Постановка к от х. Описание правильной артикуляции звуков и. Постановка звука «Ш»

  1. Губы принимают положение следующего звука.
  2. Расстояние между резцами зависит от следующего за г гласного.
  3. Кончик языка опущен и не касается нижних резцов. Передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть спинки языка образует смычку с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
  4. Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, таким образом, проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот.
  5. Голосовые складки смыкаются и вибрируют в момент, предшествующий взрыву смычки между языком и нёбом в результате прохождения выдыхаемой струи воздуха. Образуется звук звонкий, твердый [г].

I этап не проводится, так как подъем задней части спинки языка отрабатывается при прохождении звука к.

II этап работы проводится как часть занятия.

Тема. Уточнение произношения звука г.

Цель . Добиваться от всех детей правильного, звонкого произношения звука г в звукоподражаниях.

Предшествующая работа. Отработан звук к, от которого звук г отличается в основном наличием голоса.

Подготовительная работа . Чтобы правильно сочетать фронтальную работу с индивидуальной, воспитателю нужно выяснить, кто из детей недостаточно озвончает звуки б, д, г.

Подобрать для занятия картинку.

Игра «Гуси» в детском садй

Краткое описание.

Воспитатель показывает картинку. На ней изображена девочка, которая гонит гусей. Педагог говорит, что гуси идут домой и гогочут: «га-га-га...» «Как гуси гогочут?» - спрашивает педагог. Дети отвечают: «га-га-га...» Он продолжает: «По пути попалась канава, стали гуси прыгать через нее: «гоп-гоп-гоп...» Как они стали прыгать через канаву?» Дети: «гоп-гоп-гоп...» Потом дети делятся на 2 группы. Одна изображает гусей. Дети ходят и говорят: «га-га-га». Другая изображает пастушков. Когда дети подходят канавке (перевернутой скамейке), пастушки говорят: «гоп-гоп-гоп». И гуси прыгают. Затем участники игры меняются ролями.



Методические указания. Следить, чтобы дети не выкрикивали звукосочетания (га-га, гоп-гоп), а произносили их четко, громко, чтобы у всех звук г был звонким.

III этап работы (проводится вне занятия)

Тема . Формирование правильного, четкого произношения звука г во фразовой речи и воспитание силы голоса.

Цель . Упражнять детей в правильном произношении звука г во фразах, учить пользоваться громким голосом.

Предшествующая работа

Проведено уточнение произношения звука г.

Подготовительная работа

Продумать, кого назначить пастухом: сначала надо назначить тех, кто сможет дать правильный образец речи, а потом тех, кому необходимо закрепить произношение звука г.
Игра «Волк, пастух и гуси»
Краткое описание
Пастух. Гуси-гуси, вы откуда?
Гуси. Га-га-га. Мы из дома.
Пастух. Гуси-гуси, вы куда?
Гуси. На луга, на луга.
Пастух. Есть хотите?
Гуси. Да-да-да.
Пастух. Ну, идите на луга.
(Гуси ходят и щиплют травку.)
Пастух. Гуси белые, домой. Серый волк под горой.
Гуси гогочут и бегут домой. Волк ловит гусей. Пойманные выходят из игры.

Методические указания

Следить, чтобы дети произносили текст громко, четко, но не кричали.

Постановка звука [г], развитие артикуляционной моторики, диафрагмальнореберного типа дыхания, форсированного выдоха, фонематического слуха.

Организационный момент

Ребенку предлагаются предметные картинки и квадрат. Он должен выбрать картинки квадратной формы.

Развитие фонематического слуха

Проводится игра «Угадай слово». Ребенку предлагаются четыре картинки (василек, обруч, дом, арбуз) и карточка с четырьмя пустыми клетками. По первым звукам слов, изображенных на картинках, ребенок должен составить новое слово, поместив буквы в пустые клетки.

Развитие артикуляционной моторики

Артикуляционная гимнастика

1. Для нижней челюсти: открывать рот с сопротивлением, произвольно двигать нижнюю челюсть вправо влево.

2. Для губ и щек: втягивать щеки в ротовую полость между зубами; растянуть губы при сжатых челюстях одновременно в стороны, вверх и вниз, обнажая зубы затем их расслабить; попеременно произносить [и] - [у], [и] - [о] (с голосом).

3. Для языка: выполнить упражнения «Качели», «Почистим зубки», «Кормим птенчика», «Горка», «Катушечка».

4. Для мягкого нёба: произносить гласные звуки на твердой и мягкой атаке.

Упражнения на дыхание

1. Выполнить комплекс парадоксальной дыхательной гимнастики по Стрельниковой.

2. На одном выдохе четко, ритмично произносить цепочки слогов:

«птка - птко - птку - пткы- пткэ»; «тпка- тпко - тпку- тпкы- тпкэ».

Постановка звука [г]

1. По подражанию.

Обратить внимание ребенка на то, что артикуляция звуков [к] и [г] отличается вибрацией голосовых складок (я этого руку ребенка положить на гортань логопеда).

2. Механическим способом.

Произносить слог [да], шпателем нажать на кончик языка и отодвинуть его в глубь ротовой полости.

Итог занятия

Отмечаются достижения ребенка.

Конспект индивидуального логопедического занятия

«Постановка звука [г]».

Тема: постановка звука [г] .

Цель:

    Коррекционно – образовательная :

Уточнение артикуляции звука [г] ;

Учить изолированному произношению звука [г]

2. Коррекционно – развивающая:

Развитие фонематического слуха;

Развитие фонематического анализа;

Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;

Развитие внимания, памяти.

3. Коррекционно – воспитательная:

- формирование положительного отношения к занятиям.

Оборудование: игрушка – гусыня, предметные картинки, перышко для дыхательной гимнастики.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Отгадай мою загадку: По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. Кто это? (гусь)

Правильно, и к нам в гости сегодня пришла гусыня Глаша. Сегодня она будет с нами на занятии.

2. Основная часть.

Первый звук, который мы слышим в словах гусыня Глаша – это звук [Г] и сегодня на занятии мы будем учиться его произносить. Но для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

Артикуляционная гимнастика.

1. «Лопаточка» - Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

2. «Горка» - Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние зубки, спинку языка поднята вверх.

3. «Катушка» – рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, широкий язык «выталкивается» вперед и убирается вглубь рта.

4. «Вкусное варенье» - Слегка приоткрыть рот и широким краем языка «облизать» верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта). Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

5. «Чашечка» – рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Дыхательная гимнастика “Перышко”.

Посмотри, Глаша обронила перышко. Возьми его в ладошки и попробуй сдуть.

Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом.

Постановка звука [г] .

А какой любимый звук гусыни Глаши? ([г].)

А теперь нам Глаша расскажет, что же нужно делать, чтобы правильно произносить звук [г]:

Губы в улыбке,

Зубы разомкнуты,

Кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов, а задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу;

Горлышко «работает».

Звук «г» – твердый, звонкий, согласный.

Символ звука: гусь гогочет: ГГГ....

Давай теперь попробуем правильно произнести звук.

Физкультминутка «Весёлые гуси»

Жили у бабуси (Ходьба на месте, переваливаясь с бока на бок – имитация гуся)

Два весёлых гуся:

Один серый, другой белый,

Два весёлых гуся.

Вытянули шеи (Наклоняются вперёд, вытягивают шеи, поворачивают голову вправо и влево)

У кого длиннее!

Один серый, другой белый,

У кого длиннее!

Мыли гуси лапки («Моют» ручки, полощут их в воображаемой воде)

В луже у канавки.

Один серый, другой белый,

Спрятались в канавке. (Присаживаются на корточки)

Вот кричит бабуся:

Ой, пропали гуси!

Один серый, другой белый

Гуси мои, гуси! (Хватаются за голову, качают головой, всплёскивают руками)

Выходили гуси,

Кланялись бабусе

Один серый, другой белый,

Кланялись бабусе. (Имитация ходьбы гусей, кланяются)

Игра на развитие фонематического слуха «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Г]»:

М, б, г, в, г, г, п; га, да, ма, бу, гу; гараж, дорога, дерево, машина, графин, гусь, стол.

Закрепление произношения изолированного звука

Ну что ж, пора Глаше возвращаться домой. Помоги Глаше добраться до своего домика, когда будешь вести пальчиком по дорожке, то необходимо гоготать вместе с Глашей (Г – Г – Г).

3. Итог занятия.

Кто приходил к нам в гости?

Какой звук мы учились произносить?

Повторим что делают, язычок, губы и зубки когда мы его произносим?

Юлия Кумакова
Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [К]

Цели :

1. Коррекционно-образовательные :

Подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука К , закрепить произнесения звука К в обратных слогах и словах, познакомить с буквой К.

Коррекционно-развивающие :

Развивать артикуляцию и мелкую моторику, фонематический слух; зрительное внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию , положительный эмоциональный настрой на занятие .

Оборудование : логопедический Колобок , картинки для выполнения артикуляционной гимнастики : лопаточка, киска сердиться, катушка; картинки с изображением курицы, кукушки,пластилин,ватный шарик, одноразовый шпатель.

Ход занятия:

Организационный момент.

Ты любишь путешествовать. Хочу тебя обрадовать сейчас мы отправимся в путешествие и будем останавливаться на разных станциях. А вот и наша остановка. Мы приехали в лес. Посмотри нас кто-то встречает. А кто это догадайся. Логопед загадывает загадку .

На сметане мешен.

На окошке стужен.

Он от дедушки ушел

Он от бабушки ушел круглый бок, румяный бок

Покатился (Колобок)

К нам пришел Колобок. Мы с тобой будем сейчас вместе с Колобком показывать движения наших язычков.

1. Подготовительная часть. Разминка и упражнения :

А) подготовительные артикуляционные упражнения : для губ : чередование движений

А-И, А-У, А-О и обратно;

для языка :

«Лопаточка» : рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6) ;

«Киска сердится» : рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. (5 раз)

«Кто сильнее?» соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда , нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке) (5 раз)

«Катушка» : рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. (5раз)

«Горка» 1 : выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке) .

(5 раз.)

«Горка» 2 : то же со сдуванием ватного шарика. (5 раз.)

«Горка «3 : то же со шпателем или зондом. (5 раз)

Дышать носом с широко раскрытым ртом.

Б) разминка для кистей рук и пальцев рук + дополнительное упражнение «кулак-кольцо (пальцы одной руки сжимаются в кулак, а другой поочередно с большим пальцем образуют кольцо).

Голосовые упражнения : Колобок услышал, как «Курочка учит цыплят говорить : «Ко-ко-ко» . Цыплята повторяют : «Ко-ко-ко» . А самый маленький цыпленок говорит :» Ку-ку-ку». Мама его поправляет :»Не так. ку-ку-ку» говорит кукушка, а ты говори «ко-ко-ко» Как говорят куры? Как говорит кукушка?.

«У мамы болит горлышко, и она кашляет : «К-К-К-К»

2. Основная часть. Постановка звука К

1). По подражанию. Давай вместе с тобой научим Колобка поднимать спинку языка и стучать в потолок : «В домике он прыг да скок. В потолок стучит, Колобка веселит : «К-К-К-К» »

-развитие речевого дыхания : Логопед : Какое сейчас время года? Ребенок : Зима. Логопед : Зимой падает снег. На рукавичку Колобка упала снежинка. Давай сдуем снежинку с рукавички, произнося звук К : «К-К-К-К»

Механический способ (является преобладающим)

Основный принцип его – от взрывного переднеязычного передненебного Т к взрывному заднеязычному задненебному К при помощи зонда, шпателя, пальца логопеда (затем ребенка) нажимая на кончик и переднюю часть спинки языка, постепенно выгибая и отодвигая язык в глубь рта, при этом произнося ТА-ТА-ТА : ТА-ТА-ТА-ТЯ-ТЯ-ТЯ - КЯ-КЯ-КЯ – КА-КА-КА.

Механическая помощь постепенно ослабляется , затем устраняется совсем.

2).Уточнение артикуляционного уклада : как мы произносим звук К ? Спинка языка стукает глубоко во рту по нёбу, а кончик языка находится за нижними зубами. Произнеси звук К и попробуй это почувствовать : «К-К-К-К» . Произнести звук многократно и отрывисто.

Логопед : Расскажи какой это звук : гласный или согласный и почему? согласный (потому что во рту есть преграда воздуху и звук не поется , Давай подуем - он твердый, как камушек, или мягкий, как травка (Звук К твердый ) . Звук К мы обозначаем квадратиком синего цвета. Горлышко спит или дрожит? (Спит, голосовые связки не вибрируют) . Значит звук К какой ? (Глухой)

3. Закрепление правильного произнесения звука .

Логопед : Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка «Повторялки»

АК-АК - АК-АК-АК АК-АК-АК - АК-АК

ОК- ОК - ОК-ОК-ОК ОК-ОК-ОК - ОК-ОК

УК- УК - УК-УК-УК УК-УК-УК - УК-УК

ЫК - ЫК - ЫК-ЫК-ЫК ЫК-ЫК-ЫК - ЫК-ЫК

ИК – ИК - ИК-ИК-ИК ИК-ИК-ИК - ИК-ИК

Знакомство с буквой К

Послушайте стихотворение про букву К

Посмотри на букву К :

Есть нога и есть рука.

Костя Крикнул Кошке :"Кыш! "

Это всё на К, малыш.

На что похожа буква К? (на усики жука, клюв) В какую сторону смотрит буква К? (в правую) Сколько элементов у буквы К? Какие?

Физкультминутка.

А сейчас мы попробуем изобразить букву К. для этого необходимо поднять правую руку слегка вверх, а правую ногу оторвать от пола (стоять на одной ноге) .

Давай для Колобка слепим его букву и украсим ее.

Итог занятия . Прощание с Колобком дарим ему букву из пластилина.

Положение губ зависит от последующего гласного. Кончик языка опущен, отодвинут от нижних резцов вглубь ротовой полости, задняя часть спинки языка круто выгорблена вверх и образует смычку с поверхностью на границе твёрдого и мягкого нёба. Мягкое нёбо поднято. Голосовые складки разомкнуты (К – глухой звук).

Язык продвинут вперёд, кончик языка касается нижних резцов. Средняя и задняя часть спинки языка подняты вверх и смыкаются с задней и средней частью твёрдого нёба. Дефекты произношения звуков К и КЬ называются каппацизмом. О постановке звука К читайте .

Точно такая же, как при произношении звука К. Отличие лишь в том, что голосовые складки сомкнуты (Г – звонкий звук).

Точно такая же, как при произношении звука КЬ. Отличие лишь в том, что голосовые складки смыкаются (ГЬ – звонкий звук). Дефекты произношения звуков Г и ГЬ называются гаммацизмом.

Точно такая же, как при произношении звука К. Отличие лишь в том, что задняя часть спинки языка образует не смычку, а щель с областью на границе твёрдого и мягкого нёба.

Точно такая же, как при произношении звука КЬ. Отличие лишь в том, что средняя часть спинки языка поднята вверх и образуют щель со средней частью твёрдого нёба. Дефекты произношения звуков Х и ХЬ называются хитизмом.

Нарушения произношения заднеязычных звуков

1. Отсутствие звуков в речи.

2. Замена переднеязычными Т, Д.

3. Взаимозамены К-Г, Х-К, чаще оглушение.

4. Замена Г или Х придыхательным (украинским) звуком.

5. Боковое произношение звуков КЬ, ГЬ ХЬ при дизартрии.

О постановке заднеязычных звуков читайте .

Если Вы сочли данную информацию полезной, делитесь с друзьями в социальных сетях. Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу. Ваш логопед онлайн Перфилова Наталья Владимировна.