- Губы принимают положение следующего звука.
- Расстояние между резцами зависит от следующего за г гласного.
- Кончик языка опущен и не касается нижних резцов. Передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть спинки языка образует смычку с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
- Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, таким образом, проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот.
- Голосовые складки смыкаются и вибрируют в момент, предшествующий взрыву смычки между языком и нёбом в результате прохождения выдыхаемой струи воздуха. Образуется звук звонкий, твердый [г].
I этап не проводится, так как подъем задней части спинки языка отрабатывается при прохождении звука к.
II этап работы проводится как часть занятия.
Тема. Уточнение произношения звука г.
Цель . Добиваться от всех детей правильного, звонкого произношения звука г в звукоподражаниях.
Предшествующая работа. Отработан звук к, от которого звук г отличается в основном наличием голоса.
Подготовительная работа . Чтобы правильно сочетать фронтальную работу с индивидуальной, воспитателю нужно выяснить, кто из детей недостаточно озвончает звуки б, д, г.
Подобрать для занятия картинку.
Игра «Гуси» в детском садй
Краткое описание.
Воспитатель показывает картинку. На ней изображена девочка, которая гонит гусей. Педагог говорит, что гуси идут домой и гогочут: «га-га-га...» «Как гуси гогочут?» - спрашивает педагог. Дети отвечают: «га-га-га...» Он продолжает: «По пути попалась канава, стали гуси прыгать через нее: «гоп-гоп-гоп...» Как они стали прыгать через канаву?» Дети: «гоп-гоп-гоп...» Потом дети делятся на 2 группы. Одна изображает гусей. Дети ходят и говорят: «га-га-га». Другая изображает пастушков. Когда дети подходят канавке (перевернутой скамейке), пастушки говорят: «гоп-гоп-гоп». И гуси прыгают. Затем участники игры меняются ролями.
Методические указания. Следить, чтобы дети не выкрикивали звукосочетания (га-га, гоп-гоп), а произносили их четко, громко, чтобы у всех звук г был звонким.
III этап работы (проводится вне занятия)
Тема . Формирование правильного, четкого произношения звука г во фразовой речи и воспитание силы голоса.
Цель . Упражнять детей в правильном произношении звука г во фразах, учить пользоваться громким голосом.
Предшествующая работа
Проведено уточнение произношения звука г.
Подготовительная работа
Продумать, кого назначить пастухом: сначала надо назначить тех, кто сможет дать правильный образец речи, а потом тех, кому необходимо закрепить произношение звука г.
Игра «Волк, пастух и гуси»
Краткое описание
Пастух. Гуси-гуси, вы откуда?
Гуси. Га-га-га. Мы из дома.
Пастух. Гуси-гуси, вы куда?
Гуси. На луга, на луга.
Пастух. Есть хотите?
Гуси. Да-да-да.
Пастух. Ну, идите на луга.
(Гуси ходят и щиплют травку.)
Пастух. Гуси белые, домой. Серый волк под горой.
Гуси гогочут и бегут домой. Волк ловит гусей. Пойманные выходят из игры.
Методические указания
Следить, чтобы дети произносили текст громко, четко, но не кричали.
Постановка звука [г], развитие артикуляционной моторики, диафрагмальнореберного типа дыхания, форсированного выдоха, фонематического слуха.
Организационный момент
Ребенку предлагаются предметные картинки и квадрат. Он должен выбрать картинки квадратной формы.
Развитие фонематического слуха
Проводится игра «Угадай слово». Ребенку предлагаются четыре картинки (василек, обруч, дом, арбуз) и карточка с четырьмя пустыми клетками. По первым звукам слов, изображенных на картинках, ребенок должен составить новое слово, поместив буквы в пустые клетки.
Развитие артикуляционной моторики
Артикуляционная гимнастика
1. Для нижней челюсти: открывать рот с сопротивлением, произвольно двигать нижнюю челюсть вправо влево.
2. Для губ и щек: втягивать щеки в ротовую полость между зубами; растянуть губы при сжатых челюстях одновременно в стороны, вверх и вниз, обнажая зубы затем их расслабить; попеременно произносить [и] - [у], [и] - [о] (с голосом).
3. Для языка: выполнить упражнения «Качели», «Почистим зубки», «Кормим птенчика», «Горка», «Катушечка».
4. Для мягкого нёба: произносить гласные звуки на твердой и мягкой атаке.
Упражнения на дыхание
1. Выполнить комплекс парадоксальной дыхательной гимнастики по Стрельниковой.
2. На одном выдохе четко, ритмично произносить цепочки слогов:
«птка - птко - птку - пткы- пткэ»; «тпка- тпко - тпку- тпкы- тпкэ».
Постановка звука [г]
1. По подражанию.
Обратить внимание ребенка на то, что артикуляция звуков [к] и [г] отличается вибрацией голосовых складок (я этого руку ребенка положить на гортань логопеда).
2. Механическим способом.
Произносить слог [да], шпателем нажать на кончик языка и отодвинуть его в глубь ротовой полости.
Итог занятия
Отмечаются достижения ребенка.
Конспект индивидуального логопедического занятия
«Постановка звука [г]».
Тема: постановка звука [г] .
Цель:
Коррекционно – образовательная :
Уточнение артикуляции звука [г] ;
Учить изолированному произношению звука [г]
2. Коррекционно – развивающая:
Развитие фонематического слуха;
Развитие фонематического анализа;
Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;
Развитие внимания, памяти.
3. Коррекционно – воспитательная:
- формирование положительного отношения к занятиям.
Оборудование: игрушка – гусыня, предметные картинки, перышко для дыхательной гимнастики.
Ход занятия:
Организационный момент.
Отгадай мою загадку: По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. Кто это? (гусь)
Правильно, и к нам в гости сегодня пришла гусыня Глаша. Сегодня она будет с нами на занятии.
2. Основная часть.
Первый звук, который мы слышим в словах гусыня Глаша – это звук [Г] и сегодня на занятии мы будем учиться его произносить. Но для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.
Артикуляционная гимнастика.
1. «Лопаточка» - Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
2. «Горка» - Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние зубки, спинку языка поднята вверх.
3. «Катушка» – рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, широкий язык «выталкивается» вперед и убирается вглубь рта.
4. «Вкусное варенье» - Слегка приоткрыть рот и широким краем языка «облизать» верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта). Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
5. «Чашечка» – рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Дыхательная гимнастика “Перышко”.
Посмотри, Глаша обронила перышко. Возьми его в ладошки и попробуй сдуть.
Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом.
Постановка звука [г] .
А какой любимый звук гусыни Глаши? ([г].)
А теперь нам Глаша расскажет, что же нужно делать, чтобы правильно произносить звук [г]:
Губы в улыбке,
Зубы разомкнуты,
Кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов, а задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу;
Горлышко «работает».
Звук «г» – твердый, звонкий, согласный.
Символ звука: гусь гогочет: ГГГ....
Давай теперь попробуем правильно произнести звук.
Физкультминутка «Весёлые гуси»
Жили у бабуси (Ходьба на месте, переваливаясь с бока на бок – имитация гуся)
Два весёлых гуся:
Один серый, другой белый,
Два весёлых гуся.
Вытянули шеи (Наклоняются вперёд, вытягивают шеи, поворачивают голову вправо и влево)
– У кого длиннее!
Один серый, другой белый,
У кого длиннее!
Мыли гуси лапки («Моют» ручки, полощут их в воображаемой воде)
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке. (Присаживаются на корточки)
Вот кричит бабуся:
Ой, пропали гуси!
Один серый, другой белый
– Гуси мои, гуси! (Хватаются за голову, качают головой, всплёскивают руками)
Выходили гуси,
Кланялись бабусе
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе. (Имитация ходьбы гусей, кланяются)
Игра на развитие фонематического слуха «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Г]»:
М, б, г, в, г, г, п; га, да, ма, бу, гу; гараж, дорога, дерево, машина, графин, гусь, стол.
Закрепление произношения изолированного звука
Ну что ж, пора Глаше возвращаться домой. Помоги Глаше добраться до своего домика, когда будешь вести пальчиком по дорожке, то необходимо гоготать вместе с Глашей (Г – Г – Г).
3. Итог занятия.
Кто приходил к нам в гости?
Какой звук мы учились произносить?
Повторим что делают, язычок, губы и зубки когда мы его произносим?
Юлия Кумакова
Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [К]
Цели :
1. Коррекционно-образовательные :
Подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука К , закрепить произнесения звука К в обратных слогах и словах, познакомить с буквой К.
Коррекционно-развивающие :
Развивать артикуляцию и мелкую моторику, фонематический слух; зрительное внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные :
Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию , положительный эмоциональный настрой на занятие .
Оборудование : логопедический Колобок , картинки для выполнения артикуляционной гимнастики : лопаточка, киска сердиться, катушка; картинки с изображением курицы, кукушки,пластилин,ватный шарик, одноразовый шпатель.
Ход занятия:
Организационный момент.
Ты любишь путешествовать. Хочу тебя обрадовать сейчас мы отправимся в путешествие и будем останавливаться на разных станциях. А вот и наша остановка. Мы приехали в лес. Посмотри нас кто-то встречает. А кто это догадайся. Логопед загадывает загадку .
На сметане мешен.
На окошке стужен.
Он от дедушки ушел
Он от бабушки ушел круглый бок, румяный бок
Покатился (Колобок)
К нам пришел Колобок. Мы с тобой будем сейчас вместе с Колобком показывать движения наших язычков.
1. Подготовительная часть. Разминка и упражнения :
А) подготовительные артикуляционные упражнения : для губ : чередование движений
А-И, А-У, А-О и обратно;
для языка :
«Лопаточка» : рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6) ;
«Киска сердится» : рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. (5 раз)
«Кто сильнее?» соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда , нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке) (5 раз)
«Катушка» : рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. (5раз)
«Горка» 1 : выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке) .
(5 раз.)
«Горка» 2 : то же со сдуванием ватного шарика. (5 раз.)
«Горка «3 : то же со шпателем или зондом. (5 раз)
Дышать носом с широко раскрытым ртом.
Б) разминка для кистей рук и пальцев рук + дополнительное упражнение «кулак-кольцо (пальцы одной руки сжимаются в кулак, а другой поочередно с большим пальцем образуют кольцо).
Голосовые упражнения : Колобок услышал, как «Курочка учит цыплят говорить : «Ко-ко-ко» . Цыплята повторяют : «Ко-ко-ко» . А самый маленький цыпленок говорит :» Ку-ку-ку». Мама его поправляет :»Не так. ку-ку-ку» говорит кукушка, а ты говори «ко-ко-ко» Как говорят куры? Как говорит кукушка?.
«У мамы болит горлышко, и она кашляет : «К-К-К-К»
2. Основная часть. Постановка звука К
1). По подражанию. Давай вместе с тобой научим Колобка поднимать спинку языка и стучать в потолок : «В домике он прыг да скок. В потолок стучит, Колобка веселит : «К-К-К-К» »
-развитие речевого дыхания : Логопед : Какое сейчас время года? Ребенок : Зима. Логопед : Зимой падает снег. На рукавичку Колобка упала снежинка. Давай сдуем снежинку с рукавички, произнося звук К : «К-К-К-К»
Механический способ (является преобладающим)
Основный принцип его – от взрывного переднеязычного передненебного Т к взрывному заднеязычному задненебному К при помощи зонда, шпателя, пальца логопеда (затем ребенка) нажимая на кончик и переднюю часть спинки языка, постепенно выгибая и отодвигая язык в глубь рта, при этом произнося ТА-ТА-ТА : ТА-ТА-ТА-ТЯ-ТЯ-ТЯ - КЯ-КЯ-КЯ – КА-КА-КА.
Механическая помощь постепенно ослабляется , затем устраняется совсем.
2).Уточнение артикуляционного уклада : как мы произносим звук К ? Спинка языка стукает глубоко во рту по нёбу, а кончик языка находится за нижними зубами. Произнеси звук К и попробуй это почувствовать : «К-К-К-К» . Произнести звук многократно и отрывисто.
Логопед : Расскажи какой это звук : гласный или согласный и почему? согласный (потому что во рту есть преграда воздуху и звук не поется , Давай подуем - он твердый, как камушек, или мягкий, как травка (Звук К твердый ) . Звук К мы обозначаем квадратиком синего цвета. Горлышко спит или дрожит? (Спит, голосовые связки не вибрируют) . Значит звук К какой ? (Глухой)
3. Закрепление правильного произнесения звука .
Логопед : Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка «Повторялки»
АК-АК - АК-АК-АК АК-АК-АК - АК-АК
ОК- ОК - ОК-ОК-ОК ОК-ОК-ОК - ОК-ОК
УК- УК - УК-УК-УК УК-УК-УК - УК-УК
ЫК - ЫК - ЫК-ЫК-ЫК ЫК-ЫК-ЫК - ЫК-ЫК
ИК – ИК - ИК-ИК-ИК ИК-ИК-ИК - ИК-ИК
Знакомство с буквой К
Послушайте стихотворение про букву К
Посмотри на букву К :
Есть нога и есть рука.
Костя Крикнул Кошке :"Кыш! "
Это всё на К, малыш.
На что похожа буква К? (на усики жука, клюв) В какую сторону смотрит буква К? (в правую) Сколько элементов у буквы К? Какие?
Физкультминутка.
А сейчас мы попробуем изобразить букву К. для этого необходимо поднять правую руку слегка вверх, а правую ногу оторвать от пола (стоять на одной ноге) .
Давай для Колобка слепим его букву и украсим ее.
Итог занятия . Прощание с Колобком дарим ему букву из пластилина.
Положение губ зависит от последующего гласного. Кончик языка опущен, отодвинут от нижних резцов вглубь ротовой полости, задняя часть спинки языка круто выгорблена вверх и образует смычку с поверхностью на границе твёрдого и мягкого нёба. Мягкое нёбо поднято. Голосовые складки разомкнуты (К – глухой звук).
Язык продвинут вперёд, кончик языка касается нижних резцов. Средняя и задняя часть спинки языка подняты вверх и смыкаются с задней и средней частью твёрдого нёба. Дефекты произношения звуков К и КЬ называются каппацизмом. О постановке звука К читайте .
Точно такая же, как при произношении звука К. Отличие лишь в том, что голосовые складки сомкнуты (Г – звонкий звук).
Точно такая же, как при произношении звука КЬ. Отличие лишь в том, что голосовые складки смыкаются (ГЬ – звонкий звук). Дефекты произношения звуков Г и ГЬ называются гаммацизмом.
Точно такая же, как при произношении звука К. Отличие лишь в том, что задняя часть спинки языка образует не смычку, а щель с областью на границе твёрдого и мягкого нёба.
Точно такая же, как при произношении звука КЬ. Отличие лишь в том, что средняя часть спинки языка поднята вверх и образуют щель со средней частью твёрдого нёба. Дефекты произношения звуков Х и ХЬ называются хитизмом.
Нарушения произношения заднеязычных звуков
1. Отсутствие звуков в речи.
2. Замена переднеязычными Т, Д.
3. Взаимозамены К-Г, Х-К, чаще оглушение.
4. Замена Г или Х придыхательным (украинским) звуком.
5. Боковое произношение звуков КЬ, ГЬ ХЬ при дизартрии.
О постановке заднеязычных звуков читайте .
Если Вы сочли данную информацию полезной, делитесь с друзьями в социальных сетях. Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу. Ваш логопед онлайн Перфилова Наталья Владимировна.