичность и пр., нужны выразительные данные, чтобы воплощать создания таланта, т.е. нужен хороший голос, выразительные глаза, мимика, линия тела, пластика и пр.» Творчество учителя музыки рассматривается нами как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качества творческой личности, умственной активности, способности быстро схватывать материал, находчивости, смекалки, изобретательности, целеустремленности, самостоятельности в выборе оптимального варианта решения задачи, трудолюбия. Творчество, индивидуальность проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца. В деятель ности учителя-музыканта она предполагает:музыкально-педагогическую импровизацию- способность быстро переключаться, в сложившейся ситуации находить правильное оптимальное решение; использование новых, эффективных, разнообразных методов, приемов обучения при организации слушания музыки, хорового пения с целью активации познавательной деятельности учащихся; способность находить дополнительный методический и музыкальный материал для занятий на уроках и вне их. Кроме того, наши наблюдения показывают, что активность учителя проявляется при проведении педагогического эксперимента, в составлении наглядных учебных пособий, при конструировании методов и приемов преподавания, организации внеклассной музыкальной работы в школе и т.д. Высшая ступень творчества учителя музыки- самостоятельная исследовательская деятельность. Она необходима учителю, так как его работа немыслима без самообразования в расширении границ навыков и умений. Исследовательская деятельность учителя проявляется в:

Способности к анализу и собственному выводу и обобщению фактов, установлению причинно-следственных связей явлений;

Выполнении методических работ (статья, рекомендации, сборники, доклады и др.) по проблемам музыкальной педагогики;

Нахождении совершенных методов, приемов преподавания, организации внеклассной музыкальной работы с учащимися;

Исполнительской деятельности (поиск собственной интерпретации музыкального произведения и т.п.).

Проводя интересную и содержательную работу по пропаганде музыкального искусства, педагог- музыкант выступает перед детской аудиторией в качестве лектора и исполнителя-иллюстратора. Темы разрабатываются для учащихся разных возрастов с учетом знаменательных дат, событий общественно-политической и культурной жизни РК, за ее пределами, юбилейных дат композиторов и музыкальных деятелей, тематики альтернативных программ по музыке. От учителя музыки требуется владение речью и сценическим мастерством, умение ясно и убедительно построить лекцию или беседу, логически взаимосвязь ее содержание с музыкальным произведением.Творчество учителя предполагает умение использовать на уроках разного рода сравнений, сопоставлений, вытекающих из многообразия жизненных связей музыки. Это очень важно для музыкального воспитания школьников, ибо одной из главных задач обучения является формирование у них правильной оценки явлений и событий,о которых повествует сама музыка.С этой целью важное значение приобретает использование на уроках произведений изобразительного искусства. Зрительно-наглядные средства обучения (репродукции картин, графические иллюстрации, слайды, диапозитивы и др.),вызывая у учащихся определенный строй мыслей, чувств, переживаний и т.п., формируют у них ясное представление об окружающей жизни; позволяют глубже раскрыть содержание, усилить желаемое впечатление от воспринимаемой музыки. Поисковая деятельность учителя музыки, связанная с творческим подходом к отбору и применению произведений изобразительного искусства, вырабатывает у них самостоятельность, инициативу, широкую свободу в оперировании методами, приемами работы с учащимися. Проблема творчества в деятельности учителя- музыканта выступает в качестве побудителя в стремлении овладеть избранной специальностью, выявлять эффективные способы ее совершенствования. Важными компонентами творчества здесь являются:

Способность находить новые оптимальные методы, приемы музыкальной работы с учащимися;

Умение в ходе педагогического эксперимента выделить главное, особенное для решения учебно-воспитательных задач;

Перенос усвоенных методических приемов работы в изменяющиеся условия.

Ориентированность на развитие творческого начала личности сегодня является одним из приоритетных направлений в создании новых концепций воспитания и образования подрастающего поколения. Осознание трудностей, поиск методов и приемов их преодоления достижение даже незначительных успехов в музыкальной работе со школьниками пробуждают у учителя музыки веру в свои силы, рождают потребность в самообразовании и самосовершенствовании, без чего педагог- творец не может состояться.

****************************************************************

О кафедре

Заведующий кафедрой:

Электронная почта:

[email protected]

Местонахождение:

ул.Поварская, дом 30-36 стр.1, 2 этаж, 21 каб.

Название структурного подразделения

О кафедре:

Кафедра оркестрового дирижирования была организована на факультете народных инструментов в 1967 году. Возглавил её опытный музыкант, заслуженный деятель искусств Карелии, доцент Сергей Засимович Трубачёв. Он был замечательным организатором коллектива педагогов, творчески подходил к процессам обучения и воспитания студентов – будущих дирижёров. По его инициативе на кафедре была организована ассистентура–стажировка для преподавателей вузов, где обучались дирижёры из Свердловска, Челябинска, Ростова-на-Дону, Краснодара, Минска, Львова, проходили стажировку преподаватели областных музыкальных училищ. Кафедра под руководством С.З.Трубачева проводила большую научно- методическую работу. С.З.Трубачёв был выдающимся педагогом, его класс окончило более 30 выпускников. Среди них – лауреат III Всесоюзного конкурса дирижёров, народный артист России А.Лазарев, работавший долгое время главным дирижером ГАБТА; заслуженный артист России, профессор Воронежской академии искусств М.Швецов, оперно-симфонический дирижёр, профессор кафедры оркестрового дирижирования РАМ имени Гнесиных П.Ландо; профессор кафедры хорового дирижирования В.Сорокин и др.

Основой кафедры были преподаватели: композитор Ю.Н.Шишаков, О.М.Огарков, С.Г.Делициев, С.С.Сахаров, С.П.Горчаков, А.П.Иванов-Радкевич, П.Л.Шпитальный, В.В.Гаврилов, Г.В.Тихомиров, А.Б.Поздняков, В.Л.Дегтяренко, Д.В.Свечков, Б.Б.Егоров, Н.И.Квитко, А.Д.Польшина, М.С.Колчева, В.И.Бахарев, Р.А.Алтаев, В.М.Зиновьев. Из этих педагогов необходимо отметить заслуженного деятеля искусств, профессора А.Б.Позднякова, воспитавшего целую плеяду талантливых, известных и выдающихся дирижёров: Н.Н.Некрасов – народный артист СССР, лауреат Государственной премии, зав. кафедрой оркестрового дирижирования, профессор РАМ имени Гнесиных, художественный руководитель и главный дирижёр Академического оркестра русских народных инструментов Российской радиовещательной компании; А.Н.Лазарев – народный артист России, главный дирижёр ГАБТ России; А.В.Тихонов – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Санк-Петербургской ГК имени Н.А.Римского-Корсакова; М.Г.Солопов – заслуженный деятель культуры и искусства Белоруссии, профессор Белорусской академии музыки; Б.М.Егоров – заслуженный деятель искусств РФ, декан ФНИ, профессор РАМ имени Гнесиных; В.М.Зиновьев – зав. кафедрой оркестрового дирижирования (1981-1985), профессор РАМ имени Гнесиных; Г.П.Черничка – заслуженный артист России, профессор Новосибирской ГК имени М.И.Глинки; А.А.Тимошенко – заслуженный деятель искусств РФ, композитор, профессор Воронежского ГИИ; Ю.В.Филатов – заслуженный артист России, зав. кафедрой оркестрового дирижирования Воронежского ГИИ; Б.С.Ворон – заслуженный артист России, зав. кафедрой оркестрового дирижирования для исполнительских специальностей, профессор РАМ имени Гнесиных; В.И.Лавришин – заслуженный деятель искусств РФ, зав. кафедрой оркестрового дирижирования, профессор ЧГАКИ; В.Б.Кукушкин – зав. кафедрой народных инструментов, доцент Саратовской консерватории имени А.В.Собинова; С.Ф.Лукин – народный артист РФ, профессор МГИМ имени Шнитке и многие другие.

В 70-80-е годы на кафедре начинают преподавать: П.Б.Ландо, С.И.Скрипка, В.В.Чистяков, Б.С.Ворон, В.П.Андропов, Б.И.Демченко и выпускник ГМПИ имени Гнесиных (ассистент-стажер класса инструментовки заслуженного деятеля РФ, профессора Ю.Н.Шишакова) Б.С.Иванов.

В 1981 – 1985 кафедрой оркестрового дирижирования руководил профессор В.М.Зиновьев. В этот период значительно активизировалась методическая работа педагогов кафедры с подшефными музыкальными училищами, стали регулярно проводиться смотры – конкурсы оркестров народных инструментов. Это позволило поднять на более высокий художественный уровень коллективное исполнительство на русских народных инструментах. В первом же конкурсе оркестров русских народных инструментов победителями стали: ОРНИ Государственного музыкального училища имени Гнесиных (Художественный руководитель и дирижёр Б.С.Ворон) и ОРНИ Коломенского музыкального училища (Художественный руководитель и дирижёр В.Д. Брагаренко). Многие оркестры музыкальных училищ стали настоящими центрами пропаганды народно-инструментального искусства не только в своих городах, но и в других регионах России и за рубежом (оркестры и ансамбли Коломны, Калуги, Тулы, Твери, ГМУ им. Гнесиных, ММУ им. Октябрьской революции и др.). Оркестр баянистов ГМПИ им. Гнесиных (Художественный руководитель и дирижёр профессор В.М.Зиновьев) с большим успехом выступал на музыкальных фестивалях в Югославии, США, Франции; гастролировал в Австрии, Финляндии, США; сделал ряд записей на радио и телевидении, издал грампластинку на фирме «Мелодия». В 1985 году на базе ГМУ им. Гнесиных и ГМПИ им. Гнесиных Б.С.Ворон создаёт Камерный русский оркестр (ныне Концертный русский оркестр «Академия»). И в этом же году на XII Международном фестивале молодёжи и студентов в Москве руководитель и оркестр становятся лауреатами фестиваля. Оркестр активно гастролирует от Росконцерта по городам России: Улан-Удэ, Чите Красноярске, Челябинске, Норильске и др. А в 1992 этот коллектив получает Гран-при в г.Брухзале и гастрольный тур по 8-ми городам Германии. Оркестр существует по сегодняшний день, в 2015 году ему исполнится тридцать лет со дня основания. С оркестром записан целый ряд компакт-дисков, один из них двойной альбом со «Славянским дуэтом», Бояном Йовановичем (Сербия) и Сергеем Федоровым (Россия).

С 1985 года кафедру оркестрового дирижирования возглавил народный артист СССР, лауреат Государственной премии, художественный руководитель и главный дирижёр Академического оркестра русских народных инструментов Всероссийской Гостелерадио компании (ВГТРК) Н.Н.Некрасов. В этот период решением ученого совета происходит реорганизация кафедры, в её ряды вливаются дирижеры духового оркестра. На кафедру приходят известные мастера духового искусства: народный артист России Н.П.Сергеев, заслуженный деятель искусств Н.М.Михайлов, Н.Ф.Петухов, С.А.Суровцев, а также оперно-симфонические дирижеры: народный артист Азербайджана, профессор К.А.Абдуллаев; народный артист Украины, профессор В.М.Кожухарь; народный артист РФ, профессор Г.П.Проваторов; народный артист РФ, профессор Э.А.Серов; заслуженный деятель искусств РФ, профессор С.И.Скрипка; заслуженный деятель искусств РФ, профессор В.В.Беляев; заслуженный деятель искусств Казахстана, профессор Т.К.Мынбаев; заслуженный артист России и Украины, профессор В.Г.Лебусов; преподаватель В.Р.Феллер (класс народного артиста СССР, профессора Н.Н.Некрасова);

С 1998 – 2007 кафедрой руководил народный артист РФ, академик РАО, профессор С.М.Колобков. В этот период на кафедре начинают работать молодые музыканты, выпускники академии: И.Ю.Громов (класс профессора В.М.Зиновьева); В.М.Шкуровский (класс профессора, заслуженного артиста России Б.С.Ворона); Д.В.Тарасов (класс профессора, народной артистки РФ, Г.Д.Рождественской и ассистентуру-стажировку в классе заслуженного деятеля искусств Казахстана Т.К.Мынбаева) ; Н.А.Хондо (класс профессора, народного артиста России, лауреата Государственной премии РФ К.Е.Волкова); В.В.Кузовлев, Н.А.Фролов (класс профессора, академика, народного артиста РФ С.М.Колобкова); после окончания ассистентуры-стажировки А.И.Цеп (класс профессора В.М.Зиновьева).

В 2002 году кафедра проводит I Всероссийский фестиваль современной музыки для русского народного оркестра «Музыка России», организуется центр современной музыки для русского народного оркестра. Этот фестиваль объединил творческие силы композиторов и дирижеров профессиональных и учебных оркестров России. В 2006 году на кафедре открывается специализация по направлению оперно- симфонического дирижирования.

С 2008 года кафедрой руководит профессор, заслуженный артист России, заслуженный деятель Московского музыкального общества Б.С.Ворон. В этот период на кафедру приглашаются известные музыканты – дирижеры и композиторы. Один из выдающихся музыкантов (выпускник ГМПИ имени Гнесиных), народный артист СССР, лауреат государственной премии имени М.И.Глинки, художественный руководитель и главный дирижер БСО имени П.И.Чайковского В.И.Федосеев; народный артист России, художественный руководитель Астраханского государственного музыкального театра, дирижер ГАБТ, профессор В.П.Андропов; народный артист России, начальник военно-оркестровой службы Вооруженных сил России, главный военный дирижер, член Союза композиторов России, профессор В.М.Халилов; заслуженный деятель искусств РФ, профессор Н.К.Сурин; народный артист России В.Л.Иванов; заслуженный артист России, художественный руководитель и главный дирижер Президентского оркестра России А.Н.Орлов; член Союза композиторов Москвы, лауреат всероссийских и международных конкурсов К.В.Акимов; начальник военно-оркестровой службы внутренних войск МВД России, главный военный дирижер О.Н.Плотников; лауреат премии Геннадия Рождественского А.С.Рейн; заслуженный артист России, профессор А.Э.Мишурин; заслуженный деятель России, доцент В.Г.Пешняк; доцент С.С.Вольский; заслуженный работник культуры, профессор В.Р.Худолей.

С 2008 года Б.С.Ворон является художественным руководителем Всероссийского фестиваля современной музыки для русского национального оркестра. С 2014 года впервые прошел I Международный фестиваль национальных оркестров мира и XII Всероссийский фестиваль-конкурс современной музыки для русского национального оркестра «Музыка России». Впервые был организован всероссийский конкурс по инструментовке, который является важным связующим звеном в образовании дирижера. В 2013 году на кафедру приглашён на должность доцента выпускник факультета военных дирижёров Московской государственной консерватории (класс Заслуженного деятеля искусств, профессора Казанова М.М.) и по второму образованию выпускника факультета историко-теоретико-композиторского РАМ имени Гнесиных (класс Заслуженного деятеля искусств РФ, профессора, члена Союза композиторов России Чернова Г.В.).

В 2014-2015 учебном году членами кафедры стали: доцент В.А.Панин – член Союза композиторов Москвы, в прошлом выпускник ГМПИ имени Гнесиных (класс народного артиста РФ, профессора П.И.Нечепоренко и по второму образованию композиторский факультет (класс заслуженного деятеля искусств, профессора, члена Союза композиторов России Н.И.Пейко); О.В. Тарасов – выпускник ГМПИ имени Гнесиных (класс баяна заслуженного артиста РФ, профессора В,А.Вострелова и класс дирижирования заслуженного деятеля искусств РФ, профессора А.Б.Позднякова); Соколов Н.П. выпускник факультета военных дирижёров Московской государственной консерватории (класс Заслуженного артиста Украины, профессора Уманца А.Ф.) и выпускник по второму высшему образованию факультета оперно-симфонического дирижирования Уральской государственной консерватории (класс Народного артиста РФ, профессора Колобова Е.В.).

В плане кафедры проведение Международного конкурса дирижеров национальных оркестров мира имени Заслуженного деятеля искусств, профессора А.Б.Позднякова; Международного конкурса дирижеров духовых оркестров имени Заслуженного деятеля искусств, профессора Н.М.Михайлова и много других проектов.


председатель предметно-цикловой комиссии

художественный руководитель и главный дирижёр оркестра русских народных инструментов и камерного оркестра,


стаж работы в качестве преподавателя: 8 лет

Выпускник Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке (специальность «оркестровое дирижирование»), класс профессора И.Ю. Громова, (2011 год) и Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, кафедра оперно-симфонического дирижирования, класс профессора Г.Н. Рождественского (2016 г.).

В Московском областном музыкальном колледже имени С.С. Прокофьева работает с 2011 года. Является художественным руководителем и главным дирижёром оркестра русских народных инструментов и камерного оркестра.

...


преподаватель высшей категории
общий стаж работы (на 01.09.2019): 40 лет
стаж работы в качестве преподавателя: 39,1 лет

Родился в 1955 году в Подмосковном городе Электросталь. Любовь к музыке и музицированию на баяне воспитал замечательный и талантливейший педагог – Леонид Викторович Горячев. В 1971 году поступает во 2-ое Московское областное музыкальное училище в класс Заслуженного работника культуры России В.И. Логачева, которое с отличием заканчивает в 1975 году.

...

дирижёр духового оркестра, преподаватель дисциплин дирижёрского цикла, кандидат наук

общий стаж работы (на 01.09.2019): 6 лет
стаж работы в качестве преподавателя: 5 лет

Родился в 1981 году, окончил музыкальную школу по классу фортепиано и музыкальное училище по классу трубы (2000 г.) В 2005 году С.В. Буймистр завершил обучение на военно-дирижёрском факультете при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

Годом позже, после окончания аспирантуры (кафедра инструментовки и чтения партитур института военных дирижеров Военного университета, 2010 г.) С.В. Буймистр успешно защитил кандидатскую диссертацию по искусствоведению в МГК им. П.И. Чайковского (тема исследования – «История оркестровой педали как элемента функциональной музыкальной ткани», 2011 г.), имеет ряд публикаций в научных журналах.


...

концертмейстер отдела
концертмейстер первой категории
общий стаж работы (на 01.09.2019): 17 лет
стаж работы в качестве концертмейстера: 17 лет

В 2004 году с отличием окончила Московский областной музыкальный колледж имени С.С. Прокофьева. Училась в классе Нины Викторовны Миловановой, Натальи Васильевны Артемьевой. За годы обучения в колледже стала лауреатом фестиваля «Дни юного органиста», «Новые имена Подмосковья» (как участник камерного ансамбля), победителем I Открытого Конкурса композиции и импровизации имени С.С. Прокофьева, участвовала в I Международном юношеском конкурсе композиции имени Альфреда Шнитке. В 2012 году окончила Российскую Академию Музыки имени Гнесиных (факультет «Специальное фортепиано», класс профессора Григория Борисовича Гордона). В настоящее время является ассистентом-стажёром на кафедре специального фортепиано в РАМ имени Гнесиных (класс профессора Г. Б. Гордона).

...

дирижёр оркестра русских народных инструментов преподаватель дисциплин дирижёрского цикла
преподаватель первой категории
общий стаж работы (на 01.09.2019): 12 лет
стаж работы в качестве преподавателя: 12 лет

Кирилл Александрович Горячкин (род. 1982 г.) – выпускник РАМ им. Гнесиных (класс балалайки – заслуженный артист РФ, профессор В.Б. Болдырев, класс дирижирования – заслуженный артист РФ, профессор Б.С. Ворон).
Лауреат премии Правительства Москвы работникам государственных учреждений культуры города Москвы.
Дипломант I Всероссийского студенческого конкурса дирижёров оркестров русских народных инструментов.
В МОМК имени С.С. Прокофьева работает с 2017 года дирижёром Оркестра русских народных инструментов и преподавателем дисциплин дирижёрского цикла.
...

композитор, преподаватель дисциплин дирижёрского цикла, кандидат наук
преподаватель высшей категории
общий стаж работы (на 01.09.2019): 11 лет
стаж работы в качестве преподавателя: 11 лет

Григорий Зайцев (1983) – композитор, кандидат искусствоведения, член Правления Союза московских композиторов (2012-2017), член Союза московских композиторов, член Союза композиторов РФ, председатель предметной комиссии оркестрового дирижирования Московского Государственного Института Музыки им. А. Шнитке (2013-2016), доцент кафедры философии, истории, теории культуры и искусства Московского Государственного Института Музыки им. А. Шнитке, доцент Института журналистики и литературного творчества (Москва), доцент Белгородского института искусств и культуры, руководитель лаборатории Актуального Искусства Шнитке-Центра (2016-2017), руководитель ансамбля современной музыки «Свобода звука» (с 2011), лауреат более 20 Всероссийских и международных композиторских конкурсов (проходивших как в России, так и за рубежом), инициатор и руководитель просветительского проекта «Булез-Ликбез» (с 2016). Общий стаж педагогической работы – 10 лет, стаж работы в ВУЗах – 8 лет.

В Московском областном музыкальном колледже имени С.С. Прокофьева Григорий Зайцев начал работать с 2017 года (предметная комиссия оркестрового дирижирования).

...

преподаватель дисциплин дирижёрского цикла
преподаватель высшей категории
общий стаж работы (на 01.09.2019): 39 лет
стаж работы в качестве преподавателя: 32 года

общий стаж работы (на 01.09.2019): 29 лет
стаж работы в качестве концертмейстера: 29 лет

В 1990 году с отличием окончила 2-ое московское областное музыкальное училище, класс фортепиано преподавателя Ерошкина Г.М., концертмейстерский класс и камерный ансамбль – класс преподавателя Артемьевой Н.В. В 1995 году – Cаратовскую государственную консерваторию им. Л. Собинова, класс профессора Шугома Л.И.

...

концертмейстер отдела
концертмейстер высшей категории
общий стаж работы (на 01.09.2019): 22 года
стаж работы в качестве концертмейстера: 22 года

Окончила Московский областной музыкальный колледж имени С.С. Прокофьева в 1997 году по специальности «Фортепиано» в классе Гарри Телемаковича Арутюняна. В 2002 году окончила Московский государственный гуманитарный университет (МГОПУ) имени Шолохова по двум специальностям: «Концертмейстер» в классе доцента Российской академии музыки имени Гнесиных, композитора Андрея Иштвановича Микиты; и по специальности «История Мировой культуры» у доктора искусствоведческих наук, профессора, автора целого ряда книг по истории мировой культуры - Рапацкой Людмилы Александровны.


Павлодарский государственный университет

им. С.Торайгырова


Факультет филологии, журналистики и искусства
Кафедра исполнительского искусства

МЕТОДИКА

ПРЕПОДАВАНИЯ ХОРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ

Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности «Музыкальное образование»

(для внутривузовского пользования)

Павлодар


УДК 784.1(07)

кандидат педагогических наук, доцент Сметова А.А.


Составитель У.К. Негманова
М54 Методика преподавания хорового дирижирования: методические указания к практическим занятиям / сост. У.К.Негманова. – Павлодар, 2007 – 23 с.

Методические указания по предмету «Методика преподавания хорового дирижирования» предназначены для студентов очной и заочной формы обучения.

Тематика практических занятий охватывает весь курс изучаемой дисциплины. Дополнительно к практическим занятиям предлагаются упражнения для развития техники и упражнения для развития воли.

Методические указания разработаны в соответствии с ГОСО РК 3.08.006 – 2004 и типового учебного плана специальности.

УДК 784.1(07)

ББК 85.314я7


© Негманова У.К., 2007

© Павлодарский государственный университет

им. С.Торайгырова, 2007

Введение
Содержание дисциплины «Методика преподавания хорового дирижирования» обобщает знания полученные студентом на уроках хорового цикла: по дирижированию, хороведению и в хоровом классе.

Курс призван подготовить студента к профессиональной деятельности,как руководителя хорового коллектива, так и преподавателя по классу дирижирования.

Методические указания по предмету «Методика преподавания хорового дирижирования» включают материалы постепенного овладения техникой дирижирования в классе на практических занятиях и при самостоятельной работе студента.

Практические занятия курса рассчитаны на обучение и развитие навыкам техники дирижирования, которая составляет тот фундамент, на который опирается дирижер при решении художественных задач, так как именно техника является основным средством общения дирижера с коллективом. Овладение техникой дирижирования, в частности техникой рук,- процесс очень сложный и длительный, достигается путем большой самостоятельной работы.

Студент должен развить гибкость, пластичность, «свободу » рук, овладеть практически рядом приемов, выполняя их абсолютно непринужденно, внешне очень просто легко , без большой затраты физических сил, почти автоматически.

Однако студенты должны понимать, что техника, свободное владение дирижерским аппаратом должна сочетаться с его общим музыкальным развитием. Дирижер активно участвует в исполнении только через посредство жеста, без него он становится «немым». У дирижера, хорошо владеющего техникой, язык жестов полностью заменяет язык слов, и исполнители могут свободно «читать» по руке дирижера все его требования. Отсюда становится ясным, какое большое значение приобретает владение техникой дирижирования для каждого руководителя хора.

В работе предложены упражнения для развития техники, которые полезны тем, что позволяют сосредоточить все внимание студента исключительно на ритмической и динамической сторонах техники дирижирования.

Совершенствовать навыки и воспитывать личность дирижера можно бесконечно. Данные методические указания рассчитаны в помощь студенту, для формирования основных навыков и представлений молодых дирижеров.


  1. Технические средства дирижирования

Дирижер управляет хором при помощи дирижерского аппарата. В него включается: руки, голова (лицо, глаза) корпус, ноги.

Постановка корпуса. На первых уроках преподавателю приходится уделять большое внимание правильной постановке корпуса и предупреждать возможные недостатки. Они могут проявляться в согнутом положении корпуса, сутулости. Фигура дирижера должна быть свободной естественной, без напряжения. Если студент качается из стороны в сторону - это мешает восприятию его хором. Ноги обязательно опираются на всю ступню, равномерно распределяя тяжесть тела.

Наибольшей выразительности следует добиваться исключительно руками, не прибегая к помощи корпуса.

Свобода рук дирижера . Первое условие, предъявляемое к рукам дирижера - их полная свобода, то есть независимость их движений от корпуса, ненапряженность мышц.

Скованные руки не дают дирижеру возможности легко и полно передать хору свои намерения. Чувствуя неубедительность своих жестов, такой дирижер начинает «в помощь» рукам так же двигать и корпусом, головой, словом прибегать к ненужным и мешающим действиям.

Начать занятия по тактированию лучше всего с освобождения рук.


  1. Упражнения для устранения зажатости рук

Зажатость рук можно устранить с помощью специальных упражнений.

Упражнение 1 Студент стоит прямо, руки опущены свободно вдоль корпуса , мышцы их полностью освобождены. Одна рука поддерживает другую около запястья и медленно поднимает ее до уровня груди. Поднимаемая рука лежит свободно со свешенной вниз кистью. При этом у студента должно появиться ясное ощущение различия поведения обеих рук: поддерживающая рука включает только те мышцы, которые необходимы для поднятия ее самой и для поддержания другой руки. Вторая – свободно лежит на первой, полностью выключив свою собственную мускульную энергию. Секунд пять руки остаются в этом положении неподвижными. Далее поддерживающая рука моментально выключает свою (поддерживающую) энергию. Поддерживаемая рука тотчас же бессильно падает вниз под действием собственной тяжести. («как плеть»)

Падения не произойдет, если рука была не полностью освобождена, а сохранила часть своей энергии. В этом случае она опустится не совсем свободно. Упражнение следует проделывать до тех пор, пока в руке не появиться ощущение ее полной свободы. Далее функции рук следует поменять местами.

Упражнение 2 Исходное положение то же. Левая рука медленно и спокойно поднимается вперед-вверх до высоты плеча без поддержки правой. Кисть в процессе не участвует и бессильно свешивается вниз. Проверить степень ее свободы можно путем похлопывания ее правой (свободной) рукой.

По истечении 5 – 10 секунд, энергия, поддерживающая руку, выключается, и рука свободно падает вниз. Упражнение следует повторять обеими руками, сначала поочередно, затем вместе до полного их освобождения. И только тогда, когда это будет достигнуто, можно перейти к следующим упражнениям.

Упражнение 3 Поднять обе руки вверх. Напрячь мышцы рук, затем снимаем напряжение поочередно с пальцев, с кистей, от локтя и полностью со всей руки, одновременно опуская руки вдоль тела. Упражнение помогает студенту осознать, что такое напряжение в руках, и что означает полностью свободная рука. Выполнить 3 раза.

3 Ауфтакт
К извлечению звука исполнитель должен подготовиться.

Предупредительное начальное движение называемое ауфтактом предопределяет и готовит импульс к возникновению звучания.

Ауфтакт готовит: наступление данной счетной доли такта, момент возникновения звучания, темп, характер и динамику музыки. Так, медленный ауфтакт предшествует возникновению медленной музыки. Напротив, быстрый, активный жест предваряет звучание подобного же характера.

Готовясь к ауфтакту, рука ставится в исходное положение, которым является место предыдущей доли такта. Путь руки к первой доле такта выглядит так:

__________________

__________________


__________________
__________________
Ауфтакт (как и все тактирование) производится свободной рукой, однако жест насыщенный, так как вялый и безвольный жест не дает достаточного представления вызываемой им музыке. Количество ауфтактов равно количеству счетных долей.

Халық әні-Ғайни

Е.Хасангалиев –Ауылым әнім

Е.Хасангалиев- Гүл сезім

Абай –Айттым сәлем Қаламқас
Теоретическая часть
Изучение произведения, данные о композиторе и эпохе, в которую он жил. Стиль произведения. Наиболее значительные сочинения этого композитора и наиболее выдающиеся произведения иных видов искусств той же эпохи. Понятие об образах и литературной программе произведений.

Гармонический анализ и разбор формы произведения. Сольфеджирование всех голосов, как по горизонтали, так и по вертикали.

Воспроизведение на фортепиано основных тем и разделов произведения в настоящих темпах, динамике, характера и фразировке.

Практическая часть
Техника рук как средство для воспроизведения музыки хором. Постановка корпуса, свобода рук, упражнения по освобождению рук. Понятие о раздельных функциях рук, выработка техники удара. Дыхание. Кисть руки. Простые схемы «на раз», «на два», «на три», «на четыре». Практическое применение тактирования и схем на музыкальном материале произведения.
7 Упражнения для развития динамических

функций правой руки

Фортиссимо- показывается рукой, максимально удаленной от груди, с очень большой амплитудой и насыщенностью жеста.

Форте – амплитуда движений несколько меньше, чем в предыдущем случае.

Пиано- рука посередине между крайним, вытянутым положением

и грудью, амплитуда сужена, насыщенность жеста невелика.

Пианиссимо-рука почти у груди, амплитуда движений минимальная, насыщенность жеста очень небольшая.

Упражнения для постепенной смены динамики

В первом и третьем тактах рука постепенно уменьшает амплитуду размаха и ауфтакта к последующей доле, доводя ее до нужной величины и вызывая этим ослабление звучания. Во втором и четвертом тактах , напротив, происходит ее увеличение, соответствующее усилению звучания.

Упражнение повторяется в иных схемах (например «на два», «на три», «на шесть»). Точки кульминаций могут быть смещены.

Упражнения для развития самостоятельности обеих рук

Упражнение 1

л.р.mf и т.д.

Правая рука тактирует, как обычно, в нюансе mf, темп andante . Левая рука вместе с правой производит ауфтакт к первой доле, показав ее неподвижно

останавливается или спокойно отводится к корпусу и т.д.

Упражнение 2 р.mf

4/4_______________________________________________________

Правая рука тактирует, как и прежде. Левая рука во втором такте переходит

на показ второй доли, в третьем-третьей, в четвертом-четвертой. Далее повторяется все сначала, начиная с первой доли.
Упражнение 3

пр.р.___________________


л.р.mf и т.д.
mf

Правая рука тактирует, как и прежде. Левая рука показывает уже две доли в такте - первую и третью. Но эти доли длинные, поэтому рука продолжает движение в горизонтальном направлении, «ведя» за собой звучание каждой из долей.


8 Правила показа ферматы
Фермата на звуке может быть взята в любой точке дирижерской схемы. Для ее показа обязательны три момента - постановка ферматы (точка), дальнейшее ведение звучания и снятие его. Наибольшие трудности может вызвать заключительный момент- снятие (прекращение звучания) или переход ферматы в последующее звучание.

При фермате, связанной с усилением или ослаблением звука, правая рука движется не по горизонтали, а в направлении подъема или спуска. Степень воздействия такой ферматы увеличивается соответствующим движением левой руки.

9 Показ штриховых особенностей произведения
Огромное количество штрихового разнообразия может быть объединено в две группы:

1)связные штрихи.

2)раздельные штрихи.

К связным штрихам мы относим legato () и portato (или) представляющее собой утяжеленное legato.

В основе исполнения legato лежит, главным образом, постепенное, неторопливое, плавное движение руки из точки одной доли - в точку следующей. Эластичное и без рывков движение всей рукой завершается легким упором кисти в момент точки удара. Это движение- толчок - смягченно , сглажено, с плавной петлей после него:
________________ ________________ _________________

________________ _________________ _________________
Левая рука при этом может двигаться в горизонтальном направлении от начала legato до его окончания.

Твердые штрихи короткого звучания
Эти штрихи относятся к группе staccato. Для показа этого штриха кисть правой руки всегда находится параллельно плоскости пола. Движение всей руки, соединяющие точки схемы, завершается более быстрым, четким «броском», толчком одной кисти.

Толчок этот значительнее и больше обычной «точки», напоминает как бы «укол», производящийся сверху вниз. После каждого толчка наступает короткая, почти мгновенная остановка. В руке должно присутствовать четкое ощущение точки удара.

Для показа marcato применяется прием протягивания точки «удара» или «вытягивания звука», то есть после твердого падения руки к точке удара она не заканчивает на этом свое движение, но, резко изменив направление (сверху в сторону), продолжает вести звук по горизонтали, протягивая точку удара и как бы «выжимая» звук.

Резкий рефлекс руки к последующему ауфтакту прекращает звучание (напоминая неснимаемую фермату.

Акценты, синкопы.

Акценты и подобные им динамические оттенки кратковременны по своей природе и относятся только к одной доле такта или к части ее. Они требуют точного и четкого жеста, заметно выделяющегося своей относительной силой. В свою очередь, сила акцента зависит от основного нюанса. Следовательно,storzаndо (sf) рiаnо-укол, легкий всплеск. Тоже stоrzаndо, но уже в fоrtе – удар большой силы. Акценты на счетную долю такта требуют сильный энергичный ауфтакт.

Акцент между долями не требует к себе ауфакта и его качество решает рефлекс.
Синкопа
Акцентированная нота, приходящаяся на слабую долю такта, требует применения специальных дирижерских приемов: очень четко, заметного ауфтакта или рефлекса.

Синкопа между счетными долями более сложна и подобна акценту между долями. Ясность и точность выполнения этого вида синкопы обусловливается как подчеркнутой точкой удара основной доли, так и столь же четким рефлексом предшествующим возникновению звука.


Постепенное ускорение темпа
Для ускорения темпа (ассеlеrаndо, stringеndо, и т. п.), дирижер уменьшает амплитуду движения руки между долями и одновременно учащает удары. Этим сокращается время прохождения руки между долями, наглядно отображая в жесте необходимость постепенного ускорения темпа.

Прием, ускоряющий темп, это ускоренный рефлекс руки после точки удара. Рука быстро отлетает от точки и с ускорением движется к последующей доле. Тем самым создается ощущение более быстрого ее наступления.


Постепенное замедление темпа
Расширение темпа (rаllеntаndо, ritеnutо, ritаrdаndо и т. п.) достигается обратным приемом. Рука задерживается в точке удара, рефлекс увеличивается , одновременно с этим удлиняются и промежутки времени, в течение которых тактируются счетные доли такта.

В особо сложных случаях, дирижер может привлечь еще большее внимание хора применением специального предупреждающего жеста левой рукой («внимание»).


  1. Контрольное задание

Дальнейшая отработка деталей дирижерской техники:

выполнение упражнений для развития динамических функций правой руки, фермат, синкоп и акцентов. Понятие об исполнительском процессе и вопросах интерпретации. Дирижер- аккомпаниатор- следование за солистом и собственное понимание произведения.

Исполнение аккомпанемента средней сложности. Репетиционная работа с хором под наблюдением педагога.


11.Упражнение для развития техники
Приведенные ниже схематические примеры необходимо продирижировать сначала одной правой рукой, потом жестами, свойственными одной левой руке (определяющими характер, динамику и т.д.). В совершенстве освоив примеры каждой рукой, можно перейти к дирижированию обеими рукам.
Largo
3/2______________4/4________________________3/2_______________

f p sff p f ff f pp


Allegretto
2/4__________________________________________________________
Moderato

5/4_______________________________________2/4________________

P f pp mf p sf p ff p pp
Moderato accel a tempo
3/4


Allegro
P f pp ff
3/4
Andante
4/4__________________________________________________________mf f sf sf sp

Sostenuto rit a tempo

5/8__________________________________________________________ ff pp f p mf

Allegro
6/8__________________________________________________________pp f p p f ff


Упражнения полезны тем, что позволяют сосредоточить все внимание исключительно на ритмической и динамической сторонах техники дирижирования, в то же время предоставляя простор для воображения какой-либо весьма условной музыки.

12 Упражнения для развития воли
Главная задача этих упражнений развить способность «вести» за собой исполнителей.

Для воспитания и развития необходимых качеств необходимо проявление инициативы со стороны студента в переменах схем, внезапных и постепенных изменениях динамики и темпа.

Студент должен приучать себя к мысли что он – дирижер! Именно он ведет за собой исполнителей. Разумеется, концертмейстеры обязаны безропотно повиноваться каждому его жесту и следовать за каждым его движением.
Andante accel. Moderato rit. Lento
4/4__________________________________________________________

f p p pp sf p sp


accel. Presto

f sf
Andante

аccel.4/4_________________________________________________________

mf sf p f pp p
rit. molto Sostenuto

____________________________________________________________

f p pp f p f
Moderato
_3/4__________3/8_________________2/4___________5/8___________

P f p f
Заниматься упражнениями следует до тех пор , пока студент не приобретет требуемое от него качество- уменье вести за собой исполнителей, пока не разовьется в нем необходимая дирижерская воля.

13 Контрольное занятие

В классе должно больше внимания уделяться работе с «мнимым» хором, повторению пройденного материала, отработка и совершенствование дирижерского жеста. Упражнения, ежедневный тренаж, работа над партитурами произведений различных жанров, стилей и эпох, знакомство с более сложным репертуаром, которым студенту придется овладеть впоследствии в работе с профессиональными коллективами.

Литература
1 Птица К. «Работа в хоре»: учебное пособие для вузов. – М. : 1975 г., – 156 с.

2 Птица К. «Очерки»: – Москва «Музыка» 1991 г, – 230 с.

3 Данилин Н.«Искусство хорового пения»: учебное пособие для вузов, музыкальных училищ, художественной самодеятельности – Москва, Государственное музыкальное издательство. 1963 г, – 230 с.

4 Ольхов К.«О дирижировании»: учебное пособие для вузов. – М.: 1975 г., – 156 с.

5 Дмитревский Г.«Хрестоматия по дирижированию»: учебное пособие для вузов. – М. : 1967 г., – 175 с.

6 Мюнш Ш.«Я дирижер»: учебное пособие для вузов. М.: – «Советский композитор» 1975 г., – 158 с.

7 Багриновский М. «Дирижерская техника рук»: учебное пособие для вузов. М. : – «Музыка» 1974г., – 150 с.

8 Птица П. «О хоровом дирижировании»: учебное пособие для вузов. М.: 1963г, – 256 с.

9 Маталаев Л. «Основы дирижерской техники»: учебное пособие для вузов. М. : – «Музыка» 1991г., –156 с.

1 Технические средства дирижирования………………………………4

2 Упражнения для устранения зажатости рук………………………....4

3 Ауфтакт………………………………………………………………...5

4 Схемы тактирования…………………………………………………..7

5 Сложные схемы……………………………………………………….10

6 Контрольное занятие…………………………………………………13

7 Упражнения для развития динамических функций правой руки….15

8 Правила показа ферматы ……………………………………………..16

9 Показ штриховых особенностей произведения…………………….17

10 Контрольное занятие ……………………………………..………...19

11 Упражнение для развития техники…………………......................19

12 Упражнения для развития воли…………………………………… 20

13 Контрольное занятие………………………………………………. 21

Литература……….………………………………………………….22

Составитель: ст. преподаватель Негманова У.К.

Кафедра исполнительское искусство

Утверждено на заседании кафедры «__»______2007 г. Протокол №___

и.о. заведующего кафедрой__________________ Акаева А.Т.

Одобрено методическим советом факультета филологии,

журналистики и искусства.

«__»_______2007 г. Протокол №___


Председатель МС_____________________ Шаймарданова С.К.

СОГЛАСОВАНО

Декан факультета______________ Сарбалаев Ж.Т. «__»_______ 2007г.

Нормоконтролёр ОМК__________ Баяхметова Г.С. «__»______ 2007г.

ОДОБРЕНО УМО

Начальник УМО ______________Головерина Л.Т. «__»_____ 2007г.

Кафедра готовит специалистов по двум направлениям: Бакалавриат (квалификация дирижер, хормейстер, артист хора, преподаватель) и Магистратура (с присвоением степени магистра).

История

1959 - заслуженным деятелем искусств РФ, профессором С.В. Поповым основана кафедра

1977 -1999 - кафедру возглавлял заслуженный деятель искусств РФ, профессор Б.В. Баранов

1999 - 2001 - во главе кафедры стоял народный артист РФ Ю.В. Ухов.

2001- 2007 - кафедру возглавлял заслуженный артист РФ, профессор В.Л. Канаков, который в значительной мере укрепил её материальную базу и создал условия для повышения уровня профессиональной подготовки студентов.

Последующие годы кафедрой руководили: заслуженный артист РФ, хормейстер Государственного академического ансамбля песни и пляски имени А. Александрова В.И. Кротов, заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель Государственной академической хоровой капеллы России имени А.А. Юрлова, профессор Г.А. Дмитряк. В настоящее время кафедрой руководит Заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель Лауреата международных конкурсов Губернаторского камерного хора Кузбасса, профессор О.И.Шабалина.

Педагоги

На кафедре работают высококвалифицированные, опытные педагоги: заслуженный работник культуры РФ, профессор Е.М. Кругова; доцент Г.Н. Соколова; заслуженный артист РФ хормейстер Государственного академического ансамбля песни и пляски им. А.Александрова В.И. Кротов; главный хормейстер Государственной академической хоровой капеллы России имени А.А. Юрлова, доцент, заслуженная артистка РФ М.О. Балянская; лауреат Международных конкурсов, художественный руководитель камерного хора Московского музыкального общества «Озарение», доцент О.Н. Бурова; хормейстер Государственной академической хоровой капеллы России имени А.А. Юрлова, доцент А.А. Финашев; доцент Т.К. Середа; Лауреат международных конкурсов доцент Е.В. Радостева; лауреат всероссийских конкурсов вокалистов, солистка ансамбля «Галерея Актуальной Музыки» на базе Московской государственной академической филармонии, старший преподаватель С.М. Безносова; старший преподаватель М.А. Белова; аспирант МГИК, старший преподаватель Ю.С. Лебедева.